Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественнонаучная и гуманитарная культуры↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научный метод познания Методология— учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Свойства научного знания: -объективность, достоверность, точность, системность Эмпирическое и теоретическое познание:- эмпирическое познание основано на опыте, данных экспериментов, теоретическое опирается на данные экспериментов и на систему идей, гипотез Методы научн. познан.: - наблюдение, измерение, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, эксперимент Гипотеза:- предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки. Требования к научным гипотезам:- соответствие эмпирическим фактам, проверяемость Научная теория:- форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Область применимости теории: -ограничена теми рамками, которые возможны для её экспериментальной проверки и набором выводов из постулатов теории Принцип соответствия:- новая теория, претендующая на более широкую область применимости, чем старая, должна включать последнюю как предельный случай.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры Естествознание:- комплекс естеств. наук о природе Дифференциация наук:- узкая специализация наук по объектам и методам их исследования, например, физика, химия, биология (в пределах каждой науки своя дифференцация, например, физика плазмы или оптика…) Интеграция наук:- объединение, взаимопроникновение разных наук с их методами исследований для изучения общего для них объекта исследования (примеры – биофизика, биохимия, физическая химия, геология, астрономия, криминалистика, математическая физика…) Гуманитарные науки:- обращены к человеческой личности, не имеют эксперимента, их знание субъективно Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической: - субъективность, нестрогий язык, интерес к частностям изучаемых предметов, сложность проверки Математика: - язык естествознания Псевдонаука: -имитация научной деятельности Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность, некритический подход к исходным данным, невосприимчивость к критике, отсутствие общих законов, неверифицируемость псевдонаучных данных
Развитие научных исследовательских программ и картин мира Научная программа: - программа исследования Мира с целью получить некое его целостное понимание Древняя Греция: -появление программы рационального объяснения мира принцип причинности в первоначальной форме:- (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение:- (причина должна предшествовать следствию) Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: - всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте Континуальная исследовательская программа Аристотеля:- всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ:- обе коснулась части истины, вместе они дают более полное представление о природе Научная (или натурфилософская) картина мира:- образно-философское обобщение достижений естеств. наук Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:- о материи, о движении, о взаимодействии, о пространстве и времени, о причинности, акономерности и случайности, о космологии (устройство и происхожд. мира) Натурфилософская картина мира Аристотеля:- Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Научные картины мира:- механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная
Развитие представлений о материи (1 этап) - Фалес:- проблема поиска первоначала, Все многообразие явлений и вещей он сводил к единой основе-первоначалу, которым Фалес считал воду (жил ок. 640 — ок. 546), древнегреческий философ и ученый, основатель так называемой ионийской (милетской) школы, родоначальник античной философии и науки ) Абстракция материи:- вещество; субстрат, субстанция; содержание. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция (2 этап) - Механическая картина мира:- материя – есть вещество, состоящее из дискретных корпускул (3 этап) - Электромагнитная картина мира:- две формы материи — вещество и электромагнитное поле Волна: - распространяющееся возмущение физического поля Эффект Доплера:- зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн (4 этап) - Современная научная картина мира: три формы материи:— вещество, физическое поле, физический вакуум
