Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русское летописание. «Повесть временных лет»

Поиск

Практическое занятие № 1

Русское летописание. «Повесть временных лет»

 

1. Летопись как жанр древнерусской литературы. Гипотезы о возникновении русского летописания (А.А. Шахматов, В.М. Истрин, Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков).

2. Древнейшие списки «Повести временных лет» (Новгородский летописный свод, Лаврентьевская, Ипатьевская, Радзивиловская летописи). Вопрос об авторе и редакторах.

3. Композиция «Повести…». Хронология как основа сюжета произведения.

4. Формы повествования в «Повести…» (найти в тексте примеры погодных записей, летописного сказания, летописного рассказа, летописной повести, указания на переводные источники, документы из княжеских архивов, устные летописи).

5. Стиль «монументального историзма» в «Повести…».

6. Культурно-историческое значение «Повести…». Сюжетные линии «Повести…» в произведениях писателей XVIII – ХХ вв.

 

Литература

1. Текст «Повести временных лет» в хрестоматии по древнерусской литературе (любое издание) или в Электронной библиотеке древнерусской литературы.

2. Еремин И.П. «Повесть временных лет» как памятник литературы // Литература Древней Руси. М.-Л., 1966.

3. Лихачев Д.С. «Повесть временных лет» // Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. (Или в кн.: Лихачев
Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси: Монографии; Заметки о русском. Л., 1987).

4. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977.

5. Ильин В.В. Художественное слово Древней Руси. Смоленск, 2006.

 

 

Практическое занятие № 2

«Сказание о Борисе и Глебе»

 

1. Историческая основа произведения.

2. Вопрос о жанре произведения. Летописная повесть. Сказание. Житие.

3. Положительные герои произведения: Борис и Глеб. Какими художественными средствами достигается их положительность.

4. Князь Святополк как антипод единоутробных братьев.

5. Художественное обрамление действующих лиц произведения. Слуховые и зрительные образы Сказания. Элементы агиографии. Молитвы и их роль.

6. Иаков Мних и Нестор как авторы Сказания и Жития о Борисе и Глебе.

7. Сказание и Житие о первых русских святых – Борисе и Глебе. Их канонизация. День братьев-страстотерпцев. Литературная жизнь произведения.

 

Литература

1. Сказание о Борисе и Глебе // Литература Древней Руси: хрестоматия. М.: Высшая школа, 1990; Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М.: Художественная литература, 1978; Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу // Золотой фонд души. Смоленщина от Бориса и Глеба. Т. 1. Смоленск: Маджента, 2009.

2. Комментарий Л.А. Дмитриева к Сказанию о Борисе и Глебе в хрестоматии по литературе Древней Руси.

3. Ильин В.В. Русская агиография // Художественное слово Древней Руси. Смоленск, 2006.

4. Ильин В.В. Иаков Мних – патриарх литературной Смоленщины // Смоленщина от Бориса и Глеба. Смоленск, 2009.

5. История русской литературы. М.-Л., 1980. Т. 1.

6. История русской литературы X-XVII веков. М., 1980.

7. Учебники по истории древнерусской литературы Н.К. Гудзия, Н.В. Водовозова,
В.В. Кускова.

 

Практическое занятие № 3

Сочинения великого князя Владимира Мономаха

 

1. «Поучение» Мономаха как образец дидактического красноречия. Анализ отеческих наставлений молодому поколению и форма их подачи.

2. Автобиографические заметки Мономаха.

3. Эпизоды смоленского княжения Владимира Мономаха.

4. Письмо Олегу Святославичу («Гореславичу») как отражение междоусобной борьбы в Киевской Руси. Выражение личных переживаний автора.

5. Князь Владимир Мономах как государственный деятель, мыслитель и писатель. Борец за единство Русской земли.

 

Литература

1. Поучение Владимира Мономаха // Литература Древней Руси: хрестоматия. М.: 1990.

2. Орлов А.С. Владимир Мономах. М.-Л., 1946.

3. Красноречие Древней Руси. М., 1987.

4. Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII вв. М., 1978.

5. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Древней Руси. Киев, 1981.

6. Учебники по истории древнерусской литературы.

 

Практическое занятие № 4

«Слово о полку Игореве» – шедевр литературы Киевской Руси

 

1. История открытия произведения. Проблема авторства. Этапы изучения «Слова…».

