Билет 11. Европейская средневековая цивилизация и российская цивилизация в XIIстолетии. Сравнительный анализ ценностных ориентаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 11. Европейская средневековая цивилизация и российская цивилизация в XIIстолетии. Сравнительный анализ ценностных ориентаций.



1. Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный
исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление
европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее
трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают
обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г..
Однако, по мнению современных медиевистов, более справедливо проводить
границу где-то в к.VI - нач.VII столетия, после вторжения в Италию
лангобардов. Окончанием периода средних веков в отечественной
историографии традиционно принято считать Английскую буржуазную
революцию середины XVII в., хотя последние века перед ней имеют особые,
далеко не средневековые черты. Поэтому современные исследователи склонны
выделять период сер.XVI - нач. XVII вв. как самостоятельную эпоху
раннего Нового времени и ограничивать его кануном историю собственно
средних веков. Таким образом, Средневековье - это период VII-XV вв.,
хотя и эта периодизация во многом условна.

Именно в этот период формируется Европейский мир в современных его
пределах и этнических границах, начинается полоса географических и
научных открытий, появляются первые зачатки современной демократии -
системы парламентаризма.

Отечественная медиевистика, отказавшись сегодня от трактовки
Средневековья лишь как периода “темных веков” и “мракобесия”, стремится
объективно осветить события и явления, превратившие Европу в качественно
новую цивилизацию. В новейших исследованиях Средневековье предстает
перед нами как эпоха со своими особыми социальными отношениями и особой
культурой. Это время господства феодального способа производства и
аграрной стихии, особенно в ранний период, и соответствующих
специфических форм существования общества: поместье, где господин с
помощью труда зависимых людей удовлетворяет большую часть своих
материальных потребностей; Монастырь, отличающийся от обычного поместья
лишь тем, что он - “коллективный сеньор”, и что здесь время от времени
встречаются люди грамотные, способные писать книги и имеющие для этого
“соответствующий досуг”; и наконец, королевский двор, который переезжает
с места на место и организует свою жизнь и управление по образцу
обычного поместья.

В задачи настоящей работы входит определение основных
социально-экономических характеристик этой феодальной цивилизации и
описание основных черт средневекового христианского мира. Предполагается
также затронуть неоднородность следующих вопросов: какое воздействие
оказывала церковь на средневекового человека, являлась ли она духовным
диктатором или, скорее, источником вдохновения и развития той эпохи?

2. Развитие общественного устройства и государственности у народов
Западной Европы в период Средневековья прошло два этапа. Первый этап
характеризуется сосуществованием видоизмененных римских и германских
общественных институтов и политических структур в форме “варварских
королевств”. На втором этапе феодальное общество и государство выступают
как особая социально-политическая система, описанная ниже. На первом
этапе Средневековья важнейшую роль в феодализации варварских обществ
сыграла королевская власть. Крупные королевские земельные пожалования,
а также раздача магнатам церкви налоговых и судебных привилегий создали
материальную и правовую базу сеньориальной власти. В процессе
социального расслоения и роста влияния земельной аристократии между
собственником земли - сеньором и населением, сидящем на ней, естественно
возникали отношения господства и подчинения.

Хозяйственные условия, сложившиеся к VII веку, определили развитие
феодального строя, характерного для всех регионов средневековой Европы.
Это, в первую очередь, господство крупной земельной собственности,
основанной на эксплуатации мелких, самостоятельно хозяйствующих
крестьян-земледельцев. В большинстве своем крестьяне являлись не
собственниками, а лишь держателями наделов и поэтому находились в
экономической, а иногда также в правовой и личной зависимости от
феодалов. В собственности крестьянина обычно сохранялись основные орудия
труда, скот, усадьбы.

Важную роль играла внеэкономического принуждения основных
производителей, что объяснялось их хозяйственной самостоятельностью:
широко распространилось насилие над личностью производителя - от личной
зависимости до сословного неравноправия крестьян и ремесленников.

Феодальная собственность выступала преимущественно в форме частного
владения - поместья, вотчины, синьории, в которых эксплуатация крестьян
осуществлялась главным образом в пользу одного владельца (короля,
дворян, монастыря).

Таким образом, основу феодального строя составляла аграрная экономика.
Хозяйство было преимущественно натуральным, то есть обеспечивала себя
всем необходимым из собственных ресурсов почти не прибегая к помощи
рынка. Господа покупали лишь по большей части предметы роскоши и оружие,
а крестьяне - только железные части сельскохозяйственного инвентаря.
Торговля и ремесла развивались, но оставались второстепенным сектором
экономики.

