Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I блок. Адаптивный иммунитет

Поиск

КУРС: 3 (третий)

ДИСЦИПЛИНА: OI 3228 «Общая иммунология»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051301 «Общая медицина»

Составители: профессор Шортанбаев А.А.

доцент Кожанова С.В.

доцент Тарабаева Г.Т.

доцент Балпанова Г.Т.

доцент Бижигитова Б.Б.

доцент Битанова Э.Ж.

ст.преп.Садвакасова Г.С.

 

Алматы, 2012 г.

 

 

Обсуждены и утверждены на заседании кафедры общей иммунологии

 

 

Протокол №___ 18_ _ от «_ 03_» ___мая ____ 2012 г.

 

Заведующий кафедрой, профессор А.А. Шортанбаев

 

 


СРСП №1

1. Тема: Консультации по теме «Строение иммунной системы. Концепция иммунологического надзора. Клонально-селекционная теория Ф.Бернета. Антигены»

2. Цель: Формировать навыки с амостоятельной систематизации и закрепления информации, полученной в период практического занятия по теме «Строение иммунной системы. Концепция иммунологического надзора. Клонально-селекционная теория Ф.Бернета. Антигены»

 

3. Задачи обучения:

· Самостоятельное изучение литературных источников по теме на основе методических рекомендаций.

· Формировать навык перевода неразрешимых затруднений в систему вопросов для преподавателя и построения собственных версий ответов на эти вопросы

· Активное восприятие основных вопросов темы

· Анализ и систематизация полученных знаний по теме

4. Форма проведения:

· Разработка и заполнение таблиц

· Разработка графических схем

· Просмотр и обсуждение учебных фильмов

· Тестирование для оценки итогового уровня знаний

 

5. Задания по теме:

Разработка и заполнение Т-таблиц.

· «Органный, клеточный и молекулярный уровни организации иммунной системы»

· «Основные функции центральных и периферических органов иммунной системы»

· «Роль Т- и В-лимфоцитов и макрофагов в иммунном ответе»

· «Виды антигенной специфичности»

· «Антигены, играющие важную роль в патологии»

 

Примеры таблиц по теме

Таблица №1. «Органный, клеточный и молекулярный уровни организации иммунной системы»

 

Органный уровень Центральные органы: 1. 2. Периферические органы: 1. 2. 3. 4. 5. 6.
Клеточный уровень Основные типы иммунокомпетентных клеток: 1. 2. 3.
Молекулярный уровень Основные виды макромолекул, участвующих на всех стадиях иммунного ответа: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

 

Таблица №2. «Основные функции центральных и периферических органов иммунной системы»

Органы иммунитета Основные функции
Центральные  
Периферические  

 

Таблица №3. «Роль Т- и В-лимфоцитов и макрофагов в иммунном ответе»

Тип клеток Роль в иммунном ответе
Т-лимфоциты  
В-лимфоциты  
Макрофаги  

 

 

Таблица №4. «Виды антигенной специфичности»

 

Виды антигенной специфичности Содержание понятия Примеры
Видовая    
Групповая    
Тканевая    
Стадиоспецифичность    
Органоидная    

 

Таблица №5. «Антигены, играющие важную роль в патологии»

 

Вид антигена Определение Примеры
Первичные аутоантигены    
Вторичные аутоантигены    
Перекрестно-реагирующие антигены    
Комплексные антигены    

 

2. Разработка графических схем:

· «Миграция и рециркуляция лимфоцитов»;

· «Первичный и вторичный иммунный ответ»;

· «Схема 3-х клеточной кооперации».

 

3. Просмотр и обсуждение учебных фильмов: «Иммунный ответ», «Антигенные детерминанты (эпитопы)», «Тимусзависимые антигены».

 

6. Раздаточный материал:

· Тезисы лекций

· Словарь справочник по иммунологии

· Тестовые задания по теме

7. Литература:

1.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2008, стр. 22-57

2.Каракушикова А.С. Строение иммунной системы. Антигены, Алматы, 2004, с. 5-43

3.Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, стр. 3-59

4.Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, стр. 1548.

