Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие философии, её специфика как науки

Поиск

Понятие философии, её специфика как науки

Структура философии

Функции философии

 

1. Понятие философии, её специфика как науки

Слово «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Этот термин появился благодаря древнегреческому мыслителю Пифагору (6 в. до н.э.). Что же такое мудрость? Мудрость – это хорошее знание жизни, её закономерностей. И в первую очередь это хорошее знание людей, причин и последствий их действий. Люди же живут в природной и социальной среде, поэтому мудрому человеку кроме знания людей нужно ещё и знание природных и социальных закономерностей. Любители мудрости задумываются над вопросами типа: есть ли Бог или мир существует сам по себе? устроен ли мир разумно и справедливо? в правильном ли направлении развивается общество? есть ли жизнь после смерти? человек – хозяин своей судьбы или же её раб? и т.п.

Очертив в самом общем виде круг вопросов, интересующих любителей мудрости, то есть философов, можно дать следующее определение: философия – это система предельно общих знаний о природе, обществе, человеке. Философы размышляют обо всём и обычно имеют более широкий взгляд на проблемы, чем другие люди. Они как будто смотрят на мир издалека, чтобы воспринимать его как общую картину.

Система философских знаний состоит из разных уровней.

1-й уровеньжизненно-обыденный, на котором философия существует в форме суждений, основанных на личном опыте и здравом смысле. На этом уровне философствуют все, но с разным результатом. Одной из наиболее интересных форм философии на этом уровне является жизненная мудрость, выраженная в народных пословицах и поговорках: как аукнется – так и откликнется, без труда не вытянешь и рыбку из пруда, на Бога надейся, а сам не плошай и т.п.

2-й уровен ь – художественно-образный, на котором достаточно глубокие и серьёзные философские идеи выражены в наглядно-доступной для восприятия форме в произведениях литературы, живописи, кинематографа и т.д.

3-й уровень – научный, где философия существует в виде хорошо обоснованных и систематизированных идей и теорий. На этом уровне она является результатом деятельности профессионалов.

Философия как наука обладает рядом специфических черт.

1. От других наук философия отличается объектом исследования. Частные науки изучают закономерности той или иной сферы окружающего нас материального мира. Философия, во-первых, пытается установить наиболее общие закономерности естественного мира в целом. Во-вторых, она пытается заглянуть за грань естественного мира и постичь закономерности сверхъестественного мира, что несколько сближает её с религией.

       
 
 
   

 


 


 

 

2. От других наук философия отличается методами исследования. Поскольку философы зачастую размышляют о таких объектах, которые не воспринимаются органами чувств и приборами (например, Бог, душа, будущее человечества и т.п.), постольку они не пользуются такими методами исследования как опыты, эксперименты, измерения и т.п. Изучать реальный мир и собирать факты – дело науки, а философия осмысливает информацию, имеющуюся в культуре, в том числе и наработанную наукой. Орудие философа – его собственная мысль.

Ректор университета:

- Почему вам, физикам, всегда требуется так много дорогостоящего оборудования? Вот математики просят деньги только на бумагу, карандаши и стёрки… А философы ещё лучше. Им даже стёрки не нужны.

 

3. От других наук философия отличается структурой знаний. Частные науки строятся на фундаменте ряда идей и теорий, ставших общепризнанными. В философии таких общепризнанных идей и теорий нет. Поскольку философы размышляют над такими проблемами, на которые невозможно дать однозначный ответ с помощью опытов, на практике, постольку в философии по одним и тем же проблемам возможно сосуществование различных, часто противоречащих друг другу идей и теорий.

 

2. Структура философии

Широкий круг исследуемых в философии вопросов привёл к дифференциации философского знания. Основными разделами философского знания являются:

· онтология (греч. ontos – сущее, logos - учение) учение о мире в целом, его устройстве и наиболее общих закономерностях;

  • гносеология (gnosis- знание) – учение о познании;

· философская антропология (anthropos - человек) – философское учение о человеке и проблемах его существования;

· социальная философия – учение об обществе и его развитии;

· история философии — учение о развитии философского знания с древности до наших дней;

· аксиология (axios - ценность) – учение о жизненных ценностях;

  • логика – учение о закономерностях мышления;
  • этика – учение о морали;
  • эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве и др.

