Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра русского, общего и славянского языкознания↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра русского, общего и славянского языкознания
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК ПРАКТИКУМ В двух частях
Часть I
Гомель 2004
УДК 807.1(075.8) ББК 81.461-923 Л 272
Рецензенты: Е.Н.Воинова, доцент, кандидат филологических наук; О.Н.Мельникова, кандидат филологических наук
Рекомендован к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Практикум по латинскому языку содержит краткое изложение теоретического материала по грамматике латинского языка в виде схем и таблиц, а также упражнения и тексты, направленные на развитие умений и навыков анализа слов и предложений и перевода на русский язык. Практикум адресован студентам филологического, юридического факультетов и факультета психологии и довузовской подготовки.
УДК 807.1(075.8) ББК 81.461-923
© Бойкова С.Н., Крюкова И.В., Серикова И.В., Шевченко Т.Е., 2004 © Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», 2004 ВВЕДЕНИЕ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
Латинский язык наряду с древнегреческим принадлежит к числу древнейших языков культурного населения Европы. Согласно общепринятой лингвистической классификации, он относится к группе «мертвых» (т.е. не используемых в настоящее время) италийских языков. В свою очередь италийские языки относятся к индо-европейской группе. Латинский язык получил свое название от древнего италийского племени латинов, населявших Лациум (Latium) – историческую область в нижнем течении реки Тибр. Центром Лация был город Рим, основанный племенем латинов в VIII веке до н.э. (753 г.). В развитии латинского языка можно выделить четыре основных периода: 1. К древним памятникам архаической латыни (конец VI – начало V вв. до н.э.) относятся ранние письменные памятники латинского языка, а также надгробные надписи и официальные документы середины II – нач. II в. до н.э. Крупнейшими представителями этого периода являются древнеримский комедиограф Плавт, ученый-энциклопедист Теренций, полководец, адвокат, писатель Катон, консул и юрист Сципион. 2. Литературная норма латинского языка зафиксирована в сочинениях римских писателей и поэтов I в. до н.э. – начала I в. н.э. Лексику периода расцвета латинской словесности называют классической, или «золотой» латынью. Нормативной считается проза Цицерона, Цезаря, Саллюстия, поэзия «века Августа» – Вергилий, Гораций, Овидий. К классическому периоду относится деятельность выдающегося юриста Лабеона, юриста Криспа. 3. Послеклассическая («серебряная») латынь – язык авторов I – нач. II вв. н.э., эпоха окончательного утверждения грамматических норм латинской словесности. Среди латинских писателей и поэтов этого времени выделяются философ Сенека, историки Тацит и Светоний, ученый-естествоиспытатель Плиний Старший, поэты-сатирики Марциал и Ювенал, теоретик риторики Квинтилиан. 4. Основной особенностью четвертого (самого обширного) периода – поздней латыни (II-VI вв. н.э.) – является возникновение значительного разрыва между нормативно-литературным и народно-разговорным языком. В провинциях разговорный, простонародный язык, т.н. вульгарная латынь (vulgus ‘народный’), сильно отличался от классических образцов уже в начале н.э. К V веку это расхождение стало особенно заметным. В конце V века Западная Римская империя погибла под ударами различных варварских племен. Наследие греко-римской цивилизации сосредоточилось в Восточно-Римской империи, известной под названием Византия. Но здесь государственным языком был греческий. VI-VIII вв. в истории Западной Европы называются «темными веками». В это время происходит формирование новых государств и народов на территориях бывших римских провинций. Латинский язык, все более неузнаваемый, остается здесь важным средством общения. Эта варварская латынь также легла в основу будущих новоевропейских романских языков, процесс формирования которых в основном завершился в IХ-Х вв., когда появляются предпосылки для возрождения интереса к классической латинской словесности. Сам термин «романский», обозначающий группу европейских языков, объединенных общим происхождением, восходит к латинскому прилагательному romānus ‘относящийся к Риму’, ‘римский’, которое в раннем средневековье обозначало народную речь, отличную от классической латыни, так и от германских и других языков. В Испании и Италии романские языки называются также «нео-латинскими». По современной лингвистической классификации насчитывают до 12 романских языков. Основными являются итальянский, французский, испанский, португальский, сюда же относят румынский, молдавский языки, а также ряд диалектов французского, испанского и итальянского языков. Знаменитой эпохой является т.