Профессиональная и временная компетентность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная и временная компетентность



Образ жизни человека не исчерпывается предметно-практической деятельностью, она лишь одна сторона образа жизни, поведения человека в широком смысле. Другая сторона — общение как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми.

Общение выступает не как система перемежающихся действий каждого участника ситуации общения, а как накладывание одной на другую параллельно развивающихся деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры.

Интерес к проблемам общения все больше проявляют представители тех профессий, где общение — важная составляющая часть профессиональной компетентности, значимый фактор эффективной профессиональной деятельности. Это представители широкого круга так называемых коммуникативных профессий: руководители разного уровня, учителя, врачи, практические психологи, социальные работники и представители средств массовой информации.

Профессиональная компетентность специалиста складывается из многих составляющих, но наибольший вес среди них занимают, по нашему мнению, такие подструктуры, как:

♦ специальная (профессионально-предметная) компетентность;

♦ социально-психологическая компетентность;

♦ методическая компетентность;

♦ коммуникативная компетентность и одна из ее составляющих — временная компетентность.

Наиболее ярко эти подструктуры и их значение для эффективной деятельности проявляются в управленческой и педагогической деятельности.

В современных производственных и организационных сферах деятельности профессионализм работника оценивается как единство собственно профессиональных установок и компетенций, методической, социально-психологической компетентности и таких ее составляющих, как коммуникативная и временная компетентность, которые зачастую в

* Глава подготовлена совместно с канд. психол. наук И. А. Яксиной. 170


деятельности профессионала носят комплиментарный характер и во многом совпадают.

Профессиональная компетентность означает высокий уровень профессиональных знаний и готовность находить конструктивные решения проблем в различных условиях, включая способность брать на себя ответственность в экстремальных ситуациях, мобильность и готовность к реализации инновационных технологий.

Методическая компетентность включает умения передавать свой профессиональный опыт другим, готовность стать наставником, учителем, помогающим осваивать сложные элементы профессиональных знаний и навыков, но также и готовность к постоянному самосовершенствованию в освоении новых знаний, мобильности в изменении профессионального позиционирования на рынке труда, неприятие ригидности к инновациям.

Социально-психологическая компетентность предполагает умения работать в команде, создавать атмосферу комфортных межличностных взаимодействий, командный настрой в достижении общекомандных целей, планировать совместные действия и прогнозировать долговременные стратегии развития кадрового потенциала.

Коммуникативная компетентность требует наличия определенного комплекса коммуникативно-личностных свойств и умений, обеспечивающих успешное взаимодействие в общении, что предполагает знание этико-психологических норм и законов межличностного общения, ориентации на собеседника, понимания и принятия человека, умения найти контакт в межличностном взаимодействии (Л. А. Петровская).

Одной из составляющих коммуникативной компетентности выступает временная компетентность, или компетентность во времени (А. К. Болотова). Временная компетентность означает адекватность временных восприятий (чувство времени) и навыки планирования времени, способность рационально перераспределять временные приоритеты и лимиты межличностного общения, не пренебрегать временем другого в межличностных отношениях, соблюдать принципы и правила временного менеджмента, тайм-менеджмента, включая умение делегировать полномочия в социальных коммуникациях.

Выбор путей и средств профессионального самосовершенствования, методов развития коммуникативных умений и компетентности в общении зависит прежде всего от того, каким образом интерпретируется, понимается общение (Л. А. Петровская). Как мы уже отмечали, в социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента, или аспекта: коммуникативный обмен, или информационный аспект, взаимодействие, или интеракции, и восприятие человека человеком,


или перцептивный аспект межличностных отношений (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев).

Из данного представления о структуре общения следует, что компетентность в общении — это сложное, многомерное образование. В самом широком смысле мы определяем компетентность человека в общении как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии. Иначе говоря, это совокупность коммуникативных характеристик личности, ее социально-перцептивных и операционно-технических знаний и умений, на основе которых обеспечиваются регуляция и существование межличностных отношений.

Исходя из этого нам представляется возможным выделить основные подструктуры коммуникативных умений, которые мы обозначили как:

1) информационно-коммуникативная;

2) социально-перцептивная;

3) интерактивно-поведенческая.

Каждая из этих трех подструктур включает определенные умения (элементы), которые мы определяем как коммуникативные умения.

Обратимся к содержательным характеристикам каждой подструктуры, обратив особое внимание на его временные составляющие, роль временных компонентов в пространственно-временном континууме межличностных отношений.

