Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль философии в становлении личности

Поиск

Что такое философия.

Определение Слово философия имеет древнегреческое происхождение и образуется от двух слов – фило и софия.

Таким образом философия – любовь к мудрости.

Что такое философия?

Философия – это наука, возможно одна из самых старых в мире.

Философия зародилась в Древней Греции и название ее происходит от двух слов – фило – любовь и софия – мудрость.

А значит философия можно перевести как любовь к мудрости.

Когда говорят философия, то чаще всего подразумевают науку, теорию о мире и человеке в мире.

Философия не является точной наукой, в ней множество теорий, которые направлены на духовное изучение человека и окружающего его мира.

3) Фун-ции философии: - критическая – рассмотрение действительности, сущности с т.зрения должного, с т. Зрения действительности (какой она должна быть). Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. - мировозренческая – - методологическия –- идеологическа я –- аксиологическая функция –

социальная функция —- культурологическая функция философии - - прогностическая функция.

4) Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Понятие «мировоззрение шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировозрение – это преимущественное чувственное, эмоциональное отношение к миру основанное на здравом смысле. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане— мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом.

5) Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию. Мифологическое сознание в рамках исторической эпохи было основным способом понимания мира.

С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. Мифами наполнены мировые религии - христианство, ислам, буддизм.

Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического верой в существование сверхъестественных сил и их роль в мироздании и жизни людей.

6. Философия и идеология. Философия всегда имеет своей возможностью создание идеологии. Что такое идеология? Идеология – это совокупность искусственно создаваемых и задаваемых идеалов. Что такое идеалы? Идеалы – это цели, посредством сознания установленные и руководящие деятельностью человека. Философия же ориентирована на поиск целей. Она берет свое начало в культуре. И находит цели. Философия формирует идеологию, потому что дает ей цели. Следствием философии И.Канта является идеология гражданского общества, основанного на праве. Следствием русской религиозной философии является идеология православного общества.Следствием философии К.Маркса, точнее сказать, последовавших интерпретаций марксова материализма явилась идеология тоталитарного государства, имевшая непосредственное выражение - СССР. Философ в стороне от политики, но под влиянием философии происходит формирование идеологии. Идеология для философии в каком-то смысле предмет создания. Так как со временем идеология, созданная философией, растворяется в культуре. Философия имеет приоритет перед идеологией, так как именно она, в качестве этики, выявляет и систематически разрабатывает нормы. Итак, философия задает цели и средства, обеспечивая возможность появления идеологии.

 

7) Философия и наука

две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины.

Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии: 1) Натурфилософски й. Возник в Древней Греции.

Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь на мифологию, то есть без особой опоры на науку, без доказательств.

2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века) Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия»

Философия как методология

Все философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следует смешивать.

Роль философии в становлении личности

Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Положение и предназначение человека в мире? Что есть истина и как ее отличить от лжи? Касается таких морально-нравственные проблемы, как: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. Философия призвана правильно решать эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности.

Философия античного Китая

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.

Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

Милетская школа

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.).

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Фалес выдвинул идею субстанции, начало всего он узрел в воде. Он впервые попытался найти физическое начало без мифов, т.е. он отвергнул мифологическое мышление. Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания.

Анаксимандр исповедовал идею бесконечности миров. За первооснову он принял апейрон—неопределенную беспредельную субстанцию: ее части изменяются, а целое остается неизменным, это вечно живой источник новообразований.

Анаксимен считал первоначалом всего воздух.согласно ему все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модуфикации, образующиеся путем сгущения и разряжения.

 

Пифагор и его школа

Древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснение скрытого смысла явлений, законов природы. Они абсолютизировали числа, впервые осмыслив их не только в научном, но и философском мышлении. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ.

 

Философские учения Сократа

Сократ имел невероятное влияние на античную и мировую философию.

Сократ занимался вопросами морали, природу ж при этом не исследовал. Он осуществил радикальную переориентацию философии с изучения природы на изучения человека, рассматривая его как существо моральное, его души и морального мира. Сократ считал, что человек - это его душа, а под душой имеется ввиду ум, мыслительную активность и морально ориентированное поведение. Именно поэтому философия Сократа называется этичным антрополог.

Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества» человека, первоисточника его поступков и дел, определение цели деятельности, его образа жизни и мышления, ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву «Познай самого себя». В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание.

