Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление детей 6 – 7 лет с календарем

Поиск

В ДОУ необходима систематическая работа по ознакомлению детей с календарем. Это связано с тем, что при ее отсутствии у детей складываются отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий часто носит формальный характер и не связано с формированием понятий о длительности, текучести, необратимости времени. Систематическое ознакомление с календарем облегчит детям ориентировку в окружающей действительности, в распорядке жизни, будет способствовать формированию психологической готовности к занятиям.

В старшей группе дети готовы к знакомству с календарем, т.к. базой являются четкие знания о сутках и их продолжительности. На основе этого детей знакомят с понятиями "вчера, сегодня, завтра"; с неделей (количество дней, их название, последовательность, цикл); с месяцем (состоит из недель, определенное количество дней, цикл, соотнесение с временами года – по 3); с годом (количество месяцев, цикл).

Основной дидактический материал – МОДЕЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА (отрывной календарь). О его использовании говорила Ф.Н.Блехер.

Значение: дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени; ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.

Модель представляет собой ящик, куда вкладываются листки календаря.

 

1-7 8-14 15-21 22-28 29-31

Листки отрывного календаря помечаются полоской определенного цвета, т.е. каждый день недели имеет свой цвет.

Работу с календарем начинают с Нового года в старшей группе. Проводится вступительная беседа

Приемы работы:

1. беседы (1 - вступительная, 2 – знакомство с неделей, 3 – знакомство с месяцем, 4 - итоговая по обобщению понятия "год", каждый месяц проводится еще по одной беседе. Чтобы показать. Что прошел месяц и сложить листки календаря в соответствующую ячейку).

2. соотнесение дней недели с конкретным видом деятельности (занятия и др.)

3. связывание названий дней недели с порядковым номером или содержанием

4. моделирование недели, месяца, года

5. дидактические игры и игровые упражнения: "Неделя, стройся!", "Разложи по порядку" (от любого дня), "Назови день недели", "Узнай по описанию", "Найди соседей", "Какой день пропущен", "Что было, что будет" (стр. 21)

6. характеризовать любой день: месяц, число, день недели, например, 15 января, среда)

7. напоминание: какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

8. соотнесение месяцев с временами года, с № п/п месяца

9. использование иллюстративного, литературного материала

Билет № 53. Использование моделей и моделирования при формировании представлений о временных отношениях.

Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. В настоящее время положено лишь начало теоретической и конкретно-методической разработке этого приема, являющегося чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность.

· Дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

· Все без исключения математические понятия рассматриваются как своеобразные модели реальной действительности.

Модели следует рассматривать и как дидактическое средство, причем достаточно эффективное. «При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений — отношений моделей и оригинала и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты». Эти планы отражения имеют огромное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления. Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей. Широко используются модели при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь), количественных (числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных (модели геометрических фигур) и т. д. При формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

В деятельности дошкольников обнаруживаются разные формы моделирования действительности (рисование, сюжетно-ролевая игра, игры с предметами-заместителями, конструктивные игры). Важное место среди них занимает пространственное моделирование, при котором модель строится путем определенного размещения предметных или графических заместителей в пространстве.

Под способностью к наглядному моделированию понимают способность к решению умственных задач на основе построения и использования мысленных наглядных моделей, отображающих взаимосвязь условий задачи, выделяющих в них значимые моменты, которые служат ориентирами в ходе решения. Модели отражают не только наглядные видимые связи, но и смысловые, которые непосредственно не воспринимаются, но могут быть представлены в наглядной форме символически.

Чтобы развитие способности к пространственному моделированию происходило не стихийно, необходимо учить строить реальные предметные и графические модели с последующим созданием условий для перехода детей к выполнению подобных действий в «уме».

Способность к наглядному моделированию оказывает влияние на планирование и регуляцию таких видов деятельности как

• Построение замысла игры

• Построение конструкции

• Пересказ и сочинение рассказов и сказок

• Ориентировка в пространственных ситуациях и т.п.

• Решение логических и творческих задач

Основные направления отработки действий, лежащих в основе способности к пространственному моделированию:

1. Отработка действий замещения (использование предметов-заместителей в сюжетно-ролевой игре, в разыгрывании сказок, звуки-цветные фишки, кодирование и передача сообщений, геометрические фигуры – мебель, детали строительного материала – чертеж).

2. Отработка действий построения и применения моделей (в разной последовательности в зависимости от характера моделей и вида отношений, которые в них осваиваются): сначала познакомить с новым видом модели, созданной взрослым, потом дети самостоятельно строят простые модели (чертеж в качестве образца при конструировании) ИЛИ овладение построением модели и ее использование (план комнаты с геометрическими фигурами).

Отработка действий по построению и применению моделей может осуществляться в следующей последовательности:

1. пространственное моделирование – наиболее простой тип моделирования, т.к. пространственные формы совпадают с формой отображенных в них отношений: схематический чертеж конструкции, план помещения, модель размещения и перемещения персонажей сказки (на плоскости)

2. модели устройства и принципов работы простейших механизмов, которые включают дополнительно к чертежу стрелки (направление перемещения) – рычаг

3. модели, отображающие в пространственной форме последовательность явлений во времени (режим дня, части сказки, звуковой состав слова)

4. модели, отображающие социальные (иерархическая лестница социальных ролей в разных видах труда), математические (графики зависимостей, натуральный ряд чисел, целое и часть), логические (сериация, классификация – «древо», круги Эйлера) отношения.

Отработка действий по построению и применению моделей происходит не только при переходе к новому виду моделей, но и при

 увеличении общего количества предметов

 введении предметов, обозначаемых на плане г.ф. одинаковой формы и величины, по-разному расположенных в пространстве

 расширение площади моделируемых пространственных отношений

 введение дополнительных обозначений (кусты, деревья)

 введение системы пространственных координат

На основе умений понимать и применять модели, созданные взрослыми, дети учатся сами создавать модели по собственному замыслу: придумать план участка, чертеж сказочного дворца, сказку.

Билет № 54. Современныедидактические средства математического развития дошкольников: значение и место в образовательном процессе (на примере развивающих игр, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и др.).

В настоящее время особо остро возросла потребность в развитии творческих способностей детей.Тв спосон лучше всего развив у малышей в игре.Материалы,кубики,мазайки интересны но недостаточно,нужно новое,например развив.игры.

Терминр.и ввели Никиина и Никитин.В середине 80х появились игры нового поколения,модулирующие творческие процессы: 1) каждая игра представляет собой набор задач

2)Знакомство с разными способами передачи информ. 3.в порядке возростания сложности4.решение задач всегда выделено 5.тенденция к продолжению 6.комплексно решаются группы задач

Состав комплекта палочек Кюизенера



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.69 (0.011 с.)