Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рационализм и дедукция Декарта

Поиск

Рене Декарт- - французский философ, математик (его аналитическая геометрия, система координат широко используются современной наукой), физик. Он один из родоначальников философии Нового времени. Декарт – представитель дуализма: в основе мира лежит не только материальная, но и духовная субстанция (дух и материя).

Человеческое мышление невозможно объяснить законами механики, применимые в материализме. Атрибутом (свойством) материи он считал протяженность, а атрибутом духа – мышление. Учение Декарта материалистично, но оно спотыкается о наличие человеческого мышления. Это говорит о его исследовательской добросовестности. И затруднение в этом (дуализме) могла в опыте преодолеть только наука XIX-XX в.

Как и Бэкон, Декарт выступил с глубокой критикой схоластики и теологии. Однако Бэкон считал, что новая наука должна преодолеть средневековые предрассудки путем обращения к опыту, эксперименту, а Декарт предложил сделать это, опираясь на свет человеческого разума. Такой подход получил название рационализма.

Самая первая идея декартовского рационализма – это идея о всемогуществе и непогрешимости разума.

Р. Декарт, как и Ф.Бэкон, отмечал большое значение для науки правильного метода. Он предлагал метод дедукции ((от общего к частному). Главное в этом методе – сомнение

(пересмотреть все накопленные знания). Сомнению следует подвергать и данные органов чувств, и математические положения. Здоровый интеллектуальный скепсис – необходимое орудие познания.

«Мыслю, следовательно, существую». Мысль, по Декарту, - высшая ценность бытия.

С позиции законов механики ученые пытаются объяснить работу двигательного аппарата, механизм вентиляции легких, функции почек и т.д. Большой популярностью пользовалась концепция животных-автоматов, развиваемая Декартом, который распространял принцип механического движения и на нервную систему животных. Он выдвинул идею рефлекса как отражения "«животных духов", переходящих с одного нерва на другой, и, таким образом, разработал в простейшем виде рефлекторную дугу. Используя законы оптики, Декарт пытался объяснить работу глаза человека. Механистические взгляды Декарта, для того времени, были прогрессивными и оказали положительное влияние на дальнейшее развитие естествознания.

У Декарта были последователи. В основу философского учения Б. Спинозы о развитии мира положено учение о единой субстанции – Бога т.е. создал монистическую картину мира. Бог - субстанция, проявляющая себя то как мыслящая, то как протяженная. Слияние Бога и природы называется пантеизмом. Именуя субстанцию Богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивал, что это иной Бог. Он не есть личность, наделенная сознанием, не есть творец природы. Это безличная сущность, бытие, как начало и причина всего сущего.

Его главное произведение «Этика». В «Этике» он настаивает на безраздельном господстве необходимости. Человеческая свобода возможна в рамках необходимости. Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь. Таким образом, «свобода есть осознанная необходимость».

Готфрид Лейбниц – немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, выдвинул учение о множественности субстанции (монадах). Монады – простые духовные единицы, они вечны, неуничтожимы, деятельны, различаются по уровню сознательности. Сейчас-то мы знаем, что окружающий мир наполнен невидимыми глазу микроорганизмами.

Законы мира и его причины могут быть по-настоящему познаны лишь усилиями разума.

Французское просвещение

Дени Дидро – философ, писатель, теоретик искусства, издатель первой 35-томной Энциклопедии (Словарь наук, искусств и ремесел), исследователь природного мира. Материю и движение он признавал неразделимыми и считал их единственной реальностью. Человек у Дидро есть единство природного и индивидуального. Он обладает чувственным восприятием и мышлением, причем мышление не является признаком всей материи, а только человека.

Немецкая классическая философия

Становление классической философии начинается с античных времен – по ХIХ век включительно Особенно выделяются периоды ХVII в., ХVIII в., ХIХв. Выделяются следующие направления в классической философской традиции:

I.Философия Просвещения (ХVII – ХIIIвв)

1.Рационализм: Декарт, Спиноза, Лейбниц

2.Эмпиризм: Гоббс, Локк и др.

3.Французское Просвещение: Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Гельвеций

II.Немецкий идеализм (ХVIII – ХIХвв.): Кант, Гегель.

Рационалистическая философия и философия эмпиризма имели просвещенческий характер. А что касается классической немецкой философии, то только с нее начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры.

В немецкой классической философии были продолжены прогрессивные традиции раннего нового времени:

- вера в могущество разума, в способность человека с его помощью познавать мир, общественную жизнь

- признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности бытия. Общества, человеческих действий и поведения

- осознание человека как творческого, деятельного субъекта

- разработка целостной концепции диалектики

- систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира

Философия И.Канта.

И.Кант, основоположник немецкой классической философии, как и многие другие немецкие философы, совершенно по – новому поставил многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Более всего его интересовали «звездное небо надо мной» и «нравственный закон во мне». Его космология («небулярная теория») – теория возникновения вселенной «из первоначальной (газовой) туманности» за счет закона притяжения. Это была первая диалектическая идея в науке (гипотеза Канта – Лапласа), идея самообразования Вселенной.

Его теория познания (трансцендентальная философия) надолго заставила задуматься лучшие умы человечества. В этой теории Кант не ставит вопрос: «познаваем ли мир?», а ставит вопрос «возможно ли достоверно познать предметы, их сущность?» Кант говорит здесь о способностях познающего субъекта.

И. Кант разделил действительность на два одновременно существующих мира: «вещь для себя» - этот мир мы познаем с помощью органов чувств, в результате получаем ощущения, накапливаем чувственный материал. И все это закрепляется в образах сознания. Этот мир познаваем. А мир «вещь в себе» - это невоспринимаемая и непознаваемая действительность. И. Кант выделяет три ступени познания:

-чувственное познание – способность к ощущениям

-рассудочное познание – на основе чувственного познания (ощущений) формируются понятия и суждения рассудка. Возникает понятийное мышление (способность к простым понятиям и суждениям). Рассудок выполняет важную часть мыслительной деятельности

- разумное познание – способность человека делать умозаключения в форме идей (это высшее знание). Именно здесь и возникает проблема логических противоречий (антиномий) Бог есть и Бога нет. Мир прост и мир сложен.Мир конечен и бесконечен. Это диалектика противоречий в познании. Но Кант прошел здесь только половину пути.

Рассуждая обо всем этом, Кант сделал вывод о слабости человеческого разума и всегда противоречивом его состоянии, за которым наступают неизвестность, хаос, неустойчивость. Следовательно, мир «вещей в себе» можно познать лишь в рамках чувственности и рассудка, а за пределами этих ступеней они остаются для человека «вещами в себе».

Таким образом, трансцендентальная философия – это философия неспособности человеческого познания выйти за пределы рассудка. Трансцендентальный метод познания – метод ограничения разума рассудочностью и опытом.

В своем учении о морали И.Кант исследует проблему свободы человека. Человек,по Канту, существо, способное к самостоятельному (автономному) поведению и нравственному совершенствованию. Однако свобода должна предполагать не произвол, а самоограничение и уважение к свободе и интересам других членов общества. Человек – существо нравственное. И его нравственность врожденна. Каждый человек несет в себе закон (категорический императив): другой человек для тебя высшая ценность. Поэтому свобода – это не произвол, а умение добровольно подчиниться нравственному закону и следовать долгу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.007 с.)