 

3. Функции философии

1. Мировоззренческая функция. В процессе жизни у человека формируется мировоззрение – совокупность взглядов и убеждений, идеалов и норм, которые определяют отношение человека к миру, его жизненные цели. Философия как система наиболее общих знаний о мире и человеке является основой мировоззрения, помогает человеку осознать себя, свое место в мире, выяснить смысл своего существования, определить правильные цели деятельности.

2. Методологическая функция. Философия разрабатывает общие принципы и методы познавательной и практической деятельности человека, поскольку важно правильно выбрать не только жизненные цели и ориентиры, но и методы их достижения. Философы считают, что метод важнее результата: при правильном методе можно получить много хороших результатов, при неправильном – ни одного. От выбора метода действий в значительной степени зависит судьба человека.

3. Интеллектуальная функция. Философия учит нас мыслить строго, логично, развивая у человека способность к абстрактному, теоретическому мышлению. Философия учит размышлению не над мелкими вопросами практического плана (как построить дом, смастерить тот или иной механизм, где взять денег на покупку и т.п.), а над большими вопросами, касающимися устройства мира, общества, сущности человеческой жизни. Философия является искусством мышления

4. К ритическая функция. Философия подвергает критическому рассмотрению устоявшиеся, общепринятые мнения, учения, системы ценностей. Для нее нет незыблемых авторитетов. Тем самым философия способствует раздвижению границ познания, содействует развитию общества и культуры.

5. Прогностическая функция. На основе познанных закономерностей действительности философия способна дать прогноз относительно дальнейшего развития событий.

6. Гуманистическая функция. Философия, разбирая проблемы человеческого существования, пытается помочь людям научиться жить достойно, истинно человеческой, а не просто животной жизнью.

 

Тема 2.Философия Древнего Востока

Философия Древнего Китая

Философия Древней Индии

 

Специфическими чертами восточной философии являются:

1) признание существования сверхчувственного, сверхъестественного мира и его влияния на протекание событий в естественном мире, насыщенность философии религиозно-мифологическими персонажами и силами;

2) для постижения сверхъестественного мира используются необычные состояния психики – транс, религиозное озарение, интуиция и т.п.

3) стремление дать практические рекомендации, как нужно жить, чтобы отношения людей между собой и с природой были гармоничными.

 

1. Философия Древнего Китая

Наиболее влиятельные философские учения Древнего Китая — конфуцианство и даосизм.

Конфуцианствоэто этическое учение, основанное Конфуцием в 6-5 вв. до н.э. Конфуций жил в эпоху жестоких междоусобных войн и стремился разработать такие нормы поведения людей, которые бы способствовали установлению мира и порядка в обществе. Нормы конфуцианской морали:

1. человеколюбие. Конфуций является одним из авторов «золотого правила нравственности»: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»;

2. строжайшее исполнение установленных ритуалов, традиций, посредством которых люди выражают доброжелательные и уважительные отношения друг к другу – это гасит инстинкт агрессии;

3. почтительное отношение к старшим по возрасту и общественному положению, выполнение их указаний;

4. трудолюбие, добросовестное исполнение своих профессиональных, семейных, гражданских обязанностей, соответствие своему статусу (сын должен быть хорошим сыном, отец – хорошим отцом, студент – хорошим студентом и т.д.);

5. образованность.

Конфуцианство существенно повлияло на формирование уникального облика китайской цивилизации. В современном Китае большинство граждан считают нормы конфуцианской морали правильными и утверждают, что ориентируются на них в жизни.

Основателем даосизма является Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.). В отличие от конфуцианства, сосредоточенного на совершенствовании общества, даосизм выяснял место человека во Вселенной, устройство мира и его наиболее общие закономерности. Дао — центральное понятие даосизма, это сверхчувственная реальность, являющаяся основой мира, всеобщим законом, которому подчиняется все существующее. Дао не обладает свойствами и характеристиками объектов естественного мира, и поэтому его невозможно описать с помощью слов. Про Дао можно только сказать, что оно совершенно и неизменно.

В противоположность неизменному Дао в естественном мире всё находится в движении. Причиной всеобщего движения является противоборство двух противоположных мировых сил – инь и ян. Инь и ян неотделимы друг от друга, любой объект – это единство инь и ян, то есть единство противоположных свойств.

