Вопрос 46. Роль прокуратуры в системе государственных органов РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 46. Роль прокуратуры в системе государственных органов РФ



В системе органов государственной власти прокуратура РФ занимает неоднозначное положение. Не входя ни в одну ветвь власти, она выступает как система сдержек и противо­весов в механизме разделения властей, способствует функ­ционированию государственных органов, олицетворяющих традиционные ветви власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это предполагает постоянное и тесное взаимодействие со всеми органами государственной власти в решении общих задач, стоящих перед государством.


Взаимоотношения прокуратуры с Федеральным Собра­нием РФ предопределены тем, что основное назначение прокуратуры состоит в надзоре за исполнением законов, а Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ. Госдума — нижняя пала­та российского парламента, принимающая законы, которые являются основным содержанием предмета прокурорского надзора за исполнением законов.

Взаимодействие прокуратуры РФ и Федерального Со­брания РФ осуществляется по многим направлениям, основным из которых является участие прокуратуры в за­конотворческой деятельности.

Генеральный прокурор РФ регулярно направляет в Гос­думу информацию о недостатках законодательного регули­рования отдельных сфер правовых отношений.

Несмотря на отсутствие у Генерального прокурора РФ конституционного права законодательной инициативы, прокуратура принимает активное участие в законопроект­ной деятельности. Существуют и иные формы влияния прокуратуры на за­конотворческий процесс: экспертиза законопроектов, учас­тие представителей прокуратуры в рабочих группах коми­тетов Госдумы по подготовке ими законопроектов, участие в парламентских слушаниях.

Органы прокуратуры по запросам и обращениям депу­татов парламента проводят проверки сообщений о фактах нарушений законов, принимают меры по их устранению.

К основным формам парламентского контроля за дея­тельностью прокуратуры можно отнести: депутатские за­просы; отчеты, доклады и сообщения Генерального проку­рора РФ и его заместителей; депутатские расследования.

Отправной точкой при решении вопросов взаимоот­ношений прокуратуры с исполнительной властью служат Конституция РФ и другие федеральные законы, со­ставляющие правовые основы деятельности прокуратуры. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами, исполнитель­ными органами субъектов РФ и т.д., что свидетельствует о наличии надзорной функции прокуратуры в отношении деятельности органов исполнительной власти.

При этом в предмет надзора не входят поста­новления и распоряжения Правительства РФ. Контроль за исполнением этих нормативных актов осуществляет систе­ма контрольных органов Администрации Президента РФ и Правительства РФ, с которыми органы прокуратуры при необходимости взаимодействуют. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и фе­деральным законам Генеральный прокурор РФ информи­рует об этом Президента РФ, который вправе отменить данное постановление Правительства РФ.

Прокуратура взаимодействует с исполнительной властью как самостоятельный государственный институт, обеспечива­ющий исполнение законов, принятых законодательной вла­стью.

Взаимодействие прокуратуры с органами исполнитель­ной власти проводится в различных формах: участие в пра­вительственных программах, инициирование разработки и издания постановлений Правительства РФ, затрагивающих права граждан, и т.д.

Взаимодействие прокуратуры и суда — это проблема сотрудничества и взаимного профессионального контроля в целях повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.

Генеральный прокурор РФ в соответствии с федераль­ным законом о прокуратуре вправе обращаться в Конститу­ционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подле­жащим применению в конкретном деле (п. 6 ст. 35). Одна­ко соответствующее положение до настоящего времени не внесено в закон о Конституционном Суде РФ.

Взаимодействие прокуратуры с судами общей юрисдик­ции, осуществляющими гражданское и уголовное судопро­изводство, и с судами арбитражной системы достаточно специфично. Специфика роли прокурора состоит в том, что, с одной стороны, он выступает как субъект судебного раз­бирательства в соответствующих формах, предусмотренных процессуальным законодательством, а с другой — осущест­вляет надзорные функции в отношении судебных решений.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Верхов­ный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ с представ­лениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, уголовным, административным и арбитражным делам.

