Хождение за три моря» афанасия никитина. Особенности жанра путешествия, личность автора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хождение за три моря» афанасия никитина. Особенности жанра путешествия, личность автора.



Помещено под 1475 г в Софийской летописи.

 

Хождение Афанасий совершил с 1466 по 1472 год. Он был одним из первых европецев, ступивших на землю брахманов.

 

Это памятник литературы. Афанасий избирает жанр путевых записок, дневниковой записи. При этом в отличие от «путешествий-хождений» 12-13 вв, его хождение лишено религиозно-дидактических целей.. Никитин едет в неведомую русским людям страну с чисто практическими целями – выгодно продать там свои товары и на вырученные деньги купить товары заморские. Кроме этого, им руководит еще любознательность.

Мы можем представить себе незаурядную личность автора. Он выступает, прежде всего, как настойчивый, предприимчивый, любознательный и наблюдательный человек. Серьезные неудачи, постигшие Афанасия в самом начале пути, не заставили его тотчас вернуться на Родину: его волевая и упорная натура не позволили ему отступать от намеченной цели; ему не по душе участь неудачника, не добившегося никаких результатов своего предприятия, он готов преодолевать серьезные трудности. Попутно он внимательно присматривается к неведомой стране, людям, их нравам, обычаям, культуре.

Больше всего он говорит об Индии, быт, обычаи, хозяйственную жизнь которой подробно рисует. Подробно перечисляет места, где бывал, определяя расстояние и время, затраченное на передвижение от одного пункта к другому.

 

При этом письмо Афанасия не отличается стройностью композиции, нередки повторения. Автор – человек, не получивший специальной выучки, поэтому не сумел упорядочить собранный им материал. Язык отличается безыскусственностью, фразы очень просты по своему синтаксическому строению. Церконославянские слова и обороты почти отсутствуют, но зато в большом количестве употреблены слова персидские, арабские, тюркские – признак национальной терпимости.

1. Он обращает внимание на внешний вид жителей Индийской страны. Его поражает черный цвет кожи местных жителей, их одежда: а князь их – фата на голове, а другая – на бедрах, а княгини – фота на плече обогнута, а другая на будрах. Он пишет, что люди все нагы ходят, а груди голы, женщины все время брюхаты, и дети каждый год родятся. Афанасию казалось необычным, что у женщин не покрыты волосы.

2. Он обращает внимание и на социальное неравенство. В Индии правят только хорасанцы и на лошадях ездят, а гундустанцы ходят пешие, босые, с щитом и мечом. Бояре добрые и пышные, а сельские люди голые. Показывает пышную картину выезда султана, роскошь его дворца.

3. Замечает религиозную рознь. Так, индусы никогда не едят с бесерменами, а если бесермен пищу увидят, то такую пищу не едят. Насчитывает в Индии 84 веры. Все веруют в идолов. Вера с верою не пьет, не ест, не женится. Изображает поведение людей, их обычаи.

4. Обращает внимание на еду (рис, травы, мяса индусы не едят, едят дважды днем, вина не пьют), на погодные условия, торговые условия. Его привлекает грандиозный ежегодный базар, проводимый близ Бедера. На этот базар съезжается вся Индия торговать.

5. Кроме чисто фактографических заметок, есть и легенды. Сообщает, что прибыв в город Алянд, увидел птицу Гукук, которая летает по ночам и кличет «гукук», а на чью хоромину сядет, тот человек непременно умрет. Обезьяны ходят и крадут кур, живут в горах и есть у них князь обезьяний, они ему жалуются, а ходят своей ратью, в городе эта рать разрушает дворы, людей убивает.

Афанасию трудно ладить с бесерменами. Он исстрадался по вере, мучается оттого, что не имеет книг и не может блюсти православные праздники. Уже прошло 4 Пасхи и 4 Великих поста, а он не знает, когда пост, когда пасха. Рождества не блюдет, по средам и пятницам не постится. Он мучается, что с пути сбился и молит Бога наставить его на путь истинный, не отвратить лица от раба. Уже прошло 4 Пасхи, как он в бесерменской земле, но не отвратился от веры христианской. Хотя его не раз к этому принуждали (когда продавал коня в Джуннаре, потом бесермен Мелик понуждал). Православная вера для него – символ Родины.

