Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманитарное знание в горизонте социально-культурной эволюцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Напомним. Новоевропейский проект конституирования гуманитарного знания с самого начала ориентировался на захват иных, нежели позитивное научное знание, полей-сфер, он адресовался прежде всего эйдетической области. Потому то и было так сложно определиться как с собственной «физиогномикой», так и с собственной «мимикой». Именно в сторону данных горизонтов он и был мобилизован, их то и должен был атаковать. Как уже говорилось, ассортимент познавательных гуманитарных программ был подобран на манер легального на тот момент научно-позитивного механизма. Задача же все кампании состояла в том, чтобы совершать процедуры захвата эйдетических территорий, их перерабатывать и упорядочивать, перераспределять поля-зоны, вносить в них соответствующие структурообразующие инвестиция и, конечно же, в качестве итога, их подчиненить доминирующему, новоевропейскому, культурному регламенту. Т.е. речь шла о перекодировке (расщеплении, иерархизации, установлении связей-цепочек) данного разряда реальности [1]. Потому то и любые потуги на реальность феноменологического свойства, притязания на них со стороны гуманитарных наук – неправомерны, беспочвенны и изначально были обречены на провал. Попытки же редуцировать до уровня реально-эмпирической контекстуальности, равно как и с ней соотнестись, либо под нее подладиться, вносили только сумятицу, неразбериху, портили все дело, умножая недоумения и обвинения коллег по познавательному цеху. Итак, первичный импульс был направлен в сторону эйдетических зон и преследовал цель наладить в ней производство структурированных и просвеченных фикций. Это касалось как масштабных дисциплинарных гуманитарных проектов, обнимающих все научно-позитивное знание, вроде «науки наук» – философии, так и более локальных практик, сконструированных по отдельным, более частным разрядам-подразрядам, удерживаемым в позитивном модусе реальности, что в том или ином случае привлекали пристальное социальное внимание. Т.е. по тем эйдетическими подполями, что соответствовали уже разграниченным, закрепленным в тех или иных научно-позитивных поддисциплинариях, познавательным опытам, легально соотносимых с соответствующим полем-ярусом реальности. Если кратко: разработка эйдетики и позитивного знания-опыта вообще, и каждого его подразделения – в частности. Причем, эйдетика «всех позиций» комплексной диспозиции. И как она артикулируется в привилегированном на данный момент научно-познавательном регламенте. И как она формируется-репродуцируется-инсталируется-инвестируется на его, опыта, основе. И, что является едва ли не самым важным и ответственным, как она воздействует «в контексте антропологической реальности», формуя и формулируя ментальность, регулируя-направляя в нужном направлении зрение-слух. Мета-позиция, весьма неудобная в реально-онтологическом плане, обрекающая гуманитариев на упреки коллег – непрекращающиеся ни на минуту обвинения в размытости, зыбкости, смутности и, как итоговый вердикт, в ненаучности как всего гуманитарного здания, так и отдельных его подразделений, – оказалась в современной ситуации очень выигрышной. При соотнесении «всех недостатков» рассматриваемого комплекса с ведущими тенденциями широкого социально-культурного плана, нельзя не признать, что гуманитарная область, в общем и целом, оказалось чрезвычайно созвучна эпохе и общекультурной эволюции. Поясним. Ставка на ликвидацию реальности (во всяком случае, в ее новоевропейской рационально-эмпирической трактовки) как онтологической, доминирующей и чуть ли не единственно легальной социальной константы, как организационного принципа; активизация деятельности по конституированию самодостаточных автономных фикций, их узаконивание и даже наделение статусом приоритетности; вытеснение и постепенная замена реальности хорошо технологически оснащенной (налаженной-обеспеченной) процессуальностью, обретшей уже четкие очертания отнологической доминации – все это уже хорошо известно и числится в качестве детерминативов современности. Подчеркнем лишь один, чрезвычайно важный для нашего разговора, момент. Речь идет, по существу, о процессуальности регулируемой, контролируемой, предсказуемой, уже просвеченной и подчиненной эйдетической сфере (которая, кстати