Развитие представлений о движении ------------- (Античность и средневековье)------------ Гераклит: -идея безостановочной изменчивости вещей Учение Аристотеля о движении:- движение есть атрибут материи, есть разнообразные формы движения ------------- (Новое время – 17_19 века)------------------ Механическая картина мира:- единственная форма движения — механическое перемещение -------------- (19 век, начало 20 века)-------------------- Электромагнитная картина мира:- движение — не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн) -----------------Современность)------------------ Понятие состояния системы:- совокупность данных, позволяющих предсказать дальнейшее поведение системы Движение как изменение состояния Химическая форма движения:- химический процесс Биологическая форма движения: -процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы Современная научная картина мира:- эволюция как универсальная форма движения материи, многообразие форм движения, качественно различных и не сводимых друг к другу
Развитие представлений о взаимодействии Представления Аристотеля о взаимодействии (античность):- одностороннее воздействие движущего на движимое; первоначальная форма концепции близкодействия (передача воздействия только через посредников) Механическая картина мира (17-19 века): - концепция взаимодействия (третий закон Ньютона), - открытие фундаментального взаимодействия (зак. тяготен.), - принятие концепции дальнодействия (мгновенной передачи взаимодействия через пустоту на любые расстояния) Электромагнитная картина мира (19 - 20 века): -- открытие второго фундаментального взаимодействия (электромагнитное взаимодействие), - возврат к концепции близкодействия (взаимодействие передаётся только через материального посредника, т.е. физического поле, причем с конечной скоростью), - полевой механизм передачи взаимодействий (заряд создаёт соответствующее поле, которое действует на иные заряды) Современная научная картина мира (20-21 в.):- - четыре фундаментальных взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое) - квантово-полевой механизм передачи взаимодействий (заряд испускает виртуальные частицы-переносчики соответствующего взаимодействия, поглощаемые другими аналогичными зарядами) - частицы-переносчики взаимодействий (фотоны, гравитоны, глюоны, промежуточные векторные бозоны) Фундаментальные взаимодействия - масштаб - микромир (сильное, слабое и электромагнитное) - макромир (электромагнитное) - мегамир (гравитационное)
Пространство, время, симметрия Принципы симметрии, законы сохранения Понятие симметрии в естествознании:- инвариантность (т.е. неизменность) относительно тех или иных преобразований Нарушенные симметрии:- неполные симметрии Структурные уровни и системная организация материи Микро-, макро-, мегамиры Вселенная в разных масштабах: микро-, макро- и мегамир Критерий разделения на микро-, макро- и мегамир: соизмеримость с человеком (макромир) и несоизмеримость с ним (микро- и мегамир) Основные структуры микромира: элементарные частицы, атомные ядра, атомы, молекулы Основные структуры мегамира: планеты, звёзды, галактики Единицы измерения расстояний в мегамире: астрономическая единица (среднее расстоянию Земли от Солнца. 1 а. е. = 149,6 млн. км.), световой год (путь, который свет проходит за год, т. е. 9,46*10 12 км.), парсек (1 пк = 206 265 а. е. = 3,263 светового года = 3,086*10 16 м.). Звезда:- небесное тело, в котором естественным образом происходили, происходят или с необходимостью будут происходить реакции термоядерного синтеза Атрибуты планеты: - не звезда, - обращается вокруг звезды (например, Солнца) - достаточно массивно, чтобы под действием собственного тяготения стать шарообразным и своим тяготением расчистить пространство вблизи своей орбиты от других небесных тел Галактики — системы из миллиардов звёзд, связанных взаимным тяготением и общим происхождением Наша Галактика, её основные характеристики: - гигантская (около 200 млрд звезд), - спиральная, - диаметр около 100 тыс. световых лет Пространственные масштабы Вселенной: расстояние до наиболее удалённых из наблюдаемых объектов более 10 млрд. световых лет Метагалактика:- лишь видимая часть Вселенной (т.е. есть еще и невидимая часть, Метагалактика меньше чем Вселенная)