Социально-классовая структура средневекового европейского общества
определялась феодальным способом производства. Его основными классами
были собственники земли (феодалы) разного ранга и крестьяне (различного
юридического статуса). Важный социальный слой периода зрелого феодализма
образовывали также горожане, не составлявшие единого класса из-за
значительной имущественной дифференциации.

Взаимоотношения внутри господствующего класса наиболее полно и ярко
выражались в вассально-ленной системе и феодальной иерархии. Она
определялась условной формой собственности (феод.), которую вассал
получал ха выполнение каких-либо обязательств (чаще всего, за военную
службу) в пользу вышестоящего феодала.

Характерной чертой феодального общества Средневековья являлась его
сословно-корпоративная структура, вытекавшая из необходимости отдельных
социальных групп. Как для крестьян, так и для феодалов было важно не
столько преумножить материальное богатство, сколько сохранить
завоеванный социальный статус. Стремление к непрестанному увеличению
доходов в этот период не проявляли ни монастыри, ни крупные
землевладельцы, ни сами крестьяне. Права отдельных групп-сословий
закреплялись юридически. Постепенно с развитием городов сложилось также
городское сословие: бюргерство, в свою очередь также состоявшее из ряда
групп - патрициата, полноправного бюргерства и неполноправного плебса.

Корпоративность феодального европейского общества проявлялась еще и в
том, что большую роль в нем играли разного рода союзы: сельские и
городские общины, братство, ремесленные цехи и купеческие гильдии в
городах, рыцарские и монашеские ордена.

Важную роль в становлении средневековой цивилизации играл институт
государства, обеспечивая защиту населения как от внешней угрозы, так и
от феодальной вольницы. В то же время само государство являлось одним из
главных эксплуататоров народных масс, так как в первую очередь
представляло интересы господствующих классов.

Во второй период Средневековья эволюция общества заметно ускорилась под
воздействием обмена товарного производства и денежных отношений, хотя
они по-прежнему имели лишь ограниченное влияние. Все возрастающую роль
играет средневековый город, который в первое время еще остается в
политическом и административном и политическом подчинении у поместья -
сеньории, в идеологическом у монастыря. В дальнейшем именно с развитием
городов связано зарождение политико-правовой системы Нового Времени (а
значит, и новых представлений о взаимоотношений личности и социума,
гражданина и государства). Этот процесс традиционно воспримется как
следствие создания и развития городских коммун, отстаивавших свои
вольности в борьбе с сеньором. Действительно, именно в городах
складывались те элементы правосознания, которые принято называть
демократическими. Однако, как считают современные историки, искать
истоки современных правовых представлений лишь в городской среде было бы
неверно. Большую роль в становлении правосознания позднего Средневековья
сыграли и представители других сословий. Так, например, формирование
представлений о достоинстве личности происходило главным образом в
сословном сознании феодалов и изначально носилоаристократический
характер. Следовательно, демократические свободы вырастали также и из
аристократического вольнолюбия.

Постепенно город подтачивает основы Средневековья, преобразуясь сам, и
преобразуя своих “противников” - феодалов. В острой и социальной борьбе
между крестьянством и феодалами, между городами и сеньорами, между
различными группировками внутри самого феодального класса, между
сторонниками сепаратизма и приверженцами централизации Средневековье
постепенно подошло к своему концу.

Таким образом, материальной базой феодализма являлась сельская сеньория,
а феодализм как европейская цивилизация имел две основы: военную - в
соответствии с главной функцией вассалов, и аграрную - источник их
средств существования.

3. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества,
которое многие историки называют христианским обществом или христианским
миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь
человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на
то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые
позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была
организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский
первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии,
ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это
были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими
к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем
главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность,
церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека
феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь
сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь
в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее
расположение и содействие.

В то же время церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать
социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и
обездоленным, к прекращению беззаконий, к раздаче милостыни беднякам.
Бедности даже отдавался нравственный приоритет. Церковь привлекает под
свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян,
предоставляет им земли для поселения, поощряет освобождение чужих рабов,
попадавших при этом в зависимость от нее.

