Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 5-2. 6 статистика финансов. Статистика государственных финансов. Статистика государственного бюджета. Статистический анализ государственных финансов.

Поиск

Социально-экономическая сущность финансов и задачи статистического изучения.Задачи статистики государственных финансов. Основные концепции, определения и показатели статистики государственного бюджета и бюджетной системы. Международные бюджетные классификации. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета РФ. Возможные направления развития статистики государственных финансов (в том числе методика по анализу распределения регулирующих налогов и состояния расчетов с бюджетами).

 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо выяснить социально-экономическая сущность финансов. Из курса "Экономическая теория" вы должны знать, что финансы - это система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных средств в процессе их кругооборота. Финансы - это важнейшая составная часть рыночных отношений и одновременно основной инструмент реализации государственной политики в экономике. Рассматривая финансы с позиции макроэкономики можно говорить о финансовой системе, включающие две органически связанные между собой подсистемы:

· финансы хозяйствующих субъектов;

· общегосударственные финансы.

Финансы хозяйствующих субъектов охватывают денежные отношения отдельных субъектов с другими субъектами - их партнерами и государством, учреждениями и трудовым коллективом.

Общегосударственные финансы охватывают бюджеты (федеральный, территориальный, муниципальный) государственную кредитную систему, систему государственного страхования, пенсионный фонд, внебюджетные и другие фонды, контролируемые государством.

Задача статистики финансов состоит в характеристике при помощи системы показателей, классификаций и соответствующего статистического наблюдения функционирования финансовой системы в контексте воспроизводства рыночных отношений и механизма их регулирования, формирования и использования финансовых ресурсов в интересах развития экономики и эффективной деятельности финансовых субъектов.

При изучении данной темы необходимо выяснить суть понятий "государственные финансы", "финансовая система", "государственный бюджет". Государственные финансы - это важная сфера финансовой системы страны, под которой понимаются де­нежные отношения по поводу распределения и перераспределе­ния стоимости валового внутреннего продукта и валового нацио­нального дохода, а также части национального богатства, свя­занная с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государствен­ных средств на нужды обороны и управления, социально-куль­турные потребности членов общества, производственно-экономи­ческие и научно-технические программы. Государственные фи­нансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоря­жение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода.

Финансовая система - это формы, методы, источники образования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Внутри этой системы выделяют основные звенья, которые группируются в зависимости от характера финансовых отношений субъектов:

  • государственный бюджет - центральный фонд денежных средств государства; является главным орудием перераспределения национального дохода;
  • местные (региональные) финансы, к которым относятся финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, автономные местные фонды, местные бюджеты.

Поскольку в условиях рыноч­ной экономики основную долю доходной части бюджета состав­ляют налоговые поступления, имеет смысл рассматривать ста­тистику государственных финансов под углом зрения бюджета.

Государственный бюджет - важный инструмент государ­ственного регулирования экономики, определяющий формы и ме­тоды образования государственных финансовых ресурсов и на­правления их использования в интересах общества.

Основная задача статистики государственного бюджета - характеристика основных его параметров, определяющих со­держание и направленность фискальной политики. Более конк­ретно эта задача состоит в том, чтобы определить:

  • общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дифицит) или доходов над расходами (профицит);
  • структуру доходов государственного бюджета;
  • структуру расходов государственного бюджета;
  • источники финансирования бюджетного дефицита;
  • размеры государственного внутреннего долга;
  • размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики;
  • влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни;
  • эффективность проведения государством фискальной по­литики.

Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является «сектор государственного уп­равления». Определение сектора позволяет установить тот круг институциональных единиц - государственных организаций и уч­реждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, дея­тельность которых связана с выполнением государством функ­ции управления. Эта функция заключается в проведении госу­дарственной политики посредством предоставления услуг неры­ночного характера и в перераспределении доходов и богатства.

