Методы изучения временных восприятий и компетентности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения временных восприятий и компетентности



ВО ВРЕМЕНИ*

Изучение субъективных временных восприятий

Для изучения особенностей субъективного восприятия времени человеком, как правило, используются четыре основных способа хронометрических проб: отмеривание, воспроизведение, оценка и сравнение длительности. Эти методы взаимосвязаны и применяются в комплексе для высокоточных исследований.

Метод воспроизведения длительности. Для эксперимента понадобятся секундомер, журнал регистрации данных.

Образец протокола

Фамилия__________________________

Имя______________________________

Отчество__________________________

Дата исследования__________________

№ пробы Величина демонстрируемого интервала Длительность, воспроизведенная испытуемым Ошибка восприятия длительности
       
       
       

Хронометрическая процедура осуществляется при помощи двух секундомеров. Один находится у экспериментатора, другой — у испытуемого. Экспериментатор двумя последовательными нажатиями на головку секундомера демонстрирует определенный временной интервал (раздавшийся одновременно с командой «Внимание!» щелчок служит сигналом начала, а второй щелчок — сигналом того, что демонстрация интервала окончена), который испытуемый должен сразу воспроизвести на своем секундомере, не глядя на циферблат. Проводится 7-10 подобных проб. Демонстрируются временные интервалы длительностью от 1 до 6 сек.

* Глава подготовлена совместно с канд. психол. наук О. В. Кузёмой.


Обработка и интерпретация данных. По результатам данного исследования можно рассчитать «временной тип» личности — «τ-тип» — по формуле':

t = tc/to, где tc — время, воспроизведенное испытуемым, to — задаваемая длительность.

В зависимости от полученного результата испытуемого можно отнести к тому или иному временному типу: 0,7 › τ › 1 с — «спешащий»; τ = 1 с — «точный»; τ › 1 с — «медлительный».

Спешащий тип (τ = 0,7 с). Субъективно переживаемое время у данного типа сильно опережает течение реального времени. Поэтому он всегда устремлен вперед, в будущее (прошлое его не интересует) и у него всегда острый дефицит времени. Субъективно переживаемое время сильно спрессовано, кажется летящим, и за ним нужно успеть. Этот тип спешит жить и поэтому испытывает постоянный дефицит времени.

Точный тип (τ = 1,0 с). Отличительной особенностью этого типа является то, что его «действительное настоящее» равно 1 с. Это говорит о том, что субъективная единица переживаемого времени у данного типа синхронизирована с объективной единицей. Поэтому для него нет ни опережения, ни отставания времени, он как будто привязан к объективному времени, обездвижен и заторможен в нем.

Медлительный тип (τ =1,1 с). В отличие от предыдущих типов субъективное время у этого типа отстает от объективного. Поэтому субъективно переживаемое время движется медленно и равномерно. В жизни его всегда хватает, даже имеется избыток времени. Этот тип в любых ситуациях остается внешне невозмутимым, продуктивно работает в привычной для него обстановке. Он ориентирован в прошлое, а к изменениям, приходящим из будущего, привыкает медленно и с большим трудом.

Метод отмеривания длительности. Испытуемому предлагается отмерить без помощи часов, опираясь только на свое чувство времени, некоторый временной интервал (3, 7, 20, 45, 60 с). После того как экспериментатор назовет величину временного промежутка, испытуемый, не глядя на циферблат, щелчком секундомера отмечает начало этого промежутка, а вторым щелчком — его окончание. Делается от 7 до 10 подобных проб.

Метод оценки длительности. Испытуемый должен оценить без помощи часов величину некоторого временного интервала, демонстрируемого экспериментатором (первый щелчок секундомера означает на-

1 См.: Цуканов Б. И. Фактор времени и природа темперамента // Вопросы психологии. 1988. № 4.


чало промежутка, второй — его окончание). Данные заносятся в протокол.

Метод сравнения длительностей. Испытуемому последовательно предъявляют два временных интервала и просят дать ответ об их сравнительной длительности1.

