![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественнонаучная и гуманитарная культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научный метод познания Методология— учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Свойства научного знания: -объективность, достоверность, точность, системность Эмпирическое и теоретическое познание:- эмпирическое познание основано на опыте, данных экспериментов, теоретическое опирается на данные экспериментов и на систему идей, гипотез Методы научн. познан.: - наблюдение, измерение, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, эксперимент Гипотеза:- предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки. Требования к научным гипотезам:- соответствие эмпирическим фактам, проверяемость Научная теория:- форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Область применимости теории: -ограничена теми рамками, которые возможны для её экспериментальной проверки и набором выводов из постулатов теории Принцип соответствия:- новая теория, претендующая на более широкую область применимости, чем старая, должна включать последнюю как предельный случай.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры Естествознание:- комплекс естеств. наук о природе Дифференциация наук:- узкая специализация наук по объектам и методам их исследования, например, физика, химия, биология (в пределах каждой науки своя дифференцация, например, физика плазмы или оптика…) Интеграция наук:- объединение, взаимопроникновение разных наук с их методами исследований для изучения общего для них объекта исследования (примеры – биофизика, биохимия, физическая химия, геология, астрономия, криминалистика, математическая физика…) Гуманитарные науки:- обращены к человеческой личности, не имеют эксперимента, их знание субъективно Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической: - субъективность, нестрогий язык, интерес к частностям изучаемых предметов, сложность проверки Математика: - язык естествознания Псевдонаука: -имитация научной деятельности Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность, некритический подход к исходным данным, невосприимчивость к критике, отсутствие общих законов, неверифицируемость псевдонаучных данных
Развитие научных исследовательских программ и картин мира Научная программа: - программа исследования Мира с целью получить некое его целостное понимание Древняя Греция: -появление программы рационального объяснения мира принцип причинности в первоначальной форме:- (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение:- (причина должна предшествовать следствию) Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: - всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте Континуальная исследовательская программа Аристотеля:- всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ:- обе коснулась части истины, вместе они дают более полное представление о природе Научная (или натурфилософская) картина мира:- образно-философское обобщение достижений естеств. наук Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:- о материи, о движении, о взаимодействии, о пространстве и времени, о причинности, акономерности и случайности, о космологии (устройство и происхожд. мира) Натурфилософская картина мира Аристотеля:- Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Научные картины мира:- механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная
Развитие представлений о материи (1 этап) - Фалес:- проблема поиска первоначала, Все многообразие явлений и вещей он сводил к единой основе-первоначалу, которым Фалес считал воду (жил ок. 640 — ок. 546), древнегреческий философ и ученый, основатель так называемой ионийской (милетской) школы, родоначальник античной философии и науки ) Абстракция материи:- вещество; субстрат, субстанция; содержание. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция
(2 этап) - Механическая картина мира:- материя – есть вещество, состоящее из дискретных корпускул (3 этап) - Электромагнитная картина мира:- две формы материи — вещество и электромагнитное поле Волна: - распространяющееся возмущение физического поля Эффект Доплера:- зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн (4 этап) - Современная научная картина мира: три формы материи:— вещество, физическое поле, физический вакуум
