Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Система гуморального иммунитета. Роль системы комплемента в иммунном ответе»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2. Цель: Сформировать у студентов знания о системе гуморального иммунитета, строении и функциях основных классов иммуноглобулинов и их роли в норме и патологии. Сформировать знания о строении и основных принципах функционирования системы комплемента, ее роли в норме и патологии. 3. Задачи обучения: · Ознакомить судентов с основными понятиями о системе гуморального иммунитета, основных этапах дифференцировки В-лимфоцитов и их способности к иммунному ответу на разных стадиях дифференцировки. · Рассмотреть особенности строения основных классов иммуноглобулинов и функциях Fab и Fc-фрагментов иммуноглобулинов. · Сформировать знания об основных рецепторах и маркерах В-лимфоцитов. · Сформировать знания о системе комплемента и ее роли в иммунологических реакциях. · Изучить основные механизмы активации системы комплемента. · Изучить функции промежуточных и конечных фрагментов и комплексов системы комплемента. · Дать представление о роли ингибиторов системы комплемента в норме и патологии. · Сформировать навык применения полученных знаний для определения патологии гуморальной системы и системы комплемента.
4. Основные вопросы темы: 1. Система гуморального иммунитета и ее роль в иммунологических реакциях. 2. Происхождение и основные этапы дифференцировки В-лимфоцитов. 3. Способность В-лимфоцитов к иммунному ответу в процессе дифференцировки. 4. Особенности строения и функции основных классов иммуноглобулинов. 5. Функции Fab и Fc-фрагментов иммуноглобулинов. 6. Рецепторы и маркеры В-лимфоцитов. 7. Система комплемента, ее строение и роль в иммунологических реакциях. 8. Классический и альтернативный пути активации системы комплемента, их отличительные особенности. 9. Основные этапы классического и альтернативного путей активации. 10. Биологическая роль фрагментов и комплексов системы комплемента. 11. Ингибиторы комплемента, их роль в норме и патологии. Хронометраж занятия:
5. Методы обучения и преподавания • Тест-контроль исходного уровня знаний • Открытая дискуссия • Работа в малых группах с письменным опросом. Открытая дискуссия: Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы: 1. Роль гуморальной системы в иммунологических реакциях. 2. Характеристика В0, В1, В2-лимфоцитов. 3. Способность В-лимфоцитов к иммунному ответу в процессе дифференцировки. 4. Краткая характеристика всех классов иммуноглобулинов 5. Функции Fab и Fc-фрагментов иммуноглобулинов.
Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение. По усвоенному материалу проводится устный опрос. Работа в малых группах с письменным опросом. Преподаватель определяет цели занятия, вопросы и понятия, активизирует студентов к восприятию и освоению новых знаний и помогает определить актуальные вопросы темы. Объясняет работу в малых группах. Преподаватель: 1. разбивает учебную группу на несколько небольших групп — 3-4 человека. 2. каждой группе раздает индивидуальное задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп, либо дифференцированными. 3. внутри каждой группы между ее участниками распределяет конкретные задачи. · Задание студентам под №1: Дифференцировка В-лимфоцитов, способность к иммунному ответу в процессе дифференцировки. · Задание студентам под №2: Функции антител. · Задание студентам под №3: Строение иммуноглобулина G. · Задание студентам под №4: Особенности строения и функции основных классов иммуноглобулинов. Индивидуальная работа. Процесс выполнения задания в каждой группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками. Студенты обсуждают следующие вопросы - Что мы нового узнали? - Как мы объясним другим студентам?
