Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

Поиск

Билет

Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

Коммуникация – эффективное опосредованное субъект-субъектное синхронное и диохронное взаим-е, в ходе которого от одного субъекта к другому перемещается имеющая для них смысл информация в идеальной или идеально-материальной форме.

Объект науки – некоторый элемент, объективно существующей реальности, которую данная наука выбирает для изучения

Объект существует независимо от процесса познания и от факта наличия самой науки

Предмет науки – это искусственно сконструированная исследователем часть объекта, взятая для изучения при условии абстрагирования от всех сторон объекта.

Предмет науки направлен на выявление только специфических связей и отношений, составляющих какую-либо сторону функционирования объекта.

Объект естественных наук – природа.

Объект Т.К. – коммуникационные процессы в человеческом обществе в совокупности их информационного и семиотического измерений.

Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств

Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук

Т.К. – междисциплинарная комплексная наука.

Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств

Предметное пространство Т.К. образуется в результате пересечения предметных областей классических (фундаментальных) наук, со своей стороны изучающих разные аспекты человеческого знакового взаимодействия.

Семиотика – наука о знаках

Онтология – часть философского знания, связанная с учением о бытие объекта (существует ли объект, и если да, то в какой форме).

Фундаментальные науки, складывающие предметное пространство Т.К.:

- Философия

- Комплекс лингвистических наук

- Искусствознание

- Психология

- Комплекс инженерных дисциплин

 

В общем виде Т.К.: психологические, социальные, семиотические, возникающие в процессе и результате обмена информации между социальными субъектами.

 

Билет

Основные методологические подходы в теории коммуникации.

Методология – наука о методах познания и объяснения применяемых в какой-либо научной области методов.

Т.К. в своей методологической основе имеет как полный набор общенаучных методов, так и собственный специфический методологический аппарат.

Общенаучные методы, применяемые в гуманитарных науках:

- Диалектический метод. Явления в их связи и развитии.

- Метод анализа и синтеза

- Сравнительный метод

- Метод идеально-типической реконструкции социальной реальности

- Метод экстрополяции (составление прогнозов на основе развития прошлого)

- Методы сбора эмпирической информации

• Метод наблюдения

• Метод анализа документа

• Опросные методы

• Социальный эксперимент

 

Кроме того, Т.К. опирается на собственные специфические методологические подходы

1) Процессно-информационный подход

Рассматривает К. как обмен определенными кол-вами информации между субъектами.

Осн. категории:

- информация

- шумы, помехи

- кол-во и кач-во сведений

- эффективность взаимодействия

2) Социально-семиотический подход

Рассматривает Соц.К. как процесс создания нового социального целого с помощью знакового взаимодействия

Осн. Категории:

- категория смысла

- знака

- понимания

- творчества

 

Эти два подхода дополняют друг друга, совокупность I и II подходов позволяет полноценно объяснить эффекты К.

 

Билет

Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный под ход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.

Базовое понимание смысла категории коммуникации:

- Человеческое общение, контакты, связи между людьми

- Процесс передачи информации

- Связь, осуществляемая посредством техн устройств, средств сообщения.

Коммуникация понимается расширительно, в гораздо большем кол-ве значений, чем в рамках Т.К.

Полный набор значений:

- Общение, информационное взаимодействие между людьми

- Взаим-е, обмен сигналами между людьми и животными

- Связь между различными объектами, в т.ч. технич природой

- Каналы связи между различными объектами

- Пути и средства физического сообщения между пространственно разделенными объектами.

Т.К. отказывается от такого расширительного понимания своей базовой категории и предлагает собственный подход к ее понимаю.

Дедуктивный подход – подход, связанный с выведением из понятия наиболее общих понятий и категорий данной науки.

Такой подход, как правило, применяется в теоретических дисциплинах.

Первый фундаментальный вопрос:

Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация

Существуют расширительная и строгая концепция:

- Наиболее широкий подход: объекты могут быть любыми – природными, социальными, неодушевленными. Любое взаимодействие – коммуникация

- Относительно расширительный подход: один из объектов должен быть одушевленным

- Узкий строгий подход: Объектами К. могут быть только существа из мира живой природы, реализующие автономное поведение и способные к высшей нервной деят-ти. Мы будем работать на основе этого подхода!!!

Такие объекты могут быть обозначены как субъекты (субъекты животного мира, люди и их общности).

Дополнительный вопрос: Каково должно быть минимальное кол-во субъектов, чтобы их взаимодействие называлось коммуникацией.

