Работа над литературными источниками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над литературными источниками



РУКОВОДСТВО

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

 

для студентов

биологического факультета

 

(3-е издание – исправленное и дополненное)

 

Тверь

 

 

 

УДК 57(07)

 

 

Даются методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых и дипломных (квалификационных) работ для студентов биологического факультета. Приводятся правила оформления текста, рисунков, таблиц, списка литературы и документов к защите в Государственной аттестационной комиссии.

 

Составители:

 

Печатается по решению Ученого совета

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................... 4

1. ВЫБОР ТЕМЫ................................................................ 5

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ....................….. 5

3. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ..........................................…. 6

3.1. Работа над литературными источниками............…. 6

3.2. Сбор материала......................................................… 7

3.3. Обработка материала............................................… 8

4. НАПИСАНИЕ РАБОТЫ.............................................… 9

4.1. Общие замечания....................................................… 9

4.2. Введение.................................................................… 10

4.3. Обзор литературы...................................................... 10

4.4. Материал и методика.............................................… 11

4.5. Результаты................................................................ 13

4.6. Обсуждение.............................................................… 14

4.7. Заключение............................................................... 15

4.8. Выводы...................................................................... 15

4.9. Список литературы................................................… 16

4.10. Приложение..........................................................… 16

5. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ.........................................….. 17

5.1. Общие технические требования к тексту.............….. 17

5.2. Сокращения слов и условные обозначения........….. 18

5.3. Правописание числительных и символов.............…. 19

5.4. Приведение формул................................................… 19

5.5. Использование латинского текста........................…. 21

5.6. Ссылки на литературные источники...................… 21

5.7. Цитирование текста, рисунков, таблиц................… 23

5.8. Оформление библиографического списка............… 24

5.9. Оформление таблиц............................................….... 27

5.10. Оформление иллюстраций....................................… 28

5.11. Оформление титульного листа.............................… 31

5.12. Оглавление...................…....................................…. 31

5.13. Заключительный лист...................................…...…. 32

5.14. Объем работы, переплет......................................…. 32

6. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТ..…… 32

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………. 34-39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов второго поколения по специальностям и Положением об итоговой Государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (постановление Госкомвуза РФ № 3 от 25.05.1994) в процессе очного обучения в университете студент на третьем и четвертом курсах выполняет курсовые работы, на пятом - выпускную квалификационную (дипломную) работу; позаочной форме обучения курсовые работы выполняются на четвертом и пятом курсах, дипломная - на шестом.

Назначение междисциплинарных курсовых и дипломной работ в общем сходно: показать или, вернее, доказать, что автор владеет научным методом и может объяснить полученные научные результаты. При этом должны проявиться такие качества будущего специалиста, как: а) умение самостоятельно собирать биологический материал, ставить эксперименты, анализировать их и делать выводы; б) умение осуществлять поиск литературных данных, критически их осмысливать в сравнении с собственным материалом; в) умение прилежно и грамотно оформить свой научный труд.

Курсовая работа, как и следует из ее названия, отражает степень зрелости будущего специалиста на определенном этапе его формирования. Замысел курсовой работы бывает различен. Это может быть фрагмент будущей дипломной работы или небольшая самостоятельная тема, но со всеми элементами научного творчества. В других случаях курсовая работа предполагает, главным образом, освоение или разработку методов исследования. Наконец, возможны реферативные работы - изучение какого-либо вопроса по литературным данным. Последние два варианта, очевидно, более приемлемы для студентов третьего курса, выполняющих первую курсовую работу. Профиль и задачи курсовой работы определяются в каждом случае по усмотрению руководителя или кафедры.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа отличается от курсовой большим объемом материала, глубиной его осмысливания. Она должна иметь высокий научно-теоретический уровень и, по возможности, практическую направленность, показать умение студента систематизировать и обстоятельно анализировать данные, полученные из результатов собственных экспериментов и научных наблюдений, научных статей, отчетных материалов, периодической и специальной литературы. В выпускной квалификационной работе студент должен показать результаты как независимого научного исследования по теме, так и обобщить весь комплекс знаний, полученных за время обучения в вузе.

