Этапы и стадии процесса менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы и стадии процесса менеджмента



Процесс принятия УР состоит из последовательных этапов и процедур и направлен на решение ситуационной проблемы.

Этапы принятия УР:

1 Подготовка к разработке УР:

а) получение достоверной, достаточной и полной информации о ситуации;

б) определение целей (критерии: конкретность, измеримость, достижимость, гибкость) - цели стабилизации (сохранение системы, обеспечение ее устойчивости, либо закрепление достигнутого уровня); цели развития (изменение системы, ее улучшение, создание дополнительных элементов); цели обновления (создание новой системы на основе существующей или в замен ее);

в) разработка оценочной системы - формирование индексов в соответствии с целями анализа, которые характеризуют состояние ситуации. В состав оценочной системы входят критерии, характеризующие объект оценки, шкалы, с использованием которых оценивается объект;

г) анализ ситуации - комплексное изучение ситуации с помощью различных аналитических, экономико-математических, имитационных и др. методов;

д) диагностика ситуации - на основании анализа определяется наиболее чувствительные моменты, которые могут привести к нежелательному развитию событий;

е) разработка прогноза развития ситуации.

2 Разработка УР:

а) генерирование альтернативных вариантов решений;

б) отбор основных вариантов (прошлый опыт, проведение эксперта, исследование и анализ);

в) разработка сценариев развития ситуации (метод мозговой атаки более распространен);

г) экспертная оценка основных вариантов управляющего воздействия.

3 Принятие и реализация решения:

а) коллективная экспертная оценка (создание экспертной группы из компетентных специалистов);

б) принятие решения ЛПР - с учетом всей информации ЛПР принимает решение;

в) разработка плана действий - распределение полномочий и ответственности;

г) контроль реализации плана - корректировка при необходимости;

д) анализ результатов развития ситуации после управляющих воздействий.

Управленческий процесс – подразумевает управление всем: деньгами, ресурсами, людьми, технологиями.
для того чтобы правильно настроить управленческий процесс, нужно освоить несколько основных взаимосвязанных функций:

Планирование – с помощью этой функции определяются цели деятельности средства и наиболее эффективные методы достижения поставленных целей, прогноз возможных направлений развития, стратегические планы. На данном этапе стоит взвесить каких реальных результатов можно добиться, взвесить сильные и слабые стороны.

Организация – на данном этапе создаются условия для достижения поставленных целей, обеспечения персоналом, материалами, денежными средствами.

Мотивация – здесь создается благоприятный фон, моральный, материальный и психологический, для побуждения всех участников проекта к совместной работе, направленной для достижения общей цели. Правильно поставленная мотивация, всегда, облегчает управленческий процесс.

Контроль - тут стоит заметить и придерживаться правила “Доверяй – но проверяй”. Контроль позволяет связывать воедино все функции управления, придерживаться выбранного направления деятельности и своевременно корректировать неверные решения. Скажу больше, отношение построены только на доверии, приведут к непредсказуемым, плохим результатам и провалу проекта.
и целей
менеджмент можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов
1) анализ среды
2) определение миссии
3) выбор стратегии
4) выполнение стратегии
5) оценка и контроль выполнения

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического менеджмента, так как обеспечивает базу для определения миссии и для выработки стратегий.
Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:
Анализ макроокружения
Включает изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т. п.
Конкурентная среда
Анализируется по ее пяти основным составляющим: конкуренты внутри отрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые конкуренты; производители возможной замещающей продукции. Анализ каждого из данных пяти субъектов конкуренции ведется с точки зрения конкурентной силы и конкурентных возможностей.
Анализ внутренней среды
Вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию. Важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает существование своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т. п.
Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов управления, состоит из трех подпроцессов – определение миссии фирмы; определение долгосрочных целей; определение краткосрочных целей.
Формулировка мис­сии предприятия должна содержать следующее:

· выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;

· определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;

· выявление культуры фирмы.
Анализ и выбор стратегии.
Этот процесс считается ядром стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию

Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.
Основными задачами любого контроля являются:
· определение того, что и по каким показателям проверять;
· оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонами;
· выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
· корректировка, если она необходима и возможна.


 

61. Содержание процесса менеджмента.

 

Содержание процесса управления раскрывается в совокупности этапов и стадий. К выделению этапов можно подходить с различных точек зрения: 1) методологическое содержание:

4 этапа: цель-ситуация-проблема-решение; 5 стадий: целеполагание - информационная работа - аналитико-кунструктивная работа - выбор варианта решения - организация исполнения решения

Цель - возможный, желаемый, реально-достижимый в определенный период времени результат, к которому стремиться организация.

Ситуация - состояние организации, оцениваемое относительно цели ее функционирования.

