Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Возрождения и Нового времени

Поиск

Философия Возрождения и Нового времени

 

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) получила свое название из-за начавшегося возрождения в этот период важнейших принципов духовной культуры античности. Эта эпоха была ориентирована на искусство и центральное место в ней занимает культ художника – творца.

Если в центре внимания средневековой философии был Бог, то в философии Возрождения это уже человек, т.к. происходит переход к городскому образу жизни и развитию промышленности. Именно здесь и выявляется особая значимость человека, его творческой активности. Различные открытия и изобретения (ткацкий станок, порох, книгопечатание, компас, самопрялка, доменная печь, микроскоп, телескоп и т.д.) еще больше раздвинули возможности человека. Все это способствовало раскрепощению человека, изменению его образа жизни, повышению его образованности, а также изменению производственных отношений, кризису церкви и схоластики.

В эту эпоху было выработано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов: Н.Коперника, Н.Кузанского, Д.Бруно. Т.Кампанеллы, Т.Мора, Э.Роттердамского и т.д.

Н.Кузанский сближает Бога с природой. Возникает новое направление в философии – пантеизм. Он же утверждает, что возможности человека безграничны. Другие астрономы увидели множество миров, увидели, что Земля не является центром Вселенной, и что она только крутится вокруг Солнца, а не наоборот.

Самое главное достижение эпохи – это то, что была сломлена диктатура церкви. Мыслителей больше интересуют творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы.

Основными чертами идеологии Возрождения становятся:

- гуманизм – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни

- антропоцентризм – человек становится главным предметом философии, которая вырабатывает новый идеал личности

- рационализм, который утверждает примат разума над верой.

Для философии эпохи Возрождения характерны следующие направления:

- гуманистическое –основоположник Ф.Петрарка, в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви

- натурфилософское – оно изменило представления о Космосе

- реформационное - Э.Роттердамский, М.Лютер, Т.Мюнцер попытались пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между людьми и церковью

- политическое - Н. Макиавелли рассматривает проблемы возникновения государства и управления государством. Выступает как реалист – практик по сравнению с социалистами-утопистами

- утопическо-социалистическое – Т.Мор и Т. Кампанелла, искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Их идеи оказали большое влияние на формирование марксистской философии.

Значение философии Возрождения заключается в том, что благодаря ей стало формироваться новое мировоззрение, ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Ренессансная натурфилософия служит своеобразным способом преодоления средневековых схоластических идей.

Особенности философии Нового времени:рационализм и эмпиризм в теории познания.

 

Эпоха научной революции.

XVII – XVIII в. – эпоха выдающихся достижений философии, науки, культуры, эпоха крупных перемен в истории человеческого общества. Для Европы это, прежде всего, этап классического капитализма. В философии и науке произошел революционный скачок в познании и объяснении мира и общества. Философия пронизала естествознание и медицину, технику и технологию, идеологию и политику. А развитие мануфактуры в экономике обусловило радикальное изменение во всех формах жизнедеятельности человека и способствовало формированию новой системы ценностей.

Все это значительно ослабило религию и усилило роль науки и просвещения. С этого времени берет начало современная философия и современная наука, философия стала генератором идей ученых с помощью своей методологии.

Эмпиризм и индукция Бэкона

Символом философии раннего Нового времени и его ключевой фигурой стал ФренсисБэкон– английский мыслитель и государственный деятель, ученый-гуманист. Он родоначальник материализма Нового времени (философии материализма). Философия должна приносить пользу обществу, она должна объединиться с наукой и выполнять тот заказ, который ставит перед ней жизнь: нужны не рассуждения о Боге и о божественной благодати, а нужны научные исследования и технические разработки, которые бы помогали побеждать в конкурентной борьбе, обрести власть над природой, стать ее господином. Его лозунг - «Знание - сила» - означает познание природы и могущество над ней. Знание и могущество человека. В знании, как в силе, достигается полезность человеческого разума.

В познании природы он отдавал предпочтение чувственному опыту, эксперименту. Это направление получило название эмпиризм (греч. empirio - опыт).

Ф.Бэкон классифицирует науки, предлагает для исследования бытия (природы, общества, человека) метод индукции (от частного к общему, от фактов к выводам), а также предлагает использовать методы наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Индуктивный метод познания известен еще со времен Аристотеля, но метод Бэкона был уже открытым и усовершенствованным.