Таким образом, прокуратура представляет собой необхо­димый работающий государственный орган в си­стеме обеспечения разделения и взаимодействия властей.


 


 

Вопрос 47. Служба в органах и учреждениях прокуратуры

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом гос службы, связанные с профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий конкретного государственного органа.
Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных для работников прокуратуры.
Принципы гос службы в органах прокуратуры РФ:

1.Верховенство конституции и федеральных законов над всеми иными правовыми актами;

2.Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

3.Равный доступ к государственной службы органов прокуратуры;

4.Обязательность для работников прокуратуры решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством;

5.Единство требований, предъявляемых гос служб в органы прокуратуры;

6.Профессионализм и компетентность;

7.Сочетание гласности и конфиденциальности при подборе и расстановке кадров и при осуществление ими службы;

8.Ответственность работников прокуратуры за подготавливаемые и принимаемые решения, не исполнение, либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

9.Внепартийность (деполитизированность) службы;

10.Стабильность кадров.

Требования, предъявляемые к лицам назначаемых на должность прокуроров и следователей:

1.Граждане РФ

2.Юридическое образование;

3.Необходимые моральные качества;

4.Состояние здоровья;

Государственный служащий не вправе:

1.Заниматься другой оплачиваемой и не оплачиваемой деятельностью;

2.Заниматься предпринимательской деятельностью;

3.Использовать вне служебных целей гос имущество, информацию, средства, и т.д.

4.Получать подарки, вознаграждения и т.д.

5.Принимать без разрешения президента награды, почеты и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.

6.Принимать участие в забастовках.

Не может быть принят на службу лицо, если:

1.Имеет гражданство иностранного гос-ва;

2.Признан решением суда не дееспособным;

3.Лишено решением суда право занимать гос должности;

4.Имело или имеет судимость или считается административно наказанным.

5.Имеет заболевания;

6.Состоит в родстве с лицом под началом которого служит или которое контролирует его деятельность.

7.Отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям.

8.Перевод прокурорского работника в другую местность в интересах службы допускается, только с его согласия, а в случае в тяжелые климатические условия только при наличии справки о нормальном здоровье.

9.Прекращение службы:

1.По собственному желанию;

2.При остижении предельного возраста, может продлеваться не более 5 лет;

3.Потеря гражданства;

4.Нарушение присяги;

5.Нарушения;

6.Разглашение информации;

 

Вопрос 48. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Сущность прокурорского надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия, используя предоставленные законом полномочия, в том числе властно-распорядительного характера, чтобы ни одно произведенное действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом, что в свою очередь обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, – деятельность соответствующих прокуроров в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование) в пределах их компетенции с использованием предоставленных законом полномочий по обеспечению законности при расследовании преступлений.

Задачи прокурорского надзора заключаются в том, чтобы: 89) обеспечивалась защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 90) никто не подвергался незаконному и необоснованному обвинению и ограничению прав и свобод; 91) лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом; 92) соблюдалась установленная законом процессуальная форма; 93) выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

Правовую основу прокурорского надзора составляют: Закон о прокуратуре; УПК РФ; приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков «О едином учете преступлений»; приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и др. Объекты прокурорского надзора. В соответствии с УПК РФ органы предварительного расследования подразделяются на органы дознания и органы предварительного следствия.

К органам дознания относятся: органы внутренних дел РФ; органы ФСБ; Федеральные органы государственной охраны; органы Федеральной таможенной службы РФ; СВР РФ; органы ФСИН; органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Главные судебные приставы, старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ; командиры воинских частей,соединений,начальники военных учреждений или гарнизонов и др.

При определенных обстоятельствах возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ; следователями органов ФСБ; следователями органов внутренних дел; следователями органов по контролю за оборотом наркотиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.011 с.)