Организация как социально-экономическая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация как социально-экономическая система



Организация как социально-экономическая система

Система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих единое целое.

СЭС - система, процессы в которой протекают благодаря совместной деятельности людей во имя достижения общих целей.

Признаки организации как СЭС:

1.основной элемент-люди

2.основа существования системы-совместная деятельность людей по производству продукта или оказания услуги

3.каждая организация имеет свою миссию и цели

Принципы построения СЭС: принцип системности, обратной связи, иерархичности, необходимости разнообразия

 
 


Классификация организаций

А)по отношению к власти

-правительственные

-неправительственные

Б)по отношению к главной цели

-общественные

-хозяйственные

В)по отношению к прибыли

-коммерческие

-некоммерческие

Г)по отношению к бюджету

-бюджетные

-внебюджетные

Д)по форме собственности

-государственные

-муниципальные

-общественные

-частные

-организации со смешанной формой собственности

Е)по уровню формализации

-формальные

-неформальные

Ж)по отраслевой принадлежности

-промышленные

-транспортные

-сельскохозяйственные

-торговые

З)по самостоятельности принятия решений

-головные

-дочерние

-зависимые

И)по размеру и численности членов организации

-крупные

-средние

-малые

Современные организационно-правовые формы хозяйствования организаций

Организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта — признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.

Различают следующие виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (далее также ОПФ):

ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-коммерческими организациями

§ Товарищества

§ Полные товарищества

§ Товарищества на вере

§ Общества

§ Общества с ограниченной ответственностью

§ Общества с дополнительной ответственностью

§ Акционерные общества

§ Открытые акционерные общества

§ Закрытые акционерные общества

§ Унитарные предприятия

§ Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

§ Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

§ Прочие

§ Производственные кооперативы

ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-некоммерческими организациями

§ Потребительские кооперативы

§ Общественные объединения (в том числе религиозные объединения)

§ Общественные организации

§ Общественные движения

§ Органы общественной самодеятельности

§ Политические партии

§ Фонды (в том числе общественные фонды)

§ Учреждения (в том числе общественные учреждения)

§ Государственные корпорации

§ Некоммерческие партнерства

§ Автономные некоммерческие организации

§ Общины коренных малочисленных народов

§ Казачьи общества

§ Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

§ Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств

§ Территориальные общественные самоуправления

§ Товарищества собственников жилья

§ Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества

ОПФ хозяйствующих субъектов без прав юридического лица

§ Паевые инвестиционные фонды

§ Простые товарищества

§ Представительства и филиалы

§ Индивидуальные предприниматели

§ Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.)

 

Внутренняя среда организации

Любая организация является открытой системой и она действует, взаимодействуя с внешней средой. Успех организации зависит и от организации её внутренней среды и от того, насколько она сумеет приспособиться к внешней среде.

Элементами внутренней среды выступают миссия, цели, персонал, структура, технология.

Внешняя среда организации и её влияние

Внешняя среда -совокупность факторов, действующих на организацию извне

Среда прямого воздействия(кто):

-поставщики

-конкуренты

-государство

-общественные объединения

-покупатель

Среда косвенного воздействия(какие):

-экономические ф-ры

-рыночные ф-ры

-природно-географические ф-ры

-климатические ф-ры

-международные ф-ры

-правовые ф-ры

-внутриполитические ф-ры

-социально-культурные ф-ры

-экология

-НТП

Характеристики внешней среды:

-множественность ф-ов, влияющих на организацию и высокий уровень их вариативности

-взаимосвязь ф-ов внешней среды

-динамизм/изменчивость

-сложность внешней среды

-неопределенность внешней среды

Миссия и цели организации

Миссия - основное предназначение организации, основная причина её существования,основная функция организации, философия организации

Цель - желаемый, возможный, реально достижимый в определенный период времени результат, к которому стремится организация

Требования к целям:

-конкретность

-четкость

-ясность

-реальность

-достижимость

-измеримость

-непротиворечивость

-временной горизонт

Для достижения миссии и целей организация должна иметь ресурсы: интеллектуальные, трудовые, финансовые, материальные, технико-технологические, информационные

Новая школа.