2. Историческая основа сюжета «Слова о полку Игореве».

Сопоставить «Слово…» и «Повесть о походе Игоря Святославовича на половцев» (по Киевской летописи).

3. Композиция произведения: вступление, основная часть, заключение.

4. Персонажи «Слова…» (выписать в тетради имена главных действующих лиц произведения, биографические сведения о них).

5. «Слово о полку Игореве» в ряду памятников мировой литературы («Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Витязь в тигровой шкуре» и др.).

 

Сообщение «Смоленщина на страницах «Слова о полку Игореве» готовит один студент.

 

Литература

1. «Слово о полку Игореве» (древнерусский текст или прозаический перевод на современный русский язык).

2. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и скептики // Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. Или см. в кн.: Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси: Монографии; Заметки о русском. Л., 1987.

3. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. СПб., 1998.

4. Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971.

5. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995.

6. Энциклопедия литературных героев: Русский фольклор и древнерусская литература. М., 1998.

 

Практическое занятие № 5

Поэтика «Слова о полку Игореве»

 

1. Жанровая природа «Слова…».

2. Поэтика фольклора в «Слове…». Плачи и прославления.

3. Художественное пространство и время «Слова…».

4. Языковое богатство произведения, звукопись, цветопись.

5. Языческое и христианское в «Слове…».

6. «Слово о полку Игореве» и древнерусская литература. Традиции «Слова…» в русской литературе XVIII – ХХ веков.

 

Литература

1. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979.

2. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974 (глава «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия).

3. Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». М., 2000.

4. Шелемова А.О. «Слово о полку Игореве»: поэтика пространства и времени. М., 2000.

5. Ильин В.В. Под гимны Бояна и Ригведы: ведическое и христианское в «Слове о полку Игореве». Смоленск, 2005.

6. Ильин В.В. Смоленщина на страницах «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве» // Политическая информация. 1988. №4. Или параграф «Смоленщина в «Слове о полку Игореве» в кн.: Смоленский край в литературе и фольклоре. Смоленск, 1995.

7. Лотман Ю.М. «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII – начала XIX в. // Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997. С. 14-79.

 

Практическое занятие № 6

«Повесть о разорении Рязани Батыем в 1237 году» как воинская повесть

 

1. Особенности жанра воинской повести в древнерусской литературе.

2. Время создания «Повести о разорении Рязани Батыем в 1237 году». «Повесть» в ряду произведений о нашествии монголо-татар на Русь.

3. Особенности композиции «Повести».

4. Поэтика произведения, связь с устным народным творчеством.

5. Отражение поэтики «Слова о полку Игореве» в «Повести о разорении Рязани Батыем».

 

Литература

1. «Повесть о разорении Рязани Батыем в 1237 году» в хрестоматии по древнерусской литературе.

2. Лихачев Д.С. «Повесть о разорении Рязани Батыем» // Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. Или в кн.: Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси: Монографии; Заметки о русском. Л., 1987.

3. Трофимова Н.В. Древнерусская литература. Воинская повесть XI – XVII вв.: курс лекций; Развитие исторических жанров: материалы к спецсеминару. М., 2000.

 

Практическое занятие № 7

Русская агиографическая литература

 

1. Истоки житийной литературы. Развитие агиографии в древнерусской литературе. Разновидности жития. Житийный литературный канон.

2. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Главный герой и его художественное изображение.

3. Стиль «плетения словес» в «Житии Сергия Радонежского».

4. Значение «Жития Сергия Радонежского» в истории русской литературы.

5. «Житие Александра Невского» как княжеское и воинское житие.

 

Литература

1. Тексты «Жития Сергия Радонежского» и «Жития Александра Невского».

2. Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.

3. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. II. Три века христианства на Руси (XII – XIV вв.). М., 1998.

4. Ильин В.В. Люди Древней Руси. Смоленск, 2000. С. 131–139.

5. Балашов Д. Слово о Сергии // Славянский вестник. 1990. № 1.

6. Валентинова О.И., Кореньков А.В. Стиль «плетение словес» в контексте истории русского литературного языка и литературы Древней Руси. М., 2001.

7. Энциклопедия литературных героев: Русский фольклор и древнерусская литература. М., 1998.

 

Практическое занятие № 8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

 

1. Полемика о времени создания «Повести…».

2. Особенности жанра и композиции «Повести…».

