Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иммунопатология, Иммунодиагностика и иммунопрофилактика

Поиск

КУРС: 3 (третий)

ДИСЦИПЛИНА: OI 3228 «Общая иммунология»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051301 «Общая медицина»

Составители: профессор Шортанбаев А.А.

доцент Кожанова С.В.

доцент Тарабаева А.С.

доцент Балпанова Г.Т.

доцент Бижигитова Б.Б.

доцент Битанова Э.Ж.

ст.преп.Нурмуханбетова А.А.

 

Алматы, 2012 г.

ЗАНЯТИЕ №6

1. Тема: Противоопухолевый иммунитет.Роль клеточных и гуморальных механизмов в противоопухолевом иммунитете.

2. Цель: Сформировать знания об особенностях иммунного ответа против опухолей и современных методах иммунотерапии рака.

3. Задачи обучения:

· Рассмотреть современное представление об особенностях противоопухолевого иммунитета.

· Изучить особенности опухолевых антигенов.

· Рассмотреть роль клеточных и гуморальных механизмов противоопухолевой защиты.

· Изучить современные методы иммунотерапии и иммунодиагностики рака.

· Ввести новые понятия: опухолевый антиген, злокачественная трансформация, канцерогенное действие, онковирус, онкомаркер

· Формировать навык письменного изложения собственного мнения о проблеме в виде эссе

4. Основные вопросы темы:

1. Современный взгляд на этиологию злокачественных опухолей, онкогены, гены супрессии опухолей.

2. Антигенный состав опухолевых клеток: антигенное усложнение и упрощение.

3. Роль В-системы в противоопухолевом иммунитете. Блокирующие факторы сыворотки крови онкологических больных.

4. Клеточные механизмы противоопухолевого иммунитета. Роль Т-клеток, макрофагов, натуральных киллеров и К-клеток в противоопухолевом иммунитете, механизм их работы.

5. Роль цитокинов в противоопухолевом иммунитете (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-12, ИЛ-10, IFN-α, IFN- γ, TNF-α, β).

6. Современные методы иммунодиагностики и иммунотерапии опухолей.

Хронометраж занятия:

Этапы занятия Время
1. Практическое занятие Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия. 5 мин.
2. · Оценка исходного уровня знаний (тестирование) · Написание краткого эссе на тему «Современные представления о канцерогенезе» · Подведение итогов 45 мин.
  · Перерыв 10 мин.
3. · Обсуждение темы занятия методом открытой дискуссии   50 мин.
  · Перерыв 10 мин
4. · Обсуждение темы занятия методом открытой дискуссии · Устный опрос 50 мин.

5. Методы обучения и преподавания:

• Тест-контроль исходного уровня знаний.

• Написание эссе

• Открытая дискуссия

• Устный опрос

Открытая дискуссия:

Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:

1. Вирусно-генетическая теория канцерогенеза

2. Антигенное усложнение и упрощение опухолей.

3. Роль гуморальных факторов в противоопухолевом иммунитете

4. Роль клеточных механизмов иммунной защиты в противоопухолевом иммунитете

5. Роль цитокинов в противоопухолевом иммунитете

6. Современные методы иммунодиагностики и иммунотерапии опухолей.

Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.

По усвоенному материалу проводится устный опрос.

 

6. Литература:

1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр. 217-253

2. Кожанова С.В., Шортанбаев А.А., Калиакбарова Г.Т. Противоопухолевый иммунитет, Алматы, 2000, с. 4-36.

3. Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, с.383-397, 401-419.

4. С.А. Кетлинский, А.С. Симбирцев «Цитокины», С-Петербург, 2008, с.534-548.

5. Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, с. 224-227.

7. Контроль:

1. Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)

2. Устный опрос

 


ЗАНЯТИЕ №7

1. Тема: Система HLA, строение, функции локусов. Основы трансплантационного иммунитета.

2. Цель: Сформирорвать знания системе HLA и основах трансплантационного иммунитета.

3. Задачи обучения:

· Ознакомить студентов со строением HLA-комплекса и функциями его локусов, а также с основными методами типирования HLA-антигенов.

· Дать представление о причинах и механизмах отторжения трансплантатов и возникновения РТПХ.

· Сформировать знания о правовой регламентации в трансплантологии

 

4. Основные вопросы темы:

1. Основной комплекс гистосовместимости (система HLA). Гены и антигены гистосовместимости, их роль в иммунном ответе. Трансплантационные антигены.

