Глава 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки



Авторский коллектив

Глава 1 - канд. ист. наук, доц. Костриков СП.

Глава 2 - д-р ист. наук, проф. Корчагова М.Н.

Глава 3 - канд. ист. наук, доц. Машанова Л.В.

Главы 4,6 - д-р ист. наук, проф. Жукова Л.А.

Глава 5 - канд. ист. наук, доц. Чернобаева А.Ю.

Главы 7,11 - д-р ист. наук, проф. Ершова Э.Б.

Главы 8, 10 - д-р ист. наук, проф. Ильюхов А.А.

Глава 9 - канд. ист. наук, доц. Крейс В.В.

Ответственный редактор

заведующий кафедрой истории и политологии,

кандидат исторических наук, доцент

СП. КОСТРИКОВ

Рецензенты

д-р ист. наук, проф. А.В. СЕМЕНОВА (Институт Российской истории РАН)

канд. ист. наук, проф. В.А. ФОМИН (Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации)

И90 История России в мировом историческом процессе с древности до наших дней [Текст]: учебник для бакалавров / Под общ. ред. СП. Кострикова; [СП. Костриков и др.]; Государственный университет управления, Институт государственного управления и права ГУУ. - М.: ГУУ, 2011. - 333 с.

ISBN 978-5-215-02361-7

Представленный учебник относится к разряду изданий нового поколения. Он рассчитан не только на сообщение совокупности фактов и дат, но и на самостоятельное усвоение студентами изучаемого материала. Содержание учебника соответствует но­вому стандарту изучения истории России на фоне событий и явлений мировой истории. Кратко показана история ведущих государств мира, сделаны сравнения и выделены особенности российской истории. Материал разбит на большие блоки (или периоды) и рассматривается в проблемно-хронологическом плане.

УДК [94(47+57)+94(470+471)](075) 6Н1

ISBN 978-5-215-02361-7

О Костриков СП., Корчагова М.Н., Машанова Л.В.,

Жукова Л.А., Чернобаева А.Ю., Ершова Э.Б., Ильюхов А.А., Крейс В.В., 2011 О ФГБОУВПО «Государственный университет управления», 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

История в качестве обязательной гуманитарной дисциплины изучается во всех вузах Российской Федерации. Ее освоение способствует гармоничному развитию человека, формированию его мировоззрения, гражданской позиции и социальной ответственности, повышает общую культуру и образование. Знание истории, в широком понимании этого слова, необходимо каждому грамотному человеку независимо от его профессии. Врачам необходимо знать историю медицины, инженерам -историю той или иной отрасли производства, банкирам - историю банковского дела и т.п. Но каждый человек, кроме всего прочего, обязан иметь представление об историческом прошлом своей страны, уважительно к нему относиться. Он должен знать и понимать место и роль своей страны в мировом историческом процессе, знать и понимать историю населяющих ее народов, являющихся одними из самых древних в мире, внесших огромный вклад в мировую историю и культуру. Ведь мы, ныне живущие, выросли из прошлого, несем на себе его печать, развиваемся под его воздействием и прогнозируем будущее на его основе. Мы - преемники целой цивилизации, которая в исторических масштабах уже стала великой и еще далеко не исчерпала своего творческого потенциала.

В данной книге основное внимание сосредоточено на событиях и явлениях, которые являются ключевыми для понимания особенностей исторического развития России и соотносятся с основными процессами в мировой истории. К ним можно отнести первостепенную роль института государства в истории нашей страны, его становление и развитие. Сложный процесс эволюции отечественной государственности с эпохи зарождения Древней Руси до нашего времени является основным стержнем учебника. Значительное внимание обращено на социально-экономическое развитие, отношения народов нашей страны с другими народами. Даются оценки деятельности различных правителей России. Через все повествование проходит идея патриотизма.

Поскольку студенты уже изучали историю в школе, то авторы обратили внимание, в первую очередь, не на событийную часть исторического процесса, а на оценочную, на углубленность в понимании фактов, событий, процессов, личностей. Оценивается политика государства в разное время, выясняются причинно-следственные связи, дается толкование явлениям. Таким образом, авторы учебника видят свою задачу в систематизации и обобщении полученных ранее знаний. В учебнике даны выводы только выверенные и признаваемые большинством специалистов-историков. Тексты, освещающие события современности, максимально деполитизированы.