Результаты восприятия и отсчета временных интервалов можно рассматривать с двух точек зрения:

насколько точно их воспроизведение, какова степень соответствия субъективного восприятия времени объективному;

как велико отклонение субъективной оценки отмеренного интервала от реального заданного астрономического интервала (оценка, недооценка, переоценка, отмеривание, переотмеривание, недоотмеривание временных промежутков).

Если есть несколько результатов оценки одного временного интервала, нужно сравнить эти результаты между собой и выявить тенденцию к адекватности временных восприятий, их недооценки или переоценки, что может быть связано с личностными особенностями человека или с эмоциональным переживанием конкретной ситуации.

Методы исследования временной компетентности личности

Профессиональная, познавательная деятельность человека, осуществляемая в социуме, опосредована межличностными отношениями, которые, в свою очередь, имеют временные характеристики: последовательность, ритмичность, прерывность, сукцессивность.

Знание временных характеристик, допустимых лимитов и параметров межличностного взаимодействия, т.е. временная компетентность может способствовать повышению коммуникативной компетентности личности, созданию атмосферы принятия, понимания в ситуации общения-диалога. Игнорирование временных особенностей развития, организации межличностного взаимодействия, своевременности и временных лимитов общения может стать одной из причин разрушения отношений в самом начале их формирования.

Изучение самоактуализации личности во времени. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу построена в русле экзи-

1 См. об этом: Элькин Д. Г. Восприятие времени. М., 1960; Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1978.


стенциально-гуманистического направления в психологии (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл и др.) Популярность этой теории связана, с одной стороны, с эвристичностью понятия самоактуализациии, возможностью его операционализации и использования в эмпирических исследованиях. С другой стороны, данная модель личности, подчеркивая положительные проявления человеческой природы, такие как творчество, альтруизм, дружба и т.д., служит неким эталоном в процессе становления и развития личности. Абрахам Маслоу определяет самоактуализацию как стремление к самоосуществлению (точнее тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций человека). Понятие самоактуализации включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и адекватной временной ориентации субъекта, своего места в нем.

CAT измеряет самоактуализацию личности по двум базовым шкалам и ряду дополнительных шкал.

Шкала «Компетентность во времени» — составная часть теста самоактуализации личности (CAT), созданного на базе опросника личностной ориентации1 (POI) Э. Шострем (1963).

Э. Шострем, Ф. Пэрл указывают на прямую и непосредственную связь ориентации во времени с уровнем самоактуализации личности.

Тест включает 17 пунктов, каждый из которых представлен двумя противоположными высказываниями. Максимальная оценка по этому опроснику равна 17 баллам. Подсчет баллов проводится с помощью ключа.

Инструкция. Каждый пункт данного опросника содержит два высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и в бланке ответов (или на самом опроснике — как решит экспериментатор) пометьте «галочкой» то из них, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения.

Тест самоактуализации

1. а) Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего; б) Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.

2. а) Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем; б) Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

1 См.: Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: МГУ, 1987.


3. а) Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем;

Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к настоящей жизни, а живу по-настоящему уже сейчас. Мне не нравится, когда люди много времени проводят в бесплодных мечтаниях;

Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья;

Осуществление моих планов в будущем лишь незначительно зависит от того, будут ли у меня друзья. Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром»;

Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».

Я часто переживаю оттого, что в настоящий момент не делаю ничего значительного;

Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. Я предпочитаю оставлять приятное «на потом»; Я не оставляю приятного «на потом». Я часто вспоминаю о неприятных мне вещах; Я редко вспоминаю о неприятных мне вещах. Я недоволен своим прошлым; Я доволен своим прошлым.

Обычно я расстраиваюсь из-за поломки или потери нравящихся мне вещей;

Обычно я не расстраиваюсь из-за поломки или потери нравящихся мне вещей.

Человек должен раскаиваться в своих проступках; Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих проступках.