I. Информационно-коммуникативная подструктура предполагает следующие умения:

♦ прогнозировать предстоящее общение и моделировать его пространственно-временную составляющую (место, время, длительность);

♦ предвидеть возможную атмосферу общения, тематику его содержания по преобладанию временных доминант прошлого, настоящего или будущего и перспективу развития дальнейших межличностных отношений во времени (частота, спонтанность, регулярность, периодичность или ситуативная хаотичность);

♦ создавать активно-положительное отношение к процессу общения;

♦ межличностных взаимодействий и их эмоциональное переживание «здесь и теперь», отмечая актуальные эмоциональные состояния партнера в каждый момент взаимодействия;

♦ активно слушать, проявлять интерес к информации, исходящей от партнера, не ограничивать временные границы общения, но и не пренебрегать временем другого;

♦ владеть вербальными и невербальными средствами общения;


♦ создать атмосферу сотрудничества, сотворчества, сорадования. П. Социально-перцептивная (межличностная) подструктура. Умения:

♦ воспринимать личность в ее целостности, во всем многообразии свойств и качеств;

♦ корректно интерпретировать «обратную связь», идущую от субъекта и подавать самому неотсроченную во времени обратную связь;

♦ анализировать, а не оценивать поведение других;

♦ стать на точку зрения другого, принять ситуацию эмпатически;

♦ сопереживать, сочувствовать, сорадоваться.

III. Интерактивно-поведенческая подструктура. Умения:

♦ конструировать проблему во времени, ставить реальные временные цели;

♦ анализировать ситуацию во взаимодействии с партнером, создавать творческую атмосферу поиска путей и реальных сроков ее решения;

♦ оптимально строить взаимодействие во времени, сужать или расширять временные рамки общения;

♦ самоуправления в общении, мобильность в условиях дефицита времени и готовность к перераспределению и делегированию полномочий.

Достаточность выделенных элементов структуры определяется тем, что они отражают последовательность стадий развития межличностных отношений во времени и соответствующие им этапы построения общения: моделирование предстоящего общения, прогнозирование временных затрат, организацию места и времени общения, управление и анализ осуществленной системы общения. Эти этапы включают также поиск наиболее эффективных для предстоящей социальной ситуации стилей общения.

Специфичность выявленных умений проявляется в том, что они позволяют строить межличностное взаимодействие по субъект-субъектной схеме, отражают диалогический стиль общения как наиболее оптимальный с точки зрения организации коммуникации и обладающий развивающим, творческим потенциалом.

Представленность в структуре коммуникативных умений информационно-коммуникативной, социально-перцептивной и интерактивно-поведенческой подструктур позволяет осуществлять межличностное общение по диалогическому типу.

Исходя из того что коммуникативные умения представляют собой действие, основанное на определенных знаниях, рассмотрим подробное содержание выделенных умений по компонентам структуры с целью установления их связей и отношений.


Умения информационно-коммуникативного компонента. Действия по организации коммуникативного поведения и ситуации в целом, позволяющие вести диалогическое общение. Данные умения определяются тем, насколько коммуникатор владеет действиями «транслировать» прямыми вербальными и невербальными средствами свое отношение к передаваемой и получаемой информации, а также насколько он владеет средствами вовлечения реципиентов в равноправное общение; системой действий работать сообща, создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества.

Умения социально-перцептивного компонента. Они связаны с действиями по установлению и поддержанию отношений взаимопонимания и взаимовлияния в процессе общения. Включают действия, направленные на анализ психических процессов, свойств, состояний партнеров по общению, на ориентировку в ситуации общения в целом. В качестве показателей сформированности умений рассматриваемого компонента может выступать уровень развития социальной перцепции, эмпатии и идентификации.

Умения интерактивно-поведенческого компонента. Связаны с организацией оптимального общения и способов построения взаимодействия во времени, прогнозирования техник и стилей эффективного общения с наименьшими временными затратами, мобильности в регуляции временных границ ситуации общения.

Таким образом, умения данной подструктуры — это умения управления временем как базового навыка любой профессиональной деятельности, которые включают технологии и стратегии управления временем, техники эффективного планирования и прогнозирования действий во временных транспективах жизненных целей и планов. Эти умения связаны с развитием конкретных тактик целеполагания, выступая необходимым инструментом приспособления к постоянно меняющимся условиям и требованиям среды.

Тактика целеполагания как одно из «вершинных» личностных устремлений подробно описана в работах Б. В. Зейгарник(1971,1977,1980). Между реальной и идеальной целями в конкретной деятельности может устанавливаться большее или меньшее расхождение. Конкретные условия деятельности могут приводить к необходимости ставить реальные цели, значительно расходящиеся по времени с планируемым достижением идеальных целей.

«За временными реальными целями, как правило, стоит более высокая идеальная цель. Динамика, изменение временных реальных целей может вообще появиться только при наличии некоторой, превышающей эти временные, идеальной цели... У людей в норме обычно вырабаты-


вается умение различать, разводить в текущей деятельности разноуровневые цели, способность встать в некоторую как бы отстраненную позицию наблюдателя по отношению к возникшей ситуации, будь то ситуация экспериментальная или жизненная... Известно, что процесс решения трудной задачи (не только интеллектуальной, но, что важнее для психологии личности, жизненной) состоит обычно из трех этапов: этапа непосредственных решений, когда человек пытается сразу найти нужный выход, затем после ряда неудач начинается трудный этап более глубокого осознания ситуации, поиска адекватных путей выхода, который, наконец, приводит к нужному принципу, к третьему этапу — собственно решению...

Таким образом, вырабатывается крайне нужное в жизни умение более или менее объективно оценивать возникшую ситуацию, увидеть ее не только в актуальной сиюминутности, но и в развернутой временной перспективе и найти возможность постановки посильных реальных целей, успешное выполнение которых приблизит в будущем к идеальной»1.