Для Сократа знания и поступки едины, т.е. философия, в понимании Сократа, не сводится к чисто теоретической деятельности, но включает в себя также практическую деятельность - правильный образ действия, благие поступки. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. Так к примеру, знания, что такое добро, а что такое зло, делает людей добродетелями., т. к. зная, что такое хорошо, побуждает людей к благим поступкам и удерживает от дурных.

Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа является, по Сократу, признание единства знания и добродетели.

Теория идей Платона

Особое место в философии античной классики принадлежит философу Платону, главным стержнем и достоинством философии которого, является теория идей, которую Платон продолжал развивать всю свою жизнь.

По теории Платона какие-либо вещи физического мира имеют свои высшие причины в невидимом мире идей, и существуют только за причастности этих идей. Идеи становятся как источник бытия вещей. Задача человека, по мнению Платона, приблизится к настоящему миру - мира иерархично расположенных идей, верхнее место из которых занимает идея Блага. Идея Блага из слов Платона - причина всего правильного и прекрасного.

Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является всего лишь “тенью” умопостигаемого мира “идей”. В то время как “идея” является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира постоянно возникают и гибнут. Противопоставление материи и идей Платон дополнял противопоставлением тела и души. Тело смертно — душа бессмертна. Назначение тела — быть временным вместилищем души.

Платон верит в то, что все воспринимаемое нами предметы и вещи повседневного опыта, – есть просто видимость. Подлинной реальностью обладает только мир идей, порождающий эту видимость. Таким образом, можно сказать, что определенная черная лошадь получает свой облик от универсальной формы лошади и от идеи черноты. Воспринимаемый нами с помощью чувств физический мир находится в постоянном изменении. Универсальный мир идей, воспринимаемый умом, напротив, неизменен и вечен.

О познании

Всё, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление.Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение.Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.

.

О человеке

Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. Разумеется, у Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек — дуалистичен. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм — тело тянет человека в животный мир, а душа — в божественный.

 

Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) –самый знаменитый представитель схоластики,ученик Альберта Великого. Завершил начатую учителем переработку наследия Аристотеля в духе христианского учения. Считал, что опора на истинное философское знание- залог подлинного расцвета теологии. По-новому представил проблему соотношения философии и теологии. В философии всё решает разум, именно он обеспечивает правильность и надёжность философских доказательств. Если в теологии главный аргумент- ссылка на авторитет священных писаний и текстов, то для философии такое обращение к писанием явл. слабейшим из аргументов. Выдвинул 5 способов доказательства бытия Бога, которые опирались на идею творения.

42.Антропоцентризм и гуманизм – основные черты философии Возраждения В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм —принцип рассмотрения человека как центра вселенной,мира, совершенного творения природы, высшей смыслообразующей ценности. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную ((божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя.

Философия эпохи Просвещения

Философия просвещения относится к XVIII в. Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Философы-просветители выступали за совершенствование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса. Они ратовали за распространение знаний, за продуманное воспитание человека, который, как они полагали, по своей природе добр и его пороки обусловлены пороками общества.

Основная идея просветителей состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно — бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом.

Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые, основываясь на критике картезианской метафизики за ее недостаточную связь с наукой и практикой. Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма, но, несмотря на это,просветительская мысль связана с деизмом, а деизм - рациональная и естественная религия. Деизм признает: существование Бога; творение Богом мира и управление им; будущую жизнь, в которой каждому воздается за добро и зло.

Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания в поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога), часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс.

Возникновение философии

Точное время происхождения философ. определить нельзя, поначалу философ. была связ. с мифологией и религией. Миф-самая первая форма целостного восприятия мира, мифы были характерны для первобытного общества, чел. считал себя частью природы. В рез-те этого восприятия у чел. складывались образы, кот. носили конкретный характер, но не описывали свойств предметов. След. этапом развития философ. стала античная философ., кот., также как и мифология, целостно понимала мир. Философ. в Др. Греции возникла благодаря свободе мысли чел., кот. сущ. благодаря демократии в Др. Греции. Античная философ. носит особый хар-ер, поскольку совмещала в себе как разные типы доказательств и аргументов, так и эмоциональных приёмов, стремилась к гармонии. В 7-5 вв. до н.э. философ. знания возникали по всему миру: в Вавилоне (философ. знания о мире и места в нём чел.), Др. Египте (сильно повлиял на античную философ.), Иран (зороастризм), Индия (веданта, йога, джайнизм, буддизм, санкхья), Китай (конфуцианство, моизм, даосизм).

