Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Легитимность и эффективность политической власти. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В современной политологии легитимность означает форму поддержки, оправдания власти. Легитимность — это определенный, исторически сложившийся порядок достижения согласия между властными структурами и обществом. Легальность власти есть юридическое бытие власти. В узком смысле легальность власти — это законность власти, ее юридическая правомочность, соответствие правовым нормам. Легитимность — это доверие и оправдание власти, утверждение правомерности существования данных социальных и политических институтов, признание справедливости интересов и целей, выдвигаемых ими. Это политическое признание законности правления. Легитимность тесно связана с оценкой власти, в том числе и моральной. М. Вебер сделал легитимность предметом самостоятельного исследования и выделил три исторических типа легитимного господств: традиционная (основана на авторитете «вечно вчерашнего», на авторитете нравов, освященных значимостью и привычкой их соблюдать), харизматическая (основана на вере в необычный личный дар, на личной преданности и личном доверии, вызываемом наличием качеств вождя у какого-либо человека.), рационально-легальная (основана на силе закона, на вере в обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами). Под эффективностью власти понимается ее результативность, степень выполнения ею своей функций, реализация ожиданий граждан. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы.
Выдающийся немецкий биолог Л. Фон Барталанфи ввел в научный оборот в первой четверти XX века такое понятие как система, объясняя обменные процессы клетки с окружающей средой. Политическая система как механизм власти, обеспечивающий функционирование единого социального организма, представляет собой многие подсистемы, структуры и процессы, через которые она взаимодействует с ними и выступает по отношению к ним доминирующим фактором. По мере развития и усложнения общественной жизни структура политической системы модифицируется: либо меняется с изменением окружающей среды, либо адаптируется к ней, либо опережает.
Структурными компонентами (подсистемами) политической системы являются: 1. Институциональная подсистема, состоящая из общественно-политических институтов и организаций, где главное место принадлежит государству, которое обладает максимальной политической властью. 2. Нормативно-регулятивная подсистема, основу которой составляет право, выступающее главным нормативным регулятором всех общественных отношений. В праве выражается государственная воля, установленная властью. 3. Коммуникативная (функциональная) подсистема, состоящая из политических отношений и политического режима и включающая в себя разнообразные формы и принципы взаимодействия внутри политической системы и между политическими системами других стран. 4. Культурная подсистема, включающая политическую культуру и политическое сознание. 5. Идеологическая подсистема, т.е. совокупность политических идей, теорий, лозунгов, формирующих различные общественно-политические институты. К приоритетным функциям политической системы относятся: целеполагание, мобилизация, консолидация, легитимация, адаптация, сохранение системы, регулирование политических отношений, выработка правил политической деятельности, политическая социализация, политическое рекрутирование и другие. Типы. Марксистские ученые, исходя из формационного подхода, различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества. Западные ученые выделяют открытые и закрытые политические системы, в зависимости от динамичности политической системы и ее связи с окружающей средой. В соответствии с типом политического режима – политические системы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные. В зависимости от типа общества и уровня его развития логично выделять доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные политические системы. По шкале политической культуры выделяют четыре типа политических систем – англо-американские, континентально-европейские, доиндустриальные и тоталитарные. По содержанию и формам управления различают – либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские и авторитарно-консервативные политические системы.
Средства массовой информации в политической системе общества. СМИ влияют на принятие управленческих решений государственными органами и должностными лицами, участвуют в формировании и трансформации имиджей политиков и политических партий. Вместе с тем ошибкой было бы буквально понимать известную метафору «СМИ – четвертая ветвь власти», так как они не имеют официальных властных полномочий. СМИ – это форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет. Закон выделяет такие виды СМИ как газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц. СМИ в политической системе общества выполняют следующие функции: - информационная функция. Получение и распространение сведений о наиболее важных для общества и власти событиях. Следует учитывать, что информация СМИ включает не только факты, но и их интерпретации; - образовательная функция. Сообщение гражданам новых знаний, в том числе, в сфере политики; - функция социализации. СМИ способствуют усвоению человеком политических норм, ценностей и образцов повеления, помогает личности адаптироваться к социальной действительности; - функция критики. СМИ имеют широчайшие возможности для всестороннего и объективного анализа и критики практически всех элементов политической системы, включая сами СМИ; - контрольная функция. В свое контрольной функции СМИ опираются на силу и авторитет общественного мнения; - функция артикуляции и интеграции. СМИ способствуют объединению политических единомышленников, формированию различных групп интересов, позволяют публично выражать общую позицию; - мобилизационная функция. Побуждение людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. Некоторые исследователи также выделяют инновационную (инициирование политических изменений), оперативную (регулярное обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций), формирование общественного мнения. По отношению к обществу СМИ должны выполнять две основные функции: - обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией; - адекватно отражать общественное мнение. Отношения СМИ и государства могут быть представлены как: - политический режим определяет место СМИ в политической системе и характер отношений между СМИ и государством; - государство формирует нормативно-правовую базу деятельности СМИ, путем принятия соответствующих законов; - государство учреждает собственные СМИ, являясь их собственником и определяя их информационную политику; - государство не вмешивается в законную деятельность негосударственных СМИ; - государство в лице уполномоченного органа реагирует на нарушение СМИ законодательства о СМИ вплоть до их ликвидации и привлечения к ответственности конкретных виновных лиц.
Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь.
Политические системы очень разнообразны, так как на их формирование влияют различные факторы: - геополитическое положение; - уровень социально-экономического развития; - тип государства (правовое, неправовое); - гражданское общество; - тип политической культуры и наличие политических субкультур; - традиции и наследие прошлого. К основным направлениям развития политической системы Республики Беларусь следует отнести: - более четкое соблюдение принципа разделения властей; - повышение роли парламента; - усовершенствование механизмов включения политических партий в систему власти; - продолжить реформирование избирательного кодекса; - создание более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой; - совершенствование отношений государства с частным предпринимательством; - повышение уровня правовой и политической культуры. Дальнейшая демократизация политической системы нашего государства должна достигаться наряду с повышением качества и уровня жизни каждого человека и гражданина, что является основой их свободы и социальной активности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.015 с.) |