8. Контроль:

Итоговый тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)

СРСП №2

1. Тема: Консультации по теме «Система гуморального иммунитета. Роль системы комплемента в иммунном ответе»

2. Цель: Формировать навыки с амостоятельной систематизации и закрепления информации, полученной в период практического занятия по теме «Система гуморального иммунитета. Роль системы комплемента в иммунном ответе»

 

3. Задачи обучения:

· Самостоятельное изучение литературных источников по теме на основе методических рекомендаций.

· Формировать навык перевода неразрешимых затруднений в систему вопросов для преподавателя и построения собственных версий ответов на эти вопросы

· Активное восприятие основных вопросов темы

· Анализ и систематизация полученных знаний по теме

4. Форма проведения:

· Заполнение таблиц

· Работа в малых группах по методу Жигсо.

· Просмотр и обсуждение учебных фильмов «Строение иммуноглобулинов», «Образование секреторного иммуноглобулина», «Сборка С1 компонента комплемента», «Активация системы комплемента», «Взаимодействие клеток при иммунном ответе».

· Тестирование для оценки итогового уровня знаний

 

5. Задания по теме:

1.Составление и заполнение Т-таблиц.

· «Основные классы иммуноглобулинов, особенности строения, функции»

· «Начальные этапы классического и альтернативного путей активации системы комплемента»

· «Основные промежуточные фрагменты и комплексы, образующиеся при активации комплемента и их функции»

Примеры таблиц по теме

 

«Основные классы иммуноглобулинов, особенности строения, функции»

№№ Вопросы IgM IgG IgA IgE Ig D
1. На каком этапе дифференцировки (В0, В1, В2) данный Ig является антигенраспознаю-щим рецептором В-лимфоцитов          
2. При каком типе иммунного ответа преимущественно синтезируется (первичном или вторичном)          
3. Проходит ли через сосудистую стенку          
4. Проходит ли через плаценту          
5. Активирует ли систему комплемента по классическому пути, какие подклассы          
6. В какой молекулярной форме (мономеры, димеры, тримеры, пентамеры) и где (кровь, ткани, секреты) содержится в организме          
7. Определяется ли по методу Манчини          
8. В какой концентрации в норме содержится в сыворотке крови          
9. Каковы особенности функционирования данного Ig в норме и/или при патологии          

 

«Начальные этапы классического и альтернативного путей активации системы комплемента»

Путь активации С какого компонента начинается Условия активации
Классический путь (специфический)    
Альтернативный путь (неспецифический)    

 

«Основные промежуточные фрагменты и комплексы, образующиеся при активации комплемента и их функции»

Фрагменты Функции
С2в  
С3а  
С5а  
С5в67  
С5-6  

2. Работа в малых группах по методу Жигсо.

Во втором блоке преподаватель определяет вопросы и понятия, помогает определить актуальную проблему.

Студенты разбиваются по 4 человека. Каждый студент подгруппы получает отдельное задание.

1. Задание студентам под №1: Основные этапы классического пути активации системы комплемента.

2. Задание студентам под №1: Основные этапы альтернативного пути активации системы комплемента.

3. Задание студентам под №2: Биологическая роль фрагментов и комплексов системы комплемента.

4. Задание студентам под №3: Ингибиторы комплемента, их роль в норме и патологии.

 

Индивидуальная работа. Каждый студент в течение 5-7 минут должен индивидуально подумать над своим вопросом и записать свои мысли в тетрадь.

 

Подгруппы:

№2


№1 №3

№4

 

По истечении установленного времени подгруппы распадаются и формируются экспертные группы.

Экспертные группы: Студенты под №1 собираются в отдельную подгруппу, где обсуждают следующие вопросы:

- Что мы нового узнали?

- Как мы объясним другим студентам?

По такому принципу работают студенты под №2, 3 и 4.

№1 №2


№1 №1 №2 №2

№1 №2

№3 №4


№3 №3 №4 №4

№3 №4

После обсуждения эксперты возвращаются в свои подгруппы и совместно обсуждают новый материал.

Публикация. После совместной групповой работы нужно дать каждой группе возможность оглашения своих позиций или мнения. Для этого от каждой группы должен выступить спикер, который в течение 3-5 минут поделится с идеями и решениями своей группы.

Преподаватель подводит итоги.

Студенты готовят письменный отчет, где отвечают на три вопроса:

- Что нового узнал (а)?

- Вопрос;

- Предложение.

