Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Временные ориентиры в процессе социализации личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Существуют многообразные подходы к изучению личности, выявлению и определению компонентов, составляющих ее психологическую структуру. Исходя из общепсихологической трактовки личности как «системного» (общественного) качества человека (А. Н. Леонтьев) и конкретизировав это качество как субъектный уровень включенности человека в мир, можно выделить следующие направления исследований личности в отечественной психологии: 1) исследования личности как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути человека (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин, К. А. Абульханова-Славская и др.); 2) психологические исследования личности как субъекта предметной деятельности (А. Н. Леонтьев, В. И. Зинченко, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Г. Асмолов и др.); 3) исследования личности как субъекта общения (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, В. Н. Панферов, М. М. Бахтин, М. С. Каган, Г. М. Андреева, Л. А. Петровская, А. А. Леонтьев и др.); 4) психологическое исследование личности как субъекта самосознания (И. С. Кон, С. Г. Якобсон, В. В. Столин, Л. В. Бороздина, И. И. Чесноко-ва и др.). Каждое направление действительно отражает отдельные свойства психической регуляции, реальные особенности личности, связь индивидуальных характеристик личности с особенностями и эффективностью деятельности, однако они не в полной мере раскрывают динамику ее становления и развития, формирования и функционирования отдельных подструктур личности на протяжении всего времени реальной жизни, «времени человеческого бытия» (Н. Н. Трубников). Мы же предприняли попытку рассмотреть психологическую структуру личности, развития и функционирования ее отдельных подструктур и систем во временном аспекте. В этом плане психическая организация человека, его личности как субъекта «познания, труда и общения» (Б. Г. Ананьев) анализируется нами как многомерное, многоуровневое целостное образование, гетерохронное по признакам возникновения, становления и функционирования. Такой подход продиктован поисками путей разработки общепсихологической модели личности, ее топологической, временной структуры образования, становления и функционирования составляющих ее элементов и подструктур во временном пространстве жизнедеятельности. В качестве историко-методологического обоснования такого подхода проведем сравнительный ретроспективный анализ основных психологических концепций описания личности: это концепции когнитивного, гуманистического и психоаналитического направления, а также концепции системно-деятельностного подхода. Когнитивным концепциям уделяется много внимания в западной психологии, которая трактует поведение личности как функцию внутренних структурных образований, сформированных в процессе взаимоотношений человека с окружающим миром. В подобных концепциях выделяются когнитивные элементы структуры личности, отражающие роль познавательных, в том числе мыслительных, процессов (восприятия, памяти, процессов принятия решений, программы, планы и структуры поведения, способы их реализации) и особенности психологических механизмов формирования внешних реакций. Наиболее значительные результаты в этой области получены в исследованиях памяти (Р. Аткинсона, Ф. Кликса), мышления (Т. Бауэра), в области изучения эмоций (Ч. Коха), личности (Дж. Кел-ли) и других исследователей. Однако все они были посвящены не столько решению прикладных задач, сколько фундаментальным исследованиям отдельных закономерностей психической регуляции, прежде всего механизмов приема и переработки информации человеком. Поэтому они не претендуют на описание целостной личности, ее структуры, особенностей становления и психической организации во взаимодействии с миром. Гуманистическое направление в психологии исследования личности, содержащее весьма глубокие теоретические разработки концепции личности, рассматривает ее как целостное и неповторимое образование (А. Маслоу, К. Роджерс, С. Джурард). Заслуживает внимания акцент гуманистической психологии на специфике человека как объекта познания, критическое отношение к интенции строить научную психологию по образцу естественных наук, тем самым удается избежать дегуманизации человека. Здесь исследуемый «свободен познавать исследователя так же, как исследователь познает его». В этом определении содержится ряд базовых категорий данного подхода—свобода личности, ответственность, личностный рост и самоактуализация. Известная абсолютизация самопознания резко отличает рассматриваемую ориентацию от когнитивного и бихевиористического подхода. 