Философия Николая Кузанского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Николая Кузанского



Николай Кребс (Krebs), годы жизни: 1401-1464) – один из наиболее самостоятельных и ярких представителей философии Возрождения. Его аксиология принципиально не отличается от общих аксиологических принципов христианской философии.

Главная идея Николая Кузанского – обоснование бытия Бога, которое он проводит, активно привлекая математическую символику. Математика играет для него роль своего рода метафорического языка, способного символически намекнуть на сверхразумную природу Бога.

1. Онтология. Мир – совокупность вещей, и каждая вещь имеет свой максимум и минимум. Максимум – это некоторый эталон вещи, наиболее сильный предел ее бытия, совокупность совершенств принципа данной вещи. Наоборот, минимум – предельное онтологическое ослабление вещи. Например, для человека максимумом является некоторый его идеал, предел всех его возможностей и совершенств, который конечно никогда реально недостижим, но к нему всегда можно пытаться все более и более приближаться. Например, идеальное здоровье – некоторый максимум, смерть – это минимум бытия человеческого организма. Так и каждая вещь определена в пределах некоторого спектра между своим максимумом и минимумом. Уже здесь мы видим явные математические конструкции.

В этом случае Бога можно представить как максимум всех максимумов –бесконечность бытия. Бог настолько велик и непостижим, что он совпадает и с минимумом всех минимумов, проявляя себя не просто как предельный максимум, но как абсолютный максимум.

Во-первых, Его можно представить как сложение (complicatio) всех частей бытия. С этой точки зрения, Бог есть бесконечная сумма всех частей бытия. И ясно, что тогда Бог больше любой из этих частей.

Во-вторых, каждая вещь есть проявление (explicatio) Бога, т.е. через вещь Бог проявляет себя как некоторой своей гранью.

В-третьих, Бог есть стяжение (contractio) всех вещей в данной вещи, или, что то же, - все части стяженно присутствуют внутри каждой части, образуя самоподобную голографическую природу бытия.

Отсюда возникает образ бытия, в котором – все во всем, все проникает во все. В любой вещи свернуты все прочие вещи, например, линия или любая другая фигура – это всегда части тела, и через потенцию тела в линии потенциально даны все иные фигуры.

2. Гносеология. Кузанский выделяет два вида человеческого познания – познание конечного и познание бесконечного. В основе первого вида познания лежит пропорциональное отношение двух конечных, поскольку человек – также конечное существо. И этот вид познания не представляет собой принципиальной трудности. Для второго вида познания такой пропорции нет, и здесь необходим особый метод познания, который Николай Кузанский называет ученое незнание. В основе метода ученого незнания лежит бесконечная последовательность конечных приближений бесконечного, и у этой последовательности есть предел, в котором совпадают все те противоположности

Кузанский иллюстрирует идею совпадения противоположностей в бесконечном пределе на различных примерах, наиболее известным из которых является пример с множеством окружностей все большего радиуса, которые пересекаются все в одной точке, в которой имеют одну касательную линию

В пределе бесконечно большого радиуса дуга окружности вблизи точки касания совпадет с прямой, т.е. прямое и непрямое сольются воедино, представляя геометрический пример совпадения противоположностей.

Бог – это бесконечное, и познание Бога требует некоторого подобного метода бесконечного предельного приближения к природе Бога, в котором используется последовательность конечных символов Бога, являющихся противоположностями в нашем мире, но совпадающих в пределе. Такой предел намекает на бесконечную природу Бога, и метод такого познания должен быть некоторой новой логикой, использующей методы предельных последовательностей смыслов.

Николай Кузанский считается одним из творцов идеи предельного процесса и последующего метода пределов, развитого в математическом анализе.

По степени приближения к антиномической природе бесконечного можно выделить три основные ступени познания: 1) чувственное познание, способное выразить только единичное,

2) рациональное познание, опирающееся на всеобщие универсальные законы в рамках принципов формальной логики.

3) высшей формой познания интеллектуальное познание (или интеллектуальная интуиция), в котором возможно антиномическое интуитивное схватывание принципа совпадения противоположностей.