Мое прошлое в значительное степени определяет мое будущее;

Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее. Довольно часто мне бывает скучно; Мне никогда не бывает скучно.


15.а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое; б) Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.

16. а) Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои

поступки; б) Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.

17. а) Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в буду-

щем; б) Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

Обработка данных. Один балл присваивается за выбранное высказывание под буквой «а» под номером 1 и 4, а также за высказывания под буквой «б» под номерами 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12, 13, 14, 15, 16, 17. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация данных. Высокий балл свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить «настоящим», т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни, во-вторых, о способности ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть жизнь целостной.

Низкий балл означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (на прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути.

Тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (А. Ньюгартен) разработан группой американских ученых, занимающихся социально-психологическими проблемами геронтологии. Впервые опубликован в 1961 г., широко применяется при исследовании проблем жизненного пути, социальной адаптации и психологических состояний человека.

Тест включает в себя 20 пунктов-суждений. Респонденту предъявляется ответный бланк методики и дается инструкция. Мы приводим бланк с наложенным на него ключом. Бланк, предъявляемый испытуемому, дается без ключа. В инструкции просят отмечать крестиком или обводить шифр подходящего ответа (печатается стандартный шифр для машинной обработки, например 1, 2, 3).

Инструкция. «Люди по-разному оценивают различные периоды своей жизни. Здесь собраны некоторые, наиболее частые высказывания людей о своем настроении в разные периоды жизни. Отметьте каждое суждение — согласны вы с ним или нет».


БЛАНК ОТВЕТА

Фамилия, имя, отчество испытуемого Дата исследования________________

Суждения Согла- Не со- Не
π/π   сен гласен знаю
  С возрастом многое мне кажется лучше,      
  чем я ожидал раньше      
  Жизнь принесла мне больше разочарований,      
  чем большинству людей, которых я знаю      
  Сейчас самый мрачный период в моей жизни      
  Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть      
  Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время,      
  когда был моложе      
  Большинство дел, которыми мне приходится      
  заниматься, скучные и неинтересные      
  Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни      
  Считаю, что в будущем меня ожидают      
  интересные и приятные дела      
  К своим делам и занятиям я испытываю такой же      
  интерес, как и раньше      
  С возрастом я все больше ощущаю какую-то      
  усталость      
  Ощущение возраста не беспокоит меня      
  Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю      
  чувство удовлетворения      
  Я не изменил бы свою прошлую жизнь,      
  даже если бы имел такую возможность      
  По сравнению с другими людьми моего возраста,      
  я сделал массу глупостей в своей жизни      
  Я выгляжу лучше, чем большинство людей      
  моего возраста      
  У меня есть некоторые планы, которые я намере-      
  ваюсь осуществить в ближайшее время      
  Оглядываясь на прошлое, могу сказать,      
  что я многое упустил в своей жизни      
  Я слишком часто по сравнению с другими людьми      
  нахожусь в подавленном настроении      
  Я получил довольно много из того, что ожидал      
  от жизни      
  Что бы ни говорили, а с возрастом большинству      
  людей становится хуже, а не лучше      

Обработка и интерпретация данных. Суммарный балл (от 0 до 40) служит индексом жизненной удовлетворенности.

Получаемый в тесте показатель жизненной удовлетворенности ин-тегративно отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированное™. Тест может быть использован для дифференцированной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентации человека с целью определения, какие из них положительно сказываются на его общем психологическом состоянии, а какие отрицательно.

С помощью методики измеряются наиболее общее психологическое состояние человека, определяемое его личностными особенностями, системой отношений к различным сторонам своей жизни.

Циклический тест времени Т. Коттл1.

Инструкция. «Представьте всю свою жизнь от начала и до конца — прошлое, настоящее и будущее, и попытайтесь проиллюстрировать ее в виде трех кругов — прошлого, настоящего и будущего. Круги могут быть маленькими или большими, пересекаться или нет, в зависимости от того, как Вы представляете эти категории».