 

Материальное и идеальное

Материальное -это та реальность,в кот. вход. только вещи и объекты, физичес., химич. и психологич. природа, а чел. предстаёт как естественное, материальное существо. Материальная сущность мира говорит о том, что мир создан сам по себе и явл. независимым от чел. Материалисты видят материю подлинным телесным и вещественным бытием, которой противостоит сознание. Предположения о том, что материя лежит в основе всего, появились ещё в древних Греции, Вавилоне, Индии, Китае. Сегодня наука выделяет 3 вида материи: вещество, поле, плазма (состояние, в кот. нах. звёзды и др.). Материальное включ. Также категории бытия и небытия. Бытие охватывает жизнедея-сть чел., связи и действия. Небытие-категория, кот. Описывает момент возникновение одного и исчезновение другого (смерть, неосуществлённые планы).

Идеальное-это первичное по отношению к материальному, это сила, кот. направляет действия и руководит поведением чел. Материалисты считают идеальное отображением материально-вещественного мира в формах сознания и воли. Без идеального чел. не мог бы взаимодействовать с природой, созидать, а также приспосабливаться и ориентироваться в окружающем мире. В идеальное вход. понятия душа и дух. Душа-это совокупность индивидуального, неповторимых субъективных состояний и реакций человека. Дух-это накопленный опыт поколений в разных сферах жизнедеятельности.

 

81. Общее. Единичное. Особенное

Единичное -это определённое, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь или система вещей, кот. рассматриваются в их отношении как к самим себе, так и миру в целом, это однородность данной вещи с вещами того же класса.

Общее -это категория, кот. явл. отображением в сознании чел. Свойства, присущего многим или множеству единичных (отдельных) вещей и явлений; одновременно это отвлечение от всех единичных (отдельных) явлений, общее свойство (признак), на основе кот. они объед. в один класс.

Особенное -это категория, показывающ. что единичное и общее противоположны и в то же время явл. двумя сторонами бытия вещей. Особенное выступает как определённое общее и не исключенное из реальной связи вещей единичное.

 

82. Причина и следствие

Философ. Категории «причина» и «следствие» отражают взаимосвязь явлений, при кот. одно явление (причина) выз. другое (следствие), причём первым всегда возникает причина, а затем – следствие. Следует различать причину и повод и условия. Сущ. 2 вида причинной связи: 1) причин. связи, в рез-те кот. возник. новые объекты; 2) причин. связи, кот. вызывают изменение состояний и свойств уже сущ. объектов. Явления могут иметь нес-о следствий, причина также может вызвать не одно следствие. Признание универсальности и всеобъемности причинно-следств. связей наз. детерминизмом.

 

Необходимость и случайность

Необходимость -это то, что вытекает из внутр. сути вещей и в данных условиях обязано состояться. Случайность – это событие, кот. в данных условиях может состояться или не состояться. Случайность возникает из-за того, что в мире сущ. множество причинно-следственных связей. Случайным становится событие, кот. не явл. внутренней частью процесса. Необходимость-это постоянное, стойкое, закономерное. Необходимость и случайность не сущ. Раздельно и способны к взаимопревращениям. Случайности изуч. в помощью динамических (опред. изменения явлений и процессов в конкретных условиях) и статических (проявляются в массе однородных явлений и процессов) закономерностей.

 

Сущность и явление

Это парные философские категории. Они отображают взаимосвязь внутреннего и внешнего.

Сущность характеризует главные фундаментальные основные свойства предметов и явлений, отражает логику их развития. Сущность – это внутренняя, устойчивая основа предмета.

Явление – неполное (частичное) проявление сущности, ее внешнее выражение. Например,политическая власть господствующих элит –это сущность, а выражение этой власти в различных правоохранительных органах –это явление.

Взаимосвязь сущности и явления выражается в том, что:

1) сущность является, а явление – существенно;

2) нет таких сущностей, которые бы ни в чем не проявлялись, т. е. не имели бы явлений;

3) сущность и явления диалектически развиваются, т. е. изменяются по своему содержанию и смыслу;

Нет вещей, процессов, в которых бы не существовали сущность и явления. Всякое явление в той или иной форме выражает породившую ее сущность, однако выражает только внешнее ее проявление. Чем сложнее и многограннее сущность, тем больше явлений ее выражают. Сущность и явление не совпадают. Метафизический подход противопоставляет сущность и явления как обособленные, не связанные друг с другом характеристики вещи.

