Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доктор политических наук, профессор Шепелев М.А.

Поиск

(Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара)

Доктор экономических наук, профессор Конищева Н.И.

(Донецкий институт психологии и предпринимательства)

М-89 Муза Д.Е. Введение в глобалистику: Учебное пособие/ Д.Е.Муза [текст]. – Донецк: ДонНТУ, 2010. – 240 с.

В предлагаемом пособии представлен материал учебного спецкурса «Глобалистика» («Философия глобальных проблем современности»), который читается в Донецком национальном техническом университете и Донецком инженерно-экономическом колледже по выбору студентов. Текст пособия подготовлен в соответствии с требованиями МОН Украины, авторской программой курса и содержит шесть тем, дающих элективное представление о глобалистике как комплексной науке о современном мире и проблемах, сопровождающих его структурирование и развитие.

Пособие рассчитано на студентов, изучающих одноименный спецкурс, но может быть полезно магистрантам, аспирантам и всем тем, кто интересуется глобализацией, цивилизационным устройством и динамикой современного мира, природой и спецификой глобальных проблем современности и путями их решения, истоками и спецификой современного антропологического кризиса, альтернативистикой и проблемой будущего человеческого сообщества.

ISBN 978-617-579-118-9

ВВЕДЕНИЕ

На наших глазах совершается кардинальное переустройство мира, возникла и расширяется структура глобального сообщества, заметно меняются формы и ритмы жизни, происходит пересмотр и коррекция многих сторон человеческой деятельности, а казавшиеся ещё недавно актуальными и незыблемыми нормы и ценности, подвергаются невиданной девальвации и отрицанию.

В ситуации перманентных изменений, с которыми пришлось столкнуться человечеству в конце ХХ – начале XXI ст., перед ним открываются две перспективы: либо адаптироваться к неустойчивым, нестабильным и малопредсказуемым тенденциям развития социоприродной целостности, либо попытаться в очередной раз навязать окружающему нас миру новые, сверхрациональные правила игры. Причём, без трезвого осознания всех операциональных и итоговых системных последствий возможной драмы. Всё бы хорошо, но канувший в лету ХХ век как раз продемонстрировал неспособность сообщества к адекватному (мирному и непротиворечивому) сосуществованию. Две мировые и «холодная» войны, трагедия Японии после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, ГУЛАГ и Освенцим, Чернобыльская катастрофа и высохший Арал, голод и геноцид целых народов, наконец, авантюры США и НАТО в центре Европы (Балканы), Центральной Азии – вот те немногие события, которые иллюстрируют неспособность человечества ХХ века найти оптимальную формулу жизневоспроизводства, придать собственному бытию мировоззренчески-вменяемое, нравственное и гуманистическое оправдание.

Иначе говоря, в случае реализации любой из перспектив, человечество не может отмахнуться от груза накопившихся и требующих своего неотложного решения проблем, сопровождавших и сопровождающих поныне его историческую поступь. В этой связи целесообразно поставить вопрос о глобальных проблемах как индикаторе актуального состояния миросистемы, объективной и всесторонней характеристике её реального кризиса. Причем, если эксплицитный момент кризиса уже обозначен достаточно четко: это и слепая вера в безграничный прогресс, и ставка на технику, и безоглядное потребление ресурсов планеты, и утрата «социального капитала», то как быть с имплицитной, непроясненной его стороной? Представляется верным, что нынешний кризис просто не может быть оценен просто «как очередной»: по масштабу, фактуре и интенсивности приносимых им отрицательных биологических, социальных и антропологических последствий он всё чаще оценивается как судьбоностный, а значит, безальтернативно-телеологически-катастрофический.