В настоящем издании, безусловно, не рассматриваются все сюжеты более чем тысячелетней истории нашей страны. Для получения более полного и основательного знания необходимо дополнительно обращаться к различным справочным изданиям, другим учебникам и пособиям, к публикациям документов, к мемуарам исторических и политических деятелей, к научным статьям и монографиям. Имеющийся в учебнике достаточно большой список литературы позволит найти нужное издание.

Учебник предполагает значительную самостоятельную работу и самоконтроль, для чего в конце каждой главы помещены вопросы, а также задания для самостоятельной работы. В тексте специально выделены узловые понятия и термины, самые важные даты. Это должно помочь студентам уяснить главное и выполнить указанные задания.

Учебник заканчивается описанием событий начала XXI в. Поэтому происходящее в первом десятилетии нашего столетия отраженно в нем в самых общих чертах.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Отрасли исторической науки

История - наука комплексная. Она имеет свои отрасли и специальные дисциплины. Научные труды, посвященные изучению истории, называются историческими исследованиями. Они могут носить общий характер (всемирная история), могут освещать отдельные исторические периоды (история Средних веков), историю континентов и стран (история Европы, история России), отдельных народов (история славян) и т.д. Изучаются также разные сферы общественной жизни: социальная история, история международных отношений и т.д. Совокупность исследований по отдельной тематике называется историографией. Историографией называют и историю развития самой исторической науки, т.е. специальную историческую дисциплину.

К категории специальных исторических дисциплин в рамках исторической науки относят: археологию, источниковедение, археографию и др.

Основой любого исторического исследования являются исторические источники. Это - вещественные, лингвистические (язык), этнографические (нравы, обычаи, быт), устные, письменные и прочие продукты и следы человеческой деятельности.

Разные виды источников изучаются при помощи специальных методов и приемов. Этот инструментарий и соответствующие теоретические основы разрабатывают вспомогательные исторические дисциплины: нумизматика, геральдика, фалеристика (ордена, медали, прочие знаки), топонимика, оружиеведение и др.

Имея источник или разные виды источников, специалист на основе их изучения может сделать серьезные выводы и глубокие обобщения о прошлом страны, народа, всего человечества и т.п.

В 60-е - 70-е гг. XX в. появляется новая историческая дисциплина -так называемая биосоциальная история, которая изучает такие аспекты, как история болезней, история человеческого тела, история человеческой диеты и т.д. Данные этих исследований не только помогают лучше узнать прошлое, но и имеют важное значение для других наук.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РОССИИ И МИРЕ

Древний Восток и античный мир.

Древнерусское государство

Образование Древнерусского государства органично вписывалось в контекст европейского развития; но имелись и свои особенности. Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со шторой половины IX до начала XII в.

Ми мерном этапе формирования древнерусской государственности (с середины IX до конца X в.) при князе Олеге (882-911) были решены следующие важные государственные задачи: присоединены земли ряда восточнославянских племён, введена выплата дани - «полюдье», которая составила одну из экономических основ государства. За счёт дани и военной добычи содержались органы государственного управления, дружина, ближайшее окружение князя и его двор. Преемнику Олега князю Игорю (912-945) пришлось подавлять многие годы сепаратистские устремления ряда племенных союзов. Княгиня Ольга (945-964) стремилась укрепить великокняжескую власть: она упорядочила размеры взимаемой дани, определила место её сбора (погост), провела отдельные реформы в системе административного управления. При сыне Ольги князе Святославе (964-972) укрепились государственные основы, повысилась обороноспособность страны. Славу Руси в этот период принесли военные победы в борьбе с Византией, разгром Хазарского каганата. Именно в этот период западноевропейские хроники стали называть Русь Гардарикой (страной городов).

На втором этапе (конец X - первая половина XI в.) Русь достигла расцвета. За тридцать пять лет правления Владимира (980-1015) продолжался процесс территориального расширения. Особое значение имело принятие христианства. К IX в., когда европейские государства по большей части были христианскими, восточные славяне ещё поклонялись силам и объектам природы. Владимир решительно заменил язычество христианством, которое принял после захвата греческой колонии Херсонес и женитьбы на сестре византийского императора Анне. Так языческий князь Владимир Красное Солнышко стал Владимиром Святым. Массовое крещение дружины и населения в короткие сроки создало ту духовную основу, благодаря которой географическая близость Руси к Византии и их геополитическое сходство закрепились идеологически. Принятие христианства определило дальнейшую судьбу Руси, её исторический путь. Христианство было государственной религией в Византии. То же и на Руси: государственная религия (христианство) соединила княжескую власть с основной массой населения. Русь вышла из международной изоляции.