Структуры микромира Элементарные частицы:- мельчайшие известные частицы физической материи Фундаментальные частицы –те, что по современным представлениям, не имеют внутренней структуры и конечных размеров (например, кварки, лептоны), из них сложены другие (составные) частицы, таковых большинство их нескольких сотен известных частиц Частицы и античастицы:-отличаются друг от друга только знаком заряда (а всё остальное одинаково) или спина (спин можно приближенно рассматривать как характеристику вращения частицы в роли маленького волчка) Классификация элементарных частиц: - по массе: с нулевой массой (фотон); лёгкие (лептоны); тяжёлые (адроны) - по времени жизни: стабильные (протон, электрон, нейтрино), нестабильные (свободный нейтрон и резонансы) Взаимопревращения элементарных частиц:- распады на более легкие частицы, рождение новых частиц при столкновениях, аннигиляция (это исчезновение частицы и античастицы при их столкновении с образованием при этом вспышки света – фотонов) Химические системы Атом:- мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. Изотопы:- разновидности химических элементов, у которых ядра атомов отличаются числом нейтронов, но содержат одинаковое число протонов и поэтому занимают одно и то же место в периодической системе элементов. Невозможно классически описать поведение электронов в атоме; Дискретность электронных состояний в атоме: - электронам разрешен только некий набор энергий в атоме (энергии Е 1, Е 2, Е 3, ……), т.е. это квантование энергий и, аналогично, импульсов, орбит и т.д. Переходы электронов между электронными состояниями как основные атомные процессы (возбуждение и ионизация):- переходы идут скачком, практически мгновенно. Переход на более высокую энергию – возбуждение, вообще отрыв электрона от атома - ионизация Химический элемент:- совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Молекула:- микрочастица, образованная из атомов и способная к самостоятельному существованию. Вещества: простые и сложные (соединения): вид материи, который обладает массой покоя (элементарные частицы, атомы, молекулы и др.). В химии вещества принято подразделять на простые, образованные атомами одного химического элемента, и сложные (химические соединения). Катализаторы:- вещества, ускоряющие химические реакции. Вещества, замедляющие реакции, называются ингибиторами.
Биокатализаторы (ферменты): специфические белки, увеличивающие скорость химических реакций в клетках всех живых организмов. Ферменты — самые активные среди всех катализаторов. Полимеры: вещества, молекулы которых (макромолекулы) состоят из большого числа повторяющихся звеньев; Полимеры делят на природные, или биополимеры (белки, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук), и синтетические (полиэтилен, полиамиды, эпоксидные смолы) Из биополимеров построены клетки всех живых организмов. Мономеры: вещество, молекулы которого способны реагировать между собой или с молекулами др. веществ с образованием полимера. Важнейшие мономеры — этилен, пропилен, изопрен, винилхлорид, стирол, бутадиен, фенол.
Космология (мегамир) Космология – наука о Вселенной в целом, ее строении, происхождении и эволюции Космологические представления Аристотеля: шарообразная неоднородная Вселенная, в центре её Земля, все остальные небесные тела вращаются вокруг неё Геоцентрическая система мира Птолемея:- продолжение идей Аристотеля Гелиоцентрическая система мира Коперника:- в центре находится Солнце, а Земля и остальные планеты (кроме Луны) вращаются вокруг Солнца Ньютоновская космология: безграничная, бесконечная, однородная и неизменная Вселенная Общая теория относительности:- теоретическая основа современной научной космологии Вселенная Эйнштейна: однородна, изотропна и равномерно заполнена материей, преимущественно в форме вещества Космологическая модель Фридмана: Вселенная нестационарна (т.е. меняется, развивается) Наблюдаемая однородность Вселенной в очень больших масштабах:- везде Вселенная одинакова Наблюдательное подтверждение нестационарности Вселенной: красное смещение в спектрах галактик, возникающее благодаря эффекту Доплера при их удалении от наблюдателя (разбегание галактик) Закон Хаббла: скорость разбегания галактик пропорциональна расстоянию до них Возраст Вселенной —время, прошедшее с момента начала расширения, современные оценки (12–15 млрд. лет) Понятие о космологической сингулярности:- начальная точка, из которой родилась Вселенная, в ней были бесконечно большие плотность вещества температура 5-02.