ТОП 10:

Д.м.н., профессор Шортанбаев А.А.



 

 

 

 

Общие сведения

1.2 Наименование ВУЗаКазахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

Кафедра общей иммунологии

1.3 Дисциплина «Общая иммунология», код дисциплиныOI 3228

1.4 Специальность 051301 «Общая медицина»

1.5 Объем учебных часов –108 часов – 2 кредита

1.6 Курс и семестр изучения -3 курс, 5,6 семестр

1.7 Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. Ученая степень, звание Должность Приоритетные научные интересы, достижения
Шортанбаев А.А. доктор медицинских наук, профессор заведующий кафедрой иммуногенетика
Кожанова С.В. кандидат биологических наук, доцент доцент иммунология опухолей
Тарабаева А.С. кандидат медицинских наук, доцент доцент клиническая иммунология и аллергология
Балпанова Г.Т. кандидат медицинских наук, доцент доцент иммуногенетика
Бижигитова Б.Б. кандидат медицинских наук, доцент доцент иммунопрофилактика
Битанова Э.Ж. кандидат медицинских наук, доцент доцент иммуноэкология
Нурмуханбетова А.А. кандидат медицинских наук, ст. преподаватель Клиническая иммунология и аллергология

1.8 Контактная информация:

Адрес: г. Алматы, ул. Богенбай батыра 154, №2 учебный корпус, 1 этаж,

тел:2926872

 

1.9 Политика дисциплины:

Иммунология – это интересно! Знание основ иммунологии необходимо каждому врачу. Задача сотрудников кафедры - доказать это студентам.

Преподаватели помогают студентам сформировать необходимые компетенции: когнитивные, операциональные, правовые, коммуникативные и создать благоприятные условия для самосовершенствования. Преподаватели дисциплины готовы к открытому обсуждению всех интересующих студентов достижений и проблемных вопросов современной иммунологии и аллергологии.

 

Требования к студентам:

 

· не опаздывать и не пропускать занятия;

· активно участвовать в учебном процессе;

· выполнять в полном объеме и в срок все задания практических занятий, СРСП и СРС;

· иметь конспекты лекций и знать лекционный материал.

 

Ограничительные условия:

 

1. К рубежному контролю не допускаются студенты, не набравшие 50% в среднем за соответствующие практические занятия;

2. Студенты, набравшие менее 30 баллов итогового рейтинга, к экзамену не допускаются.


Программа

Введение

Иммунология является одной из наиболее перспективных и быстро развивающихся медико-биологических наук, ее теоретические положения находят все более широкое применение в практическом здравоохранении.

Данные, полученные современной иммунологией, расширяютво многом меняют представления как о патогенезе, так и о подходах к диагностике, лечению и профилактике самых различных заболеваний. На базе достижений общей иммунологии возникла и получила широкое развитие клиническая иммунология, а также современная аллергология. Разработаны классификация, методы лабораторной диагностики и лечения иммунодефицитных состояний, установлена роль иммунодефицитов в возникновении и модификации течения целого ряда заболеваний: аутоиммунных, инфекционных, аллергических, онкологических и др. В клинической практике все шире применяются иммунокорригирующие препараты, в том числе лекарственные препараты на основе рекомбинантных цитокинов, а также моноклональных антицитокиновых антител. К достижениям современной иммунологии следует отнести и успехи в области современной трансплантологии, в разработке принципиально новых классов вакцин, в решении проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией, и многих других.

Таким образом, круг вопросов, изучаемых иммунологией, достаточно широк и представляет большой интерес для врачей практически всех специальностей. Именно этим обусловлено включение общей иммунологии в учебные планы подготовки специалистов в медицинских ВУЗах.

2.2 Цель дисциплины:

Формирование у студентов знаний о строении и функциях иммунной системы в норме и при патологии, овладение навыками оценки данных лабораторных исследований иммунного статуса, работы с научной литературой по проблемным вопросам современной иммунологии, а также ознакомление с правовыми основами вакцинопрофилактики и трансплантологии.

