Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русь в IX – начале XII в.: становление государства, основные этапы и тенденции развития

Поиск

Принятие христианства на Руси.

Принятие князем Владимиром (около 988 г.) христианства как государственной религии стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого древнерусского государства. К тому же это было итогом русско-византийских отношений в X веке. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая закрепляла бы только что созданное государственное единство. Дохристианская религия – язычество – такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и не была способна освящать и укреплять общественный порядок.

В 980 г. князь Владимир попытался реформировать старую религию – объявить одного бога – Перуна. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну.

Князь Владимир решил провести настоящую религиозную реформу. Согласно летописи он устроил «смотрины вер», выслушав представителей различных мировых религий. Владимир сделал выбор в пользу христианской веры по византийскому образцу. Причин тому было много. Ещё бабка Владимира княгиня Ольга приняла крещение, среди приближённых князя также было уже много христиан. Но самое главное – это исторические, экономические, политические и иные связи с православной Византией, которая являлась именно тем государством, контакты с которым представляли для Киевской Руси наибольшую ценность. Однако принятие Русью христианства проходило в сложной политической обстановке борьбы Руси с Византией. Восстания в Болгарии, Малой Азии вынудили византийского императора Василия II обратиться к Владимиру за военной помощью. В ответ Владимир потребовал за него замуж сестру императора – Анну. Поскольку такой брак означал бы признание Византией зависимости от русского государства, Василий II пытался уклониться. Тогда Владимир осадил греческий город Херсонес в Крыму. Взятие Херсонеса заставило Василия II подчиниться.

Таким образом, принятие христианства от Византии не вело к зависимости Руси от Византии.

Новая религия стала распространяться по всей Руси, зачастую силой (например, в Новгороде). Христианство усердно боролось с остатками языческого мировоззрения. Пройдут ещё долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси, более того, язычество так до конца и не сдалось, многие традиции и праздники совместились с христианскими.

На Руси была учреждена русская митрополия, которая подчинялась константинопольской патриархии. Православное духовенство в первое время было греческим. Знать охотно приняла христианство: оно помогало ей властвовать над народом, укрепляло государственность. Церковь получила от князей большие земельные владения и десятую часть доходов («десятину»).

Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные исторические последствия:

а) Политические:

1) Русь, отвергнув «примитивное язычество», становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми расширились.

2) Христианство стало государственной религией, связывало светскую и церковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое.

3) династическое родство с византийскими императорами.

б) Культурные:

1) Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу.

2) Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства и т.д.

3) Появление архитектуры и живописи.

4) Возможность, в отличие от католицизма. Ведение проповеди на родном для верующих языке.

5) Введение кириллической азбуки и начало литературы.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси.

Древнерусское государство значительно укрепилось при Ярославе Мудром (978 – 1054 гг.). Первое, что сделал Ярослав Мудрый – укрепил управление страной. Они послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Сам же он стал «самовластцем». В некоторых документах его даже именовали царем. Великий князь был ревностным сторонником развития культуры, образования, грамотности. При нём были открыты новые школы, поддерживалось книжное дело. Поднялся престиж Киевской Руси, иностранные короли искали союза с киевским князем.

При Ярославе Мудром было положено начало русскому письменному законодательству. Свод законов того времени назывался «Русская правда» и основывался на старых русских обычаях. Сыновья Ярослава Мудрого дополнили его новыми законами («Правда Ярославичей»). Была запрещена кровная родовая месть – пережиток родового строя. За убийство человека раньше мстили из поколения в поколение. Теперь же за убийство был положен денежный штраф. При Ярославичах «Русская Правда» (новый свод законов) была направлена не только на то, чтобы установить порядок в стране, но и защитить собственность (землю, дом, имущество).

Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую Правду», названную «Устав Владимира Всеволодовича». Он ограничил произвол ростовщиков, снизив процентные ставки (не более 20% годовых). «Устав» включал новые статьи об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. По существу, Мономах – первый реформатор в нашей истории. В период его княжения (1113-1125 гг.), а также правления его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.), власть верховного правителя укрепилась, был достигнут социальный мир и упрочены основы развивающегося государства.

 

Возвышение Москвы. Иван I Данилович Калита.

Во главе объединяющегося государства стало Московское княжество. Экономическому росту и политическому возвышению Москвы способствовало исключительно выгодное географическое положение. Оно находилось в центре русских княжеств, которые прикрывали её извне. В Москву стекались люди, ища убежище, и это увеличивало её население. Москва находилась на перекрёстке торговых путей: водных (Москва-река – Волга – Ока) и сухопутных (связывающих юго-западную Русь с северо-восточной). Торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны.

Усиление Московского княжества происходило в условиях острой конкуренции с Тверью, которая также стремилась объединить под своей властью русские земли. В 1304 г. владимирским князем становится тверской князь.