Содержание и форма

Это парные философские категории.

Содержание – это совокупность процессов, частей предмета (объекта) в их взаимодействии между собой, а также с другими предметами.

Форма – это внутренняя и внешняя организация предмета – его «упаковка», позволяющая предмету существовать в качестве конкретной определенности. Форма – это структура содержания.

В мире нет таких предметов, в которых бы отсутствовали форма и содержание. Все что существует включает в себя определенные процессы и все эти процессы структурированы.

Например, содержанием человеческого организма являются все процессы, кот. в нем происходят: дыхание, кровообращение, психические процессы. А формой организма является организация и взаимосвязь всех органов человека, участвующих в процессах, происходящих в нем.

В диалектике ведущей стороной является содержание как определенное внутреннее состояние взаимодействующих между собой элементов, является определяющим элементом. Форма, в отличие от содержания, не имеет этого состояния. Поэтому с изменением содержания, меняется и форма.

Хотя форма и является зависимой от содержания, однако она не является придатком предмета и содержания. Она выполняет важную роль в существовании предмета. Одно и то же содержание может быть разным в зависимости от ее формы. Любое изменение формы ведет к определенному изменению содержания и наоборот.

Между содержанием и формой нет четкой границы. В условиях общей взаимосвязи, они могут переходить друг в друга.

Что такое философия.

Определение Слово философия имеет древнегреческое происхождение и образуется от двух слов – фило и софия.

Таким образом философия – любовь к мудрости.

Что такое философия?

Философия – это наука, возможно одна из самых старых в мире.

Философия зародилась в Древней Греции и название ее происходит от двух слов – фило – любовь и софия – мудрость.

А значит философия можно перевести как любовь к мудрости.

Когда говорят философия, то чаще всего подразумевают науку, теорию о мире и человеке в мире.

Философия не является точной наукой, в ней множество теорий, которые направлены на духовное изучение человека и окружающего его мира.

3) Фун-ции философии: - критическая – рассмотрение действительности, сущности с т.зрения должного, с т. Зрения действительности (какой она должна быть). Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. - мировозренческая – - методологическия –- идеологическа я –- аксиологическая функция –

социальная функция —- культурологическая функция философии - - прогностическая функция.

4) Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Понятие «мировоззрение шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировозрение – это преимущественное чувственное, эмоциональное отношение к миру основанное на здравом смысле. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане— мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом.

5) Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию. Мифологическое сознание в рамках исторической эпохи было основным способом понимания мира.

С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. Мифами наполнены мировые религии - христианство, ислам, буддизм.

Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического верой в существование сверхъестественных сил и их роль в мироздании и жизни людей.

6. Философия и идеология. Философия всегда имеет своей возможностью создание идеологии. Что такое идеология? Идеология – это совокупность искусственно создаваемых и задаваемых идеалов. Что такое идеалы? Идеалы – это цели, посредством сознания установленные и руководящие деятельностью человека. Философия же ориентирована на поиск целей. Она берет свое начало в культуре. И находит цели. Философия формирует идеологию, потому что дает ей цели. Следствием философии И.Канта является идеология гражданского общества, основанного на праве. Следствием русской религиозной философии является идеология православного общества.Следствием философии К.Маркса, точнее сказать, последовавших интерпретаций марксова материализма явилась идеология тоталитарного государства, имевшая непосредственное выражение - СССР. Философ в стороне от политики, но под влиянием философии происходит формирование идеологии. Идеология для философии в каком-то смысле предмет создания. Так как со временем идеология, созданная философией, растворяется в культуре. Философия имеет приоритет перед идеологией, так как именно она, в качестве этики, выявляет и систематически разрабатывает нормы. Итак, философия задает цели и средства, обеспечивая возможность появления идеологии.

 

7) Философия и наука

две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины.

Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии: 1) Натурфилософски й. Возник в Древней Греции.

Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь на мифологию, то есть без особой опоры на науку, без доказательств.

2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века) Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия»

Философия как методология

Все философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следует смешивать.

Роль философии в становлении личности

Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Положение и предназначение человека в мире? Что есть истина и как ее отличить от лжи? Касается таких морально-нравственные проблемы, как: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. Философия призвана правильно решать эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.144 (0.012 с.)