В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря.
Монастырь же был и самым взыскательным хозяином, сохранявшим наиболее
тяжелые формы феодальной эксплуатации. Церковь являлась крупнейшим
землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные
богатства. Монастыри одними из первых переходят к товарному хозяйству, к
производству для рынка, берут на хранение сокровища и деньги,
предоставляют ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь с
церковными праздниками, возникают ярмарки и рынки, паломничество ко
святым местам, сливаются с торговыми путешествиями. Продожая
использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII
вв. фактически возглавляет торговое и колонизационное движение
европейцев на Восток (“крестовые походы”), организовав для их
финансирования огромные денежные сборы. После прекращения “походов” эти
средства стали использовать для усиления папской казны.

Наивысшего могущества церковная организация достигает в XII-XIII вв.,
превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью
над своими структурами и исключительными политическим влиянием. Стоя на
консервативных позициях, церковь учила, что каждый член общества должен
жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не
добиваться его изменения. Идеология трех “сословий”, распространившаяся
в Европе в X веке, выдвигала на первое место монахов, людей, преданных
молитве и стоящих над обществом. Происходила постепенная
аристократизация духовенства и монашества.

Однако на ряду с официальной церковной доктриной в Средние века широко
была распространена народная религиозность, выходившая далеко за рамки
церкви и христианской догмы. Бог воспринимался как таинственная сила,
присутствующая в священных местах, олицетворение блага и справедливости.
Эта народная религиозность разделялась и основной массой священников, за
исключением церковной элиты - ученых епископов и аббатов. Большое
значение имела вера в посредников между Богом и людьми - ангелов и
святых, в которых мирян больше привлекали не христианские добродетели, а
творимые ими чудеса, воспринимаемые как доказательство их могущества и
святости.

Однако нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской
доктрины в становлении Средневековой цивилизации. Церковь заботилась о
больных, бедных, сиротах и стариках. Она контролировала образование и
производство книг. Церковь, по мнению современного историка Бишока,
“была больше чем патрона в средневековой культуре, она была самой
средневековой культурой”. Благодаря влиянию христианства, к IX веку в
средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и
брака, знакомое нам понятие “брак” отсутствовало в позднеантичной и
древнегерманской традициях, не было тогда и привычного для нас понятия
”семьи”. В эпоху раннего средневековья практиковались браки между
близкими родственниками, обычным явлением были много численные брачные
связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям. Именно с
этим положением боролась церковь: проблемы брака, как одного из
христианских таинств, с VI века становятся чуть ли не главной темой
многих теологических сочинений. Принципиальным достижением церкви этого
периода истории следует считать создание супружеской ячейки, как
нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор.

Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению
многих ученых, с распространением христианской доктрины и, как
следствие, с изменением отношения человека к природе. Речь идет, в
частности, об отказе от дохристианской системы запретов и табу,
сдерживавших развитие сельского хозяйства: природа перестала быть
объектом религиозного поклонения и источником страхов. Новая
экономическая ситуация, сложившаяся техническим усовершенствованиям и
изобретениям способствовала значительному повышению уровня жизни, весьма
устойчивому на протяжении нескольких столетий феодальной эпохи.

Таким образом, можно сделать вывод, что Средневековье было закономерным
и необходимым этапом развития христианской цивилизации. В Средневековом
европейском обществе личность человека в целом ценилась выше, чем в
Античности, хотя бы потому, что средневековое мировоззрение, проникнутое
духом христианства, не выделяло человека из окружающего мира, из-за
склонности к целостному видению мира. Следовательно, нельзя говорить о
духовной диктатуре церкви над средневековым человеком, которая якобы
препятствовала развитию личности. На Западе Европы церковь обычно
играла стабилизирующую, консервативную роль, то есть как раз
обеспечивала благоприятные условия для развития личности. Представить
духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно
познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило
красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь
создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и
книгопечатание.

4. Таким образом, можно сделать вывод, что весь строй средневекового
общества принято называть феодализмом по названию пожалования вассалу -
феоду, хотя “феод” и не исчерпывает всех характеристик средневекового
общественного устройства. К ним следует отнести: господство натурального
хозяйства; сосредоточение абсолютного большинства населения в деревнях;
господствующее положение в обществе крупных землевладельцев,
взаимосвязанных между собой и с более мелкими землевладельцами личными
вассальными связями; несвободное положение крестьян-земледельцев, лично
зависящих от своих господ; отсутствие в обществе безудержной жажды
накопления и богатства; разделение власти над обществом между королями и
их вассалами; господство христианской церкви. Христианство стало
важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в Средние
века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская
цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и
на ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала
их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее
миропонимание, право, этика и мораль - создали единую феодальную
идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие
европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов
той же эпохи.