Характер системы статистических показателей государствен­ного бюджета определяют категории, которые отражают приро­ду различных хозяйственных операций, осуществляемых орга­нами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как:

  • поступления или платежи;
  • поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
  • поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
  • текущие или капитальные поступления (платежи);
  • приобретение финансовых активов или принятие обяза­тельств;
  • приобретение финансовых активов в целях проведения го­сударственной политики или для управления ликвиднос­тью.

К основным показателям государственного бюджета от­носятся:

  • доходы как поступления в бюджет включают в себя обяза­тельные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие дохо­ды включают налоговые и неналоговые поступления.
  • Налоги- это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с це­лью удовлетворения государственных потребностей. В на­логи включаются также прибыль, переводимая фискальны­ми экспортными и импортными государственными моно­полиями, и прибыль от государственных монопольных за­купок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).
  • Налоговые поступления включают возмездные поступле­ния (доходы от собственности, сборы, поступления от про­дажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую при­быль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмез­дные поступления.
  • Официальные трансферты в государственном бюджете - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступ­ления, имеющие нерегулярный, единовременный, добро­вольный характер в виде субвенций, дарений, которые по­лучены от других органов государственного управления (оте­чественных и зарубежных) или международных организа­ций. Поступления же безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников вклю­чаются в категорию доходов.
  • Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездны­ми и для каких целей осуществляются - текущих или капи­тальных. Трансфертные платежи другим органам государ­ственного управления включаются в расходы и не выделя­ются в самостоятельную категорию.
  • Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями другим секторам, осуществля­емые в целях проведения государственной политики. В дан­ную категорию включается предоставление ссуд и приобре­тение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выруч­ки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
  • Дефицит государственного бюджета исчисляется как сум­ма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение». Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком.
  • Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Умень­шение остатков ликвидных финансовых средств.
  • В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг - неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственно­го управления перед другими секторами экономики и ос­тальными странами мира, которая образовалась в результа­те их операций в прошлом и должна быть погашена посред­ством операций этих органов в будущем или переоформле­на в бессрочный долг.

Для аналитических целей наряду с основными применяют­ся и другие показатели, в совокупности призванные характеризо­вать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики государства. Характеристика динамики и структуры государственного бюджета основывается на том, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, а расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей. Итог деятельности государства выражается в превышении доходов над расходами (профиците). Если отношение бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3% - принято считать финансовое положение страны нормальным.

Анализ выполнения бюджета ( для России возможны следу­ющие варианты: консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджеты) может быть осуществлен путем ис­числения относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого ис­пользования.

Статистика может измерить влияние факторов, обусловив­ших отклонения от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.

Влияние размера налоговой базы на абсолютный прирост величины налога можно рассчитать по формуле:

Прирост

Абсолютный прирост величины налога, обусловленный со­ответственно изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле:

Δ

где ΔНб и ΔНс — абсолютный прирост величи­ны налога, обусловленный соответственно изменением на­логовой базы и налоговой ставки

и -размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периодах;

и -уровень налоговой ставки в отчетном и базис­ном периодах.

Алгебраическая сумма прироста налогов за счет этих двух факторов должна показать общий прирост суммы налоговых до­ходов по анализируемому виду налогов.

Представление об эффективности государственных кре­дитных операций (Эгк) дает показатель, измеряющий отноше­ние суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита:

где Пгк поступления по системе государственного кредита;

Рп расходы по системе государственного кредита.

По внешнему государственному долгу определяется коэф­фициент его обслуживания (Коегд). Он рассчитывается как отно­шение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг:

Платежи по задолженности

Коегд = Платежи по задолженности 100%.

Валютные поступления

Принято считать, что безопасным уровнем обслуживания го­сударственного долга является Коегд =25%.

При изучении системы Международных бюджетных классификаций обратите внимание на следующие ее разделы:

· классификация доходов и полученных официальных трансфертов;

· классификация доходов и кредитования за вычетом погашения;

· классификация операций финансирования бюджетного дефицита;

· классификация государственного долга.