2. Полиморфизм и распределение генов HLA-системы в популяции.

3. Связь антигенов HLA с индивидуальной предрасположенностью человека к конкретным видам патологии.

4. Различные виды трансплантатов.

5. Механизмы отторжения трансплантатов.

6. Методы типирования антигенов гистосовместимости, принципы постановки реакций.

7. Подбор донора и реципиента для трансплантации. Трансплантация в клинике.

8. Роль иммунологического мониторинга в назначении иммунодепрессивной терапии после пересадки.

9. Реакция «трансплантат против хозяина», ее профилактика.

Хронометраж занятия:

Этапы занятия Время
1. Практическое занятие Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия. 5 мин.
2. · Оценка исходного уровня знаний (тестирование) · Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии 45 мин.
  · Перерыв 10 мин.
3. · Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии · Обсуждение Приказа «Об утверждении правил изъятия, консервации, проведения трансплантации тканей и (или) органов (части органов) от человека к человеку, от трупа к человеку и от животного к человеку (приказ №623 от 19.09.2009г) · Устный опрос 50 мин.
  · Перерыв 10 мин
4. · Просмотр фильма «Трансплантация стволовых клеток» 50 мин.

5. Методы обучения и преподавания:

• Тест-контроль исходного уровня знаний.

• Открытая дискуссия

• Просмотр фильма пр-во ВВС «Трансплантация тволовых клеток»

Открытая дискуссия:

Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:

1. Связь антигенов HLA с индивидуальной предрасположенностью человека к конкретным видам патологии.

2. Механизмы отторжения трансплантатов.

3. Подбор донора и реципиента для трансплантации. Трансплантация в клинике.

4. Почему необходимо проведение иммуносупрессивной терапии при трансплантации. Каковы основные принципы применения иммунодепрессантов.

5. Роль иммунологического мониторинга в назначении иммунодепрессивной терапии после пересадки.

6. Реакция «трансплантат против хозяина», ее профилактика.

Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.

По усвоенному материалу проводится устный опрос.

 

6. Литература:

1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр. 253-296

2. Балпанова Г.Т. Основы трансплантационного иммунитета. Система HLA, Алматы, 2003, с. 6-14, с.22-27, 44- 53.

3. Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, с.383-397, 401-419.

4. Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, с. 219-224.

7. Контроль:

1. Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)

2. Устный опрос

 

 


ЗАНЯТИЕ № 8

1. Тема: «Механизмы гиперчувствительности»

2. Цель: Сформировать у студентов знания об основных типах гиперчувствительности по классификации Кумбса и Джелла, а также коммуникативные навыки, необходимые для эффективного сотрудничества врача и пациента, а также для ведения групповой дискуссии.

3. Задачи обучения:

· Рассмотреть классификацию механизмов гиперчувствительности по Кумбсу и Джеллу.

· Изучить механизмы возникновения атопических и анафилактических реакций, их сходство и различие.

· Рассмотреть клинические примеры и методы лабораторной диагностики этих заболеваний.

· Изучить патогенез цитотоксических (цитолитических) реакций. Ознакомить студентов с клиническими примерами данного типа гиперчувствительности.

· Изучить патогенез болезней иммунных комплексов и гиперчувствительности замедленного типа. Рассмотреть клинические примеры и методы лабораторной диагностики соответствующих типов гиперчувствительности.

· Ввести новые понятия: лекарственная цитопения, сывороточная болезнь, контактно-аллергический дерматит, ГЗТ

· Формировать коммуникативные навыки, необходимые для эффективного сотрудничества врача и пациента, а также для ведения групповой дискуссии.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Классификация механизмов гиперчувствительности по Кумбсу и Джеллу:

2. Атопические болезни, роль Тх2 и IgЕ в патогенезе атопических болезней.

3. Клинические примеры атопической аллергии. Роль наследственной предрасположенности к атопической аллергии.

4. Анафилаксия. Патогенез анафилактического шока, его профилактика.

5. Сходство и различие атопии и анафилаксии.

6. Лабораторная диагностика атопии.

7. Патогенез цитотоксических (цитолитических) реакций, роль антител и системы комплемента.

8. Клинические примеры II типа гиперчувствительности.

9. Болезни иммунных комплексов (БИК). Условия, определяющие их возникновение (мелкодисперсность, длительная персистенция, низкая скорость кровотока, дефекты фагоцитоза).