2. О возникновении российской цивилизации и этапах ее развития ученые спорят давно. Есть много мнений и о времени, и о месте возникновения цивилизации, и о перспективах ее развития.

3. Российская цивилизация зародилась в IX веке с возникновением Древнерусского государства. В своем развитии российская цивилизация проходит несколько этапов.

4. I этап - Киево-Новгородская Русь (IX по XII вв.). В эти годы Древнерусское государство представляло собой сильнейшую державу Европы. Наши северные соседи называли Русь - Гардарики, Страна Городов. Города эти вели оживленную торговлю с Востоком и Западом, со всем тогдашним цивилизованным миром. Пик могущества Руси на этом этапе - середина XI века - годы правления Ярослава Мудрого. При этом князе Киев был одним из красивейших городов Европы, а Киевский князь - одним из самых авторитетных европейских государей. Брачных союзов с семьей Ярослава искали немецкие князья, византийский император, короли Швеции, Норвегии, Польши, Венгрии, далекой Франции. Но после смерти Ярослава его внуки стали бороться за власть и могущество Руси было подорвано.

5. XIII век ознаменовался кризисом, связанным с нашествием татаро-монголов с Востока и крестоносцев с Запада. В борьбе в врагами Русь выявила новые городские центры, новых князей - собирателей и освободителей земли русской. Так начался следующий этап в развитии нашей цивилизации.

6. II этап - это Русь Московская. Начинается он в XIII веке, когда практически вся Русь была под ордынским игом и заканчивается в XVI веке, когда на месте раздробленных княжеств снова, но уже со столицей в Москве, возродилось могучее и единое Российское государство. [1]

7. Вершина этого этапа - княжение Ивана III на рубеже XV - XVI веков. В это время Россия освобождается от ордынского ига, принимает наследие Византии и становится главенствующей православной державой мира. В XVI веке, при Иване Грозном, территория России увеличивается в несколько раз за счет завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Правда, борьба Ивана Грозного в боярами и неудачная война за выход в Балтийское море с Ливонией породила очередной кризис Российской цивилизации.

8. Кризис начался в начале XVII века, в связи в пресечением правящей династии Рюриковичей. Он породил Смуту в стране и войны с Швецией и Польшей. Результатом стал приход к власти новой династии - Романовых. После периода ее укрепления начался новый этап российской цивилизации.

9. III этап - Российская империя XVIII - XX вв. С приходом к власти Петра I Великого и благодаря его реформам, Россия вновь становится таким же мощным государством, как Великобритания и Франция, которые в то время были ведущими державами Европы.

10. Настоящим пиком этого этапа является конец XVIII века, когда после мудрого правления Петра I, Екатерины I, Елизаветы Петровны, при Екатерине II Россия, победившая в войнах с Турцией, разделив с Австрией и Пруссией Польшу, полностью открыла себе дорогу в Европу.

11. Кризис же Российской империи начинается в середине XIX века, когда, сначала из-за сохранения крепостного права, потом из-за сохранения самодержавия, Россию потрясают восстания, протесты акты террора.

12. Пик этих восстаний - начало XX века, когда 2 революции 1905 и 1917 годов разрушают Российскую империю, преобразовывая ее в дальнейшем в СССР. Так начинается следующий этап развития Российской цивилизации.

13. IV этап начинается в начале XX века, в 1920-х годах. Он продолжается до сих пор. Это этап динамизма, то есть быстрого развития государства и общества. [1]

14. Если учесть, что в среднем каждый этап развития Российской цивилизации длится 400 лет, а тот этап, в котором мы сейчас живем, начался 80 лет назад, можно сказать, что сейчас Российская цивилизация находится на начальной стадии четвертого этапа своего развития.

15. Глава 2. Территория Российской цивилизации

16. Вся история России -- это непрерывный, затянувшийся на многие века процесс расширения географического пространства. Такой путь можно назвать экстенсивным: Россия постоянно сталкивалась с проблемой освоения новых земель по мере своего продвижения на восток. Учитывая тяжелые географические и климатические условия, низкую по сравнению с Западной Европой плотность населения, сделать это «разбегающееся» пространство цивилизованным было очень сложной задачей.