· Преподаватель осуществляет контроль за ходом групповой работы; · Преподаватель попеременно участвует в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
Отчет о проделанной работе. · По истечении обсуждения из каждой группы один студент раскрывает вопрос на основе выводов данной группы по своему вопросу. · После отчета групп о выполненном задании преподаватель делает выводы. Оценка результативности проделанной работы. .Студентам готовят письменный отчет, где отвечают на три вопроса: · Что нового узнал (а)? · Вопрос; · Предложение. Подведение итогов. · Преподаватель подводит итоги с разъяснением непонятных или возникших вопросов. · Творческое задание (разработка графических схем) · Работа в малых группах по методу Жигсо · Творческое задание (составление и заполнение Т-таблиц). 6. Литература: Основная: 1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр. 57-102. Дополнительная: 2. Калиакбарова Г.Т., Кожанова С.В., Шортанбаев А,А. Система гуморального иммунитета, Алматы, 2000, с. 4-15. 3. Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, с. 37-38, 46-48, 59-86, 87-104, 165-169. 4. Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, с. 51-60, 71-80, 92-94. 5. Бижигитова Б.Б. Роль системы комплемента и антигенпредставляющих клеток в иммунном ответе, Алматы, 2006, стр.5-51.
Контроль Контрольные вопросы: 1.Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом) 2.Устный опрос
ЗАНЯТИЕ №3 1. Тема: «Антигенпредставляющие клетки, их роль в индукции и регуляции иммунного ответа. Система клеточного иммунитета»
2. Цель: Сформировать у студентов знания об основных типах антигенпредставляющих клеток и об особенностях функционирования АПК. Рассмотреть современные представления о Т-системе иммунитета как о важнейшем звене иммунной системы и изучить основные этапы дифференцировки Т-лимфоцитов. 3. Задачи обучения: · Ознакомить студентов основными типами антигенпредставляющих клеток и особенностями их функционирования; · Ознакомить с ролью макрофагов и дендритных клеток в иммунном ответе; · Ознакомить с функциями системы Т-клеточного иммунитета; · Рассмотреть главные этапы антигеннезависимой дифференцировки Т-лимфоцитов; · Рассмотреть особенности антигензависимой дифференцировки Т-хелперов и Т-киллеров. Изучить роль Т-хелперов в кооперации иммунокомпетентных клеток; · Ознакомить студентов с функциональными особенностями основных субпопуляций Т-лимфоцитов; · Формировать коммуникативные навыки ведения групповой дискуссии и обобщения и комментариев высказываний.
4. Основные вопросы темы: 1. Основные типы антигенпредставляющих клеток. 2. Система мононуклеарных фагоцитов. 3. Основные функции макрофагов (фагоцитоз, синтетическая функция, участие в специфическом иммунном ответе). 4. Роль макрофагов в иммунном ответе. 5. Особенности процессинга и презентации антигенов макрофагами и дендритными клетками. 6. Функции системы клеточного иммунитета. 7. Рецепторы и маркеры Т-лимфоцитов. Дифференцировочные CD-антигены. 8. Антигеннезависимая дифференцировка Т-лимфоцитов. 9. Процессы положительной и отрицательной селекции в тимусе. 10. Функциональные особенности Тх1 и Тх2, их роль в норме и патологии. 11. Антигензависимая дифференцировка Т-хелперов. Факторы, влияющие на формирование Тх1 и Тх2 из Тх0. 12. Рецепторы и маркеры Т-лимфоцитов. Дифференцировочные CD-антигены. 13. Клетки-супрессоры в иммунном ответе: роль Тх1, Тх2, Тк/с (CD8+30+), макрофагов и NK-клеток. 14. Антигензависимая дифференцировка Т-киллеров, механизм их цитотоксического действия.