Как исключение по решению кафедры студенту может быть рекомендована реферативная дипломная работа. Тогда это должен быть обстоятельный разбор какой-либо крупной темы, анализ отчетов научной лаборатории, экспедиции и т. п. Работа может носить и методический характер. В любом случае автор дипломной работы должен показать способность к самостоятельному творчеству.

 

 

1. ВЫБОР ТЕМЫ

 

Выбор темы - серьезный и ответственный момент в процессе научной работы. Обычно тема предлагается кафедрой или руководителем, специалистами, обладающими известной ориентацией в данной области науки и опытом в оценке предстоящих технических трудностей. Как правило, характер темы определяется проблемой, над которой работает коллектив кафедры или руководитель. Кроме того, темы могут быть выдвинуты заинтересованными научно-исследовательскими, производственными или хозяйственными учреждениями. В то же время не исключается и даже должна поощряться инициатива студента в выборе темы научной работы. Окончательно тема утверждается руководством кафедры. Не допускается закрепление за студентом темы дипломной работы, не соответствующей специализации кафедры.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Выбрав тему, нужно составить программу исследования. Программа должна содержать следующие элементы: цели (для чего делается работа) и задачи (что конкретно делается), примерный объем и содержание, место и время проведения исследований, объекты и методику изучения. Необходимо предусмотреть все необходимое для предполагаемых экспериментов, выездов по сбору материала и т. п.

Выработка программы предполагает предварительное знакомство с состоянием исследуемого вопроса. Это означает, что планирование научной работы требует знания общей и специальной литературы - теоретической и методической. Для начала надо познакомиться хотя бы с несколькими публикациями подобного типа. Эта работа должна выполняться сразу после определения темы, она предшествует началу постановки экспериментов или проведения других видов исследований.

Имея четко поставленные задачи, следует продумать пути их выполнения, применение определенных методик. Методика исследований - совокупность способов, приемов и подходов, при помощи которых решается та или иная научная задача, проводится лабораторное или полевое исследование.

Программу работы составляет студент вместе с руководителем. Далее научный руководитель оформляет задание на дипломную работу, а студент письменным заявлением подтверждает готовность ее выполнять (см.: Приложения 1 и 2). Тема работы и задание обсуждаются и утверждаются на кафедре в установленном порядке. В процессе работы детали программы могут изменяться и уточняться.

 

3. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

 

Осуществление намеченной программы - выполнение работы - включает в себя: подбор и проработку литературы, получение собственных научных данных, фактов, материалов, критический анализ собственных и опубликованных данных и формирование своей точки зрения по решаемой проблеме, формулирование выводов.

 

Сбор материала

 

Сбор материала - основной этап в научной работе - заключается в планомерном накапливании фактов. Факты, как подчеркивал И.П. Павлов, это воздух для ученого, без них нельзя взлететь.

Фактический материал может быть представлен непосредственными сборами и наблюдениями в природе, результатами сравнительного анализа объектов, результатами экспериментов и др., что определяется спецификой каждой конкретной работы. Все детали сбора материала, постановки опытов решаются с научным руководителем.

В любом случае собранные материалы или результаты опытов должны отличаться высокой степенью достоверности. Следует обратить особое внимание на документирование (паспортизацию) материалов, дневников, полевых сборов, экспериментальных данных. Необходимо сразу установить определенный порядок ведения записей своих наблюдений. Ежедневно регистрировать ход исследования, особенности применяемых методов, случайные отклонения в проведении опытов или наблюдений. Очень важно, особенно в отношении цифровых данных, делать записи непосредственно после измерения, взятия пробы и т. п. Никогда не надо полагаться на память. В экспедиционных и полевых условиях все записи ведутся простым карандашом. На случай пропажи документации на обложке дневника или папки с записями полезно написать свою фамилию и адрес с припиской: “Прошу переслать по адресу...”.