Взаимодействие, в котором один и тот же субъект отправляет и получает сообщения в разные моменты времени является коммуникацией, т.к. субъект в момент отправки и получения сообщения находится в разных темпоральных измерениях. Такая коммуникация называется субъектно-вырожденной.

 

 

Билет

Билет

Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации.

Первый фундаментальный вопрос – см. билет №4

Третий фундаментальный вопрос: Какой тип взаимодействия между субъектами может быть обозначен как коммуникация и соответственно какие характеристики взаимодействия необходимо и достаточно делают его коммуникацией?

Первые две хар-ки мы уже определили:

1) субъект-субъектное взаимодействие

2) опосредованное субстанцией взаим-е

Опираясь на функц подход, дадим хар-ку каждому из элементов данной схемы:

S (source) -> M (message) -> R (receiver) -> E (effect)

Функция S: про-во и передача коммуникативной субстанции.

Функция M: перенос смыслов ко второму источнику взаим-я

Функция R: Восприятие, обработка, получение инфы, реакция

!!! Обязательным условием коммуникации является определенное изменение в подсознании, сознании и поведении R, порожденное смыслами, содержащимися в сообщении.

Именно это изменение и является эффектом комм-ии, делает комм-ю комм-ей, а субъекта, получившего сообщение, реальным получателем.

Продолжение характеристик:

3) Коммуникация – эффективное взаимодействие, т.е. имеющее эффект

4) Коммуникация способна выступать как синхронное и диохронное взаимодействие.

В результате сформулированы четыре исчерпывающих важнейших характеристики коммуникативного взаимодействия.

!! В Т.К. принято использовать термин «коммуникативный» для обозначения процессов информационного взаимодействия.

 

 

Билет

Понятие и типология коммуникативного действия. Примеры.

Коммуникативное действие - действие соц. субъекта, связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения в ком. действии. Характер м. б.: а) вербальный; б) невербальный. По критерию хар-ра функционирования психики субъекта: а) интенциональный (намеренный, осознанный). б) неинтенциональный. Типы ком. действия источников: а) интенц. - вербальное (сообщение исходит сознательно). Пример интенционального вербального коммуникативного действия источника - словесная просьба не курить в Вашем присутствии или демонстрация информационной таблички, запрещающей курение в общественном месте.

б) интенц. - неверб. (сообщение в невербальной форме). Пример интенционального невербального коммуникативного действия источника - мы пожимает плечами, когда не знаем, что ответить, либо демонстративно смотрим на часы, чтобы показать собеседнику, что пора заканчивать разговор. в) неинтенц. - верб. (не сознательно в вербальной форме). Пример неинтенционального вербального коммуникативного действия источника - спонтанное использование ненормативной лексики или непроизвольный переход с "Вы" на "ты" при разговоре с собеседником, занимающим низшую статусную позицию. г) неинтенц. - неверб. (не сознательная передача сообщения в неверб. форме). Пример неинтенционального невербального коммуникативного действия источника - непроизвольное зевание как знак, сигнализирующий об усталости или утомлении разговором. К получателю верб./неверб. не имеет отношения, это связано с подчинённым хар-ром получателя во взаим-ии. Типы ком. действий получателя: а) неосознанное. б) сознательное.

 

 

7 билет
Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.

 

Коммуникативный акт - элементарная единица коммуникации - однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения.

Коммуникативный акт состоит из однократных коммуникативных действий по передаче и получению одного сообщения. Коммуникативное взаимодействие может состоять из одного или нескольких коммуникативных актов. Пример коммуникативного акта: Молодой человек подмигнул сидящей напротив за столиком незнакомой девушке, та состроила недовольную гримасу и приобрела независимый вид. Пример последовательности коммуникативных актов: Заметив, что посетитель убрал сигареты в карман, секретарша сообщает ему, что курительная комната в конце коридора. Возможна и ситуация одновременного присутствия двух коммуникативных актов в одном взаимодействии. Например, когда во время важных переговоров ваш подчиненный вдруг выходит за рамки своих полномочий, вы ему ласково улыбаетесь и говорите протокольную фразу и одновременно под столом больно наступаете ему на ногу. Налицо два коммуникативных акта - вербальный с одним сообщением и невербальный с другим.

Первичная типология коммуникативных актов может быть построена на основании типологии их компонентов - коммуникативных действий источника и получателя. Эту типологию удобно представить в виде матрицы, в качестве строк которой выступают типы коммуникативных действий источника, а в качестве столбцов - типы коммуникативных действий получателя.

