Политика лейбористских правительств в 1960-1970-е гг. «Социальный контракт». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика лейбористских правительств в 1960-1970-е гг. «Социальный контракт».



Кабинеты Г. Вильсона (1964-1966 и 1966-1970). Несмотря на то, что Вильсон был «центральным» лейбористом, его правой рукой – министром экономики – стал правый лейборист. В 1965 г. был принят «пятилетний национальный экономический план». Предусматривал рост пр-ва в среднем на 5% и ликвидацию дефицита бюджета уже в 1966 г. Плюс превышение доходов над расходами примерно 250 млн фунтов стерлингов к 1970 г. Это лейбористское пр-во не собиралось ничего национализировать, одно исключение – 1967 г, национализация черной металлургии. Ряд социальных мер – отмена платы за выписку рецептов, ограничен произвола домовладельцев в отношении съемщиков, повышение на 20% пенсий по старости. 1966 г. – очередные парламентские (досрочные) выборы. У лейбористов – серьезный перевес, теперь к них было 363 мандата. Главный внутриполитическая проблема второго срока Вильсона – отношения с профсоюзами. С одной стороны, они составляют значительную часть английского электората,с другой – Вильсон стремился ограничить рост повышения зарплаты, что вызвало бы протесты.

16 декабря 1964 г. – «Декларация о намерениях» - предприниматели соглашались добровольно не взвинчивать цены, профсоюзы согласились не бастовать серьёзно (так, чтобы наносился ущерб пр-ву) и разумно требовать повышения з/п. Было создано Национальное управление по ценам и доходам. Ограничение роста з/п – 3,5 %, средний рост цен – 4%. В июле 1966 г. пр-во решило заморозить з/п, акт о ценах и доходах – арбитр – вышеупомянутое управление, бастующие должны были предупредить предпринимателей о стачке заранее. 3 июля 1966 г. в отставку ушел министр техники Ф. Казенс. Рост стачечной борьбы

После выборов 1964 г. был девальвирован фунт – на 14,3%, в ноябре 1967 г. + было объявлено о внешнем займе в 3 млрд фунтов. В 1968 г. объем пром.пр-ва вырос на 5%, среднегодовой рост – не очень – 2,3%. Не удалось избавиться от дефицита платёжного баланса. В 1968 г. были урезаны некоторые социальные программы – была введена выписка рецепта за плату, сокращение расходов на нужды образования/жилищного стр-ва, повышение косвенных налогов. Внешняя политика- дружба с США, поддержка всех инициатив Америки, ликвидация английского военного присутствия в дальневосточном регионе, в 1971 г. – о прекращении присутствия в Малайзии, Сингапуре, Персидском заливе. Проблема Северной Ирландии. Ольстерский кризис. 1969 г. – билль «Вместо раздоров», попытка ограничить право рабочих на стачку, неудачно. 18 июня 1970 г. – новые парламентские выборы, у консерваторов – 330 депутатских мандатов, у лейбористов – 287, у либералов – 6 мест. К власти пришло правительство Э. Хита.

Кабинет Г. Вильсона (1974-1979). Победа на выборах 1974 г. – у лейбористов 301 мандат, у консерваторов – 296. Лейбористы сразу же отменили закон «Об отношениях в промышленности». Урегулирование конфликта в угледобывающей пром-ти. Восстановление полной рабочей недели на всех предприятиях. Попытка урегулирования положения в Северной Ирландии. 19 июля 9174 г. – «Североирландский конституционный акт», хотели дать Северной Ирландии новый выборный совещательный орган – конституционный конвент. Не получилось. Идея «социального контракта».. главная характеристика – не нажим на профсоюзы, а добровольное согласие с ними, обещали рабочим на каждый 1% роста цен 1,3% рост з/п.

10 октября 1974 г. прошли вторые в 1974 г. выборы. Лейбористы – 319 мест, консерваторы – 276 мест.

После выборов – политика реформ. 1975 – улучшение пенсионного обеспечения, закрытия ряда «закрытых» школ. 1974 г. – кризис, страшная инфляция (24%), падение промышленного пр-ва (на 10%). Летом 1975 г. Вильсон официально заключил «социальный контракт», профсоюзы добровольно ограничили требование з/ 10% в год. Другие меры борьбы с кризисом – повышение налогов, сокращение гос.расходов, внешние займы. Урегулирование отношений с ЕЭС, Англия осталась в общем рынке. Топливный кризис. 5 июня 1975 г. – референдум «Об общем рынке». 2/3 – высказалось за пребывание Англии в нём. 1 августа 1975 г. Вильсон подписал заколючительный акт Хельсинского соглашения. Позитивное развитие англо-советских отношений.

