Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманитарное знание в горизонте эволюции познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Если мы хотя бы бегло взглянем на сегодняшнее состояние исследуемой нами познавательной композиции, то открывшаяся картина будет безрадостна и уныла, не сказав – ужасающа, способная ввергнуть практически любого в нигилистский трепет отчаяния. В самом деле, система гуманитарного знания, развивающаяся в фарватере центральной для всей новоевропейской метапознавательной установки на научно-позитивное моделирование, так же как и вся программа (не только познавательная, кстати сказать, но и более широкая социально-культурная, заявленная в каждом разделе и ярусе реальности) терпит, уже почти потерпела, полный крах, теснимая со всех сторон другими, альтернативными и более эффективными практиками. Когда-то, еще совсем недавно, тотально и безраздельно властвующая система организации познания по принципу «науки», узурпировавшая с помощью силовых властно-политических рычагов себе абсолютное (даже не приоритетное) право вещать от лица Истины-Добра-Красоты и устранившая всех конкурентов, ныне уже едва ли может считаться фаворитом общественной ориентации в данной сфере. Она разъедается как снаружи, так и изнутри, вытесняется с командных высот другими познавательными опытами, привыкает жить в цивилизованном состоянии демократического соперничества. Причем, тот отсек новоевропейской научной программы, что именуется гуманитарным знанием, находится еще в более жалком положении. Общие со всей гносеологической установкой беды усугубляются еще и рядом других неблагоприятных обстоятельств, так сказать, лично-исторического свойства. А именно. Гуманитарно-познавательная система – это достаточно поздний подраздел научного знания, ставший активно разрабатываться в его, научного знания, легальных пределах и обретать там легитимные права с середины (в крайнем случае – со второй трети) 19 века и никак не раньше. С этого времени в рассматриваемой области стали целенаправленно применяться научно-познавательные техники, а сама она трансформировалась в механизм по беспрерывному производству благонадежных и социально востребованных инструментов. Вспомним, что как раз в данный исторический период появились и первые сомнения в безоговорочной приоритетности, по сравнению с другими моделями, научного способа артикуляции истины. Естественно, непродолжительность темпорального отрезка, а также постоянное и все время ускоряющееся «расслаивание» всего новоевропейского познавательного комплекса, параллельно происходившие его колебание и расшатывание, не позволили в полной мере сотворить безусловность и очевидность (хотя бы только в пределах данной, научной, стратегии) гуманитарного ансамбля, равно как и сочинить убедительную безапелляционность его «жизненно-необходимости». Хоть это и может прозвучать достаточно резко, но все же не будет особенным преувеличением нижеследующее утверждение. Не смотря на то, что как вся совокупность гуманитарного знания, так и его многочисленные, беспрерывно дробящиеся, разветвления-подразделения, обретая юридическое покровительство со стороны науки, получили, вроде бы, соответствующий статус, закрепленный в официальном номенклатурном списке-реестре, что означало, прежде всего, необходимость-возможность использование соответствующего инвентаря, а также возможность-необходимость функционировать по принятым здесь правилам (соответствующие репрезентативные и циркуляционные регламенты, определявшие стилистику ритуалов, жестов, поз, декламаций и дискурсивных цепочек), оно, гуманитарное знание, так и не состоялась как развернутая и начисто избавленная от привкуса двусмысленности научно-исследовательская практика. Как «технология жизни» – да, безусловно и в полном объеме. Но как безусловно приоритетная познавательная зона – ни в коем случае. Лишним доказательством тому может служить предпринятые М.Фуко в середине и второй половине 60-х гг. ХХ века археологические изыскания в данной области («Слова и вещи. Археология гуманитарного знания», 1966г.; «Археология знания», 1969г.), итогом которых стала, в общем-то, неутешительная, хотя и прозвучавшая в устах автора достаточно оптимистически, констатация того, что данный род знания еще только самоопределяется, ищет свое законное место в ряду других наук, приглядывается к нему, приноравливается поудобнее устроиться на скользком «стыке», только готовясь заявить о себе как о законном научном проекте (и как о достойной внимания области познания, кстати, тоже). Однако, умудренные четверть вековым отрезком времени, прошедшим с тех пор, мы уже можем заявить с более или менее уверенным пессимизмом: научно-гуманитарное знание, по от него независящим причинам (связанным с «общей расстановкой композиционных сил», о чем речь ниже), так и не состоялось, не сумело счастливо обрестись ни в том месте, на которое указал М.