 

Коммуникативное действие источника Коммуникативное действие получателя

Неосознанное КДП

Сознательное КДП

 

 

Неинтенциональное действие

Источника Невербальное НКДИ

Неинтенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт Неинтенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт

 

Вербальное НКДИ

Неинтенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт

Неинтенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт

 

Интенциональное действие

Источника Невербальное ИКДИ

Интенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт

Интенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт

 

Вербальное ИКДИ

Интенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт

Интенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт

 

 

1) Неинтенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт -взаимодействие источника и получателя, когда переданное невербальное сообщение ушло от источника помимо (независимо от) его сознательной воли и воспринято получателем на неосознаваемом уровне. Пример: поведение при знакомстве друг с другом юноши и девушки в клубе с танцполом. Любому случаю приглашения незнакомого человека на танец предшествует некоторый ряд предварительных коммуникативных актов, реализуемых на подсознательном уровне и лишь на заключительном этапе выходящих на поверхность сознания в виде решений типа: "Она мне понравилась, я хочу ее пригласить". Если спросить у него почему он решил пригласить ее, он ответит - не знаю, просто понравилась. Но это и будет восприятием невербального сигнала на неосознанном уровне. Где здесь было сообщение? Оно состояло в том, например, как каким жестом девушка поправила прическу, как улыбнулась в ответ на шутку подруги. Все это были ее не адресованные никому естественные неосознанные рефлекторные действия.

2) Неинтенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт - такое взаимодействие источника и получателя, когда переданное вербальное сообщение ушло от источника помимо (независимо от) его сознательной воли и воспринято получателем на неосознаваемом уровне.

Примером такого коммуникативного акта может выступать взаимодействие человека, загипнотизированного с использованием какого-либо ключевого слова или выражения (получатель) и произвольного собеседника (источник), произносящего это выражение (сообщение) случайным образом, без намерения вызвать ту реакцию получателя, которая запрограммирована гипнотизером (эффект).

3) интенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт - такое взаимодействие источника и получателя, когда источник сознательно отправляет невербальное сообщение, которое воспринимается получателем на неосознаваемом уровне. Примеры таких коммуникативных актов связаны с сознательным использованием людьми известных им жестов, поз, положений тела и т.п., которые вызывают у потенциальных получателей неосознаваемые, но, тем не менее, вполне определенные реакции опасности, тревоги, настороженности, или, напротив, открытости, доверия, дружелюбия.

4) интенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт - взаимодействие источника и получателя, когда источник сознательно отправляет вербальное сообщение, которое воспринимается получателем на неосознаваемом уровне. Примеры таких коммуникативных актов дают нам сеансы гипноза, когда гипнотизер (источник) с помощью определенных, имеющих для него смысл слов или фраз, управляет поведением получателя, минуя его погруженное в сон сознание.

5) неинтенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт - взаимодействие источника и получателя, когда переданное невербальное сообщение ушло от источника помимо (независимо от) его сознательной воли, но воспринято получателем на осознаваемом уровне. пример такого взаимодействия - Вы непроизвольно зевнули во время деловых переговоров и Ваши партнеры поняли, что Вы устали, Ваше внимание рассеялось и изменили стратегию ведения дискуссии, усилив давление.

6) неинтенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт - взаимодействие источника и получателя, когда переданное вербальное сообщение ушло от источника помимо (независимо от) его сознательной воли, но воспринято получателем на осознаваемом уровне. В качестве примера приведем ситуацию, когда попавший в чуждую среду человек, не владеющий свойственным для нее жаргоном или сленгом, уже одним только своим лексиконом, построением фраз посылает сигнал собеседникам, что он для них чужой.

7) интенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт - интенциональное невербальное осознаваемое взаимодействие - взаимодействие источника и получателя, когда он сознательно отправляет невербальное сообщение, которое получает осознанное восприятие со стороны реципиента. Пример: Вы решили невербальным способом дать сигнал партнерам о том, что переговоры затянулись и следовало бы их на сегодня завершить. Вы начинаете зевать, смотреть на часы, подавать другие признаки утомления и усталости, партнеры осознают это и продолжение переговоров переносится на следующий день. Это именно то, чего Вы добивались, причем инициатива о завершении сегодняшнего раунда формально исходит не от Вас, а от другой стороны.

8) интенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт - взаимодействие источника и получателя, когда первый сознательно отправляет вербальное сообщение, осознанно воспринимаемое вторым. Примером серии актов такого типа является чтение лекции, когда профессор имеет цель передать определенный объем знаний, а студенческая аудитория - воспринять его

Билет

Билет

Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя. Примеры.