Ф. Бэкон считает процесс познания сложным. Но истину все-таки можно найти, освободившись от «идолов», которые мешают познанию. «Идолы» - это предвзятые идеи, предрассудки, слепая вера в авторитеты, недостаток знания (невежество) человека. Новая философия, отбросив свои заблуждения, стремилась войти в законное «супружество» с естествознанием, чтобы быть способной «приносить детей». Значительное место у Бэкона занимала и медицина, как способ познания и лечения человека. Он считал, что на философию должен опираться каждый медик. Только опираясь на философию, медик будет лучше понимать естественные процессы, протекающие в организме человека. Особое внимание он уделял взаимосвязи души и тела. Учение Бэкона восстановило материалистическую традицию в английской философии.

Наиболее крупными последователями Бэкона были сенсуалисты Т. Гоббс и Д. Локк Т.Гоббс является одним из создателей буржуазной теории общества и государства В работе «Левиафан»он показал, что государство создано не богом, как считали в Средние века, а является установлением общества. Люди, прежде воюющие друг против друга, заключили между собой «общественный договор» - создали государство, которое необходимо для поддержания всеобщего мира и обеспечения безопасности каждого гражданина.

Д.Локк считал, что «нет ничего в разуме, чего раньше не было в ощушениях, чувствах», отстаивал идею веротерпимости, был сторонником парламентской конституционной монархии, поддерживал идею разделения властей.

Французское просвещение

Дени Дидро – философ, писатель, теоретик искусства, издатель первой 35-томной Энциклопедии (Словарь наук, искусств и ремесел), исследователь природного мира. Материю и движение он признавал неразделимыми и считал их единственной реальностью. Человек у Дидро есть единство природного и индивидуального. Он обладает чувственным восприятием и мышлением, причем мышление не является признаком всей материи, а только человека.

Философия И.Канта.

И.Кант, основоположник немецкой классической философии, как и многие другие немецкие философы, совершенно по – новому поставил многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Более всего его интересовали «звездное небо надо мной» и «нравственный закон во мне». Его космология («небулярная теория») – теория возникновения вселенной «из первоначальной (газовой) туманности» за счет закона притяжения. Это была первая диалектическая идея в науке (гипотеза Канта – Лапласа), идея самообразования Вселенной.

Его теория познания (трансцендентальная философия) надолго заставила задуматься лучшие умы человечества. В этой теории Кант не ставит вопрос: «познаваем ли мир?», а ставит вопрос «возможно ли достоверно познать предметы, их сущность?» Кант говорит здесь о способностях познающего субъекта.

И. Кант разделил действительность на два одновременно существующих мира: «вещь для себя» - этот мир мы познаем с помощью органов чувств, в результате получаем ощущения, накапливаем чувственный материал. И все это закрепляется в образах сознания. Этот мир познаваем. А мир «вещь в себе» - это невоспринимаемая и непознаваемая действительность. И. Кант выделяет три ступени познания:

-чувственное познание – способность к ощущениям

-рассудочное познание – на основе чувственного познания (ощущений) формируются понятия и суждения рассудка. Возникает понятийное мышление (способность к простым понятиям и суждениям). Рассудок выполняет важную часть мыслительной деятельности

- разумное познание – способность человека делать умозаключения в форме идей (это высшее знание). Именно здесь и возникает проблема логических противоречий (антиномий) Бог есть и Бога нет. Мир прост и мир сложен.Мир конечен и бесконечен. Это диалектика противоречий в познании. Но Кант прошел здесь только половину пути.

Рассуждая обо всем этом, Кант сделал вывод о слабости человеческого разума и всегда противоречивом его состоянии, за которым наступают неизвестность, хаос, неустойчивость. Следовательно, мир «вещей в себе» можно познать лишь в рамках чувственности и рассудка, а за пределами этих ступеней они остаются для человека «вещами в себе».

Таким образом, трансцендентальная философия – это философия неспособности человеческого познания выйти за пределы рассудка. Трансцендентальный метод познания – метод ограничения разума рассудочностью и опытом.

В своем учении о морали И.Кант исследует проблему свободы человека. Человек,по Канту, существо, способное к самостоятельному (автономному) поведению и нравственному совершенствованию. Однако свобода должна предполагать не произвол, а самоограничение и уважение к свободе и интересам других членов общества. Человек – существо нравственное. И его нравственность врожденна. Каждый человек несет в себе закон (категорический императив): другой человек для тебя высшая ценность. Поэтому свобода – это не произвол, а умение добровольно подчиниться нравственному закону и следовать долгу.

Философия Возрождения и Нового времени

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.18 (0.008 с.)