Развитие представлений о движении ------------- (Античность и средневековье)------------ Гераклит: -идея безостановочной изменчивости вещей Учение Аристотеля о движении:- движение есть атрибут материи, есть разнообразные формы движения ------------- (Новое время – 17_19 века)------------------ Механическая картина мира:- единственная форма движения — механическое перемещение -------------- (19 век, начало 20 века)-------------------- Электромагнитная картина мира:- движение — не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн) -----------------Современность)------------------ Понятие состояния системы:- совокупность данных, позволяющих предсказать дальнейшее поведение системы Движение как изменение состояния Химическая форма движения:- химический процесс Биологическая форма движения: -процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы Современная научная картина мира:- эволюция как универсальная форма движения материи, многообразие форм движения, качественно различных и не сводимых друг к другу
Развитие представлений о взаимодействии Представления Аристотеля о взаимодействии (античность):- одностороннее воздействие движущего на движимое; первоначальная форма концепции близкодействия (передача воздействия только через посредников) Механическая картина мира (17-19 века): - концепция взаимодействия (третий закон Ньютона), - открытие фундаментального взаимодействия (зак. тяготен.), - принятие концепции дальнодействия (мгновенной передачи взаимодействия через пустоту на любые расстояния) Электромагнитная картина мира (19 - 20 века): -- открытие второго фундаментального взаимодействия (электромагнитное взаимодействие), - возврат к концепции близкодействия (взаимодействие передаётся только через материального посредника, т.е. физического поле, причем с конечной скоростью), - полевой механизм передачи взаимодействий (заряд создаёт соответствующее поле, которое действует на иные заряды) Современная научная картина мира (20-21 в.):- - четыре фундаментальных взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое) - квантово-полевой механизм передачи взаимодействий (заряд испускает виртуальные частицы-переносчики соответствующего взаимодействия, поглощаемые другими аналогичными зарядами) - частицы-переносчики взаимодействий (фотоны, гравитоны, глюоны, промежуточные векторные бозоны) Фундаментальные взаимодействия - масштаб - микромир (сильное, слабое и электромагнитное) - макромир (электромагнитное) - мегамир (гравитационное)
Пространство, время, симметрия Принципы симметрии, законы сохранения Понятие симметрии в естествознании:- инвариантность (т.е. неизменность) относительно тех или иных преобразований
Нарушенные симметрии:- неполные симметрии Структурные уровни и системная организация материи Микро-, макро-, мегамиры Вселенная в разных масштабах: микро-, макро- и мегамир Критерий разделения на микро-, макро- и мегамир: соизмеримость с человеком (макромир) и несоизмеримость с ним (микро- и мегамир) Основные структуры микромира: элементарные частицы, атомные ядра, атомы, молекулы Основные структуры мегамира: планеты, звёзды, галактики Единицы измерения расстояний в мегамире: астрономическая единица (среднее расстоянию Земли от Солнца. 1 а. е. = 149,6 млн. км.), световой год (путь, который свет проходит за год, т. е. 9,46*10 12 км.), парсек (1 пк = 206 265 а. е. = 3,263 светового года = 3,086*10 16 м.). Звезда:- небесное тело, в котором естественным образом происходили, происходят или с необходимостью будут происходить реакции термоядерного синтеза Атрибуты планеты: - не звезда, - обращается вокруг звезды (например, Солнца) - достаточно массивно, чтобы под действием собственного тяготения стать шарообразным и своим тяготением расчистить пространство вблизи своей орбиты от других небесных тел Галактики — системы из миллиардов звёзд, связанных взаимным тяготением и общим происхождением Наша Галактика, её основные характеристики: - гигантская (около 200 млрд звезд), - спиральная, - диаметр около 100 тыс. световых лет Пространственные масштабы Вселенной: расстояние до наиболее удалённых из наблюдаемых объектов более 10 млрд. световых лет Метагалактика:- лишь видимая часть Вселенной (т.е. есть еще и невидимая часть, Метагалактика меньше чем Вселенная)