н. Каролингское возрождение – культурный подъем начался в к. VIII века при франкской династии Каролингов, основанной Карлом Великим. Эта эпоха дала мощный толчок развитию средневековой учености (ХII-ХIV вв.): вершиной ее была теология, а формой теоретизирования схоластика, использовавшая латинский язык. Латынь использовали и ваганты (от лат. vagāri ‘бродить’, ‘скитаться’) – бродячие школяры, клирики, студенты, переходившие из города в город в поисках нового места службы или учебы и создававшие стихи. В эпоху средневековья были написаны произведения Фомы Аквинского, Абеляра, научные трактаты Линнея, гражданское право Юстиниана («Corpus iuris civilis»). Латынь эпохи Возрождения (ХIV-ХVI вв.) оставалась международным языком деятелей науки и культуры, причем языком, ориентированным на классические нормы «золотой латыни». Писатели-гуманисты Томас Мор, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Томазо Кампанелло пытались возродить язык Цезаря и Цицерона, достигнув большого совершенства в подражании античным образцам. Латынь Нового времени (ХVII-ХIХ вв.) – международный язык дипломатов, философов и ученых. На латинском языке написаны ученые трактаты Лейбница, Декарта, Спинозы, Бэкона, Ньютона, Ломоносова, Сеченова. В современном мире без латинского языка невозможно представить себе многие области человеческой деятельности. Латынь как официальный язык используется современной католической церковью. Латынь в медицине традиционно используется как международная терминология анатомии и фармакологии, а также при составлении рецептов. В ботанике и зоологии терминология основана на латинских или латинизированных греческих словах. Многие термины дипломатии и международного права заимствованы из латинского языка или образованы на его основе. Все правовые системы в Европе так или иначе восходят к римскому праву. Научная терминология, таким образом, относится к области интернациональной лексики, в значительной мере построенный на основе латинского языка и его форм. Одна из важнейших задач интернациональной лексики – способствовать прогрессу познания к лучшему взаимопониманию людей. На основе этой лексики в конце ХIХ века был создан международный язык – эсперанто. Большую группу универсально используемых слов составляют латинизмы, которые в нероманских языках являются основными заимствованиями из латыни. Они представляют собой не просто некий факт языкового развития, но играют большую роль в осознании культурной общности народов Европы, чрезвычайно многим обязанных латинской цивилизации. Из всего сказанного выше понятно, что одной из задач современного образования является задача возрождения традиций классического гуманитарного образования, построенного на углубленном изучении греческого и латинского языков.
Ф О Н Е Т И К А ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ
В латинском алфавите 24 буквы – 6 гласных (vocales) и 18 согласных (consonantes). Буква j (ёта) отсутствовала в классической письменности, она была введена лишь в XVI веке. Во многих изданиях буква j и теперь не употребляется, а вместо нее пишется i: iniectum – injectum. Буквы y, z встречаются только в словах греческого происхождения: myrtus – мирт, Zodiacus - зодиак.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Примечание: Если в буквосочетаниях ае, ое над е стоит знак ¯, то каждый гласный следует произносить раздельно: aēr [аэр], poēta [поэта].
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Упражнения 1. Прочитайте следующие латинские слова, определите дифтонги: aeger, aēr, foedus, poēta, Croesus, saecŭlum, Graecia, cautio, Augustus, neuter, poena, auditorium, caelĭbes, Iudaei, oeconōmus, praerogatīva, auris, caeci.
2. Прочитайте слова, объясните произношение согласной с: successor, crimen, calendarium, circum, clavis, cor, consul, Scaevŏla, curia, Celsus, Cato, receptum, acceptus, factum, cloāca, merces, cognomen, carcer, lucrum.
3. Прочитайте слова, объясните произношение сочетаний qu и ngu: quinque, quod, sanguis, quasi, quota, bilinguis, aquaeductus, sequester, quattuor, colloquium. 4. Прочитайте слова, объясните произношение согласных s u x: mos, extra, usus, ipse, noxālis, esse, basilĭca, sors, sensus, senex, bis, plebs, gens, glossa, exequatūra, merx, sacer, ecclesia, exilium, praesidium, sine, vexillum, plus, magister, exercĭtus, felix, pensio, fascis, Borysthenes, exemplum, Asia, Caesar.
5. Прочитайте слова, объясните произношение сочетания ti: Latium, Latini, actio, etiam, accusatio, obligatio, petitio, prudentia, quaestio, spatium, negotium, legitimatio, natio, gratia, iurisdictio, Tiberius.
6. Прочитайте слова, объясните произношение сочетаний rh, th, ch, ph, sch: Phrygia, authentĭcum, schola, philosophia, Bacchanalia, chirographum, emphiteusis, schema, theologia, thermae, pulcher, thesis, apōcha, Pyrrhus, Scythia, chorus, rhetor.
7. Прочитайте слова и словосочетания, придерживаясь правил постановки ударения: Tribūnal, anĭmus, iuridĭci, tutēla, decemvĭri, testamentum, quaesītor, uncia, caupo, forensis, gladius, Vulcānus, Corinthus, Mercurius; ius Romānum, ius privātum, ius publĭcum, ius gentium, praetor urbānus, comitia centuriāta, comĭtas gentium, corpus delicti, praesumptio consensus, tabella quaestiōnis, ius consuetudĭnis, quasi ex contractū, alma mater, aetas legitĭma, actio quiescit, vis maior, error iuris, ius Quirītium, senātus populusque Romānus, Lutetia Parisiōrum.