Добытый фактический материал прилагается к работе. В качестве первичного фактического материала могут быть представлены собранный и хорошо паспортизированный гербарий, коллекционный материал, микропрепараты, фотографии, зарисовки и т. п.

Обработка материала

 

После систематизации, описания и обсчета материала его анализируют, обобщают и сводят в соответствующие списки, таблицы, графики, диаграммы, карты. Флористический и фаунистический материалы определяют и систематически обрабатывают.

В современной биологии широко применяется вариационная статистика - биометрия. Цифровые данные экспериментов, сборов, учетов при необходимости должны быть обработаны статистическими методами. Для статистической обработки данных используют компьютерные программы, например, “Статистика” и ей подобные.

Анализ и обобщение полученных результатов - творческий процесс. Его успех зависит от многих факторов: удачного выбора темы, верного планирования, четкости выполнения поставленных задач, общей научной и специальной подготовки студента, его трудоспособности и сообразительности. В данном пособии не стоит задача научить этому. Аналитические способности формируются в практической работе, в общении с учеными, в процессе чтения научной литературы, регулярного самообразования. Некоторые советы будут даны в следующем разделе.

Весь фактический материал, добытый студентом: коллекции, гербарий, препараты, дневники, протоколы опытов, пленки, фотографии, цифровой материал - является интеллектуальной собственностью кафедры или научной лаборатории той организации, где выполняется работа, и включается в их научные фонды. Студент имеет право на соавторство в случае публикации материалов его работы.

 

4. НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

 

Общие замечания

 

Изложение курсовой или дипломной работы ведется по хорошо продуманной, заранее составленной схеме (плану). В процессе написания чернового текста работы план может видоизменяться, но это не означает, что его не следует составлять заранее.

Писать черновик нужно на отдельных листах на одной стороне бумаги, с большими полями. Это удобно при всякого рода исправлениях и переделках. Если текст сразу набирается на компьютере, для первого чтения руководителю его надо распечатать с интервалом 2 и хорошими полями - для возможности внесения исправлений, вставок, замечаний. Некорректно предлагать руководителю текст на дискете, так как внесенная им правка останется не замеченной автором. Между тем, исправление текста опытным руководителем имеет большое образовательное и воспитующее значение.

При изложении работы следует строго разграничивать мысли свои и заимствованные, уже известные науке. Для точности всегда следует делать в работе ссылки на источники; такие ссылки не умаляют достоинства работы, а, наоборот, увеличивают ее научную ценность.

План построения работы выбирается по усмотрению автора и зависит от многих факторов, вытекающих из особенностей каждой работы. Однако в изложении материала следует придерживаться принятой в научной литературе последовательности: введение, обзор литературы по данной проблеме (история вопроса), характеристика объектов, материала и методов исследования, изложение собственных результатов с последующим их анализом в сравнении с литературными данными, заключение и (или) выводы, указатель использованной литературы, при необходимости - приложение.

Каждый из разделов (глав) может иметь подразделы, параграфы и т.п. Совокупность и порядок изложения разделов и подчиненных им рубрик составляют рубрикацию работы.

Наиболее типичная рубрикация экспериментальных работ содержит такие главы: “Введение”, “Обзор литературы”, “Материал и методика”, “Результаты”, “Обсуждение” (или “Результаты и обсуждение”), “Выводы”, “Список литературы”. В работах фаунистического или флористического характера изложение собственных результатов часто выделяют в так называемую “Специальную часть”, которая может включать в себя “Систематическую”, “Фаунистическую (флористическую)”, “Эколого-географическую” части и т. п. Такая работа может завершаться развернутым “Заключением”, заменяющим “Обсуждение”. В конце обязательно приводятся «Выводы» и “Список литературы”.

Ниже приведем краткую характеристику структурных элементов курсовой и дипломной работ.