Введение христианства способствовало укреплению политического единства древнерусских земель, окончательной ликвидации племенной обособленности. Оценивая поистине великое значение христианства для становления русской государственности, формирования единого этноса и его культуры, необходимо обратить внимание на следующие особенности. На Руси долгое время сохранялось двоеверие - язычество и христианство. Языческие традиции особенно долго сохранялись на севере страны и в более удалённых от центра регионах.

Христианство утверждалось на Руси в виде православия, которое и стало духовно-религиозной основой нашего общества. В православии слабее, чем в западном (римском) христианстве выражена идея прогресса. В православии речь идёт о духовном преображении человека и устремлённости его, вследствие этого, не вперёд, а скорее вверх. Русское православие ориентируется прежде всего на Новый Завет с его проповедью любви к ближнему, а идея прогресса наиболее ярко выражена в Ветхом Завете. Религиозные деятели, приверженные классическому русскому православию, постоянно подчёркивали это различие.

Международное положение Руси значительно упрочилось при великом князе Ярославе Мудром (1019-1054).

Третий этап (вторая половина XI - начало XII в.) отмечен попытками предотвращения надвигающегося распада. Эти попытки были осуществлены великим князем Владимиром Мономахом (1113-1125). При нём был создан новый юридический свод - так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI - начале XII вв. Пространная Правда зафиксировала существование боярской собственности, внесла изменения в ряд существовавших ранее законов («Древнейшей Правды», «Правды Ярославичей» и др.).

В Древней Руси несколько иной была роль городов. Если в Европе города - это центры торговли, ремесла, корпораций, то на Руси - это скорее общинные и волостные центры. Каждый город - это центр городской волости, одновременно и государственное образование, т. е. город-государство. Структура политической власти в нём была очень похожа на то, что было в древности, например, в древнегреческих городах-государствах (полисах). Там существовало народное собрание - вече, верховный правитель - князь, избиравшийся вечем, и совет знати.

Древнерусское государство можно определить как раннефеодальную монархию. Феодальные отношения только зарождались в процессе перехода от племенных, родовых. В Западной Европе этот процесс начался раньше. Во главе государства на Руси стоял наследственный князь. Существовало два права наследования: родовое и семейное. Родовое -наследство переходит от старшего сына главы рода к младшему. Семейное - наследство переходит от старшего сына главы рода к его сыновьям. Земля принадлежала всему княжескому роду, поэтому весь княжеский род оставался носителем верховной власти в русской земле. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемые старшие дружинники, составлявшие совет, «думу» князя, стали именоваться боярами. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Если бояре выступали в роли воевод (предводителей различных по численности и назначению военных отрядов), то младшие дружинники исполняли обязанности административных агентов-мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т. п. Из состава дружинников выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны, огнищане и др. Дружинные отношения строились на личных договорных отношениях.

Среди простых людей выделялись категории: смерды, холопы, рабы-пленники, изгои, рядовичи, закупы. На ранних этапах становления древнерусского государства большинство населения были свободными людьми.

Большую роль играло вече. Князь заключал с вече договор. Вече могло и не принять князя (такие случаи были довольно частыми). Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для подчинения вече. С помощью веча народ влиял на ход политической жизни в желательном для себя направлении. По мере становления древнерусских городов-государств и освобождения их из под власти Киева возрастала и активность вечевых собраний. Вечу подчинялось и народное ополчение. Вооружённый народ был организован по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно народные ополчения решали исход сражения. Влияние княжеской дружины было существенным, но не определяющим. Дружина представляла собой отборное ядро княжьих воинов-телохранителей, своеобразный «штаб», который во время войны давал народному ополчению командиров.

Одновременно шёл процесс расслоения общины. Создаётся, как и в других странах Европы, княжеский домен, т. е. комплекс населенных земель, принадлежащих непосредственно главе государства, главе династии. Такие же владения появляются у братьев великого князя, у его жены, у других княжеских родственников. Их возникновение знаменовало наступление новых порядков, основанных на зарождении земельной собственности и появлении зависимых людей, живущих и работающих на земле, принадлежащей уже не им, а господину. С течением времени правители стали жаловать местным князьям, боярам права на сбор дани с тех или иных земель, право суда. Постепенно стала складываться система вассалитета, когда населённые земли попадали под полное влияние своих господ-вассалов великого князя, которые, в свою очередь, жаловали часть этих земель и часть прав на них своим вассалам.

