История развития контроля в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития контроля в России



Ревизия денежных средств

Ревизия денежных средств является традиционным направле­нием, с которого начинается проверка. Прежде всего такой интерес связан с тем, что наличные денежные средства представляют собой наиболее рисковый объект потенциальных искажений официаль­ных данных. В движении денежных средств выделяют два основ­ных вида искажения:

• величина в отчетности завышена по сравнению с реальной (ошибка в учете или денежные средства реально присвоены, похищены и т.д.);

• величина в отчетности занижена по сравнению с реальной (ошибка в учете или существуют неучтенные денежные сред­ства).

При значительном объеме кассовых узлов эффективной конт­рольной процедурой является ротация кассиров. В этом случае ре­визор может ознакомиться с планом ротации и проверить по табе­лям и кассовым документам, было ли реальное перемещение касси­ров. В этом случае, как правило, путем инвентаризации должны выявляться небольшие излишки или недостачи (наверное, каждый сталкивался в магазине с ситуацией «занесете потом», или «к сожалению, нет мелких монет»). Отсутствие в течение всего от­четного периода факта выявления недостачи или излишков при ин­вентаризации кассовых узлов требует дополнительного изучения.

Элементом среды контроля является наличие в организации формального запрета кассирам иметь при себе собственные денеж­ные средства. Ревизор может проверить документальное наличие такого запрета и подпись кассира об ознакомлении.

Другой разновидностью контрольных процедур является клас­сическая физическая охрана средств, помещения, а также самих сотрудников кассовых узлов. Как минимум, ревизор должен убе­диться в наличии сейфа, железных дверей и тревожной кнопки в помещении кассы, а также действительности договора с соответ­ствующими охранными службами.

Ревизор может провести повторную процедуру внезапной про­верки, попросить кассира показать последние кассовые ордера. Отсутствие на них нумерации, подписей руководителя и т.д. сви­детельствуют о типичной, но далеко не лучшей ситуации в области внутреннего контроля.

Ревизор также может попробовать ввести в используемую ком­пьютерную базу реквизиты расходного кассового ордера с номе­ром, идентичным уже выданному, проведя корректировку нуме­рации вручную. Если это возможно, он может сделать вывод о ненадежности встроенных в компьютеризированную систему средств контроля.

В других случаях внутренний контроль может проводить такие проверки по своей инициативе.

Кроме того, проверяется соблюдение лимита остатка денежных средств в кассе и соблюдение предельного расчета наличными де­нежными средствами между юридическими лицами.

Контроль финансовой отчетности

Данный контроль состоит из нескольких частей:

1) проверка операций с наличными денежными средствами:

• проверка операций о движении наличных денежных средств;

• проверка данных об остатках наличных денежных средств на конец года;

2) проверка операций с безналичными денежными сред­ствами.

Проверка операций с наличными денежными средствами за отчет­ный период предполагает изучение того, что:

• все отраженные в учете операции действительно имели место (предпосылка «возникновение);

• все операции, которые действительно имели место, отражены в учете (предпосылка полноты);

• правильно отражены суммы и другие идентификационные признаки (кому, за что, когда и т.д.).

Обычная формальная проверка каких-либо ошибок не выявля­ет. Можно открыть наугад 2—3 кассовых отчета и внимательно про­смотреть приложенные к отчету за этот день кассовые документы. Сверить сумму, указанную в расходном кассовом ордере цифрой и прописью получателем, с отраженной в кассовом отчете.

Проверка данных об остатках наличных денежных средств на конец года. Следует сравнить сумму в кассовой книге, в отчете кас­сира за последний рабочий день отчетного года и данные бухгал­терского счета. Здесь также крайне редко выявляются ошибки.

Более интересные результаты дает анализ количества выписан­ных приходных и расходных кассовых ордеров в среднем в день с показателями последней декады декабря. Однако выявленное воз­растание объема может иметь два различных объяснения: обычное стремление завершить все расчеты к концу года (например, полу­чить депонированную заработную плату) или «подтасовка» для достижения «нужных» показателей.

Проверка операций с безналичными денежными средствами. Наи­более надежным методом проверки является получение от банка оригинала подтверждения остатка на расчетном счете на отчетную дату с указанием оборотов по счету за отчетный год. Данные све­ряются с учетными, подтверждение банка подшивается к матери­алам ревизии.