16 марта 1976 г. Вильсон ушел в отставку. Его место занял Джеймс Каллагэн. В июне 1976 г. профсоюзы (БКТ) осудили «социальный контракт», чем, по сути, его и завалили. Кэллагэн провел ряд мер по ограничению з/п, режим жесткой экономии гос.расходов. Новые льготы для частного бизнеса. Противоречивость экономической политики – одновременное лейбористы рекомендовали банкам сократить объём кредитов и контролировать денежную массу. Шаткость позиций руководства. Лейбористы старались удержаться у власти и создавали массу блоков с другими партиями – март 1977 – с либералами, просуществовал этот блок до октября 1978 г. Рост национальной проблемы, активизируются Шотландия и Уэльс. Им дали часть полномочий – т.н. «деволюция», но она провалилась – её не поддержали жители Шотландии и Уэльса.

3 мая 1979 г. – новые выборы. Консерваторы – 339 мест, Лейбористы – 268 мест, либералы – 11 мест. Правительство впервые в английской истории возглавила женщина – Маргарет Тетчер.

 

М. Тэтчер и тэтчеризм

Кабинет М. Тэтчер. Происхождение М. Тэтчер – из богатой семьи, отличное образование, по профессии – химик. Вождистские качества, личная харизма. Но в политику она шла с молодости. В 1951 г. возглавила консервативную организацию в университете, в 1959 г. она стала членом парламента, потом членом теневого кабинета Хита. В 1959 г. на первом же выступлении протолкнула билль о пенсиях (1959 г.). В 1960-х годах начались молодежные бунты, но общество не стало выразителем левых настроений, а, наоборот, поправело – оно увидело всю эту опасность молодёжных бунтов. Этим Тэтчер и воспользовалась – подобная правая агрессивность ей очень помогла.

Главный элемент её удачи – она долго оставалась «темной лошадкой», никто даже и не догадывался о её возможностях. На выборах лидера фракции в 1979 г. за Тэтчер проголосовали 130 человек, за Хита – 119. Хит на всю жизнь затаил обиду на Тэтчер. Фрэнсис Пим, министр обороны периода Фолклендской войны, говорил, что причинами успеха Тэтчер явилось то, что она могла сформулировать свою позицию четко, обладала определенной харизмой, её взгляды находили эмоциональный отклик в партии и стране.

1979 г. – небольшой рост пр-ва, 1980-82 – новый кризис. Безработица до 1986 г. – 13-14% трудоспособного населения, резкое снижение производственной мощи пром-ти. Падение пр-ва – вплоть до 15%.

Ттэчер убедилась, что Кейнс здесь не работает. Надо искать другие методы. Вместе со своим неизменным канцлером казначейства Джеффри Хау, она взяла классическую идеологию монетаризма, описанную в билете «Неоконсерватизм». Теория денег в действии. Сокращение социальных расходов, отказ от контроля за ценами, отмена лимита процентной ставки банков (это необходимо для того, чтобы она резко взлетела вверх). Разрешение свободного движения капиталов. Приватизация части государственного сектора. Тэтчер сбрасывает с плеч государства неэффективное производство, создает благоприятные условия для инвестирования в передовые отрасли. Продаются убыточные вещи – авиатранспорт, телефон, газ и нефть (частично). Результат – сокращение инфляции до 5% в год. Резкий рост объема капиталовложений, страна вышла по этому показателю на второе место после США (ориентировочно – 13 млрд фунтов стерлингов). Сокращение предпринимательской деятельности государства. Тем не менее, надо помнить – свертывания государственного вмешательства в экономику нет! Государство из сферы производства переносится в сферу обращения, основной инструмент регулирования экономики – государственный бюджет. Что касается налогов – снижение налогов на крупные корпорации (с 50% до 35%) и одновременное увеличение косвенных налогов. Британия вышла на стабильные темпы роста – 4% в год. В государственном секторе осталось 6,5% собственности к 1987 г.

Рост популярности ценных бумаг – их мог купить каждый британец. Резкий рост среднего класса. Продавалось дешевое муниципальное жилье – ипотека на 30 лет под 1-2% в год (правда, потом ставка поднялась). Всего было продано около 1 млн квартир. Число собственников (иногда его отождествляют со средним классом) выросло с 9 до 20 млн., что во многом помогло консерваторам долго удержаться у власти – аж до 1997 г.