Бюджетная классификация - это методологический документ, отражающий порядок составления и использования бюджетов. Обязательным условием составления и исполнения бюджетов является регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств. Выполнение данного условия достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правилом отнесения к той или иной группе. Данная обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификаций группировочных кодов является бюджетной классификацией, которая обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.

Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, с учетом российской специфики и претерпела ряд принципиальных изменений в трактовке как доходных, так и расходных статей государственного бюджета страны, вступившей на путь реформирования экономики. В ходе изучения темы выясните сущность данных принципиальных изменений.

 

Литература: [1], [10] - [13], [16], [17], [26].

Вопросы для самопроверки

1. Социально-экономическая сущность финансов и задачи статистического изучения.

2. Каковы задачи статистики государственных финансов и бюджетной статистики?

3. Как изменились задачи статистики государственного бюджета при переходе к рыночной экономике?

4. Охарактеризуйте основные концепции и определения, на которых основывается статистика государственного бюджета.

5. Назовите основные показатели государственного бюджета и особенности их расчета.

6. Каковы основные принципы бюджетной классификации?

7. Как развивалась система бюджетных классификаций в Российской Федерации?

8. В чем проявляются особенности бюджетных классификаций в Российской Федерации?

 

ТЕМА 2.7 Статистика уровня жизни. Статистика НТП.

Понятие и система показателей уровня жизни населения. Показатели доходов и расходов населения, и потребления материальных благ и услуг. Показатели накопленного имущества и обеспечения населения жильем. Методы изучения дифференциации доходов населения и границ бедности.

Социально-экономическое значение роли науки и инноваций в развитии общества и задачи статистики. Понятие НТП. Социальные последствия НТП. Задачи статистики науки и инноваций в современных условиях. Система показателей статистики науки и инноваций. Основные расчетные показатели инновационного проекта, их расчет и анализ.

 

Методические указания

Социально-экономические индикаторы уровня жизни насе­ления и отраслей социальной сферы характеризуют социальное положение и развитие общества.

Уровень жизни населения— это сложная комплексная соци­ально-экономическая категория, отражающая обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными бла­гами, достигнутый уровень их потребления и степень удовле­творения потребностей людей в этих благах.

Качество жизни — понятие, характеризующее, с одной сто­роны, самого субъекта общественной жизни и потребностей - человека (например, продолжительность жизни, уровень физи­ческого и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой - комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей. Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдении прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличия свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности. Повышения уровня и качества жизни обеспечивается экономическим ростом. Уровень жизни населения зависит от его доходов, социального обеспечения, доступности материальных и духовных благ и услуг и др.

Уровень жизни не может быть отражен в виде одного показателя, поэтому в статистике исполь­зуется система показателей, которая позволяет дать всесторон­нюю характеристику уровня жизни. В нее входят обобщающие стоимостные показатели (валовой располагаемый доход, расхо­ды на конечное потребление, реальные доходы и реальная зара­ботная плата и др.), натуральные показатели, характеризующие объем потребления материальных благ и услуг (продуктов пита­ния, тканей, обуви, предметов длительного пользования и др.), и показатели, характеризующие занятость, продолжительность рабочего дня и недели, продолжительность оплачиваемых отпу­сков, охраны труда, качества жилья, использования свободного времени и т. п.

Особый интерес в статистике представляют анализ объема и источников денежных доходов, а также объема и структуры де­нежных расходов населения. В состав денежных доходов входят: оплата труда, доход от предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности, пенсии, стипендии, пособия, компенса­ционные выплаты, дополнительные льготы, включая благотво­рительную помощь, доходы от собственности (проценты, диви­денды, рента и т.д.), поступления от продажи сельскохозяйствен­ной продукции, недвижимости и др. Денежные расходы населе­ния включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

Показатель совокупного дохода семьи рассчитывается на базе данных, полученных в результате систематических обследований бюджетов семей.

