Тема: «Система гуморального иммунитета. Роль системы комплемента в иммунном ответе» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Система гуморального иммунитета. Роль системы комплемента в иммунном ответе»



 

2. Цель: Сформировать у студентов знания о системе гуморального иммунитета, строении и функциях основных классов иммуноглобулинов и их роли в норме и патологии. Сформировать знания о строении и основных принципах функционирования системы комплемента, ее роли в норме и патологии.

3. Задачи обучения:

· Ознакомить судентов с основными понятиями о системе гуморального иммунитета, основных этапах дифференцировки В-лимфоцитов и их способности к иммунному ответу на разных стадиях дифференцировки.

· Рассмотреть особенности строения основных классов иммуноглобулинов и функциях Fab и Fc-фрагментов иммуноглобулинов.

· Сформировать знания об основных рецепторах и маркерах В-лимфоцитов.

· Сформировать знания о системе комплемента и ее роли в иммунологических реакциях.

· Изучить основные механизмы активации системы комплемента.

· Изучить функции промежуточных и конечных фрагментов и комплексов системы комплемента.

· Дать представление о роли ингибиторов системы комплемента в норме и патологии.

· Сформировать навык применения полученных знаний для определения патологии гуморальной системы и системы комплемента.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Система гуморального иммунитета и ее роль в иммунологических реакциях.

2. Происхождение и основные этапы дифференцировки В-лимфоцитов.

3. Способность В-лимфоцитов к иммунному ответу в процессе дифференцировки.

4. Особенности строения и функции основных классов иммуноглобулинов.

5. Функции Fab и Fc-фрагментов иммуноглобулинов.

6. Рецепторы и маркеры В-лимфоцитов.

7. Система комплемента, ее строение и роль в иммунологических реакциях.

8. Классический и альтернативный пути активации системы комплемента, их отличительные особенности.

9. Основные этапы классического и альтернативного путей активации.

10. Биологическая роль фрагментов и комплексов системы комплемента.

11. Ингибиторы комплемента, их роль в норме и патологии.

Хронометраж занятия:

Этапы занятия Время
1. Практическое занятие Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия. 5 мин.
2. · Оценка исходного уровня знаний (тестирование) · Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии 45 мин.
3. · Перерыв 10 мин.
4. · Обсуждение темы занятия методом открытой дискуссии · Устный опрос 50 мин.
5. · Перерыв 10 мин
6. · Работа в малых группах с письменным опросом 50 мин.

5. Методы обучения и преподавания

• Тест-контроль исходного уровня знаний

• Открытая дискуссия

• Работа в малых группах с письменным опросом.

Открытая дискуссия:

Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:

1. Роль гуморальной системы в иммунологических реакциях.

2. Характеристика В0, В1, В2-лимфоцитов.

3. Способность В-лимфоцитов к иммунному ответу в процессе дифференцировки.

4. Краткая характеристика всех классов иммуноглобулинов

5. Функции Fab и Fc-фрагментов иммуноглобулинов.

 

Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.

По усвоенному материалу проводится устный опрос.

Работа в малых группах с письменным опросом.

Преподаватель определяет цели занятия, вопросы и понятия, активизирует студентов к восприятию и освоению новых знаний и помогает определить актуальные вопросы темы. Объясняет работу в малых группах.

Преподаватель:

1. разбивает учебную группу на несколько небольших групп — 3-4 человека.

2. каждой группе раздает индивидуальное задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп, либо дифференцированными.

3. внутри каждой группы между ее участниками распределяет конкретные задачи.

· Задание студентам под №1: Дифференцировка В-лимфоцитов, способность к иммунному ответу в процессе дифференцировки.

· Задание студентам под №2: Функции антител.

· Задание студентам под №3: Строение иммуноглобулина G.

· Задание студентам под №4: Особенности строения и функции основных классов иммуноглобулинов.

Индивидуальная работа.

Процесс выполнения задания в каждой группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками. Студенты обсуждают следующие вопросы

- Что мы нового узнали?

- Как мы объясним другим студентам?

 

· Преподаватель осуществляет контроль за ходом групповой работы;

· Преподаватель попеременно участвует в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.

 

Отчет о проделанной работе.

· По истечении обсуждения из каждой группы один студент раскрывает вопрос на основе выводов данной группы по своему вопросу.

· После отчета групп о выполненном задании преподаватель делает выводы.

Оценка результативности проделанной работы.

.Студентам готовят письменный отчет, где отвечают на три вопроса:

· Что нового узнал (а)?

· Вопрос;

· Предложение.

Подведение итогов.

· Преподаватель подводит итоги с разъяснением непонятных или возникших вопросов.

