Обобщающие произведения 16 века и их значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщающие произведения 16 века и их значение.



Немного о произведениях той эпохи. Около половины XVI в. на московской почве начинает возникать ряд крупных по своим размерам литературных предприятий, ставящих себе задачей подвести итоги прошлого с точки зрения официальной московской идеологии. Во-первых, окружить ореолом это прошлое. Во-вторых, показать непрерывность и преемственность культурно-политического и церковно-религиозного процесса. Эти произведения закрепляли объединение русских земель вокруг политического, рилигиозного и культурного центра Москвы. Путем объединения памятников местных областных литератур создается единая общерусская литература, приобретающая общегосударственное и политическое значение.

В этом отношении д.б. отмечено прежде всего широкое и интенсивное развитие в Москве летописного дела. Общерусские летописные своды включали в свой состав местные летописи бывших княжеских уделов и, перерабатывая их, давали политическую оценку фактам с точки зрения идей московского абсолютизма. Как политически Москва объединила вокруг себя земли, так и литературно она объединила автономное летописание. Летописные своды закрепляли политическое объединение бывших удельных княжеств в единое централизованное государство.

Из московских сводов XVI в. наибольшее значение имеют Воскресенская летопись, доводящая изложение событий до 1541 г. и Патриаршая, или Никоновская летопись, заканчивающаяся 1558 г. – переработка и расширение летописи Воскресенской. Название обоих сборников связано с именем патриарха Никона, владельца их списков. Русское государство рассматривается как вотчина московских князей. Проводится идея преемственности самодержавной власти от первых князей киевских к Ивану 4, возводя их род к Августу – цесарю, прославляется богоизбранное Московское царство и его самодержавные правители. Исторические факты поданы весьма тенденциозно.

К Никоновской летописи близко стоит Львовская летопись, доводящая изложение событий до 1560 г.

В 70-е гг был создан грандиозный иллюстрированный Никоновский лицевой свод. В нем изложение начиналось с сотворения мира и до 60 гг 16 века.

Одновременно с объединением русской летописной литературы происходит объединение литературы церковно-учительной. Инициатор и руководитель – митрополит Макарий.

К 1552 г. относится окончание работы Макария над составлением и редатированием двенадцатитомного собрания произведений русской церковно-религиозной книжности. Это собрание под названием «Великие Четьи-Минеи» Существует в трех списках. По первоначальном узамыслу Макария собрание должно было сождержать в себе только житийную литературу, но затем, по мере работы, оно вобрало в себя всю наличную церковно-религиозную лит-ру, не вызывавшую сомнений в своей религиозной или политической благонадежности, впрочем, иногда здесь встречаются и апокрифы.

Материал располагается по дням каждого месяца. Сюда включены произведения русской и переводной агиографии, поучительные слова из «Измаграда», «Хождения игумена Даниила», «Повесть о разорении Иерусалима Иосифа Флавия, «Космографию» Козьмы Индикоплова. То есть «В Ч-М» - это энциклопедия церковной лит-ры 16 века, символизирующая своей монументальность. Грандиозность идеи Московского православного гос-ва.

В 1563 г. по инициативе Макария царским духовником Андреем-Афанасием создана «Книга степенного царского родословия». Это попытка систематичесокго изложения истории Русского Московского царства в форме генеалогическойт преемственности от Рюрика, а затем Владимира Святославича до Ивана Грозного включительно.

История русского гос-ва излагается в форме агиобиографий правителей. Период правления каждого составляет определенную грань в истории. Степенная книга разбита на 17 степеней и граней. В центре стоят образы князей – идеальных правителей, отважных воинов и примерных христиан. Последовательно проводится мысль о единодержавной форме правления на Руси, установленной якобы еще первыми скипетродержателями.

Материал книги приобрел злободневное политическое звучание, подчиняясь задачам укрепления самодержавия. Степенная книга играла роль официального исторического источника, на который опиралась московская дипломатия при переговорах на медждународной арене.

Домострой. В тесной связи с рассмотренными памятниками русской официальной литературы XVI в. стоят такие внелитературные предприятия середины века, как «Домострой», «Стоглав», «Азбуковник», насквозь пропитанные той же официальной идеологией, что и памятники. «Домострой», составление которого приписывают Сильвестру, ставил себе целью до мелочей регламентировать поведение человека в сферах религиозной, семейной и государственно-общественной жизни. «Стоглав» заключал в себе свод постановлений и суждений церковного собора 1551 г. по разным вопросам религиозного и житейского быта. «Азбуковник» стремился в форме энциклопедического словаря санкционировать систему знаний и воззрений, обязательных для благомыслящего читателя.