Необходимо запросить информацию о всех банках, в которых открыты счета организации. По мере необходимости и возможно­сти сверить эти данные с данными налогового органа. Выборочно можно открыть два-три разных договора и сверить указанные в договорах реквизиты с предоставленной информацией о счетах. Очень часто реквизиты меняют письмами, оставляя в договорах неизмененные данные. Для этого нужно посмотреть порядок уче­та исходящих писем. Отсутствие четкой архивации или уничтоже­ние таких писем после отправки являются сигналом для более подробного изучения этого аспекта. Для этого бухгалтера можно попросить вывести список дебиторов, оплативших свои долги в отчетном году неденежными средствами (зачетами, поставками, векселями и т.д.). Подозрение могут вызывать средние и мелкие по объему задолженности, часто повторяющиеся в данных отчетности дебиторов. В этом случае ситуация требует более детального рас­смотрения.

Проверка правильности составления отчета о движении денежных средств. Часто этой отчетной форме не уделяется должного внима­ния при контроле, хотя она в большой мере является отражением реального состояния дел на данном участке. Самым простым спо­собом контроля является проверка движения средств по инвести­ционной деятельности (покупка или продажа основных средств, ценных бумаг и т.д.). Как правило, организация в течение года приобретает хотя бы одно основное средство. Следует попросить бухгалтера распечатать данные о стоимости приобретенных за год основных средств и сравнить с данными отчета о движении денеж­ных средств по инвестиционной деятельности. Примерно схожие цифры подтверждают правильность отчетности; расхождение мо­жет объясняться тем, что приобретенные основные средства еще не оплачены (или наоборот, оплачены, но еще не получены), или ошибкой в отчете.

Риск хищения наличных денежных средств. Хищение возможно различными способами:

• путем подделки подписей на расходных кассовых документах — присвоение наличных денежных средств кассиром путем оформления изъятия поддельными расходными кассовыми ордерами, в которых подделана подпись получателя денежных средств.

Выявление поддельной подписи на документах требует специ­альной подготовки. Существуют различные признаки подделки подписей. Наиболее простым способом их выявления является визуальное сличение подписей одного лица на различных доку­ментах. Естественно, данная задача очень трудоемка, поэтому ре­комендуется данную процедуру проводить выборочным спосо­бом.

• путем намеренной арифметической ошибки — присвоение на­личных денежных средств кассиром путем совершения наме­ренной ошибки в подсчете итогов прихода и расхода налич­ных денежных средств в кассе. На практике данный вид хи­щений встречается крайне редко и используется при подсчете итогов графы платежной ведомости или листа кассовой кни­ги. Применяется при наличии значительного количества платежей, так как ошибка в итоге двух-трех сумм визуально заметнее. Проверяется выборочно путем арифметического пересчета выданных по ведомости или за день сумм.

• путем замены денежных купюр на поддельные. Платежеспособ­ными являются банкноты и монета, имеющие силу законного средства платежа на территории Российской Федерации, не имеющие признаков подделки либо переделки1. Под передел­кой понимается изменение первоначального вида подлинной банкноты с целью извлечения незаконной прибыли. Передел­кой считаются наклейка, надрисовка, надпечатка текста или цифр, изменяющих номинал банкноты таким образом, что внешний вид внесенных изменений сходен с видом соответ­ствующих реквизитов подлинной банкноты и такая переде­ланная банкнота может быть принята в обращении за подлин­ную, а также изменение года образца на вышедшей из обра­щения банкноте.

Документальное оформление ревизии кассы

Ревизия кассы проводится с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящих­ся в кассе.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государ­ственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и дру­гих бланков документов строгой отчетности производится по ви­дам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и ко­нечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными уче­та по кассовой книге. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указываются их сумма и обсто­ятельства возникновения.

