В третьей части тема еще более сужается. Молитва к богу за землю Русскую. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В третьей части тема еще более сужается. Молитва к богу за землю Русскую.



Заканчивается «Слово» молитвой за всю Русскую землю.

Стиль: это образчик высокого ораторского искусства. Слово обнаруживает в авторе выдающуюся словесную культуру и замечательный вкус, чувство меры. Оно проникнуто горячим патриотическим духом и отличается безупречной внешней стройностью. Он часто использует символический параллелизм, сравнения, олицетворения отвлеченных понятий, метафоры, антитезы, риторические восклицания и вопросы. Слово написано библейским, книжным языком. Автор вводит множество библейских цитат.

 

7. Русская летопись. Идеи и образы «Повести временных лет».

Летописное дел о возникло на Руси очень рано, что свидетельствует о высоком культурном уровне, достигнутом древней Русью спустя небольшой промежуток после того времени, когда начала иметь значение книжная культура.

Ни в какой другой литературе летопись не была так важна, как на Руси. Метод составления заключался в том, что отдельные лица, как правило, принадлежавшие к княжеско-боярской или монастырской среде, записывали те или иные события. Эти записи вместе легендами, повестями, сказаниями были сведены в отдельные своды.. Древнейшим мы считаем «Повесть временных лет».

До нас дошло два списка: Лаврентьевский 1377 года, содержащий кроме «Повести» севернорусский летописный свод, повествующий преимущественно о событиях в Суздальской руси до 1305 года, и Ипатьевский, написанный в 20-ых годах 15 века и заключающий в себе, кроме «Повести» южнорусский свод, рассказывающий о событиях в Киевской и Галицко-Волынской Руси, доводящий изложение до 1292 года.

 

Гипотеза Шахматова: «Повесть» не древнейший летописный свод. Такой вывод он сделал из сопоставления «Повести» с Первой Новгородской летописью 13-14 веков, в основе которой лежит более древний, чем «Повесть» свод.

1. 1039 год. Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года (из греческих хроник и местного фольклора). Учреждена митрополия в Киеве. Этот свод создается для идеологического обоснования стремления Руси к церковной и политической независимости от Византии. Это первое обобщающее историческое произведение на Руси поставило себе задачу упрочить церковный и тем самым политический авторитет Русской земли как равноправной с другими землями. На основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала.

2. На его основе и на основе Новгородской летописи 1036 года возник в 1050 Древний Новгородский свод.

3. 1073 г. в Киево-Печерском монастыре Первый Киево-Печерский свод, включивший в себя Древнейший Киевский 1039 года и дополненный вставками, продолженный статьями о событиях, начиная с кончины Ярослава Мудрого. (Никон игумен). Этот монастырь стал средоточием русской национальной идеи в стремлении отстоять независимость русской церкви от византийской иерархии. Патриотическое отношение к своей земле, к ее чести и достоинству, летописец заботится о благополучии русского народа, интересами которого пренебрегают князья.

4. 1095 год. Первый Киево-Печерский, Древний Новгородский свод 1050 года, материалы греческого Хронографа, Паримийника составили Второй Киево-Печерский свод, иначе Начальный, здесь же устные рассказы Яна Вышатича и житие Антония Печерского. Еще более оппозиционный. Летописец обрушивается на Святополка Изяславича, только что восшедшего на престол с суровыми упреками (святополк не оказал должного сопротивления половцам), обвиняя его в том, что он пренебрегает интересами народа ради богатства и насилия. Но Начальный свод не только не выступал против княжеской власти, но всячески ее поддерживал в положительных действиях – в интересах крепости русской государственности.

5. Начальный свод лег в основу «Повести временных лет», которая известна в трех редакциях: первая 1113 – монах Киево-Печерского монастыря Нестор, вторая – 1116, игумен Выдубецкого монастыря Сильвестр (сохранилась лучше всего в Лаврентьевской летописи), в ней на первый план выдвинута фигура Мономаха, мономах и перенес летописание из Киево-Печерского в Выдубецкий монастырь; третья – неизвестный автор – возможно, духовник Мстислава Владимировича 1118 год (в ипатьевской летописи), сюда включено «Поучение» Мономаха.