2.3 Задачи обучения:

· Формировать у студентов научные представления о строении и функциях иммунной системы на органном, клеточном и молекулярном уровнях, роли иммунной системы в жизнедеятельности здорового организма, в возникновении иммунопатологических процессов (аутоиммунных заболеваний, гиперчувствительности, отторжении трансплантата, опухолевого роста, иммунодефицитных состояний), а также сформировать представления о роли иммунной системы в сохранении здоровья человека;

· научить студентов эффективно использовать полученные знания по оценке данных лабораторного исследования иммунного статуса при выявлении причин и механизмов возникновения иммунопатологических процессов;

· формировать коммуникативные навыки необходимые для эффективного сотрудничества с окружающими и поддержания благоприятной атмосферы в коллективе для достижения профессиональных задач;

· формировать знания об основах правовой регламентации в трансплантологии и вакцинопрофилактики в Республике Казахстан;

· формировать навыки самостоятельного конструирования собственной образовательной траектории, постановки и достижения целей и задач в процессе обучения, эффективного использования всех доступных ресурсов для обеспечения собственной успешности и конкурентноспособности.

 

2.4 Конечные результаты изучения дисциплины

Формирование знаний у студентов:

· исторический путь развития иммунологии; основные теории иммунитета, виды иммунитета;

· строение иммунной системы на органном, клеточном и молекулярном уровнях; основные принципы ее функционирования;

· понятие об иммунном ответе, кооперации иммунокомпетентных клеток, роль клеточных и гуморальных механизмов в иммунном ответе;

· антигены, их основные виды и характеристики;

· строение и функции системы гуморального иммунитета, отдельных классов иммуноглобулинов;

· строение и функции системы комплемента, основные пути его активации, роль комплемента в норме и патологии;

· основные виды антигенпредставляющих клеток и их роль в специфическом иммунном ответе; механизм процессинга и презентации антигенов;

· строение и функции системы клеточного иммунитета, основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их функции; понятие естественной и индуцированной иммунологической толерантности;

· механизмы регуляции иммунной системы; роль взаимодействия нервной, иммунной и эндокринной систем;

· понятие и классификацию иммунодефицитных состояний (ИДС); патогенез, клинические признаки и принципы лабораторной диагностики первичных и вторичных ИДС;

· современные методы лабораторной оценки иммунного статуса человека;

· строение основного комплекса гистосовместимости человека, функции его локусов; роль HLA-антигенов в качестве генетических маркеров наследственной предрасположенности к заболеваниям;

· иммунологические проблемы трансплантации;

· основы противоопухолевого иммунитета, современные методы иммунотерапии и иммунодиагностики рака;

· классификацию механизмов гиперчувствительности по Кумбсу и Джеллу, патогенез и клинические примеры основных типов гиперчувствительности; патогенез аутоиммунных заболеваний;

· принципы вакцинопрофилактики, классификацию современных вакцин, осложнения при вакцинации и их профилактику.

Формирование умений у студентов:

· интерпретировать данные лейкограммы и иммунограммы;

· определять относительное и абсолютное количество лимфоцитов периферической крови и их субпопуляций;

· интерпретировать данные определения концентрации основных цитокинов и сывороточных иммуноглобулинов методом ИФА;

· определять поглотительную способность фагоцитов и их окислительно-восстановительный потенциал в спонтанном и индуцированном фагоцитарном и НСТ-тестах;

· самостоятельно работать с научной и медицинской литературой и интернет-ресурсами.

Формирование владения практическими навыками:

· подсчета абсолютного и относительного количества лимфоцитов;

· интерпретации лабораторных показателей иммунного статуса (иммунограмм);

· работы с научной литературой;

Формирование правовой компетенции:

· сформировать знания об основах правовой регламентации в трансплантологии в Республике Казахстан;

· сформировать знания об основах правовой регламентации вакцинопрофилактики в Республике Казахстан;

Формирование навыков самосовершенствования:

· сформировать навыки самостоятельного конструирования собственной образовательной траектории, постановки и достижения целей и задач в процессе обучения, эффективного использования всех доступных ресурсов для обеспечения собственной успешности и конкурентноспособности.

2.5 Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, анатомия-1, физиология-1, гистология-1, патологическая физиология-1, микробиология, фармакология-1.

2.5 Постреквизиты:внутренние болезни, хирургические болезни, детские болезни, инфекционные болезни, онкология.