10. Клинические примеры БИК (васкулиты, гломерулонефриты, сывороточная болезнь).

11. Гиперчувствительность замедленного типа (IV тип). Роль клеточных факторов.

12. Участие макрофагов и Тгзт в развитии воспаления (IFN-γ, TNF-ά и β, MAF, ФУМ, хемоаттрактанты, факторы стимуляции фибробластов и др.). Клинические примеры ГЗТ.

 

Хронометраж занятия:

Этапы занятия Время
1. Практическое занятие Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия. 5 мин.
2. · Оценка исходного уровня знаний (тестирование) · Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии 45 мин.
  · Перерыв 10 мин.
3. · Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии · Устный опрос 50 мин.
  · Перерыв 10 мин
4. · Создание клинической ситуации методом ролевой игры «Врач» - «пациент» по клиническим примерам каждого механизма гиперчувствительности 50 мин.

 

5. Методы обучения и преподавания:

• Тест-контроль исходного уровня знаний.

• Открытая дискуссия

• Работа в малых группах (ролевые игры)

Открытая дискуссия:

Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:

3. В чем заключается отличие и общность понятий «Иммунитет» и «Гиперчувствительность»?

4. В чем заключается иммунная стадия при всех 4 механизмах гиперчувствительности?

5. В чем суть патохимической и патофизиологической стадий при различных механизмах гиперчувствительности?

6. Какими иммунологическими методами можно выявить наличие каждого из механизмов гиперчувствительности и наличие сенсибилизации к «виновному» аллергену?

7. В чем разница между понятием «общие» и «специфические» антитела?

Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.

По усвоенному материалу проводится устный опрос.

 

Ролевые игры «врач» - «пациент»:

Студенты делятся на 4 группы «пациент», каждая группа придумывает клиническую ситуацию с описанием клинических симптомов, анамнеза заболевания, общеклинических лабораторных изменений больного соответственно одному из механизмов гиперчувствительности.

Затем в другом порядке студенты делятся на 4 группы «врач», каждая группа на основе представленной информации выставляет предварительный диагноз и составляет план иммунологического обследования.

Студенты, в данный момент не участвующие в работе пары «врач» - «пациент» могут помогать каждой группе в процессе «постановки диагноза».

В конце игры преподаватель оценивает работу каждой группы с разъяснением ошибок «врача» и «пациента»

 

6.Литература:

1.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр.296-320

2.Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, стр. 308-315, 332-349,354-362.

7.Контроль:

1.Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)

2.Устный опрос


ЗАНЯТИЕ № 9

1. Тема: Лабораторные методы оценки иммунного статуса человека в клинике

2. Цель: Сформировать знания об основных методах иммуноанализа и формировать практические навыки их применения

3. Задачи обучения:

· Рассмотреть основные методы иммуноанализа, принципы количественной и качественной оценки параметров иммунной системы.

· Формировать практические навыки оценки количественного состава клеток крови.

· Освоить основные этапы и принципы постановки реакции ИФА.

· Ввести новые понятия: абсолютное содержание лейкоцитов, относительное количество лимфоцитов, реакция бластной трансформации лимфоцитов (РБТЛ), реакция торможения миграции лейкоцитов (нейтрофилов)(РТМЛ), радиоиммунный анализ, РАСТ.

· Формировать коммуникативные навыки, необходимые для эффективного сотрудничества врача и пациента, а также для ведения групповой дискуссии, ролевых игр.

· Формировать практические навыки, необходимые для эффективного применения врачом лабораторных методов диагностики.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Принципы методов ИФА и радиоиммунного анализа.

2. Основные этапы постановки теста ИФА на планшетах для иммунологических исследований (прямой твердофазный метод).

3. Основные этапы постановки теста ИФА для определения концентрации сывороточных иммуноглобулинов (характеристика тест-систем, используемое оборудование и реактивы, условия проведения теста, калибровка, измерение результатов, их интерпретация).

4. Использование ИФА для диагностики и контроля за лечением инфекционных заболеваний.

 

Хронометраж занятия:

Этапы занятия Время
1. Практическое занятие Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия. 5 мин.
2. · Оценка исходного уровня знаний (тестирование) · Обсуждение темы занятия методом открытой дискуссии · Подведение итогов 45 мин.
  · Перерыв 10 мин.
3. · Обсуждение темы занятия методом открытой дискуссии   50 мин.
  · Перерыв 10 мин
4. · Создание клинической ситуации методом ролевой игры «Врач» - «пациент» по клиническим данным и интерпретации результатов иммунограммы 50 мин.

