Мая 1223 Г. На берегу реки калки произошло сражение русских и половецких отрядов с монгольскими войсками. Битву выиграли монголы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мая 1223 Г. На берегу реки калки произошло сражение русских и половецких отрядов с монгольскими войсками. Битву выиграли монголы.



После этого они двинулись в сторону Волги и через казахстанские степи вернулись в Монголию. Последние годы жизни Чингисхан провел в походах против Тангутского государства, игравшего важную роль среди народов Центральной Азии и Дальнего Востока. В 1227 г. он скончался. Сыновья и внуки продолжили его походы в страны Азии и Европы. В 1235 г. на хурале (курултае) чингисидов было принято решение о походе на Запад. Возглавил этот поход внук Чингисхана - Бату (Батый). В помощь ему были даны войска всех монгольских улусов.

В 1236 г. началось монгольское нашествие на Русь, а затем и на Восточную Европу. В ходе нашествия (1236-1242) монголы уничтожили государство Волжскую Булгарию, стерли с лица земли половцев, подчинили себе русские княжества Северо-Восточной, Южной и Юго-Западной Руси. В ходе дальнейшего наступления войска Батыя вторглись в Польшу, взяли Краков, разгромили армию венгерского короля, взяли штурмом столицу Венгрии Пешт, разгромили Словакию, с боями прошли по Чехии и Хорватии. Наступление монгольских туменов захлебнулось лишь на побережье Далмации, у самых границ Италии, они повернули назад через Болгарию и Русь на Волгу, образовав в ее низовьях в 1242-1243 гг. новое государство, получившее название улус Джучи или Золотая Орда.

Управление империей основывалось на двух принципах - родовом и военно-феодальном. Если родовой принцип, ведущий свое начало от исторически сложившейся родовой идеологии, должен был способствовать сохранению централизованного управления, то военно-феодальный принцип находился в полном противоречии с первым и привел постепенно к распаду империи на самостоятельные уделы-улусы. Сам Чингисхан перед смертью вынужден был разделить управление империи между сиоими четырьмя сыновьями.

Для превращения военно-феодальной монархии в бюрократическую монголами использовался опыт известных «управленцев» того времени. При великих ханах Угэдэе (1229-1241) и Гуюке (1246-1248) пост первого министра занимал уйгур Чинкай. Ряд «управленческих» реформ, адаптируя китайскую налоговую и административную систему, провел Елюй Чу-цай (киданец по происхождению и образованный китайский чиновник по воспитанию). Он привлек на службу 4030 чиновников-конфуцианцев, предпринял попытку сменить монгольскую систему назначения чиновничества китайской - использованием традиционных экзаменов на шание чиновника (впервые при Угэдэе в 1237 г. и позднее при Хубилае).

При монгольском дворе был создан «Великий императорский секретариат» и Елюй Чу-цай стал его первым «президентом». Секретариат был разделен на два управления (левое и правое). Левое управление ведало делами чиновников, финансами и придворными обрядами (ритуалом), а правое - делами армии, гвардии, юстиции и общественных работ. Это был центральный исполнительный орган с шестью «министерствами».

Основными элементами монголо-китайского государственного устройства, которые насаждались монголами в завоеванных ими странах, были система дуального управления военных и гражданских властей, переписи населения и основанные на них подати и повинности: подушно-поземельный налог, «тамга» (торговая пошлина - налог), «улаг» -постойная повинность и «корм», всеобщая воинская обязанность, выражающаяся в поставках рекрутов. Существенными элементами этой системы были сеть почтово-транспортных станций (ям), государственные мастерские и государственные закупки.

Чингисхан, как известно, принял в своем государстве уйгурийскую письменность в качестве официальной, общегосударственной. Монголы проявляли особый интерес к буддийской индо-тибетский литературе; буддизм утверждался как государственная религия. «Тайная история монголов» является выдающимся памятником не только монгольской литературы XIII в., но и мировой, переведена на многие языки мира.

В 1228 г. при возведении на престол Угэдэя был заложен величественный буддийский храм, а при Хубилае буддизм стал государственной религией. Столицу украшали двенадцать храмов (девять буддийских, два мусульманских и один христианский).

Монгольской империей была создана уникальная коммуникационная система, которая способствовала обмену не только товарами, но и людьми, идеями, информацией, производственными технологиями того времени. Установление контроля над мировыми торговыми путями привело к оживлению культурно-экономического обмена между Востоком и Западом.

Достоянием мировой цивилизации стали такие элементы монголо-китайской культуры, как технология выплавки чугуна, изготовление бумаги, книгопечатание, компас, порох.

Золотая Орда - общепринятое обозначение северо-западного улуса (удельного владения) Монгольской империи, а также государства, возникшего впоследствии на основе этого улуса. Официальным же наименованием государства служило словосочетание «улус Джучи» - по имени первого правителя, старшего сына Чингисхана.

В русских письменных источниках название Золотая Орда появилось в XVI в. (Казанский летописец). Золотая Орда (государство Джучидов), занимая огромные степные пространства между Дунаем и Иртышом, было одним из крупнейших государств Средневековья.