Онтология. Высшее начало – это Мир, Природа. Мир и Бог суть одно. Мир бесконечен в пространстве и времени, будучи наполнен бесконечным множеством малых миров – галактик, звездных систем, планет. Мир – это Макрокосм, малые миры – микрокосмы. Каждый микрокосм воспроизводит в себе Макрокосм как в пространстве, так и во времени, вплоть до мельчайших атомов (монад). Все части Макрокосма связаны друг с другом и проникают друг друга.

Мир непрерывно развивается, переходя от низшего к высшему. В нем действуют неизменные законы развития, сочетаясь с творческой свободой, непредсказуемым появлением новых форм. Каждый малый мир также проходит свой путь развития, являющийся частью общей творческой эволюции.

Мир – это единый живой организм со своей Мировой Душой. Все части Мира – его органы.

Гносеология. Истина – это Мир, знание о котором получается путем познания Природы (примат естественного откровения). Можно выделить три основных вида познания: 1) чувственное, 2) рациональное, 3) интутивное. Чувственное познание есть познание внешних материальных проявлений Мира, как бы Тела Мира. В рациональном познании постигается внутренняя сущность Мира, система его законов и принципов, своего рода Душа Мира. Наконец, интуитивное познание позволяет проникнуть в самые глубины бытия Макрокосма, в его духо-бытие.

Кроме того, процесс познания – единство экспериментальной индукции и математической дедукции. Процесс познания бесконечен и кумулятивен, он идет от более частного к более общей относительной истине, бесконечно стремясь к абсолютной истине.

Аксиология. Человек – это Микрокосм. Как и Макрокосм, он должен стремиться к реализации своей потенциальной универсальности (синтез науки и искусства), быть творческой и свободной личностью, преображать мир вокруг себя, интересоваться в первую очередь светской жизнью, быть социально и политически активным. Человек, максимально выразивший в себе эти черты, есть Личность. Все люди от природы наделены одинаковыми правами. Государство – результат общественного договора народа и правящей власти. Обе стороны договора должны соблюдать свои обязанности во имя целого. Совершенное государство – это союз (братство) свободных и равных личностей. Церковь должна быть отделена от государства; само государство должно быть правовым, т.е. предполагать разделение ветвей власти и верховенство закона. Общественное благо состоит в достижении счастья для максимального числа людей. История – прогресс общества, достижение все более совершенных форм общественной жизни.

Философия Джордано Бруно

Учение Бруно –основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Бесконечная вселенная в целом – это Бог. Он находится во всем и повсюду, не «вне» и не «над», но в качестве «наиприсутствующего». Бруно неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей (по Бруно, «божественным бытием в вещах»).

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Бруно с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей

Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всем единичном — «все во всем».

«Мир одушевлен вместе со всеми его членами», а душа может рассматриваться как «ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи». Мировая же душа у Бруно – носитель такого атрибутивного свойства как «всеобщий ум», универсальный интеллект. Понятие Бога в результате замещается Бруно понятием «мировая душа».

Лучшая процедура служения Богу («монаде монад») – познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием (цель философии у Бруно – постижение «Бога в вещах»). Вера, по Бруно, «требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы», в то время как философские изыскания по поводу «истины относительно природы и превосходства творца ее» предназначены лишь тем, кто «способен понять наши рассуждения». Стремление к пониманию естественного закона, согласно Бруно, – самый высоконравственный удел. Волю Бога, необходимо искать в «неодолимом и нерушимом законе природы

 

ФИЛОСОФИЯ ФРЕНСИСА БЭКОНА.

Френсис Бэкон (1561 - 1626), великий английский философ, основоположник, новоевропейского эмпиризма. Основная работа Бэкона – «Новый органон», которая так была названа в претензии заменить собою философию Аристотеля, основные логические сочинения которого носили совокупное название «Органон». Мы рассмотрим два основных аспекта его философии – учение о научной индукции и идолах познания.