· Творческое задание (разработка графических схем)

· Работа в малых группах по методу Жигсо

· Творческое задание (составление и заполнение Т-таблиц).

6. Литература:

Основная:

1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр. 57-102.

Дополнительная:

2. Калиакбарова Г.Т., Кожанова С.В., Шортанбаев А,А. Система гуморального иммунитета, Алматы, 2000, с. 4-15.

3. Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, с. 37-38, 46-48, 59-86, 87-104, 165-169.

4. Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, с. 51-60, 71-80, 92-94.

5. Бижигитова Б.Б. Роль системы комплемента и антигенпредставляющих клеток в иммунном ответе, Алматы, 2006, стр.5-51.

 

Контроль

Контрольные вопросы:

1.Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)

2.Устный опрос

 

 


ЗАНЯТИЕ №3

1. Тема: «Антигенпредставляющие клетки, их роль в индукции и регуляции иммунного ответа. Система клеточного иммунитета»

 

2. Цель: Сформировать у студентов знания об основных типах антигенпредставляющих клеток и об особенностях функционирования АПК. Рассмотреть современные представления о Т-системе иммунитета как о важнейшем звене иммунной системы и изучить основные этапы дифференцировки Т-лимфоцитов.

3. Задачи обучения:

· Ознакомить студентов основными типами антигенпредставляющих клеток и особенностями их функционирования;

· Ознакомить с ролью макрофагов и дендритных клеток в иммунном ответе;

· Ознакомить с функциями системы Т-клеточного иммунитета;

· Рассмотреть главные этапы антигеннезависимой дифференцировки Т-лимфоцитов;

· Рассмотреть особенности антигензависимой дифференцировки Т-хелперов и Т-киллеров. Изучить роль Т-хелперов в кооперации иммунокомпетентных клеток;

· Ознакомить студентов с функциональными особенностями основных субпопуляций Т-лимфоцитов;

· Формировать коммуникативные навыки ведения групповой дискуссии и обобщения и комментариев высказываний.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Основные типы антигенпредставляющих клеток.

2. Система мононуклеарных фагоцитов.

3. Основные функции макрофагов (фагоцитоз, синтетическая функция, участие в специфическом иммунном ответе).

4. Роль макрофагов в иммунном ответе.

5. Особенности процессинга и презентации антигенов макрофагами и дендритными клетками.

6. Функции системы клеточного иммунитета.

7. Рецепторы и маркеры Т-лимфоцитов. Дифференцировочные CD-антигены.

8. Антигеннезависимая дифференцировка Т-лимфоцитов.

9. Процессы положительной и отрицательной селекции в тимусе.

10. Функциональные особенности Тх1 и Тх2, их роль в норме и патологии.

11. Антигензависимая дифференцировка Т-хелперов. Факторы, влияющие на формирование Тх1 и Тх2 из Тх0.

12. Рецепторы и маркеры Т-лимфоцитов. Дифференцировочные CD-антигены.

13. Клетки-супрессоры в иммунном ответе: роль Тх1, Тх2, Тк/с (CD8+30+), макрофагов и NK-клеток.

14. Антигензависимая дифференцировка Т-киллеров, механизм их цитотоксического действия.

 

Хронометраж занятия:

Этапы занятия Время
1. · Практическое занятие · Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия. 5 мин.
2. · Оценка исходного уровня знаний (тестирование) · Обсуждение темы АПК стратегией «Каждый учит каждого» 10 мин. 40 мин.
  · Перерыв 10 мин.
3. · Оценка исходного уровня знаний (тестирование) · Обсуждение темы «Система клеточного иммунитета» методом открытой дискуссии. Устный опрос. 10 мин. 40 мин.
  · Перерыв 10 мин
4. · Продолжение обсуждения темы «Система клеточного иммунитета» методом открытой дискуссии. Устный опрос. 50 мин.

5. Методы обучения и преподавания:

• Тест-контроль исходного уровня знаний.

• Стратегия «Каждый учит каждого»

• Открытая дискуссия

• Устный опрос

Стратегия «Каждый учит каждого»:

Порядок проведения:

1. Каждому студенту раздать по одной карточке с вопросом.

2. В течение нескольких минут студент должен ознакомиться с вопросом.

3. После ознакомления студенты начинают ходить по учебной комнате и объяснять свой вопрос встретившемуся студенту. Взаимообучение продолжается до тех пор, пока каждый студент не поговорит с каждым из своих одногруппников.

4. Студенты могут одновременно говорить только с одним одногруппником. Задача состоит в том, чтобы объяснить свой вопрос и самому узнать один факт от другого студента.

При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс взаимообучения. В конце преподаватель делает заключение.

Вопросы по теме АПК:

1. Система мононуклеарных фагоцитов.