Введение

В этом разделе излагаются предпосылки исследования, дается обоснование выбора темы, раскрывается ее актуальность в научном и практическом отношениях, четко формулируются цели и задачи, поставленные автором. Кроме того, приводятся сведения об участниках опытов, сборов, отмечается роль других лиц в данном исследовании. Этот раздел излагается коротко - на 1-3 страницах.

 

Обзор литературы

 

Здесь приводится обзор литературных источников по содержанию темы, история развития знаний по данному вопросу. Необходимо показать, что уже сделано, что является спорным и что совершенно не исследовано. Итогом “Обзора” должна быть полная ясность у читающего и самого автора о том, что предпринятое исследование действительно актуально и должно внести нечто новое в понимание изучаемого явления.

Излагая историю вопроса, необходимо прежде всего стремиться к достижению логической связи цитируемых источников; соблюдение же хронологической последовательности работ вовсе не обязательно. Обилие дословно цитируемого текста, особенно когда цитаты громоздки, можно расценить как неумение автора обобщать литературный материал. В “Обзор” не следует включать популярные работы, учебники, если они не являются в выполняемой работе предметом специального анализа. Нельзя цитировать неиспользованные источники, а также работы, не содержащие материалов по теме труда. Не следует также реферировать общеизвестные вещи. Такие сведения могут привлекаться к работе лишь для обоснования темы и при обсуждении материала.

Чем больше имеется литературы по данному вопросу, тем строже нужно подходить к ее отбору. Не нужно стараться включить в обзор непременно все известные вам работы, поскольку за сообщениями второстепенной важности легко потерять главный предмет исследования. Следует иметь в виду, что многие литературные данные будут использованы при обсуждении собственных материалов после изложения результатов. И совсем не обязательно, чтобы авторы этих литературных источников фигурировали в “Обзоре литературы”. Более того, многие ссылки, уместные в “Обсуждении”, могут нарушить логику и цельность “Обзора литературы”.

В тех случаях, когда литературы, прямо относящейся к изучаемому вопросу, нет или очень мало, можно использовать и приводить общую литературу и литературу по аналогичному вопросу, но относящуюся к другому объекту. Обычно из такой литературы по смежным вопросам черпаются сведения по методике и общим закономерностям, заимствуются идеи, что особенно облегчает выполнение поставленной задачи. Она

пополнит специальные знания и даст основания для сопоставлений и оценки собственных материалов.

В обзоре необходимо приводить литературу и отечественную, и зарубежную. В тех случаях, когда источники в оригинале не использовались, указать, по каким рефератам они приводятся.

Весьма желательно заключить обзор литературы кратким резюме, в котором показать, что те научные задачи, которые ставит и желает решить автор в своей работе, действительно не решены другими исследователями.

“Обзор литературы” - необходимая и очень важная глава курсовой и дипломной работ. Однако приводимый в ней материал не должен загромождать собственные результаты автора. “Литературная” и “собственная” части работы должны быть уравновешены так, чтобы первая подводила к пониманию и правильной оценке результатов второй. Лишь в особых случаях можно оправдать преобладание “литературного” текста над собственным. Как правило, “Обзор литературы” не должен превышать 1/4 - 1/3 всей рукописи.

 

Материал и методика

 

В этой главе описываются: а) объекты исследования, их систематическое положение; б) место, время и условия сбора материала; в) какие системы, органы, ткани, клетки, вещества исследованы; г) использованные методы и технические средства, формулы для нахождения количественных показателей; д) объем изученного материала и повторность опытов - количество животных или растений каждой опытной группы, количество измерений каждого исследованного параметра; е) применение методов вариационной статистики.

Некоторые положения этой главы могут быть иллюстрированы: карта места сбора материала (если это имеет принципиальное значение), схема анатомического строения объекта или отдельных органов с обозначением исследованных участков, схема опытной установки и т.п.