Становление Новой школы связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир. Новая школа сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В Новой школе различают два главных направления:

1. Рассмотрение производства как “социальной системы” с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Заслуга новой школы заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление новой школы связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

Отличительной особенностью новой школы является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление -- это не только наука, но и искусство.

Роль Фу

функции- основная категория в теории и практике менеджмента, т.к. в них раскрывается содержание процесса управления.

1)фу служат основой построения организационных структур управления

2) вся кадровая работа по управлению строится по функциональному принципу.

3)информационное и мехническое обеспечение процесса управления строится на функц. основе.

Классификация функций

среди множества подходов к классификации фу управл. наиболее распространен следующий:

КЛАССИФ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

по этому признаку выделяют 2 групы фу:

1) основные или общие

к общим относятся:

планир

орг

коорд

мотив

контроль

общими эти фу называются потому, что они присутствуют в управлении любым объектом, любой организации на любом уровне управления, в любом подразделении управл.

 

2)конкретные (специфические)

так называются потому, что их состав и содержание зависит от специфич. условий действий объекта.

к ним относятся:

управление реализацией продукции

управление трудом и зп

управление финанс. деят и тд.

 

Роль стратегического мен-та

Стратегическое планирование – набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь цели.

4 вида управленческой деятельности в рамках стратегического планирования (по Питеру Лоранжу):

1. Распределение ресурсов (фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт)

  1. Адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношение компании с ее окружением)
  2. Внутренняя координация (отражение сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций)
  3. Осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях)

Стратегия – детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования — обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Процесс стратегического планирования.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Контроль как фу управления.

контроль- процесс непрерывного сопоставления факта со стандартом (планом) и внесение необходимых коррективов.

1.позволяет снизить неопределенность в планах, структуре, людях.

2. способствует предупреждению возникновения кризисных ситуаций

3. поддерживает успех орг. и людей

4. успех выполнения всех фу управления зависит от контроля.

виды контроля:

1.предварительный. до начала работы, по отношению к человеческим, мат и фин ресурсам.

2. текущий- одна из важдейших форм текущего- система обратной связи

3. заключительный. обратная связь после завершения контроля.

3 этапа контроля

1. установление стандартов, выработка показателей результативности

2. сравнение факта со стандартом

-установить маштаб допустимых отклонений

-использовать принцип исключений: система контроля должна срабатывать при наличии заметных отклонений

-измерение результатов

3. проведение корректировки.

-ничего не делать

-устранить отклонения

-изменить стандарты.

характеристика эффективного контроля:

1) стратегич направленность контроля

2) ориентация на результаты

3) соответствие контролируемому виду деятельности

4) своевременность контроля

5) гибкость контроля

6) простота контроля

7) экономичность контроля

 

Понятие ОСУ. Элементы ОСУ

 

функции первичны, структура вторична

1)понятие:

Осу- совокупность ступеней и звеньев управления в их взаимосвязи и соподчинении

2)роль осу- в том, что она является конструкционной основой процесса управления.

3) элементы ОСУ: звенья, ступени и связи между ними

-----звено- организационно обособленная ячейка в ОСУ, которая создается для выполнения фу управления, или нескольких фу, или части фу.

в качестве звена могут выступать подразделения и должностные лица.

например: инженер по техн. безоп.

звенья бывают:

линейные

функциональные

целевые

а) линейное звено- это должностное лицо, которое возглавляет опр. коллектив, обладает правами воздействия на него по всем фу управления (директор, начальник цеха, декан.)

б) функциональное звено- и должностное лицо и подразделение, которое отвечает за выполнение одной или нескольких фу управления. их праава зависят от типа структуры (менеджер по подготовке кадров, любой отдел)

в)целевое звено: звенья, созданные для координации или выполнения работ по реализации какой-л цели. их права закреплены в спец. регламентах.

-----ступень- совокупность звеньев, находящихся на одном уровне управления.

все звенья одного уровня управления обладают одинаковыми правомочиями по отношению к звеньям ниже стоящих уровней управления.

-----связи- самый важный элемент ОСУ, т.к. тип связи определяет тип структуры.

