Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Падежные окончания существительных 1-5 склоненияСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Примечание: Некоторые существительные имеют только множественное число (pluralia tantum): arma, ōrum n оружие; castra, ōrum n лагерь.
Образец 1 склонения (silva, -ae f лес)
По этому образцу склоняются также имена прилагательные женского рода на –а: bon a хорошая, pulchr a красивая.
Упражнения 1. Определите по форме словарной записи склонение существительных: a) amīcus, i m друг, lex, legis f закон, conspectus, us m взгляд, взор, constantia, ae f постоянность, стойкость, series, ei f ряд, вереница, unguis, is m ноготь, luxus, us m роскошь, iustitia, ae f справедливость, alimentum, i n пища, кормление; b) novītas, ātis f новизна, новость, concursus, us m столкновение, gratia, ae f благодарность, iudicium, i n суд, процесс, progenies, ei f поколение, род, crimen, ĭnis n преступление, praefectus, i m префект, начальник, querella, ae f жалоба, civis, is m гражданин, culpa, ae f вина, iussus, us m приказ.
2. Просклоняйте и переведите существительные и словосочетания: incŏla, victoria, confidentia, amīca, inertia, terra incognĭta, causa privāta, laetitia magna,sententia iusta.
3. Произведите по схеме грамматический разбор имен существительных: terram, gratiā, linguārum, natūrae, littĕris, aquĭlas, scholae, deārum, victoriam, reginā, regulis, concordia; Eurōpae, insŭlas, silvae, viam, statuae, procellas, nautis, gloriam, (in) orā, stella, poētārum incŏlae. Схема грамматического разбора имен существительных
Г Л А Г О Л (V E R B U M)
Латинский глагол имеет следующие грамматические категории: Время (tempus)
Залог (genus)
Наклонение (modus)
Лицо (persona)
Число (numěrus)
Основные формы глагола
По основным формам определяются основы глагола: 1) основу инфекта определяют по 4-й основной форме (инфинитиву), отбрасывая окончание – re или -ěre: ornā -re – ornā-, tacē -re – tacē-, leg -ĕre – leg-, audī -re – audī-. 2) основу перфекта определяют по 2-й форме, отбрасывая окончание – i: ornāv -i, tacu -i, leg -i, audiv -i. 3) основу супина определяют по 3-й форме, отбрасывая окончание – um: ornat -um, tacit -um, lect -um, audit -um.
Спряжение
ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА Личные окончания действительного залога
Praesens indicatīvi actīvi Образуется от основы инфекта путем прибавления личных окончаний действительного залога.
Praesens indicatīvi глагола esse (быть)
Повелительное наклонение настоящего времени действительного залога (imperatīvus praesentis actīvi)
Отрицательная форма повелительного наклонения
Упражнения 1. Образуйте по форме 1-го л. ед. ч. инфинитив следующих глаголов. I спр.: amo, clamo, erro, paro, labōro, curo, monstro, nomĭno, voco; II спр.: debeo, doceo, habeo, moveo, teneo, video, studeo; III спр.: ago, credo, duco, mitto, scribo, condo, dico, lego, vinco, capio, jacio; IV спр.: finio, sentio, servio, punio.
2. Образуйте по форме инфинитива 1-е л. ед. ч. следующих глаголов. I спр.: portāre, negāre, sperāre, acccusāre, numerāre, mutāre, dubitāre; II спр.: monēre, respondēre, sedēre, florēre, valēre; III спр.: colĕre, discĕre, tradĕre, tangĕre, currĕre, pellĕre, gerĕre, dividĕre; IIIб спр.: fugĕre, cupĕre, rapĕre; IV спр.: munīre, dormīre, venīre, reperīre, scīre.
3. A. Выпишите из словаря основные формы следующих глаголов, переведите каждую форму, выделите основы. Movēre, respondēre, absolvĕre, claudĕre, deponĕre, venīre, debēre, destruĕre, vincĕre, sentīre. B. Образуйте основные формы стандартных глаголов, переведите, выделите основы. Donāre, bellāre, narrāre, mollīre, punīre, declarāre, examināre, erudīre.
4. Определите спряжение и проспрягайте в praesens ind. act. глаголы: habēre (иметь), declarāre (провозглашать), absolvěre (освобождать), comperīre (узнавать), constituěre (постановлять), erudīre (обучать) facěre (делать), possidēre (владеть), corrumpĕre (вредить, наносить ущерб), convenīre (предъявлять иск), domāre (покорять). От данных глаголов образуйте imperativus praesentis. 5. Определите основу инфекта и спряжение глагола, переведите глагольные формы на латинский язык. Например: amā re – 1 спр., ты любишь – amas. Ornāre (они украшают), vincěre (они побеждают), habēre (он имеет), credĕre (вы верите), sentīre (мы чувствуем), ducěre (ты ведешь), indicāre (они указывают), timēre (вы боитесь), partīre (они делят).
6. Переведите на русский язык. А. 1. Bene laborāmus. 2. Cur male labōras. 3. Bene laborāre debētis. 4. Si tacet, consentit. 5. Si tacent, consentiunt. 6. Cur male scribis? 7. Quid legis? 8. Legisne bene? 9. Bene legěre debent. 10. Scribitne bene? 11. Bene scriběre debet. 12. Cur male legis et scribis? 13. Cur male audis? 14. Semper bene discěre debēmus. 15. Cur legĕre non amātis? 16. Quis respondet? 17. Quis interrŏgat? 18. Interrogātis. 19. Respondēmus. 20. Valēmus. 21. Valēre cupĭmus. 22. Semper valēre debētis. 23. Quid ibi struis? 24. Quid struunt? 25. Si bene discis, laudo. 26. Si bene laborātis, laudāmus. 27. Veto. 28. Vetāre non debes. 29. Vivĕre est cogitāre. 30. Bis dat, qui cito dat. 31. Cum tacent, clamant (Cic.). 32. Dum docēmus, discĭmus. B. 1. Bene labōra! 2. Bene discĕ! 3. Audi, scribĕ, legĕ! 4. Divĭdĕ et impĕra. 5. Noli male legĕre. 6. Nolīte male scribĕre. 7. Quod legis, bene legĕ. 8. Aut discĕ, aut discēdĕ! 9. Valē! Valēte! 10. Salvē! Salvēte! 11. Dic, quod sensis, fac, quod dicis. 12. Audī et tacē! C. 1. Aquila non captat muscas. 2. Turbam agricolārum in via video. 3. Herba mala cito crescit. 4. Divitiae pariunt curas. 5. Terra variārum herbārum plena est. De Italia Italia est terra Eurōpae. Italia habet insulas. Sicilia est insula Italiae. In ora Siciliae est Aetna. Aetnam ornant silvae. Incolae Italiae sunt nautae. Nautae procellas non timent. Stellae noctu nautis viam indicant. Italia est patria poētārum. Italiae parant poētae gloriam. In Italia est Roma. Vias Romae statuae ornant. In viis Romae sunt arae et statuae deārum.
7. Переведите предложения на русский язык. Произведите грамматический анализ глаголов по схеме. А. 1. Amicitia vitam ornat. 2. Etiam bestiae memoriam habent. 3. Ubi hodie cenātis? 4. Debēmus amāre patriam. B. 1. Nolīte tacēre, si dicĕre debētis. 2. Festinā lente! 3. Credĕ, amā, sperā! 4. Bene audīte, quod narrāmus. Схема грамматического разбора глагольных форм
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ II СКЛОНЕНИЯ Образец II склонения (amīcus, -i m друг; ager, agri m поле, пашня)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.71 (0.009 с.) |