8. Напишите транслитерацию следующих слов, поставьте ударение, переведите и приведите примеры русских слов, восходящих к данным латинским этимонам: Neuter, memoria, provincia, negotium, praesidium, pax (pacis), pinguis, miser, nudus, circus, dictio, mechanĭca, scaena, religio, ultĭmus, quartus, arbĭter, usurpāre, physĭcus, symbŏlum. М О Р Ф О Л О Г И Я Имя существительное (Nomen substantīvum) Грамматические категории существительного: 1. Род (genus): мужской (masculīnum), женский (feminīnum), средний (neutrum). 2. Число (numerus): единственное (singulāris), множественное (plurālis). 3. Падеж (casus). Систему латинского склонения образуют 6 падежей: Nominatīvus (Nom.) – именительный падеж кто? что? Genetīvus (Gen.) – родительный падеж кого? чего? Datīvus (Dat.) – дательный падеж кому? чему? Accusatīvus (Acc.) – винительный падеж кого? что? Ablatīvus (Abl.) – аблатив (отложительный падеж) кем? чем? где? Vocatīvus (Voc.) – звательный падеж кто? что? Склонение (declinatio) В зависимости от исторической основы существительные делятся на 5 склонений. Склонение определяют по окончанию Gen. sing:
Образец 1 склонения (silva, -ae f лес)
По этому образцу склоняются также имена прилагательные женского рода на –а: bon a хорошая, pulchr a красивая.
Упражнения 1. Определите по форме словарной записи склонение существительных: a) amīcus, i m друг, lex, legis f закон, conspectus, us m взгляд, взор, constantia, ae f постоянность, стойкость, series, ei f ряд, вереница, unguis, is m ноготь, luxus, us m роскошь, iustitia, ae f справедливость, alimentum, i n пища, кормление; b) novītas, ātis f новизна, новость, concursus, us m столкновение, gratia, ae f благодарность, iudicium, i n суд, процесс, progenies, ei f поколение, род, crimen, ĭnis n преступление, praefectus, i m префект, начальник, querella, ae f жалоба, civis, is m гражданин, culpa, ae f вина, iussus, us m приказ.
2. Просклоняйте и переведите существительные и словосочетания: incŏla, victoria, confidentia, amīca, inertia, terra incognĭta, causa privāta, laetitia magna,sententia iusta.
3. Произведите по схеме грамматический разбор имен существительных: terram, gratiā, linguārum, natūrae, littĕris, aquĭlas, scholae, deārum, victoriam, reginā, regulis, concordia; Eurōpae, insŭlas, silvae, viam, statuae, procellas, nautis, gloriam, (in) orā, stella, poētārum incŏlae. Г Л А Г О Л (V E R B U M)
Латинский глагол имеет следующие грамматические категории: Время (tempus)
Залог (genus)
Наклонение (modus)
Лицо (persona)
Число (numěrus)
Основные формы глагола
По основным формам определяются основы глагола: 1) основу инфекта определяют по 4-й основной форме (инфинитиву), отбрасывая окончание – re или -ěre: ornā -re – ornā-, tacē -re – tacē-, leg -ĕre – leg-, audī -re – audī-. 2) основу перфекта определяют по 2-й форме, отбрасывая окончание – i: ornāv -i, tacu -i, leg -i, audiv -i. 3) основу супина определяют по 3-й форме, отбрасывая окончание – um: ornat -um, tacit -um, lect -um, audit -um.
Спряжение
ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА Упражнения 1. Образуйте по форме 1-го л. ед. ч. инфинитив следующих глаголов. I спр.: amo, clamo, erro, paro, labōro, curo, monstro, nomĭno, voco; II спр.: debeo, doceo, habeo, moveo, teneo, video, studeo; III спр.: ago, credo, duco, mitto, scribo, condo, dico, lego, vinco, capio, jacio; IV спр.: finio, sentio, servio, punio.
2. Образуйте по форме инфинитива 1-е л. ед. ч. следующих глаголов. I спр.: portāre, negāre, sperāre, acccusāre, numerāre, mutāre, dubitāre; II спр.: monēre, respondēre, sedēre, florēre, valēre; III спр.: colĕre, discĕre, tradĕre, tangĕre, currĕre, pellĕre, gerĕre, dividĕre; IIIб спр.: fugĕre, cupĕre, rapĕre; IV спр.: munīre, dormīre, venīre, reperīre, scīre.