Структуры микромира Элементарные частицы:- мельчайшие известные частицы физической материи Фундаментальные частицы –те, что по современным представлениям, не имеют внутренней структуры и конечных размеров (например, кварки, лептоны), из них сложены другие (составные) частицы, таковых большинство их нескольких сотен известных частиц Частицы и античастицы:-отличаются друг от друга только знаком заряда (а всё остальное одинаково) или спина (спин можно приближенно рассматривать как характеристику вращения частицы в роли маленького волчка) Классификация элементарных частиц: - по массе: с нулевой массой (фотон); лёгкие (лептоны); тяжёлые (адроны) - по времени жизни: стабильные (протон, электрон, нейтрино), нестабильные (свободный нейтрон и резонансы) Взаимопревращения элементарных частиц:- распады на более легкие частицы, рождение новых частиц при столкновениях, аннигиляция (это исчезновение частицы и античастицы при их столкновении с образованием при этом вспышки света – фотонов)
Химические системы Атом:- мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. Изотопы:- разновидности химических элементов, у которых ядра атомов отличаются числом нейтронов, но содержат одинаковое число протонов и поэтому занимают одно и то же место в периодической системе элементов. Невозможно классически описать поведение электронов в атоме; Дискретность электронных состояний в атоме: - электронам разрешен только некий набор энергий в атоме (энергии Е 1, Е 2, Е 3, ……), т.е. это квантование энергий и, аналогично, импульсов, орбит и т.д. Переходы электронов между электронными состояниями как основные атомные процессы (возбуждение и ионизация):- переходы идут скачком, практически мгновенно. Переход на более высокую энергию – возбуждение, вообще отрыв электрона от атома - ионизация Химический элемент:- совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Молекула:- микрочастица, образованная из атомов и способная к самостоятельному существованию. Вещества: простые и сложные (соединения): вид материи, который обладает массой покоя (элементарные частицы, атомы, молекулы и др.). В химии вещества принято подразделять на простые, образованные атомами одного химического элемента, и сложные (химические соединения). Катализаторы:- вещества, ускоряющие химические реакции. Вещества, замедляющие реакции, называются ингибиторами.
Биокатализаторы (ферменты): специфические белки, увеличивающие скорость химических реакций в клетках всех живых организмов. Ферменты — самые активные среди всех катализаторов. Полимеры: вещества, молекулы которых (макромолекулы) состоят из большого числа повторяющихся звеньев; Полимеры делят на природные, или биополимеры (белки, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук), и синтетические (полиэтилен, полиамиды, эпоксидные смолы) Из биополимеров построены клетки всех живых организмов. Мономеры: вещество, молекулы которого способны реагировать между собой или с молекулами др. веществ с образованием полимера. Важнейшие мономеры — этилен, пропилен, изопрен, винилхлорид, стирол, бутадиен, фенол.
Космология (мегамир) Космология – наука о Вселенной в целом, ее строении, происхождении и эволюции Космологические представления Аристотеля: шарообразная неоднородная Вселенная, в центре её Земля, все остальные небесные тела вращаются вокруг неё Геоцентрическая система мира Птолемея:- продолжение идей Аристотеля Гелиоцентрическая система мира Коперника:- в центре находится Солнце, а Земля и остальные планеты (кроме Луны) вращаются вокруг Солнца Ньютоновская космология: безграничная, бесконечная, однородная и неизменная Вселенная Общая теория относительности:- теоретическая основа современной научной космологии Вселенная Эйнштейна: однородна, изотропна и равномерно заполнена материей, преимущественно в форме вещества Космологическая модель Фридмана: Вселенная нестационарна (т.е. меняется, развивается)
Наблюдаемая однородность Вселенной в очень больших масштабах:- везде Вселенная одинакова Наблюдательное подтверждение нестационарности Вселенной: красное смещение в спектрах галактик, возникающее благодаря эффекту Доплера при их удалении от наблюдателя (разбегание галактик) Закон Хаббла: скорость разбегания галактик пропорциональна расстоянию до них Возраст Вселенной —время, прошедшее с момента начала расширения, современные оценки (12–15 млрд. лет) Понятие о космологической сингулярности:- начальная точка, из которой родилась Вселенная, в ней были бесконечно большие плотность вещества температура 5-02.