Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития мировой и отечественной исторической наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Элементы исторических повествований мы находим уже в устном народном творчестве. Они постепенно складывались в связанное повествование о реальных событиях во времени. Важнейшей предпосылкой для этого стало понимание времени как поступательного, непрерывного и необратимого процесса. Еще одним важным событием стало появление письменности, которая позволяла дольше сохранять память о реальных событиях и людях, отделяя их от наслоений легендарности. Само историческое знание родилось из летописных записей (хронографов), где фиксировалось всё, что достойно памяти. Так поступали жрецы уже в древнем Междуречье или Египте, где возникли первые очаги человеческой цивилизации. Как самостоятельный жанр литературы история возникает в Древней Греции, одном из наиболее развитых регионов древности, на рубеже VII-VI вв. до н.э. Ранние историки назывались «логографы» и занимались изложением истории отдельных греческих городов-государств, доказывая их древность и величие. С появлением труда Геродота история постепенно обретает права отдельной науки. У древних греков из 9-ти муз-покровительниц наук и художеств одна - Клио - была покровительницей истории. Это говорит о той значимости, которую греки придавали этой науке в своей жизни. Древняя Греция дала много выдающихся историков: Фукидид, Ксенофонт, Полибий и др. Их труды сейчас служат ценнейшими источниками по истории античного мира. Восприемниками греков стали римские историки. Видными историками были: Гай Юлий Цезарь, Корнелий Тацит и др. После падения в V в. Римской империи в Европе происходит замедление развития производительных сил и, как следствие, регресс в науке. Основой всего стало христианство. История становится церковной, а главныс источником – Библия.Писалась реальная история. Но ее главной целью было «понять планы и намерения Бога». Поэтому у ранних христианских историков-схоластов много вымыслов и суеверий. Важность истории подчеркивалась тем, что она считалась «княжеской наукой». Её изучение было существенным атрибутом подготовки правителей. Постепенно, с развитием товарно-денежных отношений происходит отход от схоластики. А потребности жизни способствовали появлению образованных людей и формированию светской культуры. В эпоху Возрождения заново открываются духовные богатства античности. Труды греческих и римских историков служат источниками для изучения и примерами для подражания. Настоящее превращение истории в науку происходит в XVI-XVII вв., отмеченные развитием производительных сил и успехами человеческого разума (европейский философский рационализм). Лоренцо Балла, Никколо Макиавелли, Жан Боден. Джамбатиста Вико закладывают современные основы истории. Они утвердили критический анализ, возможность прогноза на основе исторического опыта, понятие о прогрессе как законе развития общества. Идеологи Просвещения XVIII в., отражая взгляды поднимающейся буржуазии, развивали новое понимание задач истории. Они указывали, что историки не должны ограничиваться пересказом событий, а выявлять смысл произошедшего, объяснять факты. Именно просветители стали использовать историю как мощное идеологическое оружие в борьбе с феодализмом, церковью и абсолютизмом. Первая половина XIX в. ознаменовалась достижениями немецкой классической философии, выдвинувшей принципы историзма, т.е. подход к действительности как изменяющейся и развивающейся во времени, анализ фактов в связи с конкретным опытом истории. Она выдвинула учение о диалектическом характере человеческого развития, идеи классовой борьбы. В середине XIX в. появляется марксизм, теория, обобщившая опыт предшественников и произведшая революционный переворот в науке. Исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, соединивший историзм, диалектику и материалистическое понимание истории, открыл закономерности и движущие силы развития человечества, указав гать к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса. С этого момента основная масса историков разделилась на марксистов и приверженцев буржуазных школ и направлений. Во второй половине XIX в. общим течением в буржуазной историографии становится позитивизм. Его основатели (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер и др.) пытались в области философии и социологии опереться на достижения естественных наук, прежде всего - учение Дарвина. По их мысли, знание есть совокупный результат специализированных наук. При этом сами науки не нуждаются в какой-то философской базе, лежащей в основе методологии научных исследований, а само исследование есть тщательное описание явлений (феноменализм). Переход мира в монополистическую стадию развития на рубеже XIX-XX вв. привел к кризису сложившихся представлений и идеалов. Происходит возврат к субъективно-идеалистическому воззрению на историческое прошлое (неокантианство), что было отступлением даже от идей Просвещения. Октябрьская революция 1917 г. в России изменила ситуацию, способствовала широкому распространению марксизма. А победа СССР над фашизмом подняла авторитет нашей