3. Образы центральных персонажей произведения.

4. Художественное своеобразие «Повести…». Связь произведения с устным народным творчеством.

5. Проблематика «Повести…». Идея произведения. Всепобеждающая сила любви.

 

Литература

1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» // Хрестоматия по древнерусской литературе.

2. «Повесть о Петре и Февронии» / исследование и подготовка текста
Р.П. Дмитриевой. Л., 1979.

3. Лихачев Д.С. «Повесть о Петре и Февронии» // Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С. 253–258.

4. Ужанков А.Н. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» // Литература в школе. 2005. № 4. С. 13–18.

5. Демкова Н.С. К интерпретации «Повести о Петре и Февронии». «Повесть о Петре и Февронии» как притча // Имя – Сюжет – Миф. СПб., 1996.

Практическое занятие № 9

Литература

1. Тексты «Повести о Горе и Злосчастии» в хрестоматии по древнерусской литературе.

2. Лихачев Д.С. «Повесть о Горе и Злосчастии» // Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. Или в кн.:
Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси: Монографии; Заметки о русском. Л., 1987.

3. Позднеев А.В. «Повесть о Горе и Злосчастии» // Практикум по древней русской литературе. М., 1963.

 

Практическое занятие № 10

«Повесть о Савве Грудцыне»

 

1. Появление в литературе XVII века инновационного жанра в составе «Повести о Савве Грудцыне»: бытовая повесть + зачаток русского романа.

2. Главная интрига произведения. Савва как сын «смутного времени».

3. Паломничество главного героя повести. Фантастическое и реальное в сюжете произведения.

4. Лирический и эпический планы повествования. Воспроизведение любви как высокого человеческого чувства.

5. Смоленские эпизоды повести.

 

Литература

1. «Повесть о Савве Грудцыне» в хрестоматии или любом другом издании собрания древнерусских литературных памятников.

2. Скрипиль М.О. Повесть о Савве Грудцыне. ТОДРЛ – М.-Л., 1935.

3. Учебники по истории древнерусской литературы.

4. Перетц В.Н. Из истории старинной русской повести. Киев, 1907.

5. Истрин В.М. Введение в историю русской литературы II пол. XVII в. Одесса, 1903.

6. Лихачёв Д.С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе // История русского романа. М.-Л., 1962.

 

 

Практическое занятие № 11

Литература

1. Воинские повести Древней Руси. М.-Л., 1949. Хрестоматия по древнерусской литературе.

2. Робинсон А.Н. Повести об азовском взятии и осадном сидении // Воинские повести Древней Руси. М.-Л., 1949.

3. Учебники по истории древнерусской литературы.

 

Практическое занятие № 12

«Житие» протопопа Аввакума

1. Фигура протопопа Аввакума как религиозного, общественного деятеля и писателя.

2. История создания «Жития» протопопа Аввакума.

3. Композиция произведения. Персонажи и события «Жития».

4. Традиционное и новаторское в произведении (сопоставление с житийным каноном). Язык и стиль памятника.

5. Значение «Жития» протопопа Аввакума в развитии автобиографического жанра в русской литературе. «Житие» как зачаток русского романа.

 

Литература

1. «Житие протопопа Аввакума» в хрестоматии по древнерусской литературе.

2. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума. Творческая история произведения.
Л., 1974.

3. Лихачев Д.С. Сочинения протопопа Аввакума // Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. Или в кн.:
Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси: Монографии; Заметки о русском. Л., 1987.

4. Ильин В.В. Люди Древней Руси. Смоленск, 2000. С. 204–209.

5. Виноградов В.В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума // Виноградов В.В. Избр. труды: О языке художественной прозы. М., 1980.

6. Никольский Н.М. История русской церкви. 4-е изд. М., 1988. С. 160–168.

Практическое занятие № 13

Литература

1. Тексты произведений в хрестоматии.

2. Русская демократическая сатира XVII века / подгот. текстов, ст. и коммент
В.П. Адриановой-Перетц. Л., 1977.

3. Ромодановская Н.К. Русская литература на пороге Нового времени. Новосибирск, 1994.

4. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

 

Практическое занятие № 14

Литература

1. Полоцкий С. Избранные сочинения. М.-Л., 1953. Хрестоматия по древней русской литературе.

2. Еремин И.П. Поэтический музей С. Полоцкого // Полоцкий С. Избранные произведения.