Присматриваясь к чужой стране, Афанасий свято хранит в своем средце образ Родины – Русской земли. Он восклицает, что нет нигде такой страны, как Русь, хотя эмиры Русской земли несправедливы. «Да устроится русская земля и да водворится в ней правда».

Афанасию присуща широта воззрений. Он устоял в своих традициях и вере, не отступил от этих традиций, и в то же время он умом способен понять чужую вреу и признать ее правоту, лишь бы она учила одного бога знать и признавать. Широта инциативы в сочетании с природныим консерватизмом представляет явление очень необычное для его времени и среды.

 

Заволжские старцы и иосифляне. Ересь жидовствующих. Социальная сущность борьбы церковных и антицерковных группировок 2 половины 15 века.

Церковные и противоцерковные направления, оформившиеся во второй половине XV в. своим идейный и культурным характером воздействовали на характер развития литературы.

 

Начиная с XIV в. на Руси получают усиленное развитие монастыри. Они были крупными землевладельческими центрами, представляли внушительную силу. Эта сила во многих случаях ставилась в противоречие с интересами феодального государства в целом, духовенство выступало конкурентом светского землевладения.

Государство двояко относилось к экономическим притязаниям церкви: с одной стороны, церковь стояла во многих случаях на пути государства, представляя самостоятельную организацию. С другой стороны, колонизаторская деятельность монастырей была на руку государству.

Иосифлянское монашество. Названо по имени главного вождя этого движения Иосифа Волоцкого, игумена Волоколамского монастыря. Отстаивало право монастырей владеть землей и экономически обогащаться. В своих произведениях Иосиф отстаивал законность крупного монастырского землевладения, ссылаясь на то, что монастыри являются значительной политической и религиозной силой. Его центральное произведение – «Просветитель».

Нил Сорский. Другое течение в области церковной мысли представлено было «заволжскими старцами» во главе с Нилом Сорским (принадлежал роду Майковых, центральное произведение – «Устав»), т.е. монахами, обитавшими в заволжских монастырях. Они отрицали право монастырей владеть землями и заботиться об обогащении. Обязанности монаха – подвижничество, аскетизм и полное отрешение от тех материальных забот, которые брало на себя иосифлянское духовенство. Монах должен обнаруживать критическое отношение к «писанию». В основу учения Нила Сорского легло мистико-созерцательное мировоззрение, получившее свое распространение на Афоне. Нил был выразителем интересов боярства, которое наиболее страдало от церковных притязаний. Недаром ряд заволжских старцев были выходцами из боярской среды. Он отрицал политическую роль монашества и на первый план выдвигал его нравственное, духовное значение.

 

Обе эти церковные группировки вступают в борьбу между собой. В 1503 году был церковный собор, на котором Иван 3 поставил вопрос о монастырском землевладении. Точка зрения Иосифа Волоцкого была поддержана митрополитом Симоном и большинством участников собора. Именно собор 1503 года способствовал окончательному идеологическому оформлению двух направлений в русской церкви – стяжателей и нестяжателей.

 

В итоге победа – на стороне иосифлян, которые сумели договориться со светской властью (компромисс: монастыри не могли без санкций великого князя расширять свои земельные владения, а прежние владельцы всегда могли выкупить у монастырей принадлевшие им когда-то земли. На протяжение всего XVI в. культурное, идеологическое и литературное влияние их сказывается в полной мере.

Еретики.

· Первым таким крупным религиозным движением, зародившимся ещё в середине XIV в. в Новгороде и перекинувшемся затем на Псков, было так называемое «стригольничество», получившее своё название от обряда посвящения в ересь, сопровождавшегося стрижкой волос.

В основе ереси «стригольников» лежало прежде всего отрица­ние церковной иерархии на том основании, что эта иерархия су­ществует «на мзде», т. е. церковники добывают себе места за плату.