 

Методы обучения и преподавания:

· Тест-контроль исходного уровня знаний

· Открытая дискуссия

· Работа в малых группах (ролевые игры)

Открытая дискуссия:

Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:

1. Лабораторные тесты, применяемые для определения основных популяций и субпопуляций В- и Т- лимфоцитов.

2. СD-антигены в качестве маркеров дифференцировки лимфоцитов.

3. Тесты оценки клеточного звена иммунитета: определение популяционного и субпопуляционного состава лимфоцитов периферической крови и наличия рецепторов к определенным цитокинам (СD2, CD3, CD4, CD8, CD30, CD16, CD56, CD25, CD95 и другие) с помощью МКАТ.

4. Тесты, применяемые для оценки функциональной активности иммунокомпетентных клеток: РБТЛ Т- и В-лимфоцитов на митогены и антигены, РТМЛ.

5. Иммунологические тесты, применяемые при специальных исследованиях:

· Тесты, применяемые в диагностике и для контроля за иммунокорригирующим лечением аллергических, аутоиммунных, инфекционных и онкологических заболеваний.

· Тесты, применяемые в трансплантологии: определение антигенов HLA, иммунологический мониторинг проведения иммуносупрессивной терапии.

· Тесты, применяемые для назначения и контроля за проведением цитокиновой/антицитокиновой терапии.

6. Какие показатели гуморального звена иммунитета можно определить с помощью ИФА.

7. Какие показатели клеточного звена иммунитета можно определить c помощью ИФА.

8. В чем заключается принцип конкурентного метода ИФА.В чем заключается принцип неконкурентного (прямого) метода ИФА – метод «прямого сэндвича».

9. Каким образом строят калибровочный график при определении антигена (что откладывается по осям).

10. Чем отличаются количественный и полуколичественный методы оценки результатов ИФА. Как проводится качественная диагностика инфекций.

 

Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.

По усвоенному материалу проводится устный опрос.

 

Ролевая игра «врач» - «пациент»:

Студенты делятся на 4 группы «пациент», каждая группа придумывает клиническую ситуацию с описанием клинических симптомов, анамнеза заболевания, общеклинических лабораторных изменений больного соответственно одному из дефектов звеньев иммунной системы.

Затем в другом порядке студенты делятся на 4 группы «врач», каждая группа на основе представленной информации выставляет предварительный диагноз и составляет план иммунологического обследования.

Студенты, в данный момент не участвующие в работе пары «врач» - «пациент» могут помогать каждой группе в процессе «постановки диагноза».

В конце игры преподаватель оценивает работу каждой группы с разъяснением ошибок «врача» и «пациента»

6. Литература:

1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2008, стр. 387-423

2. Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. Современные методы оценки иммунного статуса, Алматы, 2005, стр. 17-19, 44-51.

3. Лебедев К.А., Понякина И.Д. Иммунная недостаточность, Москва, 2003, стр. 32-50, 133-140

4. Тарабаева А.С. Диагностика и лечение иммунопатологических состояний, Алматы, 2002, стр. 9-20

7. Контроль:

1. Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)

2. Устный опрос

 


ЗАНЯТИЕ № 10

1. Тема: «Вакцины и вакцинопрофилактика. Основные принципы иммунокоррекции»

2. Цель: Сформировать знания у студентов по основным видами вакцин, принципов вакцинации и создания новых вакцин, а также приобретение знаний по вопросам иммунопрофилактики отдельных инфекций и научить студентов основам профилактики поствакцинальных осложнений. Ознакомить студентов с основными направлениями современной иммунокоррекции. Рассмотреть классификацию иммунотропных средств, механизмы их действия и побочные действия иммунотропных препаратов.

 

3. Задачи обучения:

· Сформировать знания по основным принципам специфической иммунопрофилактики как важнейшего фактора борьбы с инфекционными заболеваниями;

· Ознакомить студентов с иммунологическими основами вакцинации, составом основных применяемых в настоящее время вакцин, а также с возможными осложнениями при вакцинации и способами их профилактики;

· Ознакомить студентов с основными направлениями современной иммунокоррекции

· Ознакомить с основными иммунотропными препаратами и механизмами их действия

· Изучить показания к проведению того или иного метода иммунокоррекции и рассмотреть тактику иммунокорригирующей терапии в зависимости от выраженности иммунодефицита.

