Учение Платона о познании и человеке 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Платона о познании и человеке



О познании

Всё, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление.Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение.Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.

.

О человеке

Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. Разумеется, у Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек — дуалистичен. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм — тело тянет человека в животный мир, а душа — в божественный.

 

Учение Платона о государстве

Свои взгляды на происхождение государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности. Согласно Платону государством призваны управлять аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. «Идеальное государство» должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против нечестивых.

Платон выделяет три формы правления, каждая из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится на две: Власть одного: законная – монархия, незаконная тирания; Власть немногих: законная – аристократия, незаконная – олигархия; Власть большинства – демократия с законами и без законов. Наихудшей формой он считает демократию. На страже государства стоит правосудие. Всякое государство перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.

 

Аристотель и особенности его философии

Аристотель - великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени. Основатель своей философской школы в Афинах. Аристотель действительно был философом и ученым огромного диапазона: он занимался философией, логикой, этикой, психологией, риторикой и поэтикой. Хотя Аристотель двадцать лет был учеником Платона, но в дальнейшем он проявил большую самостоятельность.

Философию Аристотель делил на три вида:

• теоретическую, • практическую - • творческую

Целью первичной философии было выявление сверхчувственных, неизменных и вечных начал бытия. Таких начал по мнению Аристотеля было 4:

форма, или «что»;

материя, или «из чего»;

движение, или «творящее начало»;

цель, или «ради чего».

Другими словами, форма определяет внешний облик и внутреннюю структуру предмета. Материя – его содержание. Движение обеспечивает взаимодействие формы и материи, а цель определяет то, во что выльется это взаимодействие.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи". Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира, существуют только единичные и конкретно определенные вещи, которые называются индивидуумами, то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь. Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) - вторичной.

Общая характеристика средневековой философии.

Специфика философии средневековья обусловлена становлением христианства. Конец античной философии - это конец языческой цивилизации. Однако античная философия дала начало развитию европейской традиции в философии, ставшей органической частью Западной цивилизации. На всех этапах – примерно первые 14 веков – средневековая философия строится на интерпретации идей Платона, Аристотеля и неоплатоников. Ӏ-ӀӀӀ вв.можно считать переходными от античности к средневековой философии. Можно выделить следующие этапы средневековой философии: - Патристика. (Начало обоснования и защиты христианского учения на основе использования и переработки греческой философии:Тациан, Юстин, Александрийская школа) - Переходный период от патристики к схоластике (Северин Боэций) - Схоластика – ранняя, средняя и поздняя Основные проблемы средневековой философии. Данный этап развития чел-ва характеризовался переходом от политеистической языческой религии к религиям монотеистичным. Соответствующий хар-р принимало и мировоззрение. Все определялось единственным божественным началом, а такие свойства бытия, как вечность, неуничтожимость и др. стали атрибутами божества. Средневековая философия занимает выдающееся место в истории философии.

Философский смысл христианства.

Возникновение христианства знаменовало собой радикальный поворот в философском мышлении. В свете христианского мировоззрения предшествующие ему религии средиземноморского ареала предстали как языческие, т.е. религии, ориентированные на отдельное замкнутое сообщество людей и являющиеся специфическим продуктом творчества данного народа — религии «одного языка». Таковыми были религиозные верования древних греков. От этих верований отталкивались и на них строили философские системы выдающиеся умы античного мира — Платон, Аристотель, неоплатоники. Вместе с христианством утверждается универсализм мировоззрения, и хотя христианство длительное время сосуществует с язычеством (языческие школы), возникает новый тип философствования, соответствующий христианскому универсализму. Этот тип философствования опирается на фундаментальные идеи Священного Писания. Философский смысл христианства включает в себя: - Бог-Личность (христианский Бог являет собой личность.Личность христианского Бога наиболее ярко воплощается в образе Христа, являющего собою непостижимую глубину, многомерность и уникальность бытия личности. В сочетании с личностью божественного становится вполне ясен смысл христианского монотеизма.) - Идея творения (Эта идея является одной из центральных. В Библии прямо говорится о том, что Бог создал небо и землю, живые существа и человека — весь тварный мир. Христианскими богословами было подчеркнуто, что речь идет о творении из ничего.Идея творения преодолевает и «умственность» античной философии, полагавшей единственным путем приобщения к божественному путь научного познания, путь мышления.) - Антропоцентризм (избавление от грехов доступно лишь меньшинству — только тем, кто обладает добродетелью познания. Библия же открывает иную возможность, перенося акцент с познания на веру.) - Вера. Надежда. Любовь (Христианское смирение предполагает соединение надежды с любовью к Богу и с божественной любовью к миру.)

Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) –самый знаменитый представитель схоластики,ученик Альберта Великого. Завершил начатую учителем переработку наследия Аристотеля в духе христианского учения. Считал, что опора на истинное философское знание- залог подлинного расцвета теологии. По-новому представил проблему соотношения философии и теологии. В философии всё решает разум, именно он обеспечивает правильность и надёжность философских доказательств. Если в теологии главный аргумент- ссылка на авторитет священных писаний и текстов, то для философии такое обращение к писанием явл. слабейшим из аргументов. Выдвинул 5 способов доказательства бытия Бога, которые опирались на идею творения.

42.Антропоцентризм и гуманизм – основные черты философии Возраждения В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм —принцип рассмотрения человека как центра вселенной,мира, совершенного творения природы, высшей смыслообразующей ценности. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную ((божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.003 с.)