Разумеется, здесь речь идет о сущностном (смысловом) пласте актуальной истории, на который наведены различные теоретические фокусы и предложены варианты её истолкования. Из них, в качестве своеобразного камертона к предлагаемому тексту, мы выбираем четыре наблюдения над скрытыми (как от глаз обывателей, так и от устоявшихся методик ученых) размерностями мировых процессов. Во-первых, автор солидаризуется с российским политологом А.С.Панариным, прогностический сценарий которого для ХХI века тяготеет к формуле «стратегической нестабильности»: «смысл глобального сдвига... состоит в том, что в условиях дефицитности земных ресурсов планету предстоит избавить от лишних ртов и от всех неприспособленных: сцену займут приспособленные». И если отбросить «гуманитарный мистицизм», то перед нами, полагал он, «открывается естественная логика истории»[1]. Во-вторых, нужно, наконец, признать ту простую истину, что «Запад, Цивилизация, «проклятая доля» (Ж.Батай) которой в том, что все высокие цели и ценности уступили место погоне за богатством и комфортом. При этом она противостоит обществам, в которых сохраняют своё значение религия, мораль, национальное самосознание, семья, половой диморфизм, любовь, дружба и другие формы «традиционной» культуры, и агрессивно атакует их»[2]. В-третьих, целесообразно осознать логику действия политических элит Запада, которая согласно депутату Европарламента, журналисту и политологу Дж.Кьеза квалифицируется следующим образом: «общество «принудительного потребления»... постоянно воспроизводит элиту, способную выживать в состоянии зверской войны всех против всех»[3]. Наконец, в-четвертых, нельзя дальше игнорировать закономерность присущую лидеру современной истории – Западу, и открытую американским социологом Д.Беллом[4]. В соответствии с ней, несовместимость рыночных отношений с традиционными способами поддержания социальности (религия, мораль и искусство) будет только нарастать, вплоть до момента опрокидывания всей социальности в невиданный ранее хаос. И далее, опрокидывания всех социумов, структурно или функционально связанных с жизнью западной цивилизации.

В этой связи хотелось бы обратить внимание читателя на тот факт, что российская академическая мысль уже системно охарактеризовала и оценила степень наступающей с Запада угрозы в фундаментальной коллективной монографии[5]. Причем, высказанные в первом её варианте опасения и предостережения, а также сделанные прогнозы во многом подтвердились. Вообще же, на повестке дня – идея антицивилизации и античеловечества [6].

Разумеется, приведенные выше фрагменты, как и ссылка на авторитетный источник могут показаться приемами, когда «нужные» идеи вырываются из соответствующих контекстов. Тем не менее, все они подчиняются принципу сходимости информационных потоков в некоторую смысловую лакуну. Однако такой социально ориентированный подход может претендовать на вскрытие сущности первого порядка (Г.В.Ф.Гегель), в то время как цель всякой науки – доискиваться предельных, и если угодно, запредельных величин, характеризующих взаимосвязь наблюдаемых мировых процессов и их субстанциальные основания, форму их протекания и смысловое ядро их содержательного развертывания.

Отсюда вполне осознанное намерение, – представить видение глобальной проблематики в подчеркнуто проблемном ключе, не только драматизируя отдельные факты и ситуации, но и не оставляя «в тени» их глубинные, сущностные характеристики. По большому счету, они являются характеристиками бытия западной цивилизации, как последовательного генератора беспрецедентных мировых изменений. Во вторую очередь, т.е. в виде производной от первой величины, нужно фиксировать параметры бытия не-западных цивилизаций, вступающих с ней преимущественно в монологовые (несимметричные) отношения. И, наконец, говорить о настойчиво реализуемой связной логике их, ансамбля цивилизаций, развития, у которой, похоже, всё меньше продуктивных исторических альтернатив.

В этом, по мнению автора, состоит одна из важнейших задач, стоящих перед современной философией: выявить природу глобальных угроз и опасностей, обозначить наиболее болезненные точки мирового развития, а также стимулировать совместный заинтересованный поиск рецептов по исправлению стремительно ухудшающейся ситуации. За всем этим стоит желание сохранения относительного равновесия биосоциальной целостности, приоритета ценности жизни вообще над её, жизни, всевозможными эрзацами, не говоря уже о торжестве смерти. В т.ч., «смерти» человека, пришедшей после «смерти Бога».