Фуко, ни в каком ином. Но самое ужасное и, одновременно, комическое состоит в том, что так и не появившись «в полном объеме», оно стало разлагаться-расслаиваться. Толком не оформившись, не выработав своей суверенной мета-стратегии, не сумев организоваться вокруг единого безусловного каркаса, вся гуманитарная область так и повисла в неясной очерченности. Другими словами: не взирая на отчетливую, ясную и успешную социальную институализацию, собственно научной, столь же убедительной, институализации так и не случилось, что вполне закономерно. Списанное-слизанное в своем операционно-идеологическом модусе с других, более древних и социально утвержденных собратьев по научному лагерю («наук о природе»), даже некоторое время успешно работавшая в этом, «научно-природном», направлении, в собственной предметной области, в своих суверенных пределах, научно-гуманитарное знание оказалось совершенно бессильным в плане «добывания безусловной истины». Если же приглядеться «по существу» к его конститутивно иерархическому устроению и технологической оснастки, именно «с научно-позитивной точки зрения», так и вовсе – конфуз: полная неразбериха по всем позициям. Неясность и зыбкость предметного поля, рыхлость его подразделения (подполя бесконечно «наплывают» друг на друга, дробятся по разным основаниям и выкраиваются под различным углами), нечеткость иерархических каркасов, смешение тактик освоения, использования чужого инвентаря, отсутствие «едино»-сквозной предустановки – все это и многое другое едва ли позволяет с уверенностью утверждать, что перед нами четко организованный механизм, функционирующий по научной программе. Причем, именно эксплуатация чужих, выработанных и доказавших свою эффективность в негуманитарных отсеках, операционных моделей оказалась наиболее результативной. Что, в общем то, вполне объяснимо: система научного знания придумывалась не для сих, гуманитарных, областей, не их собиралась захватывать и осваивать в первую очередь, а потому имманентный системе стратегически-тактический, равно как и риторически-идеологический инструментарий – аппарат по инвестициям – подогнан под соответствующий, позитивно-эмпирический, субстрат. Разработка иного, суверенно-гуманитарного, инвентаря, пригодного для освоение собственных полей, неминуемо изменила бы окрас познавательной ориентации, сделала бы невозможным пребывание в научных широтах, или взорвало бы всю установку изнутри. Говоря по простому: «если здесь – то только так», «если по другому – то в другом месте». Так вот, так и не состоявшись, гуманитарная познавательная стратегия, как и любая система новоевропейского типа, начинает осыпаться, рассеиваться, расслаивается, дробиться, делая ставку на повсеместно внедряемый междисциплинаризм, будто бы способный уберечь от полного краха. Однако, само именование (меж-дисциплинарность) – уже уловка, лицемерный жест, позволяющий и еще раз выразить свою приверженность «незыблемой архаике», и скрыть весьма существенные, совсем иные, радикальные трансформации. Междициплинарность как принцип, как установка-ориентация, наконец как позиция – это устаревшее и бессмысленное именование, ничего не способное объяснить в повсеместно происходящих сегодня метаморфозах, тем паче – описать создавшуюся ситуацию. Ибо уже только полулегально узаконивается, пролонгируется и удерживается правомочность более или менее твердых дисциплинарных членений, будто бы первичность (даже если это только первичность дискурса или ментальной ориентации) и безусловность такого рода разделения-разнесения-иерархизации. Еще раз уточним: первичность, в данном случае, даже и чисто формальная (вербально-титульная), вроде бы изжитая и доказавшая в современных условиях свою принципиальную неэффективность, протаскивается здесь как своеобразная, пусть и чисто декламационно-номинальная, «точка отсчета», а значит – по сути дела сохраняется в полном объеме и участвует в распределении и упорядочивании отнюдь не фиктивного, а эффективного характера, ибо «задействована в процессе». Вероятно, на каком то этапе – когда существовал хотя бы нетвердый, в реальности всегда относительный и крайне абстрактный, декламационный суверенитет отдельных дисциплинариев – междисциплинаризм мог быть и актуальным, и позитивным. Но по отношению к сегодняшнему дню он, думается, неприемлем даже и как условная «историческая печка», от которой нам предстоит «на современном этапе отплясывать»: исток предопределяет и направление, и характер движения. В том-то и дело, что сегодняшние и гуманитарная, и естественнонаучная познавательная практики ориентируются совсем на иные способы артикуляции, используют иные стратегически-тактические проектные модели, в рамках которых подобные масштабные, разделенные и разнесенные, более или менее устойчивые (или имеющие ясные контуры) дисциплинарные автономности «не предусмотрены», лишены смысла, принципиально отсутствуют, ибо трактуются как очень устаревшие и весьма затрудняющие движения стилистики. Локальные и адаптированные к конкретной контекстуальности ансамбли, нестабильные и переменчивые, без четких константных правил, вынесенных за их пределы но в них инкорпорированные в качестве им имманентных структурообразующих принципов, очень мобильные и всякий раз составляемые из разнообразных, плавающих (т.