4-2907 Гуманистический подход Когнитивный подход Актуализация, или рост личности, — это стержневое понятие гуманистической психологии, которое более всего приближается, по нашему мнению, к пониманию личности, ее развития как непрерывного процесса, осуществляемого в течение всего времени жизни. Хотя в концепции гуманистической психологии в развитии личности доминантой признается значимость настоящего момента («здесь и теперь», К. Роджерс) и оно оказывается тем ограниченным временем, которое необходимо для реализации ее потенциала, для личностного роста, мы считаем возможным в нашей интерпретации временной структуры развития личности и функционирования ее во времени исходить из некоторых положений, принципов гуманистической психологии. Актуализация личности, по Маслоу, достигается как продукт ее устремленности к высоким целям, поиску истины, счастья, справедливости. Такой подход тождествен нашему пониманию идеи развития личности в онтогенезе как «стрелы времени», совмещающей интеграцию социальной динамики и хронотопической детерминации развития, интеграцию биологического, исторического и психологического времени. Вместе с тем основная цель личности в противостоящей ей среде — преобразование социального окружения, даже его разрушение. Становление личности происходит в известном смысле в агрессивной среде, и значительную роль в этом развитии играют механизмы психологической защиты. Концепция психологической защиты — одно из многомерных и многокачественных явлений психоаналитического подхода к проблеме социализации личности, основа теории психологической адаптации личности в онтогенезе. Согласно постулатам психоаналитического направления в исследовании личности механизмы психологической защиты онтогенетически развиваются в течение всей жизни человека для решения проблем адаптации или удовлетворения потребности «здесь и теперь» и дают индивиду возможность отсроченного, опосредованного, идеального или паллиативного решения универсальных проблем адаптации и удовлетворения базисных потребностей. Сильное психическое напряжение или внутриличностный конфликт требует более интенсивного функционирования механизмов психологической защиты. Если ее главная функция — сохранение позитивного образа Я при любых угрожающих ему изменениях, то их образование может быть связано с первым отрицательным опытом спонтанного самовыражения. Для обозначения этих внешних сил, ограничивающих Психоаналитический подход спонтанность, Э. Фромм использует понятие «гетерономное воздействие», т.е. противоречащее естественному росту и развитию индивида в данный момент времени. Взрослеющий человек вынужден отказаться от большинства своих подлинных желаний и интересов, от своей воли и принять волю и желания, навязанные социальными стандартами. Таким образом, процесс социализации включает в себя последовательные во временном пространстве онтогенетического развития гетерономные воздействия в форме ограничений изначальной спонтанности ребенка. Основным психосоциальным посредником общества в таком воздействии на ранних этапах социализации выступает семья. Все виды гетерономного воздействия можно свести к эмоциональному отвержению, крайний вариант которого — материнская депривация, или эмоциональному симбиозу, фруст-рирующему онтогенетически более поздние потребности в отделении, праве на автономию своего Я. Взрослеющий ребенок прибегает к таким механизмам защиты, как, например, замещение и регрессия, или к противоположным им — подавлению и интеллектуализации. Для обозначения ситуаций появления механизмов психологической защиты употребляется термин «эксквизитные ситуации», т.е. ситуации, в которых предельно обострено противоречие как момент развития, которое необходимо устранить (В. Ф. Бассин). Но поскольку родового определения эксквизитных ситуаций не существует, то в разные временные периоды социализации личности выделяют их конкретные виды: проблемные ситуации, возрастные кризисы, полоролевые конфликты и др. Впервые подробное описание функционального назначения и цели психологической защиты как ослабления интрапсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризированны-ми требованиями внешней среды, возникающими в процессе социального взаимодействия, мы находим в «Этиологии истерии» 3. Фрейда (1896). В его последних работах (в статье «Крайний и бескрайний анализ», 1937) психологическая защита представлена как явление, связанное с основными функциями психики: приспособлением, уравновешиванием и регуляцией. Взгляды Анны Фрейд