ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция: Общие аспекты педагогической психологии



Лекция: Общие аспекты педагогической психологии

План:

1. Предмет и задачи педагогической психологии

2. Методологические основы педагогической психологии

3. Основные категории педагогической психологии

Предмет и задачи педагогической психологии

Возникла на стыке психологии и педагогики, а так же на стыке педагогики и возрастной психологии, и т.о. создалась синтетическая наука как педагогическая психология. Взаимосвязь педагогики и психологии: есть общий предмет, психология изучает законы развития психики человека, а педагогика рассматривает законы управления развитием личности; есть связь педагогики и психологии на уровне методов исследования, например – психометрия, парное сравнение, рейтинги, тесты, формирующие эксперименты; взаимосвязь в показателях и критериях обученности и обучаемости, они представлены в результатах педагогической деятельности, диагностируются в психологических характеристиках обучающихся - сдвиги в мышлении, поведении; многие говорят что возрастную и педагогическую психологию нет смысла разделять, но можно увидеть общие контексты, т.к. они изучают закономерности обучения, развития, но, тем не менее, возрастная психология изучает развитие психики человека и ее особенностей на различных возрастных этапах, а педагогическая психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания, хотя у них есть общий объект – человек;

Можно выделить подход Крутецкого, он говорит о том, что п.п. изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками и исследует индивидуальные различия в этих процессах, т.е. исследует вопросы, как учится школьник; Габай, стоит на позиции, что п.п. исследует закономерности присвоения общественно-выработанных способов действий и правил, которые в ней используется, так же устанавливает связь между процессами обучения и процессами развития; подход в рамках развития сознания личности, и развития способов взаимосвязи между обучением и развития; Зимняя, определяет предмет педагогической психологии, факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человека, и вызываемые изменения которые происходят в интеллектуальном и личностном развитии ребенка; фактически данный подход исследует субъекта учебной деятельности, исследуется этот субъект в рамках специально организованной системы обучения и воспитания; Давыдов считает, что п.п. можно считать частью возрастной психологии, т.к. специфику обучения, определяет специфика возраста; именно поэтому усвоение той или иной дисциплины должно строиться по разному; Божович, считает что она изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания;

Исходя из этого, можно выделить проблемы, которые изучает педагогическая психология:

- проблема взаимосвязи обучения и воспитания;

- взаимосвязь обучения и развития;

- взаимосвязь генетических основ и социальных в процессе обучения и воспитания;

- проблемы детской одаренности;

- синзетивных периодов;

- готовности детей к школьному обучению;

- проблемы индивидуализации;

- проблемы оптимальной психолого-педагогической подготовки учителя и воспитателя;

- проблема психолого-педагогической диагностики;

- проблемы взаимодействия в системе «учитель – ученик»

 

Т.о. педагогическая психология имеет свою структуру: 3 составных части - психология обучения, воспитания, учителя; каждая из этих ветвей имеет свой предмет и свои основные задачи;

Психология обучения – предметом является развитие познавательной сферы учащихся, в условиях систематического обучения; основными задачами можно выделить выявление взаимосвязи внешних и внутренних факторов обуславливающих развитие познавательной деятельности, в условиях различных дидактических систем; изучение соотношения мотивационного и интеллектуального плана обучения; выявление возможностей управления процессами учения и развития ребенка; а так же выявление психолого-педагогических критериев эффективности обучения;

Психология воспитания – предметом является развитие личности ребенка в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка и деятельности коллектива; задачи – изучение содержания мотивационной сферы учащихся, ее направленности, нравственных установок и т.д., выявление различий самосознания учащихся, которые воспитываются в различных условиях; изучает структуру детских и юношеских коллективов, и их роли в формировании личности; и выявляет условия и последствия депривации ребенка;

Психология учителя – предметом является психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а так же те особенности личности, которые способствуют или препятствуют эффективной педагогической деятельности; задачи – определение творческого потенциала педагога и возможности преодоления педагогами возникающих педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя, и выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащихся;