Социальная политика также иная. Все направлено на то, чтобы дать не кусочек хлеба, а удочку – мобильность, курсы переквалификации и т.д. В итоге беззаботность к 1987 г. составляла около 320 тыс. человек. Реформа образования, ввод в действие учебных планов. Обязательно помнить о внутреннем консервативном настрое Тэтчер – он прямо отразился на социальной политике.

Была и цена реформ. С профсоюзами обходились очень жестко. 1980 и 1982 г. – два закона о занятости. Первый ставил под запрет все виды стачек, второй отменял право преимущественного приёма на работы членов профсоюза. 1982 – отмена соглашения с тред-юнионами о минимальной з/п. 14 мая 1980 и 22 сентября 1982 г. – голодные походы на Лондон. Март 1981 г. – создание Социал-демократической партии, они отпочковались от лейбористов и ослабили их позиции.

Резкий рост числа населения, живущего за чертой бедности – в 1987 г. их было 14 млн человек. Тэтчер закрыла 20 убыточных шахт в 1984 г., шахтёры возмутились, их тут же уволили (1/3), остальных обложили штрафом. То же самое произошло и с типографскими рабочими. Плюс переквалификация.

На выборах 1983 и 1987 гг. победили консерваторы – со значительным отрывом 397/209 (у лейбористов) и 376/229.

Во внешней политике – жесткость и неуступчивость по отношению к СССР. Фолклендская война – весна-лето 1982 г., поражение аргентины.

Итог: появляется термин «тэтчеризм». Он стоит из ряда компонентов, это сплав идеологии и интуиции: приверженность британским моральным ценностям + неоконсервативная идеология в экономике/социальной политике + имперская внешняя политика + интуиция Тэтчер и её политическая харизма + решительность Тэтчер.

Ошибкой Тэтчер стала идея введения подушного налога на избирателей – каждый платит за право голосовать (это должно было компенсировать снижение земельных налогов на инновационные предприятии в регионах). Внутрипартийные склоки. Проблемы в социальной сфере (резкое её ухудшение). Упрямость Тэтчер – в т.ч и по европейской интеграции. Всё это привело к её свержению.

В 1990 г. Тэтчер победила на выборах от фракции, но её рейтинг был очень низким – около 40%. Должность премьера перешла к Джону Мэйджору, который и выиграл выборы 1992 г.

 

Великобритания в 1990-е гг.

Кабинет Д. Ьэйджора 1990-92. В период с 1990 по 1992 г. вместо Тэтчер Джон Мэйджор выполнял должность премьер-министра Великобритании. Его происхождение было тоже не очень благородное – он был сыном циркового акробата. По профессии сначала был разнорабочим, потом – бумажным клерком. Но ему повезло и он вошел в большую политику. Это важная тенденция. Она показывает ослабление доверия общества к аристократии, резко увеличивается роль среднего класса Мэйджор управлял – но управлял сзади, не выдвигаясь на ведущие роли. В новый кабинет вошли как сторонники М. Тэтчер, так и её противники (министром окружающей среды стал М. Хэзлтайн, новым председателем Консервативной партии стал К. Паттен, тоже противник Тэтчер). Отмена poll tax – упомянутого выше налога за право голосовать. Была восстановлена коллегиальность принимаемых решений, улучшение отношений с Конфедерацией британской промышленности. Вектор такой – с одной стороны, Мэйджор стремился сохранить достижения Тэтчер, с другой – уйти от крайностей. Он одобрил модель смешанной деятельности гос-ва и бизнеса в сфере социальных услуг, но сказал, что эти услуги должны быть более хорошего качества. Было подготовлено около 20 «Хартий граждан», в которых содержались требования разных категорий граждан государству, какими должны быть те или иные социальные услуги.

Весной 1992 г. состоялись парламентские выборы. Консерваторы получили 41,9% голосов избирателей/338 мест, лейбористы – 34,4%/271, либерал-демократы – 17,8/20.

Второй кабинет Д. Мэйджора. Несколько изменился состав кабинета – Хэзлтайн стал министром торговли и пром-ти, министром финансов стал опытный К. Кларк. Ожидался разрыв с практикой М. Тэтчер, но его не случилось.

