Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русское летописание. «Повесть временных лет»↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Практическое занятие № 1 Русское летописание. «Повесть временных лет»
1. Летопись как жанр древнерусской литературы. Гипотезы о возникновении русского летописания (А.А. Шахматов, В.М. Истрин, Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков). 2. Древнейшие списки «Повести временных лет» (Новгородский летописный свод, Лаврентьевская, Ипатьевская, Радзивиловская летописи). Вопрос об авторе и редакторах. 3. Композиция «Повести…». Хронология как основа сюжета произведения. 4. Формы повествования в «Повести…» (найти в тексте примеры погодных записей, летописного сказания, летописного рассказа, летописной повести, указания на переводные источники, документы из княжеских архивов, устные летописи). 5. Стиль «монументального историзма» в «Повести…». 6. Культурно-историческое значение «Повести…». Сюжетные линии «Повести…» в произведениях писателей XVIII – ХХ вв.
Литература 1. Текст «Повести временных лет» в хрестоматии по древнерусской литературе (любое издание) или в Электронной библиотеке древнерусской литературы. 2. Еремин И.П. «Повесть временных лет» как памятник литературы // Литература Древней Руси. М.-Л., 1966. 3. Лихачев Д.С. «Повесть временных лет» // Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. (Или в кн.: Лихачев 4. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. 5. Ильин В.В. Художественное слово Древней Руси. Смоленск, 2006.
Практическое занятие № 2 «Сказание о Борисе и Глебе»
1. Историческая основа произведения. 2. Вопрос о жанре произведения. Летописная повесть. Сказание. Житие. 3. Положительные герои произведения: Борис и Глеб. Какими художественными средствами достигается их положительность. 4. Князь Святополк как антипод единоутробных братьев. 5. Художественное обрамление действующих лиц произведения. Слуховые и зрительные образы Сказания. Элементы агиографии. Молитвы и их роль. 6. Иаков Мних и Нестор как авторы Сказания и Жития о Борисе и Глебе. 7. Сказание и Житие о первых русских святых – Борисе и Глебе. Их канонизация. День братьев-страстотерпцев. Литературная жизнь произведения.
Литература 1. Сказание о Борисе и Глебе // Литература Древней Руси: хрестоматия. М.: Высшая школа, 1990; Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М.: Художественная литература, 1978; Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу // Золотой фонд души. Смоленщина от Бориса и Глеба. Т. 1. Смоленск: Маджента, 2009. 2. Комментарий Л.А. Дмитриева к Сказанию о Борисе и Глебе в хрестоматии по литературе Древней Руси. 3. Ильин В.В. Русская агиография // Художественное слово Древней Руси. Смоленск, 2006. 4. Ильин В.В. Иаков Мних – патриарх литературной Смоленщины // Смоленщина от Бориса и Глеба. Смоленск, 2009. 5. История русской литературы. М.-Л., 1980. Т. 1. 6. История русской литературы X-XVII веков. М., 1980. 7. Учебники по истории древнерусской литературы Н.К. Гудзия, Н.В. Водовозова,
Практическое занятие № 3 Сочинения великого князя Владимира Мономаха
1. «Поучение» Мономаха как образец дидактического красноречия. Анализ отеческих наставлений молодому поколению и форма их подачи. 2. Автобиографические заметки Мономаха. 3. Эпизоды смоленского княжения Владимира Мономаха. 4. Письмо Олегу Святославичу («Гореславичу») как отражение междоусобной борьбы в Киевской Руси. Выражение личных переживаний автора. 5. Князь Владимир Мономах как государственный деятель, мыслитель и писатель. Борец за единство Русской земли.
Литература 1. Поучение Владимира Мономаха // Литература Древней Руси: хрестоматия. М.: 1990. 2. Орлов А.С. Владимир Мономах. М.-Л., 1946. 3. Красноречие Древней Руси. М., 1987. 4. Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII вв. М., 1978. 5. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Древней Руси. Киев, 1981. 6. Учебники по истории древнерусской литературы.