Методологические основы педагогической психологии

Педагогическая психология имеет свою методологическую основу, она опирается на философские концепции и находит свое выражение в принципах; у п.п. фактически те же принципы что у психологии;

1. Деятельностный подход к изучению процесса учения;

2. Единство материальной внешней деятельности и деятельности внутренней психической;

3. Социальная природа законов психического развития;

Деятельностный подход - Деятельность – система процессов, посредством которых реализуется жизненное отношение к миру (Леонтьев); Человеческая личность не только проявляется, но и формируется в деятельности (Рубинштейн); в п.п. суть принципа деятельностного подхода раскрывается в том, что учебная деятельность рассматривается как целостная система, где в единстве представлены все психические функции; учение рассматривается как реальный процесс взаимодействия человека с миром, проходит это через решение задач, и в итоге человек становится субъектом мира; деятельностный подход предполагает рассматривать учение, как деятельность, состоящую из действий объединенных единым мотивом и направленных на достижение единой цели; целью учебной деятельности является усвоение опыта предыдущих поколений; в результате, учебная деятельности приводит к удовлетворению познавательной потребности субъекта учения, и учение приводит к изменению самого субъекта, что и является конечной целью учения; т.о. образом деятельность учения является объектом исследования педагогической психологии;

К. Хорни «Самоанализ»

Принцип единства – деятельность и сознание это органическое целое, причем не тождество, а единство; т.к. сознание как бы просвечивает через деятельность, и сознание проявляется в деятельности; Леонтьев показал зависимость внутренней психической деятельности от внешней, т.о. это позволяет понимать преобразование внешней деятельности во внутреннюю, отсюда открывается возможность управления процессом развития психики, и становление новых психических образований в процессе развития, возникает возможность моделировать внешний план действия. который нужно перевести во внутреннюю психическую деятельность. Т.о. обучение, деятельность и сознание это некий единый процесс; через обучение навыки переводятся во внутренний план и меняют природу человеческой психики;

Принцип социальной природы психической деятельности человека – изначально его разрабатывал Леонтьев; социальная природа психики присваивается через общение, учение ведет за собой развитие; т.о. психическая деятельность детерминирована социокультурной средой; значимым являются общественные отношения, эти отношения переносятся во внутренний план личности и становятся как бы функцией личности, выражается это системой знаний, эти знания не передаются по наследству, они могут быть усвоены человеком только в процессе обучения; для того чтобы этот опыт присвоить, ребенок должен быть активным в процессе учения; основным звеном является усвоение; через усвоение проявляется взаимодействие человека с миром, человек усваивает и проявляет эти знания через взаимодействие с внешним миром; принцип социальной природа психики человека направлен на коррекцию и формирование нравственных качеств человека, на формирование и коррекцию познавательной активности; природные данные это необходимые условия психического развития; т.к. природные данные могут быть разными, то можно говорить об индивидуальных различиях, однако успехи у людей с различными индивидуальными особенностями могут быть равными;

Стиль учебной деятельности – устойчивая система приемов, которая позволяет достичь продуктивности деятельности, даже при неблагоприятных природных данный. Следовательно, становится актуальным вопрос о типе обучения, о том, как учить, было замечено, что изменение типа учения приводит к изменению кода психического развития; отсюда стали развиваться такие направления в педагогике – тифло, сурдо, олигофренопедагогика; т.о. подбор специального типа обучения, методов, принципов, приводит к тому, что дети тоже показывают положительные результаты; индивидуальный подход к ребенку позволяет уровнять детей, независимо от их природных данных;

Тема: Образование - глобальный объект педагогической психологии

План:

1. Образование как многоаспектный феномен

2. Основные тенденции, психологические принципы современного образования

Современное образование рассматривается как социальный институт и как одна из подструктур общества, состояние образования отражает состояние общества; развитие и функционирование образования обусловлено самим обществом; переход общества от индустриального к информационному; образование выступает как социальный институт с функцией культурного воспроизводства; это ориентирует людей на принятие социокультурных норм;

При этом культура понимается как система образцов поведения, сознания людей, а также совокупность предмета проявления в жизни и обществе;