Время правления Узбека и его сына Джанибека - расцвет государственности и культуры Золотой Орды. Почти в безлюдной степи появились очаги земледелия, развитое скотоводство, города - центры торговли и ремесленного производства. По многим параметрам бытовая культура жителей степных городов превосходила западноевропейскую не только в роскоши жизни господствующих слоев, но и в элементарных условиях для рядовых людей.

Города были цивилизованно обустроены: широкие улицы, водопровод (в керамических трубах), канализация, общественные туалеты, бани. Последние выполняли функцию современных клубов. По словам Г.А. Федорова-Давыдова, много лет посвятившего изучению Золотой Орды, это был мир «яркой урбанистической восточной средневековой культуры», культуры «поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, арабских звездочетов, персидских стихов и мусульманской духовной учености, толкователей Корана и математиков-алгебраистов, изысканного тонкого орнамента и каллиграфии».

О Золотой Орде, как цивилизованном государстве, в рамках которого сложилось единство тюркских и восточнославянских этносов, пишет Э.С. Кульпин: «Хотя межэтнические контакты стали постоянными в период доминирования Хазарского каганата и Киевской Руси, интенсивность контактов возросла, когда основные народы этого региона были объединены под единой политической властью в государстве, именуемой Золотой Ордой. Значение данного события и становление российского суперэтноса, в формировании мировоззрения, общих представлений о мире и о себе народов России не отрицается, но ему придавали и придают значение намного меньшее по сравнению с другими: с возникновением Киевской Руси, принятием христианства, объединением северорусских земель Москвой».

Золотая Орда была для многих тюркских народов, в том числе и для татар, этнической колыбелью, и ее население, ее культура являются частью истории этих народов и, следовательно, частью истории России.

Население Золотой Орды с этнической точки зрения представляло собой довольно пестрый конгломерат различных народов. Среди них были булгары, буртасы, башкиры, ясы, черкесы, русские и др. Однако основную массу населения Золотой Орды составляли кыпчаки (половцы). В кыпчакской среде шел процесс постепенной ассимиляции монголов. Большая часть населения Золотой Орды - это кочевники, передвигавшиеся в степи со своим скотом, меньшая часть - население городов и поселков. Среди ПО городов и поселков были крупные по средневековым масштабам населенные пункты. Например, в столице государства Сарае насчитывалось более 75 тысяч человек.

Административная система Золотой Орды представляла собой точную копию устройства монгольской армии. Все государство - Великий Улус - делилось в соответствии с рангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) на определенные по величине уделы. При этом улусы не были наследственными владениями, которые можно было передать от отца к сыну. Более того, хан мог отобрать улус совсем или заменить его другим. В начальный период существования Золотой Орды крупных улусов было не более 15. Дальнейшее развитие государственности, появление городов, мусульманства, - знакомство с арабскими и персидскими традициями управления - привели к различным усложнениям, отмиранию ряда центральноазиатских обычаев. Вместо членения территории на два крыла появились четыре улуса во главе с улусбеками: Сарай, Дешт и Кыпчак, Крым, Хорезм. Каждый из этих четырех улусов делился на «области», являвшиеся улусами феодалов следующего ранга. Всего в Золотой Орде число таких «областей» в XIV в. составляло около 70, по числу темников.

Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый сословно-этнический состав этого государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских странах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. Господствующее положение в Золотой Орде занимал аристократический род потомков сына Чингисхана Джучи. Джучиды владели самым богатым и большим улусом типа домена. Они имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались высшие государственные и военные титулы и звания. Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (беки). Не являясь членами рода Джучидов, они, тем не менее, вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и его сыновей. Они часто назначались ханами на ответственные государственные и военные должности: темников, тысячников, баскаков. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Особое место в иерархической структуре Золотой орды занимали нукеры - дружинники феодалов. Они занимали средние должности: сотников, десятников и др. К господствующим слоям относились также духовенство, купцы, местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья и Крыма. Основную массу трудящихся в степных районах Золотой Орды составляли харачу -кочевники-скотоводы. В земледельческих районах Орды трудились феодально-зависимые крестьяне. Одни из них - сабанчи, живя общинами, обрабатывали земли феодалов, несли натуральные повинности, другие -уртакчи (издольщики) обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая. Ремесленники и торговцы городов платили десятую часть с торгов («тамгу»). Распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Но большинство рабов через одно-два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.

После нашествия монголов над Русью было установлено «иго» созданного завоевателями государства Золотой Орды. Ордынское «иго» выражалось прежде всего в политической зависимости - признании сюзеренитета монгольских ханов над Русью. Отношения вассалитета не были закреплены каким-либо договором, но русские князья должны были утверждаться на княжение в Монголии и Орде, получая от ханов ярлык -особую ханскую грамоту. Этот документ устанавливал управленческие полномочия и вассальные функции русских князей.

