Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: летопись «И вспомнил Олег коня своего»

Поиск

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать содержание летописи, отвечать на вопросы по её содержанию, безошибочно и выразительно читать летопись по ролям, передавая с помощью интонации чувства главного героя произведения; находить элементы художественности в тексте летописи.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, предлагать для коллективного обсуждения; составлять план работы по изучению содержания летописи, оценивать себя и свои достижения на уроке, оценивать чтение своих товарищей по шкале оценивания.

Познавательные: анализировать текст летописи, делать на основе анализа выводы и обобщения.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, участвовать в дискуссии, слушать внимательно исполнение стихотворения в аудиозаписи, договариваться о распределении ролей при чтении по ролям.

Личностные: проявлять интерес к истории своего государства, высказывать желание о расширении границ знаний об эпохе княжеской Руси, выражать в собственных суждениях и рассказах разнообразные чувства по отношению к главному герою произведения и событиям того времени.

Ресурсы и оборудование: учебник «Литературное чтение» (4 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др., компьютер, мульти-медиа-презентация со слайд-шоу, оценочные листы, аудиозапись художественного исполнения стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

 

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Проверка д/з может быть организована следующим образом: учитель предлагает школьникам определиться с тем, о выполнении какого именно задания им хотелось бы рассказать в классе. Дети, которые рисовали иллюстрации к летописи, объединяются в свою группу и делают выставку рисунков (придумывают ей заглавие, отбирают лучшие рисунки, выбирают того, кто будет давать комментарии к ним); ребята, которые готовили пересказы, объединяются в свою группу, заслушивают друг друга, выбирают лучшего рассказчика (можно с опорой на оценочные листы) и рекомендуют его для публичного выступления; учащиеся, которые искали информацию о походе Олега на греков в энциклопедии, объединяются в отдельную группу, заслушивают сообщения, выбирают лучшее или компелируют одно из нескольких и готовят докладчика. Затем заслушиваются по одному представителю из групп, даётся коллективная оценка и группа получает свои бонусы, баллы или очки (в зависимости от того, какая система оценивания принята в данном конкретном классе).

Актуализация знаний учащихся

- С каким новым жанром произведений мы с вами познакомились на предыдущих уроках?

- Постарайтесь построить своё высказывание так, чтобы как можно больше информации сообщить нам о новом жанре.

- Кто главный герой прочитанной летописи? Что вы о нём узнали?

Формулирование учебной задачи урока

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над летописями. Но прежде чем сформулировать учебную задачу урока, предлагаю вам прослушать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и понять, что ещё нам неизвестно о великом князе?

Прослушивание небольшого отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (от начала стихотворения и до слов «Но примешь ты смерть от коня своего»; ссылка на интернет-ресурс: http://nachalka.info/audio?id=1004650&pn=16).

- Какое событие произошло в жизни Олега? (учащиеся излагают так, как они поняли. В случае неточностей учитель корректирует, помогает сформулировать, уточняет ответы детей)

- Посмотрите на название летописи, которую мы сегодня будем читать, соотнесите заголовок с содержанием отрывка из стихотворения А.С. Пушкина и определите учебную задачу урока.

- Как вы думаете, что нам нужно будет для того, чтобы понять, как Олег принял смерть от своего коня? (дети предлагают варианты плана изучения произведения, н-р, прочитать, проанализировать, сделать выводы).

Чтение летописи учащимися

Можно организовать «тихое чтение» или чтение вслух «цепочкой».

Беседа по содержанию летописи и на эмоциональное восприятие

- Понравилась ли вам летопись? Что именно?

- О чём узнали из сюжета летописи? Что для себя открыли?

- Рассмотрите иллюстрации слайд-шоу, соотносятся ли они с содержанием летописи? Какие события на них изобюражены. (Учитель готовит слайд-шоу заранее. Лучше всего взять иллюстрации художников А.Козлова, В. Васнецова или М. Нестерова, размещённые в Интернет).

- Что было непонятным в содержании? Какие слова и выражения хотелось бы уточнить? (разобрать слово «кудесник», «волхвы» и другие).