Бэкон одним из первых начинает понимать науку как всеобъемлющую человеческую деятельность, которая дает человеку в руки новый взгляд на мир и средства преобразования мира. Трем основным способностям человека, 1) памяти, 2) воображению и 3) разуму, Бэкон сопоставляет три основных сферы человеческой деятельности – 1) историю, 2) поэзию и 3) философию. В конечном итоге все должно быть преобразовано на началах научного познания, которое дает человеку знание законов природы. Подлинным может быть лишь знание практическое, способное изменить мир на основе знания законов природы и использования этого знания на благо человека. Отсюда знаменитое изречение Бэкона «Знание есть сила». Здесь еще слышатся отголоски борьбы со схоластикой как абстрактной и оторванной от жизни спекуляции.

Учение о научной индукции.

Бэкон, как и другие философы Нового времени, пытается разгадать загадку научного метода познания. Что делает науку столь эффективной? Индукция – вид умозаключения, где происходит мыслительный переход от множества частных знаний к их обобщению, т.е. мыслительное движение от частного к общему.

Индукция не есть что-то необычное, что встречается только в науке. В нашей повседневной жизни мы также на каждом шагу сталкиваемся с разного рода индуктивными обобщениями. Например, когда в сердцах люди одной национальности начинают обвинять во всех бедах людей другой национальности, считая, что «все люди национальности Н плохие», то это типичный пример индукции. Или когда, например, мы полагаем, что «все дети милые», то это также пример индукцивного заключения. Таким образом, в жизни мы постоянно что-то обобщаем – нет долго автобуса, мы заключаем, что он вообще никогда не придет, увидим несколько раз за рулем машины женщин и считаем, что здесь много женщин-водителей, принимаем лекарство, потому что оно помогало в подобных же ситуациях другим, и т.д., - все это разнообразные примеры индуктивных обобщений, постоянно совершаемых нами в жизни. Так что индукция в обычном своем виде, как она встречается в повседневной жизни, вряд ли сможет стать тем фактором, который может обычное знание превратить в столь эффективное научное знание. Но Бэкон полагал, что в науке используется особый вид индукции, который так и можно называть – научная индукция.

Учение об идолах познания.

Кроме использования верного метода познания, необходимо, полагал Бэкон, очистить наше сознания от разного рода типичных заблуждений, которые мешают познанию истины и были названы английским философом «идолами познания». Если среду сознания сравнивать с зеркалом, то идолы познания походят на разного рода загрязнения и искривления зеркальной поверхности, что приводит к «кривому зеркалу» нашего сознания, не способному адекватно отразить реальность. Необходимо по возможности очистить зеркало нашего сознания от разного рода искажений, и для этого важно представлять основные виды последних.

Бэкон выделяет четыре основных вида идолов познания. Мы перечислим и вкратце охарактеризуем их, двигаясь от более простых к более сложным.

1) Идол пещеры. Этот вид заблуждений связан с индивидуальными особенностями человеческого разума, подобно тому, например, как в темной пещере человек может принять камень за голову человека из-за слабости своего органа зрения, плохо видящего в темноте. Этот вид заблуждений самый легкий и преодолевается он сопоставлением разных точек зрения, подобно тому как в суде опрашивают несколько свидетелей, чтобы сделать картину произошедшего более объективной.

2) Идол театра. Это вид заблуждения, связанный с излишним доверием к авторитету, когда, например, известный актер начинает заниматься политикой, и мы верим ему (в том числе потому, что он мог играть мудрых политиков), хотя как политик он может быть достаточно слабым. Такое заблуждение преодолевается критической настройкой ума, к которой человек должен систематически приучать себя. Нельзя быть слишком доверчивым, просто принимая на веру то или иное утверждение, особенно когда оно подкреплено некоторым авторитетом. Всегда необходима здоровая порция критичности и скепсиса, требующая более основательной проверки и обоснования той или иной информации.

3) Идол площади. Этот вид заблуждения более сложный, связанный с природой человеческого языка, которым человек почти всегда вынужден пользоваться, но который не всегда является совершенным инструментом выражения реальности, обладая моментом собственной формы, за которой может не стоять какая-то подлинная реальность. Подобно тому как на площади могут рождаться слухи, за которыми на самом деле мало правды, так и язык может порождать свои собственные языковые мифы, которые могут приниматься человеком за что-то реальное. Например, название одного объекта в одном языке может выражаться словом мужского рода, в другом языке – словом женского или среднего рода. Отсюда ясно, что такой языковой род вряд ли выражает что-то существенное в природе объекта, но человек невольно находится под властью родового определения объекта в своем языке, что может приводить к определенным выводам, не соответствующим реальности. Привыкая постоянно пользоваться языком, человек всегда живет в мире своего языка, и отстраниться от этого языкового мира уже достаточно сложно. В какой-то мере, полагает Бэкон, могут помочь в преодолении этого заблуждения методы познания, в которых роль языка ослаблена, в первую очередь эмпирическое познание на основе внешних органов чувств – зрения, слуха и т.д.