Уровень и дифференциация доходов при прочих равных условиях являются решающими факторами регулирования уровня жизни различных групп населения. Если речь идет о дифференциации доходов, как о явлении в целом, оптимальным способом его выражения является статистический ряд распределения населения по доходу. На его основе рассчитывают показатели среднего дохода населения, моду, медиану, децили, децильный коэффициент дифференциации доходов, коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и коэффициент фондов. Изучите методику расчета вышеперечисленных показателей.

В системе показателей уровня жизни населения важное место занимают показатели стоимости жизни, реальных доходов населения и реальной заработной платы, индекс потребитель­ских цен, а так же обобщающий показатель - индекс развития человеческого потенциала. Выясните методики расчета данных показателей и применяйте их на практике при решении задач.

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой - постиндустриальной - стадии. Челове­ческая цивилизация вступила в новый этап своего развития - информа­ционное общество, основу жизнедеятельности которого составляют про­цессы производства, распространения и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением компью­терной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняются характер и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической деятельности, преображается облик системы обра­зования и здравоохранения, происходят сдвиги в сфере личного потреб­ления.

Отличительной чертой информационного общества является стре­мительное возрастание значения информации для экономического и социального прогресса. В этой связи можно говорить об интеллектуализации экономики, базирующейся на знаниях,когда информация и услуги при­обретают сравнительно более высокую рыночную стоимость, чем та, которую имеют товары, обладающие натурально-вещественной формой.

Общественный продукт уже характеризуется не столько своим мате­риальным субстратом, сколько функциональным назначением и информационно-познавательным содержанием. Величина издержек производ­ства все сильнее зависит от размеров нематериальных инвестиций - за­трат на научные исследования и разработки, приобретение патентов и лицензий, профессиональную подготовку кадров, программное обеспе­чение, маркетинг, рекламу и т.п.

Само понятие экономики, основанной на знаниях, или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научно-технические знания непосредственно опре­деляют параметры экономического роста. На долю наукоемких отрас­лей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне в ведущих индустриальных странах приходится в среднем более половины валово­го внутреннего продукта; именно эти отрасли отличаются наиболее вы­сокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота.

Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улуч­шения качества продукции и услуг, экономии трудовых и материаль­ных затрат, роста производительности труда, совершенствования орга­низации производства и повышения его эффективности. Все это, в ко­нечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках.

Научно-технический прогресс, появление новых видов продукции, технологий и даже отраслей производства, способствуют созданию до­полнительных рабочих мест и усилению спроса на квалифицированную рабочую силу. В ряде случаев это может сопровождаться высвобожде­нием работников, особенно малоквалифицированных, из отраслей ма­териального производства, что компенсируется ростом занятости в сфере услуг. Нельзя не отметить и экологический эффект научно-техни­ческих достижений, связанный с созданием техники и технологий, обес­печивающих более рациональное использование природных ресурсов, снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, утилизацию отходов и вторичного сырья.

Если говорить о социальных последствиях научно-технического прогресса, то они обусловлены, например, улучшением потребитель­ских свойств продуктов, качества жилья, условий труда; совершенство­ванием здравоохранения и образования; возможностями вовлечения в общественную жизнь нетрудоспособных лиц и т.д. Наряду с этим речь идет о более широком воздействии науки и инноваций на мотивацию людей, жизненные ценности, этические, эстетические и правовые нормы, социальное партнерство и общественные отношения, институ­циональные структуры, а значит, и на эволюцию общества в целом.

В современной теории экономическое развитие описывается как переход экономической системы из одного равновесного состояния в другое, и источником такого перехода является возникновение инноваций. Инно­вациипредставляют собой новые или усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологичес­кие процессы, используемые в практической деятельности, либо новые подходы к социальным услугам. Экономическая теория различает пять типов инноваций: введение нового продукта; введение нового метода производства; создание ново­го рынка; освоение нового источника сырья или полуфабрикатов; реор­ганизация структуры управления. Обеспечивая внедрившему их пред­принимателю, избыточную прибыль, инновации нарушают экономичес­кое равновесие, которое впоследствии восстанавливается на новом, более высоком, уровне развития под влиянием конкуренции.....