страны на небывалую высоту и вызвала глубокий интерес к нашему опыту, в том числе и в области истории. Соперничество сверхдержав - СССР и США - стимулировали научные исследования во всех областях. Системный кризис в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг. привел к разрушению союзного государства и лагеря социалистических стран. Общий развал отразился и на состоянии исторической науки. Марксизм отступил, дав возможность преобладать иным взглядам на исторические исследования. Отечественная историография делится на ряд этапов. Первый называют летописным. Он простирается с XI до XVII в. Его мировоззренческой основой является Провидение Божье. А содержанием -общее повествование о русской истории, представление об историческом единстве Руси. Главный письменный памятник - «Повесть временных лет» - первая русская летопись, составленная в XI в. С XII-XIII вв. единая летопись сменяется местными - Киевской, Владимирской, Новгородской и др., - что отражало политическую раздробленность Руси. За летописями возникает историческая повесть - историко-поэтическое повествование о знаменательных событиях и героях: «Слово о полку Игореве», «Житие Св. Александра Невского», «Сказание о Мамаевом побоище» и др. К XV в. летопись возвращается к общерусским сюжетам, что связано с образованием единого Московского государства. Продолжает развиваться историческая повесть. Появляются первые попытки исторического собирательства и критического обозрения нашей истории в особой книге «Синопсис» (по-греч. - «обозрение», вышла в 1674 г.). Второй этап начинается в XVIII в., когда история становится наукой. В.Н. Татищев создает «Историю российскую с самых древнейших времен» (в 5-ти томах). М.В. Ломоносов пишет «Древнюю русскую историю», а М.М. Щербатов 7-томную «Историю российскую от древнейших времен». Это первые систематические исследования по истории нашей страны. Появление этих трудов связано с выходом России в число ведущих мировых держав. Авторы выступают с патриотических позиций. М.В. Ломоносов впервые поставил вопрос о параллелизме русской и западной истории. В XVIII в. берет начало русская археография - изучение русских летописей и других письменных памятников. Завершается этот этап историческими изысканиями Н.И. Новикова, который издавал первый русский исторический журнал «Древняя российская Вивлиофика», и Н.М. Карамзина, автора многотомной истории Российского государства, по которой в течение многих лет изучали нашу историю все - от царей и великих князей до выдающихся писателей и ученых первой половины XIX в. Третий этап нашей историографии приходится на XIX в. Его называют дворянско-буржуазным. Выдающимися представителями этого этапа были М.Т. Каченовский, М.П. Погодин, М.Т. Грановский, Н.И. Костомаров, К.Д. Кавелин, СМ. Соловьев и др. Активно развиваются исследования социально-экономической истории, истории других стран, археография, источниковедение. Начинаются археологические исследования. Возникают новые университеты, а в них - исторические кафедры и историко-филологические факультеты. Возникают общества по изучению древностей российских - в Москве, Харькове, Одессе. После крестьянской реформы 1861 г. развивается либеральное направление в русской историографии, достигшее расцвета в трудах СМ. Соловьева, Б.Н. Чичерина и К.Д. Кавелина. Этот этап завершается блестящей творческой деятельностью В.О. Ключевского. В конце XIX - начале XX в. развивается марксистское направление в историографии, которое относится к четвертому этапу. Базовые идеи этого направления были высказаны в трудах родоначальника русского марксизма Г.В. Плеханова и в работах основателя партии большевиков В.И. Ленина. Марксизм углубил изучение социально-экономической и политической истории, показал, что история - не хаотический набор фактов, личностей, событий, а поступательный закономерный процесс. Среди ученых новой волны можно назвать М.И. Туган-Барановского, П.Б. Струве, Н.П. Павлова-Сильванского, Ю.В. Готье, СВ. Бахрушина и первого профессора-марксиста в России М.Н. Покровского. Пятый этап отечественной историографии - советский. Он остается наиболее плодовитым и сложным периодом развития нашей исторической науки. После довольно небрежного отношения к истории в 20-е гг. с 1934 г. начинается её полноправное изучение и преподавание. Это был расцвет истории и историографии в нашей стране. Шестой этап (с конца 80-х гг. и до наших дней) связан с пересмотром многих прежних марксистских взглядов. К сожалению, главенство в преобразованиях получила не наука, а политическая целесообразность. В результате появилась масса политически заказных, скороспелых, поверхностных и ненаучных работ. Вся прежняя история, особенно советская, оценивалась с точностью до наоборот. Это напоминает сюжет с возвратом к неокантианству на рубеже XIX-XX вв., когда произошел откат от передовых научных достижений. Тем не менее, были и положительные моменты. Это расширение базы источников, новое освоение русских историков-классиков, расширение тематики исследований и т. д. С конца 90-х гг. XX в. ситуация начинает приходить в норму.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.151 (0.011 с.) |