 

Этапы строительства

В строительном процессе выделяют три этапа:1)подготовка строительства;2)собственно строительство;3)реализация строительной продукции (сдача готового объекта строительства в эксплуатацию). Подготовка строительства осуществляется по следующим направлениям:•технико-экономические исследования целесообразности строительства объекта;•проектирование объекта и инженерно-техническая подготовка к строительству.Когда осуществляется собственно строительство, на строительной площадке происходит соединение всех технологических элементов строительного процесса, в результате чего создается строительная продукция.На этапе реализации строительной продукции происходит ввод законченных строительством объектов в эксплуатацию и передача их заказчику как основных фондов.В строительстве используют следующие сметные нормативы и сметы. Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, собранных в отдельные сборники. Сметные нормативы разделяют на следующие виды:•федеральные (общереспубликанские);•ведомственные (отраслевые);•региональные (местные);•собственная нормативная база пользователя. Сметная норма — это совокупность ресурсов, необходимых для выполнения определенного вида строительных работ. Сметную стоимость строительно-монтажных работ рекомендуется определять в базисном и текущем уровне цен.

Смета. Сметная документация разделяется на три группы:

1)локальные сметы и сметные расчеты на отдельные виды работ;2)объектные сметы и сметные расчеты на объекты строительства;3)сводные сметные расчеты и сводки затрат на комплекс строительства в целом. Объектные сметы объединяют данные локальных смет на объект в целом и являются сметными документами, на основе которых формируется договорная цена. Объектом строительства является отдельно стоящее здание (цех, склад, и т.п.), сооружение (мост, тоннель, платформа и т.п.). Объектные сметные расчеты объединяют данные локальных сметных расчетов и определяют сметный лимит по соответствующему объекту в составе проекта. Материалы. В целях организации аналитического бухгалтерского учета строительные материалы разделяют на следующие группы:• основные материалы, вещественно входящие в конструкции зданий и сооружений;• конструкции и детали• прочие материалы. Машины и механизмы. Затраты по использованию машин и механизмов в строительстве достигают значительных сумм. Виды машин (механизмов) и время их использования, как правило, определяются в проектно-сметной документации на выполняемые работы.Для проведения работ организацией-подрядчиком могут быть использованы собственные машины (механизмы), находящиеся на балансе или арендованные организацией на определенный срок, а так же услуги специализированных сторонних организаций.С целью контроля за использованием строительных машин в строительных организациях используются следующие формы первичной учетной документации:• рапорт о работе башенного крана (форма № ЭСМ-1);• путевой лист строительной машины (форма № ЭСМ-2),• рапорт о выработке строительной машины (форма № ЭСМ-3);• рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-4);• карта учета работы строительной машины (форма № ЭСМ-5);• журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма № ЭСМ-6);• справка для расчетов за выполненные работы (услуги) (форма № ЭСМ-7).
Ревизия в строительстве Приступая к ревизии, необходимо проверить, обеспечена ли организация производственными нормами расхода строительных материалов, трудовых затрат, расходов на содержание строительных машин и механизмов, на все ли работы имеются планы строительства, какие объекты строительства предусмотрены титульными списками, имеются ли в наличии договора, сметы.Выборочно ревизор проверяет сметные расчеты, правильно ли рассчитаны статьи сметы, в том числе используемые в расчетах цены, нет ли случаев включения в отчеты строительно-монтажных работ по объектам, не предусмотренным титульными списками.На основании журнала-ордера по форме № 10-с ревизор проверяет, ведется ли учет по объектам, обоснованно ли списываются материалы на затраты производства, правильно ли списываются накладные расходы по объектам строительства, все ли текущие расходы относятся на затраты в отчетном периоде, как организованы приемка и хранение материалов на участках, проводятся ли инвентаризации материалов открытого хранения.При проверке правильности списания материальных ценностей используются следующие документы: журнал-ордер по форме № 10-с, ведомость по форме № 10-с, материальные отчеты, отчеты производителя работ, приходные ордера, накладные на внутреннее перемещение, акты на повторное использование материалов, ведомость по форме № 6-с и др.Особое внимание уделяется проверке показанных объемов выполненных работ, которые фиксируются в следующей документации: журналах пообъектного учета формы, в справках формы № 3 и № 3а или в актах формы № 2, нарядах формы № 41-с, выдаваемых рабочим, сменных рапортах машинистов, счетах, предъявленных заказчику на выполненные объемы работ, и т.п. Объемы работ, показанные в отчетах формы № М-29, можно сверить с объемами, приведенными в проектно-сметной документации по видам работ. Важно произвести контрольные обмеры нескольких объектов, особенно по тем объектам, конструктивным элементам и видам работ, по которым обнаружен значительный перерасход материальных и других затрат. В случае выявления невыполненных объемов проверяющие подсчитывают количество и стоимость материалов, списанных на этот объем. Одновременно с контрольным обмером необходимо произвести полную или частичную инвентаризацию материалов на участке (объекте). При проведении контрольных обмеров и инвентаризаций на объектах следует определить сумму материального ущерба от незаконного списания материалов.