В «Домострое» начертан положительный религиозный, нравственный и бытовой уклад, которым д. руководиться семья, возглавляемая домовладыкой, отцом и мужем, и руководствующая принципом монастырского общежительного устава. Раздел «о мирском строении, как жить с женами, детьми, домочадцами» имеет важнейшее значение. Муж несет ответственность перед богом и государем за свою семью, воспитание детей. Первейшая обязанность мужчины – воспитание сыновей. В качестве действенного метода предлагается палка. «Если прутом посечешь, не умрет, но здоровее будет». Воспитывай дитя в запрете и найдешь в нем благословение. Другая обязанность мужа – поучать жену. Воля и личность женщины всецело подчинены мужу. Регламентируется и наказание. Сначала словами учить, а уже потом бить наедине, если слова не подействовали. Д дает практические советы по ведению домашнего хоз-ва (сааме обычные вещи, вплоть до того, что надо вытирать грязные ноги, чтобы не пачкать пол), советы, как разводить огород и сад. Д регламентирует поведение в монастырях, больницах, темницах: нужно жалеть, давать милостыню, помогать, поминать в молитвах.

«Домострой» очень полно отразил в себе тот круг идей, норм и положений, который выработала Москва, мыслившая себя средоточием православной святыни. «Домострой» выразил идеальные требования, какие официальная идеология предъявляла семейному укладу. Большое значение имеет «Домострой» и как объективная картина быта состоятельной русской семьи, интересы которой преимущественно имел в виду автор. Указания на то, как надо чтить царя и князя, как организовать религиозный быт, как муж должен воспитывать жену, детей, слуг; как должна себя вести в быту домохозяйка. «Домострой» охватывает все стороны жизни в общих принципиальных основах и в повседневности. Запечатлел реальную обстановку того времени. Он регламентирует поведение человека как в государственной, так и в семейной жизни.

Написан «Домострой» в большей своей части живым русским языком, почти без примеси церковнославянизмов.

Из «Домостроя».

- Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь.

- Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем. Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения сугубо и в будущем не обижать.

- В церкви божьи всегда приходить с верою, не во гневе и без зависти, без всякой вражды, но всегда со смиренною мудростью, кротко и в чистоте телесной, и с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом.

- Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа,

- Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку.

- Наказывай сына своего в юности его(71), и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его(72), не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.

- Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле.

 

Повести смутного времени.

Глубокие социальные сдвиги, бывшие результатом «Смуты» не могли не разрушить теорию третьего Рима. Политический и идейный кризис вызвал интенсивный литературный отклик. В повестях, сказаниях, житиях, связанных с этой эпохой и написанных частью в разгар событий, частью, в ближайшие два десятилетия после них, нашли свое отражение, с одной стороны, реакция на социальные и политические потрясения, бывшие на рубеже двух веков, с другой – патриотический подъем, который вызвался напряженной борьбой с интервентами. Авторами были почти исключительно представители имущих слоев московсокого общества – боярство, дворянтсов, высшее и среднее духовенство, реже служилые люди..

«Новая повесть о преславном Российском царстве». Написана в конце 1610-нач. 1611 гг.

Автор, видимо, был приказной дьяк. Повесть по жанру – подметное письмо. Это публицистическое агитационное воззвание. Написано в период, когда Москва была захвачена поляками, Новгород – шведами. «Новая повесть», обращаясь ко «всяких чинов людям», звала их к активной борьбе с захватчиками, он в конце обвинит их, что только в речах хороши люди, в палче, но не встают и не борются.

Здесь ярко выражена противобоярская тенденция. Автор с негодованием отзывается о боярах потому, что они попустительствуют самоуправству поляков, водворивщихся на русской земле. Бояре – «доброхоты» польского короля «злого супостата» Сигизмунда, а «наши злодеи». Они все на пользу супостату чинят, хотят царство отдать целиком Они свое господское рождение променяли на низкое рабское услужение, и не землеправители они, а земли губители. Обличаются также предатели, в частностиФедор Андронов, который находиляся на службе Сигизмунда.

Прославляется мужественный подвиг смолян, уже долгое время оборонявших свой город, не давая врагу овладеть такой важной ключевой позицией. (С осадил в 1609)

Идеалом патриота повесть считает патриарха Герморгена. Это единственная фигура, около которой следует объединиться для восстания против поляков. Это «великий столп», он пастырь и учитель, стоит один против всех и только словом божиим заграждает усты врагам. На примере поведения смолян и Геморгена повесть выдвигает на первый план стойкость как необходимое качество патриота.

В повести энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом.

По-новому трактуется образ народа – этого великого безводного моря. К народу обращены призывы и послания Геморгена, народа страшатся враги и предатели, к народу апеллирует автор повести. Но народ еще не выступает в качестве действенной силы.

Общий патетический тон изложения сочетается с психологическими характеристиками, показываются противоречия между помыслами и поступками человека (хоть и плачем и рыдаем, и бьем себя в грудь, а подвига не совершаем).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.01 с.)