Практическое занятие № 4 «Слово о полку Игореве» – шедевр литературы Киевской Руси
1. История открытия произведения. Проблема авторства. Этапы изучения «Слова…». 2. Историческая основа сюжета «Слова о полку Игореве». Сопоставить «Слово…» и «Повесть о походе Игоря Святославовича на половцев» (по Киевской летописи). 3. Композиция произведения: вступление, основная часть, заключение. 4. Персонажи «Слова…» (выписать в тетради имена главных действующих лиц произведения, биографические сведения о них). 5. «Слово о полку Игореве» в ряду памятников мировой литературы («Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Витязь в тигровой шкуре» и др.).
Сообщение «Смоленщина на страницах «Слова о полку Игореве» готовит один студент.
Литература 1. «Слово о полку Игореве» (древнерусский текст или прозаический перевод на современный русский язык). 2. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и скептики // Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. Или см. в кн.: Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси: Монографии; Заметки о русском. Л., 1987. 3. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. СПб., 1998. 4. Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971. 5. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. 6. Энциклопедия литературных героев: Русский фольклор и древнерусская литература. М., 1998.
Практическое занятие № 5 Поэтика «Слова о полку Игореве»
1. Жанровая природа «Слова…». 2. Поэтика фольклора в «Слове…». Плачи и прославления. 3. Художественное пространство и время «Слова…». 4. Языковое богатство произведения, звукопись, цветопись. 5. Языческое и христианское в «Слове…». 6. «Слово о полку Игореве» и древнерусская литература. Традиции «Слова…» в русской литературе XVIII – ХХ веков.
Литература 1. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. 2. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974 (глава «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия). 3. Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». М., 2000. 4. Шелемова А.О. «Слово о полку Игореве»: поэтика пространства и времени. М., 2000. 5. Ильин В.В. Под гимны Бояна и Ригведы: ведическое и христианское в «Слове о полку Игореве». Смоленск, 2005. 6. Ильин В.В. Смоленщина на страницах «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве» // Политическая информация. 1988. №4. Или параграф «Смоленщина в «Слове о полку Игореве» в кн.: Смоленский край в литературе и фольклоре. Смоленск, 1995. 7. Лотман Ю.М. «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII – начала XIX в. // Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997. С. 14-79.
Практическое занятие № 6 «Повесть о разорении Рязани Батыем в 1237 году» как воинская повесть
1. Особенности жанра воинской повести в древнерусской литературе. 2. Время создания «Повести о разорении Рязани Батыем в 1237 году». «Повесть» в ряду произведений о нашествии монголо-татар на Русь. 3. Особенности композиции «Повести». 4. Поэтика произведения, связь с устным народным творчеством. 5. Отражение поэтики «Слова о полку Игореве» в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Литература 1. «Повесть о разорении Рязани Батыем в 1237 году» в хрестоматии по древнерусской литературе. 2. Лихачев Д.С. «Повесть о разорении Рязани Батыем» // Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. Или в кн.: Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси: Монографии; Заметки о русском. Л., 1987. 3. Трофимова Н.В. Древнерусская литература. Воинская повесть XI – XVII вв.: курс лекций; Развитие исторических жанров: материалы к спецсеминару. М., 2000.
Практическое занятие № 7 Русская агиографическая литература
1. Истоки житийной литературы. Развитие агиографии в древнерусской литературе. Разновидности жития. Житийный литературный канон. 2. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Главный герой и его художественное изображение. 3. Стиль «плетения словес» в «Житии Сергия Радонежского». 4. Значение «Жития Сергия Радонежского» в истории русской литературы. 5. «Житие Александра Невского» как княжеское и воинское житие.
Литература 1. Тексты «Жития Сергия Радонежского» и «Жития Александра Невского». 2. Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990. 3. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. II. Три века христианства на Руси (XII – XIV вв.). М., 1998. 4. Ильин В.В. Люди Древней Руси. Смоленск, 2000. С. 131–139. 5. Балашов Д. Слово о Сергии // Славянский вестник. 1990. № 1. 6. Валентинова О.И., Кореньков А.В. Стиль «плетение словес» в контексте истории русского литературного языка и литературы Древней Руси. М., 2001. 7. Энциклопедия литературных героев: Русский фольклор и древнерусская литература. М., 1998.