 

40. требования к ОСУ

1. каждая СУ должна иметь минимум необходимых ступеней и звеньев.

2. каждая ступень и звено должно иметь минимум входов и выходов информации.

3. ОСУ должна способствовать оперативности управления.

4. должна обеспечивать кратсайшую связь между субъектом и объектом управления.

5. должна четко фиксировать права, обязанности, ответственность каждого звена\6. должна быть гибкой, адаптивной.

7.экономичной

 

Линейная ОСУ.

Линейный руководитель оказывает прямое непосредственное воздействие по всем фу управления. все связи укладываются в один канал.

+++++++

1. соблюдается четкая ответственность

2. соблюдается принцип единоначалия и единораспорялительства

3. простота связи между руководителем и подчиненным

---------------

1. Руководитель должен обладать большим объемом разносторонних знаний

2. нехватка времени у руководства

3. информ. может искажаться переходя от уровня к уровню

4. структура негибкая.

 

Функциональная ОСУ

в помощь линейному руководителю создаютс функциональные звенья, которые обладают правом прямого воздействия на подчиненных по своей фу.

+++++++

1) руководитель разгружается от излишней инф.

2) управленч. решения выполняются более оперативно и качественно

3) эта структура больше ценит личность работника, т.к. зависит от его знаний и навыков.

4) структура более гибкая по сравнению с линейной

-------------

1) возможность получения противоречивых указаний подчиненными. проблема выбора приоритетов.

2) чем больше функциональных звеньев, тем больше их решения становятся мелкими ведомственными, а у руководства растет объем работы по координации их деятельности.

Линейно-штабная ОСУ.

в помощь линейному руководителю создаются штабы, которые разрабатывают для него варианты решения и оказывают прямое непосредственное влияние на подчиненных.

Штабы связи с подчиненными не имеют, все связи- в один канал- через ЛР. он ставит задачу штабам.

-------------

1) инф. перегрузка ЛР

2)фильтрация информации руководством.

 

Линейно-функциональная ОСУ.

в помощь ЛР создаются функциональные звенья, которые отвечают за выполнение какой-л фу и готовят варианты решений для руководителей

правом прямого непосредственного возд на подчиненных имеет только ЛР.

Связи между ФР и подчиненными носят характер методической помощи или рекомендательный характер.

Матричная структура

в условиях успорения НТП перед организацией встает много задач, которые необходимо быстро и качественно решить.

на существующие линейно-функциональные связи накладывается новый тип связи- горизонтальный. это связи координации по какому либо проекту.

для выполнения проекта создается целевое звено-руководитель проекта.

именно он осуществляет координацию работ функциональных специалистов в функциональных звеньях, выделенных для управления проектом.

эти специалисты образуют проектную группц, котор временная или постоянная.

каждая проектная группа имеет свою цель.

 

Бригадная осу.

 

Является гибкой.

 

Основная идея: Есть работа, за которую принимается коллектив сотрудников. Она (группа) отвечает за качество и за сроки. Бригада сама все планирует и организует.

 

+: гибкая; Замыкание основных процессов внутри бригады, высокая эффективность работы; автономность бригадной деятельности;

 

-: бывают ненужные лица;

сложность координации действий по горизонтали между взаимосвязанными рабочими группами;

высокие расходы на организацию деятельности.

 

 

Взаимосвязь фун-ий и осу

Общими фун-ии назыв-ся,те они присутств в управлении люб.объектом,любой организацией на любом уровне управл-я,в любом подразделении управл-я,в труде люб.управляющего.Конкретными фун-ми газыв. потому что их состав. и содерж. зависит от спец.объекта.(к ним относятся:управление реал.продукта,управление трудом и з.п,управление финанс.деят-ью).Общие фун-ии связ. между собой в логичной и временной последоват-ью. Каждая последов. фун-ия осущ. после и на основе выполн. предыдущей.Конкретн.фун-ии связаны между собой тем,что они осущ. в рамках одной организации и служат достижению общих ее целей.Общие функции и конкретные связаны между собой.Каждая конкрет. фун-ия реализуется путем последов.осущ-ия общих фун-ий управления.