3. A. Выпишите из словаря основные формы следующих глаголов, переведите каждую форму, выделите основы. Movēre, respondēre, absolvĕre, claudĕre, deponĕre, venīre, debēre, destruĕre, vincĕre, sentīre. B. Образуйте основные формы стандартных глаголов, переведите, выделите основы. Donāre, bellāre, narrāre, mollīre, punīre, declarāre, examināre, erudīre.
4. Определите спряжение и проспрягайте в praesens ind. act. глаголы: habēre (иметь), declarāre (провозглашать), absolvěre (освобождать), comperīre (узнавать), constituěre (постановлять), erudīre (обучать) facěre (делать), possidēre (владеть), corrumpĕre (вредить, наносить ущерб), convenīre (предъявлять иск), domāre (покорять). От данных глаголов образуйте imperativus praesentis. 5. Определите основу инфекта и спряжение глагола, переведите глагольные формы на латинский язык. Например: amā re – 1 спр., ты любишь – amas. Ornāre (они украшают), vincěre (они побеждают), habēre (он имеет), credĕre (вы верите), sentīre (мы чувствуем), ducěre (ты ведешь), indicāre (они указывают), timēre (вы боитесь), partīre (они делят).
6. Переведите на русский язык. А. 1. Bene laborāmus. 2. Cur male labōras. 3. Bene laborāre debētis. 4. Si tacet, consentit. 5. Si tacent, consentiunt. 6. Cur male scribis? 7. Quid legis? 8. Legisne bene? 9. Bene legěre debent. 10. Scribitne bene? 11. Bene scriběre debet. 12. Cur male legis et scribis? 13. Cur male audis? 14. Semper bene discěre debēmus. 15. Cur legĕre non amātis? 16. Quis respondet? 17. Quis interrŏgat? 18. Interrogātis. 19. Respondēmus. 20. Valēmus. 21. Valēre cupĭmus. 22. Semper valēre debētis. 23. Quid ibi struis? 24. Quid struunt? 25. Si bene discis, laudo. 26. Si bene laborātis, laudāmus. 27. Veto. 28. Vetāre non debes. 29. Vivĕre est cogitāre. 30. Bis dat, qui cito dat. 31. Cum tacent, clamant (Cic.). 32. Dum docēmus, discĭmus. B. 1. Bene labōra! 2. Bene discĕ! 3. Audi, scribĕ, legĕ! 4. Divĭdĕ et impĕra. 5. Noli male legĕre. 6. Nolīte male scribĕre. 7. Quod legis, bene legĕ. 8. Aut discĕ, aut discēdĕ! 9. Valē! Valēte! 10. Salvē! Salvēte! 11. Dic, quod sensis, fac, quod dicis. 12. Audī et tacē! C. 1. Aquila non captat muscas. 2. Turbam agricolārum in via video. 3. Herba mala cito crescit. 4. Divitiae pariunt curas. 5. Terra variārum herbārum plena est. De Italia Italia est terra Eurōpae. Italia habet insulas. Sicilia est insula Italiae. In ora Siciliae est Aetna. Aetnam ornant silvae. Incolae Italiae sunt nautae. Nautae procellas non timent. Stellae noctu nautis viam indicant. Italia est patria poētārum. Italiae parant poētae gloriam. In Italia est Roma. Vias Romae statuae ornant. In viis Romae sunt arae et statuae deārum.
7. Переведите предложения на русский язык. Произведите грамматический анализ глаголов по схеме. А. 1. Amicitia vitam ornat. 2. Etiam bestiae memoriam habent. 3. Ubi hodie cenātis? 4. Debēmus amāre patriam. B. 1. Nolīte tacēre, si dicĕre debētis. 2. Festinā lente! 3. Credĕ, amā, sperā! 4. Bene audīte, quod narrāmus. Образец II склонения (amīcus, -i m друг; ager, agri m поле, пашня)
Упражнения 1. Определите склонение следующих существительных, существительные II склонения просклоняйте. Civĭtas, ātis f государство, minister, tri m помощник, patria, ae f родина, exercĭtus, us m войско, patrōnus, i m покровитель, dies, ei, f, m день, edictum, i n эдикт, consultus, i m правовед, debĭtum, i n долг.
2. Определите грамматические формы существительных, переведите на русский язык. Образуйте от них nom. sing. Popŭlo, astra, mundi, arbitrōrum, campum, (in) loco, pericŭla, vallo, equos, asinōrum, auxilii, praesidiis, domĭnĕ.