принципиально не отличаются от взглядов 3. Фрейда последних лет его творчества. Механизмы психологической защиты рассматривались ею как перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы разной степени сложности, возникшие в процессе произвольного и непроизвольного научения, определяющее значение в образовании которых придавалось травмирующим событиям в сфере ранних межличностных отношений. Раскрывая генезис форми- 4- рования защитных механизмов, А. Фрейд выдвигает несколько критериев классификации защитных механизмов: локализация угрозы, время образования в онтогенезе, степень конструктивности. Таким образом, A. Фрейд дала определение времени возникновения защит в онтогенезе личности, источников и адаптивной ценности ее механизмов. В этом определении заключена важная мысль об отнесении защиты к тому виду бессознательных явлений, которые мы называем автоматизмами. Возникает правомерность постановки вопроса о соотношении сознательного и бессознательного в организации и продуцировании защитных процессов. Следовательно, любое субъективно неприемлемое смысловое содержание, прежде чем подвергнуться подавлению, должно быть хотя бы на короткое время осознано как таковое. Затем эта простая мыслительная операция свертывается, фиксируется и приобретает непроизвольный автоматический характер. Активное неприятие психоанализа в отечественной психологии на протяжении многих лет привело к тому, что многие авторы дистанцировались от психоаналитической парадигмы социализации личности и роли защитных механизмов, их адаптивной ценности в этом процессе. Проблемы психологической защиты рассматривались либо в границах теории установки как реорганизация системы установок в разные временные периоды развития личности (А. Г. Асмолов, В. Ф. Бассин, Д. Н. Узнадзе), либо в пределах теории деятельности как временный отказ от деятельности (Б. Ф. Ломов). Деятельностный подход в психологии изучения личности стал определенным противопоставлением к подходам западноевропейских школ. В отечественной психологии он начал развиваться с начала 1920-х годов, оказав значительное влияние на теоретические исследования и практические разработки буквально во всех отраслях психологии (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, В. П. Зинченко, В. В. Давыдов, B. Д. Шадриков, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская). Центральное положение деятельностного подхода — личность развивается, проявляется и изменяется в деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Элько-нин, Б. М. Теплов, Л. И. Божович). Сама деятельность понимается весьма широко: это и предметная деятельность, и работа сознания, и собственно психическая деятельность. Вместе с тем практическое применение деятельностного подхода выявило и возможные ограничения его, на что указывается в работах Б. Ф. Ломова, А. А. Бодалева, Ю. М. Забродина. Абсолютизация категории деятельности в ущерб анализу ее субъекта приводит в некоторых случаях к «деперсонификации» деятельности, Деятельностный подход противопоставлению деятельности и личности, выводит личность за пределы управления собственным поведением. Заметим, что эта сторона деятельностного подхода критически воспринималась гуманистическим направлением западной психологии. Так, деятельностный подход, положительно зарекомендовавший себя в решении прикладных исследовательских задач, оказывался не всегда продуктивным в анализе сложных, многоплановых и специфических видов практической деятельности человека. Отмеченные ограничения успешно преодолеваются в системном подходе. Принцип системного подхода в исследовании личности не альтернативен деятельностному, а успешно дополняет его, во многом снимая противоречия между категориями «деятельность» и «личность». Принцип системного подхода получил распространение в отечественной науке еще в 1960-е годы и развивался в трудах П. К. Анохина, Б. Ф. Ломова, Я. А. Пономарева, Э. Г. Юдина, В. Д. Шадрикова, Ю. М. Забродина, В. А. Ганзена и других. Системный подход предполагает рассмотрение психических явлений как системы, не сводимой к сумме ее элементов и отражающей динамику системных процессов и функции через концепцию взаимодействия системы с окружением. Он также предполагает изучение предмета психологического исследования как целостной, многомерной, многоуровневой реальности (Б. Ф. Ломов). Один из вариантов системного подхода к изучению личности можно обозначить как субъектный подход, смысл которого состоит в признании одинаково важной роли психологического анализа деятельности субъекта и психологического анализа субъекта деятельности. Одной из центральных