Вневедомственный контроль.

В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль:1) вневедомственный - предполагает осущ-ние конт­рольных функций независимо от ведомственной подчинен­ности проверяемых субъектов хозяйствования;2) ведомственный – осущ-тся вышестоящим органом по принципу админ-ной подчиненности.

Вневедомственный контроль - контроль, осуществляемый органами общей и специальной компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций независимо от формы и видов собственности.
Каждый из органов контроля выполняет контрольные действия в соответствии с возложенными на него функциями управления в пределах своей компетенции. Система органов, осуществляющих вневедомственный контроль, может быть классифицирована на две группы:
1) органы общей компетенции, для которых контрольные функции не являются основными;
2) органы, специально созданные для осуществления вневедомственного контроля.
К органам общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений (но не основным) управленческой деятельности, относятся органы государственной власти и государственного управления. Их права и обязанности в этой области регламентированы законами, уставами, положениями.

Особенности ревизии в АПК.

Взрослый продуктивный и рабочий скот заносится в описи, в которых указываются: номер животного (бирка, тавро), кличка животного, год рождения, порода, упитанность, живая масса (вес) животного (кроме лошадей, верблюдов, мулов, оленей, по которым масса (вес) не указывается) и первоначальная стоимость. Порода указывается на основании данных бонитировки скота.

Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

3.37. Молодняк крупного рогатого скота, племенных лошадей и рабочего скота включается в описи индивидуально с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и т.д.

Животные на откорме, молодняк свиней, овец и коз, птица и другие виды животных, учитываемые в групповом порядке, включаются в описи согласно номенклатуре, принятой в учетных регистрах с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

3.38. Описи составляются по видам животных отдельно по фермам, цехам, отделениям, бригадам в разрезе учетных групп и материально-ответственных лиц.

При инвентаризации взрослого продуктивного и рабочего скота в описизаносятся: номер животного, кличка, год рождения, порода, упитанность, вес(кроме лошадей, верблюдов, мулов и оленей) и первоначальная стоимостьМолодняк крупного рогатого скота, племенных лошадей и рабочего скотавключается в описи индивидуально с указанием инвентарных номеров, кличек,пола, масти и породы.Стоимость недостающих животных (павших и вынужденно забитых, кроме павших всвязи с эпизоотией или стихийными бедствиями) списывается бухгалтерскойпроводкой:дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";кредит счета 11 "Животные на выращивании и откорме".
Для инвентаризации скота основного стада применяется инвентаризационная опись рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей (форма № ИНВ 20-АПК), а для проведения инвентаризации садов, виноградников и других многолетних насаждений составляются акты инвентаризации (форма № ИНВ 21-АПК) по видам, назначению насаждений и их местонахождению. Для каждого года посадки, по каждому сорту насаждений в описи заполняется отдельная строка с указанием площади, количества сохранившихся деревьев и кустарников и др. показателей.

Субсчет 20-1 предназначен для учета затрат и выхода продукции растениеводства, включая садоводство, цветоводство и выращивание саженцев (питомники).

Аналитический учет затрат растениеводства под урожай текущего года и выхода продукции организуют по подразделениям, арендаторам, статьям затрат (их группам) и видам производимой продукции.

Себестоимость отдельных видов сельскохозяйственной продукции, получаемой от соответствующих культур (групп культур), определяется исходя из затрат, отнесенных на данную культуру (группу культур).

Субсчет 20-2 предназначен для учета затрат и выхода продукции животноводства (молочного и мясного скотоводства, овцеводства, свиноводства, коневодства, птицеводства, звероводства, рыбоводства, шелководства, пчеловодства и др.).