1. Образование рассматривается как система – сложный механизм, имеет свою структуру, включает в себя разные элементы и связи, имеет свое управление и организацию; система характеризуется: имеет цель, имеет содержание, характеризуется структурированными учебными программами, имеет структурированные учебные планы, в этих программах и планах учитываются предыдущие уровни образования и учитываются последующие, и именно эта характеристика обеспечивает непрерывность образования; системообразующей частью любого образования является цель; образование как система включает в себя понятие педагогическая система, она имеет свои структурные элементы; Педагогическая подсистема:

- цель

- учебная информация;

- средства коммуникации

- учащихся

- педагога

Образование как система имеет три уровня охвата общества:

- социальный масштаб (образование в мире, стране, в определенном обществе, регионе, определенной организации, т.е. образование как целостная единица); система государственного образования, частного, светского;

- ступени образования – структурирование процесса образование по вертикали (школьное образование, высшее образование с различными уровнями, учреждения повышения квалификации, аспирантура и докторантура)

- профиль образования – определяется содержанием образования (общее образование, специальное образование, профессиональное образование, дополнительное образование)

Система образования характеризуется разнонаправленностью, при этом могут быть разные формы (школы, лицеи, гимназии, колледжи), каждая ступень образования имеет свои организационные формы обучения, так же имеются специальные формы контроля (опросы, зачеты, экзамены), преемственность уровней (т.е. каждый последующий уровень строится на основе предыдущего), управляемость, эффективность, направленность. Так же имеет свои качественные и количественные характеристики, и все это одновременно функционирует и развивается;

2. Образование рассматривается как процесс – образовательная система функционирует и развивается в учебно-воспитательном процессе, основной задачей процесса является развитие и саморазвитие человека как личности, и этот процесс продолжается до конца сознательной жизни человека; образование как процесс непрерывно, постоянно видоизменяется в зависимости от целей, меняется содержание, меняется форма образования; сущность образования как процесса заключается в следующих характеристиках – разводятся две стороны обучение и научение, выделяются два субъекта образования ученик и учитель; со стороны обучающего образовательный процесс представлен единством обучения и воспитания, а со стороны обучающегося это освоение знаний, решение образовательных задач, активное участие в личностных и коммуникативных тренингах; и все это способствует всестороннему развитию личности человека; образование это активный процесс учения и познания;

3. Образование рассматривается как результат – это образ того результата который должен быть получен, и тот который есть реально; образ который должен быть получен, конкретизируется образовательной системе и зафиксирован в образовательных стандартах, он включает требования к качествам личности, к его знаниям, умениям, навыкам; второй план – это сам человек, который прошел обучение; чем шире у человека образование, тем увереннее и конкурентно способнее становится человек; качество и уровень образования соответствуют таким параметрам как ощущение себя, чем выше результат, тем выше чувство собственного достоинства присутствует у человека;

Основные тенденции и психологические принципы современного образования

Вербицкий выделил следующие тенденции современного образования –

  1. Необходимо осознавать каждый уровень образования как органическую часть системы непрерывного образования.
  2. Когда мы осознаем каждую ступень образования, возникает проблема преемственности этапов
  3. Конкретизация образования и технологизация, включает в себя разные уровни от философской концепции;
  4. Идет переход к активным методам обучения, от информирования, и к активным формам обучения, это выражается от просто лекций к различным таким формам как проблемное обучение, постановка проблемных вопросов; различные самообучающиеся системы;
  5. Развитие и стимуляция творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  6. Коллективное обучение является основным видом современного обучения;
  7. Идет перенос акцента с обучающей деятельности на познавательную деятельность субъекта, т.е. на обучающегося;

 

Психологические принципы

- интеграция всех воспитывающихся общества

- гуманизация образования (усиленное внимание к личности обучающегося)

- дифференциация и индивидуализация (направлен на создание условий для проявление и развития способностей каждого обучающегося)

- принцип демократизации (необходимо создавать предпосылки для развития инициативы учащихся, творчества; формирование условий для широкого участия личности обучающегося в жизни общества позиции гражданина проживающего в данном обществе)

 

29.02.2012

Лекция

Тема: Единство обучения, учения и развития в образовательном процессе

План:

  1. Общая характеристика процесса обучения
  2. Основные аспекты процесса научения
  3. Психологические теории учения

 

  1. Общая характеристика процесса обучения:

Проблемы обучения:

- проблема соотношения разграничения эффектов научения и развития

- проблема законов и закономерностей научения

- проблема механизмов и условий наиболее эффективного обучения и научения

- и т.д.