проблем системного подхода к изучению личности — выявление, описание и оценка ее системообразующего фактора, который составляет отношения «мотив-цель». Это отношение определяет общую направленность личности, ее активности и ее реализацию в определенных условиях. С этой точки зрения системный подход не противоречит деятельностному, а существенно дополняет его необходимостью выделения системообразующего фактора, что повышает в целом достоверность и прогностичность психологического анализа. В нашем исследовании таким системообразующим фактором выступает единство метрического и топологического времени в развитии личности, а также конвергенция исторического, биологического и психологического времени в динамике и иерархии возникновения и доминирования личностных новообразований. Системный подход предполагает рассмотрение личности как субъекта деятельности, как целост- Системный подход ψ ной многомерной, многоуровневой реальности. С одной стороны, личность рассматривается как система функционирования тех или иных свойств, процессов и состояний личности в актуальном времени, т.е. на функциональном уровне, с другой — как многомерная иерархически организованная целостность, имеющая специфическую структуру, т.е. на структурном уровне. Из принципов системного анализа следует, что структура любой системы зависит от совокупности элементов и устойчивых связей между ними. Параметры этой структуры определяют конкретное состояние системы и в пространстве подобных систем создают множество индивидуальных различий, тогда как взятые во времени значения этих параметров задают множество состояний данной системы. Модели психологической структуры личности: 1) модель, выделяющая системную структуру личности, в которой определяется временная упорядоченность и иерархия психических образований личности, — структурная модель личности; 2) модель динамическая, в которой дается описание психической регуляции функций, свойств и состояний как развернутого во времени процесса, — функциональная модель личности. Проанализируем известные психологические модели и концепции личности, основанные на изложенных теоретических подходах. Наиболее четко выделение в качестве элементов структуры личности, ее психических образований и психических процессов различных уровней просматривается в структуре личности К. К. Платонова в виде иерархии основных элементов, составляющих личность: 1) направленность; 2) опыт; 3) функциональные особенности психических процессов; 4) типологические особенности высшей нервной деятельности. Б. Г. Ананьев отмечал верность вывода Платонова о том, что не все стороны одновременно взаимосвязаны друг с другом, но наиболее общей связью является взаимодействие социальных свойств с другими. Однако в реальной жизни специфика взаимосвязи этих элементов не просматривается четко в данной концепции. Трудно проследить и упорядоченность во времени возникновения и формирования той или иной структуры в процессе онтогенеза. Более полно взаимосвязь элементов в структуре личности отражена в концепциях личности А. Г. Ковалева и В. Н. Мясищева. В своей концепции В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития и динамикой темперамента, связывая именно со структурными особенностями личности меру и своеобразие ее целостности. Иначе объясняет возникновение структур пси- хяческой жизни личности А. Г. Ковалев, который полагает, что развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям и структурам: направленность, способности, характер. Значительно отличаются от рассмотренных вариантов модели личности B.C. Мерлина. Автор описывает личность в виде большого числа подсистем, обладающих определенной иерархией, и делает попытки связать структурные характеристики индивидуальности с психологическими механизмами регуляции поведения. При этом предполагается, что формирование различных подсистем носит разновременной характер: различные подсистемы могут формироваться на этапах онтогенеза и филогенеза, иначе говоря, их образование детерминировано временем. В отличие от предыдущих моделей такие описания выделяют многомерные связи между различными подсистемами в структуре личности и рассматривают особенности психических процессов, включая общие закономерности субъективной регуляции поведения. Однако предложенные варианты описания личности скорее констатируют ее многоуровневость и иерархичность, не определяя особенности и временные характеристики появления этих взаимосвязей, их временную устойчивость. С точки зрения определения временной упорядоченности и иерархии структуры более детальны варианты описания личности В. Д. Шад-рикова. В