· Формировать коммуникативные навыки, необходимые для эффективного сотрудничества врача и пациента, а также для ведения групповой дискуссии.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Понятие пассивной и активной иммунизации

2. Основные типы вакцин:

а) Убитые микроорганизмы в качестве вакцин;

б) Живые аттенуированные вакцины;

в) Поливалентные вакцины;

г) Субъединичные и капсульные вакцины;

д) Рекомбинантные вакцины;

е) Антиидиотипические вакцины;

ж) Пищевые вакцины.

3. Осложнения при вакцинации и их профилактика.

4.Основные принципы иммунокорригирующей терапии

- иммуностимулирующая терапия;

- иммунодепрессивная терапия;

- иммунная инженерия.

5. Иммунокорригирующая терапия в зависимости от степени выраженности иммунодефицита.

6. Иммунокоррекция в различных отраслях медицины.

 

Хронометраж занятия:

Этапы занятия Время
1. Практическое занятие Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия. 5 мин.
2. · Оценка исходного уровня знаний (тестирование) · Обсуждение темы занятий методом «Занятие – конференция» 10 мин. 35 мин.
  · Перерыв 10 мин.
3. Продолжение обсуждения темы занятий методом «Занятие – конференция». Подведение итогов (выступления, вопросы, заключение, выбор лучшего сообщения). 50 мин.
  · Перерыв 10 мин
4. · Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии. Устный опрос. 50 мин.

5. Методы обучения и преподавания:

• Тест-контроль исходного уровня знаний.

• Занятие - конференция

• Открытая дискуссия

Занятие – конференция

Заранее в качестве домашнего задания каждому студенту даётся тема для выступления (5-7 минут), причём сведения должны быть не только из учебника, а из научных публикаций, монографий. Занятие имитирует научную конференцию: выступления, вопросы, заключение, выбор лучшего сообщения.

В конце конференции преподаватель оценивает работу каждого студента с разъяснением ошибок.

Темы докладов:

1. Иммунологическая оценка (критерии) эффективности вакцин

2. Надзор за безопасностью вакцин: система учета неблагоприятных событий по вакцинам.

3. Иммунология вакцинального процесса

4. Поствакцинальные осложнения

5. Иммунопрофилактика отдельных инфекций:

· БЦЖ

· ОПВ

· ВГВ

· Коревая, краснушная и паротитная вакцины

· АКДС-вакцина

6. ДНК-вакцины

7. Рекомбинантные вакцины

8. Вакцины на основе дендритных клеток

9. Терапевтические вакцины

10. Классические современные вакцинные адъюванты

11. Цитокины в роли адъювантов

Открытая дискуссия:

Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:

1. Основные направления иммунокоррекции:

а) Воздействие на иммунную систему с целью стимуляции иммунного ответа.

· коррекция гормонами и медиаторами иммунной системы

· фармакологическая иммунокоррекция

б) Иммунная инженерия.

· с целью иммунореставрации

· с целью удаления из организма компонентов иммунной системы

в) Воздействие на иммунную систему с целью подавления иммунитета.

2. Тактика иммунокорригирующей терапии в зависимости от степени выраженности иммунодефицита.

3. Иммунокоррекция в различных отраслях медицины.

· иммунокоррекция в трансплантологии;

· иммунокоррекция в ревматологической практике;

· иммунокоррекция в практике врача пульмонолога.

 

Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.

По усвоенному материалу проводится устный опрос.

 

6. Литература:

1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2008, стр. 370-387

2. Кожанова С.В., Шортанбаев А.А. Вакцины и вакцинопрофилактика, Алматы, 2002, с.21

3. Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, стр. 325-343

4. Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, стр. 365-367

5. Н.В. Медуницын «Вакцинология», Москва, 2004, стр.157-183.

6. Гордон Ада, Алистер Рамсей «Вакцины, вакцинация и иммунный ответ», Москва, 2002, стр.190-238.

7. Тарабаева А.С. Иммунокорригирующая терапия, Алматы, 2005, С.52

 

7. Контроль:

1.Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)

2.Устный опрос

 

 


КАФЕДРА: ОБЩЕЙ ИММУНОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (СРСП)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.01 с.)