Аналитический учет затрат и выхода продукции животноводства организуют по видам, технологическим группам животных и птицы, принятым в хозяйстве, и по установленным статьям затрат. В отдельных организациях могут быть выделены из состава прочих затрат статьи, например, по инкубации в птицеводстве - "Стоимость яиц, заложенных на инкубацию", в рыбоводстве - "Стоимость мальков, запущенных в водоемы", в шелководстве - "Стоимость грены", в овцеводстве - "Затраты на содержание стригального пункта" и т.д.

Себестоимость продукции животноводства составляют затраты на содержание животных и птицы, за вычетом затрат на незавершенное производство. В животноводстве объектами исчисления себестоимости являются отдельные виды продукции по каждому виду скота и птицы, рыбоводства, пчеловодства и шелководства.

Себестоимость основной продукции определяется суммой затрат, учтенной по соответствующему аналитическому счету (технологической группе животных и птицы), за вычетом стоимости побочной продукции: навоза, помета, шерсти-линьки, пуха, пера-линьки, волоса-сырца и т.д. <*>.

При определении (исчислении) себестоимости прироста живой массы молодняка крупного рогатого скота, поросят старше 2-х месяцев, ягнят после отбивки от маток следует иметь в виду, что основной продукцией этих групп животных является только полученный прирост живой массы (за вычетом прироста павших животных).

 

Ведомственный контроль.

Под ведомственным финансовым контролем в данном случае следует понимать финансовый контроль, выполняемый специально уполномоченными подразделениями органов исполнительной власти. Методологически он представляет собой разновидность внутреннего финансового контроля, однако исключительно внутренним контролем не является.

Значение ведомственного контроля определяется тем, что в современной российской структуре государственного управления практически все бюджетные средства распределяются и расходуются органами исполнительной власти и подведомственными им организациями. Поэтому без участия органов ведомственного контроля задача осуществления полного, систематического и результативного контроля использования бюджетных и иных государственных средств становится практически неразрешимой.

Преимущественная забота ведомственного контроля – проверки использования полученных ведомством и его подразделениями средств. На поступление средств он может влиять лишь ограниченно. Но это не означает, что контролеры вправе безразлично относиться к тому, какие средства и какими путями приходят в систему ведомства. И здесь у контроля имеются определенные возможности, в частности проверка использования полученных средств, законности и эффективности их расходования, а также обоснованности и правомерности действий ответственных должностных лиц.
Крайне важно то, что именно с помощью ведомственного контроля и только с его участием можно обеспечить соблюдение базового условия эффективности контроля – полный охват подлежащего контролю массива государственных средств с установленной постоянной периодичностью проведения ревизий и проверок. Для этого ведомственный контроль должен охватывать каждую организацию, каждое учреждение данного ведомства в предусмотренный срок.

30. Контроль и ревизия за формированием капитала предприятия.
Контроль и ревизия формирования капитала

Задачи, последовательность и источники контроля и ревизии формирования капитала

В условиях рыночной экономики капитал выступает и фактором, и целью производства, занимая главенствующее положение во всей системе экономических отношений.

Основные задачи контроля и ревизии формирования капитала − установление законности указанных операций, определение реальности стоимостного выражения капитала, выявление обоснованности его изменений за проверяемый период, правильности отражения в бухгалтерском учете и достоверности отчетных данных о наличии и движении капитала.

Последовательность осуществления контрольных процедур:

1) проверяется соблюдение установленного порядка формирования и отражения на соответствующих счетах бухгалтерского учета уставного капитала и связанных с ним хозяйственных операций;

2) рассматривается формирование и изменение резервного и добавочного капитала и целевого финансирования;

3) анализируются операции по формированию и использованию нераспределенной прибыли, а при наличии непокрытого убытка −возможные источники его покрытия;

4) выявляются соответствие и достоверность указанных данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого хозяйства.

При этом в качестве источников контрольных данных привлекают учредительные документы (устав, учредительный договор, протоколы собрания учредителей и др.), бухгалтерские справки, первичные документы, ведомости аналитического учета к журналу-ордеру № 12-АПК или соответствующие машинограммы по счетам 80 «Уставный капитал», 81 «Собственные акции (доли)», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 86 «Целевое финансирование», типовые и специализированные формы бухгалтерской отчетности (№ 1 «Бухгалтерский баланс», № 2 «Отчет о прибылях и убытках», № 3 «Отчет об изменениях капитала», № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу», № 6-АПК «Основные показатели»).