Практическое занятие № 8 «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
1. Полемика о времени создания «Повести…». 2. Особенности жанра и композиции «Повести…». 3. Образы центральных персонажей произведения. 4. Художественное своеобразие «Повести…». Связь произведения с устным народным творчеством. 5. Проблематика «Повести…». Идея произведения. Всепобеждающая сила любви.
Литература 1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» // Хрестоматия по древнерусской литературе. 2. «Повесть о Петре и Февронии» / исследование и подготовка текста 3. Лихачев Д.С. «Повесть о Петре и Февронии» // Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С. 253–258. 4. Ужанков А.Н. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» // Литература в школе. 2005. № 4. С. 13–18. 5. Демкова Н.С. К интерпретации «Повести о Петре и Февронии». «Повесть о Петре и Февронии» как притча // Имя – Сюжет – Миф. СПб., 1996. Практическое занятие № 9 Литература 1. Тексты «Повести о Горе и Злосчастии» в хрестоматии по древнерусской литературе. 2. Лихачев Д.С. «Повесть о Горе и Злосчастии» // Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. Или в кн.: 3. Позднеев А.В. «Повесть о Горе и Злосчастии» // Практикум по древней русской литературе. М., 1963.
Практическое занятие № 10 «Повесть о Савве Грудцыне»
1. Появление в литературе XVII века инновационного жанра в составе «Повести о Савве Грудцыне»: бытовая повесть + зачаток русского романа. 2. Главная интрига произведения. Савва как сын «смутного времени». 3. Паломничество главного героя повести. Фантастическое и реальное в сюжете произведения. 4. Лирический и эпический планы повествования. Воспроизведение любви как высокого человеческого чувства. 5. Смоленские эпизоды повести.
Литература 1. «Повесть о Савве Грудцыне» в хрестоматии или любом другом издании собрания древнерусских литературных памятников. 2. Скрипиль М.О. Повесть о Савве Грудцыне. ТОДРЛ – М.-Л., 1935. 3. Учебники по истории древнерусской литературы. 4. Перетц В.Н. Из истории старинной русской повести. Киев, 1907. 5. Истрин В.М. Введение в историю русской литературы II пол. XVII в. Одесса, 1903. 6. Лихачёв Д.С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе // История русского романа. М.-Л., 1962.
Практическое занятие № 11 Литература 1. Воинские повести Древней Руси. М.-Л., 1949. Хрестоматия по древнерусской литературе. 2. Робинсон А.Н. Повести об азовском взятии и осадном сидении // Воинские повести Древней Руси. М.-Л., 1949. 3. Учебники по истории древнерусской литературы.
Практическое занятие № 12 «Житие» протопопа Аввакума 1. Фигура протопопа Аввакума как религиозного, общественного деятеля и писателя. 2. История создания «Жития» протопопа Аввакума. 3. Композиция произведения. Персонажи и события «Жития». 4. Традиционное и новаторское в произведении (сопоставление с житийным каноном). Язык и стиль памятника. 5. Значение «Жития» протопопа Аввакума в развитии автобиографического жанра в русской литературе. «Житие» как зачаток русского романа.
Литература 1. «Житие протопопа Аввакума» в хрестоматии по древнерусской литературе. 2. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума. Творческая история произведения. 3. Лихачев Д.С. Сочинения протопопа Аввакума // Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. Или в кн.: 4. Ильин В.В. Люди Древней Руси. Смоленск, 2000. С. 204–209. 5. Виноградов В.В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума // Виноградов В.В. Избр. труды: О языке художественной прозы. М., 1980. 6. Никольский Н.М. История русской церкви. 4-е изд. М., 1988. С. 160–168. Практическое занятие № 13 Литература 1. Тексты произведений в хрестоматии. 2. Русская демократическая сатира XVII века / подгот. текстов, ст. и коммент 3. Ромодановская Н.К. Русская литература на пороге Нового времени. Новосибирск, 1994. 4. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
Практическое занятие № 14 Литература 1. Полоцкий С. Избранные сочинения. М.-Л., 1953. Хрестоматия по древней русской литературе. 2. Еремин И.П. Поэтический музей С. Полоцкого // Полоцкий С. Избранные произведения. 3. Поэзия в Древней Руси // Ильин В.В. Художественное слово Древней Руси. Смоленск, 2006. 4. Буслаев Ф.И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861. 5. Браниловский С.Н. Один из пестрых XVII столетия. СПб., 1902.