представленной им структуре личности выделены ее основные уровни и подсистемы, а также потенциальная динамика их функционирования и развития в деятельности: ♦ подсистема формирования мотивов; ♦ подсистема целеобразования; ♦ информационная основа деятельности — опыт, знания; ♦ профессионально-важные качества (ПВК). Этот вариант структуры личности разрабатывался для решения задач профессиональной подготовки и психологического профессионального отбора. Он представляет собой теоретическую модель, на базе которой может строиться анализ профессиональных требований к субъекту деятельности и соблюдаться строгая последовательность логики их образования и функционирования во времени. Выделение профессионально важных качеств выступает здесь как один из основных элементов системно-динамической структуры личности. Эти качества, взятые в рамках данной концепции, позволяют раскрыть временной аспект структурно-функционального анализа деятельности. Выделенные подсистемы анализируются далее с точки зрения временной последовательности их образования для разных уровней профессионализации, что оказывает существенное влияние на успешность профессиональной де- ψ ятельности. Предполагается также, что в зависимости от содержания деятельности набор указанных качеств, иерархия их значимости могут меняться, как, например, ПВК. Аналогичным способом, по мнению автора, могут изменяться значимость и параметры отдельных составляющих информационной основы деятельности и т.д. Все это делает данный вариант структуры личности не столько общим описанием, сколько одной из возможных модификаций общей (генерализованной) психологической модели личности, применимой для профессионального отбора, обучения и оценки уровня профессионализма. Рассмотренные нами модели личности носят в основном структурный характер, в них практически не выделяются динамические характеристики регуляции деятельности и поведения, хотя временная последовательность образования подструктур в некоторых моделях обозначена. Динамические аспекты психической регуляции. Рассмотрение психики как процесса в отечественной психологии началось с работ Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, В. М. Бехтерева, С. Л. Рубинштейна и других. Концепции личности этого направления в отличие от «когнитивных» психологических моделей предполагают анализ психики как процесс непрерывного взаимодействия субъекта с окружающей его средой (физической, социальной). В ходе такого анализа выделяются свойства и закономерности психической регуляции, которые изменяются и развиваются во времени. Временная организация поведения формирует принципиально запаздывающие, несмотря на процессы антиципации, реакции субъекта на воздействие внешних по отношению к нему факторов. Эмоциональное отношение может оказывать преобладающее влияние на регуляцию деятельности и поведения во временном плане, даже в сравнении с предметной реальностью. Такое влияние многие связывают с особенностями взаимосвязи функционального состояния (активации) с мотивацией и эффективностью поведения. В этом смысле показательно утверждение С. Л. Рубинштейна, что в отличие от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоции отражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Важнейший фактор, который оказывает существенное влияние на психическую регуляцию, — субъективное отражение ожидаемых, прогнозируемых в будущем и реальных, актуальных во времени результатов действия, описываемое понятием «акцептор результатов действия», в механизме которого главнейшую роль играют так называемые «обратные афферентации». Указанная психологическая конструкция характеризует влияние мотивов целеполагания, элементов самооценки на восприятие субъектом результатов собственных действий и поступ- ков, которое, в свою очередь, сказывается на формировании последующих реакций или плана действий в будущем. Акцептор результатов действия, с нашей точки зрения, можно рассматривать как одну из функций психического отражения, с помощью которой происходит слияние предыдущих результатов на последующие — собственно психическая регуляция временной последовательности действий. В этой функции частично реализуется активность психического отражения: через акцептор результатов действия «замыкается обратная связь» в организации взаимодействия субъекта с окружающей его реальностью, сохраняются общие закономерности, но проявляется индивидуальная специфичность психической регуляции. Дальнейшее развитие это направление получило в работах Б. Ф. Ломова и его последователей. Описывая психическую регуляцию как взаимодействие личности с окружающей