Структура управления-это совокуп.ступеней и звеньев управления в их взаимосвязи и соподчиненности. Роль ОСУ состоит в том что она явл. конструкционной основой процесса управлени.Элементами ОСУ выступают:звенья,ступени и связи между ними. Звено-организ.обособл ячейка в осу которая созд для выполнения фун-ий управл-ия или неск фун-ий или частн. фун-ийВ кач-ве звена могут выступать подразделения и должностные лица.Звенья бывают:-линейные(должностное лицо которое возглавляет опред.коллектив,обладает правами возд-ия на него по всем фун-ям управл-ия),фун-ые(должн.лицо или подразделение,которое отвечает за выполн.одной или неск.фун-ий управления),целевые(это звенья.созд.для коорд-ии или выпол-ия работ по какой-либо цели). Ступень-совокупность звеньев управл-ия,находящихся на одном уровне управл-ия.

Требования к осу:1)каждая осу должна иметь min необходимых ступеней и звеньев

2)каждая ступень,каждое звено должны иметь min необход.входов и выходов инфо

3)осу должна способств.оперативностью звеньев

4)осу должна быть гибкой,адоптивной

5)осу должна быть экономичной

 

 

52 Сравнительная характеристика органических и иерархических структур управления
Адаптивные (органические) организационные структуры обладают следующими характеристиками:
отдельные задачи формулируются в зависимости от других задач и согласовываются с ними; сетевая структура (в противоположность иерархической);
предрасположенность к фланговому взаимодействию внутри структуры;
широкое делегирование полномочий, указания начальства представляют собой скорее передачу информации и советы, а не приказы; вклад в решение задач организации рассматривается, как вещь более важная, чем лояльность или подчинение.

Классические (иерархические) структуры управления. Структура управления организацией дает представление о его подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали). Большую часть организационных структур механического (бюрократического) типа можно разделить на две категории: функциональные и дивизиональные структуры

Функциональная структура является старейшей и наиболее часто используемой. Ее еще называют традиционной, или классической. Этот вид структуры — результат департаментации (разделения) управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет свою определенную задачу в управлении, т. е. выполняет определенную функцию. При этом выполнение такой задачи осуществляется с учетом цели всей организации. В зависимости от вида организации (производственная, учебная, торговая и др.) функциональные отделы могут быть различными по своему содержанию.
Главная проблема иерархической компании не в том, что решения принимаются авторитарно, а в том, что рядовые сотрудники теряют мотивацию.

 

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по разным критериям:

по истинности

§ истинная

§ ложная

по способу восприятия

§ Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

§ Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

§ Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

§ Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

§ Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

по форме представления

§ Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

§ Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

§ Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.

§ Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.

по назначению

§ Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

§ Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

§ Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

§ Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

по значению

§ Актуальная - информация ценная в данный момент времени.

§ Достоверная - информация, полученная без искажений.

§ Понятная - информация выраженная на языке понятном тому, кому она предназначена.

§ Полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.

§ Полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

 

организация как социально-экономическая система

Система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих единое целое.

СЭС - система, процессы в которой протекают благодаря совместной деятельности людей во имя достижения общих целей.

Признаки организации как СЭС:

1.основной элемент-люди

2.основа существования системы-совместная деятельность людей по производству продукта или оказания услуги

3.каждая организация имеет свою миссию и цели

Принципы построения СЭС: принцип системности, обратной связи, иерархичности, необходимости разнообразия

 
 


Классификация организаций

А)по отношению к власти

-правительственные

-неправительственные

Б)по отношению к главной цели

-общественные

-хозяйственные

В)по отношению к прибыли

-коммерческие

-некоммерческие

Г)по отношению к бюджету

-бюджетные

-внебюджетные

Д)по форме собственности

-государственные

-муниципальные

-общественные

-частные

-организации со смешанной формой собственности

Е)по уровню формализации

-формальные

-неформальные

Ж)по отраслевой принадлежности

-промышленные

-транспортные

-сельскохозяйственные

-торговые

З)по самостоятельности принятия решений

-головные

-дочерние

-зависимые

И)по размеру и численности членов организации

-крупные

-средние

-малые



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.161 с.)