Следует воздержаться от излишне подробного описания методик, если они стандартные и изложены в общедоступных руководствах. Нет нужды, например, излагать все этапы окраски микроскопических препаратов по методу Маллори - достаточно указать сам метод и сослаться на одно из руководств по микроскопической технике. Совсем лишними и загромождающими работу выглядят формулы нахождения статистических показателей: средней арифметической, среднего квадратического отклонения, ошибки средней и т.п. Все эти расчеты общеизвестны, поэтому вполне достаточно обойтись фразой: “Полученные в экспериментах исходные величины обработаны методами вариационной статистики с нахождением средней арифметической и ее стандартной ошибки - М + m (Лакин, 1973)”.

Если экспериментальный или статистический метод является оригинальным (разработан самим автором), модифицированным или мало известным, тогда есть все основания подробно изложить его. А если метод собственный, то, кроме того, нужно привести доказательства его пригодности и воспроизводимости результатов.

В экологических, фаунистических, флористических работах иногда появляется необходимость описания условий среды, так или иначе влияющих на организмы. В этом случае в курсовой или дипломной работе выделяется самостоятельная глава, характеризующая физико-географические условия существования организмов на месте исследования. Она обычно составляется по литературным данным и личным наблюдениям. Однако не редки случаи, когда студенты приводят подробное описание всех условий региона, без учета поставленных задач, что не украшает работу и не увеличивает ее ценности. Обзор факторов среды должен быть органически связан с исследуемым материалом. Например, при изучении распределения наземных моллюсков следует сделать упор на особенности почвенных условий, характере их распределения, указать на наличие или отсутствие известковых почв; из климатических условий отметить влажность, температуру, характер растительности и т. п. При выполнении тем по рыбам естественно надлежит характеризовать водоемы, дать сведения по гидрографии и гидрологии и лишь отчасти затронуть климатические данные. Следует всегда ограничиваться только теми элементами среды, которые являются экологическими факторами для изучаемой группы.

Результаты

Эту главу называют также "Собственные исследования", "Специальная часть" и т. п. Здесь излагаются собственные данные с подробным выделением того нового и оригинального, что сделал автор: полевые или лабораторные наблюдения, результаты экспериментов, математические расчеты. Описание должно быть ясным, последовательным, объективным. Его необходимо строить на четко аргументированных фактах, статистически достоверных расчетах.

Для убедительности, наглядности и лучшего понимания результатов текст рукописи дополняют иллюстрациями и цифровыми таблицами - разумеется, если в них есть необходимость. Это могут быть карты, планы, диаграммы, гистограммы, графики, схемы, штриховые рисунки, фотографии и др.

Определяя количество предполагаемого иллюстративного материала, нужно иметь чувство меры. Часто возникает желание показать разные варианты одного объекта или явления - в этом случае надо уметь выбирать наиболее типичные картины.

Как правило, ни одна работа не обходится без цифрового материала. Результаты морфологических измерений, цифровые показатели учетов, характеристики количества, плотности, встречаемости, обилия и т. д. - все это после соответствующей обработки сводится в таблицы. Все цифры следует тщательно проверить. Материалы с незамеченной ошибкой потеряют свою достоверность и убедительность, а работа - свою ценность.

Все цифровые данные, включенные в виде таблиц в текст работы, являются составной частью ее содержания. Не следует, однако, увлекаться составлением таблиц без надобности. Если, например, для характеристики какого-то одного параметра сделаны промеры на двадцати образцах с целью получить его среднее значение, то совершенно неуместной будет выглядеть таблица этих первичных данных. Необходимо прямо по тексту привести среднее арифметическое значение с его стандартной ошибкой, а в скобках можно указать число измерений и коэффициент вариации выборки. В других случаях прибегают к выражению первичных количественных данных через гистограммы. При этом анализируются не сами первичные данные, а их модальные значения, характер распределения объектов по данному признаку, следовательно таблицы, дублирующие эти же первичные данные, также будут лишними.