В IX - первой половине XI в. князья собирали дань со свободных общинников. Сбор дани осуществлялся во время полюдья, когда князь со своей дружиной приезжал в определённый центр, где и получал дань с местного населения. Размер дани первоначально был не фиксирован. Княгиня Ольга установила фиксированный размер дани. Дань явилась первой известной на Руси формой зависимости населения от государства. Земли превращались в даннические, а жившие на них люди - в данников. Происходило так называемое окняжение подвластных земель великому князю, государству, так как получаемая дань шла на нужды не только князя, но и всего складывающегося государства. Государство, тем самым, утверждало свою верховную собственность на все подвластные земли. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли. По сравнению с Европой в основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а коллективное землевладение свободных крестьян-общинников. Некоторые авторы возникновение феодального землевладения относят к IX-X вв., но большинство полагает, что в X в.существовали лишь отдельные княжеские сёла, а уже во второй половине XI - первой половине XII в. образуется феодальная вотчина. По мнению российского учёного Л.В. Черепнина, для периода X-XI вв. господствовавшей формой собственности на Руси была государственная. А уже к XII в. складывалось землевладение княжеское, боярское, церковное и др.

Имеющиеся сведения об общественном строе Руси IX-X вв. позволяют говорить, что общественная элита состояла из князей и военно-дружинной знати. Она существовала за счёт получения от населения прибавочного продукта в виде дани - поземельной подати и судебных штрафов. Что касается частного крупного землевладения, то можно говорить лишь о первых шагах его формирования, при этом только с середины X в. и только в отношении киевских князей.

Сбор государственных податей осуществлялся в пределах «волости». Волость - это княжеское владение со стольным городом, территориальная единица в пределах государства, управляемая князем из рода Рюриковичей под верховной властью киевского князя.

В IX-X вв. на Руси формируется общество, в котором в роли элиты выступал военно-служилый слой во главе с князьями. Его представители получали доход тремя способами: 1) через распределение в их среде государственных доходов; 2) благодаря отправлению должностей в государственном аппарате; 3) от собственных земельных владений, жалуемых князем за службу.

Образование Российского государства

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533).

По сравнению с Западом в России явно доминировала политическая централизация, сложился национальный тип централизации, своеобразие которого проявлялось, по определению В.О. Ключевского, «в собирании не столько земель, сколько властей».

В России, по сравнению с Западом, формирование единого централизованного государства проходило не на предбуржуазной основе, а на более ранней фазе феодального общественного развития. Фактическое объединение русских земель в единое Российское государство произошло уже во второй половине XV в. Этот процесс носил «опережающий» характер, когда сначала возникло централизованное государство, а спустя два века сформировались необходимые социально-экономические основы его единства.

Судьбы российской цивилизации предопределялись самой проблемой сохранения самобытности русского народа, оказавшегося между Востоком (Золотой Ордой) и Западом - Литвой, Польшей, Ливонским орденом и Швецией. Цивилизационные процессы -объединительные и централизаторские тенденции того времени -осложнялись и осуществлением сначала трех основных центров объединения - Литовско-Русского государства, Москвы и Твери, а позднее - Вильно и Москвы.

Тверь в 1327 г. подняла восстание против Орды. Московский князь Иван Калита принял активное участие в карательном походе хана Узбека. После «великого разорения» Тверь теряет свои позиции лидера в объединительном процессе, а в 1375 г. окончательно признает первенство Москвы и Тверской князь становится «братом молодшим» Московского князя.

Соперничество Вильно (Литовско-Русского государства) и Москвы в объединении русских земель по существу являлось формой выбора между более западным и более восточным вариантом цивилизационного развития Руси и России. Оставаясь страной в основном западного варианта цивилизации, Россия испытала в ордынский период весьма сильное воздействие Востока, и победа Москвы в соперничестве усилила восточные тенденции, что отчасти и объясняет нашу близость к восточному (традиционному) типу развития.

Основатель Российского государства Иван Васильевич III по праву может быть отнесен к числу выдающихся исторических личностей. По оценке Н.М. Карамзина, он был «герой не только Российской, но и всемирной истории». Не случайно современники связывали масштабность успехов Ивана III с такими его чертами, как осмотрительность, проницательность и дальновидность в сочетании с широким кругозором, и последовательностью в достижении цели. Он официально принял титул «Государя всея Руси», а в конце XV в. стал именовать себя самодержцем и царем.