Общая космогония (структуры мегамира) Космогония — наука о происхождении и развитии космических тел и их систем Основной космогонический сценарий: гравитационная конденсация рассеянного вещества Основные методы звёздной космогонии: - построение теоретических моделей строения и эволюции звёзд - наблюдение большого числа звёзд, находящихся на разных стадиях эволюции Процессы, обеспечивающие свечение звёзд: гравитационное сжатие, термоядерный синтез, охлаждение горячих недр Основные характеристики звёзд: спектр излучения, температура поверхности, светимость, размер, масса Геологическая эволюция Магнитное поле Земли, его роль для жизни на планете: защита Земли от космической радиации Внутреннее строение Земли (ядро внутреннее и внешнее, мантия, земная кора ), методы исследования (сейсморазведка) Формирование прото-Земли из планетезималей (пыль и камни вокруг Солнца):- гравитационное сжатие Земли, разогрев при этом, и начало дифференциации (расслоение на ядро, мантию и земную кору) Эволюция земной коры: тектоника литосферных плит, их движение по поверхности Земли Возраст Земли ( 4,5 млрд лет ), методы его оценки (радиометрия земных горных пород и метеоритов) Возникновение океанов и атмосферы:- выбросы газов и паров воды из вулканов и трещин земной коры Атмосфера Земли, ее структура (тропосфера, стратосфера, ионосфера ) и химический состав (80% азота, около 20% кислорода и около 1% всех остальных газов, в том числе и углекислого)
Эволюция живых систем Эволюция, ее атрибуты: самопроизвольность, необратимость, направленность (от простого к сложному) Дарвинизм: наследственность, изменчивость, естественный отбор Генофонд: совокупность генов, которые имеются у особей, составляющих данную популяцию Борьба за существование: естественный отбор особей с наилучшими показателями Синтетическая (т.е. современная) теория эволюции, её основные положения: – элементарная эволюционная структура – популяция – элементарный наследств. материал – генофонд популяции – элементарное явление эволюции – изменение генофонда популяции – элементарные эволюционные факторы: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, – единственный направляющий фактор эволюции — естественный отбор Микроэволюция: совокупность эволюционных процессов, протекающих внутри отдельных или смежных популяций вида, приводящих к изменению генетической структуры этих популяций, возникновению различий между организмами и образованию новых видов (идет довольно быстро, поэтому доступна исследованию) Макроэволюция: эволюция надвидовых таксонов. В широком смысле это вся эволюция жизни на Земле (идет миллионы лет, недоступна непосредственному наблюдению)
Генетика и эволюция Генетика: наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Ген: участок молекулы геномной нуклеиновой кислоты, характеризуемый специфической последовательностью нуклеотидов, представляющий единицу функции Аллель: различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных (парных) хромосом; определяют варианты развития одного и того же признака Рецессивные и доминантные гены: рецессивные – проявляют себя только во втором поколении потомства; доминантный- преобладает в проявлениях у потомства Гомозиготы (клетка или организм с одной и той же формой одного и того же гена), гетерозиготы (различные формы одного и того же гена) Хромосомы: структурные элементы ядра клетки, содержащие ДНК (т.е. это ДНК облепленная белком) Геном: cовокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма (клетки) Генотип: cовокупность всех генов данного организма (всех клеток организма) Фенотип: совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Складывается в результате взаимодействия наследственных свойств организма — генотипа и условий среды обитания (не наследуется потомством). Свойства генетического материала: дискретность, непрерывность, линейность, относительная стабильность Изменчивость: наследуемая (генотипическая, мутационная) И зменчивость: ненаследуемая (фенотипическая, модификационная) Свойства мутаций: случайность, внезапность, ненаправленнность, неоднократность и наследуемость
6. Биосфера и человек Экосистемы Понятия об экосистеме (единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания) и биогеоценозе (однородный участок земной поверхности с определенным составом живых (биоценоз) и косных (приземный слой атмосферы, солнечная энергия, почва и др.) компонентов) Продуцент:- организмы, способные к фото- или хемосинтезу и являющиеся в пищевой цепи первым звеном Консумент:- организмы, являющиеся в пищевой цепи потребителями органического вещества Редуцент:- организмы (сапротрофы), разлагающие мертвое органическое вещество (трупы, отбросы) и превращающие его в неорганические вещества, которые в состоянии усваивать другие организмы — продуценты. Виды природных экосистем (озеро, лес, пустыня, тундра,.., океан, биосфера) Энергетические потоки в экосистемах, правило 10% (Суммарная биомасса стабильной экосистемы относительно постоянна. При переходе от одного трофического уровня к другому часть доступной энергии не воспринимается, а часть расходуется на дыхание. В среднем при переходе с одного трофического уровня на другой общая энергия уменьшается приблизительно в 10 раз (“правило 10%”)) Формы биотических отношений (хищник-жертва, паразитизм, нейтрализм) Толерантность:- Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Среда обитания ( природная и созданная человеком ) и экологическая ниша ( совокупность всех факторов природной среды, в пределах которых возможно существование того или иного вида организмов )
