Билет 19. Исламский мир в XVIвеке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 19. Исламский мир в XVIвеке.



Османская империя, созданная в результате завоевательных походов турецких султанов, занимала на рубеже XVI-XVII веков огромную территорию в трёх частях света – в Европе, Азии и Африке. Управление этим гигантским государством с разноплеменным составом населения, разнообразными климатическими условиями и хозяйственно-бытовыми традициями было делом непростым. Главным слагаемым успеха были: последовательная политика централизации и укрепления политического единства, хорошо организованная и отлаженная военная машина, теснейшим образом связанная с тимарной (военно-ленной) системой землевладения. Эти три рычага олицетворяли всю полноту светской и духовной власти. Султан носил титул халифа – духовного главы всех мусульман-суннитов.

Резиденцией султанов с середины XV века вплоть до крушения Османской империи был Стамбул – центр всей системы управления государством. Став столицей одного из самых сильных государств Средневековья, Стамбул в очередной раз в своей истории превратился в политический и экономический центр мирового значения. Он вновь стал важнейшим пунктом транзитной торговли.

Султанская резиденция была центром политической и административной жизни империи. Все государственные дела решались на территории дворцового комплекса Топкапы. В первой дворе были расположены управление финансами и архивами, монетный двор, управление вакуфами (земля и имущество, деньги от которых шли на религиозные или благотворительные цели), арсенал. Во втором дворе находился диван – совещательный совет при султане; здесь же помещалась султанская канцелярия и государственная казна. В третьем дворе находились личная резиденция султана, его гарем и личная казна.

Личная казна султана в отличие от государственной обычно не испытывала нехватки средств. Она постоянно пополнялась – данью из вассальных дунайских княжеств и Египта, доходами от вакуфных учреждений, бесконечными подношениями и подарками. На содержание султанского двора тратились баснословные суммы. Дворцовая челядь исчислялась тысячами. Особенно многочислен был штат придворных (главный придворный астролог, хранители шубы и чалмы султана, даже стражи его соловья и попугая). В соответствии с мусульманской традицией султанский дворец состоял из мужской половины, где находились покои султана и все официальный помещения, и женской, называвшейся гаремом. Эта часть дворца была под неослабной охраной чёрных евнухов, глава которых имел звание «кызлар агасы» («господин девушек») и занимал одно из высших мет в придворной иерархии. Он не только всевластно распоряжался жизнью гарема, но и ведал личной жизнью султана. Со временем влияние этого лица стало столь значительным, что его мнение оказывалось определяющим при решении важнейших дел империи. Первой персоной в гареме была султанша-мать. Она играла немалую роль и в политических делах. Вообще гарем всегда был сосредоточением дворцовых интриг.

От имени султана страной управлял великий везир, в резиденции которого рассматривались и решались важнейшие административные, финансовые и военные дела. Осуществление своей духовной власти султан перепоручал шейх-уль-исламу – высшему мусульманскому духовному лицу империи. И хотя этим двум высшим сановникам самим султаном была доверена вся полнота светской и духовной власти, реальная власть в государстве сплошь и рядом сосредотачивалась в руках его приближённых.

В сложных перипетиях дворцовой жизни важнейшую роль неизменно играли янычары. Янычарский корпус – основа турецкой постоянной армии, опора султанского трона. Султаны стремились завоевать сердца янычар щедростью. Существовал обычай, по которому султаны должны были делать им подарки при вступлении на престол (со временем превратился в дань). С течением времени янычары сделались чем-то вроде преторианской гвардии. Глава корпуса – янычарский ага – был одной из самых влиятельных фигур в султанской администрации.

Централизованное управление огромной империей требовало значительного правительственного аппарата. Руководители основных государственных ведомств составляли совещательный совет при султане – диван. Там обсуждались государственные вопросы особой важности. Ведомство великого везира именовалось «Баб-и али» - «Высокие врата», в России «Высокая порта» - наименование османского правительства.

Пост великого везира существовал с момента основание османской династии (1327 год). Великий везир всегда имел доступ к султану, он вершил государственные дела от имени суверена. Символом его власти была государственная печать. Передача печати – в лучшем случае немедленная отставка. Ведомство великого везира руководило всеми государственными делами, в том числе и военными. Но всё же власть великого везира зависела от многих причин, как прихоть или каприз султана, дворцовых интриг. Высшие сановники получали от султана земельные пожалования, приносившие колоссальные денежные суммы. Важным государственным ведомством было управление кадиаскера. Оно осуществляло руководство органами юстиции и суда.

Финансами империи управляло ведомство дефтердара («хранителя реестра»). Управление нишанджи было протокольным департаментом империи, так как его чиновники оформляли многочисленные указы султанов, снабжая их искусно выполненной тугрой – монограммой правившего султана, без которой указ не получал силы закона. Вплоть до середины XVII века это ведомство осуществляло так же связи Османской империи с другими странами. Многочисленные чиновники всех рангов считались «рабами султана». Многие сановники начинали свою карьеру рабами на дворцовой или военной службе. Но, получив высокий пост в империи, каждый знал, что его положение и жизнь зависят только от воли султана.

К казням в средневековом Стамбуле были привычны. Отрубленной голове везира полагалось серебренное блюдо и место на мраморной колонне у дворцовых ворот. Менее крупные сановники могли рассчитывать лишь на деревянное блюдо. А уж головы рядовых и безвинно казнённых чиновников укладывались без всяких подставок на землю у стенок дворца.

Особое место в Османской империи и в жизни её столицы занимал шейх-уль-ислам. Высшее духовенство – улёмы – состояло из кадиев (судьи), муфтиев (богословы) и мюдеррисов (преподаватели медресе). Мусульманское духовенство владело огромными земельными угодьями, а так же имуществом в городах. Только шейх-уль-ислам имел право толковать любое решение светских властей с точки зрения положений Корана и шариата. Его фетва – документ, одобряющий акты высшей власти, - была необходима для султанского указа. Фетвы санкционировали даже низложение султанов и их восшествие на престол.

Всё население Османской империи чётко разделялось на две основные группы:

1. Аскери (военные) – те, кто олицетворял власть султана (придворные всех рангов, военные, гражданские чиновники представители мусульманского духовенства). Это был правящий класс страны. Эти лица не были связаны с производством и не платили налогов. Состояли из «людей меча» (военные) и «людей пера» 9чиновники султанской администрации.

2. Райя (податное население) – как мусульманское, так и немусульманское. С XVII века этот термин стал употребляться преимущественно по отношению к немусульманам. Это класс производителей, его трудом кормилась вся масса османских феодалов, собиравшиеся с него налоги составляли основу доходов государственной и личной султанской казны. Райя была мусульманская и немусульманская, кочевая и оседлая, крестьянская и ремесленная.

 

XV и XVI века были временем громких успехов мусульманского оружия, разрушившего Византию и угрожавшего Вене; кроме турецкой империи было положено начало двум сильным мусульманским державам: государству видов в Персии и государству так называемых Великих Моголов в Индии. Тем не менее, именно это время оказалось роковым для всего мусульманского мира: закончился почти тысячелетний период культурного первенства Передней Азии, и носителем культурного прогресса сделалась Западная Европа. В XVI веке военная техника турок не уступала европейской. Турция XVI - XVII веков прославилась не только своим военным могуществом; Константинополь сделался для мусульманского мира одним из важнейших культурных центров; по количеству хранящихся до сих пор в его библиотеках персидских рукописей он из европейских городов уступает только Петрограду и Лондону.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.005 с.)