Перечитывание летописи с предварительным заданием

- Ребята, перечитайте самостоятельно летопись ещё раз и попробуйте найти ответ на вопрос «Слабость или сила характера Олега проявилась в случившемся событии жизни Олега?»

Анализ текста летописи

- Ребята, можно ли однозначно ответить на вопрос, поставленный перед перечитыванием летописи? (нет, так как над этим нужно подумать).

- Попробуем разобраться. Прочитайте диалог Олега с кудесником. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»?

- Как Олег отреагировал на предсказание кудесника?

- Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?

- Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня? («Олег засмеялся и укорил того кудесника…»).

- Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали? (он разочаровался в их предсказаниях).

- Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег?

- Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера?

- Когда человек о чём-то очень сильно переживает – это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (все эти вопросы трудны для учащихся, они требуют гуманистического толкования, поэтому учитель обобщает мнения детей и как бы невзначай, ненавязчиво высказывает и своё мнение по этому вопросу. Главное, чтобы дети поняли, что переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать).

- Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега.

- Сколько лет прожил Олег? Это много или мало? Сколько лет вашим родителям? (такой вопрос поможет школьникам сориентироваться в возрасте человека). Сколько в среднем живёт человек? Сколько ещё можно было бы хорошего сделать для русского государства?!

- Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега?

- Что чувствуете вы, когда читаете эти строки?

- Как вы думаете – переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание детей на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины).

- Если летописец передаёт свои чувства и своё отношение к тому, что происходит, можно ли это отнести к элементам художественности? (да, конечно).

- Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя – князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу» (впечатлился сказанным), «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования).

- Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах? (Диалоги).

- Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега? (Да, мы уже можем сказать о том, каким он был).

- Теперь сделайте вывод о том, какие элементы художественности присутствуют в данной летописи.

- И последний вопрос, на который мы должны ответить – за что же так любил Олега русский народ? (Он был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости – верил кудесникам, любил своего коня, пировал с дружиной после военных походов и пр.).

Чтение летописи по ролям

- Сейчас ребята, когда мы знаем, какие чувства отразил летописец в своей летописи, постараемся донести эти чувства до слушателей. Будем учиться читать выразительно по ролям.

- Определите, сколько чтецов должно быть задействовано? (рассказчик, князь Олег, кудесник, конюх).

- Разбейтесь на группы по 4 человека и почитайте в группах. При необходимости старайтесь давать друг другу в вежливой форме рекомендации.

- Вспомните вежливые обороты речи, назовите их («Хочу тебя попросить», «Извини, пожалуйста, мне кажется здесь нужно читать более взволнованно» и т.д.).

- По окончанию работы оцените работу чтение друг друга по шкале оценки: 3 балла – очень хорошо, всё удалось при чтении; 2 балла – не всегда удавалось передавать правильно чувства героя (рассказчика); 1 балл – чаще не удавалось передавать правильно чувства героя (рассказчика); 0 баллов – не удалось передать правильно чувства героя (рассказчика). Дайте друг другу рекомендации по работе дома.

Итог урока, рефлексия

- Что нового узнали о князе Олеге на сегодняшнем уроке?

- Чем вас заинтересовала личность Олега как исторического деятеля?

- Что ещё хотелось бы вам узнать о князе и той эпохе, в которую он жил?

- Оцените свои знания и умения по шкале оценивания («+», «-», «?»):

Могу рассказать о том, как погиб князь Олег ________.

Могу назвать основные качества Олега как военачальника и человека _____.

Могу ответить на вопрос «За что русский народ любил князя Олега?» _____.

Могу прочитать свою роль, правильно передавать чувства героя (рассказчика) ____.

Домашнее задание:

Выразительно вычитать свою роль, ответить на вопросы после текста, выполнить задания в «Рабочей тетради» (по желанию).

Урок № 5

Урок будет посвящён сравнению летописи «И вспомнил Олег коня своего» со стихотворением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», выявлении общего и различного. Также в конце урока необходимо включить задание на развитие речи (УСР), выполняя которое школьники попробуют свои способности в художественном описании внешности Олега на основе своих представлений и воображения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.012 с.)