 

На основании критерия I (Соотношение типов S и R в коммуникац взаим-и) можно составить базовую таблицу типов и видов коммуникации.

 

Тип источника Тип получателя
  Личность Группа Организация Масс.аудитория
Личность Межличностная Л-Г Л-О МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Группа Г-Л Межгрупповая Г-О
Организация О-Л О-Г Организационная
Масс.аудитория Массовая коммуникация

 

В том случае если и S и R один и тот же субъект, то имеет место т.к. внутриличностная коммуникация.

 

Личность-группа: слова человека в кругу друзей

Личность-орг-я: обращение с заявлением в суд

Группа-личность: поздравление компанией друзей одного человека

Межгрупповая комм-я: встреча компаний друзей на отдыхе

Группа-орг-я: письмо от студентов в деканат

Группа-масса: обращение группы людей на митинге к толпе народа

Орг-я-личность: объявление деканата о выговоре студенту

Орг-я-группа: объявление деканата о стипендии для студентов

Орг-я-орг-я: деловые переговоры между корпорациями

Орг-я-масса: поздравление президентом страны своего народа

Масса-личность: выборы

Масса-орг-я: реакция фанатов на победу команды

Масса-группа: нелюбовь народа к футбольным фанатам

Масса-масса: ненависть народов друг к другу (Израиль-Палестина)

 

Массовая коммуникация (применяется в рамках Т.К.) – любой формат взаимодействия соц.субъектов, в котором в качестве S и(или) R выступает массовая общность

М.К. (в узком смысле слова, применяется в Жур-ке, рекламе, теории и практике М.К.) – коммуникация, в которой S-соц.организация, способная к про-ву, тиражированию и доставке сообщений до аудитории, а R – массовая аудитория.

 

Билет

Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям. Примеры.

 

II) Критерий типа сообщения

  • Когнитивно-ориентированное сообщение

Цель: донесение определенной информации до получателя, повышение уровня его информированности

Задача: информировать

  • Аффективно-ориентированное сообщение

Цель: возбуждение эмоций, пробуждение чувств у аудитории

Пример: комплимент

  • Конативно-ориентированное сообщение

Цель: побуждение аудитории к действию

IV) Критерий типа канала.

- Одноканальная коммуникация.

Пример: СМС (без смайлов)

- Многоканальная коммуникация. Осуществление более чем по одному сенсорному каналу.Пример: ТВ (аудио-визуальная коммуникация)

!!! В рамках канала коммуникация может быть вербальной и невербальной. Вербальная может быть устной и письменной

I) По наличию эффекта

- Эффективная комм-я. Цель достигнута

- Неэффективная комм-я. Цель не достигнута.

II) По хар-ру эффекта

- Конструктивная. Эффект: укрепление соц.связей, смягчение соц.напряженности, преодоление конфликта.

- Деструктивная. Обратный эффект

III) По сфере осуществления

Деловая; Бытовая

IV) По предмету

Политическая; Экономическая; Социальная; Культурно-досуговая

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов. Примеры.

 

Шумы – любая совокупность факторов, которая вызывает ухудшения кач-ва коммуникации и потерю информации.

Виды шумов по Ш-В:

- Механические. Мех.шум (шум канала) порождается техническими факторами несовершенства каналов коммуникации (помехи в ТВ, шум за окном, мешающий восприятию речи, плохое качество типографской краски в газете)

- Семантические. Сем.шумы – это потеря инф-ии, порожденная трудностями и проблемами при кодировании и декодировании сообщений. Семантический шум возникает в рез-те специфических форматов преобразования смыслов сообщения в рез-те кодирования его в культурной системе. Выделяют две группы семантических шумов – шум источника и шум получателя. Примером семантического шума источника может быть ненамеренное искажение смысла производимой им информации за счет неправильного употребления языка либо иных символов. Шум получателя искажает сообщение в процессе декодирования полученного сигнала.

Данная классификация шумов является общепринятой и предполагает различные механизмы борьбы с разного типа шумами.

Ш-В предложили универсальную формулу защиты комм-ии от потенциальных шумов.

Смысл формулы: чем выше вероятность искажения сообщения, тем более информационно избыточным оно должно быть.

 

Билет

Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Понятие и структура знака по Соссюру. Понятие парадигмы и синтагмы. Примеры.

