Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 4. Античный мир и его специфические черты: древнегреческая цивилизация, эллинизм, древнеримская цивилизация.

Поиск

Древнегреческая цивилизация: генезис, развитие, надлом и разложение.

Особенность - полисы (города-государства). Этапы: 1. Крито-Микенская Культура, давшая начало развитию европейской Ц. и сильно схожая с восточными Ц. С 2 тыс. до сер. 15 в. до н.э. Сложилась единая письменность - линейное письмо А. Города строили вокруг дворцов, которые были центрами общественной жизни - Кносский дворец. Высокий уровень развития материальной культуры острова. Большинство поселений погибло во время вулканических извержений. На острове появились ахейцы, впервые следы их культуры обнаружены в городе Микены. Крупнейшее событие - Троянская война. Города-государства. 2. Тёмные века - 11 - 9 вв. до н.э. Это время дорийцев, которые стали потом важнейшим этнокомпонентом Д.Ц. Крито-Микенская культура прекратила существование, письменность забыта, дорийцы жили племена, в хижинах. Период называют гомеровским или предполисным, связан с деятельностью певца Гомера. Сформировались основные мифологические представления древних греков. Далее начинается собственно Древнегреческая Цивилизация. 3. Её генезис - конец 9 - нач. 8 в. до н.э. 4. Развитие - 8 - 6 вв. до н.э. (архаика). Начинается развитие древнегреческой философии. Центр - город Милеет, где жили Фалес, Анаскимандр, Анаксимен. Задавали вопрос о первоначале всего сущего. Пифагор создал философскую школу по типу тайного ордена. Начинают вновь возникать государства: укреплённые посёлки - полисы (города-государства). Полис - объединение частных землевладельцев и ремесленников, к-е признавались полноправными членами полиса и имели право на собственность. Были социальные слои, свободным гражданам противостояли рабы. Жизнь в полисе сосредотачивается на рыночной площади - агоре, на которой для решения дел собирались граждане. В перенаселённых полисах люди искали лучших условий, это вызвало колонизацию новых земель. 5. Расцвет - 5 в. до н.э. (классическая Греция). Бурное развитие экономики, её основа - труд рабов. Высший расцвет культуры, многие её достижения становятся образцовыми. 2ая половина 5 в. - "золотой век" Афин, правление главнокомандующего Перикла. Но появляются люди с деградирующей моралью. Расцветает деят-сть софистов - платных учителей мудрости и красноречия. Идеи - каждый сам по себе носитель истины, это вело к анархии. Время Сократа. 6. угасание и гибель - 4 в. до н.э.

Становилась цивилизация на территории Балканского полуострова, не лучшее место для развития жизни (засушливый горный край с достаточно трудным климатом). Но греки сделали его к моменту расцвета Ц. цветущей землёй. В истории это назвали греческим чудом. Возникли ценности: необходимость накопления знаний, уважение к предкам, отношение к труду как к источнику жизни. Греки создавали колонии и переносили свои культуру на эти земли. Племена говорили на разных диалектах греческого языка, основные 4: дорический, ионийский, элийский, аркадский. Алфавит появился на основе финикийского. Особую роль в истории древней Греции сыграла Аттика - богатая сырьём (свинец, серебро, мрамор, глина), удобно расположенная для мореходства. Именно здесь сложилось Афинское государство - пример полиса. Это Афины золотого века (5 в. до н.э.). Их демократическое устройство было подготовлено реформами Солона и Клисфена. Объединяющие обстоятельства - возрождение письменности, общегреческие Олимпийские игры, Дельфы, куда греческие города посылали гонцов за религиозным и политическим советом, война с Персией, которая дала почувствовать цивилизационное единство. Ядро Д.Ц. - полисные ценностные установки: социально-экономические (право собственности, где общинно-государственная преобладала над частной), экономические (хозяйственная независимость полиса, возможность активной торговли, развитие товарно-денежных отношений), социальные (выгодность жизни в сообществе свободных собственников и производителей, также были неполноправные и бесправные), политические (гражданское самоуправление с разделением властей на законодательную (народное собрание), исполнительную (магистраты) и судебную (суд присяжных), возможность для гражданина (свободного собственника) голосовать, защищать полис в составе ополчения), правовые (равенство граждан перед законом, уважение к достоинству), религиозные (получение покровительства богов, греческий пантеон состоял из 12 главных богов и богинь во главе с Зевсом, особенность - религия носит светский характер), научные (накопление знаний, уважение к их носителям, решение философских проблем, развитие искусства, прославлявшего человека, рациональный тип мышления). Но презрение элиты к физическому труду и тем, кто им занимается, концентрация земельной собственности в руках отдельных лиц дали себя знать в упадке нравов, уходе от демократии. Междоусобные войны также подрывали полисную систему. Результатом кризиса стало завоевание древнегреческих полисов Македонией в 4 в. до н.э.

