Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия Возрождения и Нового времени↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия Возрождения и Нового времени
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения (Ренессанс) получила свое название из-за начавшегося возрождения в этот период важнейших принципов духовной культуры античности. Эта эпоха была ориентирована на искусство и центральное место в ней занимает культ художника – творца. Если в центре внимания средневековой философии был Бог, то в философии Возрождения это уже человек, т.к. происходит переход к городскому образу жизни и развитию промышленности. Именно здесь и выявляется особая значимость человека, его творческой активности. Различные открытия и изобретения (ткацкий станок, порох, книгопечатание, компас, самопрялка, доменная печь, микроскоп, телескоп и т.д.) еще больше раздвинули возможности человека. Все это способствовало раскрепощению человека, изменению его образа жизни, повышению его образованности, а также изменению производственных отношений, кризису церкви и схоластики. В эту эпоху было выработано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов: Н.Коперника, Н.Кузанского, Д.Бруно. Т.Кампанеллы, Т.Мора, Э.Роттердамского и т.д. Н.Кузанский сближает Бога с природой. Возникает новое направление в философии – пантеизм. Он же утверждает, что возможности человека безграничны. Другие астрономы увидели множество миров, увидели, что Земля не является центром Вселенной, и что она только крутится вокруг Солнца, а не наоборот. Самое главное достижение эпохи – это то, что была сломлена диктатура церкви. Мыслителей больше интересуют творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Основными чертами идеологии Возрождения становятся: - гуманизм – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни - антропоцентризм – человек становится главным предметом философии, которая вырабатывает новый идеал личности - рационализм, который утверждает примат разума над верой. Для философии эпохи Возрождения характерны следующие направления: - гуманистическое –основоположник Ф.Петрарка, в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви - натурфилософское – оно изменило представления о Космосе - реформационное - Э.Роттердамский, М.Лютер, Т.Мюнцер попытались пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между людьми и церковью - политическое - Н. Макиавелли рассматривает проблемы возникновения государства и управления государством. Выступает как реалист – практик по сравнению с социалистами-утопистами - утопическо-социалистическое – Т.Мор и Т. Кампанелла, искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Их идеи оказали большое влияние на формирование марксистской философии. Значение философии Возрождения заключается в том, что благодаря ей стало формироваться новое мировоззрение, ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Ренессансная натурфилософия служит своеобразным способом преодоления средневековых схоластических идей. Особенности философии Нового времени:рационализм и эмпиризм в теории познания.
Эпоха научной революции. XVII – XVIII в. – эпоха выдающихся достижений философии, науки, культуры, эпоха крупных перемен в истории человеческого общества. Для Европы это, прежде всего, этап классического капитализма. В философии и науке произошел революционный скачок в познании и объяснении мира и общества. Философия пронизала естествознание и медицину, технику и технологию, идеологию и политику. А развитие мануфактуры в экономике обусловило радикальное изменение во всех формах жизнедеятельности человека и способствовало формированию новой системы ценностей. Все это значительно ослабило религию и усилило роль науки и просвещения. С этого времени берет начало современная философия и современная наука, философия стала генератором идей ученых с помощью своей методологии. Эмпиризм и индукция Бэкона Символом философии раннего Нового времени и его ключевой фигурой стал ФренсисБэкон– английский мыслитель и государственный деятель, ученый-гуманист. Он родоначальник материализма Нового времени (философии материализма). Философия должна приносить пользу обществу, она должна объединиться с наукой и выполнять тот заказ, который ставит перед ней жизнь: нужны не рассуждения о Боге и о божественной благодати, а нужны научные исследования и технические разработки, которые бы помогали побеждать в конкурентной борьбе, обрести власть над природой, стать ее господином. Его лозунг - «Знание - сила» - означает познание природы и могущество над ней. Знание и могущество человека. В знании, как в силе, достигается полезность человеческого разума. В познании природы он отдавал предпочтение чувственному опыту, эксперименту. Это направление получило название эмпиризм (греч. empirio - опыт). Ф.