 

Лихачев считал, что Древнейший летописный свод не мог существовать, предполагал, что в 30-40-е гг 11 века по распоряжению Ярослава были созданы (условное название) «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси», он и послужил основой для будущего летописания. Дальше так же – киево-печерские своды.

 

Рыбаков считал, что первый Киевский летописный свод был создан в 996-997 гг при Десятиной церкви.

Свод 1113 года уже утрачивает оппозиционный характер, потому что Святополк примирился с монастырем.

 

1. В центре внимания летописи стоят исторические судьбы русской земли, начиная с момента возникновения и кончая первым десятилетием 12 века. Не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности. Из летописи видно, как складывается и крепнет Русь, расширяются границы, мрут враги. Летописца заботит судьба всей Русской земли, городов и князей. Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о распространении новой веры, стройке храмов, появлении монашества, успехах христианского просвещения занимает в «ПВЛ» центральное место.

1. Автором руководит идея могущества Русской земли, ее политической и религиозной независимости от Византии. В «Предании о посещении русской земли апостолом Андреем» автор провозглашает святость земли Киевской, ее возвышенное предназначение: Андрей шел в Рим через устье Днепровское. Он взошел на горы, где позже возник Киев, благословил их, поставил крест и помолился Богу. А ученикам своим сказал, что «на этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город и воздвигнет Бог много церквей». Еще до того, как византийская церковь официально приобщила Русь к христианству, она была приближена к нему апостолом. В то же время здесь насмешливое отношение к новгородцам, о которых апостол Андрей мог вспомнить только несуразный обычай самоистязания в банях. «Притча об обрах». Они воевали русскую землю, против славян-дулебов. Запрягали жен дулебских в телеги. Бог истребил их, «были же эти обры велики телом, а умом горды». Тем самым автор показывает, как сам Бог защищает русскую землю. Обр – великан, исполин.

2. Тема Родины является определяющей. Интересы Родины диктуют летописцу ту или иную оценку поступков князя. Несмотря на неизбежную пристрастность оценок летописца, идея славянского единства и идея общности целей и интересов всей Русской земли проходят через все изложение событий. Автор резко осуждает княжеские усобицы, распри, ослабляющие могущество Русской земли, призывает блюсти и защищать русскую землю от внешних врагов, печенегов, затем половцев. Основная политическая тенденция: утверждение идеи единства Русской земли, осуществляемого князьями рюриковского дома. Призывы постоять за русскую землю, объединиться обретают стилистическое выражение. Например, Ярослав, умирая, завещает детям жить в любви. Если будете жить в любви, бог будет с вами и покорит врагов ваших. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добывали трудом свои великим.

Идея единства продолжается в повествовании о «съезде князей в Любече. Ослепление Василька Теребовльского». Князья, собравшись на соборе, спрашивают друг друга: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны». Решают объединиться чистосердечно и охранять Русскую землю, а каждый пусть держит отчину свою.

Но дьяволу такое согласие не по душе было. Некоторые мужи стали наговаривать Давыду Игоревичу, что «Владимир сговорился с Васильком против Святополка и тебя». Давыд поверил и стал наговаривать Святополку на Василька. Они Василько на именины Святополка пригласили, а там схватили, заперли, оковали двойными оковами. Собрали бояр и киевлян и советовались, что делать с Васильком, если он хотел якобы Святополка убить да города его занять. Игумены стали за Василька заступаться, а Давыд требовал ослепления: иначе ни тебе, ни мне не княжить. Тогда Василько привели в Белгород, и торчин по имени Беренди ослепил его. Владимир узнал о такой беде и послал за Давыдом и Олегом Святославичами. Они собрались и пошли на Киев. Святополк хотел бежать, но киевляне не дали, послали к Владимиру Всеволодову вдову и митрополита Николу: умоляли они не губить русской земли. Потому что, если начнется война между ними, то поганые возрадуются и завладеют землей. Владимир расплакался и внял мольбе: «… Отцы наши и деды сохранили землю Русскую, и мы хотим погубить». Заключили мир со Святополком.