сказать, может и не артикулироваться в форме громогласного лозунга, а только «подразумеваться», «светиться в делах»), что «накладывается» на первичную (с точки зрения новоевропейского культурного канона) реальность рационально-эмпирического свойства, никак с ней не пересекается (либо – через технологию организации), от нее независима и почти полностью от нее очищена, а значит – не боится конкурентных атак. И в этом отношении гуманитарное знание оказалось, надо признаться, совершенно неожиданно, как раз в компании фаворитных познавательных практик. По сравнению же с другими собратьями по научно-позитивному познавательному бараку, позиция гуманитариев более удобная. Никакой особой перемены или существенной структурной переориентации не требуется вовсе. Дело касается только смены идеологической вывески и корректного, более соответствующего современной дазайнерской тенденции, именования» уже существующего здесь «положения вещей» [2]. Речь идет, по сути дела, о легализации «имеющегося в наличии». Не «подтягиваться» вновь и вновь под научный шаблон, подправляя вылезающие «несураздности», – наука сама терпит крах – не подгонять «предметно-методологические режимы» под номенклатурно-позитивное устроение, а просто назвать «вещи своими именами» и со спокойной совестью, не мучаясь раскаянием за позорное пристрастие к «трансцендентности», окунуться в область фикций, чистых и абсолютных абстракций, коль скоро сама эта сфере оказалась вполне социально лояльной, уже не вызывает подозрений, но, напротив, активно «проталкивается». Если же вдруг припадет охота или надобность редуцировать к феноменальной реальности (любой, и прошлой, и современно), то можно заняться разработкой технологических циркуляров, вполне схожих с теми, что сочиняются в любом другом разряде познавательно-практических оккупационных практик. Следовательно, мы с неизбежностью должны констатировать, что коль скоро речь заходит о Методологии, то она должна быть ликвидирована. Ликвидирована как константный детерменатив-признак, маркер соответствующего рода деятельности, в том числе, конечно же, и деятельности гуманитарно познавательной. И заменена конкретной технологией, соразмерной с реальным эйдетическим заданием. Как у современной физики или современной химии, так и у современных истории и социологии и пр. не может быть своего, только ей присущего и полностью ею определяемого методологического устава, удерживаемого при любых операциях, совершаемых в ее пределах. При этом, данная установка совершенно не означает, что делать допустимо все, «что душе угодно», «петь любую песню», повинуясь прихоти «левой ноги». Отнюдь. Оппозиция методологической строгости – не хаос или «пагуба безначалья». Но – внимании к «имманентности субстрата», которое включает и непредвзятость подходов, и мобильное реагировании за конкретный запрос, и в умение (терпение-желание) начинать «каждый раз заново». Иначе говоря, речь идет о разработке и освоении разнообразных техник организации конкретного эйдетического предприятия. Всегда фиктивных и факультативных, неуловимых и «не верифицируемых», но – просвеченных и контролируемых. И здесь у гуманитариев накоплен огромный опыт. Если в более широком, «фундаментальном», плане, то относительно методологии гуманитарного знания можно сказать примерно следующее. Сегодня почти всегда допустимо вести разговор лишь о формулировании, артикуляции, констатировании и инвестировании в конкретный реестр реальности определенной эйдетической позиции. Или – конституировании эйдетической позиционности как технологии удержания того или иного отсека реальности (локальной процессуальности), как способа организации определенной, всегда условной, нефундаментальной, а потому принципиально и неистинной (при сем, не забудем, обязательно контролируемой), точки отсчета, необходимой при отслеживании происходящих при разворачивании субстрата девиальных отклонений. Своеобразная ситуационная калькуляция прерывов-сбоев, отрезков длительности, траекторий скольжения, полей пересечения, ансамблевых сочленений и пр. Причем, вся завязываемая в подобном случае эйдетическая интрига с неизбежностью – это также является «предусловием» культурной программы – будет реализацией не столько эффективности как таковой, сколько эффективно-обслуживающей процедурой чистой циркуляции (перемещения, расслоения– подвешивания, собирания-разбегания и