средой, Б. Ф. Ломов развивает основные уровни психической структуры человека как субъекта, предложенные Б. Г. Ананьевым. Чтобы проследить эту взаимосвязь и аналогию, сначала рассмотрим психологическую структуру человека как субъекта в работах Б. Г. Ананьева. Исследовать структуру личности как субъекта мы начинаем «сверху», с социальных функций на молярных уровнях, связанных с личностью, и кончаем анализом «снизу» — исследованием механизмов, обеспечивающих необходимый тонус активности и общность природных свойств человека как индивида на молекулярных уровнях. Объединение законов истории и природы в виде исторического преобразования природы индивида и включения этой природы в социальные структуры происходит благодаря взаимодействиям четырех основных уровней в единой психологической структуре человека: 1) целостная деятельность (как исторически сложившаяся система программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества); 2) отдельный акт деятельности человека; 3) макродвижения, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; 4) микродвижения, которые выступают основой для построения макродвижений. Первые два уровня молярные, вторые два — молекулярные. Молярные уровни человеческой активности представлены социальными функциями личности и могут быть поняты только в системе связей «субъект-личность». Молекулярные уровни развиваются соответственно природными свойствами индивида и могут быть поняты лишь в системе связей «субъект—индивид». Такое строение психологической структуры человека как субъекта раскрывает динамику и иерархию развития основных уровней в онтогенезе от молекулярного к молярному, как развернутого во времени процесса «исторического преобразования природы индивида и включения этой природы в социальные структуры». Используя понятие «психологических механизмов деятельности», Б. Ф. Ломов развивает дальше концепцию личности Б. Г. Ананьева, раскрывая механизм целостной деятельности в форме своеобразной динамической модели личности, которая включает целый ряд последовательно упорядоченных во времени взаимосвязанных элементов структуры личности: ♦ потребности; ♦ мотивы; ♦ образ-цель (субъективная цель); ♦ формирование программы действий; ♦ предвидение возможных результатов (антиципация); ♦ оперативный образ (отражение текущей ситуации); ♦ концептуальная модель (представление об исходной ситуации и возможных направлениях ее развития); ♦ принятие решения; ♦ оценка результатов совершенных действий и коррекция плана последующих действий. Развернутое содержание психологических механизмов деятельности позволяет детально описывать основные закономерности и последовательности функционирования во времени каждого элемента структуры личности. Так, в любой деятельности субъект исходит из определенных мотивов, предполагает достижение определенных мотивов, целей, удовлетворяющих его потребности. В процессе деятельности идет формирование программы действий с ориентацией на субъективные представления о ситуации, объединенные в концептуальную модель образа-цели. При планировании действий во временном пространстве предстоящей деятельности субъект предвидит возможные их последствия и принимает решения о целесообразности их актуального, сиюминутного или отсроченного на какое-то время осуществления в зависимости от результатов оценки возможных последствий. Действия и поступки субъекта могут вызывать определенные изменения в окружающей среде, которые отражаются в виде оперативного образа. Соотношение оперативного образа и будущего, прогнозируемого образа-цели определяет оценку результатов действия и необходимость корректировки программы или образа-цели. Представленное описание психологических механизмов характерно для психической регуляции любой деятельности и поведения чело- века во временном плане. Последнее отражает важный аспект психологического анализа поведения. Он заключается в том, что различные деятельности (как и поведение) субъекта рассматриваются не изолированно, а в системе так называемых жизненных ситуаций, содержащей множество других видов деятельности, включая игровую, учебную и профессиональную, протекающую в различных социальных институтах. Это множество мы обозначаем как пространство поведения, жизненную среду субъекта, ее временные пределы и границы, где определяется та реальная предметная и социальная среда, в которой субъект формируется как личность, осваивает и присваивает все ее достижения и богатства, выработанные предшествующими поколениями, иными словами, осуществляется длительный процесс социализации личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.013 с.) |