Через всю летопись проходит проповедь братолюбия среди князей. Пример – «Об убиении Борисове», изалагающей обстоятельства гибели Бориса и Глеба от Святополка.

Отразилась классовая борьба в Киевском государстве. 1068 – восстание в Киеве после поражение Ярославичей в битве с половцами на Альте. Киевляне освободили Всеслава и он сел на киевский престол. Летописец на стороне восставших, потому что побудительной причиной было желание постоять за русскую землю (Изяслав оружия киевлянам не дал)

 

3. Идея служения русской земле, забота о ее благополучии. У летописца сильно развито чувство Родины и сознание кровного единства русских племен. Автор поднимается до общерусских интересов, к этому его побуждают задачи обороны Руси от внешних врагов. Все, что идет на пользу Родине, способствует ее просвещению и развитию, автор воспевает: «Похвала Ярославу – просветителю Руси». Хвалит за то, что построил большой город Ярославль, Золотые ворота, заложил церковь Святой Софии и Богородицы Благовещения. Начала вера христианская плодиться и распространяться, монастыри стали появляться. Любил Ярослав церковные книги и собрал книгописцев множество. Теперь верующие люди наслаждаются учением божественным. Он описывает пользу от учения книжного. «Кто ведь книги часто читает, тот беседует с богом или со святыми мужами». Главная заслуга Ярослава – усиление веры православной. Поэтому так героически описывается и Олег. Он в 882 году объединил Русь, сел в Киеве – матери городов русских, подчинил древлян, радимичей, словен, кривичей. В 907, 911 он организовывал походы на Царьград и облагал его данью. Греки: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от Бога». Олег руководствовался не только жаждой славы, но и интересами земли Русской. Потребовал дань себе, да еще городам русским: Киеву, Чернигову, переяславлю, Полотску, Ростову. Он обязал, чтобы русские могли приходить, вести торговлю, устраивать баню, брать у царя еду, якоря, паруса.

Образы: Олег – мужественный и мудрый воин. Одерживает победу над греками, благодаря воинской смекалке, поставив свои корабли на колеса и пустив их под парусами по земле. Распутывает все хитросплетения врагов-греков и заключает мирный договор, обложив греков данью. На воротах Царьграда прибивает свой щит. Удачливый князь прозван народом «вещим», но и ему не удается уйти от судьбы. В основе легенды о его гибели от коня лежит идея неизбежности рокового конца даже для незаурядной личности, вознесенной судьбой и избалованной удачами. (та же мысль потом о Всеславе полоцком).

Игорь – несколько иначе. Он мужествен и смел, воюет с греками (два похода), во втором в 944 одерживает победу. Но он вместе с тем и жаден, за что и был убит древлянами. «Если повадится волк к овце ходить, то вынесет все стадо, если не убьют его».

Ольга – образ мудрой женщины, наделенной красотой, сильной волей, настойчивостью и находчивостью. Она – преданная супруга, попечительная мать, устроительница Русской земли, отважная воительница и – после крещения – столп христианской веры, первая в русском княжеском роде принявшая крещение., становящаяся духовной начальницей Русской земли.

Святослав – изображен как самый воинственный русский князь. Суровый, простой и сильный воин. Война – его обычная стихия. Одним своим именем он наводит страх на врагов: печенеги разбегаются, услышав, что на них идет Святослав. Одолевает хазар, вятичей, дунайских болгар, берет город Переяславец., против стотысячной греческой рати выступает с десятью тысячами воинов и одолевает греков. Для него очень важны честь и достоинство воина, бежать с поля битвы – несмываемый позор.

Ему чуждо коварство, лесть, хитрость, присущие его врагам-грекам, которые «льстивы и до сего дни». Он презирает богатство, ценит только оружие и дружину, живет интересами своей дружины. Однако летописец осуждает его за то, что он жадно искал подвигов и воинской славы, стремился завоевать как можно больше чужих земель, не обеспечивая безопасности своей (пока завоевывал Переяславец, в Киеве страдали его мать и сыновья от печенегов, а он приехал только тогда, когда киевляне послали к нему посланцев с укорами). Кроме того, Святослав отказался принять христианство, как сделала его мать. Поэтому его смерть от рук печенегов закономерна, понимаем мы, хотя летописец избегает морализирования. Не случайно Святослав не просто погиб, из его черепа сделали чашу для питья – на увеселение врагам.