3. Переведите предложения на русский язык. А.1. Discipŭli parent praeceptis magistri. 2. Femĭnae et libĕri in oppĭdo sunt, viri in castris. 3. Inimicitiae populōrum sunt causa pugnārum. 4. Viris proelia et victoriae gloriam praebent, puellis modestia et industria (industria, ae f трудолюбие; modestia, ae f скромность). 5. Lacaena filio: “Aut cum scuto”, - inquit, - “aut in scuto”. 6. Ab equis ad asĭnos. 7. Barba non facit philosŏphum. 8. Lupus non mordet lupum. 9. Salve, amicĕ! 10. Verba volant, scripta manent. 11.Ignorantia non est argumentum. 12. Verba movent, exempla trahunt. 13. Elephantum e musca facis (elephantus, i m слон). 14. Nolīte clamāre, dum in schola estis! 15. Demonstro vitia: tollĭte! (Cicero). 16. Aedificia urbāna praedia appellāmus (praedium, ii n поместье). B. 1. Мы любим читать книги о жизни поэтов. 2. Ученики приходят к учителю. 3. Мы всегда должны трудиться. 4. Любите книгу и учитесь хорошо. 5. Не ошибайтесь.
4. Произведите грамматический разбор имен существительных (по схеме): muros, viris, scuta, hastae, pueri, portas, gladii, (in) gymnasiis, dei, disciplinae, (in) tutēla.
De Graecōrum et Romanōrum deis Graeci et Romani antiqui non unum deum, sed multos deos deasque colunt. Primus in numĕro deōrum Iuppĭter est, Saturni filius, domĭnus mundi. Locus, ubi Iuppĭter solio sedet et mundi imperium tenet, est Olympus. Inde deus deōrum tonat et fulmĭnat. Neptūnus secundus filius Saturni est. Neptunus in Oceăno regnat. Ubi ventos et procellas et excĭtat et mitĭgat. Pluto, Saturni tertius filius, horrĭdus est umbrārum domĭnus, deus inferōrum. Pluto sub terrā regnat.
De Sparta Sparta est oppidum Graeciae. Lacedaemonii sive Spartāni incolae Spartae sunt. Sparta muros et portas non habet, nam in viris est praesidium. Arma Lacedaemoniōrum scuta et hastae et gladii sunt. In gymnasiis Spartae pueri ludunt; gymnasium est schola disciplīnae et patientiae. Corōna est praemium victoriae puerōrum. Simulacra Mercurii dei gymnasia ornant, nam in tutēla Mercurii sunt.
Притяжательные местоимения (Pronomina possesīva) meus, mea, meum мой, моя, моё noster, nostra, nostrum наш, наша, наше tuus, tua, tuum твой, твоя, твоё vester, vestra, vestrum ваш, ваша, ваше suus, sua, suum свой, своя, своё Притяжательные местоимения склоняются по образцу І-ІІ склонения. Упражнения 1. Согласуйте прилагательные с существительными, от полученных словосочетаний образуйте формы gen. sing., nom. plur. 1) clarus, a, um известный, знаменитый; magister, tri m учитель, terra, ae f земля, страна, bellum, i n война, poēta, ae m поэт; 2) domestĭcus, a, um домашний, семейный, частный; medĭcus, i m врач, cena, ae f обед, negotium, i n дело, занятие, scriba, ae m писарь, секретарь.
2. Согласуйте прилагательные и притяжательные местоимения с существительными, полученные словосочетания просклоняйте. A. 1) patria, ae f родина, noster, tra, trum наш; 2) domĭnus, i m хозяин, malus, a, um плохой; 3) bellum, i n война, magnus, a, um большой, великий; 4) poēta, ae m поэт, clarus, a, um известный; 5) arbĭter, tri m судья, iustus, a, um справедливый; 6) templum, i n храм, altus, a, um высокий; 7) nauta, ae m моряк, asper, era, erum суровый; 8) victoria, ae f победа, tuus, a, um твой; 9) advocatus, i m адвокат, защитник, perītus, a, um опытный; 10) magister, tri m учитель, bonus, a, um хороший; 11) verbum, i n слово, tener, era, erum ласковый, нежный. B. 1) malum, i n яблоко, magĭcus, a, um волшебный; 2) incŏla, ae m житель, urbānus, a, um городской; 3) patrōnus, i m покровитель, защитник, vester, tra, trum ваш.
3. Переведите на латинский язык, объясните особенности употребления притяжательного местоимения свой. 1) Я люблю (ты любишь, он любит) свою родину. Мы защищаем (вы защищаете, они защищают) свое отечество. 2) Я пишу (ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут) свое завещание. (testamentum, i n завещание)
4. Переведите предложения на русский язык. 1.Memoria bona est bonum magnum. 2. In pericŭlis amīci veri sunt praesidium firmum. 3. Qui linguam Latīnam discit, antiquos titŭlos Latīnos intellĕgit. 4. In multis Romanōrum nummis titŭlos Latīnos invenīmus. 5. Tua cura est, non mea. 6. Nemo patriam, quia magna est, amat, sed quia sua. 7. Proverbia Latīna saepe vitam incolārum antiquōrum illustrant. 8. Quod bellum populos opressos liberat, iustum et necessarium est (oppressus, a, um угнетенный). 9. Caelum serēnum oculis nostris gratum est. 10. Exempla mala discipulōrum pignōrum discipulis bonis nocent (pignus, a, um ленивый). 11. Templa deōrum et deārum apud Graecos et Romānos magnifica sunt. 12. Inter caecos regnat luscus (luscus, a, um одноглазый). 13.Verum amīcum pecuniā non paras. 14. Si amīcus meus es, tui amīci mei sunt. 15. Discipŭlus meus fabŭlam pulchram libĕris narrat. 16. Ad amīcos bonos venīre amo. 17. Consilia vestra bona sunt. 18. Pericula amicōrum nostrōrum nostra sunt. 19. Liber est mutus magister (Plato).