В 1237 г. в Твери вспыхнуло крупное народное восстание против татар. Московский князь Иван Калита (1325-1340) предложил золотоордынскому хану свои услуги в подавлении восстания. А в награду получил ярлык на великое владимирское княжение и право сбора дани. Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. Кстати за своё скопидомство он получил прозвище Калита (кошель). Тем не менее в историю Иван Калита вошёл как собиратель земли русской.

Дальнейшее усиление и возвышение и возвышение Москвы происходит при сыновьях Ивана Калиты – Симеоне Гордом и Иване Красном.

 

Сущность опричнины в оценках

Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием Н.П. Павлов-Сильванский, С.Ф. Платонов
Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми С.М. Соловьёв
Террор как условие сохранения самодержавия А. Альшиц
Деспотизм и насилие в отношении всех слоёв населения А.А. Зимин
Борьба удельного и централизованного порядка В.Б. Кобрин
Следствие душевной болезни Ивана Грозного Н.М. Карамзин
Аналог европейского выделения личного домена государя М.В. Довнар-Запольский
Гипертрофированная централизация государственной власти В.О. Ключевский

 

Итоги опричнины

Разрушена сословная монархия Из 43 членов Боярской думы казнено 19, пострижено в монахи-3
Разрушена экономика страны Сократилась почти в 4 раза площадь пашенных земель в центральных районах
Людские потери По Синодику Ивана IV уничтожено 22 тыс. человек, в ходе карательной экспедиции в Новгороде – около 15 тыс. человек
Разрушены города Одно из одиозных деяний Ивана Грозного- разгром г. Новгорода

 

 

Тем не менее, опричнина, как политика царя, направленная на борьбу с боярской оппозицией с целью укрепления самодержавной власти, сделала свое дело.

Таким образом, за период правления Ивана Грозного, сопровождавшегося обострением борьбы в обществе, предприняты значительные шаги к укреплению русского государства и самодержавия.

Новая система власти

Всероссийский съезд Советов высший орган законодательной и исполнительной власти  

 

Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) высший орган власти в промежутках между съездами; председатель – Я.М. Свердлов  

 

Совет Народных Комиссаров (СНК) правительство; председатель – В.И. Ленин   Система Советов на местах рассматривались как органы прямого народовластия

 

Первоначально большевики обратились ко всем социалистическим партиям с предложением войти в состав Совнаркома и ВЦИКа, но согласие дали только левые эсеры (получили около 1/3 мест). Таким образом, до марта 1918 г. правительство было двухпартийным. Однако уже в марте 1918 г. блок распался: левые эсеры вышли из правительства в знак протеста против заключения Брестского мира.

Русь в IX – начале XII в.: становление государства, основные этапы и тенденции развития

К середине IX в. Восточные славяне находились на рубеже создания государства. Ученые считают, что у восточных славян к моменту образования государства были достаточно развиты производительные силы (хозяйство, орудия труда); в социальном плане произошла дифференциация (расслоение, выделение знати и т.д.); в политическом плане восточные славяне находились на этапе военной демократии (последняя ступенька к созданию государства; в культурном отношении восточные славяне также были готовы к созданию собственного государства (религия, письменность и т.д.).

Происхождение русской государственности и самого названия «Русь» едва ли не самая древняя и наиболее популярная тема в отечественной исторической мысли. Все споры идут в основном об интерпретации известного летописного сказания Нестора о призвании варягов – Рюрика, Синеуса, Трувора. Реальным историческим лицом, очевидно, был только Рюрик.

В практике средневековья нередки случаи, когда престол занимали чужеземцы-наемники. Проблема не в появлении варягов на Руси, а в их роли в создании Древнерусского государства.

Создателями норманнской теории были немецкие ученые XVIII в. Г.Б. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлёцер, приглашенные на работу в Россию. Её суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне. Сами же восточные славяне якобы не могли самостоятельно создать своё государство, что говорило об их отсталости, исторической обречённости. В такой теории явно просматривается некий унизительный для славян подтекст.

Неприятие этой концепции отечественными историками привело к другой крайности – полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли скандинавов в ранней русской истории. Такой подход также необъективен. Несомненно, государство не может возникнуть спонтанно, тем более привнесено извне. Не приходится говорить и каком-либо культурном превосходстве варваров над восточными славянами в IX веке. Образование государства является результатом длительных процессов внутри общества, государство есть продукт длительного внутреннего социально-экономического, политического развития.

Таким образом, в середине IX века восточные славяне были действительно объективно и закономерно на пороге создания собственного государства. Как уже было отмечено, наши отечественные историки, и первым из них великий русский ученый М.В. Ломоносов, отвергают норманнскую теорию. Тем не менее, несомненно, что варяги сыграли определённую (но никак не определяющую) роль в образовании единого государства восточных славян.