Владимир. С одной стороны, это князь – язычник с необузданными страстями (ради женитьбы на Рогнеде убивает Рогволда и двух его сыновней. С помощью воеводы Ярополка – изменника Блуа, которого он соблазняет наградами, убивает Ярополка, занимает киевский престол, берет себе в жены вдову, уже беременную сыном Святополком. Ставит языческих идолов в Киеве, приносит им жертвы после удачных походов, предается распутству с многочисленными женами; с его ведома приносят в жертву идолам сына варяга-христианина). С другой стороны, это идеальный правитель – христианин, наделенный добродетелями: кротостью, смирением, любовью к нищим. (988 год, Корсунь, царевна Анна). Контрастным сопоставлением князя-язычника с князем-христианином автор доказывает превосходство христианской морали над языческой.

Ярослав.

 

8. Источники и редакции «Повести временных лет».

Редакции и происхождение в предыдущем вопросе.

 

· Основой летописи стали устные народные предания, легенды, эпические героические песни. Это отражено в повествовании об Олеге. Народно-поэтические предания об Олеге Связаны с его походом на Царьград и смертью от коня. Обычное для героических песен перечисление народов, отправляющихся на Царьград, огромное количество кораблей, установление кораблей на колеса тоже находит многочисленные параллели в фольклоре. Легенда о смерти Олега от своего коня – тоже взята из фольклора. Как и две легенды, связанные с Владимиром Святым – о белгородском киселе и о Кожемяке.

 

 

· Наряду с устными преданиями «Повесть» использовала и письменные источники. К иностранным относятся: Хроника Георгия Амартола, откуда «Повесть» взяла легенды о разделении земли между сыновьями Ноя, сведения о нраве и быте разных народов (этот рассказ прямо сопровождается ссылкой: «Глаголеть Георгий в летописании»), о философе-волхве Аполлонии Тианском, о различных фактах византийской истории. Из не дошедшего до нас мораво-паннонского источника извлечены сведения о Поляно-Руси и о переложении книги на славянский язык. Из жития Василия Нового – сведения о походе Игоря на Царьград в 941 и 944 годах. К греческому источнику восходит рассказ о крещении Владимира В Корсуне.Наставления грече6ского философа Владимиру перед крещением и речь философа, по мнению Шахматова восходят к не дошедшему до нас, но отразившемуся в византийских хрониках рассказу о крещении болгарского царя Бориса. Исповедание Владимиром веры вохводится к «Исповеданию веры» Михаила Синкелла. Рассказ о нашествии половцев в 1096 году связан с «Откровением Мефодия Патарского».

 

 

· Русские источники: летопись является компиляцией, вобравшей в себя большое количество отдельных повестей и сказаний. Кроме фольклорного материала, это воинские повести (описание Лиственской битвы между Ярославом и Мстиславом в 1024 году), монастырские сказания (сказание о начале Печерского монастыря), житийные повествования (об убийстве Бориса и Глеба), легендарные рассказы (сказание о ярославских волхвах), поучения (Феодосия и Владимира Мономаха), рассказы о междукняжеских отношениях (расскза священника Василия об ослеплении Василька Требовльского).

 

 

· Использовано и Священное писание. Из христианской литературы летописец черпал нравоучительные сентенции и образные сравнения, брал цитаты из текста. Например, осуждая изменника Блуда, летописец подкрепляет свои мысли ссылками на царя Давыда, т.е. на Псалтырь.

 

9. Истоки жанров. Фольклорность «Повести».

Основой летописи стали устные народные предания, легенды, эпические героические песни.

 

Большое место в летописи занимает жанр исторических народных преданий. Летописец использует топонимические легенды, родовые предания, элементы обрядовой поэзии, сказания, связанные с могильниками, народные эпические сказания, дружинную поэзию, церковные легенды. Обращение к топонимической легенде продиктовано стремлением летописца выяснить происхождение названий славянских племен, отдельных городов и самого слова «Русь». Например, происхождение племен радимичей и вятичей связывают с легендарными выходцами из ляхов: братьями Вятко и Радимом.