3. Просмотр и обсуждение учебных фильмов «Строение иммуноглобулинов», «Образование секреторного иммуноглобулина», «Сборка С1 компонента комплемента», «Активация системы комплемента», «Взаимодействие клеток при иммунном ответе».

 

6. Раздаточный материал:

· Тезисы лекций

· Словарь справочник по иммунологии

· Тестовые задания по теме

 

7. Литература:

1.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр. 57-102.

Калиакбарова Г.Т., Кожанова С.В., Шортанбаев А,А. Система гуморального иммунитета, Алматы, 2000, с. 4-15.

2.Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, с. 37-38, 46-48, 59-86, 87-104, 165-169.

3.Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, с. 51-60, 71-80, 92-94.

4.Бижигитова Б.Б. Роль системы комплемента и антигенпредставляющих клеток в иммунном ответе, Алматы, 2006, стр.5-51.

8. Контроль:

Итоговый тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)


СРСП №3

1. Тема: «Антигенпредставляющие клетки, их роль в индукции и регуляции иммунного ответа. Система клеточного иммунитета»

 

2. Цель: Формировать навыки с амостоятельной систематизации и закрепления информации, полученной в период практического занятия по теме «Антигенпредставляющие клетки, их роль в индукции и регуляции иммунного ответа. Система клеточного иммунитета»

3. Задачи обучения:

· Самостоятельное изучение литературных источников по теме на основе методических рекомендаций.

· Формировать навык перевода неразрешимых затруднений в систему вопросов для преподавателя и построения собственных версий ответов на эти вопросы

· Активное восприятие основных вопросов темы

· Анализ и систематизация полученных знаний по теме

4. Форма проведения:

· Заполнение таблиц

· Просмотр и обсуждение учебного фильма

· Тестирование для оценки итогового уровня знаний

 

5. Задания по теме:

1. Письменно ответить на вопросы:

· Отличительные особенности двух групп антигенпредставляющих клеток: макрофагов и дендритных клеток.

· Перечислить основные функции системы клеточного иммунитета.

· Где происходит формирование клонов Т-лимфоцитов?

· Какие Вы знаете гормоны тимуса? Каковы их функции?

· Основные функции Тх1 и Тх2;

 

Составление и заполнение Т-таблиц.

 

Таблица №1. «Основные цитокины, продуцируемые макрофагами и их функции».

 

Цитокины, продуцируемые макрофагами Биологическое действие
ИЛ-1  
ИЛ-6  
ИЛ-12  
TNF-α  
IFN-α  

 


 

Таблица №2. «Дифференцировочные антигены Т-лимфоцитов и их субпопуляций»

Предлагаемые ответы: все Т-хелперы, все Т-лимфоциты, предшественники Т-лимфоцитов, кортикальные Т-лимфоциты (незрелые тимоциты), Т-киллеры/супрессоры.

 

Вид CD антигена Клетки, для которых данный антиген является маркером
CD44+  
CD4+8+  
CD2+  
CD3+  
CD4+  
CD8+  

 

2. Просмотр и обсуждение учебного фильма «Цитотоксические Т-лимфоциты»

 

6. Раздаточный материал:

· Тезисы лекций

· Словарь справочник по иммунологии

· Тестовые задания по теме

 

7. Литература:

1.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр. 102-124, 124-155

2.Бижигитова Б.Б. Роль системы комплемента и антигенпредставляющих клеток в иммунном ответе, Алматы, 2006, стр.5-51.

3.Кожанова С.В., Бижигитова Б.Б., Шортанбаев А.А., Клеточные механизмы адаптивного иммунитета, Алматы, 2012, С. 85

4.Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, стр. 34-36, 40-46, 145-163, 181-200, 203-232, 343-363.

5.Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, с. 61-67, 108-157

8.Контроль:

Итоговый тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)


СРСП №4

1. Тема: Консультации по теме «Иммунологическая толерантность. Цитокины»

2. Цель: Формировать навыки с амостоятельной систематизации и закрепления информации, полученной в период практического занятия по теме «иммунологическая толерантность. Цитокины»

 

3. Задачи обучения:

· Самостоятельное изучение литературных источников по теме на основе методических рекомендаций.

