Философская мысль в Древней Индии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская мысль в Древней Индии



Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во 2 тысячелетии до нашей эры. Пеpвым памятником мысли дpевних индийцев были "ВЕДЫ". В “Ведах” впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды,в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира.

Упанишады -- философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до нашей эры и по фоpме пpедставлявшие диалога мудpеца-учителя со своим учеником.Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве пеpвопpичины и пеpвоосновы бытия духовное начало - Бpахман, или атман. в “Упанишадах” впервые ставится проблема переселения душ (самсара) и оценка прошлых действий (карма), что впоследствии получило развитие в религиозных вероучениях.

Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эpы на основе pазвития учений (мудpецов). Она является одной из неоpтодоксальных философских школ Дpевней Индии. Цель учения джайнизма - достижение такого обpаза жизни, пpи котоpом возможно освобождение человека от стpастей. Главным пpизнаком души у человека джайнизм считает развитие сознания.

 

Философия античного Китая

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.

Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

Особенности возникновения и развития древнегреческой философии

Мифологический образ мышления начал наполнятся рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождалась наука и философия, возникали понятия и категории собственного философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу—корневая основа логики.

Особенность древнегреческой философии является ее натуралистичность, т.е. персонифицирование явлений природы. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес.

Начальное становление философии связано с наукой. В эпоху Эллинизма математика и медицина обосабливаются в отдельные отрасли., однако философия продолжает существовать все еще как мировоззрение.

Постепенно в философии возникает два основных направления – материализм и идеализм. Их борьба составляет дальнейшее развитие философии.

В греческой философии выделяют 3 периода: первый—от Фалеса до Аристотеля, Второй -- греческая философия в римском мире и третий—неоплатоновская философия.

 

Милетская школа

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.).

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Фалес выдвинул идею субстанции, начало всего он узрел в воде. Он впервые попытался найти физическое начало без мифов, т.е. он отвергнул мифологическое мышление. Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания.

Анаксимандр исповедовал идею бесконечности миров. За первооснову он принял апейрон—неопределенную беспредельную субстанцию: ее части изменяются, а целое остается неизменным, это вечно живой источник новообразований.

Анаксимен считал первоначалом всего воздух.согласно ему все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модуфикации, образующиеся путем сгущения и разряжения.

 

Пифагор и его школа

Древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснение скрытого смысла явлений, законов природы. Они абсолютизировали числа, впервые осмыслив их не только в научном, но и философском мышлении. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ.

 

Учение о диалектике Гераклита Эфесского

Все сущее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Переход совершается через борьбу противоположностей, которую он называл всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для все существования законом. По гераклиту огонь и Логос эквивалентны. Огонь—образ вечно движения. Мир не создан ни кем из людей и богов.

Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

 

Философские учения Сократа

Сократ имел невероятное влияние на античную и мировую философию.

Сократ занимался вопросами морали, природу ж при этом не исследовал. Он осуществил радикальную переориентацию философии с изучения природы на изучения человека, рассматривая его как существо моральное, его души и морального мира. Сократ считал, что человек - это его душа, а под душой имеется ввиду ум, мыслительную активность и морально ориентированное поведение. Именно поэтому философия Сократа называется этичным антрополог.

Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества» человека, первоисточника его поступков и дел, определение цели деятельности, его образа жизни и мышления, ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву «Познай самого себя». В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание.

Для Сократа знания и поступки едины, т.е. философия, в понимании Сократа, не сводится к чисто теоретической деятельности, но включает в себя также практическую деятельность - правильный образ действия, благие поступки. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. Так к примеру, знания, что такое добро, а что такое зло, делает людей добродетелями., т. к. зная, что такое хорошо, побуждает людей к благим поступкам и удерживает от дурных.

Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа является, по Сократу, признание единства знания и добродетели.

Теория идей Платона

Особое место в философии античной классики принадлежит философу Платону, главным стержнем и достоинством философии которого, является теория идей, которую Платон продолжал развивать всю свою жизнь.

По теории Платона какие-либо вещи физического мира имеют свои высшие причины в невидимом мире идей, и существуют только за причастности этих идей. Идеи становятся как источник бытия вещей. Задача человека, по мнению Платона, приблизится к настоящему миру - мира иерархично расположенных идей, верхнее место из которых занимает идея Блага. Идея Блага из слов Платона - причина всего правильного и прекрасного.

Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является всего лишь “тенью” умопостигаемого мира “идей”. В то время как “идея” является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира постоянно возникают и гибнут. Противопоставление материи и идей Платон дополнял противопоставлением тела и души. Тело смертно — душа бессмертна. Назначение тела — быть временным вместилищем души.

Платон верит в то, что все воспринимаемое нами предметы и вещи повседневного опыта, – есть просто видимость. Подлинной реальностью обладает только мир идей, порождающий эту видимость. Таким образом, можно сказать, что определенная черная лошадь получает свой облик от универсальной формы лошади и от идеи черноты. Воспринимаемый нами с помощью чувств физический мир находится в постоянном изменении. Универсальный мир идей, воспринимаемый умом, напротив, неизменен и вечен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.006 с.)