Специальные научные методы ТК, опирающиеся на 2 специальных подхода: 1. процессно-информациооный (где ком-ия – процесс получения информации); 2. семиотический < Семиотика – это наука о знаках; Семиотика или семиология является наукой о значащих формах, средствах выражения значения. > (где коммуникация – особое знаковое взаимодействие). Семиотический подход – взаим-е людей, опосредованное знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Ком-ия – процесс рождения и понимания смысла. Особенности семиотической модели: 1) центральная категория – категория сема или знака. 2) большое внимание уделяется реципиенту (получатель), тексту, процессу декодирования, источник опущен. 3) семиотич. модели не линейны, отражают не шаги и этапы прохождения инф-ии, а отношения, возникающие в течении движения смысла. 4. Большое внимание при интерпретации сообщения уделяется культурному (индивидуальному, коллективному) контексту взаимодействия. Предмет семиотич. подхода: а) процесс знакового опосредования, инф. взаим-я. б) ком. средства его реализации. в) каналы, по кот. передаётся сообщение. г) процесс восприятия (декодирования). Семиотика – теоритич. фундамент семиотич. подхода; комплекс научн. дисциплин, исследующих природу, ф-ции, виды знаков и знак. систем, св-ва знаков, знаковую деятельность человека. (Знаковая система – естественные языки, формальные: математики и логики, искусственные языки, системы сигнализаций в природе и обществе, языки изобразит. искусства, музыки, театра).

 

Билет

Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра. Примеры использования моделей.

Соссюр. Провёл строгое разграничение между речью (продукт языка при индивидуальной верб-й ком-ии)., языком, как взаимосвяз. знаковой системой и собств. речевой деят-ти как деят-ти по преобразованию языка в речь. Язык – универсален, а речь – индивидуальна. Обращение к сущности языкового знака, Соссюр фокусирует своё внимание на взаимодействии знаков и знаков. систем др. с другом. Языковой знак – двуединая сущность, единство означаемого, смысла связ. в сознании пользователя с этим знаком и означающего, той формы, в кот-й сущ-т и проявл. знак. Для знаков верб-й комм-ии, для слов они функционир. как соц. понятия и аккустич. образа/графической формы. Знак: означающее (веществ. носитель значения) – означаемое (само значение, смысл). Форма, в кот. сущ. знак, согласно Сосюру, это его знакообозначение, название, имя. Это обозначение носит конвинциальный хар-р. (Т.е. когда-то люди – пользователи знака догов. о том, что данному знач. соотв. данное обознач). Любой знак носит конвинц. хар-р, он социален. По отношению к любому обозначению само содержание знака, т.е. психическое конструктирование, соотв в едн. пользователь обозн. знака в лингвистике называется понятием, а в логике – концептом.

Фреге. Развивает теорию Пирса. 20в. Употребляя знак, человек интересуется не знаком как таковым, а в первую очередь его смыслом или значением. Концепт (десигнат) – это общее представление о всём классе денотатов (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком) данного знака, сложившихся в сознании субъекта знаковой деятельности. Модель Фреге демонстрирует зависимость знака с одной стороны от конкретного объекта действительности, кот. он обозначает, а с другой стороны от обобщённого представления обо всём классе таких объектов, существующего в културе.

Билет

Понятие и структура знака. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса. Примеры использования моделей.

Знак – это чувственное восприятие явления, изображение, звук, текст, которое представляет/замещает в ком. процессах другие явления, св-ва, отношения. 20 в. – теоретический кризис, связанный с понятием значения и смысла. В связи с этим они предложили собств. модель знака, продолжая модель Фреге. Значение значения. Исследование влияния языка на мышление и научный символизм. Отличие: знак – единство плана содержания и плана выражения (он отделён от имени больше чем имя). Модель отраж. выражение знака как комбинацию 3х категорий: 1. данный в ощущения объект окружающего мира. Денотат знака/ деферент слова, имени. 2. психич. представление. Понятие или концепт/смысл. 3. принятое в человеч. обществе наименование объекта: имя, слово, выражение, символ. Данная модель – теоритич. основание для семиотич. рекл. творчества.

 

Билет

Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры.