Решающее значение в создании единого государства несомненно имело присоединение в 1478 г. Новгорода. В 1471 г. Иван III, узнав о решении новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борецкой заключить союз с Литвой, обвинил их в том, что они «отпали от православия к латинству» и предпринял успешный поход, разгромив новгородское ополчение на реке Шелони. Новгородцы были вынуждены присягнуть на верность московскому князю и выплатить контрибуцию в 16 тыс. рублей. Были конфискованы десять крупнейших церковных новгородских волостей, а монастыри лишились половины своих деревень. Окончательное присоединение Новгорода произошло в 1478 г. В Москву был увезен символ независимости и новгородского «народоправства» -вечевой колокол. Слияние двух геополитических центров ускорило процесс формирования единой «великоросской» культуры и народности, а Северо-Восточная Русь стала теперь называться Великороссией.

1480 г. вошел в историю как знаменитое «стояние» русских и ордынских войск на реке Угре (притоке Оки). Во главе ордынских войск стоял хан Ахмад, заключивший союз с польско-литовским королем Казимиром IV. 8 октября 1480 г. началось сражение, которое продолжалось четыре дня и было весьма ожесточенным. Ордынцы понесли ощутимые потери, им не удалось прорваться на левый берег Угры. Победу русским обеспечили хорошее знание местности, воинское умение, стойкость, выдержка, превосходство в огнестрельном оружии, и прежде всего в артиллерии (ее у Ахмада не было). Через несколько дней хан предпринял еще несколько попыток форсировать Угру, но они были неудачны.

Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. 11 октября Ахмад начал быстрый отход, подвергнув опустошительному разорению обширные литовские владения на верхней Оке и ее притоках. Так хан мстил своему неверному союзнику. Поход Ахмада, задуманный как повторение нашествия Батыя, провалился, через два месяца он был убит своими бывшими союзниками, а через двадцать лет прекратит свое существование Большая Орда.

После этого исторического события в 1485 г. в состав Русского централизованного государства включается Тверское княжество, в итоге русско-литовской войны конца XV - начала XVI в. в границы России возвращается вся Северщина (включая Брянск, Путивль, Чернигов), в том числе и те земли, которые Ахмад разорил в 1480 г. В ближайшей перспективе - возвращение Смоленска и последних полусамостоятельных государственных образований (Псков и Рязань). И реализация этого была бы невозможна без окончательного свержении ордынского ига.

Важнейшее значение в становлении централизованного Российского государства имели реформы Ивана III, результатом которых стало создание единого общерусского законодательства, единой системы государственного управления и системы поместного землевладения. Наиболее значительным событием в политической централизации стало принятие Иваном III в 1497 г. по совету с Боярской думой нового свода законов - Судебника, приведшего к созданию единой системы судопроизводства, а главное, положившего начало процессу «сословного устроения» феодального общества.

Со второй половины XV в. главной особенностью формирования сословной структуры общества стало установление государством «военно-служилых» отношений господства и подчинения, когда каждое сословие становится по законам обязанным нести определенный круг государственных повинностей, так называемые «службу» и «тягло».

В эпоху Ивана III наиболее разительные перемены начинают происходить в статусе сословия феодалов. В период раздробленности феодалы сохраняли возникшие еще в Киевской Руси права вассалитета, когда они имели и возможность выбора сюзерена (князя), и свой иммунитет: право «ведать и судить» население в своих вотчинах. Но в результате ускоренной политической централизации они становились уже слугами «невольными», т.е. подданными Великого Московского князя и государя и обязанными служить только ему лично. Одновременно, в целях укрепления социальной опоры самодержавия, складывается поместное землевладение, исключительно за службу государю («конно, людно и оружно») формируется дворянство (из «слуг под дворски»), которое составляло основу армии. К концу века поместная система стала ведущей формой землевладения, а дворяне выделились в особый социальный слой феодалов.

В результате государственно-правовой консолидации сословия феодалов складывается и национальный тип феодальной иерархии,основанной на «местничестве» и институте «кормлений».

Местничеством, или обычаем «считаться местами», назывался порядок служебных от­ношений и замещения должностей по «отеческой чести», которая слагалась из двух элементов: родословной (происхождение) и служебной карьеры самого феодала и его предков.