Другой существенной особенностью стригольнической ереси было отрицание необходимости молитв за умерших. Такие молитвы обычно сопровождались «вкладами по душе», часто разорявшими вкладчиков и потому, естественно, вызывавшими их сопротив­ление.

· Но стригольничество не было так влиятельно и так чревато вся­кими событиями в церковной истории, как другая ересь, которая зародилась столетие спустя, в 70-х годах XV в., также в Новго­род е. Это ересь жидовствующих, прозванная так яростным ее проитвником Иосифом Волоцким, в ее опровержение написавшим обширное сочинение, озаглавленное «Просветитель».

Однако связь этой ереси с еврейством не подтверждается источ­никами. Последователями ереси оказались на первых порах представи­тели белого духовенства, два новгородских священника; очень хорошо известно, что ересь расположила к себе и других предста­вителей белого новгородского духовенства, проникла в Москву, пользовалась если не гласным, то, во всяком случае, тайным сочувствием со стороны великого князя Ивана III. Покровителями еретиков были невестка Ивана, глава посольского приказа Фёдор Курицын и даже сам митрополит Зосима.

Ересь получила название «жидовствующей», видимо, потому, что еретики отрицали прежде всего божественность Христа. Они утверждали, что Христос такой же человек, как и Моисей; затем они отрицали существование святых, почитание храмов и икон и, так же как и «стригольники», не признавали церковной иерархии.

Очевидно, ересь эта была своего рода предварением протестантизма. В этой ереси мы имеем отзвуки идей, зародившихся в эпоху ренессанса.

Поскольку последователями ереси были низшее и среднее духо­венство, затем примкнувшие к нему горожане, совершенно ясно, что пропаганда «жидовствующих» и самое существо их учения отра­жали борьбу, которую вело низшее и среднее духовенство в союзе с посадскими людьми с экономическим засилием официальной церкви в лице её высшего духовенства.

С одной стороны, ересь, отвергая церковную иерархию и ее экономические притязания, была на руку Гос-ву, которое само стремилось умерить притязания иосифлянской церкви. Но гос-ву было невыгодно радикальное расхождение с официальной церковью, укрпелявшей авторитет московского князя. В конце концов иосифлянское духовенство, пойдя на ряд уступок государственной власти, окон­чательно склонило её на свою сторону, и к началу XVI в. ересь была ликвидирована. Многие еретики были сожжены, частью же сосланы или заточены.

Из всего сказанного становится ясным, что ереси и «стриголь­ников» и «жидовствующих» в основе своей имели социальную и политическую подкладку.

Ересь «жидовствующих» сильно всколыхнула умы русского общества. Памятники свидетельствуют о том, что религиозная смута, возбуждённая ересью, была очень значительна: повсюду «и на торжищах, и в домех о вере любопрение творяху и сомнение имяху». В ереси «жидовствующих» обнаружился тот критический элемент, которого не хватало иосифлянам и который присутствовал в практике заволжских старцев. Возглавлявшие еретическое движе­ние были люди по тому времени образованные, имевшие свою ли­тературу. У заволжских старцев была терпимость к жидовствующим. И те и другие были против монастырского землевладения и выступали за критическое отношение к божественному писанию.

Существенным результатом борьбы официальной церкви с ересью «жидовствующих» было появление полного свода библей­ских книг, отсутствовавшего до тех пор на Руси. Так как «жидов­ствующие» в своей пропаганде опирались в значительной мере на библейские тексты, то для противодействия еретикам их противни­кам необходимо было самим обладать достаточно исправным тек­стом Библии во всём её объёме. Это предприятие было осуществле­но активным борцом с ересью новгородским архиепископом Генна­дием в период с 1498 до 1499 г.

Две основные церковные группирповки определили собой в 15-16 вв характерные особенности идейного содержания житийной литературы. В зависимости от принадлежности той или иной группировке автора житийной повести, внутренне содержание ее было различно. В одних житиях святой выступал как приверженец чисто внешнего, обрядового благочестия (иосифлянские), в других на первый план выдвигалось стремление к самосовершенстовванию и критическое отношение к писанию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.014 с.)