Вопрос 54. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 54. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность



 

Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии со ст. 21 Закона об оперативно-розыскной деятельности возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Это положение конкретизируется в приказе Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56. Согласно указаниям, содержащимся в этом Приказе, во исполнение требований закона соответствующими приказами заместителей Генерального прокурора РФ в аппаратах Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры назначаются уполномоченные прокуроры, на которых возлагается непосредственное осуществление надзорных функций по рассматриваемому направлению деятельности.

Назначенные прокуроры в свою очередь своими приказами назначают из числа сотрудников аппарата соответствующей прокуратуры и нижестоящих прокуратур уполномоченных прокуроров для осуществления надзора.

Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам ОРД.

Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за законностью ОРД, а также должностные лица прокуратуры, на которых возложена обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД, должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного пользования.

Допуск для работы с документами оформляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050.

Работа с этими документами накладывает на прокуроров обязанность о неразглашении полученной в ходе выполнения своих функций информации. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих документах и материалах, а равно за засекречивание сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне, либо включение их в носители данных, составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратуры несут персональную ответственность в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне) и Законом об оперативно-розыскной деятельности, вплоть до уголовной.

Проверки исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности должны проводить только те прокуроры, на которых возложено непосредственное осуществление этих функций.

Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Согласно совместному указанию Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной службы безопасности РФ от 18.04.2002 № 20–27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением закона „Об оперативно-розыскной деятельности“ органами федеральной службы безопасности» у прокурора должно быть соответствующее предписание на проведение проверки, которое он должен предъявлять начальнику органа Федеральной службы безопасности РФ. Предписание оформляется на официальном бланке прокуратуры. В нем указываются фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а при необходимости и другие сведения, требуемые согласно ведомственным нормативным документам.

В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе:

знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона;

давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо их прекращении;

опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий следователю (органу дознания, в суд);

отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;

опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты, принятые руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;

проводить проверку при обнаружении признаков преступления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;

направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

При обнаружении пассивности в проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченным прокурорам надлежит направлять руководителю органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо вышестоящему руководителю указания с установлением срока их исполнения.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с законодательством обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда.

В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств надзирающий прокурор должен рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований необходимо принять меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.

Надзирающие за законностью ОРД прокуроры, используя предоставленные им полномочия, обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлекать виновных должностных лиц к установленной законом ответственности. Руководители соответствующих прокуратур обязаны обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в предоставленных документах и материалах об оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов.

Уполномоченные прокуроры несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.


Вопрос 55. Прокурорский надзор и его место в системе права и среди юридических дисциплин

 

Прокурорский надзор связан с другими отраслями права и учебными дисциплинами. Каждая из учебных дисциплин (уголовное и уго­ловно-процессуальное, гражданское и гражданское процессуальное пра­во, административное и семейное право и др.) отводит определенное мес­то роли и значению прокурорского надзора в той или иной отрасли права.

В общей теории государства и права прокурорский надзор исследует­ся в качестве самостоятельного вида государственной деятельности. В тео­рии современного государства и права прокуратура на основе структурно- функционального анализа рассматривается и исследуется в механизме го­сударства как важнейший независимый орган правоохраны.

Курс общей теории государства и права рассматривает прокурорский надзор как одну из важнейших форм и функций государства и государ­ственной деятельности, раскрывает понятие «законность», показывает роль прокурора в ее укреплении, поддержании режима законности и правопо­рядка в государстве, воспитании граждан в духе законоуважения и законопослушания, повышении правовой культуры в обществе.

Существует тесная взаимосвязь и взаимодействие криминологии и прокурорского надзора. На основании положений криминологии, изучающей закономерности преступности и преступного поведения как социального явления, в проку­рорском надзоре, исследующем закономерности организации и деятель­ности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов в процес­се оперативно-розыскной деятельности, расследования преступлений, за законностью и обоснованностью выносимых судами приговоров и иных решений по уголовным делам, разрабатываются необходимые теоретиче­ские положения и практические рекомендации. Эти данные необходимы при проведении прокурорами проверок, подготовке и внесении актов про­курорского реагирования на нарушения законов. Учет криминологичес­ких рекомендаций необходим при выполнении прокурорами возложен­ной на них функций координации деятельности по борьбе с преступнос­тью, участии в правотворческой деятельности, при выполнении иных задач и функций.

Курсы «Судоустройство», «Конституционное право» изучают место прокуратуры в системе правоохранительных органов, взаимодействие про­куратуры с ними.

Наиболее тесно с курсом «Прокурорский надзор» связаны дисциплины уголовного и гражданского процесса, трудовое, административное, хозяйственное, жилищное, земельное право, в сфере деятельности кото­рых прокурорский надзор занимает весьма заметное место.

В настоящее время успешно развиваются такие новые самостоятель­ные отрасли права, как коммерческое, налоговое, таможенное, банков­ское, предпринимательское, торговое, экологическое право. В этих кур­сах также рассматриваются процессуальные полномочия прокурора, его цели и задачи в названных правоотношениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.5.131 (0.008 с.)