Основные подходы к определению «Обучение»:

Платонов: Обучение – это вид формирования личности и коллектива, формируются в процессе упражнений, но при этом дополняются связями нового содержания, которое устанавливает связи с уже имеющемся.

Педкасссистый - обучение, это общение, в процессе которого происходит познание и усвоение общественно-исторического опыта, а так же происходит овладение той или иной конкретной деятельности.

Талызина – обучение, это деятельность учителя в учебном процессе.

Харламов – обучение, это целенаправленный педагогический процесс организации, стимулирования, активной учебно-познавательной деятельности учащихся в овладения научными знаниями и навыками, творческих способностей, формирует нравственно-эстетические взгляды и мировоззрения.

Зимняя – обучение, это целенаправленная последовательная передача общественно-исторического, социального опыта другому человеку или людям, в специально-организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. В процессе существует две стороны обучающая, и обучающаяся. Можно выделить два процесса: процесс обучения и процесс воспитания, эти два процесса протекают в деятельности учителя; основным звеном в процессе обучения можно выделить такую структурную единицу как содержание, фактически оно определяет сам процесс обучения; в связи с эти встает вопрос как в обучении реализуется основная цель, как объединяются между собой развитие, обучение и воспитание. Выготский говорит, что психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения. Т.о. важно структурировать содержание, которое будет адекватно развитию ребенка, и оно будет изменяться сообразно развитию ребенка, и вместе с изменением содержания будут меняться и методы школьного обучения. Давыдов дает ответы на поставленные вопросы, он говорит, что образовательный процесс осуществляется на основе усвоения содержания системы учебных предметов, каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной формы сознания. Стержнем же учебного предмета является его программа, это иерархическое и систематическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению. Программа, которое фиксирует содержание учебного предмета. Включает методы, сроки обучения, характер дидактических пособий, а так же проектирует тип мышления, который формируется у школьника в процессе усвоения ими предлагаемого материала. Содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности. Т.о. чтобы была достижима цель, нужно структурировать содержание, в зависимости от содержания определяются методы, содержание отражается в программах, планируя содержание предмета необходимо учитывать учебную деятельность. Давыдов отводит внимание контексту передачи, т.е. что передавать, что транслировать обучающимся. Самым общим понятием отражающим результат является научение. И очень важно понять какое соотношение между обучением, учением, научением.

Обучение – совместная деятельность учителя и ученика, которая обеспечивает усвоение знаний школьника и овладение способами приобретения знаний. В рамках обучения можно выделить деятельность учителя и деятельность обучаемого;

Учение – это деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладение способами приобретения этих знаний.

Научение - приобретение индивидуального опыта и прежде всего автоматизированных навыков.

  1. Основные аспекты процесса научения

Научение – как целенаправленный процесс, процесс сознательного присвоения социокультурного опыта, формируется в процессе учения. Т.е. это некий результат процесса учения.

Аспекты процесса учения:

- с т.зр. физиологии: Учение рассматривается в плане нейрогуморальных механизмов, выработке условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятельности, а так же аналатико-синтетической деятельности мозга. Результатом будет приобретение новых условных рефлексов, новые паттерны взаимодействия и связей, и т.о. организм начнет по новому функционировать в среде;

- с позиции биологии: учение представляет собой адаптационный процесс, в нем рассматриваются такие аспекты как наследственность, среда, приспособление, регуляция. Следовательно, когда учение воздействует на данные аспекты, результатом научения будет являться адаптация.