Кормлениями называлась система вознаграждения феодалов за службу в качестве администраторов-наместников государя и волостелей на территории уездов и волостей, установленных Иваном III, с правом изымать в свою пользу «корма» - часть налогов и судебных пошлин.

Самым многочисленным сословием в Московской Руси было крестьянское, его консолидация с государством проходила в рамках постепенно формировавшейся системы крепостного права. Крестьянство делились на две категории: «владельческое» и «черносошное» (живущие на землях великого князя). Крестьяне, селившиеся на землях феодалов и монастырей, занимали по договору с господином участок земли и платили денежный оброк или отрабатывали барщину. По обычаям и законам они могли переходить от одного феодала к другому. Однако Судебник 1497 г. установил один срок перехода в году - две недели около Юрьева дня (26 ноября) и при условии, если полностью уплачены долги и дополнительная плата.

Посадское население русских городов также входило в состав «тяглового» сословия. Оно не завоевало статуса самостоятельности и привилегий в результате Батыева разорения городов, ликвидации городского вече князьями и ордынцами.

В начале XVI в. в стране насчитывалось 96 городов. Сравнительно немногочисленный городской посад, составлявший всего 1% от всего населения, делился на ремесленников и торговцев, объединенных в самоуправляющиеся общины, социальный статус которых был закреплен государством (запрещался переход из одного посада в другой). В условиях экономического подъема только в крупных городах началось разделение труда, среди ремесленников стало выделяться купечество. Несмотря на рост, города в целом оставались бесправными, лишенными права свободной торговли. Постепенно они становились сугубо политико-административными центрами, где «сидели» царские наместники-кормленщики и крупные феодалы.

В период ускоренной централизации в Московском государстве начинается перестройка всей политической системы: складывается сословная монархия, система вассалитета строится теперь на принципах военно-служилых отношений и местничества.

При русском монархе функционировал совет феодальной знати, называемый «Думой», или «Боярами» (название «Боярская дума» введено историками в XIX в.). Боярская дума при Иване III состояла из двух чинов: 5-12 бояр и до 12 окольничих. Функции и состав Боярской думы четко не определялись, но многие государевы указы начинались со слов; «Царь указал, а бояре приговорили». Большинство историков полагает, что в XV в. Дума была своеобразным высшим органом дворцово-вотчинной системы центрального управления. Своего рода исполнительными органами являлись Государев дворец и Государева казна. Дворец ведал преимущественно государственными (дворцовыми) землями, а казна - финансами и внешней политикой. Функции государственного управления зачастую дублировались и в центральных, и в местных органах, поэтому дворцово-вотчинная система была мало­эффективной.

Важнейшей предпосылкой и духовной основой централизации стало формирование в конце XV в. национально-государственной идеологии, закономерно совпавшее с достижением Русской православной церковью своей самостоятельности (автокефальности) после падения в 1453 г. Византийской империи. Еще в 1442 г. в Москве был впервые избран митрополит без санкции Византийского патриарха. В 1589 г. создается Московская патриархия и первым русским патриархом на Церковном соборе избирается Иов. Достижение Русской православной церковью своей самостоятельности имело поистине историческое значение.

Участие ее представителей в Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1445) было крупной международной акцией, связанной с событиями всемирного масштаба. Один из участников русской делегации в Италию -иеромонах Симеон из Суздаля создал повесть о Флорентийском соборе, в которой отстаивал независимость православной церкви и государства. Русь отвергла Флорентийскую унию (1439). Это порождало необходимость обосновать подобный акт во всемирно-историческом плане. Таким новым историческим трудом - своего рода заявкой России на роль мирового центра православия, и был русский хронограф XV в.

Хронограф был, безусловно, шагом вперед в разработке теории всемирно-исторического процесса. Он перенес на русскую почву бытовавшую в западноевропейской средневековой историографии теорию четырех мировых монархий. Идея третьего Рима («Москва - Третий Рим») есть развитие этой теории применительно к России.

В знаменитом послании псковского монарха Филофея Василию III (XVI в.) утверждалась идея, что Рим пал из-за ересей, второй (Константинополь) из-за заключения в 1439 г. унии с католичеством и признания верховенства власти римского папы. «Третий» истинно православный Рим (Москва) стоит на вечные времена, «а четвертому не бытии». Смысл жизни каждого человека отныне определялся служением государю - «помазаннику Божьему» во имя сохранения «Третьего Рима».