Эллинистический мир: его становление и особенности.

В период угасания и гибели древнегреческой Ц. был упадок нравов, уход от демократии, междо- усобные войны, кризис полисной системы, что к 4 в. до н.э. ослабило и сделало её разрозненной. Результатом стало завоевание древнегреческих полисов Македонским царством в 328 г. Завое-вания Филиппа Македонского, а затем его сына Александра лишили Элладу политической независимости. Александр завоевал Персию и пошёл дальше. Держава Александра распространилась далее - от Северной Италии до Индии, от Нила до Средней Азии. На своём пути он основывал новые города по греческому образцу, называя их обычно Александрией. Его завоевательные походы заложили политическую основу эллинизма. После смерти Александра политическое единство этого мира перестало существовать. Но греческая культура и идеи стали играть определяющую роль в жизни народов, завоеванных Македонией. Так как самоназвание греков - эллины, то всю культуру последующего периода стала именовать эллинистической.

Особенности эллинизма. С цивилизационной точки зрения он интересен как своеобразный синтез Запада и Востока, взаимодействие древнегреческой культуры и культур Ближнего и частично Среднего Востока. Он представлял собой синтез культур, но мы не можем назвать всё это цивилизацией. Так как не было единого ядра системообразующих ценностей, на территории государства сочетались порой противоположные жизненные установки, сам эллинистический мир был недолговечен. Но был ряд интересных особенностей. Этот мир имел общегреческий язык (койнэ) - язык по-эллински образованных людей, администрации и командного состава. Он был языком литературы и науки, делопроизводства и официальной переписки. Кризис полисов, рассеивание греков по разным территориям в результате завоевания Македонией изменило взгляды эллинов на мир: появились идеи космополитизма и индивидуализма. Своеобразный религиозный синкретизм - стали поклоняться новым божествам, соединившим черты восточных и эллинских божеств. В Египте при Птолемеях - династия, начавшаяся ставленником Александра, - появляется новый бог - Осирис-Апис - Серапис. Впоследствии его культ распространился по всей Римской империи. Также характерная особенность - существование эсхатологических воззрений: люди задумывались о конечности судеб мира и человека. Основа этого - древнеегипетские представления о загробной жизни отдельной души и идеи иудаизма (монотеистическая религия древних евреев, основанная на поклонении богу Яхве), который осмысливал историю как процесс, направляемый богом и имеющий своеобразный конец - новое небо и новую землю. Также был синтез структур. Деспотическая форма правления восточных обществ и полисные структуры греков соединялись в виде полиса, имевшего автономию под покровительством высшего правителя. Но из-за возникновения больших государств полисы теряли свою самостоятельность.

В Египте была основанная Александрия как новая столица и спланирована как греческий город. Расположена на перекрёстке Азии, Африки и Европы - стала мировой столицей. Процветали науки, собирались новые знания о мире. Александрийская библиотека стала приютом учёных и поэтов. Появляются новые жанры литературы, пасторальная или буколическая (описывающая прелести естественной жизни на природе) поэзия. Потом пасторалям подражал римский поэт Вергилий.

Культурное наследие эллинизма очень ценно. В эту эпоху активно систематизировались знания, опыт тысячелетий. В Александрийской библиотеке было 700 тысяч рукописей. Было научное учреждение Мусейон. Развивались математика, медицина, натурфилософия. Жил великий математик Архимед, геометр Евклид, астроном Гиппарх, географ Эратосфен. В философии стоики и эпикурейцы. В литературе развивались разные жанры (комедия нравов, эпиграмма, буколика, элегия. Из пленных было много рабов, они возводили дворцы, парки, храмы, жилые дома, зрелищные сооружения. Создавались гигантские произведения инженерного искусства: Фаросский маяк, Колосс Родосский (назывались чудом света), гробница в Мавсоле. Эти постройки олицетворяют собой правление тиранов или наместников бога, какими они считались. Алдександру его мать внушила, что он сын Зевса, а не Филиппа. Он требовал божественных почестей, желая упрочить своё положение в Персии и Египте. Был создан алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурной группы Лаокоон.

Древнеримская цивилизация: этапы становления и развития. Специфика римских ценностей.

