Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение Платона о познании и человекеСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
О познании Всё, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину. Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление.Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение.Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений. . О человеке Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. Разумеется, у Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек — дуалистичен. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм — тело тянет человека в животный мир, а душа — в божественный.
Учение Платона о государстве Свои взгляды на происхождение государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности. Согласно Платону государством призваны управлять аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. «Идеальное государство» должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против нечестивых. Платон выделяет три формы правления, каждая из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится на две: Власть одного: законная – монархия, незаконная тирания; Власть немногих: законная – аристократия, незаконная – олигархия; Власть большинства – демократия с законами и без законов. Наихудшей формой он считает демократию. На страже государства стоит правосудие. Всякое государство перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.
Аристотель и особенности его философии Аристотель - великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени. Основатель своей философской школы в Афинах. Аристотель действительно был философом и ученым огромного диапазона: он занимался философией, логикой, этикой, психологией, риторикой и поэтикой. Хотя Аристотель двадцать лет был учеником Платона, но в дальнейшем он проявил большую самостоятельность. Философию Аристотель делил на три вида: • теоретическую, • практическую - • творческую – Целью первичной философии было выявление сверхчувственных, неизменных и вечных начал бытия. Таких начал по мнению Аристотеля было 4: форма, или «что»; материя, или «из чего»; движение, или «творящее начало»; цель, или «ради чего». Другими словами, форма определяет внешний облик и внутреннюю структуру предмета. Материя – его содержание. Движение обеспечивает взаимодействие формы и материи, а цель определяет то, во что выльется это взаимодействие. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи". Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира, существуют только единичные и конкретно определенные вещи, которые называются индивидуумами, то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь. Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) - вторичной. Общая характеристика средневековой философии. Специфика философии средневековья обусловлена становлением христианства. Конец античной философии - это конец языческой цивилизации. Однако античная философия дала начало развитию европейской традиции в философии, ставшей органической частью Западной цивилизации. На всех этапах – примерно первые 14 веков – средневековая философия строится на интерпретации идей Платона, Аристотеля и неоплатоников. Ӏ-ӀӀӀ вв.можно считать переходными от античности к средневековой философии. Можно выделить следующие этапы средневековой философии: - Патристика. (Начало обоснования и защиты христианского учения на основе использования и переработки греческой философии:Тациан, Юстин, Александрийская школа) - Переходный период от патристики к схоластике (Северин Боэций) - Схоластика – ранняя, средняя и поздняя Основные проблемы средневековой философии. Данный этап развития чел-ва характеризовался переходом от политеистической языческой религии к религиям монотеистичным. Соответствующий хар-р принимало и мировоззрение. Все определялось единственным божественным началом, а такие свойства бытия, как вечность, неуничтожимость и др. стали атрибутами божества. Средневековая философия занимает выдающееся место в истории философии. Философский смысл христианства. Возникновение христианства знаменовало собой радикальный поворот в философском мышлении. В свете христианского мировоззрения предшествующие ему религии средиземноморского ареала предстали как языческие, т.е. религии, ориентированные на отдельное замкнутое сообщество людей и являющиеся специфическим продуктом творчества данного народа — религии «одного языка». Таковыми были религиозные верования древних греков. От этих верований отталкивались и на них строили философские системы выдающиеся умы античного мира — Платон, Аристотель, неоплатоники. Вместе с христианством утверждается универсализм мировоззрения, и хотя христианство длительное время сосуществует с язычеством (языческие школы), возникает новый тип философствования, соответствующий христианскому универсализму. Этот тип философствования опирается на фундаментальные идеи Священного Писания. Философский смысл христианства включает в себя: - Бог-Личность (христианский Бог являет собой личность.Личность христианского Бога наиболее ярко воплощается в образе Христа, являющего собою непостижимую глубину, многомерность и уникальность бытия личности. В сочетании с личностью божественного становится вполне ясен смысл христианского монотеизма.) - Идея творения (Эта идея является одной из центральных. В Библии прямо говорится о том, что Бог создал небо и землю, живые существа и человека — весь тварный мир. Христианскими богословами было подчеркнуто, что речь идет о творении из ничего.Идея творения преодолевает и «умственность» античной философии, полагавшей единственным путем приобщения к божественному путь научного познания, путь мышления.) - Антропоцентризм (избавление от грехов доступно лишь меньшинству — только тем, кто обладает добродетелью познания. Библия же открывает иную возможность, перенося акцент с познания на веру.) - Вера. Надежда. Любовь (Христианское смирение предполагает соединение надежды с любовью к Богу и с божественной любовью к миру.) Философия Фомы Аквинского. Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) –самый знаменитый представитель схоластики,ученик Альберта Великого. Завершил начатую учителем переработку наследия Аристотеля в духе христианского учения. Считал, что опора на истинное философское знание- залог подлинного расцвета теологии. По-новому представил проблему соотношения философии и теологии. В философии всё решает разум, именно он обеспечивает правильность и надёжность философских доказательств. Если в теологии главный аргумент- ссылка на авторитет священных писаний и текстов, то для философии такое обращение к писанием явл. слабейшим из аргументов. Выдвинул 5 способов доказательства бытия Бога, которые опирались на идею творения. 42.Антропоцентризм и гуманизм – основные черты философии Возраждения В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм —принцип рассмотрения человека как центра вселенной,мира, совершенного творения природы, высшей смыслообразующей ценности. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную ((божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.009 с.) |