Общая космогония (структуры мегамира) Космогония — наука о происхождении и развитии космических тел и их систем Основной космогонический сценарий: гравитационная конденсация рассеянного вещества Основные методы звёздной космогонии: - построение теоретических моделей строения и эволюции звёзд - наблюдение большого числа звёзд, находящихся на разных стадиях эволюции Процессы, обеспечивающие свечение звёзд: гравитационное сжатие, термоядерный синтез, охлаждение горячих недр Основные характеристики звёзд: спектр излучения, температура поверхности, светимость, размер, масса Геологическая эволюция Магнитное поле Земли, его роль для жизни на планете: защита Земли от космической радиации Внутреннее строение Земли (ядро внутреннее и внешнее, мантия, земная кора ), методы исследования (сейсморазведка) Формирование прото-Земли из планетезималей (пыль и камни вокруг Солнца):- гравитационное сжатие Земли, разогрев при этом, и начало дифференциации (расслоение на ядро, мантию и земную кору) Эволюция земной коры: тектоника литосферных плит, их движение по поверхности Земли Возраст Земли ( 4,5 млрд лет ), методы его оценки (радиометрия земных горных пород и метеоритов) Возникновение океанов и атмосферы:- выбросы газов и паров воды из вулканов и трещин земной коры Атмосфера Земли, ее структура (тропосфера, стратосфера, ионосфера ) и химический состав (80% азота, около 20% кислорода и около 1% всех остальных газов, в том числе и углекислого)
Эволюция живых систем Эволюция, ее атрибуты: самопроизвольность, необратимость, направленность (от простого к сложному) Дарвинизм: наследственность, изменчивость, естественный отбор Генофонд: совокупность генов, которые имеются у особей, составляющих данную популяцию Борьба за существование: естественный отбор особей с наилучшими показателями Синтетическая (т.е. современная) теория эволюции, её основные положения: – элементарная эволюционная структура – популяция – элементарный наследств. материал – генофонд популяции – элементарное явление эволюции – изменение генофонда популяции – элементарные эволюционные факторы: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, – единственный направляющий фактор эволюции — естественный отбор Микроэволюция: совокупность эволюционных процессов, протекающих внутри отдельных или смежных популяций вида, приводящих к изменению генетической структуры этих популяций, возникновению различий между организмами и образованию новых видов (идет довольно быстро, поэтому доступна исследованию) Макроэволюция: эволюция надвидовых таксонов. В широком смысле это вся эволюция жизни на Земле (идет миллионы лет, недоступна непосредственному наблюдению)
Генетика и эволюция Генетика: наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Ген: участок молекулы геномной нуклеиновой кислоты, характеризуемый специфической последовательностью нуклеотидов, представляющий единицу функции Аллель: различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных (парных) хромосом; определяют варианты развития одного и того же признака Рецессивные и доминантные гены: рецессивные – проявляют себя только во втором поколении потомства; доминантный- преобладает в проявлениях у потомства Гомозиготы (клетка или организм с одной и той же формой одного и того же гена), гетерозиготы (различные формы одного и того же гена) Хромосомы: структурные элементы ядра клетки, содержащие ДНК (т.е. это ДНК облепленная белком) Геном: cовокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма (клетки) Генотип: cовокупность всех генов данного организма (всех клеток организма) Фенотип: совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Складывается в результате взаимодействия наследственных свойств организма — генотипа и условий среды обитания (не наследуется потомством). Свойства генетического материала: дискретность, непрерывность, линейность, относительная стабильность Изменчивость: наследуемая (генотипическая, мутационная) И зменчивость: ненаследуемая (фенотипическая, модификационная) Свойства мутаций: случайность, внезапность, ненаправленнность, неоднократность и наследуемость
6. Биосфера и человек Экосистемы Понятия об экосистеме (единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания) и биогеоценозе (однородный участок земной поверхности с определенным составом живых (биоценоз) и косных (приземный слой атмосферы, солнечная энергия, почва и др.) компонентов) Продуцент:- организмы, способные к фото- или хемосинтезу и являющиеся в пищевой цепи первым звеном Консумент:- организмы, являющиеся в пищевой цепи потребителями органического вещества Редуцент:- организмы (сапротрофы), разлагающие мертвое органическое вещество (трупы, отбросы) и превращающие его в неорганические вещества, которые в состоянии усваивать другие организмы — продуценты. Виды природных экосистем (озеро, лес, пустыня, тундра,.., океан, биосфера) Энергетические потоки в экосистемах, правило 10% (Суммарная биомасса стабильной экосистемы относительно постоянна. При переходе от одного трофического уровня к другому часть доступной энергии не воспринимается, а часть расходуется на дыхание. В среднем при переходе с одного трофического уровня на другой общая энергия уменьшается приблизительно в 10 раз (“правило 10%”)) Формы биотических отношений (хищник-жертва, паразитизм, нейтрализм) Толерантность:- Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Среда обитания ( природная и созданная человеком ) и экологическая ниша ( совокупность всех факторов природной среды, в пределах которых возможно существование того или иного вида организмов )