- с т.зр. социологии учение рассматривается как фактор социализации, как фактор общественного сознания. Содержанием будет являться законы и закономерности развития человека в обществе, а результат будет в определенном уровне социализации человека;

- с т.зр педагогики, это воспитательно-образовательная система, т.о. содержанием этого процесса обучения будет являться взаимодействие, а результатом будет усвоение системы, знаний, навыков, умений;

- с позиции психологии, как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития, учение в итоге проявляет и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека, развития, содержанием будут являться законы и закономерности развития деятельности, а результатом будут определенные новообразования, и изменение внутренней сущности субъекта.

В рамках психологии выделяется несколько аспектов понятия научения:

- отечественная психология (рассматривает научение и учения как познавательный процесс, в результате усваивается социальный опыт, практическая и теоретическая деятельность, у животных же трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособление его к конкретным условиям);

- бихевиористы (как несвязанный с психикой процесс слепого ассоциирования стимулов и реакций, установление рефлекторных связей через упражнение);

- ассоцианизм (рассматривает научение как процесс изменения психического отражения, который отражает условия деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей);

- гештальтпсихология (как процесс реконструирования исходного целостного опыта в виде образцов);

Научение может проходить в процессе деятельности, а может проходить как результат деятельности.

Научение как побочный продукт, научение может происходить в деятельности, может быть как побочным продуктом, так и результатом. Как побочный продукт может происходить в труде, стихийное общение и преднамеренное познание другого опыта. Побочный продукт в труде – как качество личности; навыки; осмысление каких-либо аспектов деятельности; в игре – освоение ролей, навыков;

Виды научения:

Есть такие виды, которые характерны для животных, а есть такие, которые характерны для человека. Характерные как для человека, так и для животных:

- импринтинг (может быть в сензетивный период, приспособление происходит, фактически с рождения, предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций);

- оперантное научение (это тогда когда знания умения и навыки приобретаются методом проб и ошибок);

Характерные только для человека:

- Викарное научение – через прямое наблюдение за поведением других людей;

- Вербальное наблюдение – приобретение человеком опыта через язык;

 

  1. Психологические теории научения
  1. Ассоциативная теория научения – суть в том, что идет управление процессом накопления в переработке чувственного опыта, сущностью является усвоением человеком связей существующих между конкретными объектами, существуют определенные условия научения: научение происходит между элементами посмежности, когда происходит соседство объектов в пространстве и времени, по функциональной смежности (качество и количество, причины и следствия), логическая смежность (частное к общему, вида к роду, посыла и заключения), а может быть психологическая смежность, содержанием является образование ассоциаций.
  2. Условно-рефлекторная теория научения – модель обучения заключается в том, что происходит стимуляция, активной познавательной деятельности, исследовательской деятельности учащихся, это деятельность направляется и организуется, и применяется на практике. Содержание научения – образование связей между безусловными врожденными раздражителями и условными раздражителями; сущность научения - заключается в том, что осваиваются новые значимые свойства вещей и явлений окружающего мира и новые полезные формы и действия поведения которые эти формы использует. Условия научения: для классических условных рефлексов – наличие подкрепления, которое должно быть связано с определенными потребностями человека, второе условие - повторение. Для инструментальных рефлексов – нужна неудовлетворенная потребность организма, она порождает пробные и исследовательские действия, и нужна награда, т.е подкрепление действия и нужна достаточная систематическая награда. Отличие от первого вида научения в том, что
  3. Знаковая теория научения – суть обучения заключается в том, что у учащихся формируется обобщенная понятийная система и приемы умственной деятельности. Содержанием является обнаружение и использование существенных отношений реальностей, их отображения в понятиях, и закрепления в словах. Сущность в том, что у учащихся формируются понятии и их системы, которые отражают существенное отношение реальности, существуют условия этого научения – выявление и абстрагирования объектов, обнаружение общности и характера этих отношений, и закрепление этих отношений в словах, т.е. воспринять, обобщить и выразить в словах.
  4. Оперантная теория научения - бихевиористы вывели законы выработки сложных форм поведения. Закон эффекта: он говорит о том, что когда процесс установления связи сменяется удовлетворением, прочность связи возрастает, т.е. если та или иная деятельность в ситуации имеет положительное подкрепление, то запоминается оно лучше. Закон сохранения – если в течении некоторого времени, связь между ситуацией и ответной реакции не возобновляется, интенсивность этой реакции ослабляется. Закон взаимосвязанности – если два психических акта развиваются во взаимосвязи, то поведение одного из них приводит к закреплению второго. Закон тренировки - чем выше интенсивность тренировки, тем лучше усваивается обратная реакция, и тем дольше она сохраняется в памяти. Закон интенсивности – чем интенсивнее тренировка ответа, тем лучше он усваивается и тем дольше остается в памяти. Закон ассимиляции – каждый новый стимул имеет способность вызывать реакцию, которая в прошлом была связана с этим же стимулом. Закон результативности – реакция, сопровождающаяся приятными последствиями закрепляется и если сопровождается неприятными последствиями, ее стараются заглушить или избежать. Т.о. в процессе обучения практически нет мелочей.