Чарльз Пирс, анализируя знаковую деят-ть человека, решил, что реципиент не просто обрабатывает информацию, а порождает собственное понимание сообщения. Это связано с культурой, опытом и знаковыми особенностями человека, т. е. его знаковой системой. Знак по Пирсу – это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении. Объект О – тот объект, кот. в отношениях между людьми представляется знаком. В логике он называется денотатом (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком), реже – референтом, в лингвистике – денотатом. Знак О (объективный знак) – это некот. принятое в данном общ-ве или сообщ-ве обозначение объекта О. Как только конвенция по отношению знака О достигнута, этот знак приобретает объективный хар-р для всех им пользующихся. S – это субъект, а знак S – это так называемый субъективный знак субъекта S для обозначения объекта О. Знак S образуется в результате взаим-я субъекта S прямо с объектом О, а с другой стороны опосредованно через объективный знак О. В результате этого взаимодействующий знак S может отличаться от знака О. Знак S – это нечто. представляющее что-то (объект О) перед кем-то (субъект S) в некотором отношении (знак О). Знаки О определяют поведение. Каждый человек взаимодействует с двумя реальностями – реальностью объектов О и реальностью знаков О. Принимая решение, человек сравнивает мир обектов и мир знаков. Чтобы манипулировать аудиторией нужно разрывать связь S с объектом О.

 

Билет

Билет

Свойства и характеристики знаков – 2. Свойства асимметричной дуальной динамики знака, принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем, принцип многоуровневости и ограниченности знаковых систем, принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса.

-ва ассиметрич. дуализма знаков (План содержания и план выражения, образ.знак, соедин. В качестве знаковыражени лишь историч. огранич. Краткий период. В условии отн-й планы автономны и имеют каждый свою собств. историч. динамику. (пример: знак свастики)). 4. св-ва огранич. семиотич. системы (Наблюдатель наход. внутри языка, замкнутом или отн. замкнутой семиотической системы, рассматривает сложившиеся в нём отношения между планами содерж. и планами выраж. как объективные, пост., заданные. Язык, как скемиот. Система для тех субъектов, кот. им пользуются, есть элемент внешней объективной среды существ. Если же наблюд. наход. вне семиот. системы, для него правила условий и условностей этой системы станов. заметными, он видит на 1 семиотич. уровень больше. То, что внутри системы явл. высшим семиот. уровнем для субъекта вне системы выступает в качестве промежут. семиотического уровня. (пример с зел. Очками в Изумрудном городе). 5. Принцип многоуровневости семиозиса. Семиозис – это процесс, в рез-те которого нечто начин. функционировать в качестве знака (Процесс формирования знака никогда не носит окончат. хар-ра. Связь между означаемым и означающим в стр-ре знака тоже не носит окончат. хар-ра. План выр-я – лишь форма знакв. Однако по мере развитие семиотич. систем новые этапы семиозиса происходят не на основании мира фактов, реальных вещей, а на основании знакового мира. Врезте знак, образ. На предыдущ. этапе сем.ю может стать означаемым нового означающего. Для обозн. одного и того же предмета сущ.несколько знаков и сам факт выбора одного из них представляет собой сеиотич. процесс. Это факт образования нового знака, нового семиотич. уровня. Именно так возникает семиотика. (происходит формирование вторичной аналогичной семиотической системы).

 

 

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

Коммуникация – эффективное опосредованное субъект-субъектное синхронное и диохронное взаим-е, в ходе которого от одного субъекта к другому перемещается имеющая для них смысл информация в идеальной или идеально-материальной форме.

Объект науки – некоторый элемент, объективно существующей реальности, которую данная наука выбирает для изучения

Объект существует независимо от процесса познания и от факта наличия самой науки

Предмет науки – это искусственно сконструированная исследователем часть объекта, взятая для изучения при условии абстрагирования от всех сторон объекта.

Предмет науки направлен на выявление только специфических связей и отношений, составляющих какую-либо сторону функционирования объекта.

Объект естественных наук – природа.

Объект Т.К. – коммуникационные процессы в человеческом обществе в совокупности их информационного и семиотического измерений.

Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств

Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук

Т.К. – междисциплинарная комплексная наука.

Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств

Предметное пространство Т.К. образуется в результате пересечения предметных областей классических (фундаментальных) наук, со своей стороны изучающих разные аспекты человеческого знакового взаимодействия.

Семиотика – наука о знаках

Онтология – часть философского знания, связанная с учением о бытие объекта (существует ли объект, и если да, то в какой форме).

Фундаментальные науки, складывающие предметное пространство Т.К.:

- Философия

- Комплекс лингвистических наук

- Искусствознание

- Психология

- Комплекс инженерных дисциплин

 

В общем виде Т.К.: психологические, социальные, семиотические, возникающие в процессе и результате обмена информации между социальными субъектами.

 

Билет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.123.194 (0.02 с.)