Биосфера Понятие о биосфере:- область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Вещество: живое, косное, биокосное, биогенное Системные свойства биосферы: постоянство массы живого вещества в ходе геологических периодов Системные свойства биосферы: постоянство числа видов на протяжении геологических периодов Геохимические функции живого вещества: - газовая, - концентрационная, - деструктивная, - средообразующая, - энергетическая Биогенная миграция атомов химических элементов:- перенос атомов с помощью живых существ Биогеохимические принципы миграции: стремление к максимуму проявления Биогеохимические принципы миграции: эволюция видов, увеличивающих биогенную миграцию
Человек в биосфере Антропогенез:- изучает происхождение человека в процессе историко-эволюционного развития. Палеонтология:- наука о вымерших растениях и животных, о смене их во времени и пространстве Основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников (стадиальная концепция): протоантропы (австралопитеки), архантропы, палеоантропы, неоантропы Виды: – Человек умелый (Homo habilis), – Человек прямоходящий (Homo erectus) – Человек разумный (Homo sapiens) Характерные особенности человека: трудовая деятельность, использование огня, развитие речи, способность к абстрактному мышлению, наличие фонда социальной и культурной информации Возрастание роли социальных эволюционных факторов (передача накопленных знаний, технологий, традиций) и ослабление биологических (движущего и дизруптивного отборов, изоляции, популяционных волн) Неолитическая революция:- перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство) Экологические последствия неолитической революции:- начало исчезновения лесов, опустынивание Коэволюция:- совместное развитие общества и природы
Научный метод познания Методология— учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Свойства научного знания: -объективность, достоверность, точность, системность Эмпирическое и теоретическое познание:- эмпирическое познание основано на опыте, данных экспериментов, теоретическое опирается на данные экспериментов и на систему идей, гипотез Методы научн. познан.: - наблюдение, измерение, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, эксперимент Гипотеза:- предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки. Требования к научным гипотезам:- соответствие эмпирическим фактам, проверяемость Научная теория:- форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Область применимости теории: -ограничена теми рамками, которые возможны для её экспериментальной проверки и набором выводов из постулатов теории Принцип соответствия:- новая теория, претендующая на более широкую область применимости, чем старая, должна включать последнюю как предельный случай.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры Естествознание:- комплекс естеств. наук о природе Дифференциация наук:- узкая специализация наук по объектам и методам их исследования, например, физика, химия, биология (в пределах каждой науки своя дифференцация, например, физика плазмы или оптика…) Интеграция наук:- объединение, взаимопроникновение разных наук с их методами исследований для изучения общего для них объекта исследования (примеры – биофизика, биохимия, физическая химия, геология, астрономия, криминалистика, математическая физика…) Гуманитарные науки:- обращены к человеческой личности, не имеют эксперимента, их знание субъективно Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической: - субъективность, нестрогий язык, интерес к частностям изучаемых предметов, сложность проверки Математика: - язык естествознания Псевдонаука: -имитация научной деятельности Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность, некритический подход к исходным данным, невосприимчивость к критике, отсутствие общих законов, неверифицируемость псевдонаучных данных
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.172.207 (0.017 с.) |