Активная деятельность человека по преобразованию мира, по мнению Лао-цзы, ведет к нарушению всеобщего закона Дао и является причиной всех бед и несчастий. Лао-цзы считал, что нужно придерживаться принципа «недеяния», который означает не бездействие, а органичное вписывание, приспособление к окружающей среде, отказ от попыток изменить естественный ход вещей. Эта идея нашла воплощение в искусстве фэн-шуй. С точки зрения фэн-шуй, мир пронизывают потоки энергии. Энергия может быть позитивной и негативной. Человек может улучшить свою жизнь, если отведёт от себя потоки отрицательной энергии и сфокусирует на себе как можно больше позитивной энергии.

2. Философия Древней Индии

Большая часть индийской философии основана на древних священных писаниях, известных как «Веды» («знания»), поэтому индийской философии и культуре в целом присущ ряд общих основополагающих идей.

Основой мира признается Брахмансверхчувственная реальность, которая так же невыразима словами, как и Дао.

Душа человека бессмертна и вовлечена в бесконечную цепочку перерождений – колесо сансары. Каждое последующее перерождение происходит по закону кармы.

Кармаэто возмездие за все совершенное человеком, настигающее его в последующих жизнях, его судьба, которую он формирует сам своими мыслями и поступками. Карма определяет место, которое человек будет занимать в обществе в следующей жизни – касту. Воздаянием за неблаговидную жизнь может быть перерождение души в облике животного, растения.

Поскольку все живые существа имеют душу, равны между собой и связаны одной судьбой, постольку важным понятием для индийской философии является «ахимса», которое обозначает запрет на причинение вреда живым существам.

Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы прожить ее нравственно для обеспечения лучшего перерождения. Пройдя через длинную цепочку перерождений, душа достигает совершенства, выходит из колеса сансары и сливается с Брахманом.

Буддизм — философско-религиозное учение, основателем которого является Сиддхартха Гаутама (6-5 вв.до н.э.), получивший титул Будды (Просветленного). Суть его вероучения выражена в «Четырёх Благородных Истинах»:

1.Жизнь есть страдание. Даже смерть не кладет конец страданиям, так как за смертью следует перерождение.

2. Причиной страданий и бесчисленных перерождений являются бесконечные желания и привязанность к земным благам и удовольствиям. Именно тоска по ним возвращает душу умершего человека назад, заставляет перерождаться.

3. Чтобы избавиться от страданий и перерождений нужно научиться жить без желаний, ни к чему не привязываясь и ничем не дорожа.

4. Для этого нужно вести нравственный и аскетический образ жизни, максимально сокращать свои потребности. Душа, достигшая высокой степени совершенства, выходит из колеса сансары и уходит в нирванунечто похожее на христианский рай, состояние спокойствия и блаженства.

Тема 3.Античная философия

Эволюция античной философии

1. Общая характеристика античной философии

Античная философия в буквальном переводе означает древняя философия, но не всякая древняя, а философия Древней Греции и Древнего Рима. Она появляется примерно в то же время, когда жили Конфуций, Лао-цзы и Будда, то есть в 7-6 веках до н.э. Её отличие от восточной философии состояло в том, что,

во-первых, античные мыслители начали объяснять мир без ссылок на богов, так как мир, которым правит непредсказуемая воля богов, Афина

объяснить невозможно.

Во-вторых, главным средством познания мира становится разум, логика. Философы разрабатывают разумную, логическую аргументацию своих идей и теорий.

В-третьих, античная философия представляет собой совокупность самых разнообразных школ и учений, так как античное общество – это демократичное общество, в котором существовала достаточно значительная свобода мышления.

Специфические черты античной философии во многом предопределили специфику развития западноевропейской цивилизации.

2. Эволюция античной философии

Античная философия прошла 3 стадии в своём развитии:

1. период становления;

2. период расцвета (классический период);

3. период заката (эллинистический период).

На первом этапе философы стремились понять сущность мира в целом, и прежде всего - его происхождение: из чего всё появилось? Что было вначале? В качестве первоосновы мира называются вода, воздух, огонь, земля, числа. Были и другие варианты ответа на этот вопрос.

На втором этапе наряду с размышлениями о происхождении и устройстве мира философы всё больше внимания уделяют проблемам человеческой жизни, общества. Начало этому повороту положил философ Сократ.