Хронометраж занятия:
5. Методы обучения и преподавания: • Тест-контроль исходного уровня знаний. • Стратегия «Каждый учит каждого» • Открытая дискуссия • Устный опрос Стратегия «Каждый учит каждого»: Порядок проведения: 1. Каждому студенту раздать по одной карточке с вопросом. 2. В течение нескольких минут студент должен ознакомиться с вопросом. 3. После ознакомления студенты начинают ходить по учебной комнате и объяснять свой вопрос встретившемуся студенту. Взаимообучение продолжается до тех пор, пока каждый студент не поговорит с каждым из своих одногруппников. 4. Студенты могут одновременно говорить только с одним одногруппником. Задача состоит в том, чтобы объяснить свой вопрос и самому узнать один факт от другого студента. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс взаимообучения. В конце преподаватель делает заключение. Вопросы по теме АПК: 1. Система мононуклеарных фагоцитов. 2. Основные функции макрофагов: фагоцитоз и пиноцитоз 3. Секреторная функция макрофагов 4. Участие макрофагов в процессах репарации 5. Эффекторная функция макрофагов 6. Роль макрофагов в регуляции иммунного ответа. 7. Процессинг и презентация антигенов макрофагами. 8. Процессинг и презентация антигенов дендритными клетками. Открытая дискуссия: Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы: 1. Функции системы клеточного иммунитета. 2. Рецепторы и маркеры Т-лимфоцитов. Дифференцировочные CD-антигены. 3. Антигеннезависимая дифференцировка Т-лимфоцитов. 4. Процессы положительной и отрицательной селекции в тимусе. 5. Функциональные особенности Тх1 и Тх2, их роль в норме и патологии. 6. Антигензависимая дифференцировка Т-хелперов. Факторы, влияющие на формирование Тх1 и Тх2 из Тх0. 7. Рецепторы и маркеры Т-лимфоцитов. Дифференцировочные CD-антигены. 8. Клетки-супрессоры в иммунном ответе: роль Тх1, Тх2, Тк/с (CD8+30+), макрофагов и NK-клеток. 9. Антигензависимая дифференцировка Т-киллеров, механизм их цитотоксического действия. Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение. По усвоенному материалу проводится устный опрос. 6. Литература: 1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр. 102-124, 124-155 2. Бижигитова Б.Б. Роль системы комплемента и антигенпредставляющих клеток в иммунном ответе, Алматы, 2006, стр.5-51. 3. Кожанова С.В., Бижигитова Б.Б., Шортанбаев А.А., Клеточные механизмы адаптивного иммунитета, Алматы, 2012, С. 85 4. Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, стр. 34-36, 40-46, 145-163, 181-200, 203-232, 343-363. 5. Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, с. 61-67, 108-157 7. Контроль: 1. Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом) 2. Устный опрос ЗАНЯТИЕ №4 1. Тема: «Иммунологическая толерантность. Цитокины, основные характеристики, роль в регуляции иммунного ответа».
2. Цель: Сформировать у студентов знания о цитокинах и их роли в регуляции иммунного ответа,Ознакомить с ролью цитокинов в развитии воспалительной реакции и некоторыми возможными осложнениями при проведении цитокиновой терапии.
3. Задачи обучения: · Рассмотреть роль Т-системы иммунитета в формировании и поддержании иммунологической толерантности. · Сформировать знания о роли нарушений центральных и перефирических механизмов толерантности в патогенезе аутоиммунных заболеваний · Объяснить студентам принцип цитокиновой регуляции процессов кроветворения, роль цитокинов в развитии воспалительной реакции. · Подробно рассмотреть цитокиновую сеть и основные биологические эффекты цитокинов. · Рассмотреть принципы цитокиновой и антицитокиновой терапии и возможные осложнения при них.
4. Основные вопросы темы: 1. Естественная и индуцированная толерантность. 2. Центральные и периферические механизмы естественной толерантности. 3. Нарушение толерантности как ведущая причина возникновения аутоиммунных заболеваний. 4. Основные группы цитокинов: · интерлейкины; · интерфероны; · факторы некроза опухолей; · колониестимулирующие факторы; · хемокины. 5.Понятие цитокиновой сети. Особенности строения и функции рецепторов к цитокинам. 1. Принципы цитокиновой регуляции процессов кроветворения. 2. Роль цитокинов в развитии воспалительной реакции.