2.6 Краткое содержание дисциплины:Предмет и задачи иммунологии. Исторические этапы развития иммунологии. Определение иммунитета. Понятие об иммунной системе. Антигены. Система гуморального иммунитета. Роль комплемента и макрофагов в иммунологических реакциях. Система клеточного иммунитета. Современные методы оценки иммунного статуса человека в клинике. Первичные и вторичные иммvнодефицитные состояния (ИДС). Иммунопатогенез и иммунодиагностика ВИЧ-инфекции. Вакцинопрофилактика. Система гистосовместимости. Основы трансплантационного иммунитета Противоопухолевый иммунитет. Механизмы гиперчvвствительности. Механизмы индукции, патогенез и клинические проявления аутоиммунных заболеваний.

2.7 Тематический план

Всего часов Лекции Практических занятий СРС СРСП
№№ Темы лекций Форма проведения Кол-во часов
1. Современная иммунология, ее задачи и достижения. Основные принципы организации и функционирования иммунной системы. лекция 1 час  
2. Система гуморального иммунитета Дифференцировка В-лимфоцитов. Строение иммуноглобулина G. лекция 1 час  
3. Система клеточного иммунитета (I). Основные функции Т-системы. Дифференцировка Т-лимфоцитов. лекция 1 час  
4. Система клеточного иммунитета (II). Основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их функции. Иммунологическая толерантность. лекция 1 час  
5. HLA-система. Основы трансплантационного иммунитета. лекция 1 час  
6. Механизмы гиперчувствительности лекция 1 час
Всего: 6 часов
I БЛОК. Адаптивный иммунитет
Занятие №1
1. Строение иммунной системы. Концепция иммунного надзора. Клонально-селекционная теория Ф. Бернета. Антигены. практическое занятие 3 часа  
Консультации по теме «Строение иммунной системы. Концепция иммунного надзора. Клонально-селекционная теория Ф. Бернета. Антигены» СРСП 3 часа
Занятие №2
2. Система гуморального иммунитета. Роль системы комплемента в иммунном ответе. практическое занятие 3 часа  
Консультации по теме «Система гуморального иммунитета. Роль системы комплемента в иммунном ответе» СРСП 3 часа
Занятие №3
3. АПК. Система клеточного иммунитета. практическое занятие 3 часа  
Консультации по теме «АПК. Система клеточного иммунитета» СРСП 3 часа
Занятие №4
4. Иммунологическая толерантность. Цитокины. практическое занятие 3 часа  
Консультации по теме «Иммунологическая толерантность. Цитокины» СРСП 3 часа
Занятие №5
5. Иммунодефицитные состояния практическое занятие 3 часа  
Прием СРС. Рубежный контроль-1 СРСП 3 часа
II БЛОК. Иммунопатология, иммунодиагностика и иммунопрофилактика
Занятие №6
6. Противоопухолевый иммунитет. Роль клеточных и гуморальных механизмов в противоопухолевом иммунитете. практическое занятие 3 часа  
Консультации по теме «Противоопухолевый иммунитет. Роль клеточных и гуморальных механизмов в противоопухолевом иммунитете» СРСП 3 часа
Занятие №7
7. Система HLA, строение, функции локусов. Основы трансплантационного иммунитета. практическое занятие 3 часа  
Консультации по теме «Система HLA, строение, функции локусов. Основы трансплантационного иммунитета». Оценка правовых компетенций. СРСП 3 часа
Занятие №8
8. Классификация механизмов гиперчувствительности. Атопия и анафилаксия. Цитотоксические реакции. Болезни иммунных комплексов. Клеточные механизмы гиперчувствительности. практическое занятие 3 часа  
  Консультации по теме «Классификация механизмов гиперчувствительности. Атопия и анафилаксия. Цитотоксические реакции. Болезни иммунных комплексов. Клеточные механизмы гиперчувствительности». СРСП 3 часа
Занятие №9
9. Лабораторные методы оценки иммунного статуса человека в клинике. практическое занятие 3 часа  
Отработка практических навыков СРСП 3 часа
Занятие №10
10. Вакцины и вакцинопрофилактика. Основные принципы современной иммунокоррекции. практическое занятие 3 часа  
  Консультации по теме «Вакцины и вакцинопрофилактика. Основные принципы современной иммунокоррекции». Оценка правовых компетенций. СРСП 3 часа
Занятие №11
11. Рубежный контроль-2. Прием СРС. СРСП 6 часов
Всего: 66 часов
2.8 Задания для самостоятельной работы студентов
1. Местный иммунитет. Лимфоидные ткани, ассоциированные со слизистыми оболочками, легкими, кожей. СРС 3 часа  
2. Моноклональные антитела, способы получения, роль в иммунодиагностике и иммунотерапии. СРС 3 часа
3. Цитокины, определение, основные характеристики. Роль цитокинов в иммунном ответе. СРС 3 часа
4. Нейро-эндокринная регуляция иммунного ответа. СРС 3 часа
5. Воспаление и боль. СРС 3 часа  
6. Роль факторов окружающей среды в возникновении вторичных ИДС. СРС 3 часа
7. Противораковые вакцины. СРС 3 часа
8. Вакцина против ВИЧ-инфекции. СРС 3 часа
9. Связь антигенов HLA с наследственной предрасположенностью к заболеваниям. СРС 3 часа  
10. Перспективы использованияв трансплантологии стволовых клеток. СРС 3 часа
11. Иммунодиагностика рака. СРС 3 часа
12. Аутоиммунные болезни и болезни с синдромом иммунного воспаления. СРС 3 часа
Всего: 36 часов
ИТОГО: 108 ЧАСОВ