Монголы в завоеванных странах нередко сохраняли существующую государственную организацию, ставя лишь местных правителей в положение своих вассалов, ханских «улусников». Так было в Закавказье, на Руси. Монголы не устранили русских князей (как половецких) и не создали своей династии на Руси, как это было в Иране (Персии), Средней Азии, Китае. Порядок наследования великокняжеского стола при всех нмешательствах монголов мало изменился. Великое княжение оставалось неизменным в потомстве Всеволода Большое Гнездо, в линии его сына Ярослава.

Основу ордынского выхода, олицетворявшего экономическое подчинение Руси, составляли «десятина» и «тамга» - десятая часть всех доходов населения княжества. Население также было обложено «подплужной» податью, т.е. поземельным налогом, взимавшимся с плуга, сохи. К роду повинностей относились воинская и ямская. Кроме того, с населения русских княжеств взимались иногда экстраординарные ханские «запросы, сборы». Русское население должно было принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами, приезжавших на Русь с военными, дипломатическими миссиями, следивших за сбором и отправкой дани в Орду. На Руси, как и в других покоренных странах, духовенство было освобождено от платежа дани.

На Руси действовала монгольская административная система - институт баскачества, а в дальнейшем, с XIV в., его основные функции передавались князьям (так называемая «дистанционная» форма управления). Это наложило особый отпечаток на Русь (в технологии власти, фискальных формах, централизации управления и т.д.).

В период ордынского ига был нанесен сокрушительный удар по городским демократическим институтам Руси. Вече как политический институт исчезает, усиливается княжеская власть (особенно власть великих князей), побеждает принцип единоначалия).

Об ордынском нашествии и его роли в истории Российского государства в отечественной историографической традиции постепенно формировались две противоположные позиции, которые существуют и по сей день. Первая связана с полным отрицанием каких-либо положительных моментов во взаимоотношениях Руси и Золотой Орды. В соответствии с этим подходом монголы-завоеватели рассматривались как абсолютная негативная сила, тормозящая развитие Руси и ее объединение, и историки не жалели красок, чтобы подчеркнуть «примитивность» и «жестокость» этой степной стихии, особенно по сравнению с покоренной монголами Русской землей. Поэтому Золотая Орда однозначно трактовалась как враг и поработитель Руси, между ними существовали одномерные отношения господства - подчинения, подавления - борьбы.

Вторая позиция представлена сочинениями эмигрантов-евразийцев (Г.В. Вернадского, Н.С. Трубецкого и др.), сформулировавших противопо­ложную интерпретацию ордынско-русских отношений. Они уделили главное внимание тесным политическим и культурным контактам Орды с Русью, с особой силой проявившимися в эпоху Московского великого княжества. Многочисленные восточные заимствования в средневековой русской государственности и культуре позволили поставить вопрос о более сложной золотоордынской политике по отношению к Руси. В работах основателей евразийства и их последователей Россия представала как геополитическая наследница Монгольской империи, в частности Золотой Орды. Нельзя не признать, что в такой интерпретации присутствует рациональное зерно. Знакомство со средневековыми источниками показывает, что некорректно воспринимать государство Джучидов только как силу, безусловно враждебную Руси. Русские княжества были встроены в монгольскую систему власти как один из полноправных и необходимых элементов, и два с половиной столетия «ига» не являлись только временем страданий и лишений для русского народа, но были также периодом межцивилизационных контактов, которые осуществлялись в самых разных формах.

Под влиянием Золотой Орды сложилась почтовая служба, приказная, налоговая, финансовая и судебно-правовая системы. Формирование территории княжеств Северо-Восточной Руси, как отметил В.А. Кучкин, проходило под опосредованным, а иногда и прямым воздействием Орды.

Под влиянием Орды происходили изменения в политической системе Руси, создавались предпосылки для развития монархических основ княжеской власти. Ордынская политика стимулировала развитие тех зачатков авторитарных, методов управления, которые существовали в политической культуре домонгольской Руси; привнесением на русскую почву тех общественных отношений, которые были характерны для восточных обществ и, в частности для Монгольской империи. Власть великого князя утверждалась как власть государя, а его подданные превращались в холопов.

Как считают В.Б. Кобрин и А.Л. Юрганов, ордынское иго не стало единственной причиной, которая привела к утверждению деспотического самодержавия в России. Безусловно, централизация России была вызвана и целым комплексом причин социально-экономического развития. Необходимость же противостояния Орде ускоряла, форсировала этот процесс, сопровождавшийся постоянным использованием насилия и террора.

Восточное (прежде всего тюрко-монгольское) влияние проявлялось в военном деле, дипломатическом этикете, в культуре. В русском языке появлялось все больше тюркских и монгольских заимствований, свидетельствующих о проникновении элементов быта ордынцев в русскую повседневность. Под влиянием Орды происходит формирование пестрого по этническому составу населения в степных районах Поволжья и Подонья, в юго-восточных областях Руси, в Крыму и на Северном Кавказе, синтез привнесенных завоевателями дальневосточных компонентов с местными традициями, с элементами культуры среднеазиатского и ближневосточного происхождения.

Северо-Восточная Русь, позднее Московская Русь, под ордынским влиянием были ориентированы на Восток, и, по существу, превращались все более в евразийскую державу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.032 с.)