17. Наиболее плодородна в России степь, где преобладающим типом почвы является плодородный чернозем, толщина которого достигает трех метров. Чернозем покрывает площадь около 100 млн га; это ядро земледельческих районов России. Однако степные земли стали осваиваться сравнительно поздно -- лишь в конце XV--XVI вв. Полностью степью русские овладели в конце XVIII в., после решающего поражения, нанесенного туркам. Районы, где издавна развивалось только скотоводство, превращались в земледельческие под руками русского пахаря.

18. В конце XVI в. поход казацкого атамана Ермака (1581--1582) положил начало освоению Сибири. Продвижение по Сибири происходило невероятно быстро: в течение первой половины XVTI в. колонисты преодолели расстояние от Уральских гор до берегов Тихого океана. [3]

19. В начале своей истории восточные славяне располагали территорией, не слишком благоприятной для развития земледелия. Урожайность была низкой (как правило, «сам-три», т. е. одно посеянное зерно при уборке урожая приносило только 3 зерна). Причем такая ситуация в России сохранялась вплоть до XIX в. В Европе же к XVI--XVII вв. урожайность достигла «сам-пять», «сам-шесть», а в Англии, стране с высокоразвитым земледелием, -- «сам-десят». Кроме того, суровый континентальный климат чрезвычайно сокращал период сельскохозяйственных работ. На севере, в районах Новгорода и Пскова, он длился всего четыре месяца, в центральных областях, около Москвы, -- пять с половиной месяцев. В более благоприятном положении были районы вокруг Киева. (У западноевропейского крестьянина этот период охватывал 8--9 месяцев, т. е. он располагал гораздо большим количеством времени для обработки земли.)

20. Низкая урожайность отчасти компенсировалась промыслами (охота, рыбная ловля, бортничество). Этот источник благополучия долгое время не иссякал за счет освоения все новых и новых регионов с практически нетронутой природой.

21. С такими урожаями крестьянин мог, конечно, прокормить себя, но земля давала мало излишков. А это, в свою очередь, сказывалось и на развитии животноводства, и на торговле и в конечном счете на замедленном темпе роста городов, так как их население, в основном освобожденное от сельского труда, нуждалось в продуктах, поставляемых деревнями.

22. Огромные расстояния и отсутствие дорог препятствовали развитию торговли. Большую помощь здесь оказывали реки, многие из которых имели не только местное, но и крупное международное значение. Наиболее важным был знаменитый водный путь «из варяг в греки», т. е. из Скандинавии (из Финского залива в Ладожское озеро и далее до верховий Днепра) в Византию, в Черное море. Другой путь шел по Волге и далее в Каспийское море. Однако реки, конечно, не могли обеспечить прочной экономической связи между всеми регионами (особенно по мере разрастания географических рамок страны). Слабое развитие рынков сбыта не способствовало экономической специализации различных районов, а также не создавало стимулов для интенсификации сельского хозяйства. [4]

23. Глава 3. Монархия

24. Вместе с христианством Древняя Русь получила из Византии и идею монархической власти, которая быстро вошла в политическое самосознание. Эпоха крещения Руси совпала как раз с тем периодом становления ее государственности, когда централизация и установление сильной единоличной власти великого князя стали жизненной необходимостью. Историки полагают, что выбор Владимира пал именно на православие -- помимо многих других причин -- и потому, что оно в отличие от католичества передавало всю полноту власти императору.

25. Составитель одного из первых произведений древнерусской литературы -- «Изборника» (1076), называвший себя Иоанном Грешным, писал, что «небрежение о властях -- небрежение о самом Боге»; испытывая страх перед князем, человек учится и Бога бояться. Более того, мирская власть представлялась Иоанну Грешному орудием Божественной воли, с ее помощью осуществляется высшая справедливость на земле, ибо «князем наказываются согрешающие».

26. Идеал сильной власти в эпоху раздробленности (XIII в.) выдвигал Даниил Заточник, написавший «Моление», обращенное к некоему князю: «женам глава луж, а мужем -- князь, а князем -- Бог».