2. Основные функции макрофагов: фагоцитоз и пиноцитоз

3. Секреторная функция макрофагов

4. Участие макрофагов в процессах репарации

5. Эффекторная функция макрофагов

6. Роль макрофагов в регуляции иммунного ответа.

7. Процессинг и презентация антигенов макрофагами.

8. Процессинг и презентация антигенов дендритными клетками.

Открытая дискуссия:

Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:

1. Функции системы клеточного иммунитета.

2. Рецепторы и маркеры Т-лимфоцитов. Дифференцировочные CD-антигены.

3. Антигеннезависимая дифференцировка Т-лимфоцитов.

4. Процессы положительной и отрицательной селекции в тимусе.

5. Функциональные особенности Тх1 и Тх2, их роль в норме и патологии.

6. Антигензависимая дифференцировка Т-хелперов. Факторы, влияющие на формирование Тх1 и Тх2 из Тх0.

7. Рецепторы и маркеры Т-лимфоцитов. Дифференцировочные CD-антигены.

8. Клетки-супрессоры в иммунном ответе: роль Тх1, Тх2, Тк/с (CD8+30+), макрофагов и NK-клеток.

9. Антигензависимая дифференцировка Т-киллеров, механизм их цитотоксического действия.

Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.

По усвоенному материалу проводится устный опрос.

6. Литература:

1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр. 102-124, 124-155

2. Бижигитова Б.Б. Роль системы комплемента и антигенпредставляющих клеток в иммунном ответе, Алматы, 2006, стр.5-51.

3. Кожанова С.В., Бижигитова Б.Б., Шортанбаев А.А., Клеточные механизмы адаптивного иммунитета, Алматы, 2012, С. 85

4. Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, стр. 34-36, 40-46, 145-163, 181-200, 203-232, 343-363.

5. Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, с. 61-67, 108-157

7. Контроль:

1. Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)

2. Устный опрос

ЗАНЯТИЕ №4

1. Тема: «Иммунологическая толерантность. Цитокины, основные характеристики, роль в регуляции иммунного ответа».

 

2. Цель: Сформировать у студентов знания о цитокинах и их роли в регуляции иммунного ответа,Ознакомить с ролью цитокинов в развитии воспалительной реакции и некоторыми возможными осложнениями при проведении цитокиновой терапии.

 

3. Задачи обучения:

· Рассмотреть роль Т-системы иммунитета в формировании и поддержании иммунологической толерантности.

· Сформировать знания о роли нарушений центральных и перефирических механизмов толерантности в патогенезе аутоиммунных заболеваний

· Объяснить студентам принцип цитокиновой регуляции процессов кроветворения, роль цитокинов в развитии воспалительной реакции.

· Подробно рассмотреть цитокиновую сеть и основные биологические эффекты цитокинов.

· Рассмотреть принципы цитокиновой и антицитокиновой терапии и возможные осложнения при них.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Естественная и индуцированная толерантность.

2. Центральные и периферические механизмы естественной толерантности.

3. Нарушение толерантности как ведущая причина возникновения аутоиммунных заболеваний.

4. Основные группы цитокинов:

· интерлейкины;

· интерфероны;

· факторы некроза опухолей;

· колониестимулирующие факторы;

· хемокины.

5.Понятие цитокиновой сети. Особенности строения и функции рецепторов к цитокинам.

1. Принципы цитокиновой регуляции процессов кроветворения.

2. Роль цитокинов в развитии воспалительной реакции.

 

Хронометраж занятия:

Этапы занятия Время
1. Практическое занятие Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия. 5 мин.
2. · Оценка исходного уровня знаний (тестирование) · Обсуждение темы «Иммунологическая толерантность» методом открытой дискуссии · Устный опрос 45 мин.
  · Перерыв 10 мин.
3. · Обсуждение темы «Цитокины, основные характеристики, роль в регуляции иммунного ответа» методом открытой дискуссии   50 мин.
  · Перерыв 10 мин
4. · Продолжение обсуждения темы «Цитокины, основные характеристики, роль в регуляции иммунного ответа» методом открытой дискуссии · тестирование 50 мин.

 

5. Методы обучения и преподавания:

- совместное обсуждение теоретического материала методом открытой дискуссии;

- тестирование;

- устный опрос

 

Открытая дискуссия:

Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:

· Механизмы естественной и индуцированной толерантности;

· Естественная толерантность, условия формирования.

· Центральные и периферические механизмы толерантности.

· Индуцированная толерантность, условия формирования.

· Перечислить основные группы цитокинов.

· Какие цитокины стимулируют образование Тх1?

· Какие цитокины стимулируют образование Тх2?

· Верно ли, что один цитокин может действовать на более чем один тип клеток?

· Обладают ли интерфероны иммуномодулирующим действием?