Эти замечания не исключают, конечно, полностью возможности повторения табличных данных в иллюстрациях. К такому дублированию можно прибегать, если сами цифровые значения принципиально важны и их желательно показать в таблице, а иллюстрация облегчает их восприятие и совокупный анализ.

Слишком большие таблицы, содержащие результаты первичных наблюдений или измерений, а также иллюстрации, если они многочисленны и представляют вторичный интерес, могут быть вынесены в особое “Приложение”.

Когда исследование носит разноплановый характер, целесообразно выделить в “Результатах” подразделы, параграфы и т. п. Все эти рубрики в точности должны быть отражены в “Оглавлении”.

 

Обсуждение

 

Этот раздел лучше выделить в самостоятельную рубрику. В “Обсуждении” формулируются собственные умозаключения автора, построенные на изложенных результатах. Результаты анализируют с разных точек зрения, сравнивая друг с другом и, что особенно важно, сопоставляют с известными данными литературы. Здесь можно привести уже отмеченные в обзоре литературы факты и критически проанализировать их в свете новых, полученных автором результатов. Можно вводить и не упоминавшиеся в обзоре ссылки.

В “Обсуждении” подводятся основания для выводов. Могут также выдвигаться гипотезы, намечаться перспективы дальнейшего изучения вопроса и т.п. Если предыдущие главы характеризуют литературную осведомленность, методические и экспериментальные навыки автора, полученные им научные факты, то “Обсуждение” отражает его мысли, творческие способности, умение объяснить выявленные закономерности и сделать прогноз. Недаром говорят, что получить факты легко, объяснить их гораздо труднее.

В некоторых случаях, в частности, когда исследование носит разноплановый характер и “Результаты” состоят из нескольких относительно самостоятельных подразделов, обсуждение собственных данных можно проводить по ходу изложения результатов, в конце каждого подраздела. Тогда раздел называют “Результаты и обсуждение”, “Специальная часть”. Но и в этом случае автор работы должен четко показывать, где его фактический материал, а где сравнения с данными литературы, рассуждения и предположения. Аналогичная форма может быть использована в небольших по объему работах (в частности, в курсовой работе) или в иных случаях, когда полученные результаты не нуждаются в широком сравнении и не требуют дополнительного анализа, а сразу подводят к выводам.

 

Заключение

 

Это одна из форм подведения итогов работы. Целесообразность использования данной формы определяется автором. Если после изложения результатов приводится специальная глава “Обсуждение”, то “Заключение”, как правило, излишне, и лучше сразу переходить к выводам. В больших и сложных работах, где материал анализируется по ходу его изложения, а глава “Обсуждение” отсутствует, перед тем как сформулировать общие выводы, в “Заключении” можно кратко резюмировать сделанное, отразить суть и ценность проведенных исследований, рассмотреть свои результаты в связи с другими явлениями, отметить нерешенные задачи.

В некоторых случаях “Заключение” может подводить и окончательный итог работы, тогда “Выводы” после него не делают. Такая завершающая форма уместна, например, в описательных (не аналитических) трудах, когда сформулировать четкие положения выводов не удается, или в небольших (курсовых) работах, из которых следует какое-нибудь одно цельное обобщение.

 

Выводы

 

“Выводы” являются обязательной частью курсовой и дипломной работы, если они не заменяются эквивалентным “Заключением”. В отличие от заключения, выводы строятся в виде отдельных пунктов с порядковой нумерацией. В выводах в лаконичной форме нужно отразить сущность полученных автором результатов. Необходимо, чтобы в выводах была видна степень новизны, теоретическое и практическое значение проделанной работы. Если работа имеет прикладной характер, очень важно дать конкретные предложения или рекомендации хозяйственным организациям.

Выводов не должно быть слишком много. Их количество зависит от характера работы, научного объема исследования, его категории. В курсовых работах обычно делают 3-5 выводов, в дипломных - 5-8.