Первая половина 1990-х – спад промышленного пр-ва. Рост инфляции 0 она составила 10%. Улучшение наметилось только в 1994 г. Мэдйжор решил пойти курсом Тэтчер, но без крайностей. Завершена приватизация угледобывающей пром-ти и электроэнергетики. Льготная продажа домов, поддержка малого бизнеса, поощрение развития конкуренции на государственных предприятиях. Ликвидация Национального совета экономического развития (раньше там сотрудничали гос-во, бизнес и профсоюзы), следовательно, роль профсоюзов значительно упала. Реформа налоговой система – снижение прямых налогов для роста бизнеса и увеличение ряд косвенных. Социальная политика – здесь Мэйджор стремился обеспечить большую стабильность. Ставка делалась не на повышение государственных расходов, а на улучшение эффективности качества обслуживания. Рамзер пенсий увеличивался, порядок их выплаты – нет. С весны 1996 г. выплачивали пособие для ищущих работы. Одобрение Маастрихстских соглашений (), 1995 – прекращение огня в Ирландии. Но особой популярности консерваторам это не прибавило, их авторитет стремительно тает.

А тут и лейбористы подтягиваются. Проиграв выборы 1987 и 1992 гг., лидер лейбористов Н. Киннок ушел в отставку. Его преемник Джон Смит с трудом улаживал споры между теми, кто ориентировался на рабочий характер движения и теми, кто стремился лейборизм реформировать (в число реформаторов входил Э. Блэр). Здесь Блэр, конечно же, ключевая фигура. Осенью 1994 г. он предложил изменить формулировку 4го пункта (цель лейбористской партии – обобществление средств пр-ва). Новая формулировка – «цель партии – создание динамичной экономики, в которой рынок, предпринимательство и конкуренция взаимодействуют очень тесно с партнёрством и кооперацией». Изменение было принято 29 апреля 1995 г., произошла идеологическая перестройка партии. Концепция «нового лейборизма» - социально ориентированная рыночная экономика с сочетанием индивидуальной инициативы, предпринимательства и коллективизма.

В 1997 г. прошли выборы. Ошеломляющий успех лейбористов – 43,2%/419 мест, консерваторы – 30,7%/165 мест, либеральные демократы – 16,8%/46 мест. Премьер-министром Великобритании в 1997 г. стал Э. Блэр. Ему было 44 года.

Первый кабинет Э. Блэра (1997-2001). Э. Блэр отчетливо осознавал, что нельзя идти по пути чистого неоконсерватизма или чистого неолиберализма. В первом случае это – монетаристская политика и возврат к идеям тэтчеризма (что для лейбориста было немыслимым), второе – сокращаем оборонные расходы, печатаем деньги, увеличиваем социальные программы. Идея конституционной реформы. Была проведена деволюция – предоставление дополнительных прав Шотландии и Уэльсу, они даже начали выбирать свои национальные ассамблеи. У этих ассамблей был ряд прав – они решали сельскохозяйственные, образовательные, лесные проблемы + проблемы здравоохранения в регионах. Вопрос о судьбе монархии остро стал после гибели в 1997 г. леди Дианы. 1998 – соглашение Страстной пятницы, между юнионистами и сепаратистами. Предусматривалась возможность проведения в Северной Ирландии референдума на самоопределение. Не вышли, но ИРА сопротивления не прекратила.

1999 г. – реформа местного самоуправления. Созданы 9 агентств регионального развития (важно, т.к. разница в развитиях регионов Англии была существенной, север развит значительно хуже). Конституционная реформа – реформа Палаты лордов. Лорды лишаются права заседать и принимать решения по праву рождения. Блэр ввел пост мэра Лондона – в 1999 г. (В данный момент им является Джонсон).

Социальная политика – максимальный рабочий день (включая сверхурочное время) - 8 часов, обязательный 3недельный оплачиваемый отпуск у рабочих. Закон был принят в 1997 г.

Выборы 2001 г. – грандиозная победа лейбористов. Они набрали 40,7%/416 мест, консерваторы – 31,7%/166 мест, либеральные демократы – 18,3%/52 места.

 

Великобритания в 2000-е г.

Второй кабинет Э. Блэра (2001-2005). Важная реформа судебной системы. Лорд-канцлер – это глава Палаты Лордов и министр юстиции одновременно. В итоге было принято решение выделить верховный суд и систему юстиции в отдельное ведомств, лордов-судей вывели из палаты лордов. Реформа прошла в 2005 г., Верховный суд начал работать с 2009 г.

2002 г. – проект создания независимых клиник на финансировании специальных фондов и сделать так, чтобы зарплата врачей не зависела от бюрократов. Большинство проголосовало «за», хотя были и противники системы, которые говорили, что она подрывает принципы первого (в общем счете, конечно же, третьего) лейбористского пр-ва. Такие клиники начали открываться 2004 г., в 2009 г. их было более 120.

Реформа высшего образования. Блэр решил реформировать высшую школу – ввести ряд общих курсов и одновременно повысить уровень академической свободы. Университеты получили право повышать стоимость образования. Есть система грантов для очень способных и малообеспеченных, но, в целом, этот проект подвергся очень серьезной критике. Реформа началась с 2004 г.