Хронометраж занятия:
5. Методы обучения и преподавания: - совместное обсуждение теоретического материала методом открытой дискуссии; - тестирование; - устный опрос
Открытая дискуссия: Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы: · Механизмы естественной и индуцированной толерантности; · Естественная толерантность, условия формирования. · Центральные и периферические механизмы толерантности. · Индуцированная толерантность, условия формирования. · Перечислить основные группы цитокинов. · Какие цитокины стимулируют образование Тх1? · Какие цитокины стимулируют образование Тх2? · Верно ли, что один цитокин может действовать на более чем один тип клеток? · Обладают ли интерфероны иммуномодулирующим действием? · Назовите наиболее важный хемокин, участвующий в регуляции воспаления. · Какие цитокины относятся к провоспалительным цитокинам? · Назовите основные осложнения цитокиновой терапии. Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение. По усвоенному материалу проводится устный опрос. 6. Литература: 1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2008, стр. 155-217 2. Калиакбарова Г.Т. Цитокины, Алматы, 2002, стр. 5-55 3. Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, стр.522-525 4. С.А. Кетлинский, А.С. Симбирцев Цитокины, Спб, 2008, стр. 9-191, 234-326 7. Контроль: 1.Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом) 2.Устный опрос
ЗАНЯТИЕ № 5 1. Тема: «Иммунодефицитные состояния» 2. Цель: Сформировать у студентов знания о классификации, патогенезе и клинических проявлениях первичных и вторичных иммунодефицитных состояний 3. Задачи обучения: · Ознакомить студентов с современными представлениями и классификацией ИДС. · Ознакомить с патогенетической классификацией врожденных ИДС Р.В. Петрова и Ю.А. Лопухина. · Рассмотреть основные формы первичных ИДС Т- и В-системы, комбинированных поражений, системы фагоцитоза и комплемента. · Дать представление о вторичных ИДС, их классификации, диагностике и лечении. · Рассмотреть иммунопатогенез ВИЧ-инфекции. · Формировать коммуникативные навыки, необходимые для эффективного сотрудничества врача и пациента, а также для ведения групповой дискуссии.
4. Основные вопросы темы: 1. ИДС. Понятие, классификация ВОЗ. 2. Первичные (врожденные) ИДС, патогенетическая классификация Р.В. Петрова и Ю.А. Лопухина. 3. Первичные ИДС: а) с преимущественным поражением Т-системы; б) с преимущественным поражением В-системы; в) комбинированное поражение Т- и В-систем. 4. Первичные ИДС, обусловленные дефектами фагоцитарной системы и системы комплемента. 5. Клинические проявления, диагностика, принципы лечения первичных ИДС. 6. Вторичные, или приобретенные ИДС, понятие, классификация. 7. Основные причины вторичных ИДС. 8. Иммунопатогенез ВИЧ-инфекции 9. Клетки-мишени для вируса ВИЧ. 10. Основные клинические проявления ВИЧ-инфекции.
Хронометраж занятия:
5. Методы обучения и преподавания: • Тест-контроль исходного уровня знаний. • Открытая дискуссия • Работа в малых группах (ролевые игры) • Просмотр и обсуждение учебного фильма «Репликация ВИЧ» Открытая дискуссия: Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы: 1. ИДС. Понятие, классификация ВОЗ. 2. Патогенетическая классификация первичных ИДС Р.В. Петрова и Ю.А. Лопухина. 3. Первичные ИДС, обусловленные дефектами фагоцитарной системы и системы комплемента. 4. Клинические проявления, диагностика, принципы лечения первичных ИДС. 5. Классификация вторичных ИДС. 6. Иммунопатогенез ВИЧ-инфекции. Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение. По усвоенному материалу проводится устный опрос.
Ролевые игры «врач» - «пациент»: Студенты делятся по парам, в каждой паре один – «врач». другой – «пациент», имеющий в анамнезе один из синдромов иммунной недостаточности и подвергающийся влиянию одного или нескольких факторов риска образа жизни (курение, злоупотребление алкоголем, избыточный вес, гиподинамия и др.). Каждая пара придумывает клиническую ситуацию с описанием клинических симптомов, анамнеза заболевания, изменений в общеклинических и иммунологических лабораторных показателях больного соответственно одному из синдромов иммунной недостаточности. «Врач» разъясняет роль факторов риска образа жизни в возникновении и прогрессировании заболевания. В конце игры преподаватель оценивает работу каждой группы с разъяснением ошибок «врача» и «пациента».
6. Литература: 1.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2008, стр.320-370 2.Клиническая иммунология и аллергология. Под ред А. Караулова 2002г. 3.Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, стр. 267-308 7. Контроль: 1.Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом) 2.Устный опрос
КАФЕДРА: ОБЩЕЙ ИММУНОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ I I БЛОК
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.237.82 (0.009 с.) |