Выступая источником технологического развития, инновации, в свою очередь, являются конечным результатом научно-инновационно­го цикла, охватывающего процесс создания, распространения и приме­нения научно-технических значений. Центральное место при этом принадлежит научным исследованиям и разработкам,которые определяются как творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увели­чения объема знаний о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности): фундаментальные исследования, прикладные исследо­вания, разработки. Под фундаментальнымипонимаются эксперимен­тальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использо­ванием этих знаний. Их результат - гипотезы, теории, методы и т.п. Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов, науч­ными публикациями и т.п.

Прикладные исследованияпредставляют собой оригинальные рабо­ты, направленные на получение новых знаний с целью решения кон­кретных практических задач. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследо­ваний, новые методы решения ранее сформулированных проблем.

Разработки— это систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследова­ний и (или) практического опыта, и направлены на создание новых ма­териалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. К ним относятся: разработка определенной кон­струкции инженерного объекта или технической системы (конструктор­ские работы); разработка идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую по­лезный результат (технологические работы). В состав разработок вклю­чаются также создание и испытание опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); определенные виды проектных работ для строительства, которые предполагают использование результатов предшествующих исследований.

Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разра­ботки от сопутствующих им видов научно-технической, производствен­ной и иной деятельности является наличие в них значительного элемента новизны. В соответствии с данным критерием конкретный проект будет или, наоборот, не будет отнесен к научным исследованиям и раз­работкам в зависимости от его цели, содержания (с точки зрения новиз­ны), использования научных методов, получения новых выводов или результатов. Например, если статистические, социологические, меди­цинские обследования специально организованы в рамках исследова­тельских проектов, то они также относятся к научным исследованиям.

Непосредственная трансформация идей (обычно результатов науч­ных исследований и разработок либо иных научно-технических дости­жений) в новые или усовершенствованные продукты и технологические процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности.Она предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокуп­ности они приводят к инновациям. Научные исследования и разработ­ки являются не только источником новых идей, но могут осуществлять­ся на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. В составе инновационной деятельности обычно выделяются шесть основных ее видов:

• производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характе­ристик, необходимых для создания концепции, разработки, произ­водства и маркетинга новых продуктов и процессов;

• технологическая подготовка и организация производства, охваты­вающие приобретение производственного оборудования и инстру­мента, осуществление изменений в них, а также в процедурах, мето­дах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового техноло­гического процесса; пробное производство или испытания, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

• приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме па­тентов, патентных лицензий на использование изобретений, про­мышленных образцов и полезных моделей; результатов исследова­ний и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау, соглашения на передачу технологий) и услуг технологического содержания (инжи­ниринговых, консультативных и др.);

• приобретение овеществленной технологии — машин и оборудова­ния, по своему технологического содержанию связанных с внедре­нием на предприятии продуктовых или процессных инноваций;

• подготовка и переподготовка персонала в связи с применением новых технологий и оборудования;

• маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельнос­ти, связанные с выпуском новой продукции на рынок, исключая раз­вертывание дистрибьюторских сетей.

Статистика изучает количественные параметры явлений и процес­сов в сфере науки и инноваций в единстве с их качественной природой. Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворе­ние потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны. Предметом статистики науки и иннова­ций является разработка определений и классификаций, системы соот­ветствующих показателей и методологии их исчисления.

Как показывает анализ, в российской науке происхо­дят процессы постепенной адаптации к рыночным условиям. В их числе и трансформация институциональной структуры, развитие частного сектора науки, конверсия научных организаций оборонного комплекса, становление новых организационных форм проведения ис­следований, их интеграции с производством и образованием; появление альтернативных источников финансирования, в том числе на конкурс­ной основе; изменение под воздействием спроса структуры подготовки кадров; успешное развитие международного научно-технического со­трудничества. Основной стратегической задачей научно-технической политики становится формирование мобильного, динамично развивающегося научно-технического потенциала, отвечаю­щего современным требованиям и ресурсным возможностям страны, повышение эффективности его использования в целях обеспечения ду­ховного и физического здоровья нации, конкурентоспособности эконо­мики, обороны государства.