27. Но идея единоличной власти была нераздельно связана с требованиями, чтобы власть эта была гуманной и мудрой. Интересно в этом отношении «Поучение» Владимира Мономаха, прославленного политического деятеля и яркого писателя. Мономах создал в своем «Поучении», посвященном, очевидно, наследнику, образ идеального князя. Он стремился к тому, чтобы власть была нравственной и основывалась на соблюдении евангельских заповедей. Поэтому она должна защищать слабых, осуществлять справедливость. Известно, что сам Мономах отказывался казнить даже злейших преступников, аргументируя это тем, что срок жизни человека определяет только Бог. Кроме того, князь, с его точки зрения, должен постоянно учиться: «что умеете, того добра не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». Считалось важным, чтобы князь окружал себя мудрыми советчиками, независимо от их социального положения. Так, Даниил Заточник писал: «Не лишай хлеба мудрого нищего, не возвышай до облаков богатого глупца».

28. Разумеется, между этими рекомендациями и реальной жизнью была огромная разница. В ожесточенной борьбе за власть князья совершали и клятвопреступления, и убийства, но само по себе существование такого рода идеала давало возможность оценки и критики действий власти.

29. Идея власти претерпела изменения в период образования централизованного самодержавного государства -- Московской Руси. Эта эпоха совпала со взятием Константинополя (1453) и падением Византии. Русь оставалась единственным православным государством, отстоявшим свою политическую независимость (царства Сербское и Болгарское утратили ее еще до падения Византии). Иван III заключил брак с дочерью брата последнего византийского императора -- Софией Палеолог, став как бы преемником византийских монархов. Великого князя московского именовали теперь по византийскому образцу царем и авто-кратором (самодержцем). [3]

30. Завершила процесс религиозно-политического возвышения власти теория «Москва -- третий Рим», которая в начале XVI в. была сформулирована иноком одного из псковских монастырей -- Филофеем. Он утверждал, что московский царь -- теперь единственный хранитель истинной веры на всей земле и владыка всех православных, ибо два Рима (т. е. древний Рим и Константинополь) пали, третий -- Москва -- стоит, а четвертому не бывать. Русь объявлялась последним и вечным царством православного мира, наследницей величия древних прославленных держав. В эту эпоху идея сильной, ничем не ограниченной власти стала особенно популярна.

31. Единодержавную власть поддерживала церковная группировка, возглавляемая игуменом Иосифом Волоцким (1439--1515), который провозгласил Божественную суть власти царя: лишь «естеством» он подобен человеку, «властию же сана яко от Бога». Иосиф Волоцкий призывал покоряться великому князю и выполнять его волю, «как если бы Господу работали, а не человеку».

32. Характерно, что в ту эпоху у самих представителей власти не появляется и мысли о том, что их возможности должны быть чем-то ограничены.

33. В России, как писал историк XIX в. В. О. Ключевский, царь являлся своего рода вотчинником: вся страна для него -- это собственность, в которой он действует как полновластный хозяин. [3]

34. Особенно ярко это сознание вотчинника проявилось у Ивана Грозного (годы правления: 1533--1584). Иван Грозный полагал, что действия царя фактически неподсудны: нельзя обвинять его в преступлениях и бесчестить. Царь, по его мнению, не обязан подчиняться религиозно-нравственным нормам -- они хороши для монахов, а не для самодержца, который свободен в своих поступках. Конечно, в силу многих личностных особенностей Ивана Грозного черты деспотизма в его теории приобрели такую вызывающую остроту. Однако суть тех представлений о роли власти и ее отношении к обществу, которые еще долго господствовали в сознании правящей верхушки, Иван IV выразил довольно точно.

35. Как же реагировало общество на эти проявления авторитаризма? В ту эпоху появилось несколько политических теорий, авторы которых по-разному ставили вопрос о гуманности власти и степени ее ответственности перед обществом.

36. Нарождающееся русское дворянство выдвинуло своего идеолога -- Ивана Пересветова, который в челобитных, обращенных к Ивану Грозному, излагал программу преобразований в стране. С его точки зрения, царь должен править вместе со своими советниками, думой, и не начинать ни одного дела без предварительного обсуждения с ними. Однако Пересветов полагал, что власть должна быть «грозной». Если царь кроток и смирен, то его царство скудеет, если же он грозен и мудр, то страна процветает. Пересветов описывает беды, которые приносит Руси произвол бояр, поборы наместников, лень и взаимная вражда царских слуг. Но единственным выходом из этого положения он считал усиление деспотизма, ориентируясь (что очень характерно) на Восток, на порядки, царившие в Турции. Правда, при этом Пересветов подчеркивал, что в истинно сильном государстве подданные должны чувствовать себя не рабами, а свободными людьми.