Обработка и интерпретация данных. После того как задание выполнено, можно попросить испытуемого определить хронологические рамки этих временных модусов.

Анализ. В данном тесте имеет значение величина нарисованных кругов и их расположение (последовательность, пересечение и т.п.). При интерпретации можно задавать испытуемому дополнительные вопросы («Почему именно так нарисовал, а не иначе?» и т.п.).

Методика неоконченных предложений Дж. Ньюттена для исследования временной перспективы (адаптация Н. Н. Толстых). Модификация методики была предложена Н. Н. Толстых для исследования временной перспективы будущего. В основе метода лежит прожек-тивный прием завершения неоконченных предложений.

Суть методики заключается в том, что испытуемый должен закончить 30 неоконченных предложений (полный вариант содержит 60 предложений), которые затем обрабатываются экспериментатором по специальному временному коду. Принцип временного кода основан на теоретических представлениях автора о том, что временные знаки событий

1 Цит. по: КроникА. А., Головаха Е. И. Психологическое время личности, Киев, 1984.

15-2907


возникают как результат временного опыта социализации индивида, сверяющего свой временной опыт по «социальным часам».

Чтобы дать каждому высказыванию временной знак, надо ответить на следующий вопрос: «Если предположить, что человек будет жить обычно, нормально, как большинство людей его социальной группы, когда случается то событие, о котором пишет этот человек?». Ответы помогут перевести каждое высказывание в термины символов, составляющих временной код.

Предлагается высокодифференцированная система временных символов, выражающая временные индексы. Используются два типа символов — в категориях календарного времени и в категориях периодов социальной и биологической жизни субъекта.

Календарное время Т — настоящий момент (в момент заполнения теста); Д — в интервале дня; Н — в ближайшую неделю; М — в ближайший месяц; Г — в течение года, через год.

Социальная жизнь

0 — период обучения;

В — взрослость, продуктивный период;

81 — переход к взрослой жизни;

82 — взрослая жизнь после окончания института;

83 — далее после окончания института; С — старость, «третий возраст»;

Ж — вся жизнь (для обозначения тех мотивационных объектов, которые относятся ко всему периоду предстоящей жизни и которые трудно локализовать точно во времени);

ОН — «открытое настоящее», когда человек пишет о желании обладать какими-то качествами, свойствами, умениями;

П — упоминание о прошлом;

ИБ — «историческое будущее» (цели, связанные не только с жизнью отдельного человека, но и с жизнью других людей, всего человечества).

Дополнительные индексы

1 — в личной жизни;

2 — в профессиональной сфере.

Бланк методики неоконченных предложений Инструкция. «Закончите 30 фраз, приведенных ниже, так, как вы лично закончили бы их. Не надо долго думать над каждой фразой. Надо


писать то, что первым приходит в голову. Не стремитесь правильно построить фразу грамматически. Важно писать о том, что действительно Вас волнует, к чему стремитесь, о чем думаете. Спасибо за участие!»

1. Я надеюсь...

2. Я очень хочу...

3. Я намереваюсь...

4. Я мечтаю...

5. Я стремлюсь...

6. Я буду очень доволен, если...

7. Я хочу...

8. Я все делаю для того, чтобы...

9. У меня есть большое желание...

10. Я бы хотел(а) быть способным(ой)...

11. Я бы так хотел(а)...

12. Я стремлюсь...

13. Я решил(а)...

14. Я буду очень рад(а), если...

15. Я имею определенное намерение...

16. Я сделаю все возможное, чтобы...

17. Я буду рад(а), если мне разрешат...

18. Я бы ничего не пожалел(а) для того, чтобы...

19. Я всем сердцем надеюсь...

20. Всеми силами я стремлюсь...

21. Больше всего я буду расстроен(а), если...

22. Я не желаю...

23. Я буду протестовать, если...

24. Мне не понравится, если...

25. Я стараюсь избежать...

26. Я боюсь, что...

