Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: летопись «И вспомнил Олег коня своего»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Целевые установки урока (планируемые результаты): Предметные: знать содержание летописи, отвечать на вопросы по её содержанию, безошибочно и выразительно читать летопись по ролям, передавая с помощью интонации чувства главного героя произведения; находить элементы художественности в тексте летописи. Метапредметные: Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, предлагать для коллективного обсуждения; составлять план работы по изучению содержания летописи, оценивать себя и свои достижения на уроке, оценивать чтение своих товарищей по шкале оценивания. Познавательные: анализировать текст летописи, делать на основе анализа выводы и обобщения. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, участвовать в дискуссии, слушать внимательно исполнение стихотворения в аудиозаписи, договариваться о распределении ролей при чтении по ролям. Личностные: проявлять интерес к истории своего государства, высказывать желание о расширении границ знаний об эпохе княжеской Руси, выражать в собственных суждениях и рассказах разнообразные чувства по отношению к главному герою произведения и событиям того времени. Ресурсы и оборудование: учебник «Литературное чтение» (4 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др., компьютер, мульти-медиа-презентация со слайд-шоу, оценочные листы, аудиозапись художественного исполнения стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Ход урока Проверка домашнего задания. Проверка д/з может быть организована следующим образом: учитель предлагает школьникам определиться с тем, о выполнении какого именно задания им хотелось бы рассказать в классе. Дети, которые рисовали иллюстрации к летописи, объединяются в свою группу и делают выставку рисунков (придумывают ей заглавие, отбирают лучшие рисунки, выбирают того, кто будет давать комментарии к ним); ребята, которые готовили пересказы, объединяются в свою группу, заслушивают друг друга, выбирают лучшего рассказчика (можно с опорой на оценочные листы) и рекомендуют его для публичного выступления; учащиеся, которые искали информацию о походе Олега на греков в энциклопедии, объединяются в отдельную группу, заслушивают сообщения, выбирают лучшее или компелируют одно из нескольких и готовят докладчика. Затем заслушиваются по одному представителю из групп, даётся коллективная оценка и группа получает свои бонусы, баллы или очки (в зависимости от того, какая система оценивания принята в данном конкретном классе). Актуализация знаний учащихся - С каким новым жанром произведений мы с вами познакомились на предыдущих уроках? - Постарайтесь построить своё высказывание так, чтобы как можно больше информации сообщить нам о новом жанре. - Кто главный герой прочитанной летописи? Что вы о нём узнали? Формулирование учебной задачи урока - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над летописями. Но прежде чем сформулировать учебную задачу урока, предлагаю вам прослушать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и понять, что ещё нам неизвестно о великом князе? Прослушивание небольшого отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (от начала стихотворения и до слов «Но примешь ты смерть от коня своего»; ссылка на интернет-ресурс: http://nachalka.info/audio?id=1004650&pn=16). - Какое событие произошло в жизни Олега? (учащиеся излагают так, как они поняли. В случае неточностей учитель корректирует, помогает сформулировать, уточняет ответы детей) - Посмотрите на название летописи, которую мы сегодня будем читать, соотнесите заголовок с содержанием отрывка из стихотворения А.С. Пушкина и определите учебную задачу урока. - Как вы думаете, что нам нужно будет для того, чтобы понять, как Олег принял смерть от своего коня? (дети предлагают варианты плана изучения произведения, н-р, прочитать, проанализировать, сделать выводы). Чтение летописи учащимися Можно организовать «тихое чтение» или чтение вслух «цепочкой». Беседа по содержанию летописи и на эмоциональное восприятие - Понравилась ли вам летопись? Что именно? - О чём узнали из сюжета летописи? Что для себя открыли? - Рассмотрите иллюстрации слайд-шоу, соотносятся ли они с содержанием летописи? Какие события на них изобюражены. (Учитель готовит слайд-шоу заранее. Лучше всего взять иллюстрации художников А.Козлова, В. Васнецова или М. Нестерова, размещённые в Интернет). - Что было непонятным в содержании? Какие слова и выражения хотелось бы уточнить? (разобрать слово «кудесник», «волхвы» и другие). Перечитывание летописи с предварительным заданием - Ребята, перечитайте самостоятельно летопись ещё раз и попробуйте найти ответ на вопрос «Слабость или сила характера Олега проявилась в случившемся событии жизни Олега?» Анализ текста летописи - Ребята, можно ли однозначно ответить на вопрос, поставленный перед перечитыванием летописи? (нет, так как над этим нужно подумать). - Попробуем разобраться. Прочитайте диалог Олега с кудесником. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»? - Как Олег отреагировал на предсказание кудесника? - Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа? - Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня? («Олег засмеялся и укорил того кудесника…»). - Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали? (он разочаровался в их предсказаниях). - Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег? - Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера? - Когда человек о чём-то очень сильно переживает – это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (все эти вопросы трудны для учащихся, они требуют гуманистического толкования, поэтому учитель обобщает мнения детей и как бы невзначай, ненавязчиво высказывает и своё мнение по этому вопросу. Главное, чтобы дети поняли, что переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать). - Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега. - Сколько лет прожил Олег? Это много или мало? Сколько лет вашим родителям? (такой вопрос поможет школьникам сориентироваться в возрасте человека). Сколько в среднем живёт человек? Сколько ещё можно было бы хорошего сделать для русского государства?! - Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега? - Что чувствуете вы, когда читаете эти строки? - Как вы думаете – переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание детей на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины). - Если летописец передаёт свои чувства и своё отношение к тому, что происходит, можно ли это отнести к элементам художественности? (да, конечно). - Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя – князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу» (впечатлился сказанным), «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования). - Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах? (Диалоги). - Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега? (Да, мы уже можем сказать о том, каким он был). - Теперь сделайте вывод о том, какие элементы художественности присутствуют в данной летописи. - И последний вопрос, на который мы должны ответить – за что же так любил Олега русский народ? (Он был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости – верил кудесникам, любил своего коня, пировал с дружиной после военных походов и пр.). Чтение летописи по ролям - Сейчас ребята, когда мы знаем, какие чувства отразил летописец в своей летописи, постараемся донести эти чувства до слушателей. Будем учиться читать выразительно по ролям. - Определите, сколько чтецов должно быть задействовано? (рассказчик, князь Олег, кудесник, конюх). - Разбейтесь на группы по 4 человека и почитайте в группах. При необходимости старайтесь давать друг другу в вежливой форме рекомендации. - Вспомните вежливые обороты речи, назовите их («Хочу тебя попросить», «Извини, пожалуйста, мне кажется здесь нужно читать более взволнованно» и т.д.). - По окончанию работы оцените работу чтение друг друга по шкале оценки: 3 балла – очень хорошо, всё удалось при чтении; 2 балла – не всегда удавалось передавать правильно чувства героя (рассказчика); 1 балл – чаще не удавалось передавать правильно чувства героя (рассказчика); 0 баллов – не удалось передать правильно чувства героя (рассказчика). Дайте друг другу рекомендации по работе дома. Итог урока, рефлексия - Что нового узнали о князе Олеге на сегодняшнем уроке? - Чем вас заинтересовала личность Олега как исторического деятеля? - Что ещё хотелось бы вам узнать о князе и той эпохе, в которую он жил? - Оцените свои знания и умения по шкале оценивания («+», «-», «?»): Могу рассказать о том, как погиб князь Олег ________. Могу назвать основные качества Олега как военачальника и человека _____. Могу ответить на вопрос «За что русский народ любил князя Олега?» _____. Могу прочитать свою роль, правильно передавать чувства героя (рассказчика) ____. Домашнее задание: Выразительно вычитать свою роль, ответить на вопросы после текста, выполнить задания в «Рабочей тетради» (по желанию). Урок № 5 Урок будет посвящён сравнению летописи «И вспомнил Олег коня своего» со стихотворением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», выявлении общего и различного. Также в конце урока необходимо включить задание на развитие речи (УСР), выполняя которое школьники попробуют свои способности в художественном описании внешности Олега на основе своих представлений и воображения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.012 с.) |