е. не включенных в какие-либо монолитные образования), элементов, составленные и отформатированные «по данному случаю», структурированные под конкретный познавательные проект – все это совсем другое. Подобная стратегия – это не междисциплинаризм будь то старого, будь то нового типа. Это – принципиально иная, не научная и не позитивная, программная гносеологической организация. Такова ведущая, на сегодня, политика в области производства знания вообще. В том же самом направлении происходит развитие и более частного, гуманитарного, отсека. Следовательно, если говорить о перспективах на будущее (опираясь на опыт прошлого и контуры настоящего), то они в гуманитарной области таковы же, как и в любой другой: акцент и ставка делается на манифестированном безграничьи, мигрирующей ситуационности, очень зыбкой и уязвимой с точки зрения любых константных вопрошаний «о сути и истине как таковых». Если и междисциплинаризм, то – лишь в этом смысле, а не как первичная, хотя и чисто условная, монологичность-разграниченность, с последующем, реальным, операционным смешением. Точнее было использовать другую метафорическю формулировку: «принципиальная и тотальная маргинальность», где даже сама возможность артикулировать какую-либо устойчивую и разветвленную оппозиционность, что может выступить своеобразным «эпитемологическим априори», находится под полным запретом. Причем, маргинальность – самого разного разряда. И маргинальность исполнителей, тех, кто непосредственно задействован в процессе, и маргинальность используемого ими технологического инвентаря, и маргинальность осваиваемых полей. Иначе: маргинал – как конституционный принцип. Надо сказать, что в случае с гуманитарным знанием ставка на маргинальность не выступает чем-то принципиально новым. Подобная благосклонность ко всякого рода «окраинности»/»пограничью» здесь всегда присутствовала, с самого начала и была, вероятно, детерминативом всей области в целом. Разумеется, неустойчивость и непроясненность пределов трактовалась в период «устойчивых дисциплинарных границ» как болезнь роста, как показатель того, что период «первоначального дележа территорий» еще не миновал. Отсюда – неразбериха, недоумение и нередкие укоризны: «Не в свой огород залетели!». Однако, предшествование, в нашем случае, плавно перешло в посшествование, а тенденция усилилась, став в последние десятилетия доминантной: философы исследуют искусство, искусствоведы философствуют, социология вторгаются в исторические пласты, лингвисты оккупируют социологические пространства, а историки пытается разрешить проблемы социально-прагматического плана. Создавшаяся ситуация, конечно же, вызывает нарекания сторонников стерильной дисциплинарной разнесенности. Нередко поднимается вопрос о правомочности, результативности да и самой возможности подобного вавилонского смешения, об легитимности (допустимости-позитивности) познавательного движения только в пределах одного (либо немногих, но все же автономных), четного обозначенного, дисциплинарного дискурса. Снисходительным улыбкам, высокомерным пожиманиям плеч, обвинениям в непрофессионализме и дилетантизме, в «ненаучности», адресованным братьям-гуманитариям, забежавших либо «по случаю», либо «на всегда» не в свой огород – несть числа. Возражать тут что-либо совершенно бессмысленно, обвинения абсолютно справедливо: и непрофессионально, и ненаучно.. Только – как первое, так и второе уже почти полностью ликвидировано как принцип. Ориентация же на подобные операционные механизмы – «не актуально» (в плане «реального познавательного опыта», в плане же мумифицированной музейно-ориентированной «культурной резервации», декорирующий идеологический канон – все остается и останется неизменным). Кроме того, нельзя ведь с самого начала, загодя, отвергать возможность «приращения знания» и «добывания истины» иными, не собственно научными, способами – это исторически неверно, недемократично. Время безраздельного научно-позитивного террора, слава Богу, миновало. Да и в самой новоевропейской культурной модели не только наука участвовала в познании: даже в самые оголтелые позитивистско-рационалистические времена искусству, например, также приписывали весьма существенную гносеологическую функцию, не лишали ее голоса на собрании ученых мужей, хотя в тайном пристрастии к научной строгости-обоснованности художников никто никогда даже не подозревал. Итак. Если еще раз и более кратко о перспективах гуманитарного знания можно сказать следующее. Смешение и перераспределение полей-стратегий, постепенная ликвидация дисциплинарно-профессионального членения. Либо сохранение плюро-именований только в качестве «таксономических этикеток». И только. Именно на этой стезе будут осуществляться самые впечатляющие проекты в гуманитарно-познавательной области. Но это еще не все. Кроме общенаучного аспекта есть и другой, предопределяемый не столько собственно системой знания, сколько более широкими культурно-историческими движениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.130.105 (0.01 с.) |