5. Переведите предложения на латинский язык. 1. Поэты рассказывают о многих победах римского народа. 2. Жители островов часто хорошие моряки. 3. Ученые люди (vir, i m) знают много языков (=многие языки). 4. Изучение (studium, ii n) древних языков необходимо (necessarius, a, um) ученикам.
De Aesculapio Multi apud Graecos clari medĭci sunt. Primus Graecōrum medĭcus Aesculapius est, vir doctus, perītus et ingeniōsus. Postea Aesculapius medicōrum deus est. In libris Homēri de libĕris Easculapii legĭmus. Multa templa Graecōrum Aesculapio sacra sunt. Templa Aesculapii plerumque in lucis sunt; luci quoque deo sacri sunt. Medĭci Graecōrum ad templa domicilia habent. Virum aegrum medĭci in templo ponĕre solent. Cum aeger abdormit, deus ei in somno medicinam demonstrat. Aeger somnium medĭcis narrat, et medĭci remedium designant. Si convalescit aeger, morbum suum et remedium in tabŭla inscribit et muro templi ponit. Ita gratias deo agit. Порядок слов в предложении Порядок слов в латинском языке относительно закрепленный. Преобладает прямой порядок: на первом месте ставится группа подлежащего, а группа сказуемого – на последнем. Согласованное определение ставится после определяемого слова. Если слово имеет два согласованных определения, то оно может ставиться между двумя определениями: noster amīcus bonus. Прямое дополнение выражается Вин.п. без предлога и ставится ближе к сказуемому; косвенное дополнение предшествует прямому. Ante victoriam triumphum paras. Ты готовишь триумф до победы. Изменение прямого порядка слов свидетельствует об особом логическом или эмоциональном значении данного слова: Omnia vincit amor. Все побеждает любовь.
ПРЕДЛОГИ (PRAEPOSITIŌNES) Большинство латинских предлогов употребляется: 1) с Вин. п. (Асс.)
2) c аблативом (Abl.)
Предлоги in (в, на) и sub (под) употребляются с Асс. И Abl. В зависимости от вопроса: вопрос «куда?» требует Асс. (in terram – на землю, sub terram – под землю); вопрос «где?» требует Abl. (in terra – на земле, sub terra – под землей). 3) Два предлога употребляются с Gen.: causā для, ради, по причине, из-за gratiā благодаря, ради. Будучи по происхождению существительными, стоящими в Abl. sing., эти предлоги ставятся после управляемых ими слов (ioci gratiā – ради шутки, gloriae causā – ради славы, studii causā – из-за занятий). Примечание: 1. Формы ab и ex употребляются перед словами, начинающимися с гласного звука (e ferro – из железа, ex auro – из золота). 2.Некоторые предлоги могут стоять между определением и определяемым словом (magnā cum curā – с большой заботой, certis de causis – по известным причинам).
Упражнения 1. Переведите на русский язык: ad magistrum, pro forma, causa vitae, in viam, in insŭla, ab initio, ex libris. 2 .Переведите на латинский язык. a) за родину, на память, перед бурей, в город, между друзьями, на улицах, под луной, через трудности, об ученике, ради победы, под звездами, под воду; в) для меня, с тобой, из нас, против вас, о тебе, для себя, за тобой, со мной, ради нас.
3. Переведите на русский язык. 1.De mortuis aut bene, aut nihil. 2. Otium post negotium. 3. Pro domō suā. 4. Exempli gratiā. 5. Primus inter pares. 6. Qui non est nobiscum, adversus nos est. 7. Per se. 8. Post hoc non est propter hoc. 9. Ad oculos. 10. Sine irā et studiō. 11. Cum grano salis. 12. Per aspĕra ad astra. 13. Ob agnum. 14. Inter nos. 15. Ab equis ad asĭnos. 16. Pro et contra. 17. Ex toto animo. 18. Margaritas ante porcos. 19. Natura nihil sine causa gignit. 20. Exempli gratiā. 21. Ex libris.