Разработка и реализация научно-технической политики, отвечаю­щей реалиям нынешнего этапа, предполагает глубокое понимание про­исходящих процессов во всей их полноте и сложности, что в свою оче­редь невозможно без все более полного использования достоверных и надежных статистических данных о развитии науки и инноваций. При­чем речь идет уже не только об удовлетворении информационных нужд органов управления, но и предпринимателей, аналитических исследова­ний, широкой общественности, международного сообщества. Ориентация на потребности общества, и научно-технической поли­тики в частности, предполагает, прежде всего, отражение реального со­стояния научного и инновационного потенциала. Принципиальное зна­чение приобретает охват всех существенных элементов и факторов, оп­ределяющих его развитие. Адекватное выражение в статистике должны получить процессы адаптации сферы науки и инноваций к рыночной экономике, происходящие институциональные изменения, трансформа­ция отношений собственности. Новыми направлениями в статистике становятся анализ состояния научного потенциала на приоритетных направлениях исследований, оценка деятельности научных организа­ций в условиях рынка. По мере перехода экономики к траектории роста будет усиливаться важность изучения уровня и структуры спроса на ин­новации, результативности научной и инновационной деятельности, процессов технологического обмена; анализа технологической структу­ры промышленности.

Статистика должна на практике стать инструментом мониторинга науки и инноваций, обоснования научно-технической политики, опера­тивно реагируя на ее приоритеты и не просто отражая сложившиеся тенденции, но и позволяя предвидеть их возможные изменения в буду­щем. Необходимо усилить внимание к проблемам выявления устойчи­вых закономерностей динамики научного и инновационного потенциа­ла, прогнозирования количественных и структурных сдвигов. В связи с этим следует также расширить межстрановые статистические сопостав­ления, что позволит на основе обобщения мировых тенденций и опыта стран, находящихся на разных уровнях научно-технического развития, сформировать концепцию динамики процессов развития науки и инно­ваций применительно к определенной макроэкономической ситуации, оценить действенность тех или иных вариантов научно-технической по­литики.

Для характеристики развития науки и инноваций широко применяется понятие научного и инновационного потенциала.Научный и инновационный потенциал рассматривается как сово­купность ресурсов научной и инновационной деятельности на опреде­ленном этапе развития общества. Вместе с тем научно-технические зна­ния носят перспективный характер, служат ресурсом экономического и социального развития страны в будущем. Поэтому неотъемлемым при­знаком научного и инновационного потенциала является характеристи­ка возможностей решения как текущих, так и перспективных научно-технических задач при условии эффективного использования имеющих­ся ресурсов и с учетом резервов их пополнения и совершенствования. Таким образом, научный и инновационный потенциал в конечном итоге следует рассматривать не просто как набор различных видов ре­сурсов, а лишь в их единстве с результатами научной и инновационной деятельности.

Концепция статистического изучения научного и инновационного потенциалабазируется на системном подходе к исследованию его сущ­ности и структуры, обоснованию задач, направлений и методов статис­тического анализа. В составе системы показателей научного и ин­новационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и ре­зультатов научных исследований и инновационной деятельности, а также их внутренних и внешних связей. Изучите статистические показатели научного и инновационного потен­циала.

Всю совокупность показателей научного и инновационного потен­циала можно систематизировать следующим образом:

1. Показатели статистики науки: показатели ресурсов науки; показатели кадров науки; численность и состав персонала, занятого иссле­дованиями и разработками; показатели движения персонала, занятого иссле­дованиями и разработками; показатели подготовки научных кадров.

1.2. Показатели материально-технической базы науки: показатели наличия и структуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.015 с.)