Время существования: условно с 753 г. до н.э. (основание Рима). По поводу конечной точки идут споры. Это либо раздел Римской империи на Западную и Восточную (конец 4 в. н.э.), либо взятие Рима готами под предводительством Алариха (410 г. н.э.), либо свержение последнего римского императора Ромула Августина вождём варваров Одоакром, ставшим королём Италии (2я половина 5 в. н.э.). В общем, финальная точка - это рубеж 4-5 вв. Место возникновение - Апеннинский полуостров. Наиболее развитой этнической группой, жившей там, были этруски. Жили городскими общинами, объединяясь в союзы. Потом их объединения пришли в упадок, и возникает новый политический и военный центр - Рим. Некоторые поздние римские легенды проводили связь между основанием Рима и Троянской войной. Отдельные троянцы во главе с Энеем бежали в Италию, где основали город, ставший Римом. Другое предание связывает с близнецами Ромулом и Ремом, которых вскормила волчица, город получил название от Ромула. 8 - 6 вв. - эпоха царей, которых избирали. 510 г. - установление республиканского строя, управляют консулы. Потом период 3х Пунических войн (с Карфагеном). Вели много завоевательных войн. Карфаген - важнейший торговый и портовый город Западного Средиземноморья. Для римлян война с ним была пробой сил, в которой они начали осознавать своё могущество. Но особенно важна для становления римского самосознания 2ая Пуническая война, которая сокрушила могущество Карфагена. Рим стал самой могущественной державой на Западном Средиземноморье. Стал проникать в государства эллинистического Востока, но внутри Рима раздоры из-за дележа добычи. Стало видно, что республика, отчуждённая от граждан, не может больше существовать. Приходит авторитарная форма власти. 31 г. до н.э. - Эпоха Римской империи. К власти приходит Октавиан. Титул императора. Позже - к 5 в. н.э. империя делится на Западную и Восточную.

Ярко выраженная особенность цивилизации - постоянное расширение территории Рима. Это движение во всех направлениях из одного центра. В эпоху Империи Рим имел максимальную территорию. К 3 в. до н.э. вся Италия была подчинена Риму. С 3 по 1 вв до н.э. создаётся Римская Средиземноморская держава. К 2 в. до н.э. империя включает десятки провинций. Другая особенность - совпадение границ государства с цивилизационными пространственными рамками.

Совокупность ценностей римской цивилизации: идея вечного Рима (особая богоизбранность римского народа). Римский миф сложился как идеологического оправдания завоевательных войн. Чтобы другим народам престижно было становиться римлянами. Риму приписывалась особая историческая миссия. Его задача - добиться власти над миром. Отсюда патриотизм, служение Риму всеми силами. Римский миф требовал мужества, стойкости, достоинства, верности. Уважение железной дисциплины и власти закона, умеренный образ жизни. Уважающий себя римлянин должен заниматься политикой, войной, разработкой права. Культ власти подавлял самостоятельное мышление, отсюда культ права. Веротерпимость, готовность принять в свой пантеон других богов. Свобода связывается с экономической независимостью. Римская цивилизация прошла через разные формы государственной жизни, главные из них республика и империя. Римское право прошло путь от первого свода законов под названием "Двенадцать таблиц" до Кодекса Юстиниана. Преемственность правовой системы при этом сохранялась. "12 таблиц" были основой законодательства. Кодекс Юстиниана - корпус гражданского права, был результатом длительного развития правовых норм, потом сильно повлиял на европейские законы. Образование подчинено государственным интересам, практические цели. С особенностями политической жизни связаны искусство красноречия, считалось необходимым навыком для политического успеха. Великолепный оратор - Цицерон. В наследство миру римляне оставили прекрасные дороги, мосты, арки, колонны, храмовые портики, виллы, акведуки, порты и др.

Угасание Рима. Отход римлян от перечисленных ценностей вызвал кризис. Разложение нравов, варваризация римского населения, непроизводительность системы римского труда и др. вели цивилизацию к гибели. Во время республики делались попытки усилить духовное единство путём соединения различных культов, но успеха не принесло. Римляне теряли веру в своих богов, скопированных когда-то с древнегреческого пантеона. Во 2й половине 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи возникла религия - христианство. Римляне приняли христианские идеи в качестве официальной религии (конец 4 в.), но это не вывело из кризиса. Возможно, христианство только размягчило ядро древнеримской цивилизации, не успев стать общеримской ценностной ориентацией и сделать единое общество.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.168.199 (0.008 с.)