PRAESENS INDICATĪVI PASSĪVI Упражнения 1 .Проспрягайте в praes. ind. pass. глаголы curāre заботиться, continēre сдерживать, ограничивать, defendĕre защищать, munīre укреплять, переведите формы 1 лица ед. и мн. числа; narrāre, respondēre, absolvĕre, nutrīre, переведите формы 1 лица ед. и мн. числа. 2. Переведите предложения на русский язык. А. 1. Stellae viam monstrant. Via stellis monstrātur. 2. Romāni Gallos supĕrant. Galli a Romānis superantur. 3. Agricŏlae agrum colunt. Ager ab agricŏlis colĭtur. 4. Vallum et fossa castra muniunt. Castra vallo fossaque muniuntur. 5. Donis etiam dei vincuntur. 6. Incŏlae vici agricŏlae appellantur, nam agros colunt. 7. Oppĭdum muris firmis munītur. 8. Monēre et monēri proprium est verae amicitiae. 9. A malis neglĕgi non molestum est. 10. Nunquam pericŭlum sine pericŭlo vincĭtur. 11. Luna circum terram vertĭtur. 12. Prudentiā saepe vitantur pericŭla. 13. Ubi vinci necesse est, expĕdit cedere. 14. Avaritia neque copiā, neque inopiā minuĭtur. 15. Contra verbōso noli contendĕre verbis: sermo datur cunctis, anĭmi sapientia paucis. 16. A probis probāri, ab improbis improbāri aequa laus est. 17. Agri et oppĭda bellis delentur. 18. In bello viri, femĭnae, libĕri interficiuntur. 19. Servi Romā pronullis habentur. 20. Qui verbis non prohibentur, poenā non deterrentur. 21. Nihil recte sine exemplo docētur aut discĭtur. B. 1. Poētae audiuntur, leguntur, ediscuntur. 2. Fortūna dicĭtur caeca. 3. Ut salutāmus, ita resalutāmur. 4. Instrumenta et arma e ferro parantur. 5. In scholam mitteris. 6. Si bene agitis, laudāmini. 7. Si vis amari, ama. 8. Nemo debet bis punīri pro uno delicto. 9. Consilia saepe commutantur. 10. Copiae ad proelium parantur. 11. Probo viri semper honorantur. 12. Oppĭda vestra bene muniuntur. 13. A meis amīcis defendor. 14. Etiam magna regna delentur. 15. Ab improbis viris laudāri honestum non est. 16. Clavus clavo pellitur. 17. Malo aliēno saepe docēmur. 18. Contra factum non datur argumentum.
3 .Переведите на латинский язык. Преобразуйте действительную конструкцию в страдательную 1.Римляне читают басни греческих поэтов. 2. Жители Земли побеждают (superāre) природу. 3. Дружба украшает жизнь. 4. Земледельцы пашут землю. 5. Терпение всё побеждает. 6. Согласие рождает победу. 7. Праздность (otium, i n) рождает пороки. 4. Преобразуйте действительную конструкцию в страдательную, страдательную конструкцию в действительную, переведите предложения на русский язык. 1.Murus oppĭdum cingit. 2. Medĭcus aegrōtum curat. 3. Romāni castra muniunt. 4. Diana a Graecis dea silvārum putātur. 5. Victoria concordiā gignĭtur. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (PRONOMĬNA DEMONSTRATĪVA) hic, haec, hoc этот iste, ista, istud тот ille, illa, illud тот is, ea, id тот, он Склоняются по І-ІІ склонению с местоименной особенностью: gen. s. –īus, dat. s. –ī. Таблица склонения указательных местоимений
Упражнения 1. Согласуйте указательные местоимения is, ea, id с существительными modus, i m; argumentum, i n; fabŭla, ae f, полученные словосочетания просклоняйте. 2. Определите падежные формы словосочетаний и предложных конструкций. Amicōrum meōrum, discipŭlis bonis, cum filiis, nautārum honestōrum, ad magistrum, in eo libro, puĕri boni, incŏlas libĕros, totam vitam, vitā meā, virum honestum, in eisdem fabŭlis, eo bello, agricolārum illōrum, filii mei, patriam nostram, cum viro honesto, eōrum nautārum, ei domĭni, ei domĭno, eam filiam, eis puĕris, ea templa.
3. Переведите предложения на русский язык. А. 1.Ego tibi, tu mihi. 2. Inter nos. 3. Illas fabŭlas bonas lege, filia mea! 4. Alter ego. 5. Nec sibi, nec altĕri. 6. Pax vobiscum. 7. Ego nihil timeo, quia nihil habeo. 8. Homo doctus semper in se divitias habet. 9. Omnia mea mecum porto. 10. Vade mecum! 11. Saepe ad me scribe, mi amīce! 12. Veni ad me; ad te saepe venio. В. 1. Ille puer libros amat. 2. Illi puĕri libros legunt. 3.Filia illīus viri puella bona et pulchra est; eam amo. 4. Is medĭcus filiam meam curat; eius artificium notum est; ei credo. 5. Qui discit sine libro, is aquam haurit cribro (cribrum, i n решето). 6. Ex eādem epistŭla multa nova de vita amīci mei Hispania cognosco. 7. In ea silva multae bestiae sunt. 8. Non mihi soli vivo, sed etiam patriae.