На редактирование выводов нужно обратить особое внимание. Изложение должно быть последовательным, лаконичным и стилистически грамотным. Следует избегать искусственных нагромождений в начале выводов, например:

«ВЫВОДЫ

В результате проведенных нами исследований можно сделать следующие выводы:

1. Пищеварительная система приморского гребешка включает.....»

Вводная фраза здесь совершенно лишняя.

В выводах подбирают глаголы, отражающие результат налицо, но не действия исследователя. Например, в выражении: “В хромосомном наборе наваги найдены акроцентрические хромосомы со спутниками...” - слово “найдены” лучше заменить на “имеются”, “присутствуют”.

Формулировка вывода должна полностью раскрывать суть явления. В ней не может быть двусмысленных фраз, а если приходится сомневаться в абсолютной правоте вывода, его лучше изложить в форме предположения: “по-видимому”, “по всей вероятности”, “возможно”.

 

Список литературы

 

Библиографический указатель включает в себя обязательно все и обязательно только те работы, которые автор приводит в тексте, начиная от “Введения” и кончая “Заключением”. Недопустимо включать в список работу, если она нигде выше не упоминалась.

Необходимо помнить, что библиографический указатель - такая же важная часть работы, как и обзор литературы. Пренебрежение правилами его оформления, неисправленные ошибки, часто встречающиеся при цитировании иностранной литературы - наиболее типичный недостаток большинства курсовых и даже дипломных работ. Этот недостаток может свидетельствовать либо о небрежности оформителя, либо о его научной недобросовестности. Не разрешается включать в список литературы работы, которые автор сам не читал. Библиографические ссылки, заимствованные из чужих статей и монографий, нередко уже содержат опечатки и бывают неполными, что и переносится при таком анализе литературы в работу автора. При крайней необходимости работу, о которой что-то прочитано в чужой книге, можно процитировать и в своей рукописи, но со ссылкой на подлинный источник (примеры см. в главе 5).

 

Приложение

Эта часть работы делается в особых случаях и бывает уместной, когда необходимо показать протокольную часть опытов, большие и многочисленные таблицы первичных данных или когда материал требует большого числа иллюстраций и они действительно загромождают текстовую часть. Приложение должно облегчать восприятие рукописи и делается для того, чтобы читающий без особой надобности не отрывался от текста. Ни к месту сделанное приложение наоборот затрудняет читку работы, заставляет то и дело переворачивать все страницы. Не следует, например, отрывать от текста 10-15 фотографий, тем более, если без них трудно понять суть описания. “Приложение” должно быть составлено в соответствии со всеми правилами оформления иллюстраций или таблиц (см. следующий раздел).


5. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

 

5.1. Общие технические требования к тексту

Следует обратить внимание на то, чтобы работа была грамотно, технически правильно и внешне опрятно оформлена.

Чистовой вариант выполняют на бумаге форматом стандартного писчего листа (формат А-4, 210 х 297 мм). Курсовая работа представляется в одном экземпляре. Она может быть напечатана или аккуратно написана от руки. В последнем случае удобно пользоваться трафаретом; иностранный текст, символы и формулы должны быть написаны четкими печатными знаками. Дипломная работа выполняется на компьютере и подается в двух экземплярах.

Весь текст печатают шрифтом 14, через 1,5 интервала до 45 строк на странице на одной стороне листа. Оставляют поля: слева 35 мм (для переплета), справа, сверху и снизу - по 20 мм.

Все страницы, включая текст, иллюстрации, таблицы, список литературы, выводы и приложение, нумеруются в нарастающем порядке. Номер страницы ставится посредине вверху листа. Исчисление страниц начинается с титульного листа, но номер на нем не ставится. Таким образом, “Оглавление”, если оно занимает одну страницу, печатается на с. 2, “Введение” начинается на с. 3 и т. д.