Сократ не интересовался вопросами устройства мира, так как считал, что это знание доступно только богам. Он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ считал, что людям лучше заняться вопросами собственной жизни. «Познай самого себя» - философская установка Сократа. Он начал с выяснения, как нужно жить, чтобы быть счастливым. По его мнению, счастливым может быть только нравственный человек, живущий в гармонии с людьми и собственной совестью. Почему же люди часто поступают безнравственно и тем самым сами себя лишают возможности быть счастливыми? Сократ пришел к выводу, что причина аморального поведения людей заключается в незнании ими сущности нравственных качеств. Если же людям чётко объяснить, что такое мудрость, мужество, благородство, справедливость и т.п. добродетели, то человек уже не сможет поступать иначе, как ориентируясь на эти высокие образцы поведения, ибо, выбирая между лучшим и худшим, кто же выберет худшее? – рассуждал Сократ. Обсуждая публично вопросы морали, Сократ критиковал власть, за что по надуманному предлогу был отдан под суд, который вынес ему смертный приговор. Смелость и независимость мышления, мужество и верность своим убеждениям сделали Сократа символом философии.

Наиболее талантливым учеником Сократа был Платон. Всё, что мы знаем о Сократе, нам известно в пересказе Платона, так как Сократ не оставил после себя ни строчки. Поэтому трудно сказать, что в действительности говорил Сократ, а что ему приписал Платон. Платон не только пытался ответить на вопрос, как устроен мир, но и как его можно поправить, усовершенствовать. Платон написал сочинение «Государство», в котором описал устройство совершенного, справедливого общества.

Величайшим мыслителем античности был ученик Платона Аристотель, обладавший энциклопедическими знаниями. Он оставил сочинения почти по всем известным в то время отраслям знаний. На протяжении восьми лет он был учителем Александра Македонского.

На этапе заката античной философии, который совпал с закатом античной цивилизации, мыслители мало интересовались вопросами устройства мира, усовершенствования общества. Их внимание сосредоточилось на вопросе, как лучше приспособиться к жизни, как нужно жить, чтобы быть счастливыми.

Весьма оригинальной философской школой были киники (« киник» по-гречески означает «пёс», «собака»). По их мнению, люди сами портят себе жизнь, так как постоянно стремятся к накоплению материальных благ. Тем самым они лишают себя душевного спокойствия, потому что все время терзаются страхом потерять то, что имеют, или страдают от уже случившихся потерь. Если же ничего не имеешь, то ничего и не боишься потерять, живёшь спокойно и счастливо. Эту идею киники претворили в свой образ жизни. Так, например, наиболее яркий представитель кинизма Диоген жил в бочке, не имея денег, имущества, семьи и т.п.

Киники считали, что богатство мешает вести нравственный образ жизни, бедность – способствует. Сами же они стремились прожить жизнь нравственно. Презрение к материальным ценностям киники распространяли и на людей, живущих ради их накопления, пренебрегающих нравственностью, причём, выражали своё отношение открыто, шокирующим, оскорбительным образом. Они намеренно нарушали этикет, чтобы показать людям, как искусственные, надуманные правила приличия мешают им жить нравственно (например, будучи свободными гражданами, носили одежду рабов, показывая тем самым, что люди должны судить окружающих не по тому, что на них надето, а по их человеческим качествам, и т.п.). От киников произошли слова «циник», «цинизм», которые стали означать вызывающе-пренебрежительное отношение к ценностям и нормам, принятым в обществе.

Ещё одной интересной философской школой этого периода были стоики (их название происходит от здания, в котором они собирались – Стоя).Стоики были согласны с Сократом и киниками, что для счастья нужны не материальные, а духовные ценности – прежде всего, такие качества характера как мудрость, мужество, умеренность и т.п. Однако стоики в отличие от киников не отказывались от обладания имуществом, а считали, что нужно обрести баланс потребностей и возможностей, чтобы человека не терзали невыполнимые желания.