3. Поэзия в Древней Руси // Ильин В.В. Художественное слово Древней Руси. Смоленск, 2006.

4. Буслаев Ф.И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861.

5. Браниловский С.Н. Один из пестрых XVII столетия. СПб., 1902.

 

Практическое занятие № 15

Литература

1. Хрестоматия по древнерусской литературе.

2. История русского театра. М., 1914. Т. 1.

3. Первые пьесы русского театра. М., 1972.

4. Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII вв. М., 1972.

5. Русские драматические произведения 1672-1725 гг. СПб., 1874.

 

Практическое занятие № 16

Литература

1. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1991. Т. 2. Гл. VII, XIII, XVI.

2. Смоленский край в литературе и фольклоре. Смоленск, 1995.

3. Ильин В.В. Люди древней Руси. Смоленск, 2000. Гл. VII, IX, XI.

4. Ильин В.В. Был ли Януш Радзивил составителем первой «лицевой» русской летописи? // Смоленск и Гнёздово в истории славянского мира. Смоленск, 2006.

5. Ильин В.В. Православная летопись Авраамки // Культура и письменность славянского мира. Т. X. Смоленск, 2008.

 

 

Практическое занятие № 1

Русское летописание. «Повесть временных лет»

 

1. Летопись как жанр древнерусской литературы. Гипотезы о возникновении русского летописания (А.А. Шахматов, В.М. Истрин, Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков).

2. Древнейшие списки «Повести временных лет» (Новгородский летописный свод, Лаврентьевская, Ипатьевская, Радзивиловская летописи). Вопрос об авторе и редакторах.

3. Композиция «Повести…». Хронология как основа сюжета произведения.

4. Формы повествования в «Повести…» (найти в тексте примеры погодных записей, летописного сказания, летописного рассказа, летописной повести, указания на переводные источники, документы из княжеских архивов, устные летописи).

5. Стиль «монументального историзма» в «Повести…».

6. Культурно-историческое значение «Повести…». Сюжетные линии «Повести…» в произведениях писателей XVIII – ХХ вв.

 

Литература

1. Текст «Повести временных лет» в хрестоматии по древнерусской литературе (любое издание) или в Электронной библиотеке древнерусской литературы.

2. Еремин И.П. «Повесть временных лет» как памятник литературы // Литература Древней Руси. М.-Л., 1966.

3. Лихачев Д.С. «Повесть временных лет» // Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. (Или в кн.: Лихачев
Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси: Монографии; Заметки о русском. Л., 1987).

4. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977.

5. Ильин В.В. Художественное слово Древней Руси. Смоленск, 2006.

 

 

Практическое занятие № 2

«Сказание о Борисе и Глебе»

 

1. Историческая основа произведения.

2. Вопрос о жанре произведения. Летописная повесть. Сказание. Житие.

3. Положительные герои произведения: Борис и Глеб. Какими художественными средствами достигается их положительность.

4. Князь Святополк как антипод единоутробных братьев.

5. Художественное обрамление действующих лиц произведения. Слуховые и зрительные образы Сказания. Элементы агиографии. Молитвы и их роль.

6. Иаков Мних и Нестор как авторы Сказания и Жития о Борисе и Глебе.

7. Сказание и Житие о первых русских святых – Борисе и Глебе. Их канонизация. День братьев-страстотерпцев. Литературная жизнь произведения.

 

Литература

1. Сказание о Борисе и Глебе // Литература Древней Руси: хрестоматия. М.: Высшая школа, 1990; Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М.: Художественная литература, 1978; Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу // Золотой фонд души. Смоленщина от Бориса и Глеба. Т. 1. Смоленск: Маджента, 2009.

2. Комментарий Л.А. Дмитриева к Сказанию о Борисе и Глебе в хрестоматии по литературе Древней Руси.

3. Ильин В.В. Русская агиография // Художественное слово Древней Руси. Смоленск, 2006.

4. Ильин В.В. Иаков Мних – патриарх литературной Смоленщины // Смоленщина от Бориса и Глеба. Смоленск, 2009.

5. История русской литературы. М.-Л., 1980. Т. 1.

6. История русской литературы X-XVII веков. М., 1980.

7. Учебники по истории древнерусской литературы Н.К. Гудзия, Н.В. Водовозова,
В.В. Кускова.

 

Практическое занятие № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.014 с.)