Крупные разделы (главы): “Введение”, “Обзор литературы”, “Материал и методика” и т. п. - нужно начинать с нового листа. Заглавие этих разделов печатается прописными (заглавными) буквами. Рубрики, подчиненные разделам (подразделы), следует отделять друг от друга интервалом в одну-две строчки. Важно, чтобы заглавия рубрик одинаковой значимости были напечатаны одним шрифтом. Точки в конце заголовков не ставятся.

Не полагается в тексте выделять слова, фамилии или фразы прописными буквами или подчеркиванием, если они не являются подзаголовками наиболее мелких рубрик. Избыточное нагромождение выделенных слов нарушает строгость оформления и затрудняет восприятие рубрикации работы.

Красную строку начинают стандартным интервалом табулятора. Правильное смысловое разделения текста облегчает его восприятие, поэтому следует хорошо продумать и логически обосновать выделение красных строк. Иногда начинающие авторы выделяют в абзац чуть ли не каждое предложение или, напротив, пишут целые страницы без красных строк, забывая, что это нарушает стройность мыслей и усложняет чтение рукописи.

Набирать текст на компьютере лучше самому. Это должно стать обычным навыком начинающего исследователя. Если же вы еще не освоили компьютер, тогда, готовя рукопись для набора оператору, полезно посмотреть на нее "чужими глазами" или дать почитать товарищу. Часто автор не задумывается о том, что специфика его почерка может привести к непониманию отдельных слов или букв, к их искажению в тексте. Особенно четко следует писать специальные биологические термины. Однако опечатки неизбежны, поэтому готовый текст до окончательной распечатки надо тщательно проверить и выправить.

 

Приведение формул

 

Как отмечалось выше, формулы могут вписываться в текст от руки. Однако недопустимо смешивать в формуле машинописные и рукописные обозначения. Формулы составляются из стандартных или принятых в данной отрасли символов и обозначений. Один и тот же параметр по всему тексту обозначается одним символом.

Обычно формула является составной частью предложения - ей, как правило, предшествует текст назначения, далее после двоеточия на отдельной строке следует сама формула, а после нее через запятую дается расшифровка символов и цифровых коэффициентов, начинающаяся словом “где”. В тексте расшифровки указываются и единицы измерения показателей. Например: “Цитофотометрическую массу ДНК в каждом ядре находили по формуле:

Q = 1,75 Сопт S, (1)

где Q - масса ДНК, пг;

Сопn - концентрация ДНК, рассчитанная по оптической плотности с учетом коэффициента светопоглощения, пг/мкм3;

S - площадь сечения ядра, мкм 2;

1,75 - коэффициент перевода площади ядра в объем, мкм.»

Весь приведенный пример представляет собою одно предложение, поэтому точка поставлена только в его конце. После слова “где” двоеточие не ставится, элементы расшифровки разделяются точкой с запятой. Индексы, образованные от сокращенных русских слов (в нашем примере - опт) или латинскими буквами, пишутся без точки. Если текст расшифровки не помещается на одной строке, то продолжение его начинают под первой буквой строки.

Если расшифровка символов была дана раньше или приводится непосредственно перед формулой, тогда сама формула может завершать предложение, и после нее ставится точка. Например: “Изменяя увеличение объектива Vоб и окуляра Vок, можно варьировать общее увеличение изображения V:

V = VобVок.” (2)

Стандартные математические символы (å - сумма, ò - интеграл, lg - логарифм и др.) не требуют расшифровки. Формулы и уравнения общего вида приводятся также без расшифровки символов. Например: «Изменение численности особей подчиняется экспоненциальному закону и описывается уравнением общего вида:

y = axn.» (3)

Если на приведенные формулы в дальнейшем по тексту приходится ссылаться; то они нумеруются - в круглых скобках на правом конце строки, где приведена формула (см. все примеры выше). В тексте ссылаются на формулы так: “Как видно из уравнения (1), количество ДНК... “ или: “На основании формулы (2) можно рассчитать...”.

 

Оформление библиографического списка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.103 с.)