Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая часть философии индуизмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует единое высшее начало – Брахман. Оно выше всяких различий и разделений, и все, что есть, - это разные стороны и аспекты проявлений Брахмана, которые кажутся независимыми и борющимися друг с другом только ограниченному сознанию. Человек представляет собою начало, уходящее на своих высших уровнях в природу Брахмана. Человек обладает телом и сознанием, но сознание человека не единственно, оно включает множество разных Я, - от малого Я физического материального мира до Абсолютного Я, которое называется Атман. Основная идея брахманизма – идея тождества Брахмана и Атмана. На этой непостижимой высоте реальности человек обнаруживает, что он и Брахман суть одно. Но в обычной жизни обычный человек отождествляет себя со своим малым Я и физическим телом. Цель жизни каждого человека – совершенствование, расширение своего сознания, своего малого Я. Для этого может понадобиться множество человеческих жизней, и это учение проповедует реинкарнацию – теорию перевоплощения. Высшее Я человека руководит всей его бесконечной эволюцией и ведет его от жизни к жизни. Структура мира закономерна и определяется высшим законом – Дхармой. Этот закон держит бытие и обеспечивает существование. Если человек нарушает закон, равновесие нарушается, и для поддержания бытия оно должно быть восстановлено. Поэтому существует второй закон – закон Кармы, который определяет принципы восстановления нарушенного равновесия. Человек нарушает закон Дхармы не только совершением злых дел, но вообще излишней привязанностью к относительному и условному, абсолютизируя и обожествляя их. Такое кружение на одном уровне получает в индуизме свое выражение в образе Колеса Сансары – повторяющейся череды форм жизни, в которых человек мечется как белка в колесе. Цель человека – Мокша: так называется освобождение человека из плена перевоплощений и выход на более высокий уровень бытия, приближение к природе Брахмана. Все философские школы Индии пытаются разрешить эту проблему, найти средства и способы к освобождению, преодолению иллюзий человеческого сознания. Здесь вообще стоит заметить, что главную свою задачу восточная философия видит не столько в изменении мира, сколько в преображении человеческого сознания. Мир по большому счету – это система изображений в нашем сознании. Вместо того чтобы возиться с изображениями, следует изменить сам экран и источник тех изображений, которые на нем возникают, т.е сознание. Состояние сознания, в котором человек достигает выхода из колеса сансары и преодолевает свою страстную природу, называется Нирвана. Разного рода методы изменения состояния сознания человека, направленные на достижение высшего сознания и освобождения, называются медитацией.
Основные идеи этой философии: 1. Брахман – единое высшее начало 2. Атман – высшее Я человека 3. Дхарма – мировой закон 4. Карма – закон воздаяния 5. Сансара – мир страстной жизни 6. Мокша – освобождение из этого мира 7. Нирвана – освобожденное состояние сознания Школы ньяя и вайшешика Эти две школы часто объединяют в одну, подчеркивая, что школа ньяя больше разрабатывала вопросы теории и логики познания, в то время как школа вайшешики – проблемы онтологии. Происхождение этих школ относят к 4 веку до н.э. В философии ньяя подчеркивается, что процесс познания включает в себя субъекта и объекта познания, знание (как результат познания) и методы познания. Основными источниками познания служат 1) восприятие, 2) умозаключение, 3) аналогия, 4) авторитет. В школе ньяя было разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме (выводе, состоящем из 5 этапов). Например, человек видит дым на горе (это восприятие), делает вывод, что на горе есть огонь. Структура этого умозаключения представляется в школе ньяя в следующих 5 этапах: 1. Утверждение: На горе огонь. 2. Основание: На горе виден дым. 3. Пример: Где дым, там и огонь. 4. Применение: Сейчас на горе дым. 5. Следствие: Значит, на горе огонь.
Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Ее онтология касалась в первую очередь материального мира. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Затем наступает новый цикл порядка и организации. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях. Школы санкхья и иога
Эти школы близки друг другу. Школа санкхья утверждает существование двух высших начал в мире – пуруши и пракрити. Пуруша есть принцип пассивного духа-сознания. Пракрити – активная бессознательная материя-энергия. В этом философия санкхьи напоминает философию Аристотеля, где всякая вещь представляет собою единство формы (пуруши) и материи (пракрити). В то же время санкхья тяготеет к дуализму. Взаимодействия пуруши и пракрити на самом деле нет, это иллюзия конечного сознания. Когда человек понимает, что он – чистый пуруша, чистый дух-сознание, и никакие материальные начала на самом деле его не затрагивают, то он достигает просветления и освобождения. В центре системы - два безначальных активно взаимодействующих начала: пракрити (первичный материальный субстракт, материя, энергия) и пуруша (духовное начало). Пуруша состоит из мириадов индивидуальных душ, это сознательное, но инертное начало. Пуруша воздействует на пракрити, лишенную сознания материю, придает ей форму и духовную субстанцию. Это взаимодействие согласно системе санкхья, и является первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира. Цель, основной смысл философии санкхьи сводится к тому, чтобы помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары (земной жизни и перерождений), покинуть тела, в которых он заключен, и обрести состояние блаженства и освобождения.
Иога предлагает метод освобождения от иллюзии пракрити, как бы в конкретных действиях реализуя практические следствия из философии санкхья. Иога предлагает различные техники упражнения и медитации, выделяет разнообразные состояния сознания человека, учит достижению высшего состояния сознания. В философском отношении отличие иоги от школы санкхья выражается, в том, что в иоге утверждается существование высшего божества – Ишвары. Возможны разные виды иоги, подходящие разным людям. Джняна-иога – иога знания. Она больше подходит тем людям, для которых на первом месте стоит познание и размышление. Бхакти-иога – иога совершенствования через чувства человека. Карма-иога – иога действия, предполагающая совершенствование людей практического склада, которые хотят в первую очередь действовать, а потом уже чувствовать и размышлять. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это: 1. Соблюдение нравственных законов. 2. Дисциплина (очищение, аскеза). 3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела. 4. Достижение контроля над дыханием. 5. Отвлечение чувств от внешних объектов. 6. Концентрация мыслей на одном объекте. 7. Медитация. 8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи-пракрити. Популярная на Западе хатха-иога – иога телесных упражнений в форме различных асан – представляет собою лишь внешнюю физическую технику глубокой философской системы этой школы. Школы миманса и веданта Миманса в большей степени связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну. Правда, и сон есть до некоторой степени реальность. Так и множественность конечного бытия также обладает некоторой мерой реальности, но реальности условной и относительной. В силу явного утверждения только высшего единства как подлинного бытия, это философское направление получило также название «адвайта веданты», «недвойной», т.е. единый, недвойственный. Высшая реальность объединяет в себе три основных принципа: 1) Сат – высшее бытие, 2) Чит – чистое абсолютное сознание, 3) Ананда – чистое блаженство. Такова природа Брахмана, не искаженная иллюзией майи. Главный путь освобождения от иллюзий мира – аскеза и чтение вед.
Третьей системой является веданта, принадлежащей к числу наиболее философски насыщенных и емких. Смысл системы вкратце сводится к следующему. Источник всего сущего, феноменального и иллюзорного мира - Абсолютная Реальность, Брахман, являющийся высшим духовным единством, и Тот - “невыразимое, высшее блаженство”. Этот источник - вне качеств и атрибутов, он един и неделим. духовное “Я” каждого индивида, его Атман, тождественно ему. В то же время это духовное “Я” в веданте не противостоит телу, ибо в отличие от санкхьи веданта отрицает дуальность мира, не видит различий между пурушей и пракрити. Здесь все едино, все - Брахман. Тело же и даже мысль, как и весь феноменальный материальный мир, мнимы, иллюзорны. Итак, Брахман - единственная реальность. Материальная реальность мнима, она является результатом действия майи, эманации Брахмана. Для реализации конечного отождествления с Брахманом тот, кто стремится к этому, должен нравственно и материально очищаться, отказываться от желаний и страстей и быть готовым отринуть все во имя великой цели. Познав свой Атман, человек достигал покоя; его внутреннее “Я” отождествлялось с Брахманом.
Философия буддизма Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н.э.), индийский царевич, который по легенде с детства был окружен удовольствиями и роскошью, пока однажды, очутившись за пределами дворца, не увидел три события, которые потрясли его душу и заставили покинуть дворец и стать отшельником. Эти события - старик (старость), больной (болезнь) и мертвец (смерть). можно говорить о двух образах буддизма – более экзотерическом (популярном) и более эзотерическом (тайном).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.013 с.) |