Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия Просвещения (18 в.)Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Философия 17 века В 17 в. начинается становление буржуазного общества. Бурно развивающееся производство нуждается в научных рекомендациях и тем самым стимулирует развитие науки. Резко возрастают роль и авторитет науки в обществе. Если в античности наука в основном служила средством удовлетворения любознательности, в Средневековье она практически не развивалась (разве что алхимики искали философский камень), то в Новое время от неё стали ожидать принесения практической пользы, увеличения власти человека над природой. Наука превращается в производительную силу. Изменившееся отношение к науке первым выразил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626): «Знание – сила». Вследствие повысившегося авторитета науки и знаний в философии на первый план выходят проблемы гносеологии (теории познания). Философы начинают резко критиковать средневековую схоластику за отсутствие знаний о закономерностях естественного мира, поскольку она в основном занималась постижением сверхчувственного мира. Методом Откровения нарождающаяся наука не пользуется по причине его необычности и доступности небольшому количеству людей. Философы и учёные начинают разрабатывать понятные и доступные каждому заинтересованному исследователю методы познания мира, споря о том, что является источником и главным средством познания – органы чувств или разум. При ответе на этот вопрос возникли такие философские учения как эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. empiria – опыт) – это философское учение, считающее чувственный опыт человека, то есть показания органов чувств исчерпывающим источником познания окружающего мира. Сторонники эмпиризма критически относились к познавательным способностям разума, так как разум склонен к заблуждениям и суевериям. Считалось, что разум только упорядочивает, классифицирует чувственный опыт, ничего нового не добавляя к нему. Эмпирики утверждали, что доверять можно только знанию, полученному на основе опытов и экспериментов. Тем самым они заложили основы научного – опытно-экспериментального – метода исследования природы. Эмпириком был Ф.Бэкон. Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское учение, считающее разум источником и главным средством познания. Родоначальником рационализма является французский учёный и философ Рене Декарт (1596-1650). Декарт полагал, что истина не может быть получена на основе чувственного познания, т.к. органы чувств часто ошибаются и обманывают человека. Истина может быть выведена только из разума. Например, глазами мы видим движение Солнца вокруг Земли, но умом мы понимаем правоту Николая Коперника. Разуму можно доверять в большей мере, чем органам чувств, потому что разуму присущи врожденные, доопытные идеи, из которых можно вывести путём логического рассуждения всё возможное знание о мире. Все тайны Вселенной можно постичь, не выходя из собственного кабинета, без непосредственного контакта с окружающим миром, без экспериментов – одним лишь мышлением, но при этом строго придерживаясь определённых правил. В поисках таких врожденных идей, истинность которых настолько самоочевидна, что они не нуждаются в доказательствах и могут стать основой наших знаний, Декарт последовательно подвергает сомнению все утверждения. Сомнительно существование Бога, мира и даже собственного тела. Несомненно лишь существование мыслящего Я. «Я мыслю, следовательно, существую», - утверждает философ и тем самым признаёт разум источником и главным средством познания. Благодаря усилиям эмпириков и рационалистов начали формироваться научные методы познания: естественные науки стали опираться на экспериментальную базу, ориентироваться на поиск понятных разуму закономерностей устройства мира (без мистики, ссылок на чудо и т.п.).
2. Философия Просвещения 18 в. вошел в историю как эпоха Просвещения. Просвещение – это идейное течение, представители которого выступили с критикой отживающего феодального общества, требованием ограничения влияния религии и церкви на все сферы общественной жизни. Просветители боролись с религиозными предрассудками, распространяли философские и научные знания, требовали переустройства общества в соответствии со здравым смыслом, а не с церковным учением. Мировоззрение просветителей оптимистично. Они верили: 1) в безграничные возможности разума в деле познания мира: природы, общественной жизни, самого человека; 2) человек по своей природе – доброе и непорочное существо. Люди рождаются ангелами, которых портит жизнь в несовершенном обществе; 3) вооружённый знаниями добрый по природе человек может построить справедливое и совершенное общество, обеспечить его бесконечное прогрессивное развитие и счастливое будущее человечества. В центре внимания мыслителей эпохи Просвещения оказались проблемы социальной философии. Влиятельнейшим философом был Жан Жак Руссо (1712-1778). «Люди рождаются свободными, равными и непорочными» - исходный тезис философии Руссо. Почему же тогда в обществе царят несвобода, неравенство и всеобщая вражда? Почему «человек человеку – волк», как утверждал английский философ 17 века Томас Гоббс? Виновата деспотичная государственная власть. Тогда возникает вопрос: как и зачем появляется государство? Церковь столетиями утверждала, что всякая власть от Бога, и поэтому свята и неприкосновенна. Руссо же популяризировал теорию «общественного договора», по которой государство имеет не божественное, а земное, естественное происхождение. Первоначально, когда ещё не было государства, в обществе царил беспредел, война всех против всех, и каждый должен был сам себя защищать. Устав от вражды, люди заключили неписаный договор, что часть своей свободы они отдают государству, то есть обязуются ему повиноваться, а взамен оно обязуется охранять их от разбойников и внешних врагов. Таким образом, главная цель государства – охрана своих подданных, забота о них, обеспечение свободы и равенства людей. Если же государственная власть сама начинает нарушать права людей, то вполне справедливо и законно восстание народных масс, революция с целью смены деспотической власти более справедливой. В отличие от остальных просветителей с их оптимистической верой в разум, науку, просвещение, прогресс Руссо увидел отрицательные последствия этих явлений. По мнению Руссо, за развитие науки и искусства человечество расплачивается падением нравов. Дикари жили по принципу «Один за всех, все за одного». Цивилизация испортила людей, теперь каждый озабочен личными интересами. Восстановить нравственность, избавиться от многих недостатков общества можно путем отказа от городской цивилизации, возвращения к природному, естественному состоянию жизни. Особое значение Руссо придавал воспитанию человека. Предполагалось, что под воздействием правильно организованного процесса воспитания и образования все граждане станут нравственными и просвещёнными. Родившихся непорочными детей нужно забирать у родителей, портящих их своим воспитанием, отдавать на воспитание профессионалам. Детей нужно увозить из городов, которые являются рассадниками порока, в деревню, воспитывать без насилия, с учётом врождённых интересов и способностей. Социально-философские идеи просветителей оказали большое влияние на общественную жизнь. Просветители стали идеологами и вдохновителями Французской революции конца 18 в., проходившей под лозунгом «Свобода, равенство, братство», а также революций последующих столетий. Именно с Французской революции 1789 года начался отсчёт современной истории, так как западные общества стали основываться на системе демократических ценностей, главными из которых считаются свобода и равенство всех граждан перед законом.
Тема 7.Немецкая классическая философия Философские идеи И.Канта
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.51 (0.01 с.) |