 

Тема: Обучение и развитие

План:

  1. Соотношение обучения и развития
  2. Психическое развитие в обучении
  3. Движущие силы психического развития
  4. Обучаемость, основные ее характеристики

 

  1. Соотношение обучения и развития:

Развитие – сложное поступательное движение, в ходе которого происходит прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. Развитие происходит в течение всей жизни, изменяются только направления этого развития, изменяются только интенсивность, характер и качество развития.

Можно выделить следующие характеристики развития:

- необратимость (т.е. то, что человек для себя приобрел, фактически остается с ним на всю оставшуюся жизнь, во вторых развитие может иметь различные направления);

- неравномерность;

- сохранение предыдущего в новом;

- единство сохранения и изменения;

Факторы, влияющие на развитие:

  • Предпосылки развития, условия, связь развития и внутренней позиции ребенка;

Т.о. обучение является не только условием, но и основным средством психического и личностного развития ребенка, в связи с этим можно выделить следующие проблемы обучения и развития:

- проблема соотношения обучения и развития;

- проблема соотношения обучения, воспитания и развития;

- проблема соотношения интеллектуального и личностного развития в учебном процесса;

- проблема синзетивных периодов в развитии;

- проблема критериев и показателей уровней развития в учебном процессе;

- проблема основных линий и тенденций психического развития в учебном процессе;

Психическое развитие – это самостоятельный независимый процесс, который имеет свои внутренние закономерности. И развитие ребенка представляется как процесс подчиненный природным законам и протекающий по мере созревания, обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса, обучение оказывает влияние лишь на внешние особенности развития, несколько ускоряя, или напротив задерживая сроки проявления новых стадий развития, при этом обучение не изменяет последовательности этих стадий и не влияет на психологические особенности.

Стадии интеллектуального развития определяются системой организации и способами передач индивиду общественно-исторического опыта; обучение и воспитание рассматривается как регулятор связи между психологическими функциями и свойствами личности;

Существуют основные направления разработки проблем обучения и развития:

  1. Выявление действий, при которых обучение становится развивающим;
  2. Определение конкретных форм обучения, которые обеспечивают более высокое интеллектуальное развитие;

Эльконин и Давыдов разрешают эти вопросы через решение выведение на первый план содержания обучения; Менчинская, Богоявленская, Меллер – считают, что эффективность усвоения повышается посредством изменения способов умственной деятельности; т.о. они предполагают упор на теорию Выготского о зоне ближайшего развития; Ананьев – исследует воздействие разных методов обучения, и т.о. они работают в плане методологии. Занков – развивающий аспект обучения достигается путем совершенствования самого процесса обучения, куда входят и формы, и методы, и средства, и содержания. Гальперин и Талызина – они исследовали влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуально развитие ребенка, которое позволяет пошагово управлять процессом усвоения знаний. Матюшкин, Кудрявцев – исследователи проблемное обучение в развитии ребенка;

Доклад СТАРШЕКЛАССНИК КАК СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ!!!

Лекция: Общие аспекты педагогической психологии

План:

1. Предмет и задачи педагогической психологии

2. Методологические основы педагогической психологии

3. Основные категории педагогической психологии





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.017 с.)