Таким образом, одним из важных коммуникативных умений выступает целеполагание — способность разводить во времени реальные и идеальные цели, готовность решать возникшие задачи поэтапно, конструировать их в развернутой временной перспективе.

В структуре указанной системы объединены как простые, так и сложные коммуникативные умения, причем они тесно взаимосвязаны. Рассмотренные структурные компоненты как включают умения вести диалогическое общение, так и отражают специфику и последовательность этапов развития коммуникативной деятельности, овладения необходимыми коммуникативными умениями в целом. Кроме того, они содержат и такие специфические умения, которые мы обозначили как компетентность во времени — умение конструировать проблему во времени, ставить реальные временные цели; оптимально строить взаимодействие во времени, сужать или расширять временные рамки общения.

Все эти умения в комплексе позволяют уточнить наше понимание содержания коммуникативной компетентности, дополнив его и таким важным компонентом, как временная компетентность.

В нашем понимании временная компетентность, или компетентность во времени, выступает как одна из ведущих составляющих профессиональной компетентности, которая предполагает наличие некоторой совокупности знаний и умений, связанных с ощущением временного пространства межличностного взаимодействия и самодостаточности в ис-

1 Зейгарник Б. В., Братусъ Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М, 1980. С. 90-94.


пользовании временных лимитов общения. Это означает готовность строить социальные контакты с учетом временных реалий, необходимость соблюдения временных рамок общения в зависимости от ситуации, а также развитие умений рационального планирования действий в условиях цейтнота, или дефицита времени.

Представленная в данном пособии модель профессиональной компетентности и ее составляющие компоненты коммуникативной компетентности и временной компетентности во многом подтверждаются в работах А. К. Марковой по проблемам развития профессионализма, а также находят отражение в исследованиях Ю. М. Жукова по общей компетентности личности. В этих работах, как и в зарубежных исследованиях (Дж. Равен, 2002; М. Уилле, 1998), проводятся понятийные разграничения между компетенциями (competences) и компетентностями (competencies).

Под компетенциями стали понимать характеристики, необходимые для удовлетворительного (среднего) уровня выполнения заданий. Компетенции — это характеристика позиции (роли, должности), а не индивида. Компетенцию в этом случае правомерно рассматривать не столько как свойство человека, выполняющего какую-либо работу, сколько как атрибут рабочего места, а точнее, атрибут профессиональной, служебной и социальной позиции человека внутри конкретной организации.

Компетентность — характеристики, которые отличают лучших работников от средних. Компетентность считают скорее субъектной, чем позиционной, характеристикой. В ее основе — базовые личностные характеристики, которые оказывают значительное влияние на формирование собственно компетентностей, составными частями которых считаются знания, умения и установки, личностные предрасположенности.

При разработке конкретных моделей профессиональной компетентности выделяются также такие понятия, как метакомпетентность и ядерная (ключевая) компетентность. Метакомпетентности — это универсальные образования, лежащие в основе формирования других видов компетентностей и компетенций. В качестве примера рассматриваются способности к рефлексии, способность к децентрации, аналитические и коммуникативные способности.

В понятие ядерных (ключевых) компетентностей включается широта диапазона их применения, атрибуты «переносимости» и «трансси-туативности», например, аккуратность, умение принять и выслушать другого, владение коммуникативными умениями и компьютерными навыками. Понятие ядерных компетентностей, равно как и понятие мета-компетентностей, активно используется при построении моделей профессиональной компетентности.


Согласно нашей точке зрения компетентность во времени, или временная компетентность, в модели профессиональной компетентности может быть соотнесена с метакомпетентностями как универсальными образованиями, абсолютно необходимыми для формирования собственно ядерных (ключевых) компетентностей, обладает такими универсальными атрибутами, как «переносимость» и «трансситуативность». С позиций компетенциарного подхода временная компетентность — преимущественно субъектная, а не объектная характеристика, так как это способность индивида как субъекта профессиональной деятельности адекватно оценивать время, эффективно планировать его в условиях как социальных контактов, так и кризиса или острого дефицита времени. Временная компетентность, как мы полагаем, наряду со способностью личностной организации времени в ее трехкомпонентной структуре: осознание времени; эмоциональное переживание времени и организация времени деятельности (Р. Кнапп, Д. Гарбэтте), характеризуется не только субъективной оценкой распределения времени собственной деятельности, но и способностью не пренебрегать временем другого в социальных взаимодействиях, сужая или расширяя временные лимиты контактов в зависимости от значимости и содержания общения.

Таким образом, временная компетентность — необходимый компонент почти всех существующих моделей профессиональной, социальной и личностной компетентности.

В настоящее время компетенциарное движение добилось впечатляющих успехов. Консалтинговые компании получают объемные заказы на разработку моделей профессиональных компетентностей, мер по оценке и развитию персонала. Выстраиваются интегрированные системы оценки и обучения персонала на основе компетенциарного подхода. В русле этого движения развиваются программы тайм-менеджмента — обучения технологиям и приемам эффективного использования, планирования и управления временем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.029 с.)