2005 г. – Закон о гражданских партнерствах, равенство обычных браков и однополых. 2006 г. – закон о курении в общественных местах.

Внешняя политика – абсолютное и полное согласие с США. Парламентский скандал, когда Блэр сначала еле-еле доказал необходимость войны в Ираке, а потом разведка опубликовала ряд материалов и выяснилось, что все не совсем так и угроза была только «косвенной». Комиссия лорда Хаттона в январе 2004 г. сняла с Блэра все обвинения в неправильном решении о вводе войск. Но уже в феврале 2004 г. комиссия лорда Баатлера, она в июле 2004 г. опубликовала доклад, в котором обвинила Э. Блэра в «поспешности». Итог – ничего серьёзного, но, тем не менее, неприятно.

В целом, снижение инфляции, большой экономический рост, улучшенная социальная сфера. Безработица самая низкая за 30 лет. Средний уровень дохода за 1997-2005 вырос на 19%

5 мая 2005 г. состоялись выборы. Лейбористы получили 35,3%/356 мест, консерваторы – 32,3%/198 мест, либерал-демократы – 22,1%/62 места. Но появились некоторые признаки кризиса.

Авторитет партии падает. Июль 2005 г. – серия терактов в лондонских автобусах. 2006 г. – скандал из-за пожертвований в обмен на титулы (лейбористы требовали финансовых вливаний в свою избирательную кампанию в обмен на место в палате лордов). Евроинтеграция – долго решали вопрос о вступлении в зону евро, так до сих пор и не вступили, и, очевидно, не вступят.

В июле 2007 г. Блэр ушел в отставку. Страна за этот период добилась многого. Блэр ушел добровольно и без скандала. Еще в 1990-х в партии существовала договорённость между Блэром и Брауном, что Браун не будет выставлять свою кандидатуру на пост лидера партии и страны, чтобы не отрывать голоса, а Блэр потом уступит ему место. Период восстановления сил Великобритании длился 10 лет.

Итак, с июля 2007 г. во главе страны был Гордон Браун. Не предложил никаких новых мер. Он просто сосредоточился на финансовых вопросах.

Существенные перемены произошли у консерваторов. После Джона Мэйджора и Майкла Ховарда партию возглавил выпускник Оксфорда Д. Кэмерон, который начинал в правительство Тэтчер.

Перемены произошли и у либеральных демократов – их партию возглавил Ник Клегг, который ориентировался на европейскую интеграцию.

2007 г. – рубеж. Почему? А дальше кризис. Лондон – второй финансовый центр мира – начал трещать по швам. Деривативы банковского рынка обесцениваются (т.к. в США рухнула система ипотеки). Выяснилось, что активы британских банков – пустые. Вопрос – что делать? Добить или спасти. Решили провести невиданную меру – национализацию. В феврале 2008 г. национализируется банк The Northern Rock, затем банк Bradford & Bloomy, потом The Royal Bank of Scotland. Большой кризис плавно переходит в банковскую сферу. Сокращение ВВВП в Великобритании за 2008-2009 составило около 6%. Тратятся бюджетные деньги. В 2009 г. уровень безработицы составил 8%, уровень инфляции в 2008 г был 5,5%.

Тем не менее, Браун смог спасти банковскую систему. Он резко снизил банковский процент до невиданной цифры – 0,9%. Беспрецедентная возможность получить легкие деньги для спасения экономики. Попутно он ввёл ряд мер, направленных на предотвращение терроризма. Например, без предъявление обвинение можно было продержать человека в участке не 28 дней, а 42. В итоге Британию начали обвинять в создании полицейского государства. Здесь плохую роль сыграли скандалы в партии. В 2009 г. был скандал с депутатскими расходами. Плюс масса ошибок в ходе избирательной кампании.

В июне 2008 г. был подписан Лиссабонский договор (призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.).

Кэмерон и Клегг в данных условиях развернули кампанию по дискредитации лейбористов. Венцом стали теледебаты Брауна/Клегга/Кэмрона. Официально победил Клегг. 6 мая 2010 г. состоялись выборы, по тиогам которых стало ясно, что кабинет будет коалиционный: консерваторы – 36,1%, лейбористы – 29%, либерал-демократы – 23%. Премьер-министром стал консерватор Дэвид Кэмерон, его заместителем – либерал-демократ Клегг. Взаимные уступки. Главная уступка консерваторов – согласие провести референдум по вопросам реформирования избирательной системы. Очевидно, этот вопрос станет вопросом будущего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.183 (0.025 с.)