ТОП 10:

Технологические показатели сухопутного транспорта леса



К технологическим показателям транспорта леса, характеризующим его работу, можно отнести: годовой объем вывозки по сезонам года; потребность в тяговом и прицепном составах; потребность в топливно-смазочных материалах; потребность в трудовых ресурсах и некоторые другие показатели.

В том случае, если вывозка леса производится в течение года по летним и зимним дорогам, необходимо соразмерить объемы вывозки по сезонам года. Для этого можно использовать равенство

, (56)

где – годовой грузооборот дороги;

– объем груза, перевозимого по зимней дороге;

, – расчетные соответственно зимний и летний периоды работы;

, – производительность транспорта в зимний и летний сезоны, в сутки;

– среднесуточное количество лесовозных тягачей, используемых на других работах и находящихся в работе.

Списочное число тяговых единиц потребных для вывозки годового объема леса , определяют по формуле

, (57)

где – коэффициент неравномерности вывозки леса в течение года;

– число рабочих дней в году;

– сменная производительность тягача;

– число смен;

– коэффициент технической готовности (для автомобилей, работающих в одну смену , в две смены – );

– коэффициент, учитывающий потребность в резервных тягачах, равный – для автомобилей и – для локомотивов.

Списочное число прицепного состава определяют по формуле

, (58)

где – количество единиц прицепного состава на один работающий тягач, равный ;

– коэффициент технической готовности прицепного состава, равный ;

– коэффициент резервирования прицепного состава, равный .

Списочное число локомотивов для УЖД определяют по формуле

, (59)

где – число маневровых локомотивов (один на нижнем складе и один-два-в лесу);

– коэффициент технической готовности локомотива, равный ;

– число резервных локомотивов, равное .

Соответственно определяют списочное число лесовозных сцепов для УЖД

, (60)

где – суточный грузооборот дороги;

– время оборота сцепа, равное суток;

– грузоподъемность сцепа;

– технической готовности сцепа, равный .

Основными эксплуатационными материалами, потребными для осуществления транспортных работ, являются топливно-смазочные материалы.

Потребность в топливе для работы транспорта леса определяется в зависимости от видов и типажа подвижного состава, от климатических и дорожных условий, от организованности транспортных работ и квалификации водителей. При расчетах топлива ориентируются на базовые нормы расхода на 100 км пробега и 100 т. км грузовой работы.

Годовую потребность в топливе для лесовозных автопоездов можно определить по формуле

, (61)

где – норма расхода на 100 км пробега, которая в зависимости от типа тягача составляет от 35 до 50 л;

– норма расхода на каждые 100 т км грузовой работы ( л – для автомобилей с карбюраторным двигателем и л – с дизельным двигателем);

– масса прицепного состава без груза;

– общий пробег лесовозных автопоездов за год;

– грузовая работа дороги т. км за год;

– плотность топлива;

– коэффициент, учитывающий дополнительный расход топлива на гаражные нужды, равный ;

– коэффициент, учитывающий расход топлива при вывозке заготовленного леса по усам и при работе в зимнее время, равный ;

– коэффициент, учитывающий расход топлива на вывозку деревьев, равный .

Общий пробег автопоезда определяют по формуле

, (62)

где полезная нагрузка автопоезда;

– среднее расстояние вывозки;

– дополнительный пробег на складах, до гаража, на разворотах.

Грузовую работу определяют в зависимости от пробега по формуле

, (63)

Годовую потребность в смазочных материалах устанавливают в зависимости от годовой потребности топлива с учетом процентных норм расхода: автола – 3,5 % от расхода бензина; дизельного масла – 5 % от расхода дизельного топлива; нигрола – 1 %, солидола – 1,5 % и керосина – 1,5 % от суммарного расхода топлива.

Годовую потребность в топливе (в т) при вывозке леса тепловозами можно определить по формуле

, (64)

где – годовой объем вывозки;

– среднее расстояние вывозки;

, – расход дизельного топлива на 100 тыс. м3 км, соответственно в грузовом и порожнем направлениях с учетом пасажирско-хозяйственного движения, маневровых работ и подготовительно-заключительных операций.

В зависимости от уклона (от 0 до 10 %) значение берется в пределах от 1,34 до 2,41, а значение – от 1,05 до 1,94.

При расчете потребности в топливе для узкоколейных тепловозов ее можно определить также исходя из удельного расхода топлива на единицу мощности двигателя, используя формулу

, (65)

где – число рабочих дней в году;

– время смены;

– номинальная мощность двигателя;

– коэффициент использования двигателя, равный ;

– коэффициент увеличения удельного расхода топлива при неполном использовании мощности двигателя, равный ;

– удельный расход топлива (выбирается из технической характеристики двигателя).