Проблема - противоречие между целью и ситуацией, предполагающее как правило альтернативные пути решения.

Решения - выбор и реализация варианта действия

Этапы показывают качественный переход от одного состояния к другому, а ситуации показывают временные промежутки этапов

 

62. Цель и ее роль в процессе менеджмента

 

Цель - возможный, желаемый, реально-достижимый в определенный период времени результат, к которому стремиться организация.

Цель может играть различную роль в процессе управления. В зависимости от ее значения можно выделить несколько типов процесса управления. Вот основные из них:

- ситуационное управление (управление по отклонениям), при котором система и процесс управления ориентированы главным образом на ситуацию в процессе производства;

- программное управление, основанное на тщательной разработке конкретных заданий, программ, распределяемых по звеньям системы управления с указанием последовательности их выполнения. Программа отличается от плана различным характером заданий, их масштабами и организационным статусом. Задания плана устанавливают рубежи достижений; задания программы включают предвидение проблем, возникающих в процессе управления, в их последовательности и взаимосвязи. Они предполагают также совокупность решений, направленных на успешное выполнение плановых заданий, на достижение поставленных целей. Примером программного управления является составление сетевых графиков, календарных и других графиков выполнения производственных планов;

- целевое управление (целевой подход к управлению), при котором цель играет ведущую роль и определяет характер всех управленческих действий.

На практике все типы процессов управления встречаются в сочетании, с преобладанием одного из них. В настоящее время большое значение имеет сочетание целевого и программного управления. Оно получило название программно-целевого управления.

 

63. Типология процессов менеджмента.

 

Типология процесса управления строится на основе распределения отдельных операций по этапам в зависимости от конкретных условий, возможностей управления, целей и ситуаций. Знание различных типов процессов управления помогает наиболее рационально его построить и тем самым добиться повышения качества управленческого решения, экономии времени на его разработку, рациональной специализации работ, внесение строгости в разработку решения или его нахождение в условиях недостаточной информации.

1. Линейный тип процесса управления характеризуется строгой последовательностью осуществления его этапов и используются тогда, когда есть полная и достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации и т.д., когда есть возможность полного осуществления каждого из этапов в рамках работ, присущих этому этапу. Чаще всего линейный тип процесса управления используется по типовым ситуациям и решениям, повторяющимся либо элементарным.

2. Корректируемый тип процесса управления характеризуется необходимостью дополнительной корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа. Этот тип используется в том случае, когда существует недостаточная определенность, которую можно устранить лишь после прохождения последующего этапа процесса управления посредством корректировки уже пройденного этапа.

3. Разветвленный тип процесса управления заключается в методологическом разделении работ по частям на определенных этапах. Он используется тогда, когда отсутствует возможность обобщенной оценки ситуации и выделения главной ключевой проблемы либо принятия единственного решения по данной ситуации. Тогда осуществляется многоаспектная оценка ситуации. При этом по каждому аспекту допускается выделение отдельной проблемы, после чего возможно либо нахождение в соответствии с данным целой серии решений, либо принятие одного комплексного решения, но включающего найденный спектр решений по каждому из аспектов состояния системы.

4. Ситуaционный тип процесса управления характеризуется тем, что он возникает как бы по ситуации, при которой из неё же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения. Он используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняет после прохождения последующих этапов. В этом случае сначала формулируется предварительная цель воздействия, к уточнению которой возвращаются после оценки ситуации, определение проблемы или даже разработки решения. Такой тип процесса управления нельзя считать бесцельным, он все равно начинается с уяснения цели, но только в общих её контурах с последующим её уточнением и конкретизацией. В реальных условиях бывают случаи, когда не представляется возможным достаточно полно и определенно сформулировать цель воздействия за недостатком времени, или при недостаточности необходимой информации, оригинальности, не типичности цели.

5. Поисковый тип процесса управления, в отличие от предыдущего типа, исходит из полной ясности цели воздействия, невозможности достаточно хорошо оценить существующую ситуацию относительно данной цели и, следовательно, сформулировать основную проблему.

 

64 Управленческие решения: понятие, свойства, роль, требования.

 

Понятие решений многозначно: 1) это этап процесса управления, связанный с разработкой вариантов решения, выбора из них оптимального и организация исполнения этого решения; 2) это продукт труда, совокупного управленческого работника; 3) это форма воздействия управляющей на управляемую систему, самая активная форма; 4) это формула деятельности управляемой системы.

 

Функции решения:

- направляющая

- мобилизующая

- организующая

- мотивирующая

 

Требования к решениям:

- целенаправленность

- обоснованность

- достоверность, правдивость

- экономичность

- всесторонность

- адресность

- конкретность

- срочность

- своевременность, оперативность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.018 с.)