ТОП 10:

ОРГАНИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НА ЗЕМЛЕ



Одно из основных научных выражений теории развития – это теория биологической эволюции. Наличие эволюции органических форм говорит о том, что многообразие земных форм жизни представляет собой некоторое сверхпространственное состояние, своего рода биологическое макро-пространство-время, которое не может полностью исчерпать себя ресурсами одного момента времени и начинает «сосчитывать» себя во времени в формах роста биологического макро-пространства. И нужно учесть, что такой рост осложняется множеством девиантных факторов (инволюция, задержки и тупики развития, вымирания видов и т.д.), превращая биологическое пространство-время в ход эволюционного процесса.

Сегодня в теории биологической эволюции соперничают идеи редукционизма и холизма. Редукционизм – это противоположное холизму направление, которое пытается свести более высокие уровни организации к некоторому нижнему уровню, по сути отрицая существование множества уровней бытия.

Господствующая теория эволюции в современной биологии – синтетическая теория эволюции (СТЭ), в которой объединяются идеи дарвинизма и менделизма. Эта теория несет в себе много редукционистских черт, например, макроэволюция крупных таксонов во многом сводится к микроэволюции видов и т.д.

В последнее время нарастает все более активность разного рода альтернативных теорий эволюции – от близкой к дарвинизму теории прерывистого равновесия до все более радикальных версий номогенеза и креационизма.

 

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Что же представляет собой феномен культуры? Есть ли такое емкое определение культуры, в котором были бы отражены, "схвачены" все ее проявления?

Следует прямо сказать, что на сегодняшний день такого определения нет. В настоящее время насчитывается более 400! определений культуры. Одно определение дают философы, другое - социологи, третье - культурологи и т.п.

Так, культуру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей, как единство неких символов, выражающихся в языке, как реализацию сущностных сил человека, как состояние духовности в обществе и т.п.

культура "присутствует" буквально во всех явлениях, сторонах общественной жизни, которые очень подвижны, изменчивы, и, в свою очередь, требуют своего объяснения.сейчас, в связи с информационными процессами в обществе, встает вопрос об информационной культуре общества и личности, о включении интеллектуальных систем в различные сферы жизни общества, а это уже требует и другие подходы к анализу культуры.

феномен культуры следует рассматривать как особый способ человеческой жизнедеятельности. как способ организации, регуляции жизнедеятельности общественного человека, повышения уровня его общественной активности. Культура и будет "направлять", регулировать эту самую деятельность, являясь своего рода технологией

Далее. Культура - это и совокупность знаковых систем, сложившихся в обществе. Посредством символов, знаков как ценностей и смыслов культуры осуществляются коммуникационные процессы в обществе, сохраняются его социальная память и опыт.

Кроме того, культура - это и особый мир ценностей. В культуре и посредством культуры реализуются идеально-ценностные цели, идеалы, представляющие ценность как для отдельного человека, так и для человечества в целом. Совокупность материальных и духовных ценностей - это определение идеалов, целей и смысла жизни. это и определенное социальное образование - институт, как своего рода система, некая целостность несовпадающая с природой, регулирующая поведение людей, определяющая нормы и роли их поведения.

носителями ценностных отношений, регулирующих человеческую жизнедеятельность является семья, брак, обычаи, традиции, язык и символы, то культуру можно рассматривать и как совокупность этих общественных элементов, составляющих структуру целостного общественного организма.

Культуру можно рассматривать и как процесс творчества. В процессе творчества человек совершенствуется как идейно-духовный субъект культуры.

Включаясь, во все виды и формы деятельности, человек развивает все свои свойства, задатки и способности, и, посредством культуры, как духовной основы общества, созидает, творит себя - свою родовую сущность, как меру осуществления человеческого в человеке. В этом заключается гуманистическая сущность культуры.

только интегральная характеристика культуры, как социального явления, как всего мира в целом, позволит сформировать обобщенное понимание культуры,

Теория моделей культуры была разработана учениками Франца Боаса (в частности, Сэпером, Бенедикт, Уайтингом, Бетенсоном.

В "теории моделей культуры " и случайные, и постоянные элементы культуры рассматривались как нечто независимое от социальной структуры; более того, считалось, что следует в большей степени изучать модели, формы, структуры и организации, присущие той или иной культуре, а не разрозненные культурные черты и культурное содержание, поскольку предполагалось, что культурные формы (модели культуры), значительно более стабильны, чем наполняющее их содержание, которое может изменяться с течением времени.Данный подход предполагает, что соответствующие модели присутствуют на всех уровнях культуры, но степень их выраженности и доступности для осознания в разных случаях (на разных уровнях культуры) различна.

 

Основные теоретические положения концепции "культурных моделей " были позднее обобщены и систематизированы Альфредом Крёбером и Клодом Клакхоном. "Культура состоит их эксплицитных и имплицитных моделей поведения, которые получают символическую форму, и отражают особенности различных человеческих групп, в частности, воплощаясь в артефактах. Существенная особенность культуры состоит в наличии в ней традиционных, то есть исторически выработанных и отобранных, идей, и, в первую очередь, выработанных данным народом идейценностей; культурная система может, с одной стороны, рассматриваться как продукт действования, а с другой, как нечто, что обуславливает последующие действия. Культура - это не только поведение, а изучение культуры - это не только изучение поведения. Часть культуры состоит из поведенческих норм и стандартов. Другая ее часть состоит их идеологических суждений и рассудочных объяснений некоторых форм поведения. И наконец, каждая культура включает в себя определенные общие принципы, на основе которых совершается выбор тех или иных форм поведения, их упорядочение и таким образом складывается определенная вариативность культурных моделей.

 

Культурные модели, по Крёберу, это определенные абстракции, которые позволяют исследователям видеть все элементы культуры в единстве: политическое устройство, одежду, пищу, произведения искусства, технологию строительства жилищ и т.п. Он писал: "В качестве отличительных особенностей той или иной культуры следует понимать то, что называют моделями культуры, или же ее конфигурациями, или ее гештальтами. "Общество без культуры существует только на дочеловеческом уровне. Но культура, которая существует только через человека, который является также социальным животным, предполагает общество: специфика человеческого общества состоит в том, что оно более детерминировано культурой, чем культура обществом, а некоторые виды социальной жизни обусловлены культурой. К тому же некоторые социальные формы становятся чатью культуры. Согласно ранним взглядам Крёбера, культура является условием общества. Общество по отношению к культуре является средством, инструментом, который культура использует, чтобы объективировать себя. Культура устанавливает новый и отличный уровень реальности, более высокий, чем человеческое общество.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.40 (0.004 с.)