 

История развития контроля в России

Государственный контроль в России как отдельное независи­мое установление в составе государственного управления ведет свою официальную историю со времени издания высочайшего царского манифеста - 28 января 1811 г. Но фактически учреждения с функциями государственного контроля появились в стране намного раньше.

IIпервые исторические сведения об учреждениях с контрольными функциями, в том числе в области финансов, относятся и ко второй половине XVII в. В 1654 г. был образован

Счетный приказ для проверки раздачи полкового жалованья во время войны, для этого сюда доставили приходно-расходные книги за десять лет. Государственный контроль стал распространяться не только на доходную (как прежде), но и на расходную часть государственной казны.

Контрольным учреждением может быть признана и так называемая Ближняя канцелярия, учрежденная Петром I в 1699 г. Круг вопросов, подлежавших ее ведению, охватывал широкую сферу административных действий. Здесь сосредоточивались сведения о движении денежных сумм, содержании армии, состоянии военных запасов и т.п.

С установлением в стране в 1802 г. министерской системы управления, в которой заметную роль стало играть Министерство финансов, вопросы контроля за образованием, движением и расходованием государственных средств приобрели особое значение. Общие принципы функционирования министерств и распределения государственных дел между ними с несущественными изменениями применялись в системе государственного управления более 100 лет, до февральской революции 1917 г.

В 1810 г. Государственный совет рассмотрел предложение Особого комитета, возглавляемого графом Н.П. Румянцевым. Было решено, что министр финансов ведает доходами и управляет ими. Ответственность за движение финансов возлагалась на государственного казначея. Ревизия счетов, финансовая проверка министерств, особенно Министерства финансов и казначейства вошли в компетенцию государственного контролера. Значительные события в совершенствовании финансовой системы и укреплении финансового контроля связаны с именем государственного контролера В.А. Татаринова, который занял этот пост в 1863 г. Служить в контрольном ведомстве В.А. Татаринов начал в 1850 г. и сразу проявил себя как активный работник, умеющий критически оценить реальность и видеть перспективу. Реформаторские замыслы инициативного чиновника нашли высокую поддержку, вплоть до императорской. Он был командирован за границу для изучения опыта государственного финансо­вого контроля в ведущих зарубежных странах.

В.А. Татаринов обосновал устройство в государстве одной, независимой от исполнительной власти ревизионной инстан­ции. Ведомство государственного финансового контроля полу­чило право наблюдать по документам движение государствен­ных сумм, проверять и оценивать действия распорядителей и получателей средств. Контроль приобрел документальный и фактический характер, твердо установленную периодичность. К концу 1866 г. во всех губерниях действовали контрольные палаты, которые ревизовали использование государственных средств.

В советский период российской истории происходит факти­чески полное сосредоточение государственного финансового контроля в системе Наркомата, а затем Министерства финансов страны. Уже 5 декабря 1917 г. был создан Народный комиссариат государственного контроля, получивший право финансовых ре­визий. Но постепенно ревизия стала компетенцией исключитель­но финансового ведомства, услугами специалистов которого пользовались органы партийного, государственного и народного контроля.

Идеи о неразрывном единстве учета и контроля, их роли и месте в решении задач социалистического строительства, об обо­снованных принципах экономического контроля нашли отражение сначала в «Положении о рабочем контроле» (1917 г.), а затем в декрете Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК) «О государственном контроле» от 9 апреля 1919 г., пере­давшем в ведение ранее созданного наркомата государственного контроля все контрольно-ревизионные органы других ведомств, и декрете ВЦИК «О рабоче-крестьянской инспекции» от 8 февра­ля 1920 г. с объединением в единый контрольный орган наркома­та государственного контроля.

В октябре 1923 г. в составе Наркомфина образовали Финан­сово-контрольное управление. Позже оно было преобразовано в Финансово - бюджетную инспекцию, которая просуществовала до 1937 г.

В 1937 г. было создано Контрольно-ревизионное уп­равление (КРУ) Наркомфина СССР, положившее начало новой централизованной системе государственного финансового конт­роля. Определяющую роль в ее организации сыграл выдающийся финансовый руководитель А.Г. Зверев. Он рассматривал финансовый контроль как функцию управления и инструмент реализации экономической роли государства.