· Назовите наиболее важный хемокин, участвующий в регуляции воспаления.

· Какие цитокины относятся к провоспалительным цитокинам?

· Назовите основные осложнения цитокиновой терапии.

Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.

По усвоенному материалу проводится устный опрос.

6. Литература:

1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2008, стр. 155-217

2. Калиакбарова Г.Т. Цитокины, Алматы, 2002, стр. 5-55

3. Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, стр.522-525

4. С.А. Кетлинский, А.С. Симбирцев Цитокины, Спб, 2008, стр. 9-191, 234-326

7. Контроль:

1.Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)

2.Устный опрос

 


ЗАНЯТИЕ № 5

1. Тема: «Иммунодефицитные состояния»

2. Цель: Сформировать у студентов знания о классификации, патогенезе и клинических проявлениях первичных и вторичных иммунодефицитных состояний

3. Задачи обучения:

· Ознакомить студентов с современными представлениями и классификацией ИДС.

· Ознакомить с патогенетической классификацией врожденных ИДС Р.В. Петрова и Ю.А. Лопухина.

· Рассмотреть основные формы первичных ИДС Т- и В-системы, комбинированных поражений, системы фагоцитоза и комплемента.

· Дать представление о вторичных ИДС, их классификации, диагностике и лечении.

· Рассмотреть иммунопатогенез ВИЧ-инфекции.

· Формировать коммуникативные навыки, необходимые для эффективного сотрудничества врача и пациента, а также для ведения групповой дискуссии.

 

4. Основные вопросы темы:

1. ИДС. Понятие, классификация ВОЗ.

2. Первичные (врожденные) ИДС, патогенетическая классификация Р.В. Петрова и Ю.А. Лопухина.

3. Первичные ИДС:

а) с преимущественным поражением Т-системы;

б) с преимущественным поражением В-системы;

в) комбинированное поражение Т- и В-систем.

4. Первичные ИДС, обусловленные дефектами фагоцитарной системы и системы комплемента.

5. Клинические проявления, диагностика, принципы лечения первичных ИДС.

6. Вторичные, или приобретенные ИДС, понятие, классификация.

7. Основные причины вторичных ИДС.

8. Иммунопатогенез ВИЧ-инфекции

9. Клетки-мишени для вируса ВИЧ.

10. Основные клинические проявления ВИЧ-инфекции.

 

Хронометраж занятия:

Этапы занятия Время
1. Практическое занятие Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия. 5 мин.
2. · Оценка исходного уровня знаний (тестирование) · Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии 45 мин.
  · Перерыв 10 мин.
3. · Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии · Просмотр и обсуждение учебного фильма «Репликация ВИЧ» · Устный опрос 50 мин.
  · Перерыв 10 мин
4. · Создание клинической ситуации методом ролевой игры «Врач» - «пациент», по факторам риска образа жизни 50 мин.

5. Методы обучения и преподавания:

• Тест-контроль исходного уровня знаний.

• Открытая дискуссия

• Работа в малых группах (ролевые игры)

• Просмотр и обсуждение учебного фильма «Репликация ВИЧ»

Открытая дискуссия:

Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:

1. ИДС. Понятие, классификация ВОЗ.

2. Патогенетическая классификация первичных ИДС Р.В. Петрова и Ю.А. Лопухина.

3. Первичные ИДС, обусловленные дефектами фагоцитарной системы и системы комплемента.

4. Клинические проявления, диагностика, принципы лечения первичных ИДС.

5. Классификация вторичных ИДС.

6. Иммунопатогенез ВИЧ-инфекции.

Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.

По усвоенному материалу проводится устный опрос.

 

Ролевые игры «врач» - «пациент»:

Студенты делятся по парам, в каждой паре один – «врач». другой – «пациент», имеющий в анамнезе один из синдромов иммунной недостаточности и подвергающийся влиянию одного или нескольких факторов риска образа жизни (курение, злоупотребление алкоголем, избыточный вес, гиподинамия и др.). Каждая пара придумывает клиническую ситуацию с описанием клинических симптомов, анамнеза заболевания, изменений в общеклинических и иммунологических лабораторных показателях больного соответственно одному из синдромов иммунной недостаточности. «Врач» разъясняет роль факторов риска образа жизни в возникновении и прогрессировании заболевания.

В конце игры преподаватель оценивает работу каждой группы с разъяснением ошибок «врача» и «пациента».

 

6. Литература:

1.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2008, стр.320-370

2.Клиническая иммунология и аллергология. Под ред А. Караулова 2002г.

3.Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, стр. 267-308

7. Контроль:

1.Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)

2.Устный опрос

 

КАФЕДРА: ОБЩЕЙ ИММУНОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

I I БЛОК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.118 с.)