Практическое занятие № 15 Литература 1. Хрестоматия по древнерусской литературе. 2. История русского театра. М., 1914. Т. 1. 3. Первые пьесы русского театра. М., 1972. 4. Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII вв. М., 1972. 5. Русские драматические произведения 1672-1725 гг. СПб., 1874.
Практическое занятие № 16 Литература 1. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1991. Т. 2. Гл. VII, XIII, XVI. 2. Смоленский край в литературе и фольклоре. Смоленск, 1995. 3. Ильин В.В. Люди древней Руси. Смоленск, 2000. Гл. VII, IX, XI. 4. Ильин В.В. Был ли Януш Радзивил составителем первой «лицевой» русской летописи? // Смоленск и Гнёздово в истории славянского мира. Смоленск, 2006. 5. Ильин В.В. Православная летопись Авраамки // Культура и письменность славянского мира. Т. X. Смоленск, 2008.
Практическое занятие № 1 Русское летописание. «Повесть временных лет»
1. Летопись как жанр древнерусской литературы. Гипотезы о возникновении русского летописания (А.А. Шахматов, В.М. Истрин, Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков). 2. Древнейшие списки «Повести временных лет» (Новгородский летописный свод, Лаврентьевская, Ипатьевская, Радзивиловская летописи). Вопрос об авторе и редакторах. 3. Композиция «Повести…». Хронология как основа сюжета произведения. 4. Формы повествования в «Повести…» (найти в тексте примеры погодных записей, летописного сказания, летописного рассказа, летописной повести, указания на переводные источники, документы из княжеских архивов, устные летописи). 5. Стиль «монументального историзма» в «Повести…». 6. Культурно-историческое значение «Повести…». Сюжетные линии «Повести…» в произведениях писателей XVIII – ХХ вв.
Литература 1. Текст «Повести временных лет» в хрестоматии по древнерусской литературе (любое издание) или в Электронной библиотеке древнерусской литературы. 2. Еремин И.П. «Повесть временных лет» как памятник литературы // Литература Древней Руси. М.-Л., 1966. 3. Лихачев Д.С. «Повесть временных лет» // Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. (Или в кн.: Лихачев 4. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. 5. Ильин В.В. Художественное слово Древней Руси. Смоленск, 2006.
Практическое занятие № 2 «Сказание о Борисе и Глебе»
1. Историческая основа произведения. 2. Вопрос о жанре произведения. Летописная повесть. Сказание. Житие. 3. Положительные герои произведения: Борис и Глеб. Какими художественными средствами достигается их положительность. 4. Князь Святополк как антипод единоутробных братьев. 5. Художественное обрамление действующих лиц произведения. Слуховые и зрительные образы Сказания. Элементы агиографии. Молитвы и их роль. 6. Иаков Мних и Нестор как авторы Сказания и Жития о Борисе и Глебе. 7. Сказание и Житие о первых русских святых – Борисе и Глебе. Их канонизация. День братьев-страстотерпцев. Литературная жизнь произведения.
Литература 1. Сказание о Борисе и Глебе // Литература Древней Руси: хрестоматия. М.: Высшая школа, 1990; Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М.: Художественная литература, 1978; Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу // Золотой фонд души. Смоленщина от Бориса и Глеба. Т. 1. Смоленск: Маджента, 2009. 2. Комментарий Л.А. Дмитриева к Сказанию о Борисе и Глебе в хрестоматии по литературе Древней Руси. 3. Ильин В.В. Русская агиография // Художественное слово Древней Руси. Смоленск, 2006. 4. Ильин В.В. Иаков Мних – патриарх литературной Смоленщины // Смоленщина от Бориса и Глеба. Смоленск, 2009. 5. История русской литературы. М.-Л., 1980. Т. 1. 6. История русской литературы X-XVII веков. М., 1980. 7. Учебники по истории древнерусской литературы Н.К. Гудзия, Н.В. Водовозова,
Практическое занятие № 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.102 (0.013 с.) |