Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития и представители средневековой философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Общая характеристика и основные идеи философии Средневековья Средневековая философия развивалась в период со 2 по 15 вв. Христианская религия и церковь в это время контролировали все сферы общественной жизни. Философия превратилась в служанку религии, так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения. Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений. Креационизм – учение о том, что все существующее сотворено Богом из ничего одной лишь его волей. Бог – это духовная первооснова мира, не только творец, но и гарант его существования. Если бы Бог исчез, мир в тот же миг превратился бы в хаос. Антропоцентризм – учение о человеке как «венце творения», созданном по образу и подобию Божию и помещенном в центр мира. Несмотря на свой высокий статус, человек все же получал низкую оценку, считался слабым и греховным существом. Резко противопоставлялись душа и тело. Смысл жизни – в заботе о душе, подготовке её к жизни вечной. Главная помеха на этом пути – тело и его потребности, с которыми надлежало бороться. Причём, без помощи Бога человек справиться со своими греховными наклонностями не может. Провиденциализм – учение о предопределении всего происходящего в мире божественной волей. Бог определяет обстоятельства жизни, оставляя за человеком свободу выбора поступка в данных им условиях. Человек должен мужественно и терпеливо сносить тяготы жизни, твердо веря в божественную мудрость и справедливость. Несчастья нужно воспринимать либо как заслуженное наказание, либо как испытание, либо как научение. Самоубийство категорически осуждалось, так как означало утрату веры в божественную мудрость и справедливость, по сути – утрату веры в Бога. Эсхатология – учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечества были пессимистические: будет второе пришествие Христа, конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мёртвыми, после которого небольшое количество праведников телесно воскреснет и на земле начнётся райская жизнь. Откровение – учение о том, что человек в особом психическом состоянии выходит на контакт с Богом, и Бог открывает ему такие знания об устройстве мира, судьбах людей, которые невозможно получить обычным путём. Из этого следует, что истинные знания можно получить благодаря вере, а не разуму, вера выше разума. Таким образом, главный объект познания для средневековых философов – Бог. Без Бога объяснить происхождение и устройство мира, появление и смысл жизни человека, ход событий, судьбы людей, будущее общества, источник наших знаний невозможно. Религиозная система взглядов, в центре которой – Бог, получила название теоцентризм (от греч. «теос», «Зевс» - бог)
2. Основные этапы развития и представители средневековой философии Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика. На этапе патристики (от лат. patres — отцы) происходила разработка первыми христианскими мыслителями (так называемыми «отцами-основателями церкви») основ христианского вероучения и религиозной философии. Крупнейшим представителем патристики был Августин Блаженный (354-430), в учении которого уже содержались все основные идеи средневековой философии. На этапе схоластики (от лат. schola — школа) происходила разработка логического обоснования принятых на этапе патристики догматов религии. Накал веры стал ослабевать, и людям потребовались доказательства того, во что раньше просто верили. Самым авторитетным мыслителем этого периода был Фома Аквинский (1225-1274), известный своими пятью доказательствами существования Бога. Он свёл воедино разнообразные религиозно-философские идеи и разработал целостное учение, которое было признано и утверждено католической церковью. Фома Аквинский обосновал «теорию двух истин», примиряющую веру и разум. Согласно ей, вера помогает понять сверхъестественную реальность, сущность Бога, его заповедей, разум же – инструмент познания земного, естественного мира. Вместе вера и разум дают целостное представление о мире, но приоритет принадлежит вере. Слово «схоластика» с давних пор приобрело отрицательный оттенок: схоластикой стали называть бесполезные рассуждения и споры на оторванные от жизни, надуманные, умозрительные проблемы. Основанием для этого стали проводившиеся в средневековых университетах многочасовые диспуты по таким вопросам как, например: 1) имеют ли ангелы пол? 2) сколько ангелов или чертей могут уместиться на конце иглы? 3) обладают ли ангелы собственной волей или только исполняют волю Бога? 4) может ли всемогущий Бог создать такой камень, который он сам не смог бы поднять? и т.п. Хотя схоластика не давала знаний о естественном мире, назвать её абсолютно бесполезной нельзя, так как она способствовала развитию абстрактного мышления, умения различать тончайшие оттенки понятий, разрабатывать логическую аргументацию идей.
Тема 5.Философия эпохи Возрождения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.94 (0.009 с.) |