 

К этому летописному сказанию близка легенда о призвании князей в 862 году. По приглашению новгородцев княжить и владеть Русской землей приходят три брата-варяга: Рюрик, Синеус и Трувор. На фольклорность легенды указывает эпическое число три. Сказание имеет чисто новгородское происхождение, отражая практику взаимоотношений феодальной городской республики с князьями (в Новгороде часто призывали князей, которые выполняли функцию военачальников). Эта легенда служила важным аргументом для доказательства суверенности Киевского гос-ва.

 

Типичная топонимическая легенда – сказание об основании Киева Кием, Щеком, Хоривом и Лыбедью. На устный источник внесенного в летопись материала указывает сам летописец (он категорически отвергает версию о том, что Кий был перевозчик и заявляет, что он был князем и совершал походы на царьград.

Отзвуками обрядовой поэзии времен родового строя наполнены летописные сказания о славянских племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах.

 

Фольклорность есть и в описании русских князей. Народно-поэтические предания об Олеге связаны с его походом на Царьград и смертью от коня. Обычное для героических песен перечисление народов, отправляющихся на Царьград, огромное количество кораблей, на каждом из которых 40 человек – цифра обычная в устнопоэтических сказаниях. Установление кораблей на колеса тоже находит многочисленные параллели в фольклоре. Обильная дань с побежденных и символический знак одержанной победы – щит на вратах Царьгада. Легенда о смерти Олега от своего коня, утверждающая идею неизбежности рокового конца, – тоже взята из фольклора. Основная тема этой легенды – пророчество о смерти героя от животного или предмета, принадлежащего герою, знакома славянскому и скандинавскому фольклору.

 

Рассказ о смерти Игоря от древлян является отзвуком дружинного сказания. Темой его являются, прежде всего, взаимоотношения князя и дружины.

 

Затем Ольга четыре раза мстит, все четыре рассказа написаны в форме художественного эпического повествования и обильно уснащены диалогической речью.загадки: на ассоциациях свадебного и похоронного обрядов, в лодках несли не только почтенных гостей, но и покойников, предложение помыться в бане – символ похоронного обряда.

 

Отзвуки эпического сказания, сложенного в идеализировавшей князя дружинной среде, проступают в характеристике Святослава

 

Две легенды, связанные с Владимиром Святым – о белгородском киселе и о Кожемяке – тоже возникли в народной среде. В первой подчеркивается глупость печенегов, поверивших, что в Белгороде в колодцах кисель. В русском фольклоре очень распространены народные анекдоты о простаках, которых легко надувают смышленые плуты и хитрецы. Кроме того, она прославляет ум, находчивость, смекалку русского человека. Вторая легенда тоже, очевидно, народное сказание. Для летописного рассказа характерно выдвижение героя из простого народа. Именно он, а не приближенный к царю дружинник становится победителем врага-великана. Это сказание, которое проникнуто духом народного героического эпоса. В обыкновенном русском юноше воплощена огромная исполинская сила, которой обладает русский народ. Сюжет сказания о Кожемяке типологически близок сюжетам героических народных былин, а сказания о Белгородском киселе – народным сказкам.

«Корсунская легенда» (Владимир сватается к царевне Анне, осаждает Корсунь, чтобы ее заполучить) представляет собой обработку народно-поэтических мотивов о добывании молодцем невесты. Эти же черты присутствуют в колядках и других, преимущественно украинских, песнях. Угроза Владимира три года стоять под Корсунем, если город не сдастся, судя уже по тому, что использовано эпическое число три, тоже является отзвуком устной поэтической традиции.

Упоминание о пирах Владимира, на которых всего было в изобилии. Владимир, услышав ропот на то, что едят деревянными, а не серебряными ложками, приказал сковать серебряные ложки. Он любил дружину и совещался с ней. Ясно, что такая характеристика Владимиру могла быть дана только дружинной средой.