Примечания*:

Тесты рубежных контролей входят в тесты экзамена.

Каждому студенту предоставляется возможность выбора двух заданий по самостоятельной работе (СРС) для выполнения и сдачи преподавателю.

 

Литература основная и дополнительная

На русском языке:

Основная:

1. А.А. Шортанбаев, С.В. Кожанова «Общая иммунология», Алматы, 2009

2. Р.М. Хаитов «Иммунология», Москва, 2009

3. А. Караулов «Клиническая иммунология и аллергология», Москва, 2002

Дополнительная:

1. Д. Мейл, Дж. Бростофф, Д.Б. Ройт «Иммунология», Москва, 2007

2. Н.В. Медуницын «Вакцинология», Москва, 2004

3. Д.Х. Плейфлер «Наглядная иммунология», 2008

4. Э. Чепель «Основы клинической иммунологии», 2008

5.

6. Р.М. Хаитов «Клиническая аллергология», Москва, 2002

7. Г.Б. Федосеев «Аллергология», С-Петербург, 2001

8. Гордан Ада, Алистер Рамсей «Вакцины, вакцинация и иммунный ответ», Москва, 2002

9. С.А. Кетлинский, А.С. Симбирцев «Цитокины», С-Петербург, 2008

10. К.А. Лебедев, И.Д. Понякина «Иммунная недостаточность», Москва, 2003

11. А.А. Тотолян, И.С. Фрейдлин «Клетки иммунной системы» I-II, СПб, 2000

12. Г.Т. Калиакбарова «Цитокины», Алматы, 2004

13. Г.Т. Балпанова «Основы трансплантационного иммунитета. Система HLA», Алматы, 2003

14. Б.Б. Бижигитова «Роль системы комплемента и антигенпредставляющих клеток в иммунном ответе», Алматы, 2006

15. С.Г. Мухамбетова, А.С. Каракушикова, Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. «Оценка иммунного статуса человека в клинике», Алматы, 2005

На казахском языке:

Основная:

1. А.А. Шортанбаев, С.В. Кожанова «Жалпы иммунология», Алматы, 2008

Дополнительная:

1. Г.Т. Балпанова «Трансплантациялық иммунитет», Алматы, 2002

2. Б.Б. Бижигитова «Комплемент жүйесі мен антигенді таныстырушы жасушалардың иммунды жауаптағы маңызы», Алматы, 2006

3. С.Г. Мухамбетова, А.С. Каракушикова, Кожанова С.В., Садвакасова Г.С., Балпанова Г.Т. «Иммунды статусқа баға берудің қазіргі әдістері», Алматы, 2005

4. Г.Т. Калиакбарова, Э.Ж. Битанова «Цитокиндер», Алматы, 2004

На английском языке:

Основная:

1. T.J. Kindt, R.A. Goldsby, B.A. Osborne //Kuby Immunology, 6th edition, W.H. Freeman and Co, 2007, New York

2. A.L. DeFranco, R.M. Locksley, M. Robertson //Immunity, New Science Press, London, 2007

Дополнительная:

1. Richard M. Hyde //Immunology, 3rd edition, Willams&Wilkins, the USA, 1995

2.10 Методы обучения и преподавания:

· Лекции:обзорные, проблемные

· Практические занятия: выполнение лабораторных работ (работа с лабораторным оборудованием, постановка и/или интерпретация результатов лабораторных тестов по оценке иммунного статуса больных; подсчет лейкоцитарной формулы, определение абсолютного и относительного количества лимфоцитов и их субпопуляций; интерпретация лейкограмм и иммунограмм); совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, выполнение заданий (письменные ответы на вопросы, заполнение таблиц, зарисовка схем и т.д.); тестирование; устный опрос; решение ситуационных задач; обсуждение приказов о поствакцинальных осложнениях, о национальных календарях прививок, об организации и проведении профилактических прививок, о трансплантации; ведение групповой дискуссии, формирование способов убеждения, внимание, толерантность общения, обобщение и комментарии высказываний.

· СРС - работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение с использованием литературы, интернет-ресурсов, учебных и научных материалов на электронных носителях, компьютерных обучающих программ, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, составление глоссария, решение тестовых заданий и ситуационных задач разной степени сложности, интерпретация лабораторных показателей, подготовка презентаций и тематических рефератов.

· СРСП - самостоятельное на основании рекомендаций, изучение учебно-методических пособий, литературных источников, выполнение домашних заданий, контрольных работ, прохождение текущего и рубежного контроля, тренинги, работа в малых группах, дискуссии, дебаты, деловые и дидактические игры, презентации, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, составление глоссария, решение тестовых заданий и ситуационных задач разной степени сложности, интерпретация лабораторных показателей, подготовка презентаций и тематических рефератов под руководством и наставлением преподавателя, прохождение текущего и рубежного контроля и др.

 

2.11 Критерии и правила оценки знаний

Каждая компетенция (знания, практические навыки, коммуникативные навыки, правовые навыки, самосовершенствование), рубежный контроль высчитываются из 100 процентов, что соответствует 100 баллам.

 

Если рейтинг допуска (R) больше или равен 50%, студент считается допущенным к экзамену.

 

Рейтинг текущего контроля (R) = (z1+z2+z3+z4+z5+z6+z7+z8+z9+z10+n9+

+p7+p10+k11+ s5+s11)/16

 

z –знание

n-практические навыки

p –адвокат здоровья

k –коммуникативные навыки

s -самосовершенствование

Рубежный контроль (РК) =r1+r2

r - рубежный контроль

 

Рейтинга допуска (РД) =R+ r1+r2 х0,6

Рейтинг экзамена (Е) = Е1 х 0,2 + Е2 х 0,2

Итоговая оценка (I) =РД (рейтинг допуска) + E (рейтинг экзамена)

1. Критерии оценки знаний:

Процентное содержание, % Критерии
95-100 Присутствие, полный ответ при устном опросе, тестирование «100%» (допущена одна ошибка), выполнение всех заданий без ошибок
90-94 Присутствие, полный ответ при устном опросе, тестирование «95%» (2 минуса), все задания выполнены, но допущены 1-2 незначительные ошибки.
85-89 Присутствие, при опросе допущены незначительные ошибки, тестирование «90%» (3 минуса), все задания выполнены, но допущены 3-4 ошибки.
80-84 Присутствие, неполный ответ при устном опросе, тестирование «85%» (4 минуса), все задания выполнены, но допущены 5-6 ошибок.
75-79 Присутствие, неполный ответ при устном опросе, тестирование «80%» (5 минусов), неточное выполнение всех заданий.
70-74 Присутствие, неполный ответ при устном опросе, тестирование «75%» (6 минусов), неточное выполнение всех заданий.
65-69 Присутствие, неполный ответ при устном опросе, тестирование «70%» (7 минусов), неточное выполнение всех заданий.
60-64 Присутствие, неполный ответ при устном опросе, тестирование «65%» (8 минусов), неточное выполнение всех заданий.
55-59 Присутствие, незнание материала, тестирование «60%» (9 минусов), неточное выполнение всех заданий.
50-54 Присутствие, незнание материала, тестирование «50%» (10 минусов), неточное выполнение всех заданий.
0-49 Присутствие, незнание материала, тестирование (менее 50%), невыполнение заданий

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.239.102 (0.014 с.)