Стоики были фаталистами. Фатализм (от латинского «фатум» - рок, судьба) – это вера в предопределённость человеческой жизни. Стоики считали, что жизнь человека предопределена богом, и изменить предначертанную судьбу невозможно. Однако, какие бы трудности и испытания ни выпадали на долю человека, жить нужно нравственно и благородно, не опускать руки, не жаловаться на неприятности и проблемы, так как они закаляют характер, позволяют человеку проявить свои лучшие качества: «Великие люди радуются невзгодам, как храбрые воины – битве». Если исчезает возможность жить нравственно, если обстоятельства подталкивают к совершению аморального поступка, то человек должен предпочесть самоубийство, но уйти из жизни с незапятнанной репутацией. Для стоиков честь дороже жизни. Самоубийство по другим причинам считалось проявлением трусости и осуждалось. Стоицизм – это философия героических личностей. Наиболее известные представители – философ Сенека (5 г.до н.э.- 65), римский император Марк Аврелий (121-180).

Тема 4.Средневековая философия

Философия 17 в.

Философские идеи И.Канта

Экзистенциализм

Философские идеи феминизма

1. Экзистенциализм

Экзистенциализм (от лат. «экзистенция» - существование) – одно из главных направлений в философии 20 в. В первой половине века окончательно рухнуло представление о способности человека силой своего разума усовершенствовать общество. Вместо наступления эпохи всеобщего процветания, справедливости, братства разразились две мировые войны, переворот 1917 года и гражданская война в России, фашистский режим в Германии и сталинский в СССР и т.п. общественные явления. Философия экзистенциализма стала попыткой осмысления проблемы, как выжить человеку в ситуации острого социального кризиса, крушения привычных систем ценностей, норм, стереотипов мышления и действия, когда человек находится на грани жизни и смерти. Наиболее известные представители экзистенциализма – французские философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю (1913-1960).

Обширный спектр идей экзистенциалистов можно свести к нескольким основным.

Идея абсурда. По мнению экзистенциалистов, заниматься постижением мира бессмысленно, так как в мире господствует абсурд, т.е. отсутствие смысла. Человеку кажется, что мир разумно устроен, что есть некоторые общие законы мира, истории, культуры. На самом деле слепая страсть, глупость и зло царят в мире, превращая его в абсурд и бессмыслицу. Мир вызывает в человеке чувства растерянности, отчаяния, отвращения. «Меня тошнит, следовательно, я существую», - так переделали экзистенциалисты известную фразу Декарта.

Идея экзистенции. Предметом изучения философии является не бессмысленный мир, а человек, его существование - экзистенция. Под экзистенцией понимается жизнь конкретного человека. Причем, не внешняя, предметно-вещественная жизнь (кем работает, сколько получает, чем обладает и т.п.), а исключительно внутренняя, духовная жизнь, мир мыслей и переживаний человека. «Человек наполнен экзистенцией, как футбольный мяч воздухом». Именно в этом внутреннем, духовном мире человек может и должен искать опору для выживания в мире абсурда, поскольку всех внешних опор (денег, семьи, положения в обществе и т.п.) его легко лишить во время социальных потрясений.

Идея свободы. Главной характеристикой экзистенции является свобода. У человека нет, конечно же, абсолютной свободы, он зависит от многих природных и социальных факторов. Человек свободен в том смысле, что его жизнь, его поступки не запрограммированы Богом, генами или же воспитанием, он сам решает, как ему поступить в той или иной ситуации, и потому трудно предсказать, спрогнозировать его действия. Человек сам пишет сценарий своей жизни и наполняет её смыслом. Человек - это постоянно незавершенный проект, он сам себя постоянно конструирует, изобретает, и в этой внутренней творческой деятельности он свободен.

Идея выбора. Свобода постоянно ставит человека перед необходимостью выбора. Человек все время должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности, нормы и идеалы. Причем, для выбора нет достаточных оснований, нет никаких универсальных, всеобщих и единственно правильных ориентиров. При принятии решений человек не может с уверенностью опереться на христианскую или другую мораль, все относительно, ничто не указывает, как нужно правильно действовать.

Идея личной ответственности. Сделав выбор, человек несет за него личную ответственность и не может переложить ее на других людей или обстоятельства. «Для человека нет алиби», то есть, нет оправданий. Трус ответственен за свою трусость, предатель – за своё предательство. Человек не может сказать: «А что мне оставалось делать? У меня не было выбора». Выбор есть всегда. Вопрос только о цене выбора, которая бывает достаточно высокой, иногда даже может равняться жизни. И далеко не всегда человек готов платить по высокой цене. Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность и в то же время предопределяет будущее мира.