Фольклорная основа ощущается и в церковной легенде посещения Русской земли апостолом Андреем. Благодаря ей летописец стремился исторически обосновать религиозную независимость Руси от Византии. Но церковная легенда о благословении Киевских гор сочетается с народным сказанием о посещении Андреем Новгородской земли. Это сказание носит чисто бытовой характер и связано с обычаем париться в жарко натопленных банях.

В летописи мы найдем множество жанров, истоки которых лежат в устных и письменных источниках, используемых летописцем. Это:

краткие погодные записи о походах, строительстве храмов, загадочных явлениях природы, рождении княжеских детей; историко-легендарные сказания, отразившие народные воззрения на события недавнего прошлого (смерть Олега от коня ); повести о военных походах – воинские повести (Лиственская битва между Ярославом и Мстиславом 1024 год); повести о княжеских распрях и усобицах, написанные очевидцами событий (рассказ священника Василия об ослеплении Василька Требовльского), религиозные и светские поучения, отразившие взгляды верхов феодального общества (Феодосия и Владимира Мономаха); житийные повествования (повесть об убийстве Бориса и Глеба); монастырские сказания (о начале Печерского монастыря). Для каждого жанра вырабатывается определенная художественно-стилистическая манера изложения.

 

10. «Поучение чадам». Личность, стиль, особенности жанра.

Было написано около 1117 г. Но в Лаврентьевскую летопись внесено под 1096 г. «Поучение» было отнесено летописцами к предсмертным завещаниям князей, адресованным детям.

 

Владимир Мономах – выдающаяся личность древней Руси, виднейший государственный деятель, крепко стоявший на страже интересов Русской земли, человек большого ума и литературного таланта. Мономах был хорошо знаком с произведениями оригинальной и переводной богослужебной литературы, в особенности с Псалтырью, знаком с популярным в византийской средневековой лит-ре жанром поучений отца к детям, начиная от поучения Ксенофонта и Марии, вошедшего в «Святославов изборник» 1076 года. Он использует Паримийник, поучения Василия Великого, «Шестоднев» Мономах выступает как умудренный большим жизненным опытом, благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего гос-ва, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то же время это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и опасных воинских походах.

На примере личного богатого жизненного опыта Владимир дает высокий образец служения князя интересам своей земли. Характерная особенность – переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Его наставления подкрепляются не только сентенциями из текста «Священного писания», но и в первую очередь примерами из собственной биографии.

1. На первом плане – задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя – забота о благе гос-ва, строгое и неукоснительное соблюдение договоров: когда к нему приходят князья с предложением выгнать Ростиславичей и отнять их волость, он отказывается, не хочет преступить крестоцелования. И детям он дает совет давать клятву только тогда, когда клянущийся может ее сдержать.

2. Попечение и забота о благе церкви. Он понимает, что церковь – верная помощница князя и о ней нужно заботиться. Говорит чтить епископов, попов, игуменов и с любовью принимать от них благословение. Правда он не рекомендует спасать свою душу в отшельничестве или монастыре, говорит, что тремя делами добрыми можно спасти душу и победить врагов: покаянием, слезами и милостынею.

3. Требует заботливого отношения к убогим, в соответствии с христианской моралью. Мономах милосерден, нравствен, настойчиво советует защищать всех обездоленных и призывает к снисхождению даже к преступникам: не забывает убогих, не давайте сильным губить слабого, «ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его», даже если будет повинен в смерти. Старых нужно чтить как отца, а молодых – как братьев. И на своем примере: и бедного, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

4. Основное положительное качество человека – трудолюбие. Труд в понимании Мономаха – это воинский подвиг, затем занятие охотой, когда закаляются тело и душа человека. Мономах призывает детей к деятельной жизни, к постоянному труду и убеждает их не предаваться лености и разврату, остерегаться пьянства, блуда, от того ведь душа погибает и тело. Не надо полагаться на слуг в доме и на воевод на войне. Доказывает на своем примере: «Что надлежало делать отроку моему, то сам делал, … не давал себе покоя» ни на войне, ни на охоте. И дома сам распорядок весь устанавливал. Он совершил 83 больших похода. На охоте постоянно подвергался опасности, не раз рисковал своей жизнью. Основной порок – лень. Нельзя лениться на хорошее, особенно в церкви.