пр.). В плане же сугубо дискурсивной, ее можно трактовать как обеспечение и эйдетики, и эстетики, с полностью отсутствующими как аксиологическими, так и гносеологическими признаками. Что-то наподобие знаменитой «игры в бисер». Напоследок же можно высказать еще одно предположение. Совершенно очевидно, что возможность размежевания и автономизации внутри гуманитарного познавательного комплекса (по предмету ли, по методу ли, по какому либо еще признаку) упущена. Это – уже не актуально. Поэтому подразделение-дробление внутри комплекса едва ли произойдет. Скорее всего, будет существовать некий единый – более чем проблемный и двусмысленный, неясно мерцающий – блок «просто гуманитариев», которые время от времени, по тому или иному поводу будут собираться, дабы предоставить убедительно-прекрасную эйдетику конкретного разряда конкретной реакции-реальности. Прообразом же такой мета-дисциплинарии, «просто гуманитарии», может служить, конечно же, культурология, занимающая во всем комплексе (если рассматривать его с позиции опытно-научного знания) абсолютную мета-фиктивную мета-позицию. Как совершенно номинальный идеологически-риторический жест-проект, культурология никогда не имела и не имеет какого-либо отношения к непосредственной реальности. Все недостатки и изъяны гуманитарного знания в культурологии усилены, утрированы, доведены до почти гротескного состояния, что, с одной стороны, ее вроде бы полностью дискредитирует, с другой же – оправдывает, предоставляя роскошный шанс встроиться в любую познавательную конструкцию, использовать ее в качестве агента любого, даже с очень не проясненной профессиональной ориентацией, комплекса практически в любой (научной/ненаучной, гуманитарной/негуманитарной) системе знания. Примечания [1] Следует напомнить, что столетием ранее аналогичная попытка уже предпринималась, был запущен соответствующий проект, который по сути дела захлебнулся, мутировав в совершенно иной дискурсивно-операционный порядок. Имеется в виду эстетическая баумгартнеровская программа по перековки и расчистки на манер рационально-эмпирического модуса «аффективно-чувственной» сферы. [2] Опытно-позитивному знанию еще предстоит нелегка работа по переориентации своего «профессионального зрения» на иные горизонты. Процесс будет происходить, он уже начался, достаточно болезненно. В особенности это касается нашего отечества, где «научная общественность» все никак не может смириться с тем, что в силу «неблагоприятных обстоятельств» приходится отвлекаться от знакомых фундаментальных «высших» сфер, а то и вовсе о них забыть, и заниматься «низменной» «прикладнухой», поверхностной и ничтожной. Иначе говоря, вместо того, чтобы погрузиться благородную возвышенную онтологию, трагическая – сермяжная – необходимость вынуждает тратиться на «плебейскую» технологию. Хотя, если оставаться честными, то как раз здесь то и возникает шанс реально соприкоснуться с возлюбленной реальностью рационально-эмпирического свойства, прекратив, наконец, ей бравировать, и тем самым творя о ней «легенды и мифы». Создавшуюся ситуацию можно уподобить хорошо известному клише-аргументу: Дайте мне точку опоры и я переверну земной шар. Беда, ведь, конечно не в том, что данное утверждение неверно с тех или иных позиций, может быть оспорено, или опытно доказано/опровергнуто. Беда в том, что оно – бессмысленно, ибо такую точку никто никому никогда не предоставит, а потому перевернуть земной шар все равно не удастся. Следовательно, к чему «огород городить» и «множить глупости», от них – не тепло, ни холодно. Намного полезнее заняться поливкой-расчисткой того же самого огорода. Переориентация внимания с «отнологических статичных концептов» на те, что можно использовать при транспортировки-переворачивании реальных грузов, можно считать более перспективной познавательной задачей, в том числе, конечно же, и в фундаментально-научном отношении. А на этом пути у науки множество конкурентов: технологией организации жизненного пространства занимались раньше и занимаются сейчас самые разнообразные операторы-менеджеры, всякие «разношерстые» команды, далеко не всегда безоговорочно доверяющие академическим методикам и признающие их приоритет. Здесь кустари-одиночки, «научные дилетанты», так же весьма преуспели. С ними, увы, теперь пришло время считаться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.189.174 (0.009 с.) |