Но для решения задачи подобного уровня сложности нужны не только добрая воля большинства и коллективный таки разум, но и духовное алкание вселенской гармонии. Актуальный выбор – за всем человечеством, и, прежде всего, за самим Западом. Не случайно известный западный интеллектуал А.Мальро предостерегал: либо XXI век будет веком духовности, либо его совсем не будет.

Главная цель, которую преследовал автор в тексте предлагаемого вниманию учебного издания, заключается в последовательном стремлении изложить материал учебного курса с позиций современной социальной философии и философии истории, тем самым, преодолевая односторонность и пристрастность подходов иных социальных наук – политологии и макросоциологии, теории международных отношений и международной экономической науки, международного права и т.д. То есть наук, представители которых уже изложили свою точку зрения относительно понимания природы, структуры и динамики глобальных проблем современности. К сожалению, в большинстве современных изданий, претендующих на всецелую и исчерпывающую интерпретацию предмета глобалистики, дается его подчеркнуто «слабая» версия. Нисколько не отрицая заслуг своих коллег в смежных областях знаний, автор – по мере своих сил – намеревался учесть опыт их предметной и методологической рефлексии. При этом от деклараций о синтетическом, научно-философском понимании глобального мира, давно пора переходить к их действенной реализации принципа системности. Предлагаемое пособие в какой-то мере претендует на актуализацию подобной теоретической и одновременно мировоззренческой задачи.

В связи с этим, авторский предметный фокус и стратегия проникновения в предмет (его глубина и ширина) определяются социально-философской аксиоматикой, оригинальной гипотезой развития истории и пониманием генезиса и оформления глобальных проблем в систему, поддерживается специфической категориальной структурой, описывается при помощи коренных противоречий и наиболее правдоподобных сценариев их преодоления. Тем не менее, из-за дискуссионности многих высказанных ниже положений, читателям – по ходу знакомства с материалом – придется освоить весьма значительный массив специально-ориентированной литературы. Для этого пособие снабжено двумя списками литературы: основой и дополнительной. В разряд основной литературы вошли соответствующие учебные и справочные издания, а в разряд дополнительной включены оригинальные тексты представителей современной мировой глобалистики и отвечающие развитию представлений о её предмете научные исследования последних лет.

С другой стороны, пособие призвано решить и учебно-методическую задачу: его материал тесным образом связан с образовательным процессом, точнее, с акцентацией внимания (прежде всего) технических специалистов, затем, представителей экономических и экологических специальностей на содержании курса, который интегрирует в себе знания и ценностные установки их профильных направлений. В определенной мере они нашли своё отражение в структуре предлагаемого текста. При этом мировоззренческие акценты в рассмотрении тем курса были определяющими, поскольку деятельность молодых специалистов должна протекать в выверенной и этико-аксиологически оправданной системе координат. В этом состоит одна из задач настоящего курса, который пытается интегрировать вокруг духовного ядра природный, антропологический, социальный и технический аспекты мировоззренческой конструкции, размещая их в историческом контексте. Без уяснения последнего, как показывает трагический опыт ХХ века и в особенности православно-славянской цивилизации, невозможно адекватное мироотношение.

Отдавая себе отчет в том, что пробный камень может иметь траекторию, отличную от запланированной, автор с вниманием отнесется ко всем формам критики и оценки текста пособия, могущим повлиять на оптимизацию его формы и содержательно-смысловых линий. Тем не менее, уже сейчас можно с благодарностью вспомнить своих коллег и студентов-слушателей, в той или иной степени стимулировавших написание и издание материалов этого спецкурса. Особую благодарность хочу высказать рецензентам данного труда, профессорам Лазареву Ф.В., Шепелеву М.А. и Конищевой Н.И., которые своим заинтересованным и профессиональным отношением способствовали его появлению.

Тема 1. Предмет, структура и методологический инструментарий современной глобалистики

 

1. Глобалистика – междисциплинарная область знаний о глобальном мире и его проблемах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.95 (0.008 с.)