5. Ревностный поборник просвещения. Что умеете хорошего, не забывайте, а чего не умеете – учитесь (как отец его – знал пять языков, дома сидя).

6. Одним из основных качеств князя является щедрость, забота о распространении и приумножении своего доброго имени. Нужно чтить гостя, простолюдин ли он, или знатный, ведь они славят человека по земле. Куда бы ни держали путь, нельзя причинять вред селам и посевам, чтобы не быть проклятыми. Каждому человеку нужно слово доброе молвить. Больного навестить, а покойника проводить, ведь все мы смертны. Жену надо любить, но не позволять иметь власть над собой. Главное: «страх божий имейте превыше всего». И в быту князь должен быть образцом для окружающих.

7. Мономах прославляет Бога и его деяния. Бог милостив и премилостив. Он выражает поэтический восторг перед созданием Божиим. Он говорит о том, как дивно «господним промыслом» устроен мир: небо, и солнце, и луна, и звезды, и тьма, и свет. Он дивится чуду человеческих лиц, столь разнообразных по «божьей мудрости». Как птицы вылетают из рая и населяют всю землю. И все эти блага Господь сотворил для человека грешного. О грехах своих нужно плакать и Богу покланяться до земли. Ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола и избавляется от того, что нагрешит за день.

Таким образом, Мономах дает поучения и религиозного и светского характера, охватывает широкий круг жизненных явлений. Можно сказать, что они выходят за рамки семейного завещания и приобретают большое общественное значение. Главная идея состоит в призыве и к детям Мономаха, и ко всем, кто услышит «сию граматицию», строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными своекорыстными интересами.

Поучение имеет четкую, продуманную композицию:

1)вступление с характерным для древнерусского писателя самоуничижением;

2)центральная дидактическая часть с философскими рассуждениями и лирическим отступлением о красоте и гармонии мира;

3)снова обращение к детям с просьбой послушать его.

4)Затем рассуждения о пользе молитвы и практические наставления, касающиеся социальной практики князя. 5)Завершающий аккорд – похвала Богу. Но сюда автор включает описание своих «трудов». И в заключении просит не осуждать его. Он не себя хвалит, а прославляет Бога.

К поучению примыкает письмо Олегу Черниговскому (Гориславич): взывает к общечеловеческим чувствам своего врага и призывает к примирению. (сын мономаха Изяслав захватил Муром принадлежавший Олегу и был убит, но Мономах ради блага русской земли решил примириться).

Стиль «Поучения». Здесь легко прослеживаются, с одной стороны, книжные элементы, связанные с использованием Мономахом литературных источников, с другой – элементы живого разговорного языка, особенно ярко проявляющиеся в описании путей и тех опасностей, которым он подвергался во время охоты. Характерная особенность стиля – наличие отточенных простых и ярких легко запоминающихся афористических выражений. Язык – коренной, русский, лишь в небольшой степени осложненный церковнославянизмами, чаще всего в назидательной части и реже в биографической и в письме к черниговскому князю Олегу.

В отличие от традиционного жанра поучений, носящих обычно только религиозно - дидактический характер, «Поучение» Мономаха содержит конкретно исторические черты. Оно распространено автобиографической частью. В отличие от церковных поучений, в своем «Поучении» Мономах создал идеал государственного и общественного деятеля, борющегося за единство русской земли, врага междоусобиц.

Киево-печерский патерик.

Переписка епископа владимирского Симона, бывшего инока Киево-Печерского монастыря, с иноком того же монастыря Поликарпом. Не удовлетворившийся скоромной ролью рядового монаха, Поликарп, обладающий незаурядными литературными способностями, пожаловался, что его обходят. Симон написал укоризненное письмо, присоединив к нему несколько кратких рассказов из жизни печерских иноков и повесть о построении Печерской церкви. Это должно было внушить Поликарпу сознание святости обители, скромным положением в которой он находился.

 

Поликарп в виде обращения к Акиндину, печерскому игумену, дополнил труд Симона рядом новых рассказов из жизни монахов Киево-Печерского монастыря.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.075 с.)