Политика как общественное явление. Многообразие определений политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика как общественное явление. Многообразие определений политики.



 

Термин «политика» в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. В своем трактате «Политика» он определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город-государство в Древней Греции).

Политика (от греч. polis – город-государство и его производного politike – государственные, общественные дела) – это деятельность по реализации интересов индивидов, больших социальных групп и всего общества, связанная с использованием государственной власти.

Определение политики – предмет многолетних дискуссий ученых. Среди множества определений политики можно выделить следующие:

- сфера действия государства, партий, общественных движений;

- борьба за власть, ее использование и удержание;

- деятельность по управлению общественными делами;

- особый вид общения социальных групп и отдельных личностей;

- деятельность по принятию решений в обществе, где существует разница интересов.

Политика – это наука и искусство. Как наука политика требует использования достоверной и оперативной информации и знаний о политической власти и механизме ее функционирования. Как искусство политика предполагает творчество, интуицию, талант. В этом смысле «политика есть искусство возможного».

Политика выполняет в обществе ряд важных функций:

1) определение стратегических целей развития общества;

2) руководство и управление обществом, обеспечение инновационности общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);

3) выражение интересов различных социальных групп общества, выявление и разрешение возникающих социальных конфликтов;

4) интеграция общества, обеспечение его целостности и стабильности;

5) рационализация общественной жизни.

 

 

4. Политическая мысль периода Античности и Средних веков

Возникновение и развитие политической мысли начинается с появлением политической власти и государства. Вершиной развития политической мысли античности и средневековья являются работы Платона, Аристотеля и Ф. Аквинского.

Платон – автор сочинений «Государство», «Законы», в которых он рассматривает различные формы государственного устройства. К неправильным формам относятся: тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия, тирания. К правильным – монархия и аристократия.

Аристотель – ученик Платона, изложил свои взгляды в работе «Политика». Он рассматривает государство как результат естественного развития человека (семьи, селения). Для человека государство является величайшим благом. По его мнению, гражданином является не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах.

Фома Аквинский – философ-теолог. В работах «Сумма теологий» и «О правлении государей» отмечает, что государство не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей. Философ рассматривает взаимоотношения власти короля и власти папы: всякая власть установлена богом. Отсюда и происходит термин «теократия» - власть бога.

 

5. Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и буржуазных революций

Эпоха Возрождения связана с возникновением в недрах разлагающегося феодального общества капиталистических отношений, с появлением и экономическим ростом класса буржуазии, развитием городов, ремесел, торговли, технических изобретений. В противовес средневековому аскетизму был выдвинут принцип гуманизма, в центре которого находился не бог, а человек.

Н. Макиавелли – итальянский мыслитель, основоположник современной политической науки (политические исследования рассматривал как самостоятельное научное направление). Он окончательно освободил политическую науку от религиозно-этической формы; считал, что политическая мысль должна служить решению практических, реальных задач. Государство не божий промысел, а дело рук человека.

Спиноза – нидерландский философ-материалист. Отрицал феодальные общественные порядки. Считал, что государство возникло на основе договора и призвано обеспечить человеку возможность обрести свободу, в том числе свободу совести, мысли, слова. Был уверен, что людьми нельзя управлять с помощью и посредством страха.

Ж.Ж. Руссо – французский мыслитель, идеолог мелкой буржуазии, в первую очередь, крестьянства. Критиковал феодально-сословные отношения. Отрицал частную собственность, но считал, что уничтожить ее уже невозможно. Поэтому необходимо заменить крупную собственность мелкой, основанной на личном труде. Философ отрицал эффективность представительной демократии и защищал различные формы непосредственной демократии.

Томас Гоббс - английский философ и политический мыслитель. Разработал светскую теорию политической власти и государства, т.е. отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Государство возникает в результате общественного договора. Люди, живущие в состоянии хаоса (войны всех против всех), заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государств.

Основные направления исследований современных западных политологов, ведущие центры и школы

В современных зарубежных политологических исследованиях выделяют четыре направления:

1. Сравнительные – используются исследования по конкретному вопросу в различных странах с целью дальнейшего сопоставлении и нахождения точек соприкосновения или разъединения.

2. Исследования в области международных проблем – изучение развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга (проблемы войны и мира, внешняя политика, проблемы национальной и международной безопасности).

3. Исследование отношений между Западом и Востоком.

4. Изучение динамики общественного мнения (предпочтения избирателей, технологии избирательных кампаний, формирование имиджа политического лидера).

 

6.Эволюция политической мысли в Беларуси

 

Генезис политической мысли в Беларуси предполагает следующие периоды развития: средневековье (Х1 – ХУ вв.): Возрождение и Реформация (ХУ – ХУ1 вв.): контрреформация и феодально-католическая реакция (начало ХУП – сер. ХУШ вв.); эпоха Просвещения (2-я пол. ХУШ в.); революционно-демократические идеи Х1Х в.; современный этап развития политических идей в Беларуси. Своеобразие политической мысли связано с периодами вхождения Беларуси в состав различных государств.

Наиболее яркими мыслителями и просветителями Беларуси являются Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, М. Гусовский, С. Будный, К. Калиновский. Их взгляды способствовали развитию национального самосознания, национальной этической и политической мысли.

Ефросинья Полоцкая выступала за расширение социальных функций государства, за введение государственной помощи обездоленным слоям, отстаивала культурно-воспитательную функцию государства, выдвинула идею расширения, демократизации образования и создания обширной сети школ и библиотек.

Кирилл Туровский внес существенный вклад в единение восточнославянских земель, осуждал раскольничество и вероломные действия князей. Утверждал, что до тех пор, пока люди будут нарушать моральные и правовые нормы, они не смогут достигнуть справедливого общественного строя. Его произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма и обоснования наличия сильной власти.

Франциск Скорина особое внимание уделял принципам правового государства (власть закона и культ права). Считал, что законопослушание является нормой. При выработке законов необходимо руководствоваться как естественным правом, так и местными традициями и особенностями развития. При этом должны соблюдаться справедливость и равенство всех перед законом. Ф. Скорина рассматривал соотношение политики и морали, исходя из христианских представлений, отмечал естественное происхождение власти, политических институтов и права.

Микола Гусовский в своих произведениях критиковал государственное устройство ВКЛ, его внутреннюю и внешнюю политику. Осуждал волюнтаризм и разбой угнетателей, приводящий к бедствиям простого народа. Важную роль отводил просвещению, морали, искусству и науке. Он автор идеи единения и дружбы европейских народов, создания союза европейских государств.

Сымон Будный выступал с критикой существующего государственного строя, требовал ограничения помещичьего своенравия, равенства всех перед законом и справедливости правосудия. Осуждал авторитаризм и догматизм в мышлении, интеллектуальную нетерпимость и религиозный фанатизм. Отстаивая право государства на принуждение и наказание, предпочтение отдавал не государственному насилию, а воспитанию у граждан достоинства и высокой морали.

Кастусь Калиновский создал программу преобразования общества, соединяющую идеи революционного демократизма и утопического социализма. Критиковал крепостничество, показал паразитизм помещиков и тяжелое положение народа, осуждал самодержавие, царский суд и армию. Освобождение народа связывал с победой демократической революции и переходом власти в руки народа. Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая республика, в которой отменены сословные ограничения и привилегии, а человек оценивается по реальным делам и заслугам. Признавал право народа на самоопределение и высказал идею создания литовско-белорусского государства, независимого от Польши и России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.007 с.)