Годовая потребность в смазочных материалах рак для тепловозов, так и для автопоездов, определяется на основании расхода в процентах от дизельного топлива: дизельного масла – 5,1 %; автола, нигрола и солидола – соответственно по 1,7 %. Расход осевого масла для подвижного состава железных дорог принимается в размере 0,33 т на 100 тыс. м3 км грузовой работы.

К материальным ресурсам, обеспечивающим работу транспорта леса, относятся также резина (колесные шины), запасные части и другие материалы, для расчета годовой потребности которых используют соответствующие нормативные документы и стандарты. В частности, расход авторезины определяют исходя из общего пробега лесовозных автопоездов, количества шин на автопоезде и нормы пробега комплекта шины до полного износа. В зависимости от типа шины нормативный пробег составляет от 28000 до 40000 км.

Потребность в трудовых ресурсах определяется в соответствии с наличием числа единиц подвижного состава и погрузочно-разгрузочных машин, обслуживающих транспорт, а также учитывается дополнительное число рабочих для обслуживания транспортных средств и для поддержания лесовозных дорог и сооружений в состоянии, пригодном для эксплуатации. С учетом выполнения указанных условий общая численность обслуживающих транспортную систему людей составит

, (66)

где – число водителей и машинистов-операторов погрузочно-разгрузочных машин, необходимых для функционирования транспортной системы по вывозке леса;

– списочная численность рабочих по обслуживанию и текущему содержанию лесотранспортных средств и лесовозных дорог;

– списочная численность работающих в подразделениях по строительству дорог;

– численность инженерно-технического персонала;

– численность вспомогательного персонала.

Число водителей и машинистов-операторов определяется по формуле

, (67)

где , , – число работающих транспортных, погрузочных и разгрузочных машин;

– число смен в сутках;

– коэффициент перехода от рабочего состава к списочному, равный .

Списочная численность рабочих по обслуживанию и содержанию подвижного состава и дорог определяют из выражения

, (68)

где – списочная численность подвижного состава -го типа (при числе типов );

– трудозатраты на содержание и обслуживание подвижного состава -го типа;

– длина участков лесовозной дороги -го типа при числе типов дорог ;

– содержание и обслуживание 1 км лесовозной дороги -го типа;

– трудозатраты на содержание и ремонт сооружений лесотранспортной системы.

Важными показателями любого производственного процесса являются показатели, характеризующие интенсивность вовлечения в процесс труда человека. Особенно это важно в лесозаготовительном производстве, где многие виды работ представляют ту или иную степень опасности для человека. Поэтому необходимо стремиться к минимизации трудозатрат, максимально внедряя машинизацию и автоматизацию в производство по заготовке и вывозке леса.

Основными показателями затрат труда являются удельные затраты труда и производительность труда.

Удельные затраты труда на лесотранспортные работы могут быть определены по формуле

, (69)

где – удельные затраты труда на вывозку заготовленного леса;

– удельные затраты труда на содержание и текущий ремонт дороги;

– удельные затраты труда на строительство усов.

Удельные затраты труда находят из выражения

, (70)

где – число рабочих, обслуживающих одну транспортную единицу;

– производительность транспортной единицы.

В формулу (70) входит сменная производительность подвижного состава. Значит, удельные трудозатраты на вывозку леса прямо связаны с технологическими параметрами процесса вывозки леса, и они зависят от длины дороги, скорости движения по ним и полноты использования времени смены на непосредственное выполнение рабочего процесса.

Удельные затраты труда на содержание и ремонт лесовозных дорог зависят от их длины и объема вывозимого с лесозаготовок леса. Также на них влияет соотношение типов дорог, рельеф местности, наличие инженерных сооружений и т.д.

Трудозатраты на строительство усов прямо зависят от ликвидного запаса древесины, определяющего количество усов на единице площади разрабатываемого массива леса, состояния грунта, рельефа, технических возможностей на строительство усов и других факторе.

На рис. 8 показана зависимость удельных затрат труда на вывозку заготовленной древесины от годового грузооборота дороги и среднего расстояния вывозки леса .

Данная зависимость показывает, что удлинение расстояния вывозки леса особенно при больших объемах лесозаготовок, способствует существенному увеличению удельных трудозатрат.

Производительность труда в большей степени относится к технико-экономическим показателям, т.к. этот показатель в значительной степени определяет эффективность лесотранспортных работ. Для лесотранспортных работ производительность труда выражается двумя видами

; , (71)

где – объем вывезенной древесины за период ;

– трудозатраты в человеко-днях на вывозке древесины объемом ;

– грузовая работа за период .

Первый показатель выражает производительность труда в м3/чел. день, а второй – в м3 км/чел. день.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.014 с.)