В восточных землях к 60-м гг. IX в. Образовалось два мощных государственных центра: Среднеднепровский, или Полянский, во главе с Киевом, и северо-западный – во главе с Новгородом. Оба они находились на торговом пути «из варяг в греки», оба складывались как многоэтнические образования, оба стали называть себя Русью: южной, где в Киеве утвердилась местная Полянская династия, и северной, где власть взяли норманны (862 г. – легендарное призвание князя Рюрика новгородцами).

Назревало историческое противоборство между двумя складывающимися государственными центрами.

В 879 г. умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. В 882 г. Олег вероломно захватил Киев, убив местных князей – Аскольда и Дира. Этот год считается официальным началом истории Древнерусского государства с центром в Киеве – началом Киевской Руси.

Древнерусское государство – Киевская Русь – раннефеодальное государство, власть в котором принадлежала князю, опиравшемуся на дружину. В случае необходимости созывалось ополчение. Князь исполнял судебные функции и функции защиты от внешних врагов. За это племена платили ему дань, которая в летописи фигурировала как «полюдье». Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир.

Внутренняя и внешняя политика русских князей.

Весьма острой была проблема обороны границ государства. У Киевской Руси было множество агрессивных соседей: кочевые племена хазар, печенегов, позднее – половцев. Уже Олег, первый общерусский князь, сделавший Киев столицей нового государства, столкнулся с противодействием Хазарского каганата. А.С. Пушкин писал: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…». Хазары, создавшие государство с центром (Итиль) в низовьях Волги, контролировали обширные территории, где жили славянские племена полян, северян, вятичей, вынужденные платить хазарам дань. Борьба с хазарами завершилась походами Святослава в 965 г., которые покончили с существованием, Хазарского каганата.

Важным направлением внешней политики Киевской Руси были отношения с Византийской империей – могущественным государством Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Периоды мирных отношений, во время которых развивались торговые связи, сменялись военными конфликтами, но росло духовное влияние православной Византии. О силе Киевской Руси говорит её постоянное соперничество с Византийской империей.

В 860 г. состоялся первый поход Руси на Константинополь. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и заключен выгодный для Руси мирный договор. Его текст – самый древний памятник русской дипломатии и права. Этот договор давал Киевской Руси привилегии в торговле с Византией.

907 и 911 гг. – два самых крупных похода на Византию, также завершившиеся заключением выгодного для Руси торгового договора. Русские купцы получили привилегии: Византия должна была содержать прибывших купцов, за свой счет, они были неподсудны местным властям.

941 и 944 гг. – неудачные походы Игоря на Константинополь (кстати, русские называли его Царьградом). Был заключен новый торговый договор, несколько менее выгодный для Руси, чем предыдущий.

Исключение представляет лишь внешняя политика Святослава Игоревича, пытавшегося создать собственную державу на Балканах в 970-971 гг. и вступившего из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией.

Одновременно в этот период продолжался процесс включения восточнославянских племен в состав Киевской Руси, завершившийся в княжение сына Святослава – Владимира. Кроме славян в состав государства входили и другие этнические группы, в основном финно-угорские: меря, мурома, весь, чудь, ижора, мещеря и др. Таким образом, уже на самом раннем этапе своего развития восточнославянское государство складывалось как многонациональное.

Надо отметить, что соседство со степными народами не всегда носило конфронтационный характер. Так, Владимир Святославович на южных границах Руси «сажает» в качестве пограничной стражи тюркские племена тюрков и берендеев. К подобной практике впоследствии не раз прибегали русские князья.

Для защиты от враждебных кочевников строились оборонительные линии, валы, наблюдательные пункты, крепости. Это были грандиозные сооружения, протянувшиеся на сотни километров. В народе они получили название «змеевых валов» (задолго до правления князя Владимира).

При решение этой и других задач князь опирался на ближайших помощников – старшую дружину. А также местных князей, местную знать, вышедшую из родоплеменной верхушки. Из этих групп формировался класс феодалов во главе с великим князем и дружиной, делившейся на старшую и младшую. Старшие всё чаще стали именоваться боярами, младшие – отроками, что было показателем социального статуса, а не возраста. Экономическую основу существования зарождающего феодального класса на первых порах составляла дань. Очевидно, существовали определенные нормы дани, нарушение договорённости по этим нормам приводили к конфликтам, как это произошло в 945 г., когда древляне убили князя Игоря. Его вдова, княгиня Ольга, жестоко отмстила древлянам за смерть мужа, разорив их землю и истребив многих из них, прежде всего, знать. Княгиня Ольга упорядочила взимание дани (реформа взимания дани). Отныне взимать дань должны представители княжеской администрации на местах. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Русской земли.

Постепенно экономической основой существования верхушки феодального класса стали доходы с пожалованных земель. На которых работали как челядь и холопы (различные категории рабов по древнерусской терминологии), так и лично свободные крестьяне – смерды.

Консолидации феодального класса способствовали общие задачи государственного строительства и необходимость поддерживать порядок на контролируемой территории. Немалую роль в этом процессе сыграла и религиозная реформа 988-989 гг., проведенная князем Владимиром.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.011 с.)