Созданная под руководством А.Г. Зверева система финансового контроля была основана на объективных принципах, которые доказали свою работоспособность и эффективность многолетней практикой.

9 мая 1938 г. Совнарком СССР утвердил Положение о Контрольно-ревизионном управлении Народного комиссариата финансов СССР. Была заложена организационная и правовая база того, что КРУ Наркомфина (позднее - Минфина) с его местными органами на десятилетия стало единственным независимым неведомственным органом государственного финансового контроля в стране.

Начальника КРУ утверждало правительство по представлению наркома финансов, которому он непосредственно подчинялся. Содержались КРУ и его местные органы за счет общесоюзного государственного бюджета.

Было установлено, что главным методом ревизии следует проверку документов, характеризующих состояние финансового хозяйства организации и деятельность руководителей, отвечающих за финансовую работу. Тогда же был введен порядок оформления результатов ревизии актом за подписью ревизора, руководителя и бухгалтера проверяемого предприятия.

После распада СССР КРУ осталось единственным государственным учреждением в России, обладающим опытом организации проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, многолетней практикой обеспечения законности расходования и сохранности государственных средств.

Указом Президента РСФСР от 9 ноября 1991 г. «О не­отложных организационных мерах по борьбе с преступностью в РСФСР» на контрольно-ревизионные органы Минфина России было возложено проведение ревизий и проверок по требованиям правоохранительных органов. Правительство Российской Федерации в этих целях увеличило штатную численность контрольно-ревизионных органов Минфина России на 3,5 тыс. человек почти на 70%.

Деятельность контрольно-ревизионного аппарата наглядно отражала состояние финансовой дисциплины в стране. Поэтому по инициативе Минфина России 25 мая 1995 г. результаты прове­рок целевого расходования средств федерального бюджета и первоочередные меры по укреплению финансового контроля рассмотрело Правительство РФ. Был намечен ряд мер по улуч­шению финансового контроля в стране, в том числе подготовка проекта Федерального закона «О государственном финансовом контроле».

В этот период широко развивались международные связи кон­трольно-ревизионного аппарата Минфина России. Происходил процесс становления новых органов финансового контроля. Была образована Счетная палата Российской Федерации, стали возни­кать контрольно-счетные органы в субъектах федерации. В соста­ве Минфина России было образовано Федеральное казначейство с широкими контрольными полномочиями.

Началось формирование современной правовой базы конт­роля. По инициативе Минфина были приняты Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государ­ственного финансового контроля в Российской Федерации», По­становление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О тер­риториальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации».

Большое внимание вопросам государственного финансового контроля, роли Министерства финансов в его осуществлении уделено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, вступив­шем в действие с 1 января 2000 г. Однако многие полезные начи­нания в сфере государственного финансового контроля не полу­чили полной реализации.

Сегодня и на государственном уровне, и в общественном со­знании признано, что государственный финансовый контроль нуждается в совершенствовании и усилении.

Законодательная база системы контроля отстает от экономи­ческой реальности, задач государства в финансовой сфере. От­сутствие правовых решений становится препятствием в дости­жении ощутимых для экономики результатов.

В последнее время благодаря деятельности Счетной палаты России внимание к проблемам совершенствования государственного финансового контроля усилено. Интересным начинанием явилось создание общественной организации - Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. В свою оче­редь, Минфин России предпринимает новые шаги по укреплению собственного контрольно-ревизионного аппарата.

Однако наиболее актуальной проблемой остается принятие федерального закона о государственном финансовом контроле, без него функционирование контроля как эффективной системы невозможно.

Ревизия денежных средств

Ревизия денежных средств является традиционным направле­нием, с которого начинается проверка. Прежде всего такой интерес связан с тем, что наличные денежные средства представляют собой наиболее рисковый объект потенциальных искажений официаль­ных данных. В движении денежных средств выделяют два основ­ных вида искажения:

• величина в отчетности завышена по сравнению с реальной (ошибка в учете или денежные средства реально присвоены, похищены и т.д.);

• величина в отчетности занижена по сравнению с реальной (ошибка в учете или существуют неучтенные денежные сред­ства).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.061 с.)