Бэкон классифицирует науки, предлагает для исследования бытия (природы, общества, человека) метод индукции (от частного к общему, от фактов к выводам), а также предлагает использовать методы наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Индуктивный метод познания известен еще со времен Аристотеля, но метод Бэкона был уже открытым и усовершенствованным. Ф. Бэкон считает процесс познания сложным. Но истину все-таки можно найти, освободившись от «идолов», которые мешают познанию. «Идолы» - это предвзятые идеи, предрассудки, слепая вера в авторитеты, недостаток знания (невежество) человека. Новая философия, отбросив свои заблуждения, стремилась войти в законное «супружество» с естествознанием, чтобы быть способной «приносить детей». Значительное место у Бэкона занимала и медицина, как способ познания и лечения человека. Он считал, что на философию должен опираться каждый медик. Только опираясь на философию, медик будет лучше понимать естественные процессы, протекающие в организме человека. Особое внимание он уделял взаимосвязи души и тела. Учение Бэкона восстановило материалистическую традицию в английской философии. Наиболее крупными последователями Бэкона были сенсуалисты Т. Гоббс и Д. Локк Т.Гоббс является одним из создателей буржуазной теории общества и государства В работе «Левиафан»он показал, что государство создано не богом, как считали в Средние века, а является установлением общества. Люди, прежде воюющие друг против друга, заключили между собой «общественный договор» - создали государство, которое необходимо для поддержания всеобщего мира и обеспечения безопасности каждого гражданина. Д.Локк считал, что «нет ничего в разуме, чего раньше не было в ощушениях, чувствах», отстаивал идею веротерпимости, был сторонником парламентской конституционной монархии, поддерживал идею разделения властей. Французское просвещение Дени Дидро – философ, писатель, теоретик искусства, издатель первой 35-томной Энциклопедии (Словарь наук, искусств и ремесел), исследователь природного мира. Материю и движение он признавал неразделимыми и считал их единственной реальностью. Человек у Дидро есть единство природного и индивидуального. Он обладает чувственным восприятием и мышлением, причем мышление не является признаком всей материи, а только человека. Философия И.Канта. И.Кант, основоположник немецкой классической философии, как и многие другие немецкие философы, совершенно по – новому поставил многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Более всего его интересовали «звездное небо надо мной» и «нравственный закон во мне». Его космология («небулярная теория») – теория возникновения вселенной «из первоначальной (газовой) туманности» за счет закона притяжения. Это была первая диалектическая идея в науке (гипотеза Канта – Лапласа), идея самообразования Вселенной. Его теория познания (трансцендентальная философия) надолго заставила задуматься лучшие умы человечества. В этой теории Кант не ставит вопрос: «познаваем ли мир?», а ставит вопрос «возможно ли достоверно познать предметы, их сущность?» Кант говорит здесь о способностях познающего субъекта. И. Кант разделил действительность на два одновременно существующих мира: «вещь для себя» - этот мир мы познаем с помощью органов чувств, в результате получаем ощущения, накапливаем чувственный материал. И все это закрепляется в образах сознания. Этот мир познаваем. А мир «вещь в себе» - это невоспринимаемая и непознаваемая действительность. И. Кант выделяет три ступени познания: -чувственное познание – способность к ощущениям -рассудочное познание – на основе чувственного познания (ощущений) формируются понятия и суждения рассудка. Возникает понятийное мышление (способность к простым понятиям и суждениям). Рассудок выполняет важную часть мыслительной деятельности - разумное познание – способность человека делать умозаключения в форме идей (это высшее знание). Именно здесь и возникает проблема логических противоречий (антиномий) Бог есть и Бога нет. Мир прост и мир сложен.Мир конечен и бесконечен. Это диалектика противоречий в познании. Но Кант прошел здесь только половину пути. Рассуждая обо всем этом, Кант сделал вывод о слабости человеческого разума и всегда противоречивом его состоянии, за которым наступают неизвестность, хаос, неустойчивость. Следовательно, мир «вещей в себе» можно познать лишь в рамках чувственности и рассудка, а за пределами этих ступеней они остаются для человека «вещами в себе». Таким образом, трансцендентальная философия – это философия неспособности человеческого познания выйти за пределы рассудка. Трансцендентальный метод познания – метод ограничения разума рассудочностью и опытом. В своем учении о морали И.Кант исследует проблему свободы человека. Человек,по Канту, существо, способное к самостоятельному (автономному) поведению и нравственному совершенствованию. Однако свобода должна предполагать не произвол, а самоограничение и уважение к свободе и интересам других членов общества. Человек – существо нравственное. И его нравственность врожденна. Каждый человек несет в себе закон (категорический императив): другой человек для тебя высшая ценность. Поэтому свобода – это не произвол, а умение добровольно подчиниться нравственному закону и следовать долгу. Философия Возрождения и Нового времени
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.18 (0.008 с.) |