37. Другую позицию, ориентированную на Запад, занимал князь Андрей Курбский. В своем трактате «История о великом князе Московском» он выступал как защитник сословной монархии: царь должен править не только при участии своих советников, но и «всенародно». Самодержавная власть, по его мнению, противоречит самим принципам христианства: царя-деспота он сопоставляет с Сатаной, возомнившим себя равным Богу.

38. Именно с Курбского начинается развитие русской либеральной политической мысли, по своим идеалам близкой политическим теориям западноевропейского общества. К сожалению, реализация этих теорий в России оказалась многовековым мучительным процессом, на пути которого стояли серьезные препятствия.

39. Большое значение придавал справедливости и законности в обществе Федор Карпов -- крупный дипломат и яркий мыслитель XVI в. Общественное благо для него было главной основой могущества страны. «Долготерпение», покорность общества, в сочетании с беззаконием, в конечном счете разрушают государство. [3]

40. Глава 4. Государство и социально-экономическое развитие России

41. В отличие от Западной Европы в России между государством и обществом не установилось таких отношений, при которых общество воздействует на государство и корректирует его действия. Ситуация в России была иной: здесь общество находилось под сильным подавляющим влиянием государства, которое, безусловно, ослабляло его (вспомним основной принцип восточной деспотии: сильное государство -- слабое общество), направляло его развитие сверху -- чаще всего самыми жесткими методами, хотя при этом нередко преследовались важные для страны цели.

42. Древняя Русь дала вариант бессинтезного и уже поэтому замедленного развития феодализма. Подобно некоторым странам Западной Европы (Восточной Германии и Скандинавии), восточные славяне перешли к феодализму непосредственно от первобытнообщинного строя. Определенно негативную роль в социально-экономической жизни страны сыграл внешний фактор -- монголо-татарское нашествие, которое отбросило Русь назад по многим показателям.

43. Учитывая небольшую численность населения и экстенсивный характер развития России, стремление феодалов предотвратить уходы крестьян с земли было неизбежным. Однако господствующий класс не был в состоянии самостоятельно решить эту проблему -- феодалы прибегали в основном к личным договорам не принимать беглых.

44. В этих условиях, взяв на себя задачу внеэкономического принуждения крестьянства, власть создала систему государственного крепостничества, сыграв активную роль в установлении феодальных отношений. [3]

45. В результате закрепощение было проведено сверху, путем постепенного лишения крестьян возможности переходить от одного феодала к другому (1497г. -- закон о Юрьевом дне, 1550 г. -- увеличение «пожилого», 1581 г. -- введение «заповедных лет»). Наконец Уложение 1649 г. окончательно установило крепостное право, предоставив феодалу полную свободу в распоряжении не только собственностью, но и личностью крестьянина. Крепостное право как форма феодальной зависимости представляло собой весьма тяжелый ее вариант (по сравнению с Западной Европой, где крестьянин сохранял право частной собственности). В результате в России сложилась особая ситуация: пик в усилении личной зависимости крестьянства пришелся как раз на тот период, когда страна уже находилась на пути к новому времени. Крепостное право, сохранявшееся вплоть до 1861 г., придало своеобразную форму развитию торгово-денежных отношений в деревне: предпринимательство, в котором довольно активное участие принимало не только дворянство, но и крестьянство, основывалось на труде крепостных, а не вольнонаемных рабочих. Предприниматели-крестьяне, в большинстве своем так и не получившие юридических прав, не имели и прочных гарантий, оберегающих их деятельность. [4]

46. Однако причины замедленного развития капитализма, особенно в деревне, коренились не только в этом. Важную роль здесь сыграла и специфика русской общины. Русская община, являясь основной клеточкой социального организма, на протяжении многих веков определяла динамику экономической и общественной жизни. В ней были очень сильно выражены коллективные начала. Сохранившись в условиях феодальной собственности как производственная ячейка, община утрачивала свое самоуправление, находясь под началом администрации феодала.

47. Более выраженные элементы самоуправления были у черносошного (т. е. государственного) крестьянства: здесь сохранилось местное выборное управление -- земские старосты, которое в эпоху Ивана Грозного получило поддержку государства. Особый тип общины дало казачество. Здесь возможности для развития индивидуального начала были шире, однако казачья община не имела определяющего значения в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.056 с.)