Идеи экзистенциалистов носят ярко выраженный этический характер, мобилизуют людей на формирование активной жизненной позиции, отказ от любых оправданий своих действий внешними или внутренними факторами, осознание своей ответственности за личную и общественную жизнь.

 

2. Философские идеи феминизма

Феминизм – это движение женщин против дискриминации по признаку пола. Известная представительница феминизма Симона де Бовуар (1908-1986) подвергла критическому осмыслению социальное положение женщин. Она утверждала, что в европейской культуре доминирует мужская самооценка как первого, высшего пола и оценка женщин как второго, а по смыслу – второсортного пола. Женщина долгое время считалась неполноценным и зависимым существом, низшим по сравнению с мужчиной, ограниченным и слабым, весь смысл жизни которого – служить мужчине и быть ему полезной. Её роль в обществе сводилась к тому, чтобы быть женой и матерью. Женщине отказывали в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина, она была выключена из общественной жизни (не работала на государственной службе, не имела избирательных прав и т.п.). Сфера принятия решений, наследование и т.п. – всё было прерогативой мужчины. Этот уцененный статус женщин в ослабленном варианте сохраняется до сих пор, объявляется данным от природы и потому неизменным, навязывается женщинам, и они с ним смиряются. «Анатомия - это судьба», - выражал мужскую позицию З.Фрейд. В результате женщины по сравнению с мужчинами обладают значительно меньшей свободой индивидуального выбора форм своей жизни.

Возражая З.Фрейду, С. де Бовуар в духе идей экзистенциализма утверждала, что нет никакой биологической запрограммированности человека. «Женщиной не рождаются, ею становятся», - говорила она. Ребёнок становится мужчиной или женщиной в зависимости от того, какие социальные программы поведения в него заложат, как его воспитают. Для изменения статуса женщины в обществе необходимо, чтобы и мужчины, и женщины пришли к новому и более равноправному пониманию самих себя и друг друга. Равенство полов, которое отстаивают феминистки, означает не их одинаковость, а юридическое, материальное и социальное равенство. Женщины должны иметь полное право и возможность самим решать, каким видом деятельности они хотят заниматься, создавать ли им семью, обзаводиться ли детьми и т.п. Общество должно избавиться от таких стереотипов как «не женское это дело» или «не мужское это дело». Статус человека в обществе должен определяться личными качествами и достоинствами, а не половой принадлежностью, анатомией. Природное фундаментальное различие полов должно оцениваться не в понятиях «высшее-низшее», а в понятиях взаимодополнительности.

Во многих странах женщины добились равноправия де-юре и теперь борются за равноправие де-факто. Беларусь, по данным Всемирного банка, занимает 23-е место в мире по гендерному равенству из 128-ми возможных.

Тема 10.Философия России и Беларуси

Русский космизм

Философская мысль Беларуси

1. Тема России в русской философии

Русская философия возникла в эпоху средневековья и долгое время не выдвигала собственных оригинальных идей, а развивала идеи, почерпнутые в Византии и Западной Европе. Свои самобытные учения появляются только в 19 веке. Центральной темой русской философии становится тема России, то есть обширный и сложный вопрос о специфике российского общества и пути его развития. Начало исследованию и обсуждению этой темы положил Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) в своих «Философических письмах» 1829-1831 гг. После публикации первого же письма в журнале «Телескоп» Чаадаев по указанию царя был объявлен сумасшедшим, помещен под домашний арест, ему было запрещено печататься, журнал закрыт, редактор сослан в Сибирь.

Чаадаев разделял мнение просветителей, что человечество движется по пути прогресса, увеличения степени свободы. Исключение составляет Россия. Страна имеет выгодное географическое положение – между Западом и Востоком – и могла бы синтезировать достоинства двух цивилизаций – западный рационализм, умение организовать материальную жизнь и восточную духовность. Это сделало бы Россию лидером мирового развития и культурного прогресса. Синтез не состоялся. В итоге, Россия – отсталая страна, не способная создать ничего, что вошло бы в сокровищницу мировой культуры. Историческая миссия России заключается лишь в том, чтобы дать отрицательный урок другим народам – «так жить нельзя». Причинами застоя в России Чаадаев считал самодержавие (абсолютную власть царя), крепостничество (отсутствие прав и свобод у граждан, в том числе, у знатных и богатых), православие (которое не осуждало самодержавие и крепостничество). России нужно учиться у Запада, перестроить общество по западному образцу.