4. Заполните в предложениях пропуск, вставив соответствующие формы местоимения ille, illa, illud (многоточие указывает на пропуск местоимения перед определяемым словом).
1.In … silvā ambulāre amo. 2. Magister … puĕros docet. 3. Magister … puĕro de bello Troiāno narrat. 4. In … silvam venīre amas. 5. Discipŭlus … littĕras magistro suo scribit. 6. Filiam … viri amo. 7. Da mihi … librum, mi fili! 8. Puer … libros legĕre debet. 9. Ad te … viā venio. 10. Magister librum … discipŭlo dat. 11. Ad … stellas via longa est! 12. Nautae Romāni … insŭlam capiunt. 13. De natūrā … loci narra mihi, amīce! 14. Filia mea … libros habet. 15. Discipŭlus … magistro littĕras mittit. 16. In … silvā multae bestiae sunt. 17. Magister … discipŭlum laudat. 18. Filia …viri pulchra est. 19. Nautae Romāni … insŭlam defendunt. 20. Filia mea … fabŭlas audīre amat. 21. Magister de vitā … poētae nobis narrat. 22. Agricŏlae … agrum colunt.
Lupus in fabŭlis Sunt duo poētae antiqui, qui saepe fabŭlas de lupo narrant: unus poēta Graecōrum, Aesōpus nomĭne, alter Phaedrus, poēta Romanōrum. Fabŭlae eorum lupum, ut bestiam saevam et feram, pingunt. Lupus aliquando ad rivum agnum videt. Rivi aqua a lupo ad agnum fluit, sed lupus avĭdus agno clamat: «Cur mihi aquam turbas?» Et agnum misĕrum devŏrat. Sic Phaedrus narrat. Aesōpus fabŭlam de lupo et equo narrat. Lupus equum in arvum invītat et avēnam ei promittit. Lupo in anĭmo est equum lacerāre. Sed dolus eius patet. Itaque equus salvus est. Et puĕri et viri timent lupum eumque nomināre cavent. Lupus, ut fama est, advenīre solet, si eum memŏrant. Unde proverbium est: «Lupus in fabŭlis». Nam si quis subĭto advenit, cum de eo colloquium est, convīvae digĭtis eum monstrant et «lupus in fabŭlis» clamant.
МЕСТОИМЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (ADIECTĪVA PRONOMĬNA) Местоименные прилагательные (их десять) в gen. sing. имеют окончание - ius, в dat.sing. – i, в остальных падежах принимают окончания I и II склонения.
Упражнения 1. Просклоняйте словосочетания terra tota, discipŭlus unus, proverbium ullum.
2. Определите падежную форму прилагательных и притяжательных местоимений. Образуйте nom. sing.: vestrum, firmos, nullius, antiquōrum, nostro, bonae, parvam, suis, neutrārum, longum. 3. Поставьте существительные в нужном падеже: in (castra, orum n), cum (Graecus, i m), sine (filia, ae f), trans (provincia, ae, f), ad (murus, i m), apud (oppidum, i n).
4. Напишите основные формы глаголов ignoro 1, narro 1, deleo 2, intellego 3. 5. Образуйте 2 л. sing. et plur. praesens indicatīvi actīvi et passīvi et modus imperatīvus: colo 3 (обрабатываю), regno 1 (царствую), punio 4 (наказываю), teneo 2 (держу).
6. Переведите на русский язык. 1.Cognosce te ipsum. 2. Fac totum. 3. Non mihi soli vivo, sed etiam patriae. 4. Fortūna multis dat nimis, satis nulli (Martiālis). 5. Malum est aliud dicĕre, aliud sentīre. 6. Ex vitiis alterīus emenda tuum. 7. Mallum nullum est sine aliquo bono. 8. Audacia unīus viri totas copias servat. 9. Totīus fere Galliae legāti in unum locum conveniunt. 10. In poētis non Homēro soli locus est (Cicero). De Diana et Minerva Diana et Minerva deae sunt. Diana a Graecis dea silvārum putātur; praeterea Diana dea lunae est. Diana sagittas habet. Sagittis bestias silvārum necat. Minerva dea pugnārum putātur, et litteras amat. Minerva a Graecis Athenarum patrōna putātur. In Graecia et in Italia sunt multae statuae Dianae et Minervae. IMPERFECTUM INDICATĪVI ACTĪVI ET PASSĪVI Прошедшее несовершенное время изъявительного наклонения действительного и страдательного залога
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.24 (0.011 с.) |