27. Я буду очень жалеть, если...

28. Я не хочу...

29. Мне не нравится думать о том, что...

30. Я бы не хотел(а)...

Обработка и интерпретация данных. Временной код позволяет измерить «глубину» временной перспективы человека. Ньюттен предлагает вычерчивать «временной профиль», когда на оси абсцисс откладываются временные индексы, а на оси ординат — количество высказываний, в которых встречались мотивационные объекты с соответствующими временными индексами.

15*


Можно объединить отдельные периоды в более крупные, а можно ввести более подробный временной код.

Сравнительное изучение глубины временной перспективы даже на небольшой выборке позволяет получить значительный разброс данных: выявить субъектов с глубокой временной перспективой и с практическим ее отсутствием. Эти данные важны для оценки особенностей личностного развития и создания программ ее целенаправленного формирования.

Семантический дифференциал как метод исследования временных отношений и особенностей переживания времени. К наиболее точным и современным методам исследования различных проблем в области психологии относятся методы экспериментальной психосемантики, в частности метод семантического дифференциала1.

В исследовании временной проблематики можно использовать несколько вариантов семантического дифференциала (СД). О. Н. Кузнецовым был разработан СД времени для студентов, по которому оценивалось переживание личного прошлого, настоящего и будущего.

Данный вариант СД включает 25 пар прилагательных-антонимов, по которым шкалируются понятия личного прошлого, настоящего и будущего. Оценка по семибалльной шкале. Результаты подвергаются математической обработке (как правило, используется факторный анализ по методу главных компонент, а-факторный анализ и др.), в ходе которой выявляются факторные структуры данных временных модусов, т.е. то, какими они представлены в сознании испытуемых.

Инструкция. «Вам предлагается 25 пар антонимов. С их помощью оцените свое личное прошлое (настоящее, будущее). Какое оно для Вас? Степень выраженности данных определений возрастает с середины шкалы в обе стороны: «3» — сильно; «2» — средне; «1» — слабо; «О» — не могу ответить определенно. Выбор обведите кружком».

1 Подробно об этом см.: Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983; Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988; Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983; Шмелев А. Г. Концепция систем значений в экспериментальной психосемантике // Вопросы психологии. 1983. № 4.


Бланк ответа «СД времени»

Длительное           Мгновенное
Активное           Пассивное
Напряженное           Расслабленное
Радостное           Печальное
Стремительное           Застывшее
Плотное           Пустое
Яркое           Тусклое
Понятное           Непонятное
Большое           Маленькое
Неделимое           Делимое
Тревожное           Спокойное
Цветное           Серое
Объемное           Узкое
Далекое           Близкое
Непрерывное           Прерывное
Реальное           Кажущееся
Частное           Общее
Постоянное           Изменчивое
Глубокое       [ 2   Мелкое
Ощущаемое       1 2   Неощущаемое
Светлое       1 2   Темное
Замкнутое           Открытое
Обратимое       1 2   Необратимое
Ритмичное       [ 2   Неритмичное

Изучение отношения респондентов ко времени своей жизни через систему значений «прошлого», «настоящего» и «будущего» можно проводить и с помощью классического варианта СД Чарльза Осгуда (12 пар антонимов). В этом случае будет измерено кононативное (субъективное, оценочное) значение слова-понятия.

  Классический вариант СД  
Хорошее           Плохое
Тяжелое           Легкое
Быстрое           Медленное
Красивое           Некрасивое
Активное           Пассивное
Большое           Маленькое
Теплое           Холодное
Чистое           Грязное
Сильное           Слабое
Доброе           Жестокое
Твердое           Мягкое
Безудержное     1 0 [ 2   Спокойное

 

А. А. Кроник и E. И. Головаха предложили свои шкалы для исследования особенностей переживания времени1.

Инструкция. «Оцените Ваше переживание времени в данный момент. Степень выраженности данных определений возрастает с середины шкалы в обе стороны».

Шкалы переживания времени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.085 с.)