4) Идол рода. Это самый труднопреодолимый вид заблуждения, причины которого коренятся в родовой природе человеческого существа как определенного типа бытия в мире, у которого есть свои границы, и чтобы выйти за них, необходимо в определенной мере перестать быть только человеческим существом. Если прежние виды заблуждений можно сравнить с внешним «загрязнением» поверхности «зеркала» нашего сознания, которую более или менее сложно, но можно пытаться «смыть» с поверхности, то идол рода – это уже скорее искривление самой поверхности «зеркала», для исправления которой пришлось бы «шлифовать» зеркальную поверхность, но и после этого нет полных гарантий, что нам удастся справиться с проблемой. Самым ярким выражением идола рода Бэкон считает антропоморфизм, т.е. систематический перенос человеком свойств своей родовой организации на внешний мир. Среди всех видов антропоморфизма Бэкон наиболее не соответствующей природе научного познания считал идею целевых причин, т.е. приписывание природным процессам своих целей, к которым они якобы стремятся (например, в философии Аристотеля камень падает вниз, поскольку стремится как к своей цели к своему «естественному месту»). Именно начиная с Бэкона, в науке все более стали критиковать идею целевых причин, в том числе в биологии и медицине, полагая, что все процессы в природе необходимо возводить только к материальным и действующим причинам.

Очистив по возможности свое сознание от разного рода идолов и систематически используя метод научной индукции, мы только в этом случае сможем начать движение по пути построения подлинно научного знания в любой области исследования, в том числе в философии. Таков ответ на вопрос о природе научного познания основоположника новоевропейского эмпиризма, английского философа Френсиса Бэкона.

ФИЛОСОФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА.

Рене Декарт (1596 - 1650) – французский философ, основоположник новоевропейского рационализма. В отличие от Бэкона, для которого образцом научного знания являлась физика, Декарт основы научного метода ищет в математическом знании. Подобно тому как математика строится на основе аксиом, из которых по правилам логической дедукции выводятся теоремы, подобно этому, полагал Декарт, необходимо строить и философское знание. В отличие от беконовской научной дедукции, Декарт видит главный метод научного познания в научной дедукции, образцы которой мы находим в первую очередь в математике.

Чтобы построить философию как науку, необходимо найти философские аксиомы, и лучше – одну аксиому, из которой можно было бы вывести, как ее следствия, все прочие истины. Аксиома – это нечто несомненное, то, что очевидно и не вызывает сомнения. Поэтому Декарт начинает построение своей системы с тотального сомнения во всем предшествующем знании, созданном философией. Только то, что выдержит такое сомнение, может претендовать на роль подлинной аксиомы философии. Он сомневается в идеях материи, мира идей, Бога и т.д. Везде сомневающийся разум находит возможность поставить под сомнение все ранее выдвинутые теми или иными философами истины. Например, вполне можно сомневаться в бытии внешнего мира, подобно тому, как во сне мы можем видеть какую-то реальность, и лишь после пробуждения оказывается, что это иллюзия.

Так в итоге оказывается, что во всем можно сомневаться, и, казалось бы, проект формулировки философской аксиомы терпит крах. Но здесь Декарт совершает замечательный мыслительный прыжок, который с этого времени столь тесно связывается с его именем.

Хотя во всем можно сомневаться, но, по крайней мере, несомненно само сомнение, поскольку сомнение в сомнении вновь порождает сомнение. Сомнение – единственное, что несомненно. «Сомнение несомненно» - вот подлинно философская аксиома:

Аксиома. Сомнение несомненно.

Так Декарт находит аксиому философии и далее начинает выводить из нее теоремы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.088 с.)