· Формировать навык перевода неразрешимых затруднений в систему вопросов для преподавателя и построения собственных версий ответов на эти вопросы

· Активное восприятие основных вопросов темы

· Анализ и систематизация полученных знаний по теме

4. Форма проведения:

· Заполнение таблиц

· Дебат

· Просмотр и обсуждение учебного фильма «Иммунный ответ»

· Тестирование для оценки итогового уровня знаний

 

5. Задания по теме:

1. Составление и заполнение Т-таблиц.

· «Естественная и индуцированная толерантность»

· «Основные биологические эффекты цитокинов»

 

Примеры таблиц по теме

Таблица «Естественная и индуцированная толерантность»

Вид толерантности Основные характеристики
Естественная толерантность  
Индуцированная толерантность  

Таблица «Основные биологические эффекты цитокинов»

 

№№ Цитокины Основные биологические эффекты
1. ИЛ-1  
2. ИЛ-2  
3. ИЛ-3  
4. ИЛ-4  
5. ИЛ-5  
6. ИЛ-10  
7. ИЛ-12  
8. TNF-α  
9. IFN-γ  

 

2. Организация и проведение дебата:

Группа делится на две подгруппы, затем каждая подгруппа задает другой группе заранее подготовленные вопросы (каждый студент может задать только два вопроса: один простой и один сложный).

Преподаватель осуществляет контроль за ходом групповой работы.

После выступления групп преподаватель подводит итоги.

 

3. Просмотр и обсуждение фильма «Иммунный ответ»

6. Раздаточный материал:

· Тезисы лекций

· Словарь справочник по иммунологии

· Тестовые задания по теме

 

7. Литература:

1.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2008, стр. 155-217

2.Калиакбарова Г.Т. Цитокины, Алматы, 2002, стр. 5-55

3.Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, стр.522-525

4.С.А. Кетлинский, А.С. Симбирцев Цитокины, Спб, 2008, стр. 9-191, 234-326

8.Контроль:

Итоговый тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)

 

СРСП №5

1. Тема: Прием СРС. Рубежный контроль №1

2. Цель: Формировать навыки с амостоятельной систематизации и эффективной презентации информации, полученной в период подготовки задания по самостоятельной работе студентов. Проверка учебных достижений за прошедший период.

3. Задачи обучения:

· Сформировать навыки самостоятельного анализа и синтеза информации, собранной в различных информационных источниках

· Формировать навык обобщения и презентации собранного материала

· Формировать навык ораторского искусства

· Формировать навыки дискуссии и формулировки выводов из презентируемого материала

4. Форма проведения:

· Презентация СРС (устный доклад с использованием компъютерных программ). При проведении СРС докладчику рекомендуется использовать наглядные и обучающие технологии (тесты, кроссворды, алгоритмы и т.д.), а также интерактивные методы (решение проблемы методом «мозгового штурма, использование ролевых игр и.т.д.)

· Открытая дискуссия по теме СРС

 

4. Форма проведения:

· Презентация самостоятельной работы студентов (реферат, мультимедийная презентация, кроссворды и др.)

· Открытая дискуссия по теме СРС

· тестирование

 

5. Задания по теме:

1.Студенты, подготовившие СРС по темам: «Местный иммунитет. Лимфоидные ткани, ассоциированные со слизистыми оболочками, легкими, кожей», «Моноклональные антитела, способы получения, роль в иммунодиагностике и иммунотерапии», «Цитокины, определение, основные характеристики. Роль цитокинов в иммунном ответе», «Нейроэндокринная регуляция иммунного ответа» выступают с презентацией своей работы. В конце каждой презентации докладчик задает группе несколько вопросов по озвученной тематике. Выслушивает ответы одногруппников. Затем группа задает вопросы докладчику. Докладчик отвечает. Преподаватель подводит итоги дискуссии, оценивает СРС докладчика.

2. Проводится рубежный контроль №1 методом тестирования

 

6. Раздаточный материал:

· Тестовые задания для рубежного контроля №1

 

7. Литература:

1.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр.296-319

2.Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, стр. 308-315, 332-349,354-362.

 

8.Контроль:

1. Оценка СРС

2. Рубежный тестовый контроль – 10 вариантов по теме (по 40 тестовых заданий в каждом)

КАФЕДРА: ОБЩЕЙ ИММУНОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (СРСП)

I I БЛОК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.44 (0.012 с.)