Биосфера Понятие о биосфере:- область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Вещество: живое, косное, биокосное, биогенное Системные свойства биосферы: постоянство массы живого вещества в ходе геологических периодов Системные свойства биосферы: постоянство числа видов на протяжении геологических периодов Геохимические функции живого вещества: - газовая, - концентрационная, - деструктивная, - средообразующая, - энергетическая Биогенная миграция атомов химических элементов:- перенос атомов с помощью живых существ Биогеохимические принципы миграции: стремление к максимуму проявления Биогеохимические принципы миграции: эволюция видов, увеличивающих биогенную миграцию
Человек в биосфере Антропогенез:- изучает происхождение человека в процессе историко-эволюционного развития. Палеонтология:- наука о вымерших растениях и животных, о смене их во времени и пространстве Основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников (стадиальная концепция): протоантропы (австралопитеки), архантропы, палеоантропы, неоантропы Виды: – Человек умелый (Homo habilis), – Человек прямоходящий (Homo erectus) – Человек разумный (Homo sapiens) Характерные особенности человека: трудовая деятельность, использование огня, развитие речи, способность к абстрактному мышлению, наличие фонда социальной и культурной информации Возрастание роли социальных эволюционных факторов (передача накопленных знаний, технологий, традиций) и ослабление биологических (движущего и дизруптивного отборов, изоляции, популяционных волн) Неолитическая революция:- перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство) Экологические последствия неолитической революции:- начало исчезновения лесов, опустынивание Коэволюция:- совместное развитие общества и природы
Научный метод познания Методология— учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Свойства научного знания: -объективность, достоверность, точность, системность Эмпирическое и теоретическое познание:- эмпирическое познание основано на опыте, данных экспериментов, теоретическое опирается на данные экспериментов и на систему идей, гипотез Методы научн. познан.: - наблюдение, измерение, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, эксперимент Гипотеза:- предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки. Требования к научным гипотезам:- соответствие эмпирическим фактам, проверяемость Научная теория:- форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Область применимости теории: -ограничена теми рамками, которые возможны для её экспериментальной проверки и набором выводов из постулатов теории Принцип соответствия:- новая теория, претендующая на более широкую область применимости, чем старая, должна включать последнюю как предельный случай.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры Естествознание:- комплекс естеств. наук о природе Дифференциация наук:- узкая специализация наук по объектам и методам их исследования, например, физика, химия, биология (в пределах каждой науки своя дифференцация, например, физика плазмы или оптика…) Интеграция наук:- объединение, взаимопроникновение разных наук с их методами исследований для изучения общего для них объекта исследования (примеры – биофизика, биохимия, физическая химия, геология, астрономия, криминалистика, математическая физика…) Гуманитарные науки:- обращены к человеческой личности, не имеют эксперимента, их знание субъективно Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической: - субъективность, нестрогий язык, интерес к частностям изучаемых предметов, сложность проверки Математика: - язык естествознания Псевдонаука: -имитация научной деятельности Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность, некритический подход к исходным данным, невосприимчивость к критике, отсутствие общих законов, неверифицируемость псевдонаучных данных
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.017 с.) |