Другой фундаментальной основой идеологии самодержавия становятся концепции о преемственности власти московских государей от римских и византийских императоров. Появляются повествования о пребывании на Руси апостола Андрея Первозванного, «Сказание о князьях Владимирских» (русские князья ведут свой род «от августа - кесаря»). Примечательны факты женитьбы Ивана III на Софье (Зое) Палеолог -дочери брата последнего византийского императора, а также принятия герба Византийской империи - Двуглавого орла. Российское государство стало официально именоваться «Россией», от греческого и византийского названия Руси. Таким образом, государственная идеология «православного царства» утверждала в народе вотчинно-теократические идеи о происхождении, характере и содержании самодержавия.

Формирование новой идеологии не было, конечно, единовременным актом. Оно продолжалось не одно столетие и отражало тенденции и противоречия опережающей политической централизации.

Как считают исследователи-историки, первым выходом Московского великого князя на международную арену было предложение папского двора вступить в брак с Софьей Палеолог. С 1469 г., раньше, чем с другими европейскими странами, начинается обмен посольствами с Римом. Папский двор был центром международной жизни, и двухлетние переговоры о заключении брака ввели московского государя в курс основных политических событий Европы, позволили ему параллельно с Римом обмениваться посольствами, вести переговоры с целым рядом государств.

Из Москвы в Италию через всю Европу пролег довольно наезженный путь русских послов. Связи России с Италией имели большое значение для русской культуры. Они связывали Россию с крупнейшими центрами западноевропейского культурного мира, в первую очередь с Римом и Венецией. Среди задач, которые ставились русским послам в 80-90-х гг. XV в. и позже, были поиск и приглашение на службу мастеров и ремесленников, и Италия дала их больше, чем другие страны. Это были мастера различных специальностей, в первую очередь строители крепостей и каменных зданий, архитекторы, ювелиры. Москва обязана им постройкой многих из своих замечательных зданий, новой, более совершенной техникой строительства (Аристотель Фьораванти -Успенский собор в Кремле - 1475-1479 и др.).

Территория Великого Московского княжества при Иване III выросла в 6 раз (более 500 тыс. кв. км.), оно получило признание как монархия и мощная военная держава.

В период становления Российского государства формируется отличный от общеевропейского национальный тип сословной организации общества. Уже в годы правления Ивана III складывается система авторитарной власти, которая все больше приобретает самодержавный и сакральный характер. Феодальные отношения вассалитета все более сочетаются с подданническими, близкими к восточному цивилизационному типу. Экономической основой подданичества становится преобладание государственных форм собственности на землю. Складывается поместная система землевладения, «служилое» дворянство становится опорой самодержавия.

Судебник 1497 г. положил начало закрепощения крестьян. Перечисленные элементы восточного типа цивилизации, характерные для периода становления российской государственности, приобретают новые черты и формы в XVI в.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что было основой средневекового общества в Европе и наВостоке? Какое значение имела феодальная собственность на землю?

2. В чем проявлялась специфика развития феодализма в средневековых государствах Востока, Западной Европы, Византии, Руси?

3. Русь и Орда: особенности взаимоотношений.

4. Монгольский фактор в формировании Российской цивилизации: проблема восточных заимствований в российской государственности и культуре.

5. Агрессия Запада: шведов, германцев, Ливонского ордена. Историческое значение битв на Неве в июле 1240 г. и на Чудскомозере 5 апреля 1242 г.

6. На каких условиях проводило политику объединения русских земель Великое княжество Литовское и Русское? Какие необратимые изменения произошли в Литве после принятия в 1385 г. Кревской династической унии?

7. В чем проявлялись особенности создания единого Российского государства по сравнению с Западной Европой?

8. Почему в формировании национального типа централизации решающее значение имела политическая централизация?

9. Какие изменения «в устроении» феодального общества России связаны с реформами Ивана III?

10. «Москва - Третий Рим». Можно ли рассматривать идею третьего Рима как развитие теории всемирно-исторического процесса применительно к России?

11. В русских землях XIII-XV вв. объединительные тенденции осложнялись существованием нескольких центров. Какие это центры? Что Вы знаете о потенциально возможном центреобъединения земель - Великом княжестве Литовском и русском? Чем можно объяснить победу Москвы в этом соперничестве? И можно ли рассматривать победу Москвы как выбор более восточного варианта цивилизационного развития Руси и России под влиянием Золотой Орды?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.065 с.)