Идеи Чаадаева вызвали большой резонанс, в результате чего в середине 19 в. сформировались два течения общественной мысли – западники и славянофилы. Они начали спорить о значении реформ Петра I, разрезавших историю страны на две части, и о пути дальнейшего развития России.

Западники одобряли реформы Петра I. Они считали, что существуют единые для всего человечества закономерности развития. Наилучшим образом они учтены на Западе, поэтому европейские страны добились внушительных успехов в развитии. России же нужно копировать западный опыт во всех сферах жизни. Самодержавие должно смениться конституционной монархией, сходной с монархиями Западной Европы.

Славянофилы считали реформы Петра и европеизацию изменой России. Они были против копирования Запада, так как, по их мнению, Запад – это мир кризисов, эгоистического индивидуализма и бездуховности, у него нет будущего. Западный путь развития ведёт в тупик. Россия должна идти своей самобытной дорогой, сохраняя свои специфические черты, которые являются её достоинствами. К ним относятся: 1) православие; 2) общинный строй жизни крестьян, в котором проявляются такие отличительные качества русского народа, как прирождённый коллективизм, приоритет общественных интересов над личными, взаимопомощь; 3) самодержавие, так как большой стране нужна сильная власть. Но царь должен учитывать мнение народа, выразителем которого должен стать совещательный Земский собор. Возражая западникам, славянофилы утверждали, что копирование Запада не приведёт к желаемым результатам, потому что у русских другой менталитет, другие привычки и стереотипы действия, сформировавшиеся под влиянием религии, истории, климата, размера и рельефа территории государства. Особый путь России должен привести её к процветанию и мировому лидерству.

Спор между западниками и славянофилами продолжается и в наши дни.

2. Русский космизм

Одной из отличительных черт русской философии является внимание к вопросам нравственности. Этический подход чётко выражен в учении русского космизма, представители которого обострённо ощущали несовершенное устройство мира, его жестокость и бессмысленность. Чтобы жили одни, должны умереть другие – люди и хищные животные убивают и потребляют в пищу других животных. Природные катастрофы уносят тысячи жизней. Из-за засух и наводнений в мире свирепствуют голод и нищета. Смерть забирает не только стариков, но и детей. Поскольку человек - разумное и нравственное существо, постольку он может и должен поправить природу, усовершенствовать мир и себя самого, уменьшить количество зла в мире. До сих пор эволюция шла «вслепую», бессознательно, но теперь человек уже созрел для того, чтобы своим разумом направлять её, сознательно и целенаправленно совершенствовать себя и мир.

Основоположник русского космизма – Николай Фёдорович Фёдоров (1828-1903). Основной труд Фёдорова называется «Философия общего дела». Он считал, что человечество должно осознать, что оно является единой планетарной семьёй, перестать конфликтовать, объединиться и заняться общим делом - познанием и овладением силами природы, чтобы покончить с нищетой и голодом. Нужно научиться управлять погодой, климатом, предотвращать стихийные бедствия, овладеть энергией солнца, превратить планету в космический корабль, снять её с орбиты и отправиться на ней заселять бесконечный космос. Вселенная должна стать единой космохозяйственной системой.

Человек также должен овладеть природными силами внутри себя – раскрыть тайну смерти и стать бессмертным. У поколения бессмертных будет нравственный долг, возвращение которого станет целью жизни – воскрешение всех умерших предков вплоть до Адама и Евы. Для этого необходимо организовать научные центры с привлечением специалистов разного профиля. Поскольку потребуется воскресить десятки миллиардов людей, а ресурсы Земли ограничены, воскрешённые поколения необходимо будет расселить в космосе.

Бессмертное человечество откажется от деторождения. Инстинкт размножения мудрая природа вложила в людей, чтобы не прервалась эстафета жизни. Когда эстафету жизни станет не нужно передавать, инстинкт будет вытеснен культом предков, который станет религией человечества (влияние конфуцианства). Вместо того, чтобы тратить время и энергию на воспроизводство своих несовершенных копий, люди займутся преобразованием мира и доведением до совершенства самих себя.

При грандиозных планах преобразования мира Фёдоров отрицал технический путь развития цивил



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.178 (0.012 с.)